История села радонеж. Радонеж

Радонеж — место, которое обычно посещают туристы по пути в Троице-Сергиеву лавру. Оно неразрывно связано с преподобным Сергием, а еще там царит необыкновенная красота. Деревянные лестницы, дорожки, памятник, храм, источники — все это очень гармонично сочетается.

Село Радонеж находится на левом берегу реки Пажи. Известно оно тем, что здесь поселилась семья преподобного (родители Кирилл и Мария,братья), переехавшая из Ростова Великого. И здесь начались подвиги этого святого. После смерти родителей, тогда еще Варфоломей начал иноческую жизнь.

Храм Преображения Господня

Подъезжаем к храму Преображения Господня. Он построен на средства прихожан и благотворителей в 1836-1842 гг. Вообще Радонеж, если так можно сказать, посвящен преподобному Сергию: в храме росписи, изображающие эпизоды из жития святого; памятник, источники в честь него.

Интерьер храма:

Роспись по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею». Сюжет был взят из жития преподобного Сергия:

«Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания»».
Роспись в храме по мотивам картины В.М.Нестерова «Видение Отроку Варфоломею»

Детская площадка у храма:


Детская площадка у храма

Пройдем к часовне блаженной Матроны Московской по указателю. В часовне находится крест, стоявший на могиле святой.


Часовня блаженной Матроны Московской

В противоположной стороне от часовни находится источник преподобного Сергия Радонежского. Чтобы попасть к нему, придется спуститься по деревянным ступенькам.

А по пути обратим внимание на памятник преподобному Сергию, выполненный по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева (1988 год). Памятник представляет собой фигуру старца в монашеском одеянии, руки его молитвенно сложены у груди. В середине фигура мальчика Варфоломея с иконой Троицы в руках. Надпись: «Сергию Радонежскому благодарная Россия».
Памятник преподобному Сергию Радонежскому

Радонеж — очень живописное место. На деревянной площадке мы встретили итальянцев, они накрыли стол и отдыхали, наслаждаясь природой.
Лестница к источнику

По пути вниз можно перекусить в кафе. В наш приезд оно было закрыто. Когда вы преодолеете лестницу, перед глазами предстанет такая красота:

Тут можно окунуться в ледяные воды источника.


Источник преподобного Сергия Радонежского
Источник преподобного Сергия Радонежского.

Озеро Всех Святых, обустроенное в 2016 году по благословению владыки Феогноста.

Написать и рассказать о Радонеже меня сподвигла поездка в это замечательное место. 15 сентября 2012 г. мы поехали путешествовать семьей по Радонежскому краю. Маршрут был такой "Радонеж - Хотьково - - ".

Радонежская земля - место особое. Здесь находится много исторических и святых мест. Ездить - не переездить. Это и Мураново, и Хотьково, и Воздвиженское, Гефсиманский скит, Сергиев Посад и Ахтырка. Среди этих замечательных мест свое особое место занимает Радонеж.

Радонеж - село в Сергиево-Посадском районе Московской области, в 55-ти км. от Москвы. Место необыкновенно живописное, особенно сейчас - осенью. Здесь мы нашли те великолепные пейзажи, которые воспели в своей живописи В. Поленов, И. Левитан, М. Нестеров. Местность холмистая, дороги извилистые.


О Радонеже известно, что

  • расположен он на открытом холме, на берегу реки Пажи. На месте здесь раскопок обнаружено древнее городище, относящееся к началу нашей эры.
  • Славянское поселение возникло еще в XI веке.
  • Радонеж был расположен на Переяславской дороге, ведшей через Москву в Ростов. Входил в Ростово-Суздальское, а в XV веке вошел в Московское княжество.
  • В 1328 году в Радонеж переселился ростовский боярин Кирилл - отец Сергия Радонежского, который впоследствии основал Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа.
  • Пришел в упадок в царствование Грозного. В Смутное же время был окончательно разорен.
  • В XVIII веке село получило новое название – Городок. А в 1989 году село Городок было опять переименовано в Радонеж.

В Радонеже несколько достопримечательностей:
Преображенская церковь построена в 1836-1842 годах.







Рядом с храмом установлен крест, стоявший на могиле святой блаженной старицы Матроны Московской.

