Учетная политика для целей налогового учета (Трушицына А.Ю.). Структура учетной политики Составление учетной политики для целей налогообложения

Псковский государственный университет

Контрольная работа

Налоги и налогообложение

Тема: Учетная политика для целей налогообложения

Введение

Глава 1. Учетная политика для целей налогообложения

    1. Сущность и задачи учетной политики организации

    2. Формирование учетной политики и ее основные элементы

    3. Факторы, влияющие на выбор учетной политики

Глава 2. Практическая часть

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.

Актуальность данной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

рассмотреть учетную политику в целях налогообложения как инструмент налогового планирования при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий налоговый режим.

Предметом исследования являются отношения государства и налогоплательщика при взимании налога на прибыль.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли.

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

      Сущность и задачи учетной политики организации

Варианты методов налогового учета появлялись в НК РФ постепенно.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской.

Первое упоминание о необходимости организации учетной политики в целях налогообложения содержалось в главе 21 НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года. Затем требования об определении вариантов учета для целей налогообложения появились в главе 25 НК РФ, вступившей в силу с 2002 года, и уже потом в отношении специальных налоговых режимов - с 2003 года. И только Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в законодательство о налогах и сборах было введено понятие "учетная политика для целей налогообложения".

В соответствии с терминологией, приведенной в пункте 2 статьи 11 НК РФ, под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

    методы оценки активов и обязательств;

    порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

    правила документооборота и технология обработки учетной информации;

    порядок контроля за хозяйственными операциями;

    другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

    определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

    выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

    выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

    идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

    отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

    оформление избранной учетной политики.

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике.

Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив – по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь в виду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Отметим, что само понятие учетной политики для целей налогообложения в действующем налоговом законодательстве на данный момент отсутствует. Однако с 1 января 2007 года оно появилось в Налоговом кодексе. Ведь пункт 2 статьи 11 кодекса дополнен таким абзацем: “учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика” 2 .

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

      принципы ведения налогового учета;

      методы расчета того или иного налога;

      регистры налогового учета.

Раньше одним из основных положений учетной политики был метод расчета НДС (кассовый или начисления). С этого года все обязаны платить налог только по методу начисления. Следовательно, устанавливать данный способ в учетной политике не нужно. Еще несколько слов об НДС. Если фирма ведет операции, как облагаемые так и не облагаемые этим налогом, вам следует определить порядок их раздельного учета. Основная часть учетной политики будет касаться налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения появилась значительно позже бухгалтерской, однако недооценивать ее значение было бы неправильно.

Ведь именно порядок налогового учета непосредственно влияет на правильность определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, а допущенные ошибки в учете могут стоить очень дорого.

Принципы построения учетной политики в целях налогового учета "разбросаны" по различным главам НК РФ. И зачастую бухгалтеры полагают, что налоговая учетная политика существует только в рамках учета по налогу на прибыль. Вместе с тем анализ норм законодательства о налогах и сборах показывает, что право выбора у налогоплательщика (варианта учета) существует в том или ином виде независимо от применяемой организацией системы налогообложения.

От выбора, сделанного руководством организации при формировании учетной политики, в немалой степени зависят суммы налогов, перечисляемых в бюджет, а также время их уплаты. Следовательно, именно налоговая учетная политика является одним из законных инструментов оптимизации налогообложения, что особенно важно в условиях экономической нестабильности.

В ряде случаев бухгалтерская и налоговая политика взаимозависимости. И только при их продуманном сочетании будет возможна оптимизация налогообложения. Например, если вести речь о налоге на имущество, то следует напомнить, что налоговая база по данному налогу рассчитывается исходя из остаточной стоимости имущества, учитываемого в качестве основных средств, определяемой по данным бухгалтерского учета. Соответственно, на сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, оказывает непосредственное влияние порядок организации учета основных средств, определенный в бухгалтерской учетной политике.

Таким образом, в текущей ситуации без грамотно составленного приказа об учетной политике как в части бухгалтерского учета, так и налогообложения не обойтись.

Понятие "учетная политика для целей налогообложения" было введено гл.21 Налогового кодекса РФ "О налоге на добавленную стоимость". В ст.167 "Момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг)" НК РФ определены общие положения по формированию учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации.

Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

определение налоговой базы по налогу на прибыль;

формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

оценка имущества;

распределение убытков между налоговыми периодами.

В гл.25 НК РФ не указано, на кого возложена обязанность по формированию учетной политики. Эта работа может выполняться тем структурным подразделением организации, которому поручено ведение налогового учета.

В процессе формирования учетной политики должны быть обоснованы организационно - технические и методические аспекты налогового учета:

порядок организации налогового учета;

принципы и порядок налогового учета видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

формы аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации;

способы ведения налогового учета;

другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета.

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета доходов и расходов по каждому из них.

Принятая учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации. Учетная политика для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации.

После принятия гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ к понятию "учетная политика для целей налогообложения" добавились такие новые понятия, как "налоговый учет", "система налогового учета", "аналитические регистры налогового учета".

В учетной политике для целей налогообложения организация-налогоплательщик отражает порядок ведения налогового учета в соответствии с правилами, определенными гл.25 НК РФ. Приложениями к учетной политике для целей налогообложения устанавливаются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов, разрабатываемых налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.


Изменения в учетную политику вносятся в случае изменения законодательства и применяемых методов налогового учета в установленные законодательством сроки. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения принимается при изменении:

законодательства о налогах и сборах - с момента вступления в силу измененных или вновь введенных норм законодательства;

применяемых методов учета - с начала нового налогового периода.

Действующим законодательством не предусмотрена обязательность представления учетной политики организации для целей налогообложения и вносимых в нее изменений налоговым органам. Не определены четко состав и структура учетной политики для целей налогообложения. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно принять решение об утверждении единой учетной политики организации для целей налогообложения. На практике организации часто составляют не только единую учетную политику для целей налогообложения, но и общую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела: первый - по правилам ведения бухгалтерского учета, второй - по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, норм, правил, способов, методов, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.

В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.

В ряде статей гл.25 НК РФ содержится прямое указание на необходимость отражения в учетной политике для целей налогообложения применяемых налогоплательщиком методологических приемов и способов налогового учета (порядок признания доходов и расходов, специальные коэффициенты, предельные величины расходов и др.) как обязательных элементов учетной политики. К их числу относятся методологические приемы и способы налогового учета, приведенные в таблице.

В гл.25 НК РФ также предусмотрены методы, правила и способы, обязательность отражения которых в учетной политике для целей налогообложения при этом не установлена. Налогоплательщик может определить самостоятельно те положения, которые он включит в свою учетную политику для целей налогообложения наряду с элементами учетной политики, приведенными в таблице 39.

Приведем методологические приемы и способы налогового учета доходов и расходов, не определенные в гл.25 НК РФ как обязательные элементы учетной политики организации для целей налогообложения, и варианты (условия) их применения.

Таблица 39

Способы ведения налогового учета

Объект учетной политики Варианты применения Обоснование, НК РФ
1. Применяемый организацией метод оценки сырья и материалов, избранный ею в целях определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Метод оценки стоимости единицы запасов Метод оценки по средней стоимости Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
2. Порядок начисления амортизации основных средств 2.1. 2.2. Начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установ ленных в соответствии со ст.259 НК РФ Не начислять амортизацию по нормам амортизационных отчислений ниже установлен ных в соответствии со ст.259 НК РФ
3. Порядок включения в состав прочих расходов по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) расходов на освоение природных ресурсов 3.1. 3.2. Включать равномерно в течение 12 месяцев Включать равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации
4. Предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту
5. Метод оценки покупных товаров, на стоимость приобретения которых налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации данных товаров 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По средней стоимости По стоимости единицы
6. Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг при реализации или ином выбытии ценных бумаг 6.1. 6.2. 6.3. По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО) По стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО) По стоимости единицы
7. Норматив отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва
8. Предельная сумма и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год В случае принятия налогоплательщиком решения о создании такого резерва 324.1

Перечень аналитических регистров налогового учета, применяемых организацией, приводится в виде приложения к учетной политике для целей налогообложения. Статьи 313 и 314 НК РФ определяют два возможных способа обобщения информации для целей налогообложения: 1) налогоплательщик дополняет применяемые регистры бухгалтерского учета, если в них содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ, формируя тем самым регистры налогового учета; 2) ведет самостоятельные регистры налогового учета.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении; наименования хозяйственных операций; подписи (расшифровки подписей) лиц, ответственных за составление указанных регистров.

