Недремлющее око икона о чем молятся. Икона Всевидящее око Божие — значение, в чем помогает, история

Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из таких является икона «Всевидящее око».

История иконы

Согласно некоторым литературным сведениям, предположительное место появления Божией иконы «Всевидящее око» принято считать Владимирскую область. Именно там, местными мастерами иконописцами был сотворен такой замечательный шедевр, художественные элементы которого вызывают у ценителей искусства и православных верующих отдельный восторг.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.

В чем помогает икона «Всевидящее око»

Следует сказать, что икона Божией Матери «Всевидящее око» можно встретить далеко не везде. Однако, этот образ, также как и остальные святые образы, таит в себе великую чудотворную силу.

Значение «Всевидящего око» на иконах крайне велико.

Она осуществляет важную защитную функцию, помогая людям убрать от себя негативную публику, раскрыть уникальные творческие способности, уберечься от потери зрения и полной слепоты.

Отдельным местом для иконы могут выступать любые домашние места. Самое главное, чтобы данная святыня была хорошо видна всем проживающим в доме членам семьи, и чтобы возле этого места было удобно произносить слова молитвы.

Отдельно хотелось бы добавить, что если некоторое время полностью сфокусировать свой взгляд на иконе всевидящий глаз, то можно обратить внимание на последующее вращение трех круговых сфер, которые сливаясь воедино, будут создавать впечатление вращения.

Молитва перед святыней

Молитва может осуществляться как во время церковно-православной службы совместно с остальными людьми, так и самостоятельно. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Икона Всевидящее Око Божие, встречающуюся в некоторых церквях, считается сложной в своем символизме. Церковь запрещает изображать Господа Бога на иконах, и именно поэтому автор данного образа предпочел изобразить Его в виде знаков и символов, что несколько отличается от обычной иконописи. Несмотря на это, икона - важная реликвия, ее стоит знать и почитать.

История образа

Данная картина, яркий пример возможной популяризации народного творчества в религии, на протяжении всего своего существования активно и яростно обговаривается на всевозможных богословских встречах и заседаниях. Несмотря на неоднозначность иконы, она стала крайне востребованной среди православного народа.

Впервые она появилась во Владимирской земле, где ее создали руки тамошних мастеров в стиле и традициях Владимирского иконописания, по крайней мере, первоначальные образцы.

Исполнен он в охристых тонах, что характерно для той местности. Главной отличительной особенностью является ее простота и одновременно красота композиции. А вот сложность вся - во множестве символов , в ней заключенных. Ведь она не только отличается своей концепцией от привычной канонической иконографии, но и способом подачи всех ключей, раскрывающих смысл.

Читайте о других Господних иконах:

  • «Спас нерукотворный»

Кроме того, это достаточно молодой образ, возраст которого едва достигает 300 лет, т.е. является новоделом. Его создание пришлось на закат традиционной русской иконописи, может быть поэтому «Всевидящее око» содержит неоднозначный, на первый взгляд, концептуальный авторский смысл.

Интересно! Значительная часть духовенства обычно скептически относится к иконе, но мистичность ее не помешала расти популярности среди верующих.

Икона «Всевидящее око Божие»

Значение и композиционные особенности

Образ представляет собой композицию, редко встречающуюся в иконописи. Смысл его - это образ Господа как света для всей Вселенной, а Его ведение человека приравнивается к оку, оттуда и имя - «Всевидящее Око».

На протяжении всего существования иконы уже создали достаточно много списков, поэтому на некоторых досках композиционные картины могут отличаться от оригинала, который рассмотрен ниже.

Композиционный образ собран из множества мельчайших символов, чтобы в целом дать единое представление о свете всего бытия - Господе Боге. Именно Он (символом) располагается в центре доски.

