Традиционная социальная структура китайского общества. Реферат: Т

Конституция КНР и документы Коммунистической партии Китая (КПК) оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию...». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества.

Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом, а с иными социокультурными общностями: все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства.

Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения.

Согласно ст. 43 Конституции, государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему отпусков. В трудовом законодательстве КНР рабочее время и система отпусков действительно урегулированы, а улучшение условий для отдыха и укрепления здоровья - задача, которая вряд ли когда-нибудь может считаться завершенной. Это типичная «материальная гарантия», за результаты которой никто ни с кого спросить не может.

В ст. 44 и 45 Конституции сформулированы задачи госу-дарства, а подчас и общества в области социального обеспече-ния. Так, государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих, при-том что «государство и общество обеспечивают пенсионеров». На государство возложена задача развивать социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитар-ное обслуживание, государство и общество должны обеспе-чивать инвалидов из числа военнослужащих, оказывать мате-риальную помощь семьям павших героев, предоставлять льготы семьям военнослужащих, помогать слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования.

Несмотря на громадное преобладание в населении Китая основного этноса хань (так себя называют китайцы), страна все же относится к числу многонациональных, тем более что подчас при относительно низком проценте в населении числен-ность отдельных народов составляет многие миллионы людей, которые порой проживают на обширных территориях. В обла-сти межнациональных отношений, особенно в период «куль-турной революции», было совершено немало преступлений, связанных с насильственной китаизацией. Поэтому Конститу-ция не могла оставить без внимания эту проблему. В ст. 4 сформулированы основные принципы национальной политики государства:равноправие национальностей, запрещение националь-ной дискриминации и угнетения, действий, подрывающих спло-ченность национальностей, свобода употребления и развития национального языка и письменности, сохранения и изменения нравов и обычаев; государственная гарантия законных прав и интересов малочисленных национальностей, помощь районам их прожи-вания в ускорении темпов экономического и культурного раз-вития, районная автономия в районах их компактного прожи-вания.

Часть первая ст. 49 обязывает государство охранять брак, семью, материнство и детство, а часть вторая ст. 46 -- обес-печивать всестороннее нравственное, умственное и физичес-кое развитие молодежи, подростков и детей. В ст. 48 указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве стра-ны за полвека после победы коммунистов в гражданской вой-не не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, кото-рая выдвинулась во время «культурной революции» благода-ря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна.

В ст. 9 (часть вторая) и 26 особое внимание уделено при-родоохранной деятельности государства и его деятельности по оздоровлению окружающей среды. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 435

В Конституции КНР содержатся многие традиционные для социалистического государства нормы, и тем не менее конституционная модель экономики социалистического государства в КНР имеет модернизированный характер.

Конституции социалистических стран, как правило, содержали характеристику социалистической системы хозяйства, или социалистической экономической системы. Эта характеристика (в зависимости от оценки соответствующей коммунистической партией этапа, на котором находилась страна) давалась в двух вариантах: в первом варианте о социалистической экономике говорилось как о свершившемся факте, тогда как второй вариант конституционной характеристики экономической системы отражал переход к социалистической экономике. Формулировки Конституции КНР сочетают оба подхода. С одной стороны, часть первая ст. 6 Конституции гласит: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики -- социалистическая общественная соб-ственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс». Из этого положения можно сделать вывод, что социалисти-ческая экономическая система уже сложилась. Однако новая, третья, часть этой же статьи, перекликается с содержащим-ся во введении положением о длительном нахождении страны на начальной стадии социализма и устанавливает: «На началь-ной стадии социализма государство поддерживает экономичес-кую систему, при которой общественная собственность доми-нирует и другие формы собственности развиваются параллель-но, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения». В противоречивости этих положений получа-ет отражение курс КПК на отход от традиционного для соци-алистических стран форсирования развития социалистических отношений к известной их консервации на достигнутом уров-не в течение неопределенного времени в сочетании с разви-тием рыночных отношений.

