Журнал операций 9 по санкционированию бюджетном учреждении. Порядок ведения учета санкционирования расходов бюджета

Одним из обязательных требований, которые должны соблюдаться участниками бюджетных правоотношений, является санкционирование расходов. Основной задачей процедуры санкционирования расходов является контроль использования денежных средств, выделенных из бюджета Российской Федерации. Об особенностях отражения бюджетным учреждением на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов и пойдет речь в статье.

Прежде чем говорить о том, как в учете бюджетного учреждения отражаются операции по санкционированию расходов, рассмотрим общие положения по организации санкционирования расходов для всех государственных (муниципальных) учреждений, которые, исходя из пункта 1статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть бюджетными, автономными и казенными. Но сначала отметим, что под санкционированием расходов понимается соблюдение обязательных, последовательно осуществляемых процедур по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, сметных назначений и принятых обязательств.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 267.1 и пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В Письме Минэкономразвития России N Д28и-3210 отмечено, для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного контракта. Статьей 219 БК РФ также предусмотрена обязанность финансового органа муниципального образования установить порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета в соответствии с положениями БК РФ. Таким образом, положения о порядке осуществления вышеуказанной дополнительной проверки, в том числе основания для отказа в санкционировании оплаты денежного обязательства по контракту, должны быть предусмотрены Порядком санкционирования, о чем сказано в Письме Минфина России N 02-03-10/34010. Финансовым органом муниципального образования в Порядке санкционирования может быть предусмотрено осуществление проверки на соответствие информации, содержащейся в муниципальном контракте, сведениям об обязательстве, возникшем на основании данного муниципального контракта, поставленном на учет в финансовом органе муниципального образования, и сведениям о муниципальном контракте, размещенным в реестре контрактов, при наличии таких сведений в указанном реестре.

Итак, обратимся к Единому плану счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Пунктом 308 Инструкции N 157н установлено, что счета раздела VI "Санкционирование расходов экономического субъекта" предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства (в части кассового исполнения федерального бюджета) показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам, поступлениям источников финансирования дефицита бюджета, сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также для ведения учета учреждениями, органами Федерального казначейства принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) (далее при совместном упоминании - обязательства). Объекты учета раздела VI Инструкции N 157н учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:

10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".

В силу пункта 310Инструкции N 157н операции по санкционированию обязательств принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет. Обратите внимание, что эта норма применяется при формировании учетной политики, начиная с 2017 года, что следует из пункта 8 Приказа Минфина России N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".

В случае утверждения финансовым органом главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам бюджетной классификации, их детализация по соответствующим кодам бюджетной классификации осуществляется этими финансовыми органами с отражением оборотов по дебету и кредиту соответствующего аналитического счета санкционирования расходов бюджета. Порядок внесения изменений в операции по санкционированию расходов определен пунктом 311 Инструкции N 157н, согласно которому изменения отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта, предусмотренных Инструкцией N 157н и соответствующей по типу учреждения Инструкцией по применению Плана счетов: - при утверждении увеличения показателей - со знаком "плюс"; - при утверждении уменьшения показателей - со знаком "минус".

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (пункт 312 Инструкции N 157н). Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом.

Показатели (остатки) по счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов соответственно:

Показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22 разряде номера счета код аналитического учета "4", в части бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, обнуляются. До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям расходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются. В соответствии с пунктом 313 Инструкции N 157н аналитический учет операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений и обязательств, осуществляется бюджетными учреждениями на соответствующих счетах раздела VI Инструкции N 157н в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе, не являющихся юридическими лицами.

Операции по санкционированию расходов учреждений отражаются в Журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов). Формы первичных документов устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению, утверждены Приказом Минфина России N 52н.

Далее поговорим о том, что понимается под санкционированием расходов при отражении операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Итак, Инструкцией N 174н предусмотрен раздел 5 "Санкционирование расходов", счета которого предназначены для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности назначений (далее - плановые назначения), в том числе по принятию и (или) исполнению учреждением обязательств на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным; иные очередные годы (за пределами планового периода) финансовый год.

Разделом 5 Инструкции N 174н определены синтетические счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов. Такими счетами являются:

0 502 00 000 "Обязательства" - для обобщения информации о принятых (принимаемых) бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) на соответствующий финансовый год. Учет ведется на следующих группировочных счетах: в разрезе финансовых периодов:

0 502 10 000 "Обязательства на текущий финансовый год";
- 0 502 20 000 "Обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 502 30 000 "Обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 502 40 000 "Обязательства на второй год, следующий за очередным";
- 0 502 90 000 "Обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)"; в разрезе объектов учета:
- 0 502 01 000 "Принятые обязательства";
- 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства";
- 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства";
- 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Аналитический учет обязательств ведется в Журнале регистрации обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Аналитический учет обязательств ведется органом Федерального казначейства в Журнале по прочим операциям в разрезе видов расходов (выплат), на что указывает пункт 320 Инструкции N 157н.

