Структура готовности к браку характеристика ее компонентов. Подготовка молодежи к семейной жизни

«Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи...»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Кафедра консультативной психологии

Психологическая готовность к браку среди студенческой молодежи

АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Студентки 4 курса 461 группы направления 37.03.01 «Психология» факультета психологии.

Байденко Елены Алексеевны Научный руководитель канд.психол.наук, доцент М. М. Орлова подпись, дата Зав. кафедрой д. псх. н., доцент Т.В. Белых подпись, дата Саратов, 2016 Введение Актуальность исследования. Проблема готовности молодежи к семейной жизни остается актуальной уже долгое время, различные ее аспекты в той или иной степени отражены в трудах таких отечественных ученых, как В.Е. Каган, Д.Н. Исаева, Б.И. Говако, В.М. Целуйко и др.

Главным образом, насущность этой проблемы заключается в том, что в самый сложный период своего становления молодая семья сталкивается с суровыми условиями современной российской действительности.

Психосоциальная неподготовленность молодых людей к семейной жизни, психологические перегрузки, а также возникающие сложности в решении бытовых проблем и другие негативные факторы зачастую становятся причинами конфликтов в молодых семьях, способствуя разрушению семейных устоев и приводя к неизбежному распаду семей.



Этот процесс во многом обусловлен усиливающимися негативными факторами внешнего воздействия на представления молодежи о семейных ценностях:

обесцениванием традиционного семейного образа жизни, навязчивой пропагандой альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, нежеланием иметь и воспитывать детей, тенденцией к разводам и отсутствием желания сохранить семью и т.д.

В современных реалиях для стабильного развития общества приоритетное значение сохраняют тенденции и перспективы развития молодежи, в том числе, проблемы увеличения и сохранения молодого поколения, прежде всего потому, что за ним стоит будущее. В этих условиях наиболее важное место в системе общественных отношений занимает подготовленность молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

Очевидно, самым благоприятным временем не только для учебной деятельности, но и для создания семьи является период учебы в вузе. В этот период перед молодежью раскрываются не только широкие возможности выбора своих профессиональных предпочтений, но и зачастую брачного партнёра. Общие интересы, жизненные и профессиональные цели, схожие ценностные ориентации - все эти факторы способствуют созданию потенциально устойчивых семей.

Вместе с тем необходимо отметить, что брачно-семейные отношения могут быть достаточно устойчивы только в том случае, если молодые люди психологически готовы к семейной жизни, т. е. у них сформирована система социально-психологических установок и представлений, которая определяет их эмоционально положительное отношение к семье и семейным ценностям.

По мнению отечественных психологов, cоциально-психологическая подготовленность личности к браку означает осознание и принятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К таким стандартам может относиться готовность и желание к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству, понимание своих прав и обязанностей по отношению к партнеру, детям и другим членам семейной системы, готовность взять на себя ответственность за воспитание детей, признание прав каждого члена семьи на равноправие и самореализацию. Однако, такая готовность не может быть достигнута сразу и зависит от многих факторов.

Прежде всего, наиболее значимой выделяется потребность в психологической готовности и способности к выполнению социальных ролей, в частности, мужа и жены, а затем отца и матери. Социальнопедагогические исследования показывают, что основой представлений о личной жизни у многих молодых людей является ориентация на создание в перспективе своей семьи. При этом не стоит забывать, что жизненный сценарий, в котором сохраняются представления о семье, формируется с детства. Для ребенка семья выступает образцом и естественной основой его существования, в ней он получает представления о культуре взаимодействия, о традициях и правилах, отношении к другим. В семье формируются основные нравственные нормы и ценностные ориентации – усвоенные в семье на бессознательном уровне, они сохраняются на всю жизнь. Тем не менее, не всегда эти представления являются истинно верными, так как негативные образцы межличностного взаимодействия в родительской семье могут существенно повлиять на психологическую готовность к браку, вследствие чего она имеет существенные различия.

Изучение психологической готовности к браку является востребованным в современных условиях увеличения роли внесемейных ориентаций. В научных исследованиях наблюдается недостаточность использования понятия психологической готовности к браку. Этим обусловлен выбор темы.

Целью данного исследования является выявление специфичности в готовности к браку девушек и юношей.

