Перерасчет налога за прошлые годы. Как рассчитать земельный налог? Заявление на перерасчет налога на земельный участок

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КУБИНКА
ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. N 5/17
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КУБИНКА ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изм. от 15.07.2015 N 3/20, от 24.12.2015 N 1/29,
от 17.02.2016 N 2/31,от 19.10.2016 N 1/45, от 21.12.2016 №9/49)

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области, Совет депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области решил:

1. Установить на территории муниципального образования "Городское поселение Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" земельный налог.

2. Установить следующие налоговые ставки:

2.1. 0,3 процента в отношении земельных участков:

2.1.1. Отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, приобретенных (предоставленных) для садоводства, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

2.1.2. Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

2.1.3. Приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

2.1.4. Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

2.2. 0,5 процента в отношении земельных участков, предоставленных (приобретенных) гаражно-строительным кооперативам и физическим лицам в гаражно-строительных кооперативах и используемых в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

2.3. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

3. Установить отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

4. Определить следующий порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу:

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового периода, уплачивается юридическими лицами 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

4.2. Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего налогового периода.

5. Налогоплательщики - физические лица, представляют в Межрайонную ИФНС N 22 по Московской области документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии со статьей 391 главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, не позднее 1 февраля года , следующего за истекшим налоговым периодом.

6. Освободить от налогообложения земельным налогом следующие категории налогоплательщиков - физических лиц в отношении одного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области:

6.1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Славы.

6.2. Инвалидов, имеющих I и II группу инвалидности.

6.3. Инвалидов с детства, а также семьи, имеющие детей-инвалидов.

6.4. Ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

6.5. Физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с учетом изменений и дополнений), в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

6.6. Физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.

6.7. Физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

6.8. Лиц, награжденных званиями "Почетный гражданин городского поселения Кубинка", "Почетный гражданин Одинцовского района", "Почетный гражданин Московской области".

6.9. Бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

7. Освободить от налогообложения земельным налогом следующие категории налогоплательщиков - физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Одинцовском муниципальном районе, в отношении одного земельного участка, расположенного на территории муниципального образования городское поселение Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области:

7.1. В полном размере:

7.1.1. Физических лиц, являющихся членами многодетных семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных заведениях любых организационно-правовых форм, - до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву - до достижения ими возраста двадцати трех лет.

7.1.2. Членов семей военнослужащих, потерявших кормильца:

родители (мать, отец);

супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак;

несовершеннолетние дети.

Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец), мать (отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

7.1.3. Физических лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на иждивении которых находятся совместно проживающие члены семьи, являющиеся инвалидами, имеющими I и II группу инвалидности.

7.1.4. Пенсионеров, достигших 70-летнего возраста, постоянно проживающих и зарегистрированных на территории городского поселения Кубинка не менее чем 25 лет.

7.2. В размере 50 процентов от начисленной суммы налога - работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования городское поселение Кубинка, бюджета Одинцовского муниципального района, если оба супруга являются работниками указанных организаций и учреждений.

7.3. Налоговые льготы в виде уменьшения исчисленной суммы земельного налога на 50 процентов в отношении одного земельного участка на территории городского поселения Кубинка по выбору налогоплательщика, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного и дачного хозяйства (строительства), садоводства и огородничества, следующим категориям налогоплательщиков:

7.3.1. Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения.

7.3.2. Пенсионерам по возрасту , доход которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров , за исключением указанных в пункте 7.1.4.

7.3.3. Налоговая льгота для категории налогоплательщиков, указанной в подпункте 7.3.1 указанного решения, предоставляется одному из членов семьи по одному земельному участку.

7.3.4. Расчет среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина и дохода пенсионера производится исходя из суммы доходов за последний квартал года, предшествующего налоговому периоду, по которому предоставляется льгота, в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".

7.3.5. В случае если налогоплательщик относится к нескольким категориям, установленным подпунктами 7.3.1 , 7.3.2 настоящего решения, льгота предоставляется по одному из этих оснований.

7.3.6. Расчет доходов и подтверждение статуса гражданина, имеющего право на льготы, осуществляется при обращении в территориальные структурные подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области по месту жительства налогоплательщика (для жителей Московской области) с выдачей справки :

Семьям и одиноко проживающему гражданину - о признании малоимущими;
- семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, - о признании многодетными и малоимущими;
- пенсионерам - о подтверждении доходов ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров.

7.3.7. В целях предоставления налоговой льготы налогоплательщик должен обратиться в территориальные налоговые органы по месту расположения земельного участка на территории Московской области с предоставлением следующих документов:

Заявления о предоставлении льгот по земельному налогу;
- пенсионного удостоверения (для пенсионеров);
- документа, удостоверяющего личность;
- справки, выданной органами социальной защиты населения по месту жительства (территориальными структурными подразделениями Министерства социальной защиты населения Московской области).

8. Освободить от налогообложения земельным налогом в полном размере следующие категории налогоплательщиков - юридических лиц, имеющих земельные участки на территории муниципального образования "Городское поселение Кубинка":

8.1. муниципальные казенные, бюджетные, автономные учреждения, созданные муниципальным образованием «Городское поселение Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области» и муниципальным образованием «Одинцовский муниципальный район Московской области.

8.2. органы местного самоуправления городского поселения Кубинка и органы местного самоуправления Одинцовского муниципального района.

8.3. Муниципальные унитарные специализированные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере ритуальных услуг, - в отношении земельных участков, используемых непосредственно для осуществления основной деятельности, за исключением земельных участков, занятых административными зданиями.

8.4. Государственные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, финансируемые за счет средств бюджета Московской области, - в отношении земельных участков, используемых непосредственно для осуществления основной деятельности.

8.5. Благотворительные фонды, участвующие в создании негосударственных образовательных учреждений - детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организующие их деятельность.

