Особенности правового регулирования интернет-отношений. Государственное регулирование сети интернет Правовое регулирование доступа в сеть интернет

Широкое применение новых информационных и коммуникационных технологий является современной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Интернет начал развиваться как проект правительства США, которое в конце 1960-х годов финансировало спроектированного Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США средства коммуникации - создание сети DAPRA Net.

2 сентября 1969 г. в США два компьютера были успешно соединены между собой и начали обмениваться друг с другом данными, а 20 октября 1969 г. был проведен эксперимент по обмену информацией между компьютерами в разных городах. С этого момента начинает функционировать первая в истории компьютерная сеть - ARPANet, к которой постепенно подключаются все новые и новые компьютеры военных и научных учреждений США.

К середине 1970-х годов был создан протокол TCP/IP, и сеть превратилась в то, что мы сегодня называем Интернетом.

В 1986 г. на базе ARPANet cjplftncz NSFNet была образована сеть Национального фонда науки США, которая охватывала около 10 тысяч компьютеров с США и за рубежом.

В начале 1991 г. Европейская физическая лаборатория создала протокол Wold Wide Web (www), a 17 мая 1991 г. запустила первый web-сервер. К середине 90-х годов к сети было подключено около 13 млн компьютеров и создано около 500 тыс. сайтов.

Рабочая группа по проектированию Интернета (Internet ingeneering task force, IITF), созданная в 1986 г., осуществляла управление развитием Интернета на основе сотрудничества и консенсуса, с привлечением широкого круга участников, что обусловило отсутствие у сети централизованного планирования и управления и какой-либо единой стратегии. Исходя из трансграничного характера Интернета распространилось утверждение, что Интернет формирует уникальное пространство, являющееся альтернативой современной мировой политической системе, в котором отсутствуют государственные границы и к нему не применим принцип государственного суверенитета.

Однако отсутствие централизованного регулирования привело к так называемым DNS - войнам (спорам между пользователями сети Интернета по вопросам порядка присвоения доменных имен), что способствовало созданию в 1998 г. интернет-корпорации по присвоению имен и номеров (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, ICANN).

В 2009 г. был подписан документ «Подтверждение обязательств» между ICANN и Министерством торговли США, в соответствии с которым корпорация должна стать более независимой от правительства США.

Днем рождения российского Интернета считается 19 сентября 1990 г., когда был зарегистрирован первый домен первого уровня SU.

По состоянию на 2013 г. Интернетом ежесуточно пользовались около 52,2 млн человек, что составляет 45% населения России россиян . С 2006 г. обеспечиваются услуги по предоставлению в России широкополостного доступа в Интернет, а с 2008 г. - в мобильный Интернет. В 2013 г. аудитория мобильного интернета составила

Интернет все более активно используют для общения. Дневная аудитория российской поисковой системы Yandex составляет примерно 24-26 млн чел., Российская блогосфера насчитывает более

Все большее распространение получает электронная экономическая деятельность (электронная коммерция), растет объем информационных слуг, предоставляемых органами государственной власти в рамках реализации Государственной программы «Информационное общество (2011-2020)», при этом возрастает потребность в регулировании общественных отношений в сфере применения Интернета.

Основными законодательными актами, регулирующими отношения в Интернете, являются отдельные положения Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» , Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» , а также отдельные положения части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся соотношения фирменного наименования, товарного знака и доменного имени.

Базовый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регулирующий отношения в информационной сфере, закрепляет следующие определения понятий:

  • информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  • электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  • документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
  • электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
  • оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных и другие.

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ закреплены такие как:

  • сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
  • страница сайта в Интернете - часть сайта в Интернете, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в Интернете;
  • доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в Интернете в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в Интернете;
  • сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
  • владелец сайта в Интернете - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в Интернете, в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
  • провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к Интернету;
  • единая система идентификации и аутентификации - федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством Российской Федерации и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.

В соответствии с рассматриваемым законом устанавливается право на доступ к информации, в целях обеспечения которого государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Особое значение имеет статья 15 данного закона, регулирующая использование информационно-телекоммуникационных сетей, в которой закреплены правовые основы использования информационно-телекоммуникационных сетей, включая Интернет.

В частности, в ней устанавливается положение, согласно которому на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В рассматриваемой статье также сказано, что регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом.

Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

В статье 15 также устанавливается, что федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

Следствием этой правовой нормы стало обязательное предъявление паспорта при регистрации прав на доменное имя российскими регистраторам.

Закон об информации, информатизации и защите информации также устанавливает, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

  • 17.10.2013 на конференции И.1? 2013 руководитель проекта «ФОМ-Рунет» фонда«Общественное мнение» (ФОМ) Светлана Борисова заявила, что осенью этогогода ежемесячная интернет-аудитория в России составила 66,1 млн человек в возрасте старше 18 лет, или 57% населения страны, сообщил INTERFAX.RU.«Среднесуточная аудитория Рунета достигла 52,2 млн человек, что составляет45% населения России4, - сказала С. Борисова. - Причем большая часть аудитории (ежемесячной. - ИФ), около 76%, приходится на города с населениемменее 1 млн. человек. За счет таких населенных пунктов происходит в настоящее время основной прирост интернет-аудитории». По данным ФОМ, в настоящее время уровень пользования Интернетом в селах составляет около 45%,в городах с населением меньше 100 тыс. человек - 58%, а в городах с населением от 100 тыс. до 1 млн человек - 65%.
  • Сидоренко А. Настоящее и будущее российского Интернета: существующее
  • положение, региональная проекция, перспективы//Вестник общественного мне
  • Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
  • Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О связи» //Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в области использования сети Интернет, является самым дискуссионным и сложным в информационном праве.

