Конспект урока в букварный период. Конспекты уроков обучения грамоте Букварный период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить учащихся с новыми звуками [в], [в"] и буквой В;
  • формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного чтения;
  • работать над развитием речи учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

Устный опрос.

  • Из чего состоит наша речь?
  • Из чего состоят предложения?
  • Из чего состоят слова?
  • Из чего состоят слоги?
  • На какие две группы делятся звуки?
  • На какие группы делятся согласные звуки?
  • Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? Слайд № 2 (Презентация)

Сегодня на уроке мы узнаем, кто из нас настоящий знаток родного языка. А лучшим знатоком будет тот, кто на уроке хорошо трудиться, работает. Кто будет активно работать на уроке, и давать правильный ответ, тот получит маленькую книжечку. А в конце урока мы посмотрим, кто собрал в свою библиотечку больше книжечек, тот и будет лучшим знатоком родного языка.

1. Мобилизующий этап.

Ребята, внимательно послушайте слова, которые я назову. Скажите, что у них общего?

  • Верба - весна.
  • Вертолёт - винт.
  • Врач - ветеринар.

А сейчас я еще раз произнесу эти слова, а вы, ответите, какое слово отличается от других по звучанию (произношению).

Кто сможет сказать, с какими новыми звуками мы будем знакомиться сегодня на уроке?

Ребята, а какой буквой мы будем обозначать эти звуки на письме?

А задача нашего урока - познакомиться со звуками [в], [в"] и буквой, которая их обозначает; учиться читать слоги, слова с новой буквой.

2. Знакомство с новыми звуками.

Как вы понимаете значение слова врач?

Произнесите слово врач, выделяя в нём первый звук.

Назовите первый звук этого слова.

Произнесите его и скажите, какой он? (Согласный)

А почему

Какой характер его звучания? * Закроем ушки и произнесем этот звук.

Какой он?

Давайте еще раз произнесем это слово и послушаем, какой звук мы слышим после звука (в);

Дайте характеристику этому звуку.

А знаете ли вы кто такой ветеринар?

Произнесите это слово, выделяя в нем первый звук.

Назовите первый звук.

Дайте характеристику звука [в"]

Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме будут обозначаться эти два звука?

А на письме эти два звука обозначаются буквой В.

На что похожа эта буква? (Крендель, очки, трубку телефона)

“Словно букву В Алена держит трубку телефона

Давайте составим звуковую схему слова ветеринар;

Произнесите это слово еще раз;

Сколько слогов в этом слове?

А сейчас работам в парах; составьте звуковую схему слова ветеринар;

Проверка. Слайд № 3

Ребята, а кто из сказочных героев считается лучшим врачом-ветеринаром? Слайд № 4

Работа сильной группы учащихся (хорошо читающие).

В каждой строчке спрятались названия животных, которых лечил Айболит. Найдите этих животных, и напечатайте их названия в своих блокнотах.

Пекаодлкорова нггшш

Првкнволчица олрадлкенц

Егколпчервячок гшеохзм

Првпджлмедведица пргндл

Иорпкверблюжата олпров Слайд № 5

2 группа (слабочитающие).

Читают вслух по цепочке слоги, слова и предложения с новой буквой. (индивидуальные карточки) чтение в разном темпе.

Награждение маленькими книжками за старание

А теперь вместе посмотрим, каких животных нашли ребята.

Проверка. Награждение книжками. Слайды № 6, 7, 8, 10

Физминутка.

Ребята, ветеринар Айболит не только лечит зверей и дает нам добрые советы, он еще очень любознательный, много читает, любит сказки, стихи, очень любит загадки. Добрый Айболит хочет проверить, а как ребята справятся с его заданием.

Чтение предложений.

Без рук, без ног, а ворота открывает.
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Ветер весело шумит, судно весело бежит.
Давным-давно жили-были старик со старухою.

Прочитайте то предложение, которое служит началом сказки. Слайд № 11

Прочитайте загадку. Слайд № 12

Найдите и прочитайте предложение, в котором есть имя собственное.

Прочтите строчки из стихотворения. Слайд № 13

А сейчас поработаем по группам.

1 группа на карточках. Восстановить предложения и прочитать текст. Хорошо читающие ребята.

2 группа слушает текст, который читает учитель.

Послушайте внимательно текст, и постарайтесь запомнить слова, с новой буквой.

Воет, веет ветер, ворошит ветви вербы. Вода - воронками, водоворотами. Взметаются волны. Валится вяз-великан. Вихрем взмывают в воздух взъерошенные воробьи. Все вокруг выветрил, высквозил ветер. Ветер!

Назовите эти слова. (Награждение)

А сейчас давайте внимательно послушаем, какой текст получился у ребят. Кто главный герой? (Читают по цепочке)

Что нового узнали вы о ветре?

Итог урока.

  • С какими новыми звуками мы познакомились на уроке?
  • А какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
  • Какая работа на уроке для вас была интересной и увлекательной?
  • Поднимите руку, кто заработал книжечку. Молодцы!
  • Я думаю, что эта книжечка, только начало вашей большой библиотеки.

Анализ урока

Тема урока: “Звук и буква В”.

Данный урок - урок приобретения новых знаний. Тема урока входит в букварный период обучения грамоте. Это первый урок знакомства с данной буквой. Акцент в данном уроке сделан на развитие фонематического слуха.

Задачи данного урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми звуками (в) (в*) и их обозначением на письме.
  2. Формировать навык слогового, правильного, сознательного чтения; развивать навыки связной речи учащихся.
  3. Развивать фонематический слух учащихся.
  4. Формировать элементарные навыки читательской культуры.

Данные задачи взаимосвязаны друг с другом, подчинены дидактической цели урока.

При подготовке к данному уроку мной были учтены как психолого-возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся моего класса:

  • Большинство детей класса умеют читать; имеют четкие представления о графическом образе букв; но, вместе с тем у многих недостаточно развит фонематический слух, что может послужить предпосылками появления ошибок в чтении и письме учащихся. По этой причине акцент в уроке сделан на чтение слияний буквы, а на развитие фонематического слуха.
  • Учитывая психологические особенности первоклассников, важно использовать в уроке приемы, непроизвольно концентрирующие внимание, элементы дидактических игр.
  • При отборе материала к уроку я руководствовалась принципом целостности урока, тем, чтобы все этапы урока были взаимосвязаны между собой.

Для проведения урока использовались следующие методы:

Словесные (беседа по опорным понятиям; фонетическая зарядка; характеристика звука);

- наглядные (так как в 1 классе применение наглядности играет большую роль, но, вместе с тем, необходимо соблюдать правила динамичности, сменяемости, обоснованности применения наглядности, я использовала слайд-презентацию: - лента букв);

Иллюстрации к сказке; тексту;

Практические (выполнение упражнений разной степени сложности).

Использовался раздаточный дидактический материал – слоговые таблицы; карточки; разрезные схемы для фонетического анализа слова.

Так как в классе есть ряд учащихся с достаточно высоким уровнем готовности к школе; с развитым навыком беглого чтения, то обосновано применение дифференцированного подхода на этапе закрепления материала (когда основная масса учащихся упражнение в чтении слогов и слов с новой буквой; учащиеся высоких учебных возможностей выполняют самостоятельное задание частично- поискового характера; вычленение слова из ряда букв; восстановление деформированного слова в тексте.

На этапе составления звуковой схемы слова использую прием работы в паре, что помогает развивать навыки сотрудничества.

Использую приемы развития мыслительных операций и ВПФ (активизация внимания и памяти, нахождение общих признаков; ** восстановление деформированных слов по методике Эдегея).