0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" - для обобщения информации об исполнении учреждением плановых назначений отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения", содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ в разрезе финансовых периодов (пункт 168 Инструкции 174н):

0 504 10 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года";
- 0 504 20 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 504 30 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 504 40 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за очередным";
- 0 504 90 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на иные очередные годы (за пределами планового периода".

Аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 ведется учреждением в Карточке учета сметных (плановых) назначений по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учреждения (пункт 170 Инструкции N 174н).

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" - для обобщения информации об объеме права бюджетного учреждения на принятие в пределах утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на соответствующий год обязательств отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 506 00 000, содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 172Инструкции N 174н):

0 506 10 000 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год";
- 0 506 20 000 "Право на принятие обязательств на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 506 30 000 "Право на принятие обязательств на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 506 40 000 "Право на принятие обязательств на второй год, следующий за очередным";
- 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Корреспонденция счетов по отражению в учете бюджетного учреждения прав на принятие обязательств установлена пунктом 174 Инструкции N 174н.

507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" - для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения к поступлению в соответствующем финансовом году, отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 175Инструкции N 174н):

0 507 10 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год";
- 0 507 20 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 507 30 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";
- 0 507 40 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за очередным";
- 0 507 90 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (пункт 329 Инструкции N 157н).

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" - для обобщения информации о суммах финансовых обеспечений (доходов (поступлений) и сумм возвратов, ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения, полученных в текущем финансовом году (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 508 00 000, содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 178 Инструкции N 174н):

0 508 10 000 "Получено финансового обеспечения текущего финансового года";
- 0 508 20 000 "Получено финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 508 30 000 "Получено финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за отчетным)";
- 0 508 40 000 "Получено финансового обеспечения на второй год, следующий за очередным";
- 0 508 90 000 "Получено финансового обеспечения на иные годы (за пределами планового периода)".

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год (пункт 331 Инструкции N 157н).

На сегодняшний день тема о порядке отражения операций по санкционированию расходов бюджета весьма актуальна. В редакцию регулярно приходят письма с просьбой проиллюстрировать санкционирование расходов на примерах. Учитывая пожелания наших читателей, рассмотрим несколько ситуаций по принятию и погашению обязательств.

Прежде чем говорить о том, как в бухгалтерском учете отражаются операции по санкционированию расходов бюджета, вспомним некоторые термины учета принятых учреждением обязательств (денежных обязательств). Согласно п. 308 Инструкции N 157н*(1):

– обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
– денежные обязательства – обязанности учреждения уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Таким образом, из сказанного следует, что при заключении договора у учреждения возникает обязательство, а при оплате договора (аванс, расчет в результате выполнения условий договора) – денежное обязательство.

От редакции. В N 3, 2011 в статье И. Гарнова "Отражаем операции по санкционированию расходов по новым правилам" была приведена сравнительная таблица корреспонденции счетов по отражению данных операций в бухгалтерском учете.

Ну а теперь рассмотрим некоторые ситуации по санкционированию расходов.

Бюджетному учреждению выделены на 2011 г. лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) по подстатье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в размере 1 800 000 руб. Принимая во внимание сумму выделенных ЛБО, учреждение заключило:
– договор 1 – о поставке оборудования на сумму 590 000 руб. (в том числе – 90 000 руб.);
– договор 2 – о приобретении инвентаря на сумму 336 800 руб. (в том числе – 51 376 руб.);
– договор 3 – о приобретении автомобиля стоимостью 873 200 руб. (в том числе – 133 200 руб.).
По договорам 1 и 3 предусмотрен аванс в размере 30% от суммы договора. По договору 2 поставщик производит поставку инвентаря без предоплаты. Бюджетное учреждение в 2011 г. не получает субсидии от учредителя в рамках выполнения государственного задания. Бюджетные ассигнования выделены в том же объеме, что и ЛБО.


Сумма, руб.