Памятник Сергию Радонежскому. Установлен 29 мая 1988 года - в честь 1000-летия Крещения Руси и в честь 600-летия со дня упокоения Преподобного Сергия здесь, напротив храма Преображения. Представляет собой трёхметровую фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы. Это первый памятник Русскому святому с 1917 года. Почитается как икона.




Крепостные валы XV века. Сейчас на территории бывшего детинца располагается кладбище. На фото - вид на валы.


Святой источник Сергия Радонежского. Спускаться к нему надо по лестнице. Те, кто не взял с собой емкости для святой воды, могут купить их в сувенирой лавке тут рядом.







Преображенская церковь стиля ампир построена в 1834-1840 гг. на средства прихожан и пожертвования. Кирпичное неоштукатуренное здание с применением белого камня в деталях обладает характерной для своего времени композицией. Бесстолпный одноапсидный четверик храма с боковыми портиками дорического ордера увенчан купольной ротондой. С запада к нему примыкают трапезная и трехъярусная со шпилем колокольня, завершенная цилиндрическим ярусом звона. Стены апсиды и трапезной обработаны квадровым рустом, колокольни - сдвоенными пилястрами. Карнизы деревянные. Интерьеры украшают деревянные резные иконостасы: главный пятиярусный в формах эклектики, 1890 гг., и двухъярусный придельный с чертами псевдорусского стиля, 1862 г. Стены и своды покрывает масляная живопись, исполненная в храме в 1870г., в трапезной И.М. Малышевым в 1863г.; поновлена и прописана в 1960-х гг. Кирпичная церковная ограда с деревянной решеткой восстановлена в 1969г. по образцу прежней, 1855 г. Впервые Радонеж упоминается в 1328 году. Указом Правительства РСФСР от 31 октября 1989 года селу Городок было возвращено его древнее имя - Радонеж.



Церковь Преображения в селе Радонеж была построена в 1836-1842 гг. Село Радонеж на реке Паже имеет древнюю историю и широко известно благодаря тому, что именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Родители маленького Варфоломея переселились в Радонеж из своего имения под Ростовом Великим, откуда их вынудили уехать постоянные притеснения со стороны наместников московского князя Ивана Калиты. Боярин Кирилл со своей женой Марией и сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром по приглашению радонежского наместника Терентия Ртища, который обещал переселенцам большие льготы, перебрался в Радонеж. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре, а Варфоломей отправился с ними - присматривать и помогать престарелым родителям.

В XV веке Радонеж стал настоящим городком с крепостью, земляными валами и тремя храмами, центром удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Валы сохранились по сей день, а вот от трех храмов сохранились лишь деревянные царские врата. Соборный храм крепости носил название Преображенского. При Иване III в Радонеж из Троицкого монастыря была переведена ярмарка. В XVII веке Радонеж стал вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. К этому моменту село (или, как указано в документах, «город Радонеж») было разорено в Смутное время, и в нем не осталось ни одного храма. Монастырские власти приняли решение переделать в шатровый храм башню крепости. Храм освятили в честь Преображения Господня, а в пристроенной трапезной освятили два придела - Сергия Радонежского и Михаила Малеина.

В XVIII веке село приобрело новое название - Городок. Новый храм в селе был построен на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объем храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. Основной объем - четырехугольный, по бокам украшен высокими портиками в четыре колонны, на нижний ярус поставлена высокая световая ротонда. В главной части храма был поставлен пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского в трапезной - небольшой двухъярусный. В 1870-х годах храм был расписан, и частично эти росписи сохранились.

Трехъярусная колокольня украшена парными колоннами и увенчана шпилем. В 1855 году храм окружили новой кирпичной оградой с металлическими решетками. Эта ограда была частично разрушена в советское время, в 1969 году восстановлена.

Древнее село с начала XIX века привлекало внимание исследователей. Во многом благодаря тому, что еще в 1820-х годах удалось восстановить историю села, в 1960-х годах было принято решение о сохранении его памятников, в том числе храма Преображения. В 1974 году храм был поставлен на государственную охрану. В 1988 году рядом с храмом был установлен памятник Сергию Радонежскому по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиева. В 1989 году село Городок было переименовано в Радонеж. Сейчас сюда стекается множество паломников, посещающих места, связанные с житием одного из самых почитаемых и прославленных русских святых - Преподобного Сергия Радонежского. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

Источник: http://hramy.ru/regions/r50/sergposad/radonezh/radpreob.htm



В свое время Радонеж имел важное стратегическое значение, благодаря своему расположению на дороге, соединявшей Москву с Ростовом, Угличем, Переславлем и Александровской слободой. В первые десятилетия после татарского нашествия в Радонеже сидели татарские баскаки. В летописях Радонеж упоминается в завещании Московского князя Ивана Калиты (1288 - 1340 гг), отписавшего Радонеж вместе с волостью своей второй жене Ульяне. После ее смерти Радонеж отошел к ее внуку князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, а затем - к его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому. Последний превратил Радонеж в укрепленный городок, выстроив в нем деревянный кремль и окружив его крепостными валами.

