Членство в СЭВ, ОВД. Особенности социалистической модели

Страны Западной Европы и США после Второй мировой войны

11 класс

    вариант

1.1 Выбрать правильный ответ: ЕС был создан в а) 1945 г б) 1957 г) 1986

1.2 Проведение «новой восточной политики» связано с именем

а) К. Адэнауэра б) В. Брандта в) Г. Шмидта г) Г. Шрёдера д) А. Меркель

2.1 Соотнести историческое явление и страну, с которым оно связано:

а) «Уотергейтский скандал» 1. Великобритания

б)Ольстерская проблема 2. Франция

в) «Красный май» 3. Италия

г) еврокоммунизм 4. США

2.2 Расставьте в хронологической последовательности нахождение у власти премьер- министров Великобритании:

а) Д. Мэйджор б) Д. Камерон в) М. Тэтчэр г) Т Блэр

3.1. Продолжите ряд: основными мероприятиями неоконсерваторов были:

а) Сочетание государственного регулирования экономики с действием рынка

3.2. Какими чертами характеризуется общество «всеобщего благосостояния»? Когда оно сформировалось в Европе?

4.1. Что такое «экономическое чудо» . В чем его причины, суть и результаты. (на примере Германии)

4.2. Какие страны Восточной Европы после Второй мировой войны пошли по социалистическому пути развития? В чем особенности социалистической модели и внешнеполитического развития этих стран?

«Страны Европы освобождаются от наследия прошлого, связанного с эрой конфронтации. Парижская хартия провозгласила новую эпоху демократии, мира и единства в Европе. Прекращение раскола Европы открывает историческую возможность придать новое качество отношениям в сфере безопасности при полном уважении свободы выбора. Участники… решили упразднить военные органы и структуры к 31 марта 1991г..»

    Какая организация заявила таким образом о прекращении своей деятельности?

    В чем причины этого?

Страны Западной Европы и США после Второй мировой войны

11 класс

    вариант

1.1 Выбрать правильный ответ: объединение Германии произошло в

а) 1957 г б) 1986 г) 1990 д) 1992

1.2 Провозглашение СССР «имерией зла» связано с именем

а) д. Кеннеди б) Д. Буша в) Б. Клинтона г) Р. Рейгана д) Б. Обамы

2.1. Соотнести историческое явление и страну, с которым оно связано:

а) Карибский кризис 1. Франция

б) маккартизм 2. Куба

в) голлизм 3. Италия

г) мафия 4. США

2.2Расставьте в хронологической последовательности:

а) «будапештская осень» б) «пражская весна» в) план Маршалла г) подписание Маастрихтских соглашений (образование ЕС)

3.1. Продолжите ряд: основными мероприятиями европейского экономического чуда были: а) приватизация ряда отраслей промышленности

б) в) г) д)

3.2. Какими чертами характеризуется постиндустриальное общество? Когда оно сформировалось в Европе?

4.1. Чем был вызван политический кризис во Франции 1968 года. Какие он имел последствия?

4.2. Что такое «бархатные революции»? Приведите причины краха социалистических режимов. как развиваются страны Восточной Европы в настоящее время.

5.1 Проанализируйте документ и ответьте на вопросы:

« Его величество Король Бельгийцев, Её Величество Королева Дании, Президент ФРГ, Президент Греческой республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской республики, (всего 12) договорились о следующем: - создать… ? - содействовать устойчивому экономическому и социальному прогрессу, создания пространства без внутренних границ, введении единой валюты, усилить защиту прав и интересов граждан государств-членов Союза..»

    Какая организация была создана в Маастрихте?

    С какой целью объединились государства?

    Какие государства Европы не вошли? Сколько стран- членов объединения?

1. Установление социалистической модели. Ее главные компоненты.

2. Достижения и противоречия «реального социализма».

3. Кризис и крах социалистической модели.

После войны власть в странах ЦЮВЕ оказалась в руках национальных фронтов, в состав которых входили все антифашистские партии. Главной силой этих фронтов были компартии, имевшие поддержку СССР. Однако сразу после войны коммунисты обладали всей полнотой власти только в Югославии и Албании. В других странах ЦЮВЕ были созданы коалиционные правительства с участием всех антифашистских сил, в которых коммунисты получили посты министров обороны и госбезопасности.

Во второй половине 40-х годов в странах ЦЮВЕ были проведены реформы, направленные на создание более справедливого общества. В ходе реформ обострились противоречия между коммунистами и их союзниками. Тогда компартии, используя свой контроль над армией и госбезопасностью, в 1946 – 1948 гг. разгромили некоммунистические партии, обвинив их руководство в подготовке государственных переворотов. В Югославии, Албании, Венгрии и Чехословакии установились однопартийные системы. В других странах ЦЮВЕ некоммунистические партии сохранились, но оказались под строгим контролем коммунистов, утратив всякую политическую самостоятельность.

Вскоре после захвата коммунистами власти внутри компартий развернулась борьба между сторонниками копирования советской модели социализма и теми, кто выступал за поиск своего варианта социализма. Под давлением СССР противники копирования советского опыта подверглись репрессиям. Только руководство компартии Югославии не подчинилось диктату Сталина, что в 1948 г. привело к разрыву Югославии с СССР и другими странами ЦЮВЕ.

В 50-е годы в странах ЦЮВЕ развернулось строительство основ социализма по советскому образцу. Строительство социализма шло по следующим направлениям:

1) индустриализация с упором на развитие тяжёлой промышленности. Она проводилась быстрыми темпами и поглощала основную часть государственных средств.

2) кооперирование сельского хозяйства. К началу 60-х годов было завершено. Исключением стала Польша, где в кооперативы вошло только 35 % крестьянских хозяйств;

3) установление полного контроля государства над экономикой. В руках государства оказались промышленность, финансы, транспорт, торговля. Развитие экономики проходило на основе государственных планов. Мелкое частное производство и торговля сохранились только в Польше, Венгрии и до начала 70-х годов в ГДР;

4) установление абсолютного господства компартий в политической жизни; борьба с любой оппозицией, нарушение прав человека;

5) в сфере культуры насаждалась коллективистская идеология и велась борьба со всеми «неправильными» направлениями в литературе и искусстве.


Несколько иной вариант социализма сложился в Югославии. Он получил название «самоуправленческий социализм». Эта модель в большей степени учитывала объективные требования экономики, но в идейно-политической сфере ничем не отличалась от советской модели.

В своей внешней политике страны ЦЮВЕ, кроме Югославии, ориентировались на СССР. В 1949 г. создали свой экономический союз - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в составе СССР, Польши, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании (вышла в 1961 г.). В мае 1955 г. эти страны создали свой военно-политический блок - Организацию Варшавского Договора (ОВД), но Албания в 1968 г. вышла из неё.