Поскольку в Китае предпринимаются усилия по форми-рованию рыночной сферы функционирования государственных предприятий и других субъектов хозяйствования, на консти-туционном уровне нашел отражение вопрос о соотношении плана и рынка. До марта 1993 г. ст. 15 Конституции КНР гласи-ла: «Государство на основе социалистической собственности ведет плановое хозяйство. С помощью всесторонне сбалансиро-ванных экономических планов и вспомогательной роли рыноч-ного регулирования государство гарантирует пропорциональ-ное, гармоничное развитие народного хозяйства». До XIV съезда КПК (1992 г.) рыночный социализм типа югославской модели объявлялся неприемлемым для Китая, но начиная с XIV съезда в партийных документах говорится уже о социалистической рыночной экономике. По мнению китайского автора Цзо Чанцина, основные особенности новой системы социалистической рыночной экономики сводятся к следующему: распределение ресурсов при использовании рыночного механизма; самостоятельность хозяйственных предприятий; четкое определение прав собственности; создание рынка факторов производства; косвенный макроэкономический контроль правитель-ства; разработка законодательства, регламентирующего хо-зяйственную деятельность.

Социалистический характер экономики Китая проявляет-ся, по мнению китайских экономистов, прежде всего в доми-нировании государственной собственности в народном хозяй-стве страны и ведущей роли принципа распределения по тру-ду. Вместе с тем формулировка Конституции делает возможным и акцент на рыночном характере преобразований, «допускает различные толкования, ее трактовка может меняться в зави-симости от задач экономической политики китайского руко-водства и практических потребностей реформы».

Политическая установка КПК на создание социалистичес-кой рыночной экономики получила конституционное оформле-ние. Статья 15 Конституции в редакции 1993 г. гласит: «Государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство. Государство усиливает законодательную деятельность в области экономики, совершенствует макрорегулирование. Государство в соответствии с законом запрещает любым организациям или отдельным лицам нарушать экономический строй общества».

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хо-зяйственные организации осуществляют двухуровневую систе-му хозяйствования, основой которой является семейный под-ряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют со-бой социалистический сектор экономики, основанный на сис-теме коллективной собственности трудящихся масс».

Также имеется и другая особенность Конститу-ции -- допуск иностранного капитала.

В соответствии с социа-листической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйствен-но-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономиче-ской политики государства, как: совершенствование макрорегулирования (ст. 15); усиление законодательной деятельности в области эко-номики (ст. 15); обеспечение целостности экономического строя обще-ства (запрещение его нарушения - ст. 15); охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); повышение производительности и улучшение органи-зации труда (ст. 14).

Кроме того, в Конституции нашла отражение экономичес-кая стратегия государства по использованию достижений на-уки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14).

Конституция КНР устанавливает также основы компетен-ции государственных органов в сфере экономики.

Политическая система КНР отличается значительным своеобразием.

Во-первых, в силу своего социалистического характера она включает специфические институты, типичные именно для социалистических стран (коммунистическая партия, народный фронт и др.), причем и государство, и различные формально общественные формирования функционируют и взаимодействуют под руководством КПК.

Во-вторых, в КНР наблюдается специфическое переплетение формальных и неформальных институтов, при этом формальное значение отдельных институтов политической системы, в том числе и официально пропагандируемое, как правило, далеко не совпадает с реальным. Например, формально вопросы национальной безопасности входят в компетенцию специально создаваемого ВСНП государственного органа - Центрального военного совета. Известно, и в КНР это считается вполне вытекающим из особенностей социалистического государства, что на практике решениям этого органа предшествуют решения Политбюро ЦК КПК. Анализ же принятия конкретных решений позволяет синологам предположить, что политику по вопросам национальной безопасности определяет немногочисленная группа высших военных, партийных и отставных деятелей, а члены Политбюро выступают в роли консультантов этих могущественных политиков.