В конце XV века князь Иван III переводит из Троицкого монастыря в Радонеж ярмарку. Примерно в 1530-х годах в Радонеже появляется ям - почтовая станция; во времена Ивана Грозного на станции было до 40 ямщиков. Но процветать Радонежу оставалось недолго - в смутное время городок подвергается разорению польскими войсками Сапеги во время похода на Троице-Сергиев монастырь (1608-1610). После этого Радонеж уже никогда не восстанавливается в прежнем значении.

Центральная достопримечательность нынешнего Радонежа - Преображенская церковь с колокольней, постройка которой относится к первой половине XIX века. Рядом с церковью стоит памятник преподобному Сергию Радонежскому, установленный относительно недавно - в 1988 году. Преображенская церковь стоит на холме, под которым протекает речка Пажа; на речке стоит деревянная часовенка, а чуть дальше за ней - родник. Небольшая парковка перед церковью почти всегда забита легковыми автомобилями и экскурсионными автобусами. На небольшом расстоянии от церкви еще ряд поросших деревьями холмов, в которых не сразу признаешь древние крепостные валы. Место это очень живописное, здесь можно приятно погулять летом, прокатиться на лыжах зимой. Если же Радонеж покажется малопривлекательным в качестве самостоятельной цели для поездки, то его посещение можно удобно совместить с поездкой в Сергиев Посад, Хотьково и Абрамцево.

Источник: http://explorado.ru/towns/radonej



Радонеж, связанный с именем Преподобного Сергия (1314-1392) и неотделимый от начальной истории Троицкой Лавры, - это одно из наиболее значимых исторических мест Российского государства. История Радонежа началась в VIII-IХ веках, когда на крутой излучине левого берега реки Пажи стояло родовое поселение охотников и рыболовов финно-угорского племени меря. К ХIII веку рядом с бывшим мерянским городищем выросло славянское земледельческое селение. Оно могло называться как именем Радонег, так и производным от него именем Радонеж.

В письменных источниках Радонеж впервые упоминается в духовной грамоте великого Московского князя Ивана Калиты (1325-1340) как село Радонежское. Великий князь завещал село своей жене княгине Ульяне с младшими детьми. Житие Преподобного Сергия, составленное в начале ХV века, свидетельствует, что при Иване Калите в "весь, глаголемую Радонеж" переселились многие жители Ростова, который тогда подчинялся Москве. В их числе был знатный, но обедневший боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями: старшим Стефаном, средним Варфоломеем и младшим Петром. Стефан и Пётр избрали мирскую жизнь в супружестве и на службе у великого князя. Варфоломей же, с юных лет особо приверженный духу иночества и служению церковному, мечтал удалиться в монастырь. Тем не менее, по просьбе родителей он остался с ними, утешая их в старости и немощи. Так, в послушании родителям и в заботе о них прошла мирская жизнь Варфоломея в селе Радонежском. Лишь по кончине Кирилла и Марии, принявших иноческий постриг в небольшом Покровском монастыре в Хотькове и там же погребённых, Варфоломей приступил к исполнению заветного намерения. Оставив отчий дом на младшего брата, Варфоломей отправился на "взыскание места пустынного". Здесь, на Маковце, Варфоломей с помощью старшего брата основал скромную Троицкую пустынь - основу будущей великой Лавры. Владел Радонежьем тогда Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), один из героев Куликовской битвы в 1380 году, и, конечно же, неоднократно посещал Троице-Сергиев монастырь, присылая пития "в потешение старцу с братьями".