Доска разделяется на 4 круга, на каждом из которых собрано несколько важных элементов:

  1. Первая центральная окружность - тут расположен образ Христа, от которого благословение и спасение каждому страдающему грешнику. Вокруг Него расположена надпись: «Очи мои на верны, чтобы земли посадить и с собою». Из него исходят 4 луча, которые начинаются в круге, а заканчиваются за его пределами. Они обозначают тот свет, который исходит к миру от Христа и Господа. На концах этих лучей, уже по краям всего изображения, располагаются изображения евангелистов или же их символичное изображение;
  2. Вторая - он больше в диаметре, чем первый и содержит человеческое лицо, которое состоит только из 4 глаз, носа и рта. Там же располагается надпись на старославянском, которая означает «Возвеличивает душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасителе Моем». Этот круг отображает отношение Божественного Начала и мира людей, посредником между которыми выступает молящаяся Богородица, нарисованная между 2 и 3 кругами;
  3. Третий круг ознаменован надписью: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим». Он пересечен несколькими густыми лучами, идущими из первой окружности, От Христа. из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа;
  4. Самый главный и последний, усеченный снизу, четвертый круг - в нем символично изображен Бог Отец, благословляющий все человечество. Фигура Господа имеет поднятые благословляющие руки, а ее низ сокрыта в ореоле. По краям от Него расположена надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». Фоном для Него служит чистое звездное небо, где, согласно Писанию, расположено Царствие Небесное. Бог Отец всегда изображается в окружении трех серафимов или четырех ангелов со свитками. От Господа слетает к Богородице Дух Святой в виде голубя.

Значение данного образа заключается в изображении и трактовке всех важных символов христианства, которые помогают человеку держаться на праведном пути и не сходить с него. Стремиться к свету, исходящему от Господа.

Важно! Лик расставляет приоритеты христианства и помогает верующему составить правильную иерархию в своей голове - Господь над всем и начало всего, От Христа - спасение, а Дух Святой и Богородица помогают людям правильно взаимодействовать с ними.

Кому и от чего помогает образ

Для чего и от чего молиться иконе «Всевидящее око»?

Это универсальное изображение, у которого нет границ в просьбах, ведь человек не может ограничить Господа, от Которого и Которым все созидается. Господь всесилен: избавляет человека от неудач, одаривает здоровьем и бодростью, посылает духовную радость.

Именно поэтому перед данным образом можно молиться и просить обо всем - Отец Небесный слышит все молитвы.

Икона оберегает и помогает:

  • от негативного влияния и дурного глаза ;
  • помогает раскрыть скрытые способности человека и помочь духу его подниматься над тяготами и скорбями в поисках Бога;
  • исцеляет от слепоты и помогает справиться с проблемами зрения;
  • покровительствует духовенству;
  • защищает от скорбей и тягот простых людей, независимо от работы, возраста, пола или национальности;
  • удерживает человека от греха;
  • помогает справиться с греховными мыслями;
  • грешнику помогает укрепиться в вере;
  • родителям дает мудрость для воспитания детей;
  • помогает принимать верные решения как в духовной, так и плотской жизни.

Стоит помнить, что Господь - это не волшебная палочка и не исполняет все наши желания. Он суверенный Бог и только Его воля важна для каждого человека. Все, что Он посылает в жизнь - благое для человека.

Важно! Иконы - это не волшебный артефакт исполнения желания. Они лишь помогают человеку настроиться на правильный лад и очистить свое сознание, чтобы молитва была искренней и горячей.

Отец Небесный желает, чтобы каждый человек вначале покаялся и изменил свое сердце . Приходить к Богу только ради материальных благословений - значит, оскорбить Его личность и пренебречь Его волей.

Молитвы, которые наполнены упреками и требований, скорее всего, останутся без ответа, поскольку Отец Небесный не может идти против Своих же законов, так что если человек нарушает Божественные законы и заповеди, как он может рассчитывать на Божественную поддержку?

Стоит поразмыслить над своим сердцем прежде, чем приходить к образу «Всевидящее Око».

Икона на левкасе «Всевидящее око Божие»

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Господа «Всевидящее Око Божие».

Где разместить икону и как молиться

Данный образ нечасто можно встретить в храме, поскольку из-за его неоднозначности и неканоничности не все духовные служителя хотят размещать его.

Тем не менее изначально икона выступала в качестве украшения стен, куполов и просто как храмовая роспись. До сих пор ее можно увидеть в таких местах в храмах 18-19 веков, а вот в более современных церквях уже такой росписи нет. С течение времени она стала появляться как полноценный образ на иконостасе в храмах и домах.

Совет! Образ можно приобрести для личного иконостаса либо у коллекционеров (имеется в виду более древнее изображение), либо в магазине икон.

Приобретать такую икону можно только в том случае, если совесть и дух не осуждает. Для многих верующих его спорность и то, что у духовенства нет единого ответа, вызывает сомнение и раздумья. В таком случае не стоит приобретать доску. В противном случае, после приобретения необходимо правильно ее разместить среди других изображений.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

Среди прочих икон поставить следует и «Всевидящее око». Следует уточнить, что специальных молитв к ней не написано, но это не значит, что человек не может молиться к ней обычными своими словами и искренне рассказывать Богу о всех проблемах, его мучивших и страстях одолевающих.