Считаю, что воспитание сознательного читателя нужно начинать с 1-го класса, с этапа обучения грамоте. С этой целью я уделяю внимание развитию связной речи учащихся; обогащению их активного словаря; знаний литературных произведений и их авторов, а также учу осознанно воспринимать прочитанное, учу элементарным навыкам анализа текста. С этой целью использовано упражнение на выделение из ряда предложений загадки, начало сказки т.е. жанровые отличия.

Стараюсь научить детей ставить перед собой задачи; формировать и осознавать тему урока; осознанно подходить к обобщающему повторению в конце урока.

Контроль усвоения материала урока осуществлялся опосредованно.

Урок литературного чтения (в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме « Звуки [ б], [б"]. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы занимательности в учебный процесс, позволяет увлечь учащихся процессом обучения и создаёт прочную мотивацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (в период обучения грамоте)

Учитель начальных классов: Горшкова Анжела Дмитриевна

Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ №16» г.Альметьевска РТ

Класс: 1 А

Тема урока: « Звуки [ б], [б"]. Буквы Б, б»

Учебные цели и задачи: формирование у учащихся общего представления о звуках [ б], [б"] и буквах Б, б.

  1. Создание условия для формирования у учащихся практического умения выделять в словах звуки [ б], [б"], давать характеристику данным звукам. Уметь объяснять значение одинаковых по написанию слов; расшифровывать записи; придумывать предложения; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы, составлять предложения.
  2. Способствовать развитию грамотной речи, внимания, памяти, логического мышления.
  3. Содействовать воспитанию культуры общения, способности к сотрудничеству, бережному отношению к природе, животным.

Базовый учебник (УМК): УМК «Планета знаний», «Букварь», автор Т.М.Андрианова, учебное издание «АСТ» и «Астрель», М., 2012.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная работа.

Оборудование: интерактивная доска, мобильный класс, карточки со слогами, карточки для индивидуальной работы, плакат «Грибы», рисунок белки.

Ход урока.

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, недавно у вас был праздник «Посвящение в первоклассники». Теперь вы стали настоящими учениками. А какими качествами должны обладать ученики? Какие из них пригодятся нам сегодня на уроке? Я думаю, что вы сегодня будете работать отлично. Желаю вам удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

а) Работа по ленте букв.

Вспомните, какие буквы мы изучили. Назовите только гласные буквы. Назовите согласные буквы.

б) Беседа.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы туда попасть, нужно отгадать загадку.

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле? (Белка.)

Кто из вас видел белку? Опишите словами, как она выглядит. Чем питается белка? Как люди должны вести себя в лесу? Почему?

3.Выявление места причины затруднения. Открытие «нового» знания .

Произнесите слово «белка». Какой звук вы услышали в начале слова? Как вы можете его охарактеризовать?

а) Работа с нетбуками.

Нарисуйте схему к слову «белка»

Есть ли у этого звука парный твёрдый звук?

б) Передача файла.

Я отправила файл на ваш рабочий стол. Откройте его. Вы видите ещё одну загадку. Прочитайте её.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Кто догадался, что это? (Рябина.)

За каждый правильный ответ я вам буду раздавать по рябинке. А в конце урока посмотрим, чья команда соберёт больше рябины. Из этой рябины мы соберём бусы и отправим белочке на зиму гостинец.

Произнесите слово «бусы».

Какой первый звук вы услышали? Охарактеризуйте его. Нарисуйте схему к этому слову.

4. Постановка темы и целей урока.

Над какой темой мы будем работать? Какие цели перед собой поставим?

Какой буквой обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [ б], [б"]? Каково её место на ленте букв?

5. Первичное закрепление во внешней речи.

а) Работа с букварём (с.48) – чтение слогов.

Сейчас мы с вами поработаем в группах. Каждая группа будет читать слова в столбиках. Ваша задача – не просто прочитать слова в столбиках, но и понаблюдать за изменением слов. Начинаем работать. В группе вы обсуждаете, а отвечать будет один выбранный вами человек из группы.

Чем различаются слова каждого столбика?

Продолжите ряд слов: собрал, выбрал, подобрал, разобрал. Придумайте предложения с этими словами.

А близки ли по смыслу слова последнего столбика?

б) Работа с текстом.

Прочитайте текст.

6. Физминутка.

Ребята, а что можно собирать в лесу осенью? (Грибы.)

А знаете ли вы съедобные и несъедобные грибы?

Посмотрим на плакат и назовём, какие съедобные, а какие несъедобные грибы. Как нужно правильно собирать грибы?

Итак, мы продолжаем идти по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки. Увидели гриб, наклонились, срезали, положили в корзину. Пошли дальше. Увидели гриб, наклонились, срезали, положили в корзину. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзину. Полная корзина.

7. Самостоятельная работа в тетрадях (с.24).

а) Найдите и обведите букву б.

б) Решите ребусы. Запишите слова.

Проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь друг с другом тетрадями. Сравните выполненное задание на доске.

8. Включение в систему знаний и повторение.

а) Индивидуальная работа по карточкам.

На карточках записаны слоги, образуйте и запишите из них слова.

(шу, жа, ба, ры, боб, ран, друж,)

(Проверка составленных слов.)

9. Рефлексия.

- Над какой темой работали? С какими звуками и буквами познакомились? Что о них узнали?

Я думаю, что вы очень старались, поэтому бусы получились длинными. Вот какой большой подарок мы отправим белочке.


            Лингвистические основы обучения грамоте.

            Этапы обучения грамоте.

            Подготовительный этап обучения грамоте.

            Основной этап обучения грамоте.

            Анализ и синтез - основные виды работы на уроке.

            Конспекты уроков (2 примера для сравнения)

            Диагностика уровня подготовки первоклассников к обучению грамоте.

            Оценка результатов обучения грамоте (требования ФГОС НОО).

1. Лингвистические основы методики обучения грамоте Звуковой строй русского языка и его графика

Русское письмо - звуковое, точнее, фонемное (фонематическое). Это значит, что каждому основному звуку речи, или каждой фонеме, в графической системе языка соответствует свой знак - своя графема.

Методика обучения грамоте, ориентируя учащихся и учителя на звуки, учитывает особенности русской фонетической системы.

Очень важно для обучения грамоте, какие звуковые единицы в русском языке выполняют смыслоразличительную функцию (т. е. являются фонемами, «основными звуками»), а какие такой функции не выполняют (варианты «основных звуков» - фонемы в слабых позициях).

В русском языке 6 гласных фонем: а, о, у, ы, и, э - и 37 согласных фонем: твердые п, б, м, ф, в, т, д, с, з, л, н, ш, ж, р, г, к, х, ц, мягкие п", б", м", ф", е", иг", д", с", з", л", н", р", долгий ш", долгий ж", ч, и. Фонемы г, к, х выступают в своих мягких вариантах лишь перед гласными е, и. Сильные позиции для гласных фонем - стоят под ударением, сильные позиции для согласных фонем (кроме и) - находятся перед гласными а, о, у, и (для парных по звонкости-глухости и по твердости-мягкости имеются дополнительные случаи, которые изложены в учебнике «Современный русский язык»). Фонема и перед ударными гласными стоит "В сильной позиции, в остальных случаях она выступает в слабой позиции (так называемый неслоговой и: мой - мой).