Построение социалистической модели вызвало в 50-е гг. народные волнения в ГДР, Польше и Венгрии. Они не привели к свержению социализма, но они заставили власти внести изменения в экономическую политику и лучше учитывать потребности населения.

В 60-е годы в странах ЦЮВЕ начались экономические реформы, нацеленные на то, чтобы сделать огосударствленную экономику более эффективной. При этом реформы не затронули политическую и идеологическую сферу. Только в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком решилось пойти дальше и создать модель «социализма с человеческим лицом», но эта попытка была пресечена интервенцией стран ОВД.

Развитие стран ЦЮВЕ по социалистическому пути привело к значительным достижениям. В конце 70-х годов страны СЭВ производили около 40 % мировой промышленной продукции. Достижением социализма в странах ЦЮВЕ стало создание системы социальных гарантий для населения. В странах СЭВ была ликвидирована безработица, медицинское обслуживание и образование стали бесплатными, все пожилые люди получали пенсии, повышался уровень жизни, хотя и медленнее, чем в западных странах. Самое главное - у жителей стран ЦЮВЕ появилась уверенность в завтрашнем дне.Казалось, что социализм доказал свои преимущества перед капитализмом.

Но уже в 70-е гг. в странах ЦЮВЕ начал назревать новый экономический и политический кризис. В экономике кризис проявился в том, что она не могла удовлетворить потребности граждан. В социальной сфере среди населения усилилось недовольство уравниловкой в оплате труда. В политической сфере кризис проявился в растущем недовольстве людей отсутствием политических свобод и монополией компартий на власть. В сфере идеологии кризис выразился в том, что социалистические идеи быстро теряли привлекательность, и в них уже мало кто верил.

В 80-е гг. эти недостатки вылились в тотальный кризис социалистической модели. Развязка кризиса социализма произошла в 1989 – 1990 гг., когда все страны ЦЮВЕ отказались от социалистического пути развития. В Польше, Венгрии и Болгарии руководство компартий в 1989 г. разрешило деятельность некоммунистических партий. В 1989 – 1990 гг. в этих странах прошли свободные выборы, после которых коммунисты в Венгрии потеряли монополию на власть. В ГДР и Чехословакии крушение социализма произошло в ноябре 1989 г. в результате «бархатных революций». В Румынии в декабре 1989 г. вспыхнуло вооружённое восстание, которое завершилось свержением режима Чаушеску и расстрелом диктатора. В Албании социализм рухнул в 1990 г., когда началось массовое бегство населения в Италию. Албанским коммунистам пришлось ввести в стране политические свободы и разрешить деятельность некоммунистических партий. На выборах 1990 г. компартия одержала победу, но при этом начала проведение рыночных реформ.

Крах социализма вернул странам ЦЮВЕ возможность проводить самостоятельную внешнюю политику. Руководство большинства стран региона заявило о стремлении войти в европейские структуры. Этот выбор сделал бессмысленным существование СЭВ и ОВД. В июне – июле 1991 г. по решению стран-участниц эти две организации были распущены. В 90-е годы целый ряд стран ЦЮВЕ заявил о своём стремлении вступить в НАТО. В марте 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО. В 2004 г. в НАТО вступили Словакия, Болгария, Румыния, Словения и страны Прибалтики.

Капиталистическая система, сформировавшаяся несколько столетий назад, существует сегодня в большинстве стран. Однако, если сравнивать капиталистическую систему раннего этапа с современной, то можно выделить значительные различия.

За несколько столетий она претерпела существенные изменения, которые происходили постепенно, в несколько этапов. Первый этап получил название свободной конкуренции. Он начинается с зарождения капиталистических отношений и продолжается до конца 19 столетия. Его особенностью является господство на рынке мелких товаропроизводителей, которые взаимодействуют между собой в условиях свободного соперничества, где цены складываются стихийно на основе затрат, спроса, предложения, конкуренции, пронизывающей весь спектр экономических отношений. Каждый производитель может легко стать участником рынка, а также легко выйти из него. Ничто не мешает свободному развитию рыночных отношений. Экономика управляется той «невидимой рукой», о которой говорил А. Смит.

Но на определенном этапе свободная конкуренция приводит к появлению монополий. Они зарождаются в промышленном, сельскохозяйственном производстве, на транспорте, поглощая и подчиняя себе мелких товаропроизводителей, которые не могут противостоять мощному натиску этих структур. За счет своей экономической власти монополии становятся единственными производителями в той или иной отрасли или сфере деятельности. Они начинают диктовать свои условия рынку, в частности повышать цены на свою продукцию. Свободная конкуренция уже больше не определяет характер рынка. Поэтому второй этап в развитии капитализма именуется как монополистический. Монополия впервые была описана в 19 столетии австрийским экономистом Гильфердингом в работе «Финансовый капитал». В. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» также глубоко проанализировал эту структуру. В дальнейшем экономисты Д. Робинсон, Э. Чемберлин выявили особенности рынка монополий в условиях конкурентной борьбы. Современная капиталистическая экономика немыслима без крупного производства, формы которого подвергаются определенным трансформациям. В частности, сегодня крупные производители редко представлены только одной компанией на рынке. На нем может присутствовать несколько больших структур, которые являются олигополиями. Рынок олигополии выступает в форме транснациональных корпораций, захватывающих национальный рынок и рынки других стран.

Другой особенностью монополистического рынка является присутствие в нем так называемых естественных монополий, в которых государство принимает участие через акционерный капитал. Естественные монополии функционируют в отраслях, связанных с добычей и переработкой важнейших ресурсов, а также транспорта, связи, коммуникаций и т.д. В России это, например, «Газпром», ОАО «РЖД». В этих компаниях контрольный пакет акций, как правило, принадлежит государству. Связано это с особой значимостью и ролью этих отраслей для общества в целом.

В начале 20 столетия возникает еще один важный участник экономических отношений – государство, которое существенно видоизменяет всю структуру экономических отношений. Если на первом этапе развития капитализма экономическая роль государства ограничивалась, преимущественно, установлением налоговых сборов, взиманием пошлин, контролем за некоторыми видами цен, то в дальнейшем рамки вмешательства государства существенно расширяются.

Это находит выражение в проведении кредитно-денежной и бюджетно-налоговой ценовой политики. Государство направляет усилия на достижение высоких темпов экономического роста, поддержание баланса и пропорций в экономике, оно разрабатывает меры борьбы с кризисами, безработицей, инфляцией. Важным направлением деятельности государства становится повышение благосостояния общества, помощь малоимущим, сокращение неравенства в доходах, реализация других социальных программ. Исходя из вышесказанного, следует, что второй этап в развитии капиталистической системы можно охарактеризовать и как государственно-монополистический.