В качестве молитвы можно читать перед ней «Отче наш» , канон покаяния , акафист Иисусу Сладчайшему . Прекрасно подойдут в качестве молитв чтения прославляющих и покаянных псалмов. Просить Бога Отца можно о милосердии, о благословении на изучение Писание, о том, чтобы иметь доброе и любящее сердце, обо всех духовных проблемах.

Важно! Не следует использовать икону для магических ритуалов, поскольку Церковь запрещает обращаться к колдунам, бабкам и ведьмам. Это само по себе считается большим грехом, а использовать для этого икону - существенно усугубляет вину человека.

Молитесь образу «Всевидящее Око» дома, прося Отца Небесного о милости.

Посмотрите видео о неканонических иконах

В го-ро-де Ры-бин-ске, в мо-на-стыр-ской ча-совне, устро-ен-ной неда-ле-ко от вок-за-ла Ры-бин-ско-Бо-ло-гов-ской же-лез-ной до-ро-ги, на-хо-дит-ся древ-няя чу-до-твор-ная ико-на, име-ну-е-мая «Недрем-лю-щее око». Ее по-жерт-во-ва-ла дочь зна-ме-ни-то-го про-по-вед-ни-ка, про-то-и-е-рея Ро-ди-о-на Пу-тя-ти-на, ко-то-рый пи-тал к этой иконе осо-бен-ное бла-го-го-ве-ние вслед-ствие се-мей-ных пре-да-ний. Об-раз име-ет 10 верш-ков в ши-ри-ну и один ар-шин в вы-со-ту; пи-сан он на по-лотне, на-кле-ен-ном на де-ре-вян-ную дос-ку; жи-во-пись его при-над-ле-жит к ита-льян-ско-му сти-лю. Пре-свя-тая Де-ва изо-бра-же-на в по-ло-ви-ну ро-ста; Она си-дит пе-ред сто-лом в ком-на-те с по-до-бран-ной на ле-вой сто-роне за-на-ве-сью тем-но-зе-ле-но-го цве-та. Гла-ва Ее по-кры-та бе-лым по-кры-ва-лом, из-под ко-е-го вид-не-ют-ся во-ло-сы. Пре-чи-стое ли-цо Ее и пе-чаль-ный взор опу-ще-ны до-лу и об-ра-ще-ны к ле-жа-ще-му Бо-гом-ла-ден-цу. Ле-вая ру-ка Бо-го-ма-те-ри, по-ко-я-ща-я-ся на сто-ле, под-дер-жи-ва-ет гла-ву Ее, а пра-вая спя-ще-го Бо-гом-ла-ден-ца. Гла-за Пред-веч-но-го Мла-ден-ца за-кры-ты, а гла-ва Его об-ра-ще-на в пра-вую сто-ро-ну; пра-вая ру-ка по-ко-ит-ся на пра-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри, а ле-вая на со-гну-том ко-лене Его ле-вой но-ги; сред-няя часть те-ла по-кры-та бе-лой таф-той. Вни-зу ико-ны на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись: «Аз сплю, а серд-це Мое бдит» (). Эта над-пись сви-де-тель-ству-ет, что на-име-но-ва-ние ико-ны «Недрем-лю-щее око» име-ет сим-во-ли-че-ское зна-че-ние: она ука-зы-ва-ет на то, что Спа-си-тель и Его Пре-чи-стая Ма-терь все-гда неусып-но пе-кут-ся о на-шем спа-се-нии.