В слабых позициях фонемы выступают как варианты, звучащие недостаточно отчетливо (вода - о? а?) или переходящие в противоположный по парности (мороз - на конце с). Нетрудно убедиться, что фонем, выступающих в слабых позициях, т. е. звучащих неясно, неотчетливо, в речи встречается весьма много, и это не может не учитываться в обучении грамоте.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Школьники выделяют звуки, их анализируют, синтезируют и на этой основе усваивают буквы и весь процесс чтения. В этой работе нужно учитывать особенности русской графической системы, особенности обозначения звуков на письме. Наиболее важны для методики обучения грамоте следующие особенности графической системы русского языка:

1. В основе русской графики лежит слоговой принцип. Он состоит в том, что отдельно взятая буква (графема), как правило, не может быть прочитана, так как она читается с учетом последующих букв. Например, мы не можем прочесть букву л, так как, не видя следующей буквы, не знаем, твердый это л или мягкий; но две буквы ли или лу мы прочитываем безошибочно: в первом случае л мягкий, во втором - л твердый.

Если мы видим букву с, то нам кажется, что ее нужно читать либо как с твердый, либо как с мягкий. Но бывают случаи, когда с надо читать как ш - сшил; как щ - считать; как ц - мыться.

Букву я, взятую отдельно, мы прочтем как йа (два звука); но в сочетании с предшествующим мягким согласным мы ее прочтем как а: мяч, ряд.

Поскольку в русском языке звуковое содержание буквы обнаруживается лишь в сочетании с другими буквами, то, следовательно, побуквенное чтение невозможно, оно постоянно приводило бы к ошибкам в чтении и к необходимости исправлений. Поэтому в обучении грамоте принят принцип слогового (позиционного) чтения. С самого начала чтения школьники ориентируются на слог, как на единицу чтения. Те дети, которые получили навык побуквенного чтения в результате домашнего обучения, в школе переучиваются.

Конечно, не всегда удается сразу добиться прочтения слов в соответствии с нормами русской орфоэпии. Так, слова его, что, синего дети не сразу научаются читать как [эво], [што], [с"иньвъ]. В таких, сравнительно трудных случаях рекомендуется двоякое прочтение: «орфографическое», а затем - орфоэпическое.

В особо трудных случаях разрешается даже побуквенное прочтение,- например, если встречается совсем незнакомое слово. Однако вслед за ним должно следовать слоговое чтение и чтение целым словом.

2. Большинство русских согласных букв б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х бывают и твердыми и мягкими и обозначают два звука: рама, река.

Буквы ч, щ однозначны: они обозначают всегда мягкие звуки, а буквы ц, ш, ж - всегда твердые звуки.

Эти особенности учитываются в методике: дети сначала знакомятся лишь с твердыми согласными, а позже - с мягкими. Звуки ч, щ, ц, ж изучаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте1.

3. Звук б (среднеязычный, всегда мягкий согласный) обозначается не только буквой и, но также буквами ё, я, е, ю, когда они стоят в абсолютном начале слова (ёлка - [йол]ка, Яша - [йа]-ша), после гласных в середине слова (моя - мо[йа], поехали - по[йэ]хали) и после ъ или ъ (вьюн - [в"дун], подъезд- подэ]зд).

Йотированные гласные е, я, ё, ю читаются на сравнительно поздних этапах обучения грамоте2, и дети усваивают их чтение больше по догадке, чем на основе теории. Они узнают эти буквы и как е], [|а], [р], у], и как э, а, о, у после мягких согласных (без транскрипции, разумеется).

4. Мягкость согласных обозначается в русской графике несколькими способами: во-первых, ь (угол - уголь), во-вторых, последующими гласными и, е, я, ё, ю (липа, Лена, мягкий, лён, Люба - [л"и]па, [Л"э]на, [м"а]гкий, [л"он], [Л"у]ба); в-третьих, последующими мягкими согласными: [п"эс"н"ь]. С первыми двумя способами обозначения мягкости согласных первоклассники знакомятся без теории, практически; третий не затрагивается вовсе.

При слоговом чтении различение мягких и твердых согласных не вызывает у учащихся затруднений. Наиболее трудный случай - с мягким согласным на конце слова: кон - конь, угол - уголь, а также внутри слова: вал - вял, мал - мял, ложа - лёжа и т. п. Для усвоения мягких согласных, в отличие от твердых, используется сопоставительное чтение и разъяснение значения слов, различающихся только мягкостью или твердостью одного согласного (случаи, когда твердость-мягкость выступает в смыслоразличительной функции).

5. Звуки русского языка в словах стоят в сильных и слабых позициях. Так, для гласных сильная позиция - под ударением, слабая позиция - безударная. Независимо от сильной или слабой позиции, звук (точнее, фонема) обозначается одной и той же буквой. Несовпадение звука и буквы в слабых позициях необходимо учитывать в методике: на первых порах стараются избегать слов с безударными гласными, с звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова - вводят эти орфографические трудности постепенно, сопоставляя слабые позиций с сильными (мороз - морозы, дома - дом).

6. Серьезную трудность для детей представляет многовариантность звуков. Выделяя звуки из слова, мы никогда не получаем точно такого звука, какой был в слове. Он только приблизительно похож на звук в слове, где на него влияют последующие и предыдущие звуки (ша, шо, шу).

Ребенок должен уловить общее в звучании всех вариантов одного и того же звука. Для этого подбираются слова с изучаемым звуком, чтобы он стоял в разных позициях и сочетаниях с другими звуками (шалаш, хорошо, шум).

При обучении грамоте следует по возможности избегать звукобуквенного анализа таких слов, где действует закон абсолютного конца слова (гвоздь - гость, груздь - грусть и т. п.), закон ассимиляции по звонкости-глухости согласных (сжать - [жа]ть, счет - [що]т, позже - по[же] и т. п.), где происходит упрощение сочетаний согласных, или есть непроизносимые согласные (грустный - «грусный», сердце - «серце», солнце - «сонце» и т. п.). С такими явлениями русской фонетики дети познакомятся позднее; например, с непроизносимыми согласными - во II классе.

7. Не следует забывать, что все буквы русского алфавита используются в четырех вариантах: печатные и письменные, заглавные и строчные.

Первоклассники усваивают заглавные буквы как «сигнал» начала предложения и как признак имен собственных (простейшие случаи). Заглавные буквы отличаются от строчных не только размерами, но часто и начертанием.

Для нормального чтения необходимо усвоить и некоторые пунктограммы - точку, вопросительный и восклицательный знаки, запятую, двоеточие, тире.

Немаловажное значение для решения методических вопросов имеет слогоделение. Слог, с точки зрения образования, представляет собой несколько звуков (или один звук), произносимых одним выдыхательным толчком. В слоге в роли его основы выделяется гласный звук своей наибольшей звучностью (в процессе произношения слога гласный выполняет роль «ртораскрывателя», а согласные - роль «ртосмыкателей»). Слоги бывают открытые типа сг (согласный+гласный) - ма, закрытые типа гс - ам, и типа сгс - мак, а также эти же типы со стечением согласных: ссг - три, сссг - стро и некоторые другие. Трудность слогов зависит от их структуры: самыми легкими для учащихся слогами принято считать слоги типа сг и гс.

И чтение и письмо - сложные процессы. Взрослый, опытный чтец не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс и письма чтения или письма, так как эти действия автоматизированы; но ребенок, обучающийся читать или писать, еще не сливает всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент представляется самостоятельным действием, нередко - очень трудным, требующим больших усилий не только волевых, интеллектуальных, но даже физических.

Невозможно обучать школьников грамоте, не представляя чтения и письма в элементах, составляющих эти действия. Рассмотрим эти элементы.

Чтение. Опытный чтец не останавливается взором на каждой букве и даже на каждом слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2-3 слова, фиксируемые краткой остановкой глаз. Установлено, что взор читающего движется по строке рывками, останавливаясь на строчке 3-4 раза. Осознание текста происходит во время остановок. Число остановок зависит не только от опыта чтеца, но и от трудности текста.