8.6 государственные бюджетные учреждения Московской области, вид деятельности которых направлен на сопровождение процедуры оформления права собственности Московской области на объекты недвижимости, включая земельные участки.

8.7 религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

8.8. государственные учреждения здравоохранения Московской области, - в отношении принадлежащих им земельных участков, используемых непосредственно для осуществления основной деятельности.

9. Установить, что указанные в настоящем решении льготы носят заявительный характер.

10. Определить следующий порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на льготы, установленные настоящим решением:

10.1. Налогоплательщики - юридические лица представляют в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготы, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

10.2. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в Межрайонную ИФНС N 22 по Московской области по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

11. Администрации городского поселения Кубинка поручить провести разъяснительную работу среди населения по применению настоящего решения.

12. Со дня вступления в силу настоящего решения признать утратившими силу:

12.1. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области".

12.2. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33 "О внесении изменения в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области".

12.3. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 20.03.2013 N 8/55 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" с изменениями, внесенными решением Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33".

12.4. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 22.05.2013 N 4/58 "О внесении дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33, от 22.03.2013 N 8/55".

12.5. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 20.11.2013 N 4/67 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33, от 22.03.2013 N 8/55, от 22.05.2013 N 4/58".

12.6. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 20.08.2014 N 1/80 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33, от 22.03.2013 N 8/55, от 22.05.2013 N 4/58, от 20.11.2013 N 4/67".

12.7. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 22.10.2014 N 4/3 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33, от 22.03.2013 N 8/55, от 22.05.2013 N 4/58, от 20.11.2013 N 4/67, от 20.08.2014 N 1/80".

12.8. Решение Совета депутатов городского поселения Кубинка от 20.05.2015 N 7/16 "О внесении изменений в решение Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области от 13.10.2010 N 4/16 "Об установлении земельного налога на территории городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области" с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского поселения Кубинка от 19.10.2011 N 4/33, от 22.03.2013 N 8/55, от 22.05.2013 N 4/58, от 20.11.2013 N 4/67, от 20.08.2014 N 1/80, от 22.10.2014 N 4/3".

13. Опубликовать настоящее решение в газете "Вести Кубинки" и разместить на сайте Совета депутатов городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

14. Настоящее решение вступает в силу с момента опубликования, в части правоотношений, указанных в пункте 7.3 решения с 01.01.2014, а в части правоотношений, указанных в пунктах 8.1 и 8.2 решения подлежит применению с 01.01.2015.

15. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на руководителя администрации городского поселения Кубинка Одинцовского муниципального района Московской области Будкова А.Н.

Глава городского
поселения Кубинка
П.С. Здрадовский

____________________________________________________________________________________

Размер земельного налога

Земельный налог рассчитывается на основании кадастровой стоимости земельного участка по сведениям, имеющимся в Кадастровой палате на 01 января налогового года, и составляет 0.3% кадастровой стоимости. Расчет налога осуществляет налоговая инспекция. Наша налоговая инспекция - МИФНС №22 по Московской области. Налоговая инспекция обязана выслать на адрес регистрации (прописки) собственника земельного участка налоговое уведомление с указанием кадастровой стоимости участка, размера земельного налога и срока уплаты (до 01 декабря налогового года). Уточнить стоимость вашего земельного участка для расчета налога вы можете в Кадастровой палате на основании заявления или через сайт www.rosreestr.ru.

Как делать?
1. Запрос сведений в кадастровой палате.

  • Зайти на сайт www.rosreestr.ru
  • На главной странице в нижней части перейти по ссылке «Получение сведений из ГКН»
  • На открывшейся странице в первом окне:
    • Выберите «Кадастровая справка о кадастровой стоимости на объект недвижимости»
    • «Сведения на дату» - введите 01 января интересующего вас года, например, 01.01.2016
    • «Кадастровый номер» - впишите кадастровый номер участка из налогового уведомления, он составляет 50:20:0070802:ХХХ, где - ХХХ - уникальный номер вашего участка в кадастровом квартале СНТ «Роща»
    • «Адрес электронной» - введите свой e-mail

Результатом будет конечная форма запроса, проверьте правильность внесенных данных и нажмите «Отправить запрос».

На электронную почту адрес придет уведомление из Росреестра о принятии заявки, предполагаемый срок выполнения.

  • По истечение, как правило, 4-5 рабочих дней, на электронную почту придет ответ на запрос. Следуйте подсказкам, получите документ, он предоставляется в формате.xml, будет в виде сплошного текста, знаков и т.п., не пугайтесь.
  • Для получения документа в форматированном виде сделайте следующее:
    • На странице, где Вы получали документ.xml, справа есть ссылка «Проверка электронного документа», перейдите по этой ссылке.

    • Следуйте подсказкам. Получите документ, как он называется на сайте» в «человекочитаемом формате», он-то Вам и нужен. Называется: «КАДАСТРОВАЯ СПРАВКА о кадастровой стоимости объекта недвижимости». Сохраните, распечатайте.

2. Заявление в МИФНС №22 по МО

Если кадастровая стоимость по полученным данным меньше, чем та, что указана в налоговом уведомлении, направляете заявление в МИФНС №22 по МО с просьбой о перенрасчете налога. Можете использовать предлагаемую форму заявления:
Скачать
Заполните на первой и последней странице пустые и отмеченные цветом места.

Распечатайте в двух экземплярах. Не забудьте подписать и поставить расшифровку подписи!

Распечатайте ответ из Россреестра о выполнении заявки, который Вам прислали на электронную почту.

Подготовьте пакет документов:

  1. Заявление (2 экз.)
  2. Ответ из Россреестра о выполнении заявки, который Вам прислали на электронную почту.
  3. Кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Подайте одно заявление с приложениями в МИФНС №22 по М О (адрес: 143002 Московская обл., г. Одинцово, ул. Молодежная, 32 ). На втором экземпляре заявления Вам поставят отметку о принятии.