Гипотеза: мы предполагаем, что у девушек и юношей есть различия в психологической готовности к браку.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования предполагается решение следующих задач:

провести анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования;

рассмотреть понятие семьи, брака и брачных отношений;

провести анализ научных подходов к пониманию и толкованию психологической готовности к брачно-семейным отношениям;

подобрать диагностические методики, адекватные предмету исследования;

проанализировать мотивы вступления в брак в разных группах испытуемых;

определить социально - психологический тип личности, сравнить готовность к браку среди студентов и сформулировать выводы.

Объектом данного исследования является психологическая готовность к браку, мотивы вступления в брак, социально - психологический тип личности молодых людей студенческого возраста, в количестве 50 человек (25 девушек и 25 юношей).

Предметом исследования является предполагаемая специфичность психологической готовности к браку в зависимости от пола.

Методы исследования: библиографический метод; метод опроса (анкетирование); психодиагностический метод; метод исчисления обработки информации.

Методики исследования:

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.);

Тест по определению социально - психологического типа личности (Автор Минияров В.М.).

Основное содержание работы Семья, являясь особой психологической системой, выступающей подсистемой системы «общество», была и остается основным источником социального и экономического развития общества. Она производит и воспроизводит главное общественное богатство – человека. При этом семья выступает одновременно и как инструмент для удовлетворения многообразных индивидуальных потребностей личности – духовных, материальных, физиологических, психологических.

Брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества.

готовность к супружеских взаимоотношений основывается на сознательной потребности в психологической близости с другим человеком и является сложным образованием, охватывает когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Она характеризуется системой социально-психологических установок личности на брак и ориентацией на построение устойчивых, позитивных взаимоотношений в семье.

Необходимым ее базисом является умение строить семейные отношения, не теряя собственного "Я", с одной стороны, и не навязывая его окружающим, с другой: удовлетворять потребность в любви не за счет растворения личности одного партнера в личности другого, а путем развития уважения (к себе, к партнеру, будущим детям), находить контекст взаимодействия, общения, взаимоуважения, а также уметь работать над собой и отношениями.

Таким образом, готовность молодежи к семейной жизни предусматривает сформированность и развитие конструктивных брачносемейных установок, усиление направленности на семейный образ жизни, овладение знаниями, умениями и навыками, связанными с построением гармоничных брачно-семейных отношений.

По итогам работы выявлено, что в молодежной среде присутствует определенная тенденция, связанная с разделением властных полномочий в реализации базовых семейных функций. Это некий отход от традиций и норм семейно-брачных отношений, присущих патриархату. В то время как традиционные тендерные стереотипы востребованы только при выборе брачного партнера, причем, у девушек они актуализируются в ожиданиях более зрелого, старшего по возрасту потенциального партнера, а у молодых людей - в ожиданиях проявлений материнской позиции от будущей супруги.

Выявленные в работе тенденции вносят изменения в существующие теории брачного выбора, в ряде случаев подтверждая их и дополняя новыми фактами.

Итак, анализ литературы по проблеме исследования позволяет определить психологическую готовность к семейной жизни как целостное интегративное психологическое образование, которое обеспечивает личности успешное вхождение в семейную жизнь и ее реализацию, имеет свою структуру с функциональными связями между компонентами.

Необходимость изучения готовности к браку молодых людей определяется тем, что именно юношеский возраст является сензитивным периодом развития семейных ценностей и вступления в брак. Чем выше уровень готовности, тем успешнее происходит адаптация к семейной жизни, тем проще достигается взаимопонимание, тем больше шансов, что отношения будут гармоничными.

В качестве первого метода исследования в данной работе был использован библиографический метод, необходимый для осуществления теоретического анализа имеющихся в литературных источниках данных по интересующей нас проблеме. Результатом применения этого метода явилось написание теоретической главы данного исследования, а также построение гипотез, на которых был основан эксперимент. В рамках исследования библиографический метод использовался для определения психологического содержания феномена психологической готовности к браку.

В ходе экспериментальной работы были использованы метод анкетирования, психодиагностики и метод математической обработки полученных данных.

Метод анкетирования считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной информации. Представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с главной задачей исследования 1.

Данный метод в нашем исследовании позволил получить информацию о мотивации вступления в брак испытуемых, а также о степени совпадения мотивов у девушек и юношей. Он был реализован при использовании методики «Мотивы вступления в брак» (Автор Голод С.И.). (См.

Приложение 1). Данная методика состоит из 9 мотивов. Каждому испытуемому нужно было выбрать не более 3-х мотивов из представленного списка.