Третий, новейший период в развитии капитализма, который начал формироваться в 60-х-70-х годах XX века, определяется как постиндустриальный. Появились и другие определения современного капитализма, считающие более правильным называть его неоиндустриальным и государственно-корпоративным. Особенностью новейшего этапа является то, что наравне с главной целью, присущей этой системе – извлечением прибыли, важное значение приобретает задача достижения высоких социальных параметров развития общества. Социальные приоритеты оказываются не менее значимыми, чем прибыль. Поэтому данный этап в развитии капитализма можно обозначить как социально-ориентированный. Достижение высоких социальных параметров развития капиталистической системы обеспечивается за счет активного государственного вмешательства. Деятельность же государства направлена на создание так называемых общественных благ, которые имеют коллективный характер потребления и несут большую социальную нагрузку для общества. Это выражается в поддержании общественного порядка и безопасности, расходов на образование, медицинское обслуживание, культуру, спорт, туризм, строительство дорог и др. В наше время существует несколько моделей рыночных систем, которые различаются по доли госсектора в экономике и доли распределяемого государством ВВП. По этим различиям можно выделить американскую и германскую модели, французскую и корейскую и др.

Помимо капиталистической системы в общественном развитии существовала и существует социалистическая. Эта система формировалась, в отличие от капиталистической, не эволюционным, а революционным путем в достаточно короткий временной период и в результате, как правило, насильственных изменений. Особенность возникновения социализма в отличие от предшествующих капиталистических систем в том, что эта система не «вызрела» в недрах капитализма, она построена на других социально-экономических принципах, а поэтому для ее становления необходим переходный период.

В России в 20-х годах 20 столетия переход от капитализма к социализму был связан с новой экономической политикой, в которой допускалось частное производство, наличие открытого рынка и т.д. В 90-х годах 20 столетия произошел обратный процесс: ломка социалистических отношений, приватизация, бесконтрольное доминирование рынка.

Первоначально переход от капитализма к социализму произошел только в одной стране – в России в результате революции 1917 года. Позже, после Второй мировой войны, сформировалась целая совокупность стран, которая образовала социалистическую систему. Социалистическая система того периода основывалась на экономических принципах, сформулированных Марксом и дополненных В. Лениным и некоторыми другими экономистами. Важнейшей чертой социалистической экономики явилась государственная и коллективная формы собственности вместо частной. В нашей стране небольшую долю занимала колхозно-кооперативная, в других (ныне странах Восточной Европы) в незначительном объеме допускалась частная собственность. В основном это касалось мелких предпринимателей в сфере услуг. В таких условиях рыночные отношения существенно сократились, так как отсутствовала конкуренция. Прибыль, как главная цель в капиталистической экономике, приобрела опосредованный характер, а обменные рыночные отношения, в значительной части, были заменены на распределительные. Все это существенно ограничило развитие товарно-денежных отношений, снизило эффективность рыночных механизмов, ослабило действие экономических стимулов. В итоге, экономический интерес существенно ослаб.

Особенность социалистической системы состоит в том, что государство, сосредоточив в своих руках почти всю собственность, централизованно управляло экономикой, что нашло свое выражение в повсеместном планировании (сверху донизу), в котором планы носят обязательный законодательный характер; жестком административном управлении субъектами экономики; уравнительной, в некоторой степени, системе распределения доходов.

С другой стороны, социалистическая система обладала и рядом существенных достоинств. Это касается, в первую очередь, планирования и прогнозирования, которые изначально возникали на макроуровне в социалистической системе, но, в настоящее время, проводятся во всех развитых капиталистических странах. В данном случае капиталистическая система переняла у социализма систему планирования, как эффективный механизм управления экономикой.

Важной особенностью современного капитализма, как уже отмечалось, является его социальный характер, направленность на человека, на удовлетворение его потребностей. Эта особенность была взята у социалистической системы, где главным приоритетом было право на труд, всеобщность образования, доступность медицинских услуг, ликвидация существенных различий в неравенстве доходов и др.

Несмотря на несовершенство ряда экономических отношений в социалистической системе, экономические показатели красноречиво свидетельствуют о ее динамичном развитии. Так, в СССР в период индустриализации темпы экономического роста достигали 20-25%. Наша страна после второй мировой войны вышла на второе место в мире после США по объему важнейших экономических показателей и их ежегодному абсолютному приросту.

Если же в целом сравнивать преимущества и недостатки каждой из экономических систем, то социалистическая экономика наиболее эффективно проявляла себя в условиях войн, революций и общественных катаклизмов, когда требовалось использование жестких административных мер управления. Преимущества социализма ярко проявились во время Великой Отечественной войны, когда экономика в короткий период смогла обеспечить советскую армию современным вооружением, а система управления и регулирования народным хозяйством была довольно эффективной. Наглядным примером этого явилась работа железнодорожного транспорта в период Великой Отечественной войны, когда переброска экономического потенциала из западных областей за Урал была осуществлена за короткий период в условиях бесперебойного движения грузовых составов. В капиталистической системе оперативное решение многих вопросов осложняется частной собственностью, при которой собственник земли, например, может не согласиться с прокладкой по его территории каких-либо коммуникаций.

Концентрация экономической власти в руках государства и широкое использование административных методов управления экономикой закрепило в зарубежной экономической мысли за социалистической системой название командно-административной, централизованной, нерыночной. Последнее определение во многом условно, так как товарно-денежные отношения в ней, естественно, присутствовали, но их масштаб, степень развития, по отношению к капитализму, были значительно ограничены. Социалистическая система в том виде, в котором она зародилась и сформировалась, просуществовала в большинстве стран относительно непродолжительное время. На рубеже 90-х годов XX века начался ее распад. При имеющихся недостатках, а также ошибках и просчетах в проведении экономической политики, неспособности и неумении творчески раскрыть и применить экономический потенциал и достоинства социализма, падение этой системы так же, как и ее зарождение, произошло не столько естественным, сколько насильственным путем. В результате социалистическая система начала трансформироваться опять в капиталистическую ценой огромных затрат и потерь - как экономических, так и социальных, политических, национальных, территориальных, культурных и нравственных. Обратный переход на капиталистические рельсы по своей жестокости и антисоциальной сущности был сравним с упоминавшимся уже этапом первоначального накопления капитала, когда в процессе приватизации фактически произошла ликвидация преобладающей части государственной собственности и падение роли государства как важнейшей организующей и управляющей структуры современной экономики. В погоне за тотальным насаждением частной собственности и другими приоритетами рыночной экономики: конкуренцией, прибылью, свободными ценами, за бортом остались важнейшие социальные приоритеты. Так, например, в постсоветской российской экономике 90-х годов резко снизились масштабы бесплатного медицинского обслуживания и высшего образования. Существенно сократился объем социальных выплат и помощи малоимущим. Неравенство в доходах между богатыми и бедными слоями населения достигло двадцатикратной величины. Безработица и инфляция превысили средние уровни большинства развитых капиталистических стран. Экономика в постсоциалистичеких странах до сих пор является малоэффективной, ресурсозатратной, технологически отсталой и зависимой от развитых стран.