При князе Владимире село Радонежское превратилось в городок Радонеж. Пролегавшая рядом с городком оживлённая Переславская дорога снабжала товарами местный торг, позволяла собирать в пользу князя торговые и проездные (мытные) пошлины. Серпуховскому князю Владимиру Храброму наследовал его четвёртый сын Андрей Владимирович (1410-1426). Получив в наследство наряду с сельскими волостями "Радонеж с тамгою и с мыты...", князь Андрей Радонежский сделал этот городок столицей своего маленького княжества. Унаследовав Радонеж, князь стал владетелем земель вокруг Троице-Сергиева монастыря. По примеру отца князь помогал Троицкой обители, основателя которой знал с самого детства. В 1422 году, в 30-летнюю годовщину памяти Преподобного Сергия, князь Андрей передал монастырю три ближайших села, тем самым создав материальную основу дальнейшего существования обители. Князь участвовал в торжестве обретения мощей Преподобного Сергия, в строительстве белокаменного Троицкого собора. В 1426 году он стал усыпальницей князя. Так проявилась историческая и духовная связь Радонежа и Свято-Троицкого монастыря. В 1456 году Радонеж с волостями возвратили московским государям, и он получил новый статус и название - село Городок. В годы Смуты начала ХVII века Городок наряду с другими сёлами вокруг Троице-Сергиева монастыря был разорён и запустел, часть его жителей укрылись за неприступными для врагов стенами Троицкой обители. Храм, конечно же, был сожжён. В 1616 году царь Михаил Фёдорович в уважение памяти Преподобного Сергия Радонежского передал запустевшее село Городок во владение Троице-Сергиева монастыря. В вотчине владений Троице-Сергиева монастыря (с 1744 года - Лавра) село Городок находилось вплоть до 1764 года, когда во исполнение указа императрицы Екатерины II о секуляризации церковного землевладения было переведено в собственность государства, каковым считалось вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Ныне напоминанием о древнем городе, существовавшем с тех далёких времён, являются оплывшие крепостные валы да церковь в честь Преображения Господня, что стоит на западной окраине села, на краю откоса, обращённого одной стороной к речке Паже, другой - к древнему городищу. Во времена князя Владимира Храброго на её месте стояла охранная башня Радонежской крепости. Преображенской церкви в с. Радонежском предшествовала церковь Рождества Христова, упомянутая в Житии Преподобного Сергия. Именно при Христорождественской церкви, согласно Житию Преподобного, поселилась семья боярина Кирилла, когда переехала из Ростова в село Радонежское. Преображенская церковь в Городке была построена в Троице-Сергиевом монастыре в начале правления царя Михаила Фёдоровича при возрождении запустевшего в Смутное время знатного села. Из брёвен царской повалуши, деревья которой были срублены в окрестностях Троицкой обители, архимандрит обители Дионисий с братией присылает в Радонеж на строительство храма. Из этих-то брёвен в 1618 году и была собрана деревянная церковь, посвящённая празднику Преображения Господня, с приделами Преподобных Сергия Радонежского и Михаила Малеина - небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Всё убранство церкви - образа, свечи, книги и колокола на небольшой колокольнице - предоставил монастырь. Первого настоятеля Преображенской церкви звали Симеон. Он присутствовал непосредственно при заключении 1 декабря 1618 года в деревне Деулино мирного договора между Московским государством и Речью Посполитой. Там он провёл обряд крестоцелования. Село Городок и соседнее село Воздвиженское вошли в историю под названием "Хованщина" - мятежа московских стрельцов во главе с начальником Стрелецкого приказа князем Иваном Хованским в 1682 году. После того как в сентябре этого года князю Ивану Хованскому и его сыну Андрею по приказу царевны Софьи Алексеевны в селе Воздвиженском отрубили головы, их тела похоронили "на Городце", то есть на погосте, где ранее стояла Афанасовская церковь. Память об утраченном храме и заброшенном погосте при нём сохранилась в топониме Афанасовский Луг.