ИЛИ направьте одно заявление с приложениями в МИФНС №22 по МО по почте заказным письмом, не забудьте взять и хранить почтовую квитанцию об отправке. МИФНС должна рассмотреть Ваше заявление и направить ответ.

_____________________________________________________________________________________

    Доначислили налог на землю за прошлые годы. Насколько законно и что делать?

  1. Регистрация: 05.09.11 Сообщения: 709 Благодарности: 248

    Trooper

    Регистрация: 05.09.11 Сообщения: 709 Благодарности: 248 Адрес: Набережные Челны

  2. Регистрация: 10.07.07 Сообщения: 1.033 Благодарности: 2.483

  3. Консультант

    Вот прислали... уведомление и квитанцию - на 6272 р. Сведения, на каком основании сделан перерасчет - отсутствуют. Зато не забыли напомнить про пени в случае просрочки... Насколько я помню увеличение налогов "задним числом" законом запрещено. Что делать?

    Я правильно понимаю, что ранее налоговых уведомлений за 2011-2012 гг. Вам не присылали? Почему "доначислили"? Вы ранее заплатили за эти годы, а теперь Вам прислали уведомление еще доплатить? Тогда только в суд, опираясь на Ваши аргументы по поводу ухудшения положения налогоплательщика задним числом.
    Если Вам сейчас впервые прислали налоговые уведомления, то идет кампания по приближению к рыночной цене, и Вам, чтобы доказать иную стоимость Вашей земли - опять же только в суд с независимой оценкой. Лично мне так кажется...

  4. Регистрация: 11.03.08 Сообщения: 7.579 Благодарности: 4.139

    Вот прислали... уведомление и квитанцию - на 6272 р. Сведения, на каком основании сделан перерасчет - отсутствуют. Зато не забыли напомнить про пени в случае просрочки... Насколько я помню увеличение налогов "задним числом" законом запрещено. Что делать?

    В уведомление должна быть фраза: "В соответствии с решением № от". Собственно решение может быть вынесено в трех случаях:
    1) Результат камеральной проверки
    1.1.) Проверка Вашей декларации, Вами поданной.
    1.2.) Проверка по инициативе ФНС (плановая, может заказная - к примеру Вы как то связаны с Навальным, Удальцовым, Ходорковским или местными политическими дрязгами).
    2) Решения органов местного самоуправления - например пересмотр кадастровой стоимости. Там спокойно бывает так, что МО принимает такое решение, публикует его (т.е. оно как бы начинает действовать), а потом в течении 2-х лет дооформляет его, и по окончании такого оформления ФНС начинает дособирать. Косвенно в пользу этого варианта говорит то, что Вам доначислили налог, но не начислили пени.
    3) Техническая ошибка налоговой. Тоже вполне возможно.
    Проще всего позвонить в налоговую. И по результатам звонка принимать решение.
    В любой ГНИ есть 101 комната - там консультируют налогоплательщиков - физ лиц.
    Можно написать запрос с просьбой разьяснить что это за доначисление.

  5. Регистрация: 05.07.10 Сообщения: 144 Благодарности: 51

    Ситуация аналогичная, в Московской обоасти.

    В налоговом уведомлении предложено доплатить за 2011 и 2012 годы около 25 тыс. руб.
    Никаких объяснений не было, но сравнив налоговые уведомления за 2013, 2012 и 2011 годы увидел, что в 7 раз увеличили налоговую базу (кадастровую стоимость).

    Заплатил только за 2013 год, по новой кадастровой стоимости, но уже через 20 дней (надо же, какая оперативность) пришло требование о доплате налога за 2011 и 2012 год (одной суммой) и пени (штрафа). В строке наименование налога указано "Земельный налог, по ставкам пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ".
    Причем здесь 394 НК РФ не понятно.

    "Статья 394. Налоговая ставка
    1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
    1) 0,3 процента в отношении земельных участков:... "

    Изучил данный вопрос. Нашел следующую информацию:
    1. "Минфином России разъяснен вопрос перерасчета земельного налога в случае улучшения положения налогоплательщика после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов


    Вопрос: В Письмах Минфина России от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15 и от 12.09.2011 N 03-05-05-02/46 рассмотрены вопросы применения кадастровой стоимости земли для расчета земельного налога в случае, когда утверждаются результаты новой кадастровой оценки земли за прошлые периоды.

    С 01.01.2012 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории субъекта РФ, по состоянию на 01.01.2011.

    Вправе ли организация произвести перерасчет земельного налога за 2011 г., так как после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в субъекте РФ, произошло улучшение положения налогоплательщика?


    Ответ:

    Исправление технической ошибки, приведшее к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, и не осуществленное по решению суда, не является основанием для проведения перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и представления уточненных налоговых деклараций и не влечет за собой начисление налоговым органом пени.

    Государственный советник
    Российской Федерации
    3-го класса
    С. Л. Бондарчук "

    2. "ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО
    от 25 января 2013 года № БС-4-11/959
    О земельном налоге

    Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу уплаты земельного налога и сообщает следующее.
    ...

    По вопросу перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды на основании информации органов Росреестра об изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате технических ошибок, допущенных в предыдущих налоговых периодах, то если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды.

    В случае если исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка и осуществлено по решению суда, то это также является основанием для осуществления перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и необходимости представления уточненных налоговых деклараций.

    Исправление технической ошибки, приведшее к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, и не осуществленное по решению суда, не является основанием для проведения перерасчета земельного налога за предыдущие налоговые периоды и представления уточненных налоговых деклараций и не влечет за собой начисление налоговым органом пени.

