20 слов чередование гласных. Корни с чередующимися гласными

Упражнение 15. Запомните правописание корней с чередующимися гласными, перепишите таблицу.

Пишите в корне о Пишите в корне а

гореть загар

загореть угар

загорелый угарный (газ)

II II
зори заря
зорька зарница
зарево
озарять
зарянка
III III
коснуться касаться
прикоснуться прикасаться
соприкосновение касательная
касание
IV IV
наклониться кланяться
поклон раскланиваться
склонять
наклонение
V V
положить, положение полагать
предложить, предложение располагать
расположить, расположение предлагать, прилагать
предположить, предположе- прилагательное
ние предполагать
VI VI
мокнуть (под дождём) макать
вымокнуть обмакнуть
VII VII
пловец плавать
пловчиха плавучесть
VIII VIII
ровный, ровесник равный, равноправный,
заровнять сравнить
сровнять (с землёй) поравняться, уравнение,
подровнять (цветник) равнение (в рядах)
Равняйсь! (команда в строю)
IX IX
вырос, выросший, заросль вырастал, зарастал, расти,
поросль, пророс растущий
росток, Ростов, Ростислав растительность, выращивать
срастаться, приращение,
взращённый
X скакать, поскакать скакун, скачок XI творчество, творить X вскочить, подскочить заскочить, выскочка XI тварь, утварь

Упражнение 16.

1. Мы загорали всё лето. 2. Блондинкам не идёт загар. 3. Вы наблюдали зарю в средней полосе России? Как прекрасно это яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца! 4. Зарница - это отблеск молнии дальней грозы, освещающий на мгновение небосклон. 5. От пожара ночью на небе бывает зарево. 6. В знак согласия мой спутник наклонил голову. 7. Иванов передал вам привет и велел кланяться всем знакомым. 8. Я полагаюсь на вас во всём. 9. Ваше предложение следует серьёзно обдумать. 10. Красивая внешность юноши располагала к нему людей. 11. Мы прилагали все усилия, чтобы спасти больного. 12. Где вы смогли так вымокнуть, ведь дождь давно прошёл? 13. Обмакните кисть в краску и напишите номер дома на стене. 14. Вследствие удара судно потеряло плавучесть, то есть способность держаться на воде. 15. Сравните игру артистов в этих двух театрах. 16. Сквозь асфальт пробился зелёный росток дерева. 17. После перелома кость будет срастаться медленно. 18. Некоторые отрасли промышленности требуют реконструкции. 19. Не будьте выскочкой, не перебивайте оратора. 20. В творчестве поэта отразились его интимные переживания.

Упражнение 17. Объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания и предложения.

Сложение - слагаемое, приложение - прилагательное, водоросль - отрасль, возраст - рост, уровень - уравнение, коснуться - касаться, прикосновение - касание, зарница - зори, творец - тварь, кланяться - склониться.

Упражнение 18. Обратите внимание на чередование гласных в корне слова. Придумайте словосочетания и предложения с некоторыми такими словами.

Образец: Я беру в дорогу только самое необходимое. Я собираюсь в дальний путь.

Упражнение 19. В выделенных словах объясните правописание гласных в корне.

1. Соберите книги со стола и поскорее убирайте в комнате. 2. От преследования охотника волк удирает, но, увидев беззащитную овцу, он её задерёт. 3. Смерть не страшна, если, умирая, знаешь, что честно выполнил свой долг. 4. Запереть дверь нетрудно, но стоит ли её запирать, если вы кого-то ждёте? 5. Но, скажи, если слух умирает, значит, должен и звук умереть? (Марш.).

Упражнение 20. Объясните правописание слов с чередующимися гласными в корне.

1. Чёрная туча грозно застилает небосклон. Поле блестит мокрой зеленью и расстилается ковром до самого горизонта (Л.Т.). 2. Замерли грома раскаты (Ник.). 3. Скоро гости к тебе соберутся... Что за звуки, за песни польются день-деньской, от зари до зари (Ник.). 4. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи (Т.). 5. Белый пар по лугам расстилается (Ник.). 6. Красавица-зорька в небе загорелась (Кольц.). 7. Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало (П.). 8. Зарница блещет в небесах (Л.). 9. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали». И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой (Л.). 10. Я с захватывающим дыханием и замиранием сердца слежу за движением пальцев Филиппа (Л.Т.).

Гласные О - Е(Ё) после шипящих

Упражнение 21. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание о - е(ё) после шипящих в корне слов.

Кош...лка, деш...вый, ж...сткий, ч...лн, щ...тка, обж...ра, ч...каться, ш...колад, маж...рный, зач...т.