Церковь Преображения Господня с середины ХVII века оставалась единственным храмом села Городок. Вплоть до ХIХ века она была деревянной и, конечно же, неоднократно реконструировалась то из-за ветхости, то из-за очередного пожара. Существующая каменная церковь построена в 1836-1840 годах. Её архитектура традиционна для приходских церквей того времени. Тем не менее Преображенская церковь в Радонеже признана одним из лучших образцов стиля ампир. Автором проекта церкви предположительно был выходец из семьи крепостных крестьян А.Г. Григорьев (1782-1868), признанный ведущим архитектором московского ампира. В 1854 году вокруг храма построили каменную ограду с металлическими решётками и четырьмя угловыми башенками. В 1860-х годах колокольню, стоявшую отдельно от церковной трапезной, соединили с ней узким переходом. На колокольне имелось 7 колоколов, главный из которых весил более 202 пудов (более 3,3 тонны). В церкви сохранились деревянные иконостасы, украшенные резьбой и позолотой: пятиярусный - в храме, двухъярусный - в приделе Преподобного Сергия Радонежского, что в трапезной. Иконы для иконостасов написаны лаврскими художниками во второй половине ХIХ века. На стенах и сводах фрагментарно сохранилась масляная живопись 1870 года, исполненная художником Сергиевского посада И.М. Малышевым (1802-1880). Выходец из бедной семьи лаврского служителя, Малышев при поддержке Лавры обучился основам живописного искусства, затем окончил Академию художеств в Петербурге. Став свободным художником, он жил в Сергиевском посаде, выполнял заказы Лавры и даже членов императорской семьи.

Трудные времена для церкви Преображения Господня, её служителей и прихожан наступили в 1930-х годах. В декабре 1934 года власти запретили производить колокольный звон в церквах села Городок и соседнего с ним Воздвиженского. Два года спустя общину верующих села Городок вынудили сдать в пользу государства ризы с хранившихся в Преображенском храме икон Божией Матери Казанской и Смоленской. Наконец, распоряжением властей Московской области весной 1941 года Преображенскую церковь якобы по просьбе общего собрания жителей Городка закрыли и превратили в сельский клуб. Ходатайство бывших прихожан об открытии церкви, поданное властям в январе 1943 года, было признано нецелесообразным. Перемены к лучшему для Преображенского храма начались в 1974 году, когда её передали в ведение Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Музей развернул в церкви экспозицию, посвящённую истории древнего Радонежа. Следствием популяризации истории Радонежа стали признание Преображенской церкви памятником и проведение неотложных реставрационных работ.

Перед северным фасадом Преображенской церкви раскинулась обширная площадь. Западнее площади, на краю склона, обращённого к древнему Радонежскому городищу, возвышается необычного вида памятник, установленный на круглой насыпи полутораметровой высоты. На плоской вершине насыпи застыла трёхметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова старца накрыта надвинутым на лоб куколем, глаза прикрыты. Его руки молитвенно сложены на груди и охраняющим куполом над головой фигурки отрока Варфоломея. В руках отрока - образ ветхозаветной Троицы. Жестом руки старец как бы благословляет и в то же время охраняет отрока, которому предстоит долгий и трудный путь духовного совершенствования и служения Православной Церкви, народу и Отечеству. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергею Радонежскому благодарная Россия". Памятник работы скульптора В.М. Клыкова открыли в мае 1988 года в честь 1000-летия Крещения Руси. В октябре следующего, 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж. С открытием памятника Преподобному Сергию Радонежскому и с возвращением древнему Радонежу его исторического имени открылась новая глава в истории Преображенской церкви. Переданная в ведение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, она стала центром подчинённого ей небольшого Радонежского подворья.

Из брошюры: Радонежское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - ООО "Русский печатный дом, 2017 г.

В двенадцати верстах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры расположился чудный, живописный уголок. В отдалении от шумных трасс и в окружении лесов возвышается Спасо-Преображенский храм с величественной колокольней. У подножия холма, на котором высится церковь, змейкой вьется речка Пажа. Она ведет путников к источнику преподобного Сергия. А там солнечные лучи, бесконечно отражаясь в золотых куполах над образами преподобных Сергия, Кирилла и Марии, игриво наполняют своим светом всю долину.

Древнее село Радонеж получило свою известность благодаря благочестивым родителям преподобного Сергия, которые в начале XIV века переселились в здешние места из Ростова. В чудесный городок Радонеж, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и отправились паломники из .


В дар Радонежскому храму Преображения Господня мотоциклисты привезли икону Собора Радонежских Святых, которую передали настоятелю подворья, иеромонаху Роману.
2.


3.

Чаще всего Радонеж упоминают, повествуя о детстве Варфоломея, будущего преподобного Сергия, но история этого села началась многими веками ранее. Издревле на берегах рек Вори, Пажи и Торгоши селились финно-угорские племена - меря и балты. Около XI века сюда пришли славяне, которые основали на пересечении Переславской дороги и реки Пажи поселение, именуемое в летописях Радонежем.
4.