В Китае сохраняется и такая весьма своеобразная структура власти, как формально не существующий, почти никогда не собирающийся вместе, но вполне реальный «ареопаг патриархов» КПК (менее 10 человек). Большинству из них за 80, а некоторым и за 90 лет, и они не занимают государственных или партийных постов, но те, кто официально занимает руководящие посты в КПК и КНР, считаются с их мнением и советуются с ними, более того, без их согласия невозможно принятие важных политических решений в партии и государстве.

В-третьих, на функционирование политической системы огромное влияние оказывает феномен личных связей («гуань си»). Этот ведущий внутренний механизм политической системы КНР уходит корнями в далекое прошлое китайской традиционной культуры. Проанализировать и выявить его воздействие на функционирование политической системы довольно сложно, а часто и невозможно в силу ряда причин, в том числе и закрытости китайского общества. Однако иметь в виду его необходимо, поскольку действие всех институтов осуществляется главным образом через «гуань си», а не в европейском понимании, но российскому читателю это понять несложно Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 390.

С формальной точки зрения политическая система КНР включает институты различного уровня и значения: КПК, другие политические партии и формально неполитические организации, государство и народный фронт.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в документах как «правящая партия», а демократические партии - как «партии, участвующие в политической жизни».

Коммунистическая партия Китая определяется в китайской литературе как авангард рабочего класса, выразитель интересов многонационального народа страны, руководящая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успехи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальнейшем возлагается руководство «народами всех национальностей Китая». В своей деятельности КПК руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина. Главной задачей партии в настоящее время признается «социалистическая модернизация» и превращение Китая в «социалистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией». Феномен КПК, сохранившей свои позиции в условиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунистические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонстрировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отказаться от целого ряда догматических положений (о несовместимости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую платформу КПК путем использования традиционных конфуцианских ценностей и идей национального патриотизма.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный комитет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дисциплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК.

Для политической системы КНР характерно тесное переплетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчинение территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Именно поэтому разработка, например, пятилетних планов осуществляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принимаются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. «Предложений ЦК КПК о разработке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны», в которых были определены все основные моменты документов, принятых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социального развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается главным образом идеологический и политический характер руководства КПК. «Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государства». Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь любые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что «в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и действия, которые ставят под сомнение ее руководящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии».

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

«Особенностью и преимуществом политической системы Китая» в официальных китайских документах называют существование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Китайская ассоциация демократического национального развития, Китайская ассоциация содействия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество «3 сентября»), Лига демократического самоуправления Тайваня.

Указанные партии организационно самостоятельны: каждая имеет свой собственный устав, выборные органы, собственную социальную базу и печатный орган. «Однако самостоятельность эта чисто формальная, поскольку все они признают руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки». Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 437

В отношении этих партий проводится курс на «длительное существование и взаимный контроль, откровенное высказывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор». Основными формами взаимодействия КПК и демократических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рамках НПКСК, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фронта) и его местные органы курируют деятельность демократических партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий являются депутатами Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей, занимают руководящие посты в государственных органах, но, «как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, заместителей председателя народного правительства и т. п.».

В китайской литературе отмечается определенная активизация деятельности демократических партий после длительного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении политической власти. Фантом многопартийности придает значительное своеобразие политической системе Китая. В документах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учитывать китайскую специфику, исключающую «многопартийность и парламентаризм западного образца».

Сложившаяся «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК» официально расценивается как «особенность и преимущество политической системы Китая». В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюрализма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что «в современном Китае широкой социальной базы для оппозиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличивать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические подвижки в политической области».

В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности -- как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная» Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 438