В учетной политике для целей налогообложения следует также отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: с использованием компьютерных программ или ручным способом.

Контрольные вопросы

1. Из каких разделов состоит учетная политика для целей бухгалтерского учета.

2. Какие документы утверждаются при формировании учетной политики.

3. Что такое учетная политика для целей налогообложения.

4. Перечислите способы ведения налогового учета.

5. Перечислите способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Формирование учетной политики

Для целей налогообложения

Первоочередной задачей любой организации является формирование рациональной учетной политики, которая утверждается и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.

Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Унифицированной, "жесткой" формы приказа об учетной политике нет.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

1) если организация решила изменить применяемые методы учета;

2) если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.

Эти положения применяются к налогу на прибыль, так как они предусмотрены ст. 313 НК РФ.

Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов гл. 21 НК РФ не предусмотрено.

В случае появления новых видов деятельности вносить дополнения в учетную политику можно в любой момент отчетного года. При этом нужно определить и отразить в учетной политике принципы и порядок учета этих видов деятельности для целей налогообложения.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

Общие и организационно-технические вопросы;

Методологические аспекты.

К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

Распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

Применение аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации.

В этот раздел включаются также основные правила ведения налогового учета.

Если организация имеет обособленные подразделения, важно определить:

Срок представления сведений в головное отделение организации для сводного налогового учета;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

Важными решениями, которые принимаются руководством организации, являются составление и утверждение учетной политики для налогового учета. При формировании учетной политики для целей налогообложения нужно исходить из того, что грамотно сформированная учетная политика может помочь в решении такой немаловажной задачи для организации, как оптимизация налогообложения. Искусство формирования учетной политики заключается в выборе оптимальных для данной организации способов учета, позволяющих на законном основании снизить налоговую нагрузку.

К перечню мероприятий, позволяющих сэкономить на налогах с помощью учетной политики, относятся оценка используемых элементов учетной политики и анализ использования возможных альтернативных вариантов. Все вопросы определения доходов и расходов, их признания, оценки, распределения, учета, неясно или неоднозначно прописанные в НК РФ, либо не прописанные вообще, должны становиться вопросами учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет снизить налоговые платежи и выиграть спор с налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль.

Однако следует отметить, что значение учетной политики для целей налогообложения недооценивается многими предприятиями, в которых к её разработке относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов. налоговый учет политика налогообложение

Актуальность данной дипломной темы заключается в необходимости исследования вопросов формирования оптимальной учетной политики для целей налогообложения прибыли, моделировании критериев ее разработки и принципов формирования в соответствии с видами деятельности организации.

Целью написания данной дипломной работы является подробное изучение элементов учетной политики для целей налогообложения прибыли организаций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

Раскрыть сущность учетной политики для целей налогообложения;

Дать характеристику элементам учетной политики для целей налогообложения прибыли;

Сравнить налоговые регистры предприятия со стандартами;

Проанализировать финансово-экономическую деятельность и налоговую нагрузку на предприятии.

Предметом исследования являются экономические отношение, возникающие в процессе налогового и бухгалтерского учета, анализа финансовых результатов предприятия.

Объектом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие порядок формирования учетной политики для целей налогообложения прибыли ОАО «ЕРП».

В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, сравнения, индукции и дедукции.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, источники научной литературы, а также статьи в периодической печати.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

1.1 Налоговый учет: цели, задачи, принципы

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, который формируется под действием экономических законов, под влиянием фискальной функции налоговой системы.

Налоговый учет позволяет корректировать доходы и расходы предприятия по сравнению с данными бухгалтерского учета в целях налогообложения прибыли. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации.

Цель налогового учета- формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогом на прибыль хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Задачи налогового учета, в нем должна быть сформирована следующая информация:

О суммах доходов и расходов в текущем отчетном периоде;

О доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде;

О сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесения на расходы в следующих отчетных периодах;

О создаваемых резервах;

О сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Показатели налогового учета - перечень характеристик, существенных для объекта учета.