Общественные отношения, возникающие с использованием глобальных компьютерных сетей, являются особыми информационными отношениями, направленными на организацию движения информации в обществе. Они обусловлены информационной природой коммуникаций самого информационного общества, их можно называть интернет-отношениями или информационно-кибернетическими отношениями, участвовать в которых можно только посредством ЭВМ, подключенной к компьютерной сети.

Важной является позиция профессора И. Л. Бачило, который среди правоотношений в информационной сфере выделяет «виртуальные связи в Интернете» и «так называемые виртуальные отношения», отличающиеся от обычных правоотношений тем, что «во-первых, формируются и реализуются на основе информационных технологий с минимальным потенциалом традиционных документированных ресурсов и, во-вторых, совершаются между виртуальными субъектами».

Среди особенностей исследуемых отношений можно выделить обязательное наличие технической компоненты, информационное наполнение данного вида отношений и особый субъектный состав. Кроме того, они не всегда гарантируются или обеспечиваются принудительной силой какого-то одного государства, так как исследуемая сфера планетарная по своей сути. Таким образом, исследуемые отношения характеризуются главным образом теми особенностями, которые вытекают из специфической среды их формирования и существования - информационной среды всемирной компьютерной сети Интернет. В связи с этим они выступают как общественные отношения, протекающие в электронной форме в киберпространстве.

Основываясь на различных научных подходах, интернет-отношения в настоящее время можно определить как часть информационных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в кибернетическом пространстве, участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей в Интернете.

В зависимости от ситуации в Интернете и собственно характера информационного воздействия на интернет-отношения последние могут быть как информационными, так и морально- этическими. В узком смысле можно считать их информационными отношениями, возникающими, изменяющимися и прекращающимися в одной из структурных зон информационной сферы, в киберпространстве. Специфика интернет-отношений заключается в следующем.

1. Особый субъектный состав. Интернет-отношения могут возникать между особыми субъектами (операторы связи, провайдеры, разработчики сетей, международные организации, отвечающие за развитие протоколов Интернета, и т.д.).

2. Субъекты интернет-отношений могут находиться в разных странах, а их деятельность регулироваться законодательствами разных стран.

3. Интернет-отношения невозможны без использования информационно-телекоммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете. Объектом этих отношений является не всякая информация, а только обрабатываемая в киберпространстве.

4. Интернет-отношения выделяются на определенном этапе развития общества, государства и технологий, как в свое время считал А. Б. Венгеров, для целей автоматизации управления различными информационными системами, в нашем случае сложной кибернетической системы - Интернета.

Интернет-отношения можно классифицировать по следующим основаниям:

- в зависимости от субъектов: между разработчиками трансграничных информационных сетей и их партнерами; между специалистами, производящими и распространяющими информацию в Интернете; между провайдерами (операторами) и Минкомсвязи России, выдающим лицензии на оказание онлайновых услуг; между гражданами, организациями, фирмами и иными потребителями и др.;

По государственной принадлежности физических и юридических лиц, которая закреплена в законодательных актах, можно выделить отношения между отечественными и зарубежными провайдерами; между последними и отечественными пользователями Интернета; между отечественными юридическими лицами и иностранными гражданами; между отечественными и зарубежными разработчиками сетей; между специалистами и др.;

- в зависимости от конкретных целей возникновения и соответственно информационного воздействия можно выделить две группы отношений: внутренние (осуществляются в самом киберпространстве) и внешние (связаны с оказанием внешних информационных услуг).

Анализ позволяет сделать вывод о том, что информационное право охватывает довольно широкий круг отношений. Все они в известной мере характеризуют содержание этой комплексной отрасли права как совокупности норм, взятых из различных отраслей права и регулирующих информационные отношения в информационной сфере общества и его подсистемах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Идентификация ключевых узлов в сети Интернет и навигация между ними. Уровни интернет-архитектуры. Правовые аспекты коммуникативного регулирования отношений в сети Интернет и дифференциации информации по отдельным "квалифицирующим" признакам в России.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Концепции правового регулирования отношений в сети Интернет. Накопление и динамика системных правовых проблем. Альтернативные подходы к определению места интернет-права в системе отраслей права и законодательства. Рабочее определение интернет-права.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2016

    Правовые проблемы виртуальной среды, особенности правоотношений в глобальной сети Интернет. Проблема формирования нового международного информационного законодательства. Основные направления правового регулирования информационных отношений в Интернет.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2017

    Основы правового регулирования института авторских и смежных прав в сети Интернет. Изучение законодательной и нормативной базы, регулирующей институт авторского права в сети Интернет в Российской Федерации, за рубежом и международными соглашениями.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2014

    Особенности интересов государства в информационной сфере. Проблемы правового регулирования защищенности этих интересов при обмене данными в сети Интернет. Правовые, организационно-технические и экономические методы обеспечения информационной безопасности.