КИТАЙ: ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО

К статье КИТАЙ

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КИТАЙ: ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • КИТАЙ
    (см. соотв. статью). — После войны К. с Японией (1895 г.) к последней отошел о-в Формоза; затем в 1898 г. …
  • ОБЩЕСТВО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-06-13 Time: 02:41:51 * Общество живёт не отрицательными идеями, но идеями положительными. (Сен-Симон) * Если бы не …
  • КИТАЙ в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    (Китайка) - вторично использованное постельное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре Аналитической психологии:
    (Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего …
  • КИТАЙ в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:
    117330, ул. Дружбы, 6 тел. 143-1540 - 143-1544, 938-2006 факс: 938-2132 Консульский отдел: тел. 143-1543 Торговое представительство: тел. …
  • КИТАЙ в Справочнике Стран мира:
    СКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА Государство в Восточной Азии, третья по территории страна мира после России и Канады и первая в мире …
  • КИТАЙ в Списке стран, провинций и городов по знакам зодиака.
  • ОБЩЕСТВО
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАВИСИМОЕ - см. ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ДОЧЕРНЕЕ - см. ДОЧЕРНЕЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    УЧАСТВУЮЩЕЕ - см ЗАВИСИМОЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СМЕШАННОЕ - см СМЕШАННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    СЕЛЬСКОЕ - см. СЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (00 0) - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИЛИ ТОВАРИЩЕСТВО ОБЩЕГО ТИПА - объединение двух и более физических и юридических лиц с целью организации и …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - в соответствии с гражданским законодательством РФ - одна из организационно-правовых форм юридического лица: учрежденное одним или …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ПРОСТОЕ - см. ПРОСТОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    КЛАССИФИКАЦИОННОЕ - см КЛАССИФИКАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    ГРАЖДАНСКОЕ - см ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ОТКРЫТОЕ - см ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ ЗАКРЫТОЕ - см ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре экономических терминов:
    АКЦИОНЕРНОЕ - см АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО …
  • КИТАЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. В 1957 году Московский …
  • ОБЩЕСТВО
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, …
  • КИТАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I. Абсолютное государство старого порядка и современная ему политическая доктрина, столь враждебные друг другу, сходились в признании государства единственной рациональной …
  • ОБЩЕСТВО в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОБЩЕСТВО в Энциклопедическом словарике:
    в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей в узком смысле - определённый тип социальной системы (например, …
  • ОБЩЕСТВО
    ́ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СТАРЫХ БОЛЬШЕВИКОВ Всесоюзное, обществ. орг-ция, объединявшая чл. большевистской партии с дорев. стажем. Существовало в 1922-35 при Истпарте, затем при …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН (Славянский союз, Славянское об-во), тайная орг-ция декабристов на Ю. России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском братьями А.И. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО РУССКИХ СКУЛЬПТОРОВ, см. …
  • ОБЩЕСТВО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (1821-1929; до 1875 Общество поощрения художников), осн. в С.-Петербурге дворянами- меценатами. Организовывало выставки, конкурсы, способствовало освобождению художников …
  • КИТАЙСКОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙСКОЕ ПИСЬМО, система иероглифов, сложившаяся в сер. 2-го тыс. до н.э. Общее число знаков ок. 50 тыс., но в совр. …
  • КИТАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИТ́АЙ, Китайская Народная Республика (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, гос-во в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км 2 . …
  • КИТАЙ в Словаре Кольера:
    страна в Азии, официальное название - Китайская Народная Республика. См. также: КИТАЙ: ПРИРОДА КИТАЙ: КЛИМАТ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ КИТАЙ: ПОЧВЫ КИТАЙ: …
  • ОБЩЕСТВО в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, с. 1) Совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни. Жизнь первобытного общества. Рабовладельческое общество. Общество может …
  • КИТАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Северный сосед …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре синонимов Абрамова.
  • КИТАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    поднебесная, …
  • ОБЩЕСТВО в Словаре русского языка Ожегова:
    круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.). общество та или иная …
  • КИТАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Китайская Народная Республика (китайская Чжунхуа жэньминь гунхэго), КНР, государство в Центр. и Вост. Азии. 9,6 млн. км2. Население 1179 млн. …
  • ОБЩЕСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    общества, обществ (общества, обществ неправ.), ср. 1. Совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества....Маркс положил конец …

К статье КИТАЙ

Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти.

Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль.

Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников.

Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми.

Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры.

Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели.

Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле.