Психодиагностический метод был реализован при использовании следующих методик.

Тест по определению социально - психологического типа личности (Автор Минияров В.М.).(См. Приложение 2). С помощью этой методики, мы выявили какой тип личности характерный для каждого испытуемого.

Условием выполнения теста, каждому испытуемому из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно. Если не удавалось соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств следовало отметить отрицательное. Если положительное качество проявлялось в большей степени, но присутствовало и отрицательное, то можно было отметить оба качества. Если личностные качества не наблюдались, то они не отмечались.

Следующая использованная методика:

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (Автор Юнда И.Ф.).

Данная методика позволяет определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 56.

родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д. Кроме этого с помощью данной методики можно наметить перспективы благополучия семейных отношений.

Заданием для испытуемых было выбрать в каждой из предложенных 10 ситуаций по одному из 3-х вариантов ответа.

Методы математической обработки полученной информации. В рамках методов статистического анализа были использованы описательная статистика, t-критерий Стьюдента. Эти методы позволяют проверить, доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу исследования.

Кроме методов статистической обработки результатов исследования, в данной работе использовались способы наглядного представления результатов (таблицы, рисунки).

Социально психологический тип личности влияет на психологическую готовность к браку, но не зависит от пола.

При анализе полученных результатов, нельзя не учитывать отсутствие честности, которая в действительности определяет решение о вступлении в брак. В подобных вопросах респондент довольно часто бывает не искренним, а иногда человек действует, возможно, на основе представления идеальной семьи. Можно сказать, что эти данные носят, скорее всего, приближенный и ориентировочный характер.

Таким образом, проведенные исследования позволили определить, что психологическая готовность к браку формируется под влиянием различных социально психологических типов, мотивов, однако половая принадлежность респондентов на конечный результат исследования не влияет. Это частично опровергает выдвинутую гипотезу и доказывает, что у девушек и юношей существуют различия лишь мотивов психологической готовности к браку.

Завершая анализ полученных данных, можно сделать общий вывод, что результаты использованных методик нуждаются в дополнительном пересмотре, так как была допущена ошибка в формировании выборки – проведение исследования в большинстве своем среди друзей и знакомых. В этой ситуации отсутствовала также возможность соблюдения анонимности.

Необходимо отметить, что учет данных ключевых условий в дальнейших исследованиях позволит увидеть более подробную и точную картину готовности к браку, в том числе, среди студенческой молодежи. Ведь создание семьи – это сложный, многогранный процесс, формирующий основу нашего общества, его будущего, именно поэтому он нуждается в усиленном внимании со стороны исследователей.

Заключение

Ядром социокультурной среды, формирующей личность, первоэлементом общества является семья. Она транслирует на личность основы общей и бытовой культур, определяет потребности и интересы, отношение с окружающими, формирует основные качества индивида.

Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека. Характер семьи, её духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Традиционным средством создания семьи по сей день является брак, оставаясь важнейшим институтом, регулирующим отношения между полами.

Именно брак считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой взаимоотношений супругов. Однако, многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых в области брачно-семейных отношений говорят о том, что стабильная семья может быть создана без определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно и предъявляет к нему немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально - психологических установок личности, определяющая эмоциональнопсихологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Необходимость изучения готовности к браку именно студенческой молодежи определяется тем, что данный период можно назвать сензитивным этапом развития семейных ценностей и вступления в брак. Чем выше уровень готовности к браку в этот момент, тем успешнее происходит адаптация к семейной жизни, проще достигается взаимопонимание между супругами, а значит больше шансов создать благополучную семью.

В соответствии с поставленными перед нами задачами, мы постарались раскрыть основные подходы и понятия к изучению семьи, брака и брачных отношений, провели анализ исследования мотивов заключения брака у студенческой молодежи. Определили влияние социально - психологического типа личности девушек и юношей на психологическую готовность к браку.

Мотивы вступления в брак можно рассматривать не как кратковременный душевный порыв, а как длительный процесс, в результате которого взгляды, установки и ориентации, сформировавшиеся в определенной обстановке, побуждают людей к активизации своей деятельности в направлении удовлетворения своих социальных и природных потребностей в браке Среди мотивов вступления в брак у обоих полов чаще всего отмечается: любовь, общность взглядов и интересов. Юноши чаще отмечают мотивы: стать независимым от родительской семьи, стремление к семейному уюту, а некоторые – даже наличие жилплощади у супруги. Такие мотивы, как незапланированное ожидание ребенка, материальная обеспеченность будушего супруга, желание проявлять заботу и желание иметь детей наиболее часто выделяются девушками.