    Государственный советник
    Российской Федерации
    3-го класса
    С. Л. Бондарчук "

    Таким образом, если нет решения суда, то налоговая не должна присылать доначисление налога за предыдущие годы.

    Звоню в налоговую, спрашиваю у инспектора, было ли решение суда, отвечает - нет.
    Тогда спрашиваю, на каком основании, вопреки разъяснениям Минфина и ФНС, требуют доплаты налога за предыдущие годы.
    Ответ - на основании НК РФ, а вдобавок пригрозила, что если не оплачу, то они подадут на меня в суд.

    Сейчас напишу жалобу в ФНС МО с требованием признать незаконными налоговое уведомление и требование и отменить их.
    Что интересно, попытался найти на сайтах Минфина и ФНС вышеприведенные письма, но их там нет.

    Кто-нибудь сталкивался с аналогичной ситуацией или все покорно доплатили земельный налог за 2011 и 2012 год по новой кадастровой стоимости?

  6. Регистрация: 15.11.10 Сообщения: 22 Благодарности: 5

    Участник

    Регистрация: 15.11.10 Сообщения: 22 Благодарности: 5 Адрес: Чита

    Налоговая два года неверно начисляла налог дом. Т. е он у них считался как незавершенное строительство, хотя я у них же за эти года уже вычет получил. Могут ли они сейчас пересчитать налог за прошедшие два года? И как они должны его считать?
  7. Регистрация: 23.09.11 Сообщения: 362 Благодарности: 160

    Могут пересчитать за 3 последних года. Если это выгодно им то пересчитаю как обнаружат несоотвествие (за 3 года сразу) и предъявят к оплате. Если выгодно вам, то я бы на вашем месте сам бы потребовал пересчитать. Ставки налога смотрите по своей области на сайте nalog. ru
  8. Регистрация: 06.08.14 Сообщения: 1.130 Благодарности: 571

    Сегодня в лк супруге на имущество выставили счет.
    все базы от кадастровой, ставка везде 0,3% коэф за 15г был 0,2 за 16г указан 0,4
    итого
    земля-сумма без изменений по сравнению с 15г.
    квартира однушка-сумма ровно в два раза по сравению с 15г.
    квартира доля 1/2 -сумма ровно в два раза больше чем 15г.
    и внимание! доначислили 45руб за имущество проданное в 15году и однозначно все проплачено было.
    эти нужные им очень 45 рублей прибавили к сумме за однокомнатную квартиру.
    -
    звонил туда...не пени, не задолжность, а именно доначислили/перерасчет в большую сторону.
    как это вообще так доначислили?
  9. Получил письмо из налоговой с квитанциями за 2016 год, просят доплатить за 2014 налог на землю который был уплачен в 2015 году по их же квитанции, они решили что кадастровая стоимость в 2014 году была выше чем указано в их же квитанциях. Вот что это?
  10. Регистрация: 06.08.07 Сообщения: 2.131 Благодарности: 1.197

    Консультант

    Регистрация: 06.08.07 Сообщения: 2.131 Благодарности: 1.197 Адрес: Москва

    Получил письмо из налоговой с квитанциями за 2016 год, просят доплатить за 2014 налог на землю который был уплачен в 2015 году по их же квитанции, они решили что кадастровая стоимость в 2014 году была выше чем указано в их же квитанциях. Вот что это?

    Ответ:
    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ























    Российской Федерации
    С. Д. ШАТАЛОВ
    02.12.2015

  11. Регистрация: 08.08.16 Сообщения: 238 Благодарности: 93

    Вопрос: О перерасчете земельного налога, уплачиваемого физлицами, за предыдущие налоговые периоды; о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    Ответ:
    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Министерство финансов Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и ФНС России рассмотрело обращение по вопросу правомерности взимания пересчитанного в сторону увеличения земельного налога за три налоговых периода, предшествующих текущему календарному году, и сообщает следующее.
    В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
    Пунктом 2 статьи 52 Кодекса установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
    Также согласно пункту 4 статьи 397 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
    На основании пункта 4 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
    Перерасчет налога может быть осуществлен, если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление, налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют налогоплательщику уточненное налоговое уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
    Также налоговыми органами производится перерасчет земельного налога и направляется налогоплательщику новое налоговое уведомление в связи с получением налоговыми органами от органов, представляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не предоставленной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о кадастровой стоимости земельного участка, об изменении адреса места жительства физического лица.
    Кроме того, при представлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.
    В случае если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.
    Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса.
    В соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 Кодекса налогоплательщикам производится возврат суммы излишне уплаченного налога, с момента уплаты которой прошло не более трех лет.
    В отношении пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости отмечаем, что проведение государственной кадастровой оценки регулируется положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
    Периодичность проведения государственной кадастровой оценки установлена статьей 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ, согласно которой государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
    Федеральным законом N 135-ФЗ также установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости (за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ).
    В соответствии с положениями пунктов 11 - 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, при построении модели оценки кадастровой стоимости оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен, которая должна отвечать критериям достаточности и достоверности, в набор ценообразующих факторов объектов оценки должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на их стоимость.
    При проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. В период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.
    В соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ в случае несогласия с результатами определения кадастровой стоимости они могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия), созданной при Управлении Росреестра на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
    Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
    Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, и недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
    Вместе с тем сообщаем, что Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 даны разъяснения о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    Заместитель Министра финансов
    Российской Федерации
    С. Д. ШАТАЛОВ
    02.12.2015

    сильно. значит если мне в 2015 году указали одну кадастровую стоимость в 2014 году в уведомлении то теперь они решили что эта стоимость была ими же неправильно написана а платить за их ошибки все равно должен я? прелестно.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка - базы для определения размера платежа - один из популярных законных способов снижения земельного налога. Также нередко земли переводят из одной категории в другую. И в том, и в другом случае меняется их . Соответственно, претерпевает изменения и база для исчисления земельного налога. О нюансах расчета и перечисления этого платежа рассказывают эксперты ГК «ГНК».