В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

китай: традиционное китайское общество

К статье КИТАЙ Классовая структура. Подобно другим восточным обществам, в традиционном Китае на протяжении веков функционировала политическая структура, наделенная чрезвычайной властью. Единственным источником власти был император, осуществлявший свое правление по воле небес. Однако постепенно развитие получали институты, призванные гарантировать плавное функционирование государственного аппарата и не допустить развития сил, которые могли бы противопоставить себя императорской власти. Первостепенную роль играли механизмы формирования аппарата чиновников. Уровень квалификации чиновничества проверялся посредством целой серии различных экзаменов. Обладатели ученых степеней и чиновники, избранные из их числа, занимали в обществе престижные должности. Помимо ученых-чиновников, или шэньши, в соответствии с китайской социальной теорией выделялись еще три класса: крестьяне, мастеровые-ремесленники и торговцы. Обобщенно представителей всех этих классов называли простолюдинами. Ниже этих классов на иерархической лестнице стояли "подлые люди". К этому разряду относили лиц, выполнявших презираемые обществом обязанности. Дети и потомки этих людей к сдаче государственных экзаменов не допускались. Рабство в Китае тоже существовало, однако редко играло заметную роль. Центры социальной интеграции. Семья и клан. Большая семья и семейный клан включали в свой состав широкий спектр родственников, часть которых могла принадлежать даже к другим классам. В идеальном случае, а иногда это случалось и в реальной жизни, клан представлял собой прочное сообщество, проявлявшее заботу о своих членах, в том числе даже о самых дальних родственниках, и следившее, чтобы наиболее одаренные дети членов клана получали образование. Клан сплачивался воедино соблюдением обязательных церемоний почитания предков и чувством гордости за свою родословную. Семья зачастую держалась вместе благодаря единой собственности на землю и наличию на этой земле храмов предков, в которых хранились поминальные таблички, восхвалявшие умерших и служившие предметом поклонения родственников. Проблема женитьбы решалась в кругу семьи. Брачный союз устраивался с помощью свах. Традиционно согласия детей не спрашивали, и вступление в брак было практически обязательным для всех. Лишь буддийские монахи, некоторые даосские жрецы и немногие крайне бедные мужчины оставались холостыми. Деревня и город. Деревенская община представляла собой низшую форму социальной интеграции. Города, где размещалась администрация, обычно являлись местом торговых базаров и ярмарок, которые объединяли население данного района как в социальных, так и в экономических целях. Городские увеселительные заведения, включая рестораны, чайные заведения и винные лавки, также служили центрами общественной жизни. Владельцы чайных для привлечения клиентов часто нанимали профессиональных рассказчиков различных историй. Большой популярностью пользовались театр, а также разнообразные азартные игры. Ассоциации и объединения. Важнейшую роль играли гильдии, поскольку до 1911 они организовывали и регулировали всю предпринимательскую деятельность в области промышленности и торговли. Они делились на два типа: по ремеслам и по провинциям. Первые регулировали вопросы обучения ремеслам, устанавливали стандарты и уровень качества, а также определяли цены. Провинциальные гильдии представляли торговцев одной провинции или одного города, занимающихся своим бизнесом в другой провинции или другом городе. Существовало и множество тайных обществ. Некоторые из них формировались для взаимной помощи, другие преследовали политические цели. Религиозные верования. Народная религия включала в себя элементы анимизма и политеизма. Люди считали, что мир населен множеством духов. Так, духи зла - "гуй" - считались приносящими болезни и бедствия. От этих злых духов можно было защититься либо отогнать их различными способами, включая заклинания и особые церемонии. Вселенная считалась соединением двух элементов - "инь" и "ян". "Инь" означало темноту, зло, женское начало. Воплощением этих качеств был злой дух "гуй". "Ян" означало тепло, свет, добро, мужское начало; вещи, воплощавшие в себе эти качества, могли использоваться для защиты от "гуй". В целом в представлении китайцев мир духов и богов был копией мира людей и государства с той же самой иерархией авторитета и власти. У каждого города имелся свой бог, в какой-то мере соответствовавший местному магистрату. Над всей вселенной возвышалось "тянь" - "небо", соответствовавшее императору на земле. В дополнение к этой распространенной религии с ее духами и многочисленными богами существовали пять основных религиозных доктрин: конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам и христианство. Конфуцианство, являвшееся скорее этико-политическим учением, чем религией, на протяжении долгого время - начиная с конца 3 в. до н.э. и до образования республики в 1912 - пользовалось поддержкой государства. Конфуцианская философия содержала в себе основные положения семейного и морального кодекса. Отвергнутое после образования республики, в 20 в. конфуцианство пришло к своему закату. Классические конфуцианские труды в перечне обязательной литературы для школ были перенесены с первого на второе или третье место. Даосизм как религия имел китайские корни, однако подвергся влиянию буддизма. Некоторые из даосских трудов, написанные с философским уклоном, имеют огромную интеллектуальную значимость. Даосизм также имеет свои храмы, свой пантеон богов и свое учение о будущей жизни с вознаграждениями и карами за прошлое. Буддизм пришел из Индии и получил в Китае широкое распространение, здесь были построены сотни буддийский храмов и монастырей с тысячами монахов. Мусульмане живут в Китае повсюду, в особенности в северо-западных и юго-западных районах. Христианство, с которым китайцев познакомили миссионеры из Европы и Америки, получило широкое распространение в 19 и начале 20 вв., однако число верующих-христиан составляет всего 1% населения страны.