В наиболее оптимистичном варианте развитие современной экономической системы видится сегодня многими представителями экономической науки и, прежде всего, институциональной школы, как высокоразвитое эффективное общество, представленное новейшими технологиями, высококвалифицированными менеджерами, способными результативно управлять экономикой. Нынешнее общество некоторые ученые называют неоиндустриальным, которое характеризуется как совершенным рыночным механизмом, высоким уровнем развития производительных сил, так и сильным государством, социально-развитой инфраструктурой и общественными институтами. Частная собственность превращается в акционерную, где каждый фактически является совладельцем основных средств производства, получая доход от совместного использования собственности. В то же время не стоит представлять современный капитализм как идеальную систему, лишенную всяких недостатков, подтверждением чему служит мировой экономический кризис, захвативший все мировые державы, а также социальный и духовный кризис в этом обществе. Те же представители институциональной школы (Веблен, Гэлбрейт) ставили под сомнение ценности и цели капиталистической системы. Они подчеркивали значимость общественных интересов, определяющей роли государства, коллективных, общественных форм собственности. Более того, была выдвинута идея конвергенции, т.е. перерастания капиталистического общества в более совершенное, неоиндустриальное, с социализированными общественными отношениями.

Характеристика главных признаков социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ и ОВД. Сущность новой внешнеполитической концепции СССР. Рассмотрение политического курса М.С. Горбачева, его последствия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Страны Восточной Европы в 50-х -- начале 90-х гг. XX в.

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

После второй мировой войны ряд стран Восточной Европы -- Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия - в силу обстоятельств послевоенного времени вошли в северу влияния интересов СССР и встали на путь строительства социализма. Социалистические общественно-экономические системы просуществовали в этих странах почти 50 лет - с сер. 50-х гг. до начала 90-х гг. В этих странах были проведены кардинальные реформы в социально-экономическом и политическом строе, призванные разрушить существовавшую там рыночную систему хозяйства и ориентированные на строительство социалистической экономики. Данные преобразования явились формированием командно-административной системы управления экономикой. Основными ее характеристиками были: введение тотальной государственной собственности на средства производства, установление жесткого централизованного планирования народнохозяйственной жизни, решающая роль партийно-государственных структур в экономической жизни, преимущественная ориентация на страны социалистического лагеря во внешнеэкономической деятельности, объявление марксизма единственной верой и официально допустимой экономической, социальной и политической теорией. Произошло заметное снижение темпов роста промышленности и национального дохода, вследствие отсутствия конкурентного режима в национальных экономиках. В этот период партнерство в хозяйственной сфере между странами социалистического лагеря во многом строилось на безвалютной некоммерческой основе. Это явилось одной из причин накапливания дальнейших противоречий между странами советского блока. Социалистические страны в силу слабой восприимчивости экономических систем, все более существенно отставали от развитых стран Запада.

1. Особенности социалистической модели. Роль в экономической интеграции социалистических страх. Членство в СЭВ, ОВД

В ходе Второй мировой войны возникли предпосылки для раскола единой системы мирового хозяйства. Освободив от фашистов Европу, Красная Армия привнесла туда идеи социалистического переустройства экономики. Победы над врагом в России и на Западе свидетельствовали, по мнению народов Восточной Европы (особенно коммунистов этих стран), о преимуществах социалистической системы хозяйствования. Здесь проходят буржуазно-демократические, затем социалистические революции, и возникают Народная Республика Болгария (НРБ), Венгерская Народная Республика (ВНР), Германская Демократическая Республика (ГДР), Чехословацкая Советская Социалистическая Республика (ЧССР), Польская Народная Республика (ПНР), Социалистическая Республика Румыния (СРР). Албания вскоре вышла из единого социалистического лагеря. Югославия все послевоенные годы занимала промежуточное положение между социалистическим лагерем и капиталистическим миром. Островом свободы стала в конце 50-х гг. Куба. Разгром милитаристской Японии сыграл благоприятную внешнеполитическую роль в победе революций социалистической направленности в ряде стран Азии, образуется Китайская Народная Республика (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ).

Окончательное оформление мировой социалистической системы (МСС) произошло к середине 50-х гг. XX в. Включив в свой состав созданную еще в 20-е гг. Монгольскую Народную Республику, МСС представляла из себя совокупность суверенных государств, в которых руководящая роль принадлежала авангарду рабочего класса в лице марксистско-ленинских партий. Главной задачей этих партий было возглавить строительство социализма и коммунизма.В 1949 г. возник СЭВ -- Совет Экономической Взаимопомощи с центром в Москве. Это была международная межправительственная организация многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества и интеграции социалистических стран. В нее входили все вышеперечисленные страны Восточной Европы, кроме СФРЮ, которая принимала участие лишь в работе отдельных комиссий. Кроме восточноевропейских государств, СЭВ объединял экономические усилия на пути социалистического строительства некоторых других стран -- Монгольской Народной Республики и Республики Куба.

Если СЭВ определял экономическую стратегию МСС и направлял сотрудничество стран в экономике, Варшавский договор (1955 г.) призван был защитить эти страны от внешних врагов. В условиях холодной войны главным таким врагом были США. Страны Варшавского договора имели общее военное руководство, регулярно проводили совместные военные учения. Устав СЭВ был окончательно сформулирован лишь в I960 г.

Позднее, в 1962 г., договорились об основных принципах международного социалистического разделения труда, утвердили ряд комплексных программ подъема экономики. Принципы экономического сотрудничества между республиками СССР стали во многом моделью экономических взаимоотношениях внутри СЭВ. Существовало равное представительство, равные права и обязанности каждой страны -- участницы СЭВ, независимо от экономического потенциала страны и численности ее населения. Высшим органом СЭВ были сессии, на которых решались важнейшие вопросы. Постоянными руководящими органами были Исполком и Секретариат СЭВ.