Опытный чтец схватывает слова по их общему виду. С помощью тахистоскопа установлено, что длинные и короткие знакомые слова опытный чтец читает почти с одинаковой скоростью. Но если встретится незнакомое слово, то он вынужден читать по слогам или даже по буквам, а иногда, вернувшись взором к началу слова, перечитать его снова. Хотя опытный чтец не нуждается в слуховом анализаторе и предпочитает читать про себя, но трудное слово он нередко прочитывает вслух (или хотя бы «проговаривает» без звука), так как для восприятия ему не хватает одного лишь зрительного анализатора.

Опытному чтецу незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5-2 раза быстрее громкого, понимание текста оказывается даже выше, так как при тихом чтении чтец имеет возможность «пробежать» глазами текст намного вперед, вернуться к отдельным местам прочитанного, перечесть их (работать над читаемым текстом).

Для техники и для сознательности чтения немаловажную роль играет контекст.

Чем же отличается процесс чтения у начинающего обучаться грамоте?

а) «Поле чтения» начинающего чтеца охватывает всего лишь одну букву, чтобы ее «узнать», нередко он сравнивает ее с другими; прочтение буквы возбуждает в нем естественное желание произнести сразу же звук, но учительница требует произносить целый слог,- следовательно, ему приходится прочесть как минимум еще одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности.

Ведь для прочтения слова недостаточно воспроизвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, так как для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же еще нужно слить звуки в слоги, а слоги - в слова.

б) Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку, так как ему приходится возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор еще не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того как объем внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

в) Начинающий читать не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Школа уделяет огромное внимание сознательности чтения. Ее повышают картинки, вопросы и объяснения учительницы, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух:, слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И все же слабая сознательность чтения - одна из главных трудностей обучения грамоте.

г) Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. (Догадки характерны и для опытного чтеца, но его догадки редко приводят к ошибкам.) Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звукобуквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут. Необходимо рассмотреть физиологическую основу этой трудности.

Речевые органы (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, легкие, голосовые связки) при произнесении каждого звука, отдельно взятого, находятся в положении экскурсии (выхода из неподвижности); выдержки и рекурсии.

При произношении двух звуков слитно, в слоге, рекурсия первого звука сливается с экскурсией второго. Следовательно, для преодоления трудностей звукослияния нужно, чтобы ребенок произносил второй звук, не допустив рекурсии по первому звуку; схематически это представляется так:

Основной и, по существу, единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния - это слоговое чтение. Установка на слог, как на единицу чтения, может свести к минимуму трудность звукослияния.

Как видим, процесс чтения для первоклассника - это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требуют больших волевых усилий и значительного объема внимания, его устойчивости.

Ключ к успеху в обучении - это развитие у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Такая организация учения, при которой каждый ученик включен в активную, в значительной степени - самостоятельную познавательную деятельность, разовьет быстроту и точность восприятия, устойчивость, длительность и широту внимания, объем и готовность памяти, гибкость, логичность и абстрактность мышления, сложность, богатство, разнообразие и правильность речи.

Развитие школьника возможно только в деятельности. Так, быть внимательным по отношению к предмету - это значит быть деятельным по отношению к нему: «То, что мы называем организацией внимания ученика,- это прежде всего организация конкретных процессов его учебной деятельности»1.В современной советской школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс, особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к анализу и синтезу как мыслительным действиям.

В период обучения грамоте огромное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т. е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся должны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы.

Элементарным фонематическим слухом обладает ребенок к двум годам: он способен различить слова, сходные по звуковому составу, кроме одного звука (мама и Маша). Но в школе требования к фонематическому слуху очень высоки: школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными другими звуками и т. д.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию иногда называют фонематической).

Развитие фонематического слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения (развитие слуховых восприятий).

Основой обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее развития к моменту поступления в школу.

Письмо. Длительный опыт сформировал у грамотного взрослого человека навык, автоматизм письма. Взрослый редко обращает внимание на начертание и соединение букв, на орфографию, даже строчки он придерживается автоматически и переносит слова, почти не задумываясь над соблюдением правил. Его внимание сосредоточено на содержании и отчасти на стиле и пунктуации. Тем более он не задумывается над тем, как держать ручку, как положить бумагу и т. п. Положение рук и посадка у него давно установились. Иными словами, ему не приходится затрачивать сознательных усилий на графическую, техническую сторону письма.

Совершенно по-иному протекает процесс письма у первоклассника. Этот процесс распадается для него на множество самостоятельных действий. Он должен следить за собой, чтобы правильно держать ручку, положить тетрадь. Учась писать букву, школьник должен вспомнить ее форму, элементы, разместить ее на строчке в тетради, учитывая разлиновку, вспомнить, как будет двигаться ручка по строке. Если он пишет целое слово, он дополнительно к тому должен вспомнить, как соединяется одна буква с другой, и высчитать, поместится ли слово в строчке. Он должен помнить, как следует сидеть, не приближая глазок тетради. Ребенок еще не привык выполнять эти задачи, поэтому все названные действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп письма, но и утомляет ребенка умственно и физически. Когда первоклассник пишет, у него напрягается все тело, особенно мускулы кисти и предплечья. Этим обусловлена необходимость проведения специальных физкультурных упражнений в ходе урока.

Понаблюдаем, как школьник пишет. Перо (точнее, шариковая ручка) движется по бумаге медленно, неуверенно, вздрагивает; написав букву, ученик отрывается и рассматривает ее, сравнивает с образцом, иногда подправляет. Движения руки нередко сопровождаются движениями головы или языка.

Проверяя тетради ученика, мы убедимся, что одна и та же буква написана в разных случаях по-разному. Это - следствие недостаточного умения, усталости. Повторное написание букв и слов для учащихся является не механическим процессом, а сознательной деятельностью. Учащийся пишет букву, вкладывая в свою работу много волевых усилий.

Добукварный период является важнейшим в системе обучения грамоте первоклассников. Мы считаем, что этот период является основным для усвоения звуков речи, чему способствует работа над развитием слухового восприятия и речевого слуха. Можно выделить несколько задач обучения в добукварном периоде :

  • 1. подготовить слуховое внимание учеников к восприятию звуков речи;
  • 2. обучить детей членению высказывания на слова, научить составлять условно-графическую запись слов;
  • 3. познакомить детей со слоговой структурой слова, научить выделять слог, составлять условно-графическую запись слога;
  • 4. научить выделять звук в слове.

Целью упражнений по усвоению понятий «слово», «предложение» является практическое представление о номинативной роли слова и о предложении как средстве выражения мысли, сопоставление слов и предложений, развитие речи детей, обогащение ее новыми словами.

Рассмотрим систему упражнений, которая отвечает требованиям задач в добукварный период :

  • 1. Упражнения по формированию общего представления о слове:
    • - Сейчас, дети, я вам предлагаю послушать загадки, в которых недостает одного слова. Кто догадается, какое именно слово следует прибавить к загадке, тот и найдет на нее отгадку.

Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

красный маленький… (флажок)

Сегодня все ликует!

В руках у детворы

от радости танцуют

воздушные… (шары)

Вот так чудо! Он со вкусом

может кушать пыль и мусор!

А жужжит, как сотня ос,

работяга … (пылесос)

- Молодцы, ребята! Вы сумели подобрать нужные слова-отгадки. Сейчас и в школе, и дома вы каждый день будете узнавать все новые и новые для вас слова. Все слова следует произносить четко, выразительно, правильно, чтобы они были понятны тем, кто вас слушает.

Упражнение № 7 «Назови и посчитай»

Цель: формировать умение изолированно называть предметы и строить условно-графическую запись слов.

Оборудование: школьные принадлежности, цветные полоски.