Кадастровая стоимость земельного участка - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости в суде или комиссии , специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 ФЗ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»).

По общему правилу, для расчета земельного налога юридические лица используют кадастровую стоимость земельных участков, определенную на начало налогового периода , то есть на 1 января соответствующего года (п.1 ст.391, п. 1 ст. 393 НК РФ). Для вновь созданных земельных участков используют кадастровую стоимость на дату постановки этого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Исключения в отношении исчисления даты:

    исправление технической ошибки кадастра (налог пересчитывается за все периоды, начиная с того, в котором возникла ошибка);

    пересмотр кадастровой стоимости судом или комиссией Росреестра;

    изменение кадастровой стоимости (нормативными правовыми актами местных властей, например).

Если с технической ошибкой все сравнительно ясно, то относительно расчета налога после изменения категории земель возникают вопросы: если, например, в текущем году земельный участок изменил категорию использования, в результате чего его кадастровая стоимость увеличилась или уменьшилась, с какого момента изменилась налоговая база? А если кадастровая стоимость изменилась по решению суда или комиссии?

Исчисление земельного налога при изменении стоимости земель при изменении категории использования

Еще несколько лет назад в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 13 марта 2013 г. N 03-05-04-02/7507 ведомство, ссылаясь на позицию Президиума ВАС (Постановление от 06.11.2012 N 7701/12), дало разъяснения относительно исчисления налога на земельные участки, у которых была изменена категория или вид разрешенного использования: “...полагаем, что исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода изменилась кадастровая стоимость в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применением коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ» (коэффициент в данном случае - отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде).

Однако, в настоящее время позиция налоговых и судебных органов звучит так:

“В соответствии со ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу (Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 N 212-О и основанное на позиции Конституционного суда Письмо ФНС РФ от 19.04.2017 № БС-4-21/7402@).

Пример : 18 августа 2015 г. подмосковное ООО “Зарядье” изменило категорию принадлежащего ему земельного участка размером 20 га с “земель сельскохозяйственного назначения” на “земли населенных пунктов” с разрешенным использованием “под комплексное жилищное строительство”. Ставка налога не изменилась, оставшись на уровне 0,3%, однако кадастровая стоимость участка, согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности , повысилась и была установлена в 3 млрд рублей вместо 560 тысяч рублей. Налог за 2015 год должен быть исчислен исходя из старой стоимости (полностью), а начиная с 2016 года - исходя из новой.

Исчисление земельного налога при изменении кадастровой стоимости в случае ее оспаривания

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда также можно пересчитать, - но уже на дату подачи заявления об оспаривании : согласно ст. 24.20 ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ» (новация введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).

Аналогичные данные содержатся и в п.1 ст. 391 НК РФ - “сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания”.

Таким образом, даже если заявление об оспаривании кадастровой стоимости подавалось налогоплательщиком в декабре 2016 года, и было удовлетворено в январе 2017 г, то земельный налог будет пересчитан, начиная уже с 1 января 2016 г .

Пример : то же ООО “Зарядье” имеет в собственности земельный участок в 20 га в Подмосковье, категория - земли поселений, разрешенное использование - под многоэтажную жилую застройку. Кадастровая стоимость участка составляет 3 млрд рублей.

12 декабря 2016 г. ООО подает заявление в Росреестр об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости, приложив к нему результаты независимой оценки организации-члена СРО и экспертизу этой оценки. Согласно данным оценки, участка снижается до 1 млрд рублей. 29 декабря проходит заседание комиссии, на котором заявление удовлетворяют, установив стоимость участка согласно рыночной. Соответственно, земельный налог за 2016 год, ранее составлявший 9 млн рублей по ставке 0,3% в отношении земельных участков, занятых под жилые дома многоэтажной застройки, снижается до 3 млн рублей в год.

Рассмотрим также случай, когда изменение кадастровой стоимости участка произошло на основании соответствующего постановления местных органов власти. Предположим, что посреди года (то есть в течение налогового периода) власти увеличили стоимость земель. Соответственно, увеличилась и налоговая база. Что делать налогоплательщику – экстренно пересчитывать налог и авансовые платежи за весь год? Быть готовым к санкциям за недоплату?

Однако здесь может помочь п.2 ст. 5 НК РФ, который гласит, что акты законодательства о налогах и сборах, …устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Повысившаяся в середине года кадастровая стоимость, конечно же, существенно ухудшает положение организации, и она может попробовать доказать это в суде. Последние встают на сторону налогоплательщиков (см., например, Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2017 N 16-АПГ17-3).

При изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Соответствующие изменения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости (ЕГРН).

Алгоритм расчета земельного налога в ситуации, когда кадастровая стоимость земельных участков решением суда приравнена к его рыночной стоимости (т.е. значительно уменьшена), на законодательном уровне до последнего времени не был установлен. Ситуация изменилась лишь в 2015 г., благодаря поправкам в п. 1 ст. 291 НК РФ, внесенным Федеральным законом от 4.10.14 г. №284-ФЗ. Однако на сегодняшний день не утихают налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды.

Налоговые споры по перерасчету земельного налога за прошлые периоды

Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.

В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.

Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.

То есть если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, налогоплательщики осуществляли перерасчет земельного налога из кадастровой стоимости с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

При этом налогоплательщики руководствовались многочисленными разъяснениями Минфина России (письма от 19.12.12 г. № 03-05-05-02/123, от 18.12.12 г. № 03-05-04-02/105, от 30.10.12 г. № 03-05-05-02/110, от 20.09.12 г. № 03-05-05-02/97, от 28.03.12 г. № 03-05-04-02/27, от 10.03.11 г. № 03-05-04-02/20).

НАПРИМЕР

Если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.

Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).

Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14. Это прослеживается и в судебных решениях постановлений ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.15 г. № А32-14467/2013 и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.15 г. № А57-20559/2014.

Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).

Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.

ПРИМЕР 1

Кадастровая стоимость по земельным участкам в соответствии с постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» (до вынесения судебного акта) составляла:

  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 681 454 966 руб.;
  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 36 507 220 руб.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012, которым кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости, вступило в силу 21.05.2013.

Кадастровая стоимость по земельным участкам после вынесения решения Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 составляет:

  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0008 – 105 904 000 руб.;
  • по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0011 – 15 274 000 руб.

Методика расчета земельного налога налогоплательщиком

Поскольку решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.13 г. № А76-24013/2012 вступило в законную силу 21.05.2013 (после 15-го числа соответствующего месяца), следовательно, применительно к п. 7 ст. 396 НК РФ период с июня по декабрь 2013 г. считаются полными месяцами действия рыночной стоимости кадастровых участков (новой стоимости установленной решением суда), а за предыдущий период (с января по май 2013 г.) должна применяться кадастровая стоимость, установленная постановлением правительства Челябинской области от 17.08.11 г. №284-П, т.е. «старая» (завышенная) кадастровая стоимость.

Это означает, что обязанность исчислять земельный налог в соответствии с измененной кадастровой стоимостью земельных участков возникает с момента вступления в законную силу судебного акта.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. составит всего 4 510 591 руб., в том числе:

за январь–май 2013 г. (5/12 = 0,4167):

681 454 966 руб. х 1,2% х 0,4167 = 3 407 547 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% х 0,4167 = 228 118 руб.;

за июнь–декабрь 2013 г. (7/12 = 0,5833):

105 904 000 руб. х 1,2% х 0,5833 = 741 286 руб.;

15 274 000 руб. х 1,5% х 0,5833 = 133 640 руб.

Методика расчета земельного налога налоговыми органами

При проведении камеральной проверки налоговой инспекцией был исчислен земельный налог за 2013 г. в следующих размерах:

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Вердикт суда (решение Арбит­ражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, земельное законодательство РФ допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованными лицами – в судебном порядке.

Высший арбитражный суд в постановлении от 28.06.11 г. №913/11 указал, что п. 3 ст. 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости и согласно правилам п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Из приведенной правовой позиции с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 ЗК РФ порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Следовательно, применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно только с момента вступления в силу этого судебного акта.

При этом суд также учитывает правовую позицию, высказанную в постановлении ФАС Уральского округа от 29.07.14 г. № Ф09-4575/14, согласно которой во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску. Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость, установленная решением суда, подлежит применению при исчислении земельного налога с момента вступления в законную силу данного решения.


Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Пунктом 7 ст. 396 определено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Таким образом, судьями был полностью поддержан расчет налогоплательщика исходя из применяемых коэффициентов к расчету земельного налога в зависимости от даты вступления решения суда в силу.

Следует отметить, что по схожим делам уже выносились решения в пользу налогоплательщиков в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.14 г. № Ф04-4745/14, ФАС Уральского округа от 8.07.14 г. № Ф09-3454/14.

Налогообложение измененной кадастровой стоимости в 2015 г.

В 2015 г. ситуация кардинально изменилась. Во-первых, были внесены изменения в Закон № 135-ФЗ в части порядка применения измененной кадастровой стоимости по земельным участкам.

Для ситуаций, когда по решению комиссии или суда меняется кадастровая стоимость, сведения применяются для целей налогообложения с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 5 ст. 24.20 Закона №135-ФЗ).

Новый порядок будет применяться при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату (ст. 3 Федерального закона от 21.07.14 г. № 225-ФЗ, письмо Минфина России от 29.09.14 г. № 03-05-РЗ/48574).

И синхронные корректировки внесены Федеральным законом от 4.10.14 г. № 284-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ. Теперь четко определено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Указанный порядок действует с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 4.10.14 г. №284-ФЗ).

ПРИМЕР 2

Налогоплательщик в апреле 2015 г. подал в комиссию заявление на обжалование результатов государственной кадастровой оценки земельного участка.

Судебное решение об изменении кадастровой стоимости вступит в силу только в 2016 г.

В этом случае рыночная стоимость будет применяться для целей исчисления земельного налога за 2015 г., т.е. начиная с 1 января 2015 г.

В этом случае дата вступления в силу решения суда не имеет принципиального значения, поскольку ориентиром для перерасчета земельного налога будет служить период подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Это означает возможность ретроспективного (т.е. задним числом) пересчета земельного налога.

Таким образом, в отношении сегодняшнего дня споров о том, с какого времени можно осуществить перерасчет базы по земельному налогу, быть не должно.

Вместе с тем, учитывая, что обновленная редакция п. 1 ст. 391 НК РФ вступила в силу с 1 января 2015 г., остается в зоне налогового риска ситуация, когда налогоплательщики подали заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка после 22.07.2014 г. и заявили ретроспективный пересчет земельного налога за 2014 г.

Как будет складываться арбитражная практика в подобных случаях, покажет время.

с физических лиц взимается в пользу местных органов самоуправления, так как именно они являются хозяйствующим субъектом в отношении доверенных им, со стороны федеральных образований, земель. Естественно, что вырученные с получения налога средства от граждан, отсылаются в фонд регионов. Выплата начисляется в соотношении с тем регионом, на чьей территории расположен участок, подлежащий обложению налогом. Для его начисления требуются нижеперечисленные причины, то есть участок:

  1. Является собственностью.
  2. Принадлежит по праву постоянного (бессрочного) пользования.
  3. Относится к пожизненно наследуемому владению.

Города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – управляются локальными налоговыми актами, они создают собственную законотворческую базу, обусловливающую принципы налогообложения.