В целом мы наблюдаем положительную тенденцию ориентации молодых людей на создание семьи на основе любви, духовной близости, но не стоит забывать, что существуют браки по расчету. Девушки желают видеть рядом с собой обеспеченного молодого человека, а юноши обращают внимание на наличие у супруги собственной жилплощади.

Кроме того, можно предположить, что большинство юношей и девушек имеют завышенную самооценку себя как будущего семьянина, то есть считают себя идеальными будущими супругами, которым не нужно совершенствоваться, и при этом ожидают, что их партнер будет меняться и приспосабливаться к ним, так как они еще никогда не состояли в браке.

Следует отметить, что такие завышенные требования к партнеру и завышенные ожидания в отношении будущей семьи у юношей и девушек могут привести к существенным разногласиям и разочарованиям в будущей семейной жизни.

Что касается социально - психологического типа личности, среди общего количества опрошенных преобладает гармоничный тип личности.

Кроме того, девушки, в отличие от юношей чаще являются представителями сензитивного и интровертного типа. Индивиды инфантильного и тревожного психотипа разделились равно по половому признаку, по 4% в каждой группе.

Таким образом, можно предположить, что данное исследование может быть продолжено в рамках изучения психологической готовности к браку, в совокупности с мотивами вступления в брак, учитывая социально психологический тип личности молодых людей студенческого возраста. А также предполагаемой специфичности психологической готовности к браку в зависимости от пола. Однако, необходимо принять во внимание допущенные ошибки и исправить неточности в применении использованных методик для получения наиболее точных и корректных результатов, которые, в свою очередь, могли бы использоваться в дальнейшем при разработке программ, способствующих повышению эффективности подготовки студентов к брачным отношениям.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.1.Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2.Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3.Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

4.Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5.Высокая эстетичная культура чувств и поведения личности.

6.Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

33. факторы и условия семейного благополучия Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.олучия

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей.. Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость) личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

34.добрачными факторами являются : место и ситуация знакомства молодых людей; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);социально-демографические характеристики вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие; время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака; возраст будущей пары; родители и отношение последних к браку своих детей; динамические и характерологические особенности супругов; отношение в семье с братьями и сестрами. Установлено,что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

35 . Гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов: эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров; общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов. Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость.

36 Супружеская совместимость: основные компоненты Многие психологи считают, что супружеская совместимость - важ­нейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Со­вместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлет­воренность: «Если для сработанности симпатия - второстепенный элемент оценки взаимодействия, то для совместимости симпатия (как удовлетворенность отношениями) - главный элемент». «Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимо­действия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергети­ческих затрат индивида, участника общения (физиологический при­знак)». При этом эмоциональный фон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимально эмоционально-энергетичес­кими затратами общающихся партнеров». В условиях неформа­лизованных отношений (интимно-эмоциональных) оптимальным вза­имодействием будет такое, которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов.А. Н. Обозова выделила четыре аспекта супружеской совме­стимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обосно­вана различием свойственных им критериев, закономерностей и про­явлений:духовная совместимость - характеризует согласованностьце-
леполагающих компонентов поведения партнеров: установок
ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов,
оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной со­
вместимости - сходство, подобие духовных укладов супругов);персональная совместимость - характеризует соответствие струк-турно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости - бесконфликтное рас­пределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов - дополнительность структурных характеристик партнеров;семеино-бытовая совместимость - функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий - эффективность воспитания детей; физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости»

И предотвращение ненормативных. Согласно современным исследованиям, вступая в брак, многие молодые люди оказываются не готовы к супружеству. Что же это за готовность, как она влияет на адаптацию в браке, и какова суть самой адаптации? Давайте разберемся.

Согласно теории Э. Эриксона, готовность к семейной жизни возникает при осознании человеком его подготовленности к близким интимным межличностным отношениям, без страха потерять в них себя.

Что интересно, в последнее время значительно вырос период вступления в брак. Первые браки заключаются в 30 лет и даже позже.

Социологи, психологи и педагоги сходятся на том, что стабильность и благополучие семьи в первую очередь зависит от готовности супругов к семейной жизни.