Инструкция к выполнению:

  • 1) Учитель раскладывает на парте школьные принадлежности. Затем берет по одному предмету, задавая вопрос: «Что это?», «Сколько предметов на столе?», «Какой лежит первым?», «Какой лежит последним?».
  • 2) Сделать условно-графическую запись слов по образцу.

Упражнение № 8 «Запиши и посчитай»

Цель: развитие умения составлять условно-графическую запись.

Оборудование: полоски цветные.

Инструкция к выполнению: Учитель называет и показывает предмет, учащиеся делают условно-графическую запись, затем подсчитывают, сколько слов они записали.

2. Упражнения по формированию общего представления о предложении:

Цель : Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения.

  • - Когда люди разговаривают друг с другом, рассказывают о чем-либо, они произносят несколько слов, которые связывают между собой так, чтобы было понятно, о чем или о ком говорят. Например, если я произнесу слово, прыгает, то вы все понимаете, что обозначает это слово. Но поймете ли вы из сказанного мною, кто именно прыгает?
  • - Таким образом, следует назвать того, кто прыгает: Мальчик прыгает. Девочка прыгает. Козленок прыгает. Это уже не отдельные слова, а предложения. Предложения состоят из слов. Они могут состоять из двух, трех, четырех и более слов. В предложении может быть только одно слово, например: Вечер.

Затем учитель произносит несколько предложений, а дети определяют на слух количество слов в каждом из них. На конкретных примерах учитель разъясняет детям, что для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, кто он. Например: Дети пришли в школу. Все они нарядные. Теперь они - ученики.

- Сейчас я произнесу предложения не полностью, а частично, а вы добавьте нужные слова, чтобы закончить их.

Светит ярко…(солнышко). На траве блестит… (роса). Птицы звонко…(поют).

Игра «Не ошибись»

  • - Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте .
  • (Учитель читает первый раз -- дети слушают, второй раз -- делят текст на предложения.)

Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...

  • -- Почему Дятла называют санитаром леса?
  • -- Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?

Игра «Еще одно словечко»

Чича предлагает вам игру.

Белка грызет.

Маша идет.

4. Упражнения на составление графических схем к предложениям.

Цель: познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:

Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.

Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)

Почему первая схема не подходит? (Первое слово не обозначает действие, в нашем предложении нет слов-признаков.)

Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.

Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое:

  • * Здравствуйте дорогие! первоклассники из лесу! шлем вам привет! мы живем хорошо! сушит грибы белочка! наедается меда медведь! летает по ночам сова! до свидания*
  • - Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?
  • - Я прочту письмо дятла: Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.

Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?

-Какую мысль мы будем называть предложением?

Работа с наглядностью.

  • (На доске рисунок зайца.)
  • - Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?
  • - Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
  • - Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак -- точку. Вот что у вас получилось :

А у меня по-другому. Что не так?

  • - Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.
  • - Пока, дети, вы не научились читать и писать, не знаете всех букв, будем записывать предложения так: начало предложения обозначим вертикальной палочкой высотой в одну клеточку, а слова - горизонтальными черточками. В конце предложения будем ставить точку. Только после точки можно в строке начинать писать новое предложение. Например :

Дети играют. Им очень весело.

Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нем черточек.

5. Упражнения направленные на усвоение общего понятия о звуке

«Поймай нужный звук хлопком»

Цель : подготовка слухового внимания учеников к восприятию звуков речи.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Говорим учащимся, что каждый раз, как они услышат звук [К] - хлопают в ладоши.

«Угадай что?»

Цель: развитие восприятия неречевых звуков.

Оборудование : ширма, музыкальные инструменты.

Инструкция к выполнению: Учитель издает поочередно звуки музыкальными инструментами, дети слушают и запоминают. Затем учитель, находясь за ширмой, также поочередно издает звуки, и дети самостоятельно определяют, что за инструмент.

«Кто, что слышит?»

Цель: развивать умение различать неречевые звуки.

Инструкция к выполнению: Учитель предлагает закрыть глаза учащимся и в течение минуты послушать звуки, окружающие их. Затем дети открывают глаза, и поочередно называют, те звуки, которые они слышали (например: шум машин, скрип двери, пение птиц, шелест листьев и т.д.).

«Угадай, на что похож звук»

Цель: развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель произносит звуки, а учащиеся

соотносят их с картинкой.

«Загадки»

Цель: развивать внимание к звукам окружающей действительности.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель зачитывает загадки, учащиеся отгадывают. После учитель демонстрирует картинку с ответом.

«Угадай слово»

Цель:

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель произносит слово с паузами между звуками, учащиеся должны назвать слово целиком. Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если учащиеся справляется, то можно сложнее - из 2-3 слогов, со стечением согласных.

«Найди отличие»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель показывает 2 картинки с изображением слов-паронимов, дети четко произносят название предметов, а затем отвечают на вопрос: «В чем отличие этих слов?»

6. Упражнения, направленные на усвоение слоговой структуры слов

Цель:

- Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Значит, в слове рыба две части.

Назовите первую часть. Назовите вторую.

Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:

Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?

Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:

  • - Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)
  • - По слогам легче научиться читать и писать слова.

Игра «Помогайка »

Рыдают слоги не понарошку:

Но если вы хотите, тогда нам помогите

(Называют первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами и показать соответствующую карточку- схему).

Например:

пи-а-ни-но

Игра «Рассади пассажиров »

  • - Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

Игра «Лото»

- У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.

«Раздели на слоги»

Цель :

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель показывает картинки и по слогам произносит название предмета, затем отхлопывает количество слогов. Учащиеся повторяют, выполняют работу по образцу.

«Доскажи словечко»

Цель : научиться работать со слоговой структурой слова.

Инструкция к выполнению: Учитель называет первый слог в каком-то слове, ученики должны досказать название слова.

  • 1. МА- ма; -ша; -сло; -рка;
  • 2. ЛИ- са; -па; -да; -мон.

«Угадай-ка»

Цель: формировать умение соотносить схему слова с предметом.

Оборудование: предметные картинки, доска, схемы слов.

Инструкция к выполнению: Учитель на доске вывешивает картинки, дети подбирают схемы к этим словам.

«Где спрятался звук [З]?»

Цель : развитие фонематического слуха.

Инструкция к выполнению: Учитель называет предмет, дети на слух определяют где находится звук [З] в начале, в середине или в конце слова:

Учитель: - [З]онт, [З]ерно, арбу[З], му[З]ыка, ку[З]ов.

(Примечание: учитель должен интонационно выделять искомый звук).

«Построим дом»

Цель : развитие фонематического слуха и восприятия, памяти и мышления.

Оборудование: доска, мел.

Инструкция к выполнению: Учитель сообщает, что хочет нарисовать дом, и изображает на доске только одну стену. Учащиеся должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Назвать можно только те слова, в которых есть звук [Р]. Дети называют: крыша, чердак, крыльцо, труба и т.д. Учитель схематически рисует на доске.

«Найди братца»

Цель : дифференциация твердости и мягкости звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Инструкция к выполнению: Учитель раздает картинки, которые начинаются с твердого согласного звука. На доске они должны найти картинку, начинающуюся такой же, но мягкий согласный звук.

Всего было проведено 3 урока по темам: «Предложение», «Слог. Деление слов на слоги», «Итоговый урок добукварного периода. Закрепление знаний о предложении, слове, слоге, ударении. Анализ простых по звуковому составу слов».

Планы-конспекты уроков на усвоение основных понятий добукварного периода.

Тема: Предложение.

Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Оборудование:

Карточки-схемы, предметные картинки.

ХОД УРОКА

Чича и Пушок приготовили для вас сюрприз. Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

Вы поняли, что хотели рассказать Чича и Пушок? Почему? А сейч мой сюрприз:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла Лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

  • -- О чем я вам рассказала?
  • -- Почему вы меня поняли? Верно. Мы все умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слушать и понимать нашу речь.
  • -- А из чего состоит наша речь?