Согласно преданию, это название происходит от имени собственного - Радонег. Вероятно, так звали человека, который некогда основал здесь село. Хотя само слово Радонеж в первую очередь ассоциируется с радостью. И действительно, исполненный Духа Святого преподобный Сергий стал радостью и утешением не только для своих благочестивых родителей, но и для всей Руси, коим и остается по сей день. Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!
5.

В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века - в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей - Ханская и Баскакова.
6.

Во второй половине XIV века Радонеж был присоединен к образовавшемуся в 1263 году Московскому княжеству. Ханских баскаков сменили княжеские наместники. С их приходом в селе появилась большая усадьба и церковь в честь Рождества Христова. Московский князь желал усилить положение своего княжества, которое в то время было малочисленным. Одним из способов этого было привлечение на службу знатных людей из соседних уделов, которым на новых землях предоставлялись различные льготы.
7.

Как пишет Епифаний Премудрый в житии преподобного Сергия Радонежского, великий князь Иван I Калита (внук Александра Невского) по малолетству своего сына Андрея поставил в деревне, именуемой Радонеж, наместником некоего Терентия Ртища. А тот, прослышав про бедственное положение ростовских бояр и желая привлечь большее число поселенцев, пригласил их в тогда почти незаселенный Радонежский край.

Среди переселенцев были бывший княжеский воевода Кирилл, его жена Мария и трое сыновей - Стефан, Варфоломей и Петр. Впоследствии их среднему сыну, Варфоломею, Божиим Промыслом было уготовано стать не просто благочестивым молитвенником и смиренным иноком, но великим Игуменом земли Русской и строителем Святой Руси.

8. Источник преподобного Сергия Радонежского

Святой равноапостольный князь Владимир крестил Русь, а спустя три столетия преподобный Сергий ее возродил духовно, возвысил, вывел Русь из нравственного оцепенения и разрухи. Преисполненный Любовью инок вновь обратил людей ко Господу и по всей земле русской рассеял семена веры Христовой. Во все концы разлетелись «птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского», которые, беспрестанно славя Господа, приумножали стадо Христово по всей Отчизне. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели еще порядка пятидесяти обителей. Духовные дети великого Радонежского подвижника разбрелись по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонек духовной жизни и разливая свет просвещения христианского. Богоносный авва Сергий стал духовным отцом не только для своих учеников, но и для всех православных христиан на Руси.

В Радонеже преподобные Кирилл и Мария прожили около семи лет, ни на мгновение не оставляя дел добродетели. Как и в Ростове, они, исполняя заповедь апостола Павла, всегда гостеприимно встречали под своей крышей странников, помогали нуждающимся, покровительствовали расположенному по соседству Покровскому Хотькову монастырю. Предчувствуя скорую кончину, благочестивые родители преподобного, оставили все мирские заботы и удалились в Покровскую обитель, где приняли постриг в схиму и в молитве и покаянии стали приуготовляться ко встрече с Господом.

После смерти московского князя Ивана Калиты Радонежские земли, вместе с основанным на них к тому времени Троицким монастырем, перешли к его жене Ульяне с сыновьями. После ее кончины в 1374 году часть имений княгини наследовал князь Дмитрий Иванович Донской, а волости Бели и Радонежская достались его двоюродному брату - князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Князь Владимир Андреевич глубоко почитал мудрого Троицкого игумена и, желая сделать дело на благо его обители, назначил монастырю ругу - ежегодное продовольственное содержание. После великой победы войска Дмитрий Донского на Куликовом поле, князь Владимир Андреевич, который в том сражении руководил засадным полком, по благословению преподобного Сергия Радонежского устроил в Серпухове Высоцкий монастырь с церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

После смерти Серпуховского князя в 1410 году его владения были разделены между его женой и пятью сыновьями. Радонежская волость вместе с некоторыми другими землями достались четвертому сыну Владимира Храброго - князю Андрею Владимировичу. Им был выстроен кремль, окруженный земляными валами, после чего Радонеж стал столицей удельного княжества. Главный соборный храм был освящен в честь Преображения Господня. С этого времени Радонеж стал именоваться в летописных документах Городком Радонежским или просто Городком.