Страны СЭВ занимали 30% всей территории Земли, на которой проживало 20% всего населения планеты, а объем производства достигал 38--39%. Не подключившись под влиянием СССР к плану Маршалла, страны зарождающейся МСС рассчитывали в трудные послевоенные годы на экономическую помощь со стороны СССР. И они ее получили. Но то, что считалось положительным в межэкономическом сотрудничестве: разделение труда по отраслям, отдельным видам производств и даже отдельным производственным операциям изготовления одного и того же вида продукции, привело позднее к большим осложнениям в экономике этих стран.

Предпринимаемые в течение сорока послевоенных лет усилия стран Восточной Европы, а также ряда стран Азии и Кубы по строительству социализма преподносились правительствами этих стран под влиянием СССР как более прогрессивное развитие социалистической системы хозяйствования по сравнению с капиталистической системой. Но чтобы соревноваться по всем параметрам, нужно было заложить основы социализма в странах МСС, как это предписывалось программами правящих партий.

Восточноевропейские страны в довоенный период больше развивались в условиях рыночной экономики, нежели Россия накануне 1917 года. Иным был и менталитет их народов, больше интеграция в мировую капиталистическую систему хозяйства (кроме Болгарии, Албании и Румынии). Социально-экономические преобразования в странах Восточной Европы не были подобны процессам в экономике и социальных отношениях в России в годы советской власти.

Ускоренными темпами создавались основы социализма и в Албании. К странам народной демократии она себя причислила сразу после освобождения от оккупации, в конце ноября 1944 г. Начавшаяся индустриализация проводилась с помощью СССР, т. е. пытались сразу произвести социалистическую реконструкцию хозяйства. Однако вскоре Албания, по воле Сталина, была подвергнута определенной дискриминации.

В несколько этапов проводилась национализация в Венгрии, с 1945 по 1949 г. Национализация промышленности (кроме мелкотоварного сектора) осуществилась к 1949 г. Ранее под контроль государства были взяты внешняя и оптовая внутренняя торговля, банки, другие денежно-кредитные учреждения.

Румыния тоже с весны 1945 г. пошла по социалистическому пути развития. Закон о национализации был принят в июне 1948 г., по нему к государству перешло 1609 предприятий промышленности. Однако многие крупные промышленные предприятия (металлургические, химические и т. д.) и до этого находились в ведении государства. Национализировали десять частных железных дорог и четыре пароходных общества. Медленнее проходил этот процесс в торговле, он завершился лишь к концу 1950 г.

Развитие Чехословакии после Второй мировой войны отличалось от развития стран Восточной Европы. До войны она входила в число десяти наиболее развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Поэтому здесь не планировалась крупномасштабная индустриализация. В 1950 г. была завершена национализация промышленных предприятий, где трудилось более 50 человек, а также внешней и оптовой внутренней торговли.

Наиболее активно в военные годы в борьбе с гитлеровским режимом участвовала Югославия. Провозглашение ее Федеративной народной республикой состоялось после упразднения монархии, 29 ноября 1945 г. До этого, в ходе народно-освободительного движения, были конфискованы промышленные предприятия, принадлежавшие ранее буржуазии Германии и Италии. Основная часть земельного фонда в Польше осталась в распоряжении крестьянских хозяйств. Наличие большого частного сектора в агросфере стало одной из причин усиления в 1980 г. оппозиционного правящей компартии движения. Национализация здесь была проведена ускоренными темпами -- в 1945--1946 гг. А уже в трехлетнем плане 1945--1947 гг. основное внимание уделялось индустриализации.

Своеобразно происходило экономическое развитие в ГДР, так как до 7 октября 1949 г. она находилась под контролем советской военной администрации, поэтому реформирование в экономике началось позже. Влияние СССР проявилось в организации народных имений по типу советских хозяйств, т. е. входящих в государственный сектор. Национализированы были все конфискованные ранее предприятия германских монополистов, военных и нацистских преступников.

Китай был провозглашен народной республикой 1 октября 1949 г. Сразу были национализированы предприятия, принадлежавшие китайской и иностранной буржуазии. Страна взяла курс на индустриализацию и социализм.

Таким образом, социально-экономические преобразования в странах народной демократии носили компромиссный характер. Почти во всех странах в структуре экономики остался мелкотоварный сектор.

Болгария и Румыния более других стран Восточной Европы выиграли от проведения индустриализации с помощью СССР и других государств социалистического содружества. Здесь впервые была создана фабрично-заводская промышленность, это свидетельствует о запоздалом осуществлении в БНР и СРР промышленной революции и индустриализации. Похожие процессы проходили и в Румынии.

ПНР и ВНР были экономически более развиты, чем БНР и СРР. Находясь до осени 1917 г. в составе Российской империи, Польша имела развитую текстильную, угольную и металлургическую промышленность, а в Венгрии почти те же отрасли развивались еще в рамках Австро-Венгрии. В довольно трудных условиях 50-х гг. XX в. здесь создавалась машиностроительная промышленность.

Чехословакия состояла из промышленно - но развитой Чехии и аграрной Словакии. Однако в последней, как и в Болгарии, протекает много горных рек, поэтому экономически выгодной оказалась переброска более 300 предприятий из Чехии в Словакию.

Индустриализация в Китае проводилась, как известно, в русле политики "большого скачка". С 1956 г. в условиях доминирования в экономике государственного сектора осуществлялись планы строительства социализма. В первой половине 60-х гг. выросло производство стали, угля, нефти, станков для металлообрабатывающей промышленности. Стали развиваться новые для Китая отрасли: нефтехимия и электроника. Но за годы "культурной революции" (1966--1969 гг.) экономический рост опять затормозился. В то же время с помощью СССР была создана водородная бомба, запущены спутники в космос.

Предвестником грядущих перемен в странах МСС явилась "Пражская весна" 1968 г. Тогда Чехословакия попыталась взять курс на постепенную демократизацию в общественной жизни и либерализацию в экономике, но попытка не удалась из-за ввода войск стран Варшавского договора. И все же в 70-е гг. наметились некоторые изменения системы хозяйствования. Это объяснялось экономическими причинами: во многих государствах СЭВ были исчерпаны резервы хозяйственного роста. Для интенсификации производства нужны были кредиты, в том числе из западных стран. В середине 1970-х гг. на Западе разразился валют-энергетический кризис. Усилился интерес к разработке новых технологий, в том числе биотехнологии, ЭВМ. А внутри МСС эти импульсы к росту не почувствовали, так как СССР готов был обеспечить стран-союзниц любыми видами сырья и топлива по "бросовым" ценам, что отрицательно сказалось на экономическом развитии СССР и в том числе России. Проигрышным в экономическом отношении для стран социалистического лагеря и их лидеров в первую очередь оказался новый этап НТР. Страны с рыночной экономикой, использовавшие достижения НТР в экономике, вырвались далеко вперед по сравнению с соцстранами. Назревали противоречия внутри стран социалистического содружества. Югославия, Венгрия и Чехословакия стремились преодолеть барьеры СЭВ и вписаться в мировой рынок. Но тогда почти неразрешимым был вопрос о мировых ценах.