4.1. Возникновение и периодизация Древнего Китая . Древний Китай представляет собой государство «восточной деспотии», породившего свою систему властных отношений, механизм регулирования отношений внутри государства и систему правовых норм, несовершенную и примитивную, но тем не менее работающую. История Древнего Китая делится на ряд периодов, обозначаемых по имени царствующих династий: 1) период Шань (Инь) (XV-XI вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В периоде Чжоу выделяются особые периоды: 1) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.); 2) Чжаньго - «Борющихся царств» (V-III вв. до н. э.); 3) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.). Первые очаги цивилизации в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, замены родовой общины соседской, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой аристократии: правитель - ван и его приближенные, родственники и чиновники высшего ранга.

В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны.

4.2. Социальная структура Древнего Китая . В шаньско-иньском (XV-XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI-X вв. до н. э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией, интересы которых защищал закон, и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы вообще не входили в социальную лестницу. На данном этапе преобладало домашнее рабство, когда положение раба было похоже на статус неполноправного члена семьи. В связи с развитием государственного аппарата, усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется привилегированное сословие чиновников различных рангов. Разложение общинной собственности на землю и присвоение общинной земли верхушкой чиновничества приводит в VI-V вв. до н. э. к росту частного землевладения и увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые пополняли ряды попавших в долговое рабство. Высший социальный слой состоял из титулованной знати, ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. Выделялся социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленников. Различия между социальными слоями находили выражение и в праве. «Благородные» противопоставлялись законом и традицией как «подлым», так и «простонародью». Если закон нарушал человек «благородного происхождения», то для него полагался денежный штраф. Если простого общинника подозревали в преступлении и его вина была доказана, то за незначительный проступок могло последовать весьма значительное наказание.

4.3. Государственный строй Древнего Китая. Создание первоначального примитивного государственного аппарата в Шан (Инь) связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек и защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана, который обладал значительной властью, и в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей. Основными производителями являлись свободные общинники, которые составляли основную массу населения иньского Китая. Утверждается верховная собственность царя-вана на землю. В истории Древнего Китая V в. до н. э. был переломным. В это время зарождается действие факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией и стало конфуцианство. Конфуцианство стало идеологическим обоснованием концепции «чиновничьего государства»: чтобы государство процветало, император должен окружить себя мудрыми советниками. Правитель, по мнению Конфуция, должен предстать перед своими подданными в роли строго и заботливого всеобщего отца. Философ защищал точку зрения правителя и его ближайшего окружения, а также лиц, которые за счет своих личных данных, могли стать аристократами и приблизившись к Сыну Неба, могли принимать участие в государственных делах. Конфуций выделил девять принципов управления государством: 1) «самосовершенствование»; 2) проявление почтительности к мудрым; 3) любовь к близким; 4) почитание сановников; 5) проявления внимания ко всем чиновникам; 6) забота о народе; 7) поощрение всех видов ремесел; 8) любезное обращение с людьми издалека; 9) благорасположение к чжухоу - местным правителем уделов. Со времени правления императора Циньской династии Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника - гражданский и военный губернаторы. Вмешательство в дела управления центрального правительства стало повсеместным. Казначейство выпускало единую монету. Налоговое обложение и налоговая политика отличаются разработанностью.