Дру-гая ико-на с та-ким же на-зва-ни-ем на-хо-дит-ся в го-ро-де Уг-ли-че Яро-слав-ской гу-бер-нии, в Бо-го-яв-лен-ской ча-совне , устро-ен-ной под со-бор-ной мо-на-стыр-ской цер-ко-вью. Она по-жерт-во-ва-на в 1848 го-ду жи-тель-ни-цей Уг-ли-ча А. В. Ле-бе-де-вой, ко-то-рая удо-сто-ве-ри-ла, что сия ико-на очень древ-няя и с дав-них пор счи-та-ет-ся чу-до-твор-ной. Ико-на име-ет бо-лее ар-ши-на вы-ши-ны и 3/4 ар-ши-на ши-ри-ны и пи-са-на на дос-ке ита-льян-ской жи-во-пи-сью. Бо-го-ро-ди-ца изо-бра-же-на си-дя-щей в ком-на-те с ок-ном на пра-вой сто-роне. Гла-ва Ее об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну и по-кры-та до плеч по-кры-ва-лом си-не-го цве-та, из-под ко-то-ро-го вы-би-ва-ют-ся во-ло-сы. Очи Бо-го-ма-те-ри по-лу-от-кры-ты и об-ра-ще-ны к спя-ще-му Пред-веч-но-му Мла-ден-цу. Верх-нее оде-я-ние Ее го-лу-бо-го, а ниж-нее ало-го цве-та. Спя-щий Бо-гом-ла-де-нец по-ко-ит-ся на ле-вом ко-лене и ле-вой ру-ке Бо-го-ма-те-ри; гла-ва Его об-ра-ще-на в ле-вую сто-ро-ну; ру-ки сло-же-ны под грудь, а но-ги со-гну-ты в ко-ле-нях и опу-ще-ны вниз. Все те-ло Его оде-то в ру-баш-ку бе-ло-го цве-та и по-ло-же-но на раз-вер-ну-тую бе-лую пе-ле-ну, один край ко-то-рой под-нят пра-вой ру-кой Бо-го-ма-те-ри в уро-вень с Ее пра-вым пле-чом. Ико-на укра-ше-на по-зо-ло-чен-ной ри-зой и вен-ца-ми. Дру-гие укра-ше-ния на сей иконе — три се-реб-ря-ные изо-бра-же-ния ног и два се-реб-ря-ных кре-ста по-жерт-во-ва-ны ли-ца-ми, ис-це-лив-ши-ми-ся по-сле мо-лит-вы пе-ред сей ико-ной. Пе-ред этой ико-ной, рав-но как и пе-ред пер-вой, чи-та-ет-ся сле-ду-ю-щая мо-лит-ва Бо-го-ма-те-ри: «О, Пре-див-ная Гос-по-же, Вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це! При-и-ми нас, при-па-да-ю-щих к Тво-е-му об-ра-зу; воз-зри недрем-лю-щим оком Тво-им на ду-шев-ные яз-вы на-ши гре-хов-ные; умо-ли серд-цем бдя-ще-го о нас Сы-на Тво-е-го, Хри-ста Бо-га на-ше-го, да из-ба-вит нас с ве-рой к Нему при-бе-га-ю-щих от тяж-ко-го сна гре-хов-но-го и от всех на-вет вра-же-ских, да спа-сет ду-ши на-ша, яко Че-ло-ве-ко-лю-бец».

Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "
События из истории иконы

Это одна из самых редких икон, но имеет только местночтимое значение, а жаль, ибо аллегория, заключенная в этой красивой композиции, глубока и многосимволична. Икона пришла в Россию из Святого Афона, где была создана приблизительно на рубеже XIII – XIV веков греческим иконописцем Мануилом Панселином, работавшим в македонской школе, кисти которого принадлежат росписи таких Свято-Афонских монастырей, как Ватопед, Успенский собор в Протата в Карее (там же, на Афоне). Также некоторые западные исследователи предполагают, что Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквах монастырей Пантократор и Великая лавра. Ему же принадлежат иконы и многие иные древние иконописные шедевры в монастырях Святого Афона.

В России в городе Рыбинске есть монастырская икона недалеко от вокзала г. Рыбинска, известная чудотворной силой. Сведения, как добраться до места, где она находится, см. в разделе «В каких храмах есть икона». В рыбинскую часовню ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина. Только вот название этой иконы – «Спас Недремлющее око». Тут начинается некоторая путаница, которая возникает, например, при указании изобразительной разницы между иконами Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец». Они различаются в деталях, но типология и значение их практически едины.

Есть в Угличе в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря икона «Спас Недремлющее око», которую в 1848 году оставила в дар жительница города А.В. Лебедева, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Список иконы хранится там поныне.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в часовне, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году.