Упражнение 22. Запомните различия в написании имен существительных и глаголов. Придумайте предложения с выделенными словами.

Получил ожог - ожёг руку; совершил поджог - поджёг хворост.

Упражнение 23. Выделите окончания и суффиксы в словах. Объясните в них правописание гласных после шипящих.

Резать ножом, мой дружок, светить свечой, есть пирожок, подойти к речонке, пастушок смешон, учёный медведь, отмежевываться от друзей, молодой стажёр, без стеснения лжёт, полный бочонок, дирижёр оркестра, тушёное мясо (или мясная тушёнка), сгущённое молоко (или сгущёнка), разделить межой грядки, маленькая детская ручонка, тонкая рубашонка, камышовая подстилка, вкусная жарёнка, больная старушонка, вооружён пистолетом, писать карандашом.

Упражнение 24. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание гласных о - е(ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах.

1. На подоконнике стоял цветочный горш...к с фиалками, а на балконе рос цветной горош...к. 2. Ребёнок с плач...м протянул руч...нки к матери. 3. Вы знакомы с Иваном Кузьмич...м? 4. У болыш...го дерева хозяин привязал своего хорош...го коня. 5. Вдали мы увидели лошадь и её рыж...го жеребёнка. 6. Мать толч...т сухари, чтобы приготовить своё любимое печенье. 7. Кошка охотится за мыш...нком. 8. Солнце палит так горяч..., что песок обжигает босые ноги. 9. Нас угощали туш...ными овощами, копч...ной колбасой и свиной туш...нкой, а мы предложили хозяйке сгущ...нку - сгущённое молоко, которое принесли с собой в рюкзаке. 10. Путники остановились на ноч...вку в тёплой избе лесника, и дождь им был нипоч...м.

Упражнение 25. Поставьте в форме творительного падежа следующие существительные, объясняя их правописание.

Образец: алыча - алычой (под ударением пишем в окончании о ), груша - грушей (в безударном положении как слышим, так и пишем е).

Алыча, груша, ноша, спаржа, левша, плащ, шалаш, тираж, гараж, мяч.

Упражнение 26. С помощью суффиксов -ов, -ев образуйте прилагательные от существительных.

Образец: алыча - алычовый, груша - грушевый. Алыча, груша, камыш, ключ, ёж, нож, спаржа.

Гласные и - ы, о - е после ц

Упражнение 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание гласных после ц.

1. Детские годы мои прошли в отц...веком доме. 2. Корабль прошёл сквозь льды Баренц...ва моря. 3. В наш век медиц...на добилась больших успехов в профилактике болезней благодаря применению вакц...н. 4. Как послушны и быстры были пальц... пианиста! 5. Советую вам поехать в Цариц...но и побывать в его парках и дворцах. 6. Для плодотворной работы нужен рац...опальный отдых. 7. Ученик начертил ц...ркулем круг. 8. Ц...корий, добавленный в кофе, улучшает его вкус. 9. Молодых птиц нужно кольц...вать, чтобы узнавать воздушные пути их перелётов. 10. Танц...вщик выражает своё настроение танц...м. 11. На ужин у нас жареный ц...пленок. 12. Учитесь ходить на ц...почках.

В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

Правило Примеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет.

Обратите внимание!

1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .

2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.

Ка мпания - 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания ); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания ).
Ко мпания - 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания ).

3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

интелле кт. интелли гент,
аккомпане мент. аккомпани ровать,
лиде р. лиди ровать,
трене р. трени ровать,
абоне мент. абони ровать,
дезинфе кция. дезинфи цировать.

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А /О

1. Зависимость от ударения

Корни Правило Примеры Исключения
Гар-/гор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. Прига рь, изга рь, выга рки.
Клан-/клон- Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение.
Твар-/твор- Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. Утва рь.
Зар-/зор- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. Зо ревать, зо рянка.
Плав-/плов- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. Пло вец, пло вчиха;
плы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

Корни Правило Примеры Исключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. а) Ро стов, Ро стислав, ро сток, ро стовщик, выро сток ро стовщический ).
б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ).
Скак-/скоч- Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь.
Лаг-/лож- Перед г пишется а , перед ж пишется о . Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. Поло г .

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

4. Зависимость от значения

Корни Правило Примеры Исключения
Мак-/мок- Корень мак- (мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн- Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник.