После смерти князя Андрея Владимировича в 1426 году Городок наследовал его племянник князь Василий Ярославич Боровской. В 1456 году, когда Великий князь Василий II отнял удел Василия Ярославича, Радонеж вновь вошел в состав московского княжества. Его наследник, Иван III, собирая и объединяя земли вокруг Московского княжества, желал сделать из Радонежской и нескольких прилегающих волостей Радонежский уезд. В 1492 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая до этого проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию.

В Смутное время многие святые обители Руси были разграблены и разрушены польско-литовскими интервентами. В течение долгих 16 месяцев Троице-Сергиев монастырь осаждали войска Лжедмитрия. Близлежащие к обители Покровской Хотьков монастырь и Радонежский Городок были практически уничтожены западными захватчиками. В 1616 году царь Михаил Федорович передал так и не восстановившийся Городок Троице-Сергиевому монастырю. У монастырской братии не хватало средств для устроения храма, и тогда они попросили у государя выдать им «повалушу», т.е. большую неотапливаемую башню, из соседнего села Воздвиженское. Монахи переделали башню в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня.

13. Спасо-Преображенский храм

По указу Екатерины II о секуляризации церковных земель село Городок перешло в разряд казенных. Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 40-е годы XIX века. Она считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву.

14. Спасо-Преображенский храм

В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный - в главной части и двухъярусный - в приделе.

15. Спасо-Преображенский храм

В 70-е годы XIX века в селе появилась земская начальная школа. Примерно с середины XIX века древнее село Городок стало привлекать историков и археологов.

С приходом советской власти Спасо-Преображенский храм закрыли. Дом священника снесли и на его месте устроили свиноферму. В стенах Преображенской церкви разместилось зернохранилище, а в 1941 году здесь поселился клуб…

В послевоенные годы произошло некоторое потепление в отношении власти к Радонежскому краю и его святыням. В 1960 году городище стало охраняться как памятник археологии республиканского значения, а спустя 14 лет, в 1974 году, под опеку государства была отнесена и Преображенская церковь. С этого момента началось ее постепенное восстановление. Еще около двух десятилетий в храме располагалась экспозиция Загорского государственного музея-заповедника, посвященная истории Радонежа.

В памятный для всего русского православного мира 1988 год, в который отмечалось 1000-летие со дня Крещения Руси, напротив Спасо-Преображенского храма появился памятник преподобному Сергию Радонежскому. Его возведение планировалось осуществить годом ранее, но авторы проекта столкнулись с рядом трудностей, чинимых богоненавистнической властью.

Несмотря на то, что об открытии памятника было известно заранее, в телевизионном выпуске новостей накануне мероприятия оно было представлено как носящее антисоветский характер. Такое заявление тут же вызвало огромный резонанс, как со стороны настроенного против церкви народа, так и со стороны властей. Грузовик, в котором скульптор Вячеслав Клыков вез монумент на торжественное открытие, был остановлен на Ярославском шоссе на полпути и развернут. Тем временем в Городке был срыт пьедестал для памятника, а вдоль дороги выставлены кордоны милиции.

19. Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже

Так звучат воспоминания тех, кто 20 сентября 1987 года ехал в сторону тогда еще Загорска на открытие памятника:

«Множество людей, направляющихся к шоссе, ведущему в Городок (Радонеж), встречают усиленные наряды милиции. Из мегафона доносится металлический голос: «Немедленно освободить проезжую часть дороги!» Прибывших людей, не обращая внимания на их пол и возраст, сталкивают с шоссе в непролазную грязь. Около пяти тысяч человек во главе с Левшовым (держащим в руках красное развернутое знамя, привезенное из Берлина), Сычевым и монахом Гермогеном, построившись в колонну, буквально с боем проходят сначала сквозь один, потом сквозь другой кордон милиции.

Бетонный мост через небольшую речку Пажа перегорожен машинами и последним, наиболее многочисленным нарядом милиции. Над колонной взметаются хоругвь со Спасом Нерукотворным и знамя с изображением Георгия Победоносца. Люди с криками «ура» идут на последний прорыв: милиция оттеснена, машины сдвинуты. Колонна прошла сквозь все преграды» . ()

И все же благодаря настойчивости граждан и не без Божией Помощи, 29 мая 1988 памятник был установлен. Величественный монумент преподобному Сергию Радонежскому создал скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Огромный вклад в появление памятника внесли член Союза художников СССР, руководитель Патриотического союза «Россия» Игорь Сергеевич Сычев, ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага, гвардии полковник Ерофей Михайлович Левшов и монах Гермоген (в миру - Геннадий Михайлович Хмельницкий).