Значение иконы

«Спас Недреманное око», по-гречески «Христос-Анапесон» – иконографический тип, который имеет немного канонических версий. Сюжет иконы «Недреманное око» основан на предании о земной жизни Богоматери. На пути из Иерусалима в Назарет (по другим предположениям – по пути в Египет, но тогда Христос совсем еще дитя) уставший от дороги Христос-Отрок прилег отдохнуть, а Богоматерь оберегала Его сон. Во время отдыха ангелы возвестили Ей о будущем крестном страдании Первенца Ее, отчего так скорбно Ее лицо и нежно-печально склонен к ложу Сына стройный стан. Параллельный отдыху – упокоению – символ на образе, где вместо престола, ложа, на котором отдыхает Христос, изображен пологий крест, и на иконе – надпись «Господь Вседержитель Недреманное око, вознесен бе на кресте».

В поздних списках, один из которых иконописец Юрий Кузнецов взял за основу списка в стиле кузнецовского письма, на иконе изображены два ангела. Тот, что парит над ним, держит в руках рипиду 1 . Эта древняя церковная утварь участвует в литургии, когда происходит освящение даров перед причастием: хлеба и вина – тела и крови Христовой, ими осеняют дискос, на котором лежат хлебы-просфоры, символ тела Его, и потир – чаша с вином, символом крови Его. В целом – жертвой бескровной. Здесь, на иконе, рипида колышется в небесах над юным Христом, который еще не вышел на путь проповеди; но это – провозвестие о Нем, как об агнце на заклании, о чем упоминали ветхозаветные пророки.

В Его ногах стоит ангел с крестом, копием и тростью с губкой: крест – символ Древа, на котором Он будет распят, копие – пронзит Его грудь, губка на трости – Его напоследок по Его просьбе напоят уксусом: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Инн. 19; 28–30).

А пока Он – только усталый мальчик, который спит и не спит, как юный лев, Мать Которого уже все знает о будущем Сына и каждый раз, глядя на него в следовании за Ним по Его пути, помнит заранее и о Его крестных муках, и Его Воскресении. Но, несмотря на знание о Воскресении, о великом качестве события, которое перевернет все духовное бытие человечества, открывая всем, кто последует за Сыном Человеческим, путь к Бессмертию, Ее материнское сердце страдает, ибо часы Его мук – это муки Ее Божественного Первенца, Ее РЕБЕНКА. Только Ей, Богородице, ведомы и вся горечь, и все потрясение от утраты единственного Дитя, и радость Его Пасхального Воскресения. Не потому ли, когда мы произносим слова: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…», то ком становится в горле, поскольку мы вкладываем в слова этой прекраснейшей и нежнейшей из богородичных молитв смысл великого со-чувствия избавлению от Материнских мук о Сыне и вечной радости пребывания с Ним рядом, а что может быть прекраснее священной участи матери, чем существование рядом со своим возлюбленным чадом…

Знает все это и Отрок-Христос, и подвиг Его, при внимательном, горячем, сердечном рассмотрении этой иконы, становится еще величественней, выше, и, если хотите, трогательней для души, еще более возвеличивая суть и смысл того, во что верят христиане.

Вот неслышимый диалог между Матерью и Сыном, который предполагают богословы и который вполне реален и логичен: «Господь Всемогущий, Сын мой и Бог мой, прислушайся и выслушай молитву Твоей Матери, которая просит Твою святость». Сын же отвечает: «Почему, дорогая мать, ты боишься, видя, что я упокоился на брачной постели, распят и уложен во гроб? Я воскресну во славе и покараю силы ада».

Теперь, зная чуть больше об иконе «Спас Недреманное око» и глядя на нее, созданную в кузнецовском письме, в его радостных, сияющих тонах, не подумается ли, что, конечно, можно и нужно приехать на поклонение в места, где находится этот редкий, осененный временем и многими молитвами – диалогами с Господом и Матерью Божией – список. Но чтобы видеть этот священный, удивительный по своей многозначности образ ежедневно – не включить ли его в череду своих домашних икон?

Посмотрите на эту икону еще раз, заново, после того, что прочли о ней, о ее значении. Порадуйтесь тому, что при желании, если она будет у Вас дома, Вы сможете подойти к ней каждый день, если того потребует душа, тоскующая по Любви, взыскующая Веры, стремящаяся не утратить Надежды. Мы все, уверовавшие в Него, вечно теперь стоим перед Его Недреманным оком, которое защитит и направит нас всегда, а Богоматерь – отныне и вовеки будет нашей перед Ним Ходатаицей и Заступницей.

___________________________
1 Рипи́да (с греч. – опахало, веер) – в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического либо деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.


Top