В этих условиях СЭВ стремился к усилению процессов интеграции. Принятая в связи с этим в 1971 г. программа еще более углубленно предусматривала решение задач по специализации и т. д. В 70-е гг. вырос внутренний товарооборот, в рамках СЭВ было заключено более 100 многосторонних (с несколькими странами) и более 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации (несколько подобных соглашений действовало в автомобилестроении).

Многие принципы СЭВ сдерживали экономический прогресс СССР и других стран соцлагеря. Выравнивание уровня экономики разных стран приводило к нивелированию, отсутствию конкуренции, низким ценам на товары, неэффективности производства. Экспортируя в страны СЭВ сырье и топливо и импортируя от них готовую продукцию, СССР оказывался в положении не метрополии, а колонии. Процессы дезинтеграции нарастали, вызванные усилением противоречий как внутри стран, так и на уровне межхозяйственных отношений. Все яснее становилось, что в соревновании двух систем проигрывает социалистическая. Объективно необходимой была ломка планово-распределительной системы и изменение хозяйственного механизма в пользу перехода к рыночным отношениям.

В 1990 г. Промышленное производство в Польше упало на 23%, в Румынии -- на 20%. В других странах Восточной Европы также наблюдался спад производства, в Болгарии -- на 10,7% и т. д.

Страны бывшего социалистического лагеря, заявив о переориентации на капиталистический путь развития, ищут новых партнеров для экономического сотрудничества. Они стремятся "вписать" свою национальную экономику в мировое экономическое сообщество, более всего в ЕЭС, а также вступить в НАТО. На пути переориентации мирохозяйственных связей им предстоит преодолеть еще много экономических затруднений.

Раскол на две системы хозяйствования, наметившийся в 1917 г., окончательно проявился после 1945 г. Разделение на две системы: капиталистическую (рыночную) и социалистическую (командно-административную) на несколько десятилетий задержало развитие мирового хозяйства и мирового рынка.

2. Внешнеполитический курс. Отношения с СССР

Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств -- таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи па сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми.

Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Союза стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическом) курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполитических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президентами документе констатировалось, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратников. Но были и противники новых подходов к решению международных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с Западом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они пополнили ряды оппозиции горбачевской перестройке СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по ОВД. На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямые контакты между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление перестроечных процессов, кадровые перестановки в советском партийно-государственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых странах эти меры привели к резкому обострению экономической ситуации. Крушение существующих порядков в Югославии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Советского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объединение Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса СССР и страны мира. Обновленные подходы к решению международных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986--1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежащих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию и правящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей партийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безопасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Подписанные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был принят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы -- Швецией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о совместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотношения СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирования отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею договоренность предусматривала совместные работы по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономические и общественные контакты с Израилем. Они привели к восстановлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека, в частности указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями культуры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Персидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта. Он поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую действия иракских властей (осень 1990 г.). В ноябре того же года президенту СССР М. С. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира.

Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий «холодной войны», ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

3. Выступления против тоталитарного режима

Во второй половине 80-х годов страны Восточной Европы оказались в состоянии глубокого экономического и социально-политического кризиса, их отставание от индустриально развитых стран Запада все больше усиливалось. Особенно заметным оно было в таких отраслях, как электроника, информатика, вычислительная техника, отсталая технология, устаревший машинный парк, низкая эффективность сельского хозяйства были характерны той или иной степени для экономики всех стран региона Неделимая монополия компартий на власть, слияние партийного и государственного аппарата, антидемократизм, подавление инакомыслия, решения социально-политических проблем с помощью силы - все эти черты были присущи тоталитарным режимам Восточной Европы. Попытки реформирования существующей системы не принесли успеха. Формально одобрив перестроение, начатое СССР в апреле 1985 г., лидеры компартий социалистических стран на самом деле откровенно негативно относились к ней. Определяя на словах необходимость глубоких экономических и политических сдвигов и коренного обновления общества, на самом деле они проводили лишь косметические изменения, не касались самой сути существующей системы. Все это вызвало глубокое, а то и полное недоверие основной массы населения к имеющимся порядкам и породило практику проведения политических "круглых столов". Компартии, соглашаясь на политический диалог с оппозиционными партиями и силами, надеялись достичь общенациональной согласия в проведении демократических преобразований совместными усилиями. Оппозиция добивалась легальных условий для дальнейшего наступления против существующего политического строя.

М. Горбачев и перестройка в СССР стали толчком к революциям 1989 г. Изменения в СССР способствовали усилению реформистского крыла компартий и дискредитации консервативного руководства. Признание права народов Восточной Европы выбирать свой путь развития лишили народы этих стран от страха перед советской интервенцией. Почти во всех странах события начинались с прихода к власти сторонников "обновления социализма" в компартиях. Это и было результатом острой внутриполитической борьбы (Польша, Венгрия, Болгария, Албания), либо происходило под давлением массовых выступлений (ГДР, Румыния). Новые силы провозглашали курс на замену тоталитарного социализма демократическим; поддерживали плюрализм и многопартийность, критику тоталитаризма и политики компартий. На первых свободных выборах они, как правило, получали большинство и приходили к власти, вытесняя компартии «Сторонники обновления социализма». Предлагали политические программы не «Обновление социализма», а строительства капитализма, включая приватизацию государственного сектора, содействия бизнесу, создания рыночных структур, а в политической сфере они продолжали линию на ликвидацию тоталитарных режимов, а во внешней политике требовали ликвидации СЭВ и ОВД, вывода советских войск со своих территорий ОВД.

В Венгрии начало преобразованиям было положено в мае 1988 г, когда на конференции компартии признали необходимость проведения политической и экономической реформ и сменили руководство ВСРП. Новые лидеры выступили с инициативой проведения «круглого стола» с оппозиционными партиями, которых на конец 1989 г насчитывалось более 30. В октябре 1989 г вместо коммунистической партии была создана социалистическая партия. Однако на первых демократических выборах весной 1990 г победу одержали их политические оппоненты. Было сформировано правительство во главе с лидером Венгерского демократического форума И. Анталл, а президентом стал представитель свободных демократов А.Гьон.

В ГДР политический кризис возник в октябре 1989, когда начались многотысячные демонстрации и митинги против тоталитарного режима 18 октября на пленуме СЕПГ Е. Хонеккер был уволен с должности генсека и главы государства. Партия провозгласила о своем переходе на социал-демократические позиции. На первых демократических выборах в марте 1990 победу одержали оппозиционные демократические силы. Началась подготовка к объединению Германии, которое состоялось 3 октября 1990г.