С холма-пьедестала на Русь-матушку взирает старец. Глаза его прикрыты, но духовным зрением он видит то, что другим не открыто. Он слышит каждого, обращающегося к нему, и молится Всевышнему за всю Русскую землю. В средней части фигуры выделяется фигура мальчика в простом крестьянском одеянии. Он держит в руках икону ветхозаветной Троицы. Это отрок - юный Варфоломей, «сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

В 1989 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Городку было возвращено его историческое название - Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры.

В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. На сегодняшний день фрески и иконостас восстановлены.

24. Спасо-Преображенский храм

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест был родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Благодаря невероятному усердию и трудам настоятеля храма, иеромонаха Романа (Шубёнкина), и с помощью добрых людей удалось восстановить храм и прилегающие территории в том величественном благолепии, в котором его видят паломники, сейчас приезжая в древний Радонеж.

Посещение Радонежской земли не только открыло сокровищницу Радонежья, но и позволило Православным собраться вместе. Дорога, собирающая благочестивых единомышленников - это одно из богатств, доступных сегодня каждому. Как отметил священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с молодежью: "Дружба - одно из немногих приобретений для человека, имеющее самостоятельную ценность". Паломничество дает нам это ценное приобретение.

В храме в честь Преображения Господня завершилась часть паломничества по святым обителям земли Радонежской. Путники познакомились с историей древнейших обителей Московской области, и смогли помолиться перед их святынями. Огромной радостью стала возможность провести Лазареву субботу в уединенных скитах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в которых многие лета назад славили Имя Господне великие святые и подвижники благочестия. Не меньшим счастьем было и оказаться на Божественной Литургии в Успенском соборе Лавры в Праздник Входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, а потому, завершив странствие по Радонежским обителям, паломники отправились в подмосковную Истру, где находится "Русская Палестина" - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.

Другие рассказы о паломничестве "Радонежье".

Радонеж - старинное село в Сергиево-Посадском районе. Оно расположено неподалёку от автодороги «Холмогоры», в 13 километрах южнее Сергиево Посада, на реке Пажа.

История

Территория Радонежа и окрестностей заселена очень давно. Древнейшими обитателями этих мест были финно-угорские и балтийские племена. В начале нашей эры здесь находилось укреплённое поселение финно-угров. В 11 веке на берегах Пажи появляются славяне-кривичи, оставившие после себя погребальные курганы.

Согласно преданию, поселение основано новгородцем Радонегом и названо в его же честь. Радонеж находился на тракте у брода. Эта дорога являлась вектором расселения русичей в 13-14 веках. Ражонеж, входивший в Ростово-Суздальское княжество не пострадал в ходе монголо-татарского нашествия, в нём находились татарские баскаки.

В середине 14 века Радонеж (иначе Радонежское) присоединён к Московскому княжеству, став волостным центром. В начале 15 века князь Андрей Радонежский, владелец села, укрепил Радонеж, обнеся его земляными валами и устроив деревянный кремль. В тот период поселение известно как Городок Радонежский. При царе Иване ІІІ городок назначен центром особого уезда, сюда даже перенесли ярмарку, что обычно проводилась в Троицком монастыре. В правление Ивана Грозного в городке устроена крупная ямная (почтовая) станция.В Смутное время Радонежский городок разорили поляки, после чего поселение не смогло оправиться.

С начала 17 столетия Радонеж известен под названием Городок, хотя по факту являлся селом. В 1617-1764 годах Городок приписан к Троице-Сергиеому монастырю, а затем - был казённым селом. Историческое название Радонеж ему вернули в 1989 году.

Достопримечательности

Архитектурной достопримечательностью Радонежа является Преображенская церковь, освящённая в 1842 году. Её украшают росписи и иконы 19 века. От древнего Радонежа сохранились валы. У бывшего входа в крепость (детинец) в 1988 году установлена скульптура, символизирующая «чудесное научение» отрока Варфоломея - будущего преподобного Сергия Радонежского. В Радонеже проходили съёмки фильма «Аты-баты, шли солдаты».


Top