При правителях Ханьской династии (II в. до н. э. - II в. н. э.) вводится продажа должностей и система замещения должностей после сдачи экзамена. Они облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникать в государственный аппарат. Государственный экзамен был доступен и детям общинников. Благодаря внутриобщинной консолидации самые талантливые дети могли получить хорошее образование, чтобы потом сдать единый государственный экзамен. Центральная «горизонталь власти» империи включала в себя финансовое, военное, судебное, обрядовое ведомства, ведомства сельского хозяйства, императорского двора и дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные вопросы государственной жизни. Государственный аппарат Китая отличался многочисленностью и большим объемом полномочий, что определяло социальную значимость, престиж чиновничества. Древний Китай по праву мог считаться государством чиновников. Финансовое и военное ведомства сложились в VII-IV вв. до н. э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял канцлер - чэнсян, который выполнял обязанности первого министра и главного помощника правителя, разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других поступлений в доход казны и государственные расходы, составлял и разрабатывал государственный бюджет. В центральном аппарате становилось все больше узких направлений и все больше узких специалистов. Каждый налог собирали «свои» сборщики. Специализация наблюдалась в других сферах государственного управления. Командующим армией считался сам император, но положение канцлера как первого помощника и главы административного аппарата делало его ответственным за все военные приготовления. Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством императорского двора. Военному ведомству отводилась особая роль. Оно возглавлялось тайвеем, к ведению которого относилось комплектование армии, назначение военных чинов, награждение за доблесть, проявленную в боях. Тайвей был не только чиновником, но и мощной политической фигурой, которая могла изменить расклад при дворе. Тайвей вместе с первым министром и верховным цензором входили в высшую, наиболее привилегированную категорию чиновников - «трех гунов». В империи существовало особое ведомство обрядов, которое руководилось верховным жрецом. Жрецами становились наиболее знатные и образованные аристократы. Жрецы были богаты, и их роды по знатности ничуть не уступали роду самого императора. Служители религиозных культов имели свои дружины - «храмовые воинства». Императоры старались поставить на место верховного жреца своего сторонника.

4.4. Реформы Древнего Китая. В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шан Яна была проведена реформа, которой узаконивается свободная продажа и покупка земли. Мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство, было предписано разделиться. Были ликвидированы территориальные деления, которые шли от первобытно-общинного строя, и повсеместно введено новое деление - на уезды. Была сохранена и упрочена круговая порука. Реформа была выгодна не только крестьянам, но и царской центральной власти. Укрепляя общину, царская власть укрепляла свой трон. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку - пятидворку, во главе которой стоял староста. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и так далее до округов и областей. Шан Ян перенес принцип «пятерок» на армию и солдаты были связаны круговой порукой, как и остальное население: за провинность одного отвечали все пять. В китайском уголовном праве окончательно утвердился принцип коллективной ответственности. Важная реформа была проведена императором Ван Маном (I в. н. э.). 1. Была запрещена продажа земель, которые объявлены государственными. Приобретая землю, знать сгоняла с нее крестьян, которые становились нищими и не могли платить налоги в государственную казну. В результате центр быстро и легко слабел. Реформой император «оставил» земли в государстве и пресек очаг сепаратизма. 2. Никто не мог иметь больше определенного количества земли - 100 му. Аристократы не могли иметь земли больше, чем 100 му. Этим император сохранял свой статус самого богатого земельного собственника в государстве. 3. Все безземельные могли получить землю по закону. Эта мера предотвращала распад общины. Целью было предотвратить долговое рабство. Было запрещено покупать и продавать рабов. Однако через три года свободная продажа земли и рабов была восстановлена под давлением родовой аристократии. Эта политика привела к народному возмущению в виде крестьянского восстания в 18 г. н. э., которое вынудило правительство освободить часть рабов и издать закон о запрещении убивать рабов без суда.