Мирным путем произошел переход власти от коммунистов к оппозиционных демократических сил в Чехословакии (так называемая бархатная революция 1989 г.) и в Болгарии.

Антиправительственные выступления взорвались в городе Тимишоаре 21 декабря 1989, откуда недовольство имеющимся режимом перекинулось на другие города, прежде всего, Бухарест. С 22 до 25 декабря происходили кровавые столкновения восставших с войсками службы безопасности. Армия перешла на сторону народа и режим Чаушеску был свергнут. Диктатора и его жену казнили. Власть оказалась в руках Фронта национального спасения, который объявил о ликвидации всех государственных структур существовавших во времена диктатуры, в частности коммунистической партии.

Выступления широких народных масс, которые стали ведущей силой демократических революций 1989 - 1990 гг. в странах Восточной Европы, привели к свержению коммунистических режимов. Новые политические силы, пришедшие к власти, начали курс на рыночные реформы и утверждение парламентской демократии. Прекратили свое существование Варшавский договор и Совет экономической взаимопомощи. Начался сложный и достаточно сложный процесс врастания постсоциалистических стран Восточной Европы в европейское и мировое сообщество.

горбачев социалистический интеграция

Заключение

Со второй половины 80-х гг. начался последний и заключительный этап в истории восточноевропейских государств как социалистических стран. Процесс отхода от социалистической системы здесь был простимулирован и, в принципе, стал возможным благодаря началу перестройки в СССР, в связи с ослаблением позиций коммунистической партии внутри страны снизилась и степень ее международного влияния на страны восточноевропейского блока. В странах делаются более решительные, чем раньше, попытки отойти от коммунистических режимов. Результатом кардинальных реформ политического и экономического характера явилась смена в 1989--1990 гг. общественно-экономических систем, что сделало возможным строительство в этих странах капиталистической экономики. Новая экономическая политика бывших социалистических стран с начала 90-х гг. ориентируется на формирование классических рыночных механизмов. Основным направлением этой политики стало стимулирование частного предпринимательства, развитие свободной конкуренции, сокращение государственного н увеличение частного секторов экономики, проведение приватизации, принятие антиинфляционных мер, либерализация цен, привлечение иностранного капитала, расширение внешнеэкономических связей со странами Запада. Коммунистические партии были отстранены от руководства экономикой этих стран, а затем их деятельность в целом была запрещена в большинстве стран. Восточноевропейские страны отказались от марксизма как государственной идеологии.

Список литературы

1.История отечества. Учебник 11 класса средней школы В.П. Островский, В.И. Старцев. Просвещение 1992г.

2.История России XX век. 11 класс.Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа1995г.

3.Христоматия по новейшей истории: Документы и материалы.1945-1961г. Гл 3.

4. Гелб А., Грей Ч. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы-1995г.

5. Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1993-1994 гг.
Мировая экономика и международные отношения.

6. «Круглый стол».Советский Союз и страны Восточной Европы: Эволюция и крушение режимов(середина 40-х,конец 80-х годов XX века) История СССР 1991г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Становление государственного социализма в СССР, в странах Восточной Европы. Особенности развития социалистической системы в различных странах. Кризис коммунистической идеологии и административно-командной системы хозяйствования, его причины и последствия.

    контрольная работа , добавлен 17.07.2014

    Отношения СССР и стран Центральной и Восточной Европы. Конфликт с Югославией, разногласия между Сталиным и Тито. Советско-китайские отношения, подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем. Война в Корее и позиция СССР, её цели и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2011

    Предпосылки кризиса власти в СССР. Характер реформ Горбачева в экономической и политической структуре страны. Политика внедрения новой идеологии в общество и осуществление политики гласности. Положительные и отрицательные моменты перестроечной эпохи.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2015

    Итоги экономического, социально-политического и духовного развития общества в СССР к концу 30-х годов. Объективные и субъективные причины возникновения культа личности И. Сталина. Сущность сталинизма как политической системы, его последствия для страны.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Характеристика политики разрядки международной напряженности, отношения СССР со странами Запада. Особенности экономического и политического сотрудничества СССР с социалистическими странами Восточной Европы. Деятельность Совета Экономической Взаимопомощи.

    реферат , добавлен 31.07.2011

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы. Анализ причин распада СССР.

    реферат , добавлен 10.01.2003

    Сталинская программа социалистической модернизации СССР. Индустриализация в западных странах. Три главных концепции промышленного развития. Пятилетнее планирование экономики, массовые репрессии. Экономические и социальные последствия индустриализации.

    презентация , добавлен 15.05.2012

    Реформа политической системы. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Антикризисные программы. Новые внешнеполитические принципы. СССР и страны Восточной Европы.

    реферат , добавлен 14.01.2003

    Начало и развитие "холодной войны". Внешняя политика СССР в середине 1950-х – начале 1960-х гг. История СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Политика "Нового мышления": начало разоружения, региональные конфликты, распад социалистических систем.

В первые годы после прихода левых к власти в Польше наблюдалась ориентация на Советский Союз. Однако уже в то время ряд представителей ПОРП выступили с идеей «польского пути к социализму». Лидером этой группы был Гомулка. На ноябрьском пленуме 1949 г. («пленуме бдительности») идея «польского пути» была осуждена как «правонационалистический уклон», а сам Гомулка исключен из ЦК. Становление основ социализма в Польше развивалось по варианту, близкому к советскому. Это выражалось в:

Попытках форсированного развития промышленности (6-летний план) и кооперирования деревни с нажимом на крестьян, которые в общей массе отрицательно относились к идее коллективных хозяйств;

Ликвидации неграмотности, широком распространении образования и культуры среди населения;

Политических репрессиях, по которым в 1951-1954 гг. было осуждено 92 чел.;

Широком привлечении советских специалистов, прежде всего военных (так, легендарный советский маршал К. К. Рокоссовский был направлен в Войско Польское, стал маршалом Польши, министром обороны, членом ЦК ПОРП).

В 1952 г. была принята новая Конституция страны, провозгласившая Польскую народную республику (ПНР). Политической основой ПНР была объявлена власть трудящихся, выражающаяся в сейме и радах народовых на местах, экономической - государственная, социалистическая собственность. Однако даже в этот период в ПНР внедрялись элементы «польского социализма»: наличие иных партий (кроме ПОРП), закрепление в Конституции трех экономических укладов (социалистического, мелкотоварного и капиталистического), особые отношения польского левого государства с католической церковью. В 1950 г. правительство подписало соглашение с епископатом, по которому государство дало церкви гарантии свободы исполнения культа, а епископат обязался воспитывать у паствы уважение к закону, не препятствовать социалистическим реформам.