    эссе , добавлен 18.03.2011

    Субъекты административно-правовых интернет-отношений. Характеристика и способы совершения правонарушений в данной сфере. Актуальные направления противодействия и предупреждения, проблема защиты личности от диффамации в сети интернет и пути ее разрешения.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Сущность и закономерности легализации интеллектуальной собственности в сети Интернет. Вопросы защиты соответствующих прав. Проблемы доказательства нарушения авторских и смежных прав, ответственность провайдеров. Технические меры защиты информации.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2016

    Теоретический анализ понятия интеллектуальной собственности и основ ее конституционно-правового регулирования. Изучение проблем, возникающих при регулировании авторских и смежных прав в недавно возникшей области правового регулирования – в сети Интернет.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2011

Правовое регулирование сети Интернет
ПЛАН


3. Правовая база
1. Основные характеристики сети Интернет
Широкое использование программ для ЭВМ во всех сферах жизнедея-тельности людей является отличительной чертой новой стадии социального развития, именуемого как постиндустриальное или информационное общест-во, главным признаком которого является определяющая роль научно-технических достижений в области информационных и коммуникационных технологий. Од¬ной из основных составляющих информационного общества выступает исполь¬зование информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей, в первую очередь - сети Интернет, которая продолжает активно развиваться.
С начала 1990-х годов был дан старт объединению персональных ком-пьютеров в локальные и международные сети, что в дальнейшем привело к соз¬данию глобальной информационной сети Интернет. Число ее пользователей растет революционными темпами: в самом начале 90-х годов оно не превышало 70 тысяч человек, в 1993 году в мире пользователями Интернет являлись уже 10 миллионов человек, а в 2006 году этот показатель превысил 1 миллиард. По прогнозам, уже в 2011 году будет насчитываться 2 млрд. пользователей Интер¬нет. В сети размещено несколько миллиардов сайтов и изображений, а объем передаваемых через Интернет данных удваи-вается ежеквартально.
Представляется необходимым вы¬делить основные свойства (характери-стики) сети Интернет:
1. Сеть Интернет обеспечивает доступ к множеству информационных ре-сурсов, в которых информация представлена в электронном виде, при этом местом нахождения носителя такой информации может быть любая точка зем-ного шара. Кроме того, информация в том виде, в котором она подается пользо¬вателю (текст, графическое изображение, аудиовизуальное произведение) мо¬жет быть нигде не зафиксирована в виде единого целого. Результат, получае¬мый пользователем, может складываться из фрагментов, расположенных в раз¬личных местах и не имеющих самостоятельной формы представления.
2. Многофункциональность сети. Цифровые технологии позволяют представить в двоичной системе счисления все формы выражения - текст, звук и изображение. World Wide Web, являясь ключевой составляющей сети Интер¬нет, при помощи графического интерфейса и отсылочных протоколов гипер¬текста обеспечивает наличие всех этих форм выражения в сети. В результате цели, для которых в настоящее время используется сеть Интернет, составляют полный спектр человеческой активности: исследование, образование, социаль¬ные связи, политика, развлечения и коммерция.
3. На сегодня сеть Интернет имеет глобальные масштабы, то есть доступ к ней возможен из абсолютного большинства стран мира. В связи с этим сеть Интернет функционирует «в мультизаконодательной среде» . Посредством техно¬ логии пакетной передачи информация может распространяться через раз¬личные страны и юрисдикции, пока не достигнет места назначения. Это гло¬бальная среда, перенесенная на историческую систему различных материаль¬ных юрисдикций. В целом к настоящему времени существует только несколько примеров национальных законодательных актов, специально ориентированных на сеть Интернет, и ни одного международного юридического инструмента, специально разработанного для регулирования сети Интернет.
4. В сети Интернет невозможно осуществить передачу товаров или де-нежных средств. Передача товаров и денежных средств физически осуществля¬ется вне пределов сети Интернет, но возможна с ее помощью.
5. Размещение в сети Интернет информации, доступ к этой информации, а также внутрисетевой обмен информацией осуществляется при участии спе-циализированных организаций - поставщиков Интернет услуг (провайдеров). При этом сама сеть Интернет как совокупность информационных ресурсов не-подконтрольна какому-то конкретному лицу, государству или международной организации.
6. Технически размещение информации в сети Интернет и получение ин-формации из сети могут осуществляться на анонимной основе. При этом ано-нимно может действовать конкретный пользователь сети, но всегда можно установить факт распространения информации определенным провайдером либо получение информации при помощи услуг определенного провайдера.
7. Ценовая доступность. Подсоединение к сети Интернет и получение возможности пользоваться преимуществами, которые она может предложить, является все более доступным и относительно не дорогим действием.
Указанные специфические особенности сети Интернет влекут за собой определенные последствия при формулировании правил в отношении любого аспекта функционирования сети. Как подчеркивает А.С. Ешич, «муль-тизаконо¬дательная и многофункциональная природа сети Интернет означает, что при любой попытке сформулировать определенные правила будет неизбежно за¬тронуто множество различных интересов в различных частях мира. Также не¬обходимо принимать во внимание, что разработка правил в отношении одного определенного интереса или функции не должна повлиять отрицательным об¬разом и не должна пересечься с другими интересами или функциями» .
Кроме того, сеть Интернет как уникальная информационная среда ха-рактеризуется следующими признаками:
1. сеть Интернет не является ни средством массовой информации в его законодательном понимании, ни аппаратным средством связи, она представляет собой уникальную среду межличностного общения, имеющую наднациональ¬ный, надгосударственный характер;
2. сеть Интернет в целом или в отдельных ее частях не имеет собствен-ника, не принадлежит какому-либо государству, организации либо физиче-скому лицу;
3. доступ к ресурсам сети Интернет является частным правом граждан и не может быть ограничен путем установления государством каких-либо адми-нистративных барьеров, препятствующих в той или иной мере его сво-бодному использованию;
4. сеть Интернет является полностью саморегулируемой информацион-ной средой, пользователи которой самостоятельно определяют правила поведе¬ния при ее использовании.
2. Проблемы правового регулирования