Данные налогового учета - информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

В главе 25 НК РФ нашли отражения следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;

принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;

принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);

принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;

принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.

1.2 Структура учетной политики для целей налогообложения

Учетная политика для цели налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Общепринятый налоговый режим предполагает ведение налогового учета по многим налога, входящим в данный режим. В частности это относится к налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и т. д. При этом в части ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль налоговое законодательство предусматривает возможность выбора некоторых параметров. Такой выбор субъект малого предпринимательства оформляет в своей учетной политике по налогообложению.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя до наступления очередного налогового периода. Для целей бухгалтерского учета учетная политика организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 (14), для целей налогового учета учетная политика организации регламентируется положениями НК РФ ч. II (1). В целях налогообложения в учетной политике должны быть сформулированы все аспекты организации налогового учета на основе глав 21 и 25 НК РФ ч. II (1).

Учетная политика должна утверждаться до наступления очередного налогового периода, Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского и налогового учета и порядок налогообложения.

В данном разделе рассмотрены основные требования, предъявляемые законодательством при организации и ведении налогового учета, а том числе при составлении учетной политики организации для целей налогового учета, при учете доходов и расходов и формировании налоговой базы.

Обращаем внимание бухгалтеров и руководителей предприятий на тот момент, что учетная политика для целей бухгалтерского учета и учетная политика для целей налогообложения - принципиально разные организационно-распорядительные документы не только по форме, но и по содержанию.

Структура учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

1.3 Формирование регистров для целей налогообложения на предприятии

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они систематизируют и накапливают информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах.

Формы аналитических регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике. При этом аналитические регистры в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном и денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. За правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета следят те, кто их составил и подписал. Если в регистре налогового учета обнаружатся ошибки, исправлять их вправе только ответственное за это лицо. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Налоговый учет не содержит обязательного требования отражать хозяйственные операции путем двойной записи, как это принято в бухгалтерском учете. Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. На основании итогов отдельных регистров формируются сводные регистры по доходам, расходам, суммам начисленной амортизации и другим показателям.

Таким образом, из данных налогового учета должно быть ясно:

как определяют доходы и расходы фирмы;

как определяют долю расходов, учитываемых при налогообложении в отчетном периоде;

какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих включению в расходы в следующих отчетных периодах;

каков размер задолженности перед бюджетом.

Предусмотрено ведение 51 регистра налогового учета с группировкой их по 5 разделам:

I. Регистры промежуточных расчетов - 16 форм;

II. Регистры состояния единицы налогового учета - 13 форм;

III. Регистры учета хозяйственных операций - 7 форм;

IV. Регистры формирования отчетных данных - 12 форм;

V. Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями - 3 формы.

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

I. Регистры промежуточных расчетов.

1. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".

2. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".

3. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

Задолженность со сроком погашения более 45 дней, но менее 90

Задолженность со сроком погашения более 90 дней

Сумма дебиторской задолженности, являющаяся основанием для расчета резерва сомнительных

Выручка от реализации отчетного (налогового) периода

10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода

Резерв сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода

Неиспользованный остаток резерва сомнительных долгов предыдущего отчетного периода на отчетную дату

Разница, учитываемая в составе внереализационных расходов отчетного периода

Разница, учитываемая в составе внереализационных доходов отчетного периода

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

Дата формирования записи

Лицо, в пользу которого произведена выплата

Вид персонала

Фактическая сумма платежа (взноса) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности

Итого осуществленная сумма платежа (взноса) по виду страхования принимается в целях расчета налоговой базы

11. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

Дата проведения расчета

Общая сумма расходов на ремонт основных средств отчетного периода

Первоначальная стоимость амортизируемого имущества

Предельная сумма расходов на ремонт текущего периода исходя из 10% первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемых основных средств на отчетную дату

Сумма превышения величины расходов на ремонт над нормируемой

Коэффициент для определения суммы сверхнормативных расходов

Объект основных средств

Сумма расходов на ремонт за отчетный период

Сумма превышения расходов на ремонт над нормативом

Сумма расходов на ремонт текущего периода

Количество месяцев до конца начисления амортизации по ремонтируемому объекту (от даты начала учета суммы превышения в составе прочих расходов)

12. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

Дата формирования записей

Сумма расхода на оплату труда текущего периода

Вид персонала

Сумма платежа (взноса) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников в пределах установленных норм

Фактическая сумма платежа (взноса) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников

Сумма платежа (взноса) по добровольному личному страхованию, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов в пределах норм

Фактическая сумма платежа (взноса) по добровольному личному страхованию, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов

Фактическая сумма взноса по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности

Сумма платежа (взноса) по добровольному страхованию по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитываемого для целей налогообложения

Сумма платежа (взноса) по добровольному личному страхованию, предусматривающего оплату страховщиками медицинских расходов

Сумма платежа (взноса) по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти или утраты трудоспособности

Итого по страхованию

13. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

Дата формирования расходов

Объект основных средств

Амортизационная группа

Сумма расходов на ремонт текущего периода по объекту (по объектам амортизационных групп 1 - 3)

Общая сумма расходов на ремонт текущего периода по объектам 4 - 10 групп

Общая сумма расходов на ремонт текущего периода по всем объектам

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

Наименование объекта учета

Дата реализации объекта

Реквизиты договора

Гарантийный срок

Сумма выручки от реализации данного товара (работы) по данному договору

Способ начисления резерва

Специальный коэффициент

Сумма расходов, предусмотренных в плане на выполнение гарантийных обязательств

Сумма формируемого резерва по данному объекту

Коэффициент корректировки

Сумма формируемого резерва по окончании налогового периода с учетом корректировки

Общая сумма резерва в данном налоговом периоде

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

II. Регистры учета состояния единицы налогового учета.

1.Регистр информации об объекте нематериальных активов.

Дата приобретения

Наименование объекта нематериальных активов

Первоначальная стоимость

Срок полезного использования

Способ начисления амортизации

Применение понижающего коэффициента

Суммы начисленной амортизации

Количество месяцев полезного использования или срок окончания начисления амортизации

Базовая стоимость нематериального актива

Дата снятия объекта с учета

Основания снятия с учета

2.Регистр информации об объекте основных средств.

Наименование объекта

Дата приобретения

Первоначальная стоимость

Изменение первоначальной стоимости

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Способ начисления амортизации

Дата определения направления использования основного средства

Дата начала применения понижающего коэффициента

Величина понижающего коэффициента

Дата начала начисления амортизации

Суммы начисленной амортизации

Базовая стоимость основного средства

Срок списания базовой стоимости линейным методом

Количество месяцев полезного использования (начисления амортизации)

Признак прекращения начисления амортизации (движение основных средств без утраты на

них права собственности)

Дата начала прекращения начисления амортизации

Основание прекращения начисления амортизации

Количество месяцев перерыва в начислении амортизации

Дата окончания прекращения начисления амортизации

Основание окончания прекращения начисления амортизации

Дата снятия объекта с учета

Основания для снятия объекта с учета

3.Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Наименование показателя

Дата приобретения партии

Номер партии

Наименование единицы учета товаров

Дата списания

Наименование, дата и номер документа на списание

4.Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

Дата приобретения партии

Номер партии

Наименование единицы учета сырья / материалов

Приход (в натуральных измерителях)

Приход (в стоимостных измерителях)

Цена единицы товара данной партии

Дата списания

Наименование, дата и номер документ на списание

Списание (в натуральных измерителях)

Списание (в стоимостных измерителях)

Остаток текущий (в натуральных измерителях)

Остаток текущий (в стоимостных измерителях)

5.Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

Наименование товара

Дата операции

Основание операции

Приход (в натуральных измерителях)

Приход (в стоимостных измерителях)

Списание (в натуральных измерителях)

Цена единицы списания

Списание (в стоимостных измерителях)

6.Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

Наименование сырья / материалов

Дата операции

Основание операции

Остаток на начало дня проведения операции (в натуральных измерителях)

Остаток на начало дня проведения операции (в стоимостных измерителях)

Приход (в натуральных измерителях)

Приход (в стоимостных измерителях)

Возвраты поставщикам (в натуральных показателях)

Возвраты поставщикам (в стоимостных показателях)

Списание (в натуральных измерителях)

Цена единицы списания

Списание (в стоимостных измерителях)

Остаток на конец дня проведения операции (в натуральных измерителях)

Остаток на конец дня проведения операции (в стоимостных измерителях)

7.Регистр учета расходов будущих периодов.