Пункт Инструкции N 162н*(1)

Документ-основание

Получены на 2011 год ЛБО

Уведомление о ЛБО (бюджетных ассигнованиях) (ф. 0504822)

Отражена сумма доведенных на 2011 год бюджетных ассигнований

Принята сумма бюджетных обязательств при представлении договора в ОФК для оплаты части денежного обязательства:

По договору 1

По договору 2

По договору 3

Отражена сумма бюджетных обязательств по расходам, принятым учреждением за счет утвержденных на 2011 год бюджетных ассигнований

Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702)

Принята сумма денежного обязательства после получения банковской выписки, подтверждающей оплату договора (части договора):

Банковская выписка, договор, счет. По договору 2 документом-основанием также является счет-фактура, товарная накладная (ф. ТОРГ-12)

Принята сумма денежного обязательства после выполнения условий:

Банковская выписка, договор, счет-фактура (счет), Товарная накладная (ф. ТОРГ-12)

Договора 1

Договора 3

Бюджетное учреждение в 2011 г. получает субсидии на выполнение государственного задания. В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2011 г. предусмотрено 800 000 руб. на приобретение имущества за счет субсидий, выделенных учредителем на выполнение государственного задания. Субсидии выделяются ежеквартально. Принимая во внимание их размер и особенности выделения, учреждение заключило договор на приобретение оборудования стоимостью 800 000 руб. Размер аванса по договору – 200 000 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Пункт Инструкции N 174н*(1)

Документ-основание

Утверждены сметные назначения

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Принята сумма бюджетных обязательств (при представлении договора в ОФК для оплаты части денежного обязательства)

Получена сумма финансового обеспечения на I квартал 2011 года

Банковская выписка

Отражена сумма аванса, уплаченного бюджетным учреждением в рамках сметы и договора

Договор, счет

Получена сумма финансового обеспечения на II, III, IV кварталы 2011 года

Банковская выписка

Произведена окончательная оплата договора поставки оборудования 13.07.2011

Договор, счет-фактура, Товарная накладная (ф. ТОРГ-12)

Годовой объем ЛБО по выплате заработной платы (подстатья 211 КОСГУ) составляет 2 500 000 руб. Страховые взносы на заработную плату – 850 000 руб. (2 500 000 руб. х 34%). Субсидии в 2011 г. (не в рамках норм ст. 78.1 БК РФ) доводятся до учреждения ежеквартально. Учреждением в январе были начислены заработная плата сотрудникам – 208 333 руб. и страховые взносы – 70 833 руб. Заработная плата была выплачена частями: 15.01.2011 – 83 333 руб. и 01.02.2011 – 125 000 руб. Страховые взносы в конце января были начислены и перечислены учреждением в бюджет.
В бухгалтерском учете операции по санкционированию данных расходов подлежат отражению следующим образом:

Сумма, руб.

Пункт Инструкции N 174н*(1)

Документ-основание

Получены на 2011 год ЛБО на выплату заработной платы

Получены на 2011 год ЛБО на уплату страховых взносов

Отражена сумма доведенных на 2011 год бюджетных ассигнований:

На выплату заработной платы

На уплату страховых взносов

Принята сумма бюджетных обязательств:

Трудовые договоры

По заработной плате

По подлежащим уплате страховым взносам

Отражена сумма бюджетных обязательств по расходам, принятым учреждением за счет утвержденных на 2011 год бюджетных ассигнований:

Сведения о принятом бюджетном обязательстве

В части заработной платы

В части страховых взносов

Принята сумма денежного обязательства:

Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401)

По заработной плате

По страховым взносам

1. Бюджетные обязательства по расходам, всего:

в том числе
ххххххххххххххххх 212

ххххххххххххххххх 213

2. Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, всего:

в том числе

Руководитель _________ _____________________ Главный бухгалтер _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель планово- _________ _____________________
финансовой службы (подпись) (расшифровка подписи)

" __" ______________ 20 ___ г.

Руководитель _________ _____________________ Руководитель
(подпись) (расшифровка подписи) финансово-экономи-
ческой службы _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Главный _________ _____________________
бухгалтер (подпись) (расшифровка подписи)

Централизованная бухгалтерия _______________________________________________
(наименование, ОГРН, ИНН, КПП, местонахождение)

Руководитель _______________ _________ _____________________
(уполномоченное лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель _____________ ___________ _____________________ __________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон, e-mail)

"__" ___________ 20__ г.


Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее – Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н .

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н . Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);
  • пункт 167 Инструкции № 174н дополнен бухгалтерской записью, отражающей принятие учреждением обязательств за счет средств созданного им резерва отложенных обязательств (дебет счета 0 502 99 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 502 01 000).


Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2017 год

Какие новые счета по учету операций по санкционированию расходов введены в инструкции № 157н, № 174н? Как они применяются? Что значит «авансовые денежные обязательства»?

17.01.2017

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее - Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н.

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н. Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);

Top