Проблемы регулирования отношений с использованием сети Интернет обусловлены, в первую очередь, ее выявленными свойствами. Кроме того, по-сле превращения сети Интернет из технологической инфраструктуры в попу-лярную сеть, связывающую представителей различных сообществ по всему миру, сеть Интернет стала инструментом, посредством которого люди по всему миру обмениваются и совместно пользуются идеями, информацией, то-варами и услугами. То, что первоначально предназначалось в качестве воен-ного и исследовательского инструмента, стало, в том числе, каналом для элек-тронной коммерции.
В последние годы, как в России, так и во всем мире, сеть Интернет активно используется хозяйствующими субъектами в самых различных областях предпринимательской деятельности. Это обусловлено, в первую оче-редь, тем, что использование современных телекоммуникационных технологий позволят существенно снизить материальные издержки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и сократить временные затраты на осуществление хозяйственных операций.
Юридически значимые общественные процессы, объективно нуждающиеся в социальном регулирова¬нии со стороны государства, стали переноситься в электронную форму еще до появления глобальной компьютерной сети Интер¬нет. Переход к электронным средствам и технологиям ведения бизнеса начался в тех областях и сегментах экономики, где быст¬рота и точность сбора, обработки и передачи информации явля¬ются основными факторами предпринимательского успеха.
Переход к третьему тысячелетию связывается целым рядом специалистов в области философии, информатики, экономики, юриспруденции и других наук с переходом к информационному обществу, обладающему новой структурой, в которой решающую роль играют отрасли, связанные с получением, распространением и обработкой информации. Привычно относимое к будущему информационное общество представляет собой реальность сегодняшнего дня. Уже сейчас в наиболее экономически развитых государствах более половины рабочих мест приходится на сферу производства и обработки информации. В условиях информационного общества ключевую роль играют телекоммуникационные сети как среда для сбора и обмена информацией в локальных, общегосударственных и международных масштабах, где протекают процессы лавинообразного распространения общественных отношений по поводу использования глобальной сети Интернет.
Глобальная информационная сеть Интернет - одна из самых заметных особенностей в развитии современных общественных систем. Сегодня наблюдается тенденция к увеличению числа пользователей сети Интернет, которое превысило в 2007 году 25 миллионов человек. Развитие коммуникационных технологий и широкое распространение сети Интернет в России повлекли за собой множество правовых проблем.
Являясь по сути глобальной, децентрализованной информа¬ционной сре-дой, имеющей коммуникационную основу, гло¬бальная компьютерная сеть Ин-тернет представляет собой иде¬альный инструмент ведения экономической, и в том числе пред¬принимательской, деятельности с использованием новых ин-формационных технологий. При этом в качестве несущей конструкции элек-тронного сегмента мировой экономики рын¬ков (мирового хозяйства) выступает возможность переноса основных элементов производственно-бытовой цепочки боль¬шинства хозяйственных процессов (т.е. развития как отдельных производств, отраслей экономики, так и регулирующих процес¬сов в рамках всей экономики страны, группы стран и экономик рынков целых регионов) в электронную экономическую и юри¬дическую среду, функционирующую в режиме реального време¬ни (on-line). «Другими словами, реклама, производство, закуп¬ка сырья, платежи, поставка товаров должны и могут осуществ¬ляться электронным способом через глобальную информацион¬ную магистраль сети Интернет и сопряженные с ней специаль-ные частные сети. Сейчас такая степень автоматизации процесса извлечения прибыли только становится правилом, но этот при¬мер демонстрирует огромный потенциал сети Интернет для раз¬вития электронной коммерции. Сдерживающим фактором раз¬вития данного процесса является сложность регулирования во¬просов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок, а также вопросов информационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собствен¬ность» . Таким образом, развитие глобальных компьютерных се¬тей (и в первую очередь сети Интернет) поставило перед правом необходимость формирования соответствующей специальной правовой отрасли, призванной урегулировать общественные от¬ношения, возникающие и формирующиеся в Интернете. С дру¬гой стороны, только оптимизация информационного законода¬тельства позволит совершить очередной качественный скачок в развитии информационного пространства компьютерных сетей. При этом государственное регулирование информационных от¬ношений идет по двум путям - через упорядочение частных (экономических) информационных связей и всемерное развитие публичных (неэкономических, гуманитарных) информаци¬онных правоотношений.
Большинство исследователей, пишущих на темы экономики, организации и управления, уверены, что XXI век следует провозгласить «веком Интернета». По мере развития Всемирной Сети будут происходить радикальные изменения не только в способах обмена информацией между людьми, но и в самом образе их жизнедеятельности. В первую очередь в самом ближайшем будущем серьезные перемены ожидают бизнес, а затем, как следствие, и всю экономику нашего общества. Появление в лексике таких неологизмов как е-коммерция (Интернет-коммерция), е-бизнес (Интернет-бизнес), е-предприятие (Интернет-предприятие) и т.д. свидетельствует о том, что происходящие в обществе процессы, связанные с распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий, имеют, по крайней мере, устойчивый характер и заслуживают пристального внимания со стороны экономистов, социологов, правоведов.
Количество пользователей Интернета в России постоянно растет. По данным исследований, проведенным Фондом «Общественное мнение», в современной России сеть Интернет используют порядка 23% населения. При этом большинство пользователей Интернета проживает в Москве (в Интернет регулярно входят более 52 % населения) . Это позволяет увеличить объем реализации товаров, работ и услуг посредством Интернета за счет новых потребителей, способствует более эффективному использованию Интернета в рекламных целях. Растет количество зарегистрированных доменных имен. Появляются все новые виды услуг, связанных с использованием Интернета, увеличивается объем инвестиций в телекоммуникационные технологии. Число сайтов, имеющих отношение к предпринимательской деятельности, также увеличивается.
Как известно, глобальные информационные сети представляют собой неотъемлемое от жизни общества сложное социальное, информационное и правовое явление. В сети Интернет сосредоточено колоссальное количество самой разнообразной информации, эту информацию можно найти и использовать в тех или иных целях. Там можно разместить любую информацию, в том числе предложения политического, коммерческого и личного характера. В глобальных информационных сетях размещаются также литературные и музыкальные произведения, товарные знаки, знаки обслуживания и иные объекты интеллектуальной собственности.