Структура готовности к семенной жизни

Готовность к семейной жизни включает в себе три компонента: социально-нравственная, мотивационная, психологическая готовность.

Социально-нравственная готовность

В свою очередь включает три элемента: гражданскую зрелость (нравственное сознание, образование, профессия, возраст), экономическую самостоятельность и здоровье. Думаю, не ошибусь, если скажу, что лишь единицы молодоженов подходят под это описание.

  • Возраст влияет на удовлетворенность браком. Согласно статистике, 69 % женщин из неуспешных (неудовлетворительных) браков вступили в него до 21 года.
  • Нравственное сознание обуславливает понимание ценности семьи, ее социальную значимость, ответственность за свой выбор, уважение и чуткость в отношении и в общении с супругом, родителями.
  • Здоровье позволяет проще переносить стрессовые и кризисные ситуации, неудачи, трудности. Способствует налаживанию контактов с внешним миром, укреплению внутрисемейных отношений, духовному развитию супругов.
  • Что касается экономической самостоятельности, то все скажут цифры: 44 % молодоженов живут с родителями (в 37 % случаях отношение родителей к этому неоднозначное), другие – в общежитиях, коммунальных квартирах или своем жилье (редко, чаще съемном). 80 % молодых людей, заключивших брак, рассчитывают на помощь родителей. В 22 % мнение женщин и мужчин о проживании расходятся.

Интересные данные я нашла о том, какие ожидания испытывают мужчины и женщины при выборе партнера.

  • Женщины ищут сплав ума, эрудиции, чуткости, такта, внешней и внутренней культуры. На втором месте – отношение к жене как к другу, забота в семье и в отношении детей. На третьем месте – воля, трудолюбие, трезвость, всестороннее самосовершенствование, чувство юмора.
  • Мужчины ищут доброту, мягкость, самоотверженность, женственность и верность. Но не меньшее значение отводят уму, деловым качествам, трудолюбию и красоте.

В современном мире существует четкая дифференциация любовных отношений и семейных. Большинство опрошенных сами признают, что далеко не во всех любовных отношениях видят потенциальных супругов.

Мотивационная готовность

Подразумевает развитое и сформировавшееся, здоровое чувство любви как таковое. И конечно, в отношении партнера. Сюда же относится готовность к самостоятельности, рождению и воспитанию детей, ответственность за семью.

Согласно статистике, 70-75 % семей создаются по любви. 15-20 % – по рассудку. И 5-10 % – с целью материальной выгоды.

Психологическая готовность

Предполагает , единство или хотя бы схожесть взглядов партнеров на жизнь вообще и на семейную жизнь; умение создать благоприятный климат в отношениях. Развитые волевые и другие личностные качества, устойчивость , поведения и чувств.

Факторы формирования готовности

Взаимоотношения в молодой семье во многом зависят от того, в каких условиях выросли супруги. Это влияет на благополучие семьи либо ее проблемность и распад. Так, например, дети из разведенных семей тоже чаще разводятся в будущем.

Выбор партнера и причины вступления в брак

Существует два направления относительно того, как люди выбирают партнера: возможность удовлетворить и сходство ценностей. Думаю, истина находится посредине, то есть важны оба элемента. Предлагаю познакомиться с основными теориями выбора партнера.

  1. Психоаналитическая (З. Фрейд). Человек выбирает спутника жизни, похожего на родителя того же пола. То есть девушки – мужчин, похожих на отца, а молодые люди – девушек, похожих на мать.
  2. Комплементарных потребностей (Р. Уинч). Человек ищет свое психологическое дополнение. Того, кто удовлетворит его потребности.
  3. Инструментальная теория (Р. Сентерс). Похожа на предыдущую, но потребности имеют строгую иерархию. Потому возможны исключения типа удовлетворения значимых потребностей и неудовлетворения незначительных для самого человека.
  4. Обмен и максимальная выгода (Б. Мурстейн). Предполагает анализ и учет положительных и отрицательных качеств личности. Проходит в три этапа: первое впечатление, сравнение ценностей, сопоставление представлений о семейной жизни (притязаний и ожиданий).
  5. Теория фильтров (А. Керкгофф, К. Дэвис). Человек пропускает кандидатов в партнеры через множество фильтров: место жительства, социальный статус, обеспеченность и так далее (критерии выбираются самостоятельно).
  6. Круговая теория любви (А. Рейс). Учитывается комфорт в общении, самораскрытие, обоюдная нежность, удовлетворение основных потребностей.
  7. Теория динамики добрачных отношений (М. А. Абалкина). Предполагает три стадии. На первой формируется первое впечатление. На второй отношения становятся стабильными и более эмоциональными. Третья стадия – вступление в брак. Снижается идеализация, но возрастает удовлетворенность отношениями.