Правовая система Китая находилась в зачаточном состоянии, а право еще не было сегментировано. Судили на основании обычая. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. Судебное ведомство строго следило за применением уголовных законов. Все дела о преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками. Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. В качестве последней инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. [ kgl ]

Общество Древнего Китая имело сложную структуру. Высшее сословие составляли цзюнь-цзы, то есть дети благородных, аристократия. К цзюнь-цзы относились члены императорской семьи, придворные, сановники. Они были свободны от налогов, повинностей и телесных наказаний. Многочисленное и строго иерархизированное сословие составляли чэн – чиновники. Китайские чиновники не были свободны от телесных наказаний; они подвергались периодическим публичным поркам, имевшим профилактический характер. Чиновничество в Китае отличалось открытостью; в него имели доступ горожане и крестьяне, получившие образование и прошедшие испытания. В ханьскую эпоху установилась практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности. Рядом с многочисленным чиновничеством находились ши – ученые. Они служили в библиотеках, архивах, преподавали в школах. Со II века до нашей эры стали возникать академии, объединявшие самых выдающихся ученых. В 125 году до нашей эры была учреждена Государственная академия – Го-сюэ. В нее входили бо-ши: академики и профессора. Они входили в императорские советы, выступали референтами по важнейшим государственным вопросам, участвовали в приеме экзаменов на чиновничьи должности. Бо-ши не подлежали телесным наказаниям. Существовали еще жрецы си и бу, но они, в отличие от других стран Востока, не образовывали в Китае отдельного сословия, но входили в состав ши.

Основу общества составляли земледельцы – нун. Они несли основные повинности, платили налоги, несли военную службу, исполняли общественные работы на строительстве оросительной системы, каналов, дорог, городов и пр. Существовала система 9 полей: 8 предоставлялись земледельцам, главам семей, а 9-е поле, центральное, являлось государственным; оно обрабатывалось земледельцами совместно и все, произведенное на нем, принадлежало государству. Земледельцы стояли вне образования, которое считалось излишним для них. Однако самые даровитые дети земледельцев, обладавшие природными способностями к обучению, могли получить образование, сдать экзамен на чин и изменить свое социальное положение. В Древнем Китае, в отличие от других стран, не получило развития рабство.

Специфика социальных отношений в Китае во многом определялась состоянием семьи. На протяжении всей древней истории там господствовала большая патриархальная семья. Ее главой считался дед, чей авторитет был непререкаем. Сохранялась полигамия. Император обязательно должен был иметь гарем. Императорский гарем мог достигать нескольких тысяч женщин. Минимум для сына Неба составляли 1 императрица, 3 старших жены, 9 жен второго ранга, 81 наложница. Статус жены повышался после рождения сына; она могла стать императрицей и даже регентшей. Таковой была императрица Люй-Хоу, правившая в 188–180 годы до нашей эры. В обычной китайской семье также допускалось многоженство, существование наложниц. Традиции китайского «Домостроя» стали утверждаться со времен Кун Фу-цзы, или Конфуция (551–479 годы до нашей эры). Брак стал считаться нравственной обязанностью «благородного мужа». Нарушение порядка семейной жизни и супружеской верности стали расцениваться как угроза общественному и государственному порядку. Супруги должны были жить в раздельных помещениях, пользоваться индивидуальной посудой; они не могли проявлять свою близость на людях. Яркие одежды и украшения были предосудительными для девушек и подобали только замужним женщинам. Жены не имели права на семейную собственность. Повторное замужество допускалось только после смерти мужа, но оно осуждалось в общественном мнении. Жена могла жаловаться в суд в случае жестокого обращения мужа.


Top