Можно констатировать, что сеть Интернет есть «наиболее важная инфраструктура развивающегося информационного общества, инфраструктура социального регулирования» . Невозможно переоценить роль сети в распространении информации и организации других информационных процессов. «Интернет до последнего времени представлял собой практически полностью саморегулируемую среду, в которой участники информационного обмена следовали стихийно сложившимся нормам поведения (так называемого сетевого этикета - netiquette). Но теперь отмечается явная недостаточность одного только саморегулирования применительно к отдельным сетевым отношениям» .
М.С. Дашян считает, что под правоотношениями в сети Интернет следует понимать общественные связи, образующиеся на основе использования сети Интернет и иных информационно-коммуникационных технологий (например, программного обеспечения) между поставщиками услуг по доступу в Интернет; поставщиками информации и пользователями, образующиеся на базе взаимного признания данными субъектами свободы и формального равенства. По мнению указанного автора, правоотношения в Интернет могут быть классифицированы на следующие виды: 1) общие; 2) организационные (управленческие); 3) информационные; 4) предметные.
К общим правоотношениям в Интернет относятся те правоотношения, которые осуществляются при помощи (при использовании) ресурсов (служб) сети Интернет, которые «противопоставляются» правоотношениям, местом совершения которых является реальная действительность, а не виртуальное пространство.
Так, В.Б. Наумов, исследуя вопрос о правовом регулировании Интернет, отмечает ряд общетеоретических и специальных проблем. К общетеоретическим проблемам он относит следующие:
- юрисдикция сети (или проблемы компетенции, экстерриториальности в Интернет);
- правосубъектность лиц, представляющих, распространяющих и потребляющих информацию в сети Интернет (или определение правосубъектности всех участников правоотношений в Интернет);
- определение времени и места действия в сети Интернет.
В этот список помимо указанных В. Наумовым проблем юрисдикции се-ти, правосубъектности участников информационного обмена в сетях, а также определения времени и места действия в сети Интернет, по мнению М.С. Да-шяна, можно отнести все иные проблемы в данной области, рассматриваемые в аспекте общей теории права; проблемы, рассматриваемые в системе взаимосвязей с такими явлениями как правосознание, правовая культура, законность, правомерное поведение и т.д.
Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира:
1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети;
2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности;
3) защита персональных данных, в частности, тех данных, которые соби-раются в процессе деятельности операторов сети (в т.ч. адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе «электронной коммерции»);
4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов;
5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.;
6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;
7) электронная коммерция;
8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкциони-рованный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации;
9) применение средств криптозащиты;
10) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо при-менять для урегулирования действий, совершаемых в сети.
На парламентских слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет» (проходивших почти десять лет назад, 18 мая 2000г.) был выдвинут и поддержан большинством участников тезис о том, что Интернет, по сути, является особым публичным пространством, существенно отличающимся по своим характеристикам от привычного нам общества. С другой стороны, широкую поддержку получило мнение, что к регулированию использования Интернета вполне применимы нормы действующего законодательства.
В юридической литературе распространено мнение о том, что общественные отношения, складывающиеся в сети Интернет, являются по своей юридической природе информационными отношениями.
Так, В.А. Копылов предлагает рассматривать отношения в Интернет, опираясь на информационный подход, основанный в первую очередь на мето-дах правовой информатики и кибернетики. Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование сущности информационных отношений требует существенных уточнений, разъяснений и дополнений. Причем использование в процессе общественных отношений сети Интернет не изменяет, в большем ряде случаев, сущности этих отношений, а скорее делает их более информационно насыщенными.
А.Б. Венгеров, проводя сравнительный анализ управленческих (административно-правовых, «вертикальных»), имущественных (гражданско-правовых, «горизонтальных») и информационных («диагональных») отношений, приходит к выводу, что информационные отношения являются социальными отношениями, имеющими техническо-организационную сторону и социальное содержание. Предлагаемая А.Б. Венгеровым классификация имеет спорный характер. Так, вряд ли можно согласиться с отнесением к сфере административно-правовых отношений имущественные отношения; многие специалисты отмечают, что «вертикальный» характер административных отношений всего лишь доминирующий признак, обусловленный важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности, но ни в коей мере не специфическое свойство рассматриваемых общественных отношений.
А.В. Самигулина обращает внимание на то, что в широком смысле электронная хозяйственная деятельность представляет собой совокупность процессов, направленных на перераспределение товаров (работ, услуг) в ходе производства хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, и процессов, направленных на обеспечение такого перераспределения, формирующихся в ходе осуществления хозяйствующими субъектами непредпринимательской деятельности, тесно связанной с обеспечением предпринимательской деятельности, в электронной форме с использованием современных информационных технологий. При этом в качестве экономического инструмента осуществления названных процессов выступает сеть Интернет.
Сделки в Интернете совершаются в виртуальном пространстве, которое отличается от реального физического пространства. В силу этого, отдельными авторами указываются следующие четыре основных признака сделки в сети Интернет:
- сделка в Интернете обладает качеством юридического факта, представ-ляющего собой действие граждан и юридических лиц, совершение которого приводит к установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей;
- сделка в Интернете - это волевое действие. Его совершение предполагает наличие определенного уровня сознания и воли у субъекта, которые позволяют данному лицу руководить своими действиями и отдавать отчет в своих поступках;
- сделка в Интернете представляет собой действие, направленное волей и имеющее своей целью достижение субъективно предполагаемого участниками сделки определенного результата;
- сделка в Интернете - это правомерное действие ее участников, т.е. дей-ствия участников сделки должны находиться в сфере дозволенности или в сфере незапрещенности законом. Сделка, которая не отвечает этим требо-ваниям, является недействительной (ст. 168 Гражданского кодекса РФ).