Вы думаете при помощи слов. Но вот Чича и Пушок говорили слова, а вы не поняли их.

ІІ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

III ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя с элементами беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и дятла.

Послушайте первое:

* Здравствуйте дорогие! первоклассники из лесу! шлем вам привет! мы живем хорошо! сушит грибы белочка! наедается меда медведь! летает по ночам сова! до свидания*

Странное письмо. Вы поняли, о чем оно?

Я прочту письмо дятла:

Здравствуйте, дорогие первоклассники. Из лесу шлем вам привет. Мы живем хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается меда медведь. Летает по ночам сова. До свидания.

Теперь вы поняли, о чем письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо дятла? Почему вы его поняли?

Какую мысль мы будем называть предложением?

  • 2. Работа с наглядностью.
  • (На доске рисунок зайца.)
  • - Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначим это слово?
  • - Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
  • - Как вы думаете, из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов-предметов? Положите карточку-схему перед собой. Какое второе слово в этом предложении? Что оно обозначает? Как мы обозначим его на схеме? Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак -- точку. Вот что у вас получилось:

А у меня по-другому. Что не так?

Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх.

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

0н подпрыгнул десять раз.

1. Игра «Не ошибись»

Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложения. После каждого предложения хлопайте.

(Учитель читает первый раз - дети слушают, второй раз - делят текст на предложения.)

Сорока и дятел живут в лесу. Сорока целый день стрекочет. Она первой узнает лесные новости. Дятла называют санитаром леса. Однажды встретились Сорока и Дятел...

  • - Почему Дятла называют санитаром леса?
  • - Как вы думаете, я рассказала до конца историю о Дятле и Сороке? Почему?
  • 2. Заслушивание детских вариантов окончания истории.

З. Работа с учебником

4. Физкультминутка.

  • 1. Беседа.
  • - Из чего состоит наша речь? А предложение?
  • - Как мы обозначаем первое слово в предложении?
  • - Как на письме показать конец предложения?
  • 2. Работа со схемами.

Что вы видите на рисунке? Составьте предложение о дождике. (Дождь полил цветы.) Рассмотрите схемы на доске:

Какая из них подойдет для нашего предложения? Помните, для этого нужно проанализировать каждое слово в предложении.

Повторите предложение. Назовите первое слово. Что оно называет? Как мы его обозначаем? (И так далее с остальными словами)

Почему первая схема не подходит? (Она состоит из двух слов.)

Попробуйте составить предложение о дождике по первой схеме.

3. Игра „Еще одно словечко”

Чича предлагает вам игру.

Ч и ч а. Я называю предложение. Ваша задача -- добавить одно слово.

Ира читает. (Ира читает книгу.)

Белка грызет.

Маша идет.

VI. ИТОГИ УРОКА

  • - Что нового выучили на уроке?
  • - Чему научились?

Тема: Слог. Деление слов на слоги.

Цель:

Дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат учащихся; развивать мышление, речь.

Оборудование :

Предметные картинки, карточки-схемы, аппликация паровоза с тремя вагончиками: в первом -- одно окошко, во втором -- два, в третьем -- три; бумажные медальки, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

  • 1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
  • 1. Беседа.

Чича и Пушок решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас поболеть за них. А что значит „болеть” за спортсменов?

  • - Кто из вас был на соревнованиях?
  • - Где они проходят?
  • - Как называют тех, кто „болеет” за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут „болеть” за Чичу, а мальчики -- за Пушка. Помните, что болельщики громко скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышла Чича. (Чи-ча! Чи-ча!)

Пушок, на старт! Внимание! Марш! (Пу-шок! Пу-шок!)

Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (По частям.)

Мы поздравляем Чичу и Пушка. У них одинаковый результат. Мы награждаем их медалями.

2. Практическая работа.

А теперь представьте, что вы „болеете” за друга. Шепотом постарайтесь проскандировать его имя. А теперь по очереди вслух. Что вы заметили?

II СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

На уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

III. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

2. Сообщение учителя с элементами беседы.

Значит, в слове рыба две части.

Назовите первую часть. Назовите вторую.

Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

А слогов в словах Чича? Пушок? А в ваших именах:

Аня, Гоша, Алина, Оля, Ярослав, Витя и др.?

Схематически будем изображать их прямоугольниками, а отделять чертой:

Давайте составим звуковую модель слова Наташа. Трудно. Слово большое. А если будем работать с частями-слогами, будет легче. Попробуем. Какой первый слог? Какой звук начинает этот слог? Как его обозначим? Тянем первый слог. Какой звук слился с первым? Как узнать, гласный он или согласный? Как обозначим? (Аналогично проводится работа над вторым и третьим слогами.)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИМИСЯ

  • 1. Работа с учебником
  • 2. Составление звуковых моделей слов.

Составим звуковые модели к первым словам каждого ряда (мак, рак, бак):

Что вы заметили? Звуковые модели одинаковые. Но чем же отличаются эти слова? Меняется только первый звук, а слово получает совсем другое значение. Попробуйте и вы подставить другой звук на место первого. (Лак, как.)

3. Игра «Помогайка»

Рыдают слоги не понарошку:

«От наших слов - одни лишь крошки.

Но если вы хотите, тогда нам помогите»

Называют первый слог. Ваша задача - дополнить его недостающим слогом или слогами и показать соответствующую карточку-схему.

Например:

пи-а-ни-но

4. Физкультминутка «Слоговички-попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

С л о в а: рябина, стол, балкон, малина, земля, барабан, блины, ученики, самолет.

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

  • 1. Игра «Рассади пассажиров»
  • (На доске паровоз с вагончиками и картинки зверей.)

Животные торопятся разъехаться по своим сказкам. Но строгий контролер велел им занять места в вагонах по количеству слогов в названии животного. Животным это сделать сложно. Помогите им.

2. Игра «Лото»

У каждого на столе карточка, Я называю слог, вы отыскиваете картинку, в названии которой есть этот слог, и закрываете фишкой.


  • 3. Беседа.
  • - Каким способом вы делили слова на слоги?
  • - Сколько слогов может быть в слове?
  • - Может ли быть два гласных звука в слоге?

У. ИТОГИ УРОКА

  • - Что нового учили на уроке?
  • - Чему научились?
  • - Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Тема: Итоговый урок добукварного периода. Закрепление знаний о предложении, слове, слоге, ударении. Анализ простых по звуковому составу слов.

  • · учить пересказывать прослушанное;
  • · предсказывать содержание ещё не прослушанной части текста и после слушания делать вывод о том, правильным ли было предположение;
  • · закрепить умение придумывать диалоги и разыгрывать их перед классом;
  • · учить детей определять звуковой состав слов, последовательно и правильно называть в слове звуки с опорой на графическую схему;
  • · под руководством учителя составлять звуковые модели слов;
  • · ознакомление со звонкими и глухими согласными, развитие умения правильно произносить их в слове и отдельно от слова.

Ход урока

  • 1. ВКЛЮЧЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • - Что мы знаем о речи?
  • - Из чего состоит наша речь?
  • - На что делятся предложения? слова?
  • - Какие слоги мы произносим с усилением? (Ударные.)
  • 2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
  • 1. Дыхательная гимнастика

Упражнения «Свеча-1», «Свеча-2».

2. Артикуляционная разминка

Упражнения «Щечки», «Хомячок».

3. Работа над дикцией

Упражнение «Распевка».

  • 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  • а) Работа по учебнику.

Выполнение словарно-логических упражнений по рисунку на с. 22 -- 23. Определение тематических групп слов (предметы посуды, предметы одежды, предметы гигиены), дополнение названных групп слов.