Политика в корне изменилась в середине 50-х годов. В 1953-1955 гг. была преодолена политика репрессий, реорганизованы органы госбезопасности. В обществе большую популярность приобрели идеи Гомулки. Толчком к переменам стал социальный конфликт в Познани, произошедший в марте 1956 г., после смерти Болеслава Берута. В результате забастовки рабочих машиностроительного завода, переросшей в демонстрацию и столкновения с войсками, погибло несколько десятков человек. Последовавший за этими событиями пленум ЦК ПОРП фактически принял концепцию Гомулки «польского пути к социализму». Концепция включала следующие изменения: развитие демократизации в стране - предоставление главной роли в государстве Сейму, расширение рабочей демократии, замедление процесса кооперирования деревни, использование различных (в том числе низших) форм кооперации, поддержка индивидуальных крестьянских хозяйств, удаление из государственных органов советских представителей (так, Рокоссовский и прибывшие с ним советские офицеры оставили посты и покинули Польшу), уступки католической церкви (введение факультативного преподавания религии в школах, расширение партийно-политической структуры общества), включая разрешение Общепольского клуба прогрессивной католической интеллигенции с возможностью участия в выборах. Гомулка был избран первым секретарем партии.

Период пребывания у власти Гомулки продолжался с 1956 до 1970 гг. В это время в стране формируется модель «социализма людове» («национального пути к социализму»), отличительные черты которой были изложены выше. Еще одной чертой этой системы стало наличие серьезной антисоциалистической оппозиции, движущей силой которой стала польская интеллигенция. В 60-е годы ее отношения с государством приобрели характер открытого конфликта, яркими проявлениями которого стали так называемое «Письмо 34-х», направленное против цензуры (авторами его были представители писателей и научных работников) и митинг студентов Варшавского университета, который возглавили ассистенты К. Модзелевский и Я. Куронь. Свои претензии к власти они изложили в Программном манифесте. В нем отмечалось, что экономика социалистических стран находится в перманентном кризисе из-за господства «партийно-государственной элиты», эксплуатирующей рабочий класс. Формой борьбы с режимом предлагались стачки.

Серьезные проблемы наблюдались и в польской экономике. Главная из них - дефицит продовольствия, связанный с низкой рентабельностью и товарностью индивидуального сельского хозяйства. Страна была вынуждена ввозить продукты питания. В 1961-1965 гг. ПНР импортировала 12 млн тонн зерна. Низким оставался уровень инфраструктуры, финансирования науки и культуры. В 1969- 1970 гг. экономические проблемы еще более обострились: наблюдалась стагнация в народном хозяйстве, дефициты при одновременном затоваривании рынка не пользующейся спросом продукции. 12 декабря 1970 г. правительство приняло решение о повышении цен на продовольствие, стройматериалы, мебель. 14 декабря произошел социальный взрыв: забастовки на судоверфях Гданьска и Гдыни, массовые демонстрации, нападения на парткомы, общественные здания и магазины. В столкновениях с войсками погибло 44 человека.

20 декабря Гомулка ушел в отставку, первым секретарем стал Эдвард Терек - ставленник так называемых технократических кругов партии. VI съезд ПОРП принял предложенную Тереком стратегию экономического ускорения, цель которой - создать мощную экономику, построить новые предприятия и модернизировать промышленность. Рывок предполагалось сделать на основе внешних займов. Полученные страной средства были брошены прежде всего на металлургию, кораблестроение, самолето- и автомобилестроение, а также отечественную легкую и пищевую промышленность. В первое время политика дала позитивные результаты: произошло насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, начался быстрый экономический рост. Однако мировой нефтяной кризис, затронувший и Польшу, не позволил вовремя расплатиться с долгами. В конце 1975 г. задолженность капиталистическим странам перешагнула границу безопасности и достигла 8,5 млрд долл. Долг продолжал расти: в 1979 г. он достиг 21,1 млрд долл.

В 70-е годы происходило организационное оформление оппозиции. Путем слияния оппозиционных групп создается КСС-КОР (Комитет социальной самозащиты - Комитет обороны работников), возглавляемый представителями творческой и научной интеллигенции. В 1978 г. в Гданьске полулегально возникли неофициальные профсоюзы. Среди оппозиции преобладали антикоммунистические настроения, культ Пилсудского.

Крупнейший политический кризис разразился в 1980 г. Поводом стала попытка введения коммерческих цен на мясо. Кризис выразился в массовых забастовках, в которых участвовало 750 тыс. рабочих. В ходе кризиса возник и был утвержден независимый профсоюз «Солидарность». В результате забастовок социально-экономическое положение страны ухудшилось - возникли проблемы с товарами первой необходимости. «Солидарность» организовывала «звездные и голодные марши», транспортные блокады. Правительство избрало тактику уступок, которая стимулировала забастовки, так как под их нажимом власти шли на повышение зарплаты, принятие других социальных мер. В ходе кризиса в «Солидарность» влились представители КСС-КОРа, произошла политизация профсоюза. В сентябре 1981 г. в Гданьске состоялся съезд «Солидарности», который показал фактическое превращение профсоюза в партию. Это был съезд функционеров: рабочие делегаты составили всего 25 %. Съезд выступил со своей программой, которая носила антисоциалистический характер, и с претензией на власть. Предполагалось создать «самоуправляющуюся демократическую Польшу», основанную на христианских ценностях. История народной Польши отвергалась. Возглавил «Солидарность» рабочий гданьской судоверфи Лех Валенса.

Страна, по сути, скатывалась в хаос. 4 ноября 1981 г. оппозиция предъявила ультиматум власти, который включал создание параллельного правительства. 3 декабря президиум «Солидарности» принял решение о захвате власти, применении силовых методов борьбы. После известия об этом новый руководитель страны генерал Войцех Ярузельский, сменивший преемника Терека С.Каню, в ночь с 12 по 13 декабря вместе с Генеральным Советом принял решение о военном положении. По этому решению в стране создавался Военный совет национального спасения, устанавливался комендантский час, на предприятиях и в администрации вводились военные комиссары. Была приостановлена деятельность общественных организаций вне правительственной коалиции. Ряд деятелей «Солидарности» был интернирован. Сейм утвердил данные решения. В результате этих действий обстановка в стране постепенно стабилизировалась, предприятия перешли к нормальной работе, сопротивление не приобрело массовые формы. Военное положение просуществовало до июля 1983 г., когда решения были отменены, а интернированные деятели освобождены. Однако кризис показал наличие крупных проблем в польской системе «национального социализма».


Top