Дата операции

Вид расхода (убытка)

Наименование объекта

Срок, в течение которого расходы могут быть включены в состав прочих расходов

Сумма расходов в месяц, подлежащая включению в состав прочих расходов

Дата начала учета в составе прочих расходов / расходов на оплату труда

Количество месяцев фактического списания месячной суммы расходов в состав прочих расходов / расходов на оплату труда (на текущую дату)

8.Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

Объект учета

Дата операции

Наименование (вид) операции

Установленная дата погашения задолженности

Порядок расчетов

Сумма возникшей задолженности

Стоимость приобретения задолженности (в рамках финансовых услуг)

Обеспеченность задолженности залогом, поручительством, банковской гарантией

Дата погашения (списания)

Основание для списания

9.Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

10.Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

Объект учета

Дата операции

Наименование (вид) операции

Дата начала течения срока исковой давности

Порядок расчетов

Сумма возникшей задолженности

Сумма НДС по возникшей задолженности

Курсовая (суммовая) разница по возникшей задолженности

Сумма НДС по суммовой разнице

Дата погашения (или списания)

Основание для списания

Сумма погашенной (списанной) задолженности

Сумма НДС по погашенной (списанной) задолженности

Сумма непогашенной задолженности

Сумма НДС по непогашенной задолженности

11.Регистр учета расчетов с бюджетом.

Вид налога (сбора)

Дата начисления

Сумма налога (сбора)

Срок уплаты

Общая начисленная сумма налога (сбора)

Дата фактического перечисления

Перечисленная сумма налога (сбора)

Общая перечисленная сумма налога(сбора)

Сумма списанной (уменьшенной иным образом) задолженности перед бюджетом

Сумма недоимки (переплаты)

Общая сумма пени

12.Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

Наименование объекта учета

Реквизиты договора

Дата осуществления расходов

Вид операции

Гарантийный срок

Способ начисления резерва

Сумма расходов на данную операцию

Сумма резерва по данному объекту

Общая сумма произведенных расходов по данному объекту в течение предыдущих налоговых периодов

Общая сумма произведенных расходов по данному объекту в данном налоговом периоде

Вновь исчисленная сумма резерва расходов на гарантийный ремонт

Сумма, переносимая в Регистр учета прочих расходов

Сумма, переносимая в Регистр учета доходов текущего периода

13.Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

III. Регистры учета хозяйственных операций.

1.Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).

2.Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

3.Регистр учета поступлений денежных средств.

4.Регистр учета расхода денежных средств.

5.Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

6.Регистр учета расходов на оплату труда.

7.Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

IV. Регистры формирования отчетных данных.

1.Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".

Месяц, за который начисляется амортизация

Наименование объекта

Принадлежность к основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг)

Метод начисления амортизации

Применение специального коэффициента

Первоначальная (остаточная, базовая) стоимость объекта

Срок (полезный, оставшийся до истечения полезного срока использования), который применяется при расчете амортизации (в месяцах)

Сумма амортизации по объекту

Общая сумма амортизации

2.Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

3.Регистр учета прочих расходов текущего периода.

Дата операции

Вид расхода

Наименование объекта

Общая сумма расходов

4.Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".

5.Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

6.Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

Дата операции

Сумма прямых расходов, приходящаяся на остаток товара на складе на начало месяца

Сумма транспортных расходов текущего месяца

Остаток товаров на складе на начало месяца

Сумма товаров, приобретенных в текущем месяце

Сумма товаров, реализованных в текущем месяце

Остаток товаров на складе на конец месяца

Средний процент

Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку товаров на складе на конец месяца

Сумма прямых расходов, относящихся к расходам текущего месяца

7. Регистр учета внереализационных расходов.

8.Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).

9.Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

Дата уступки права требования

Сумма задолженности

Цена продажи

Дата погашения задолженности по договору

Убыток от уступки права требования

Убыток, принимаемый в уменьшение облагаемой базы текущего периода

Убыток, принимаемый в уменьшение облагаемой базы будущих периодов

Расчет суммы процентов в соответствии со статьей 269 НК РФ

Убыток от реализации права требования, учитываемый в составе расходов от реализации

10.Регистр учета доходов текущего периода.