Составление учащимися предложений по схемам на с. 22 -- 23.

б) Работа над загадками.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц.)

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Кто же это? (Сова.)

в) Знакомство со звонкими и глухими согласными.

Наблюдение над звонкими и глухими согласными. Учитель, а вслед за ним учащиеся, произносят первые звуки в словах-отгадках. Далее учитель предлагает приложить пальцы к горлу и энергично произнести звук [з] - пальцы должны почувствовать лёгкое дрожание горла (это дрожат голосовые связки - звук получается звонкий). После этого учитель показывает, как правильно, без призвука гласного, произнести звук [с] - без голоса, шёпотом, однако так, чтобы было достаточно хорошо слышно. Дети повторяют, прислушиваются к звучанию, убеждаются, что пальцы на горле не ощущают дрожания (так как звук [с] произносят без участия голосовых связок).

Рассказ учителя о том, что и твёрдые, и мягкие согласные могут быть звучными, звонкими, а могут быть беззвучными, тихими, глухими.

Дети повторяют за учителем пары согласных: [б] - [п], [б"] - [п"], [д] - [т], [д"] - [т] и др. Далее слушают, как он произносит пару слов дом - том и первые звуки этих слов [д] и [т]. Они повторяют, подбирают другие слова с этими звуками.

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания -- руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

  • 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
  • а) Работа в парах.

Рассматривание запутанных линий (с. 23); проговаривание вслед за учителем слов шорты, шарф, майка так, чтобы ясно был слышен ударный гласный. Слушание образца высказывания учителя о том, с какой схемой соединён один из рисунков и почему; составление аналогичных высказываний о двух других рисунках.

б) Игра «Потерялся звук»

…айчик, … иса, …оловей, …оробей, …олк, …игр.

5. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Самостоятельная работа.

1. Составить схему предложения:

Медведь принес большой бочонок.

Ежик несет ножницы.

  • 2. На карточках нарисованы картинки, напротив них находятся слоговые модели. На схеме поставлен значок ударения. Если вы согласны с ответом, поставьте возле такой модели знак +, а если допущены ошибки - исправьте карандашом.
  • (Ключи, самолет, телефон, дятел. Жираф, чашка, машина, дерево.)
  • 6. ИТОГ УРОКА.
  • -- Что нового учили на уроке?
  • -- Чему научились?

Приведем подробный анализ проведенных нами уроков.

Анализ уроков, направленных на усвоение основных понятий добукварного периода

Тема: «Предложение»

Целью первого урока мы определили дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком -- точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Начало урока проводилось в форме беседы, направленной на актуализацию опорных знаний. С помощью введения героев Чичи и Пушка ребятам предлагалось определить, что является связной речью, а что отдельными словами. В итоге этой работы у детей сложилось представление о предложениях, из которых состоит связная речь.

На этапе сообщения новых знаний детям было предложено упражнение «Странное письмо». Анализируя письма сороки и дятла, ребята выяснили, что такое предложение и чем предложение отличается от набора слов.

Далее была проведена работа с наглядностью, направленная на развитие наглядно-образного мышления, в итоге которой ребята научились строить схемы предложений, а также узнали, что все предложения начинаются с большой буквы и в конце предложения ставится точка.

На этапе закрепления знаний ребятам было предложено упражнение «Не ошибись» (с помощью хлопков делить речь учителя на предложения).

Этап обобщения и систематизации знаний начался с беседы о правильном оформлении предложений. Затем учащимся было предложено упражнение по работе со схемами предложений. Завершило этот этап упражнение «Еще одно словечко» направленное на развитие логического мышления.

Во время подведения итогов урока была проведена беседа, направленная на проверку усвоения пройденного на уроке материала.

Тема: «Слог. Деление слов на слоги»

Достигая целей следующего урока, мы дали понятие о слоге, научили делить слова на слоги, различать одно-, двух- и трехсложные слова; совершенствовали артикуляционный аппарат учащихся; развивали мышление, речь.

Следующий урок мы начали с беседы, связанной непосредственно с темой урока (игра «Болельщики»). Эта работа позволила плавно перейти к теме урока.

На этапе первичного восприятия и осмысления ребятам была предложена практическая работа, результатом которой стало осознание о делении слов на слоги. Далее была проведена беседа, в результате которой дети научились схематически делить слова на слоги.

Этап закрепления знаний был направлен на связь звуковых и слоговых схем слов. Эта работа позволила развить логическое мышление, фонематический слух учеников. Далее была проведена игра «Помогайка», направленная на усвоение знаний о слоговой структуре слова.

На этапе обобщения и систематизации знаний ребятам были предложены упражнения в игровой форме «Рассади пассажиров» и «Лото», направленные на закрепление знаний о слоговой структуре слова.

Подводя итоги урока, была проведена беседа, направленная на проверку усвоения пройденного на уроке материала.

Тема: «Итоговый урок добукварного периода. Закрепление знаний о предложении, слове, слоге, ударении. Анализ простых по звуковому составу слов».

Итоговый урок добукварного периода подразумевал под собой решение следующих целей: учить пересказывать прослушанное; предсказывать содержание ещё не прослушанной части текста и после слушания делать вывод о том, правильным ли было предположение; закрепить умение придумывать диалоги и разыгрывать их перед классом; учить детей определять звуковой состав слов, последовательно и правильно называть в слове звуки с опорой на графическую схему; под руководством учителя составлять звуковые модели слов; ознакомление со звонкими и глухими согласными, развитие умения правильно произносить их в слове и отдельно от слова.

В начале урока ребятам было предложена беседа, направленная на включение в учебную деятельность. Затем была предложена работа по развитию речевого аппарата.

На этапе изучения нового материала учащимся предлагались упражнения, направленные на обогащение словарного запаса и развития логического мышления. Затем первоклассники познакомились со звонкими и глухими согласными звуками.

Закрепляя изученное, мы предлагали работу в парах, направленную на развитие логического мышления, связной и последовательной речи, развитию фонематического слуха, мелкой моторики руки а также на умение составлять диалоги. Далее была предложена игра «Потерялся звук», которая была направлена на развитие фонематического слуха и развитие логического мышления.

Обобщая изученное, мы предложили самостоятельную работу направленную на повторение пройденного материала: составление схем предложений, постановку ударений. Данная работа развила у детей самостоятельность, позволила проверить свои знания, развивала мелкую моторику руки, фонематический слух.

Таким образом, стоит отметить, что если вовремя начать развивать и формировать фонематический слух, развивать мелкую моторику руки, логическое мышление связную, последовательную речь и наглядно-образное воображение у первоклассников в добукварный период, то это на последующих этапах обучения будет являться залогом к успешному формированию умений и навыков в обучении грамоте.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Чтение (букварный период).
Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.
Цель. Познакомить учащихся с новыми звуком [ц] всегда твердым и глухим и буквами Ц, ц.
Задачи.
Обучающие. Формировать умение читать слова с буквами Ц, ц; наблюдать за особенностями написания букв и, ы после [ц]; обобщить знания о твердых непарных и мягких непарных согласных звуках.
Развивающие. Способствовать развитию фонематического слуха; навыков правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения; мышления.
Работать над развитием связной и грамотной речи.
Воспитательные. Воспитывать интерес к чтению, культуру поведения при работе в паре.

Планируемые результаты
Личностные результаты: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу; первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности.