Расчёты находятся в ведении местной налоговой инспекции, которая осуществляет их, опираясь на нормативные документы и акты, и используя специализированные методики расчётов. Базовым основоположным элементом процесса, является статья 388 НК РФ .

Физические лица вынуждены довольствоваться готовыми данными о вменённом им размере налоговых сумм, что указываются в налоговом уведомлении. Оно передаётся для оплаты резолютивным распоряжением местного отделения УФНС, не позднее, чем за 30 дней до завершения сроков выплат.

Тем не менее, если вы сомневаетесь в правильности и адекватности произведённых расчётов – вы вправе перепроверить их достоверность самостоятельно, а в случае неправомерности предъявленной к оплате суммы – предъявить письменную претензию с произведёнными самостоятельно расчётами.

Обозначенный . Чтобы лицо могло вступить в право владения земельным имуществом, ему необходимо достичь совершеннолетия. Эта логика элементарна, но на деле обстоятельства не всегда складываются однотипно. Соответственно, нередки случаи, когда владельцем участка оказывается ребёнок или подросток. Такие прецеденты могут сложиться в отношении получения наследуемых участков или путём получения их в дар. Сегодня вполне актуальны ситуации, когда родители оформляют приобретаемую недвижимость на собственных детей.

Эти ситуации опираются на полноценную юридическую базу, в соответствии с чем, наличествуют правила для их разрешения. Если землевладелец не достиг совершеннолетия, то земельный налог за принадлежащий ему участок оплачивают:

  1. Родители.
  2. Усыновители или опекуны.
  3. Иные лица, выступающие в роли их законных представителей.

Если несовершеннолетний является воспитанником специализированного учреждения, то некоторые условия могут освободить его от уплаты налога полностью. Налоговый орган, осуществляющий выписку уведомления об оплате, должен быть осведомлён о том, кто является фактическим плательщиком до момента достижения финансовой дееспособности, владельцем участка. Уведомление должно быть выписано на его имя.

Налог рассчитывается достаточно просто и элементарно. Для примера, вы можете взять бланк уведомления, где не только проставлена сумма для оплаты, но и включены данные, на основании их применения, производился процесс расчёта выплат. К ним относятся:

  1. Год, за который рассчитан налог.
  2. Сведения о земельном участке ( , место нахождения).
  3. Размер налоговой базы (кадастровая стоимость участка).
  4. Сумма налога.

Налоговая база определяется путём определения кадастровой стоимости участка на 1.01 (1. каждого года. Соответственно, она может подвергаться изменению, что повлечёт за собой изменение суммы налога. В вашем уведомлении обязательно должно быть отражено, за какой год производятся представленные расчёты.

Налоговая ставка вводится по решению муниципалитета, региона или города федерального значения. Она может варьироваться в пределах до 0,3 % от налоговой базы, на земли:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Предоставленные под ИЖС.

Остальные разновидности земель могут иметь налоговую ставку – до 1, 5 %. Налоговую ставку возможно узнать исключительно в управлении местной администрации, где она установлена, на основании положений статьи 394 НК РФ.

Как обозначено статьёй 396 НК РФ, сумма налога является произведением налоговой базы и налоговой ставки. Используемые расчёты всегда одинаковы, в них нет возможности для творческого подхода, позволяющего произвольно изменить или поменять результат расчётов для выплат.

То есть, чтобы просчитать требующуюся сумму налога, определите общую кадастровую стоимость вашего участка за указанный период, переведите её – в 100 %. Полученный результат окажется вашей налоговой базой. Узнайте налоговую ставку, которая определена в применении вашего участка. Она будет соответствовать той категории, к которой относятся аналогичные вашей, земли. В обычных случаях она не превышает 0,3 %.

Допустим, цена вашего участка составляет 1 000 000 рублей, — это 100 %, или полная налоговая база. Если в представленном нами регионе коэффициент на аналогичный участок составляет 0,1 %, то мы можем выбрать целесообразную формулу расчёта:

1 000 000 рублей – 100 %
Х рублей – 0,1 %.

Под неизвестным понимается сумма налога, её мы можем легко вычислить. Решив составленную задачу, мы определим общий объём налоговой суммы, которая составит 1 000 рублей годовых выплат. Эта форма расчёта – самая простая, её использование максимально эффективно.

Если вы владеете только долей участка – вначале вам будет нужно узнать налоговую базу вашей доли. Высчитать её можно путём деления налоговой базы на равные или разные доли. Если ваша доля составляет половину участка, то надлежит разделить общую стоимость в 1 000 000 – на два, что даст в результате – 500 000, которые будут составлять 100 %, дальнейшие расчёты будут производиться из этого соотношения. Если ваша доля больше или меньше половины, посчитайте её аналогичным образом.

Имейте в виду, что некоторые граждане могут быть освобождены от налога, а иные – иметь льготы в его оплате.

Кадастровая стоимость, как уже было рассмотрено, играет основополагающую роль при проведении данных расчётов. Общая стоимость является произведением стоимости 1 м 2 земли в общем земельном массиве, на площадь участка, в м 2 .

Кадастровую стоимость можно узнать:

  1. Из кадастрового паспорта, где она указана в специальной графе.
  2. В отделении кадастра и картографии, по заявлению.
  3. На официальном сайте государственных услуг.


Её сумма может измениться:

  1. После проведения планового или внепланового учёта.
  2. В том случае, если при первичной оценке были допущены ошибки.
  3. По желанию землевладельца, с предоставлением данных независимой экспертизы.

Кроме этого, налог может взиматься, по желанию землевладельца, не с общей кадастровой, а с общей рыночной стоимости земельного участка. Но это чисто теоретический момент, который на практике маловероятен.