курсовая работа , добавлен 31.10.2014

  • Основы и методика ведения налогового учета на современном предприятии, цели и задачи данной системы. Структура учетной политики в целях налогообложения, форма ее построения. Определение налогооблагаемой базы и расчет НДС, налога на прибыль предприятия.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Теоретические основы учетной политики и налогового планирования, позволяющие снизить уровень налогового бремени. Значение учетной политики при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Льготное налогообложение в оффшорных зонах.

    дипломная работа , добавлен 10.12.2014

    Формирование и значение учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Анализ налогов, уплачиваемых предприятием и расчет налоговой нагрузки на примере МУП ЖКХ "Южное", проблемы и перспективы оптимизации системы его налогообложения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Понятие учетной политики для целей налогообложения, требования, предъявляемые к ней, нормативно-правовое обоснование. Кассовый метод учета доходов и расходов. Роль налога на прибыль в бюджете РФ. Регистры налогового учета и требования к их оформлению.

    шпаргалка , добавлен 22.01.2015

    Ставка налога и методы налогообложения. Плательщики акцизов и перечень подакцизных товаров. Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчетном) периоде. Организация и ведение налогового учета на предприятиях.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и порядок перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Плательщики, объект налогообложения. Организация и уровни налогового учета при УСН. Ведение налогового учета в организации, перешедшей на УСН. Совершенствование налогового учета.

    курсовая работа , добавлен 15.06.2010

    Организация налогового учета на предприятии. Характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения. Метод начисления амортизации в целях налогообложения. Ответственность за несоставление регистров налогового учета. Расчет налоговой базы.

  • контрольная работа

    1.2 Структура и состав учетной политики для целей налогообложения

    Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит из двух разделов.

    Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.

    Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.

    На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:

    1. для налога на добавленную стоимость;

    2. налога на прибыль организаций;

    3. налога на добычу полезных ископаемых;

    4. акцизов;

    5. налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    учетная политика налогообложение земельный

    Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Налогового Кодекса подобных норм намного меньше.

    Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:

    1) основная группа - это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;

    2) дополнительная группа - это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.

    Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

    При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.

    Единый социальный налог

    Учетная политика -- это план работы на год не только финансовых и бухгалтерских служб, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости учетной работы, обусловленные спецификой деятельности организации...

    Но не всегда налоговое законодательство предусматривает вариантные способы учета отдельных операций. Примером является раздельный учет для целей исчисления НДС при совершении облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ)...

    Полнота составления учетной политики для целей налогового планирования на примере ООО "Нептун"

    Проверка полноты включения доходов и снижения налогооблагаемой базы за счет расходов установила следующее: ООО "Нептун" не включил в состав доходов следующие виды доходов: неустойку (штраф, пеню) с покупателей продукции...

    Порядок организации налогообложения инвестиционной деятельности на примере ООО "Глобус"

    Ответственность за организацию налогового учета в ООО "Глобус" возлагается на главного бухгалтера. Налоговый учет на предприятии ведется на основании данных регистров бухгалтерского учета посредством составления бухгалтерских справок...

    Учет налога на добавленную стоимость

    Налоговая учетная политика - принятый налогоплательщиком (налоговым агентом) документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований настоящего Кодекса...

    Учетная политика для целей налогообложения. Земельный налог

    Очень важным вопросом организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии является принятие учетной политики. Наличие на предприятии учетной политики - это одновременно и право, и обязанность предприятия...

    Учетная политика предприятия и оптимизация налоговых платежей

    Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

    Термин «учетная политика предприятия» появился в конце восьмидесятых годов ХХ века в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies» - учетная политика. В начале 1992 г...

    Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

    Учетная политика для целей налогообложения это обязательные для организации правила...

    Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

    Распространенным является мнение, согласно которому учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях...

    Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

    Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

    При формировании учетной политики для целей налогообложения необходимо знать ответы на четыре вопроса. а) когда необходимо утверждать учетную политику? Учетная политика утверждается приказом...

    Формирование учетной политики для целей налогообложения в организации

    Для того...

    Функционирование налога на прибыль в современной системе налогообложения

    Курсовая работа сделана на материалах ООО «Казантип». Поэтому прежде, чем ознакомиться с Приказом об учетной политике, дадим краткую характеристику организации...

    
    Top