Корни с чередующимися гласными И /Е

Корни Правило Примеры
Бир-/бер-

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.
Заби ра ть - забе ру.
Жиг-/жег- Выжи га ть - выже гший.
Стил-/стел- Засти ла ть - посте лить.
Блист-/блест- Бли ста ть - бле стеть.
Мир-/мер- Уми ра ть - уме реть.
Тир-/тер- Сти ра ть - сте реть.
Дир-/дер- Разди ра ть - разде рёт.
Пир-/пер- Запи ра ть - запе реть.
Чит-/чет-

Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило.

2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.

Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Пи р, пи ровать.

Чередование A(Я) /им(ин)

Корни Правило Примеры
Корни с чередованием а(я) /им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им (ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а /я . Пожим а ть - пожа ть, нажим а ть - нажа ть, размин а ть - размя ть, поним а ть - поня ть, начин а ть - нача ть, помин а ть - памя ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

Пишется Е Пишется Э
1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери . 1. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них (мэрия, пэрство ), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ .
2. После гласной и , например: диета, реквием, кариес . 2. После гласных (кроме и ) в соответствии с произношением пишется э , например: силуэт, поэзия, дуэт .
3. В словах: проект, проекция, реестр, феерия . 3. В начале слова в соответствии с произношением пишется э (это, экзамен, этаж, экономика ) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить ).

Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.

Обратите внимание на выражения «чередование звуков» и «корни с чередующимися гласными». Чувствуете разницу?

Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].

Вспомните, в каких позициях могут находиться эти гласные?

В сильной позиции – под ударением, в слабой – в безударном положении.

Почему написание гласных в слабой позиции вызывает трудности?

Гласные слышатся менее чётко, неясно.

Какой это гласный – проверяемый, непроверяемый, чередующийся?

Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.

Какие есть условия написания гласных в корнях с чередованием?

Для написания корней с чередованием нужно выяснить, какие гласные чередуются и в каком именно корне.

Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и», «а» или «о».

Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.

Начнём с самого распространённого случая. Написания е–и в корнях глаголов. Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.

Есть две группы таких корней:

в одной группе гласные всегда в безударном положении (избирать – изберу, изберёшь, избери; запирать – запереть, запер);

в другой – гласные то безударные, то ударные (расстилать – стелить – стелется; протирать – протереть – протёртый).

Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.

Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.

Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.

Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» - зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.

Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.

И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть; после корня -лаг- следует суффикс -а-, получается сочетание АГА (слАГАть), нет АГА – пишу «о» (сложение).

А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

Больше всего вызывают сомнения слова с приставками при-, со-: прикасаться – прикоснуться, прикосновение; соприкасаться – соприкоснуться, соприкосновение.

О корне -лаг-лож- упоминаем дважды. И вот почему. Можно использовать два условия для верного выбора гласной: суффикс -а- и согласные «г» и «ж».

Только не перепутайте этот корень с проверяемыми другими корнями: ложный, ложь, сложный, предлог, влага, благородный!

Особо хочется выделить группу слов с сочетаниями -а(я)-им(ин)-: напоминать, заклинать, приминать, понимать, внимать, внимательный, сниму, подниму, подними. Эти сочетания трудно узнать и запомнить. Но до чего часто они встречаются!

Обратите внимание на слова-исключения!

Написание зависит от суффикса –а-

Бер-бирА-

Дер-дирА-

Мер-мирА-

Пер-пирА-

Тер-тирА-

Блест-блистА-

Жег-жигА-

Стел-стилА-

Чет-читА-

исключения:

сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара)

КасА- если после корня стоит суф.

А- прикасаться;

Кос- если нет суф.-а-

коснуться

ЛагА- если после корня стоит суф. –а-

прилагательное;

Лож- если нет суф. -а- предложение

исключения: полог

А(я)-им(ин)-

сочетания

пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять,

понимАть-понять,

запоминАть-память

Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.

Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).

Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).

Корень -гар-гор- широко распространён в глаголах и словах, образованных от глагола: гореть, горение, угореть, разгорелся, горение, горючий, загорелый, горелки (игра). Значение подобных слов связано с огнём, пламенем, солнечным светом.

Отличайте этот корень от похожих слов-близнецов: пригорок, под горой, горе, горевать!

В корне -зар-зор- пишется «а» в безударном положении: заря, заревой, зарянка (певчая птица с яркой грудкой - смотрите фото!), зарянковый, зарница, зарничный, озарять, озарение, озарённость, озарён, озарённый (в ударном положении реже: зарево, лучезарный). Гласная «о» пишется под ударением (зорька, зорюшка, зоренька, зори).

Споры вызывают слова «зарянка» и «зорянка». Здесь опираемся на значение слова: птица вроде малиновки – зАрянка, а отблески молнии – зОрянка.

Не забывайте о словах-исключениях!