Фиксированный размер

Случаи фиксации налоговой суммы крайне редки и применяются на практике в исключительных ситуациях, по специальному разрешению. Однако они имеют важнейшее значение, которое сложно переоценить. Его устанавливают специальным распоряжением органов местного самоуправления для хозяйств, попавших в критическое положение и находящихся на грани выживания. Смысл применения заведомо устойчивой суммы налога в том, что:

  1. Налогоплательщик имеет возможность планирования суммы налога достоверно.
  2. Сумма оплаты сведена к минимуму.
  3. Оплата не будет повышаться в случае проведения кадастрового учёта.

Принятие этих мер оказывает значительную материальную поддержку и устанавливается на определённый срок, по окончании которого – выплата налогов входит в обычное русло.

Подобные услуги возможны и для граждан. Но муниципальные управления не имеют полномочий на разрешение произвольных выплат налога в широком диапазоне. Его можно получить только по решению суда или специальной комиссии, в крайних случаях и при предоставлении обоснования причин, которые могут этому способствовать.

В основном, этот прецедент опирается на отмену судом (комиссией) кадастровой стоимости , вместо которой устанавливается нормированная цена, а кадастровая стоимость считается неустановленной. После выявления причин спора и определения истинных позиций сторон, исчисляется налог для выплат. В период процедуры рассмотрения вопроса, исчисление производится из специально установленной, временной стоимости.

Такой момент может возникнуть тогда, когда при учёте стоимости, не были учтены особенные нюансы участка, которые значительно понижают его стоимость.

В этом случае, землевладелец собирает и представляет подтверждающие истинное положение вещей, документы. На их основании производится процедура перерасчёта.

Аналогичный момент может возникнуть в том случае, если участок был изъят во временное пользование для федеральных и муниципальных нужд .

Порядок перерасчёта

В течение каждых 5 лет проводится плановая учётная работа , определяющая экономические параметры земельного ресурса, который находится в ведении хозяйствующего субъекта. После проведённого переучёта, кадастровая стоимость земель может измениться. Соответственно, будущий год принесёт новые условия для оплаты.

В некоторых случаях, землевладелец может приобрести некоторые условия для льготного налогообложения, что снизит сумму оплаты. В этом случае также не обойтись без перерасчёта.

Кроме этого, стоимость конкретного земельного участка может изменяться в сторону увеличения или уменьшения, при проявлении инициативы землевладельца. Это может произойти в следующих случаях:

  1. Если при оценке кадастровой стоимости не были учтены важные сведения об участке.
  2. Если плодородному слою почвы был нанесён ущерб.
  3. Если наложено обременение.

В перечисленных и подобных им, случаях, производится перерасчёт кадастровой стоимости участка, что с необходимостью повлечёт изменение налоговой базы, определяемой путём соотношения .

Алгоритм расчёта и перерасчёта несколько отличаются. Изначально установленная путём проведения унифицированного расчёта сумма является базовой. При повышении или понижении налоговой базы, высчитывается разница, обнаруженная в результате повышения или понижения стоимости. Эта разница касается не общей суммы налога, а лишь – налоговой базы.

Соответственно, полученная разница при перерасчёте является самодостаточной величиной, с которой проводятся операции по перерасчёту.

То есть – стоимость разницы налоговой базы рассматривается как 100 %, а нам необходимо выяснить, какую сумму составляет 0,1 % от полученной разницы. С этой величиной мы проводим манипуляции точно так же, как в предыдущем примере, когда рассчитывали полную сумму. Затем, в соответствии от причины перерасчёта, которая связана с увеличением или уменьшением стоимости, мы приплюсовываем, либо вычитаем полученную величину от базовой суммы налога, начисляемого за предшествующий налоговый период.

Если землевладелец получил льготы по инвалидности (1 или 2 группы), то он получает право на снижение кадастровой стоимости на 10 000 рублей. Обозначенные выше перерасчёты будут осуществляться в отношении этой суммы. Впоследствии, полученный результат должен быть вычислен из суммы налога в виде льгот.

Когда участок делится на две части или более – налог может начисляться в стандартном режиме до момента проведения межевания, перерегистрации и получения свидетельств. После этого момента, каждый собственник будет получать отдельное уведомление. Особенности этой формы расчёта в том, что будет произведён не перерасчёт путём деления суммы налога на части, в пропорции к полученной доле земли. Сумма налога будет рассчитываться заново, в соответствии с кадастровой стоимостью каждого самостоятельного участка.

Перерасчёт суммы налога может производиться только за последний год , который определяется как налоговый период. Однако нередки ситуации обращения граждан с претензией, когда им приносят уведомление с произведённой суммой перерасчёта за 3 последние года. Это действие продиктовано тем, что период более 3 лет не подлежит оплате в связи с утратой правомочности по срокам давности и затребовать оплату более чем за три года, налоговая инспекция не имеет права.

Плательщики должны знать, что эти действия по перерасчёту неправомочны. Налоговая инспекция вправе изменить налог за 3 года только в сторону уменьшения. Увеличение оплаты за этот период юридически корректно можно осуществить только через суд. Оплата может изменяться исключительно за прошедший налоговый период: с ноября предшествующего года – по ноябрь текущего, при наличии надлежащим образом подтверждённого основания, и внесения изменения стоимости в записи кадастрового учёта. Если в уведомлении указан более продолжительный период перерасчёта, чем в 1 год – вы имеете полное право оспорить подобное решение в суде. Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу смотрите .

Заключение

Как показывает практика, произвести расчёты земельного налога, не составляет большого труда. Но проконтролировать, насколько адекватно отнеслись к этому вопросу уполномоченные специалисты, не будет излишеством. Для этого нужно узнать:

  1. На сайте государственных услуг или в Росреестре, кадастровую стоимость земли, которая будет выступать в роли налоговой базы.
  2. В управлении администрации – процентную ставку.

С полученными сведениями, произвести несложные расчёты, которые могут оказать существенную пользу землевладельцу.


Top