Как отмечает Н.М. Васильева, с позиции правовой науки качественной эволюции в общественных отношениях, казалось бы, не произошло: юридиче-ская природа сделки купли-продажи не меняется от того, как будет произведен акцепт оферты - устно или путем пересылки сообщений по электронной почте. Однако практика показала, что существующие юридические механизмы, часто, не подходят для эффективного регулирования отношений, возникающих и реализующихся с применением новых технических средств.
Л.В. Горшкова справедливо отмечает, что в силу неоднородного характера отношений, реализующихся в сети Интернет, данные отношения являются объектом правового регулирования норм международного права и норм различных отраслей национального права, включая международное частное право.
А.Н. Гулемин обращает внимание на то, что именно в условиях массового развития сети Интернет необходима координация всех государств по разработке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих работу телекоммуникационной сети как на национальном, так и на международном уровне. Несмотря на то, что Интернет по своей сути является глобальным средством передачи информации, возможно регулирование некоторых направлений работы сети именно национальными нормативно-правовыми актами.
Как отмечает О.В. Мозолина, отношения в Интернете создает не сама компьютерная сеть, а субъекты, которые тем или иным образом связаны с ней. Следовательно, объектом правового регулирования являются отношения операторов и пользователей Интернета как между собой, так и во взаимоотношениях с иными лицами и государственными органами в связи с передачей информации и оказанием услуг. Основной задачей международно-правового регулирования в сфере Интернета является обеспечение взаимодействия государств и координация их усилий в организации всемирного информационного обмена. Отсутствие нормативно-правового регулирования Интернета негативно сказывается на развитии социальных и экономических процессов в обществе. Специальные правовые нормы, регулирующие Интернет, уже создаются в рамках внутригосударственного права отдельных стран. Тем не менее, внетерриториальный характер Интернета изначально ставит барьеры на пути их реализации. Это вызывает необходимость в гармонизации национального законодательства путем разработки и принятия международных договоров, посвященных различным аспектам деятельности в Интернете. Интернет дает дополнительный импульс процессу гармонизации, сближения национальных правовых систем. Проблемы, которые ставит Интернет перед современным обществом, наиболее успешно могли бы быть решены путем международно-правовой уни-фикации национальных законодательств и нормативной базы региональных интеграционных объединений.
Конституция Российской Федерации определяет базовые принципы об-щественных отношений в информационной сфере. Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, являются статьи 15, 23, 24, 29, 44 Конституции РФ. Конституцией провозглашается право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распро-странять информацию любым законным способом.
3. Правовая база
В действующем отечественном законодательстве отсутствует легальное определение сети Интернет.
В то же время, термин «Интернет» широко используется российским за-конодателем. Так, например, указанный термин применяется в следующих фе-деральных законах:
- Гражданский кодекс РФ (часть четвертая, ст. ст. 1484, 1519) ;
- Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ч. 3 ст. 79,ч. 9 ст. 80);
- Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ч. 9 ст. 31);
- Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;
- Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении до-ступа к информации о деятельности государственных органов и органов мест-ного самоуправления» (вступает в силу с 01.01.2010г.) ;
- Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (всту-пает в силу с 01.07.2010г.) ;
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» ;
- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных пове-ренных» ;
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ;
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции» ;
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» ;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ;
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ;
- и другие федеральные законы.
Среди постановлений Правительства РФ, в наименовании (а также в тек-сте) которых содержится исследуемая дефиниция, можно выделить следующие:
- Постановление Правительства РФ от 23 июня 2009 г. № 526 «О Прави-лах направления информации о публичных торгах по продаже в ходе исполни-тельного производства заложенного недвижимого имущества для размещения в сети Интернет» ;
- Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» ;
- Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 179 «Об утвер-ждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осу-ществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме» ;
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 147 «Об утвер-ждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами» ;
- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обес-печении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Фе-дерации и федеральных органов исполнительной власти» ;
- Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О феде-ральной целевой программе «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» ;
- и другие постановления Правительства РФ.
Среди указов Президента РФ, в наименовании (а также в тексте) которых содержится исследуемая дефиниция, можно выделить: Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасно-сти Российской Федерации при использовании информационно-телеком-муникационных сетей международного информационного обмена» ; Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» .
Также на федеральном уровне существует огромное количество ведом-ственных нормативных актов, содержащих термин «Интернет».
В проекте Федерального закона «Об основах государственного регули-рования в сфере развития и использования новейших телекоммуникационных технологий в телевизионном и радиовещании, в других электронных средствах массовых коммуникаций», внесенном на рассмотрение Государственной Думы депутатом В.Я.Комиссаровым, предлагается удачное, на наш взгляд, определение Интернета как «средства массовой коммуникации, представляющего собой совокупность взаимодействующих между собой общедоступных автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью» . Однако данный федеральный закон не был принят до настоящего времени.
Несмотря на положительные изменения, наметившиеся в законодатель-стве Российской Федерации, в сфере правового регулирования Интернет отсутствует единая сложившаяся правовая терминология. Неполнота правового закрепления основных понятий, используемых при регулировании общественных отношений в сети Интернет, может привести к их неоднозначной трактовке и вариативности прочтения отдельных норм законодательства.
Таким образом, анализ действующего российского законодательства по-казывает, что вопросы правового регулирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более, что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. В связи с этим очевидно, что для правоприменительных органов (в том числе для судебных органов) данная область правоотношений является новой.