Предметные результаты: умеет соотносить звук и букву, выделяет звуки из слова, дает характеристику звуку, производит звуко-буквенный и слого-звуковой анализы слов; читает слоги, слова, стихотворения, тексты с буквами Ц, ц, без ошибок..
Метапредметные результаты:
- определяет и формулирует цель урока с помощью учителя;
- проговаривает последовательность действий на уроке;
- работает по коллективно составленному плану;
- фиксирует затруднения в выполнении заданий;
- оценивает правильность выполнения действий;
- планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- высказывает свои предположения;
- строит краткое устное высказывание по теме;
- слушает и понимает речь других;
- ориентируется с помощью учителя в системе знаний: отличает новое от уже известного;
- участвует в организованном поиске новых знаний: находит ответы на вопросы, используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник Азбука Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.
Дидактические материалы: сигналы светофора: зелёный, красный, жёлтый круги, предметные картинки, тексты стихов, звуковые модели слов, карточки для индивидуальной работы, шаблоны букв.
Ход урока
1.Организационный момент
Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе.
Показатели реального результата решения задачи: Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Формируемые УУД:
(Л.)Формирование личностной заинтересованности
(Р.)Формирование осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самостоятельно планировать и организовывать деятельность в целом и учебную деятельность на уроке, в частности.
Учитель. Дети улыбнитесь своему соседу, теперь улыбнитесь мне, а я вам.

2. Актуализация знаний. Фонетическая зарядка.
Дидактическая задача: Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений.
Показатели реального результата решения задачи: Активность познавательной деятельности, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.
Формируемые УУД.
(К.)Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме.
(П.)Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
(К.) Формирование умений слушать и понимать речь других.
Учитель. - Как подзывают цыплят? (цып-цып)
Учитель. Какой звук слышится в начале?
Ученик. Звук ц.
Учитель. Что вы можете рассказать об этом звуке? Охарактеризуйте его.
Ученик. ц - согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Учитель. Какими буквами на письме мы обозначаем этот звук?
Ученик. Буквой Ц.
Учитель. На что похожа буква Ц?
Ученик. На скамейку, стул, краник бочка.
Учитель. Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка. (А.Шибаев)

3.Самоопределение к деятельности
Дидактическая задача: Организовать и направить к цели деятельность учащихся.
Показатели реального результата решения задачи: Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формируемые УУД.
(К.) Формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
(П.) Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
(Р.) Формирование умений проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя.
На интерактивной доске появляются слова с рисунками. (Слайд 1)
лиса, иней, цыпленок, окунь

Учитель. Что общего в этих словах?
Ученик. Это слова предметы.
Учитель. Отгадайте, какое слово получится, если составить первые звуки каждого слова.
Ученик. Лицо.
Учитель. Где слышите звук [ц] в слове?
Составьте звуковую модель слова. На схеме поставьте ударение (звуко-слоговой анализ слова лицо).
Ученик. [л`] [и][ц][о] □`○□○
Учитель. Ребята, может уже кто догадался, как будет называться тема нашего урока? С каким звуком и буквой мы познакомимся сегодня?
Ученик. Звук [ц], буквы Ц, ц.
Учитель. Хорошо. А чему же мы будем учиться сегодня?
Ученик. Выделять звуки из слова, производить звуко-буквенный анализ слов; читать слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Да, мы сегодня познакомимся с новым звуком [ц], буквами Ц, ц.

4. Применение и добывание знаний. Работа в паре
Дидактическая задача: Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, формирование умений работать в паре.
Показатели реального результата решения задачи: Формирование практических умений, утверждение в себе, построение человеческих и деловых отношений, развитие контроля и оценки.
Формируемые УУД.
(Р.) Формирование умения выполнять последовательность действий, позицию по отношению к своей работе в группе (Л.).
(К.) Быть исследователем, конструктором, организовывать совместную работу.
Учитель. Работа по учебнику.
1.Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. Конструирование новых букв. Определение места буквы Ц в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ц? Какая буква находится после буквы Ц?
Ученик. Между Х и Ч.
Учитель.
2. Чтение слогов с новыми звуками под моделями (с.110).
3. Чтение слов на цветном фоне (с.111). Нахождение лишней пары слов (белый целый). Составление моделей слов (Работа в паре).
Учитель. Какое ещё задание вы хотели бы выполнить с этими словами, работая в паре?
Ученик. Поставить в словах ударение, разделить на слоги.
Учитель. Приступаем к работе.

5. Физкультминутка.
Дидактическая задача: Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.
Показатели реального результата решения задачи: Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда.
Формируемые УУД. Формирование развития интеллектуальных функций, эмоционально - волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и не закомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни (л).
Учитель. Ребята, я буду читать слова с буквой Ц. Если буква в начале слова вы приседаете, в середине хлопаете, в конце идете. (Цветы, улица, заяц,
цапля, гонец).

Учитель. Как вы понимаете слово гонец? К чему мы можем обратиться?
Ученик. К толковому словарю Ожегова.
Учитель. Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

На интерактивной доске появляется запись: (Слайд2)

А Учитель. - Что вы заметили?
О Ученик. Вместе написаны И и Ы.
Ц У
Е
И Ы

ЦЫ ЦИ ЦЫ
цыц цинк певцы
цыган циферблат скворцы
цыпленок цикорий колодцы
цыпочки

Учитель. Прочитайте 2,3 столбики со словами, что вы заметили?
Ученик. В середине слов пишется и, на конце ы
Учитель. В 1 столбике записаны слова исключения, их надо запомнить, в корне слова после ц пишется буква и (2 столбик), на конце слова после ц пишется буква ы (3 столбик).

6. Итог урока
Дидактическая задача: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке.
Показатели реального результата решения задачи: Чёткость, лаконичность, максимум участия ученика в оценке своей работы. Формируемые УУД. Формирование умения проследить последовательность действий на уроке (р), дать самооценку учебной деятельности(л).
Учитель. Вспомним, дети, чему мы учились сегодня на уроке?
Ученик. Мы познакомились с новым звуком [ц], буквами Ц, ц. Выделяли звуки из слова, читали слоги, слова, тексты с буквами Ц, ц.
Учитель. Поработаем со светофором. Помним, что зелёный круг всё понятно, жёлтый не совсем понятно, красный требуется помощь.

На интерактивной доске появляются высказывания, дети поднимают круг, который соответствует каждому высказыванию.(Слайд 3)

Я запомнил, что звук [ц] согласный, глухой, твёрдый, непарный.
Я понял, что на письме мы обозначаем этот звук буквами Ц,ц.
Я запомнил, что в корне слова после ц пишется буква и, на конце слова после ц пишется буква ы.

Учитель. Молодцы! Я рада. Что вы все запомнили эти правила.

7. Рефлексия учебной деятельности
Дидактическая задача: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности достижения цели.
Показатели реального результата решения задачи: Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
Формируемые УУД. Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки(р).Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (л).
Учитель. Ребята, а кто из вас был в деревне?
Дети. Я. я..
Учитель. Ой, вы все там были! А как там красиво, особенно летом в лесу, на лугу! Птички поют, бабочки летают, цветы цветут.
Учитель обращается к плакату на доске.
- А чего не хватает на рисунке в деревне, в которую приехали мы?
Ученик. Красоты.
Учитель. Попробуем её изобразить?
Дети. Да.
Учитель. У каждого из вас на парте три цветка: красный, жёлтый, зелёный. Если вам понравилось на уроке прикрепите красный цветок, если не всё понравилось жёлтый, но а если было плохое настроение зелёный. Прикрепят цветочки сначала девочки, а потом мальчики.
Учитель. Наша деревня запестрела цветами красного цвета. Я рада, что на уроке вам всё понравилось!
Учитель. Урок окончен.

Литература.

1. В.Волина Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 2000г.

2.Я иду на урок в начальную школу. Русский язык: книга для учителя. М.: 2009

3.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
2007.

4. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: Вако, 2010.

5. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению.1 кл. М.: Вако, 2010.

6. Журналы Начальная школа 2010 -2012.

7. Журналы Современный урок 2010-2012.


Top