Написание зависит от места ударения

загар, подгорелый

исключения: выгарки, изгарь, пригарь

под ударением буква, которую слышим, без ударения –а

зорька, зарница

исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии)

Клан-клон-

Твар-твор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец

исключения: утварь

Плов- пловец, пловчиха

О корне -лаг-лож- мы уже говорили. Пришло время разобраться с корнем -раст-ращ-рос-.

Раст- пишется в глаголах и во всех образованных от них словах: расти, растить, вырастить, растение, возраст, возрастание, сращение, приращение, взращённый.

Рост- встречается в глаголах и причастиях прошедшего времени: рос, росла, выросли, вырос, вырастала, взрастили, подросли, росший, выросший (и ещё в существительных: недоросль, водоросли, заросли).

Сходные по звучанию слова нужно различать: растаю (таять и приставка рас-), роспись (корень и приставка рос-), роса (росы), растерять (терять и приставка рас-), роскошный (роскошь)!

Вы просто обязаны выучить слова-исключения!

Самый трудный и запутанный тип корней опирается на лексическое значение слова.

И опять не забудьте об исключениях!

Написание зависит от смысла

Мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание

Мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ

исключения: промокательная бумага, промокашка

Равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне

Ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен

исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень

В таблице, которую составили ученики, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется частным закономерностям.

Написание корня зависит

от суффикса –а-

от места ударения

от согласного

от смысла

Бер- бира-

Дер- дира-

Мер- мира-

Пер- пира-

Тер – тира-

Блест – блиста-

Жег – жига-

Стел – стила-

Чет – чита-

исключения: сочетать, сочетание

загар, подгорелый

исключения:

выгарки, изгарь, пригарь

Раст-рос-ращ-

выращенный, растение

исключения: росток, отрасль, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, выростковый, подростковый

Мак- погружать в жидкость:

обмакнуть;

Мок- пропускать жидкость: вымокнуть,

исключения:

промокательная бумага, промокашка

Каса- если после корня стоит суф.

А- прикасаться;

Кос- если нет суф.

А- коснуться

Лага- если после корня стоит суф.-а-

прилагательное;

Лож- если нет суф.-а- предложение

исключения: полог

Зар- зор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения -а

зорька, зарница

исключения:

зоревать,

зорянка (всполохи молнии)

Скак-скоч-

перед -к- напишем

А, перед -ч- напишем -о скакать, выскочить

исключения: скачок, скачу

Равн-равным, одинаковым может быть вес, возраст

Ровн- ровным

называют всё прямое, гладкое: сровнять, выровнять;

исключения:

равнина, равняйсь,

ровесник, поровну, уровень

А(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)-

пишутся после суффикса -а- сжимать-сжать, снимать-снять

Клан-клон-

Твар-твор-

под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, творец;

исключение: утварь

Плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок

Плов- пловец, пловчиха

исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть)

перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить

исключения: полог

Тренировочные задания

Вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму:

Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.

Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звезды. И начнется великое таинство ночи.

Буква «и» пишется в слове:

а) оп..раться, заст..лает, ум..рать, подб..раю, бл..снуть;

б) заж..гать, разд..рать, переч..тать, отт..реть, перест..лить;

в) зам..рающий, выж..гательный, бл..стательный, приж..гать.

Буква «е» пишется в слове:

а) поч..тать книгу, подн..мается, бл..стеть, подст..лить, выч..т;

б) соб..рёт, сд..рёт, прот..реть, пом..реть, ст..реть, зап..реть;

в) бракосоч..тание, расст..лил, зап..рать, забл..стал, выб..ри.

Буква «а» пишется в слове:

а) вым..кнуть под дождем, вым..кать все чернила, к..снулся, заг..релый, зар..сли, пром..кашка;

б) ск..чок, уск..кал, соприк..саться, пл..вление, оз..рение, м..кать вареник;

в) безотл..гательный, сотв..рила, сг..ряча, приск..кать, все р..вно, з..ря.

Буква «о» пишется в слове:

а) накл..ниться, покл..няться, жук-пл..вунец, пл..вчиха, пл..вучий, р..внение;

б) утв..рь, приг..реть, оз..рять, р..вновесие, р..вномерный;

в) претв..рить, тв..рение, подр..внять, р..внять дорожки, скл..нение.

Вставьте пропущенные буквы, дополните ряд своим словом:

соб..рать, уб..ру, отд..рать, …

зам..рание, ум..рать, зам..реть, …

прик..сновение, к..снулся, к..сательная, …

заг..реть, обг..ревший, выг..рки, …

з..ря, з..рево, з..ревать, …

Р..стислав, подр..стающий, выр..сли, …

 Top