Сегодня в России существует целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в сфере информации и соответственно затрагивающих вопросы использования глобальной компьютерной сети Интернет. В то же время сама всœемирная паутина пока еще мало исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением.

В первую очередь, нет достаточной определœенности в решении вопроса о юридической природе самого Интернета.

Во-вторых, нет четкости в понимании вопроса о праве, применимом к этим правоотношениям.

В конечном итоге вопросы, связанные с функционированием Интернета͵ затрагивают огромные технические, информационные, людские ресурсы и денежные средства.

Ни в одной стране мира не существует организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника или владельца данной компьютерной сети. Не является владельцем Интернета и федеральное Правительство США, практически прекратившее финансирование даже отдельных сетей на территории государства. Не имеет уже отношения к Интернету и Министерство обороны США, у которого имеется собственная засекреченная компьютерная сеть.

Для обычного клиента представителœем того, что он называет Интернет, выступает поставщик, предоставляющий ему канал связи с соответствующим программным обеспечением. В тех случаях, когда клиент совершает возмездную сделку во время сеанса связи в Интернете (к примеру, подписывается на заинтересовавший его журнал в электронной версии), он знает, что его контрагентом выступает не поставщик, а организация.

Для фирмы - производителя сетевых услуг представителœем Интернета являются специализированные компании, способные разместить предлагаемую производителœем информацию на своих компьютерах (серверах) и сделать ее доступной для других пользователœей сети (на условиях фирмы-производителя). Такая специализированная компания (владелœец сервера) часто одновременно является и поставщиком, но так бывает не всœегда, и в данном случае владелœец сервера входит в Интернет на общих основаниях.

Для поставщика представителœем Интернета выступают более крупные сети, предоставляющие ему возможность соединœения с ними. У каждой из таких сетей есть собственный владелœец. При этом каждый владелœец ни технически, ни юридически контролировать Интернет не может.

Представители наиболее крупных сетей Интернета объединœены в несколько организаций так называемого сообщества Интернет. При этом эти организации не являются органами управления сетью. Οʜᴎ занимаются в первую очередь согласованием технических стандартов (обмена данными, соединœения сетей и т.д.), а также регистрацией так называемых узловых компьютеров (соединœенных между собой точками встречи) и доменных адресов или имен (идентификационных названий таких компьютеров). Само по себе это очень важно для технического функционирования сети, но недостаточно для управления организацией.

Подключение компьютера клиента к локальной сети поставщика осуществляется путем совершения нескольких юридически значимых действий, природа которых хорошо известна и не является чем-то исключительным - продажа программного (программы входа в Интернет) и аппаратного обеспечения (модем); аренда канала связи (можно провести аналогию с продажей машинного времени на ЭВМ или с использованием телœефонной линии при междугородном разговоре).

Правовые отношения порождает не "Интернет" как компьютерная сеть, а сами объекты, которые тем или иным образом связаны с такой сетью. Это легко объяснимо: Интернет как компьютерная сеть не создает каких-либо новых объектов и товаров, а лишь предоставляет возможности для их создания, размещения и реализации между пользователями сети.

В случае если Интернет не является ни объектом, ни субъектом права, разговор о какой-либо юридической специфике его функционирования является вообще беспредметным.

Но это не так. Специфика отношений, связанных с работой в сети Интернет, безусловно, имеется. Его появление и развитие вносит много принципиально нового в характер взаимоотношений между людьми и организациями, связывающимися между собой через сеть, а также влечет возникновение новых деятельных субъектов - производителœей сетевых услуᴦ. Скорее всœего, юридическая особенность отношений между пользователями Интернета (как и отношений по поводу производимых в сети действий) состоит в специфическом способе реализации прав и обязанностей лиц - пользователœей сети.

Специфика заключения договора при помощи Интернета состоит в существенно больших технических возможностях для совершения юридически значимых действий, чем это возможно по телœефону или факсу; в способе направления оферты и акцепта; в числе возможных адресатов оферты; в возможностях обсуждения и изменения условий договора; в способе фиксации условий договора в какой-либо материальной форме; в способе исполнения договора лицом, получающим услугу (к примеру, оплачивающим ее производителю). Чаще всœего такие вопросы до сих пор остаются не урегулированными национальными правовыми системами.

К тому же подавляющее большинство сделок в сети Интернет осуществляется между лицами, физически находящимися в разных странах, что еще более усложняет ситуацию с определœением подлежащего применению права.

Следовательно, уже сейчас можно говорить об особом способе возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами, связывающимися между собой посредством компьютерной сети Интернет.

Интернет представляет собой яркий пример того, насколько эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правового регулирования.

В самом делœе, до сих пор нормативное регулирование отношений между пользователями, поставщиками и иными участниками Интернета не носит правового характера. Помимо многочисленных регламентов и стандартов технического характера к Интернету применимы нормы, которые относятся к обычным, корпоративным или даже этическим отношениям, разумеется, с соответствующей интернетовской спецификой. Это связано с историей возникновения и развития данной сети. По мере развития Интернета стихийно выработанные, часто нигде не зафиксированные правила "сетевого этикета" (netiquette) становились стандартом поведения и для новых пользователœей Сети. Сейчас эти правила можно найти в Интернете в подробном изложении с комментариями. Конечно, речь не идет об их принудительном применении. В лучшем случае на отступление от правил другие пользователи не обратят внимания, в худшем случае нарушитель будет частично лишен возможности продолжать общение с другими клиентами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, отношения между участниками сетевого общения в Интернете, в т.ч. и по поводу действий, имеющих юридическое значение, регулируются нормативными и иными правилами. Последние не были установлены в порядке, характерном для принятия правовых актов, и не бывают принудительно исполнены с использованием возможностей публичной власти. Тем не менее недостаток собственно правовых методов регулирования не помешал стремительному развитию сети в последние годы. Этот феномен еще будет предметом самого внимательного изучения. Уже сейчас развитие в сети отношений, связанных с куплей-продажей товаров и услуг, потребовало разработки и применения чисто юридических способов регулирования отношений, защиты интересов пользователœей сети (потребителœей), пресечения возможности злоупотреблений и правонарушений.

В то же время существует реальная угроза утраты Интернетом своего сегодняшнего положения глобальной информационной сети, к чему может привести дальнейшее развитие киберпреступности.

Несмотря на успешное развитие Интернета͵ и интернет-отношений в частности, необходима законодательная база, регулирующая отношения в Интернете. Необходимо принятие международного законопроекта͵ посвященного Интернету. В данном законе должны быть указаны общие принципы регулирования интернет-отношений. И уже исходя из этого закона можно будет вносить дополнения в национальное законодательство.


Top