Мотивы вступления в брак

Мотивация заключения брака включает 4 мотива:

  • хозяйственно-бытовой;
  • нравственно-психологический;
  • семейно-родительский;
  • интимно-личностный.

Если у одного супруга преобладает один мотив, а у второго – другой, то не избежать. Если у других членов семьи – третий мотив, то ситуация еще больше усугубляется. Чтобы этого избежать, нужно самому понять собственную мотивацию, честно ее признать. После обсудить мотивы с супругом.

Адаптация к браку

В процессе адаптации супругам предстоит решить такие задачи:

  • первичное понимание и распределение ролей в супружестве;
  • составление семейной иерархии;
  • разграничение и уравновешивание личных и общих потребностей;
  • определение баланса совместного времени и личного;
  • установление внешних и внутренних границ;
  • решение жилищных проблем;
  • сексуальная адаптация.

На адаптацию в браке негативно влияет:

  • неадекватная мотивация (например, желание уйти от родителей);
  • расхождение истории и традиций семей молодых людей (состав, происхождение);
  • материальная, физическая или психологическая зависимость от родителей кого-то из супругов;
  • слишком близкое или далекое проживание от родителей;
  • период ухаживания меньше полугода или свыше 3 лет;
  • брак до 20 лет или после 30 лет;
  • беременность до брака или в первый год;
  • негативные отношения с родителями;
  • несчастливое детство самих супругов.

Ролевая адаптация

Адаптация к семейным ролям представляет отдельный интерес. Чтобы не возникало конфликтов, важно соответствие представлений о ролях, а значит и поведении, характере взаимодействия каждого из супругов.

Первичная ролевая адаптация предполагает знакомство с представлениями о ролях у каждого супруга и сравнении двух позиций. База этого процесса – определение целей брака и мотивов.

Существует 3 сценария супружеских ролей. Не важно, какой из них выберут супруги, но важно, чтобы они выбрали один и тот же вариант.

  1. Традиционный союз. Жена ведет хозяйство, воспитывает детей, подчиняет свои интересы мужу, проявляет покорность и терпимость. Муж обеспечивает экономическую и физическую защиту и безопасность семьи, предан ей, благодарен жене за покорность, принимает ответственные решения, то есть ведет семью.
  2. Товарищеский союз. Жена обязана сохранять внешнюю привлекательность, морально поддерживать и сексуально удовлетворять мужа, поддерживать социальные контакты мужа, интересное и духовное общение с ним и гостями, не давать скучать. Муж восхищается женой и играет роль рыцаря, проявляет нежность, романтичность, обеспечивает материально (для поддержания внешности, организации досуга и встречи гостей).
  3. Партнерство. Супруги все делят на двоих. Каждый по мере возможного вносит экономический вклад, воспитательный, бытовой; обладает равными правами и обязанностями. Сложность таких отношений в том, что мужчине нужно принять равное положение с женщиной, всегда учитывать ее мнение (дается это не всем). А женщина должна быть готова отказаться от романтики и рыцарства со стороны мужа.

Межличностная адаптация

Межличностная адаптация включает в себя , их понимание и соответствующее поведение. Брак будет успешен при эмоциональной близости, взаимопонимании и развитых умениях организовывать совместную деятельность и взаимодействие (слушать, не перебивать, уважать).

Общение

Особую роль играет . Оно должно быть диалогичным и субъект-субъектным. То есть общение должно быть ориентировано на цели, мотивы и установки обоих участников. Иначе не будет понимания.

  • Важно говорить на одном языке и быть уверенным, что партнер правильно понимает смысл сказанных слов. Это необходимо для обоюдного влияния на друг друга. А, как известно, в процессе общения всегда происходят личностные изменения. И хорошо, если положительные.
  • Стоит избегать двойных фраз и скрытых смыслов. Это особенно любят женщины. Например, фразу «давай куда-нибудь сходим» можно трактовать по-разному: встретиться с друзьями, побыть вдвоем, показать себя в свете.
  • Еще один важный элемент общения и взаимодействия – видеть изменения (возрастные, социальные, психологические, личностные) партнера и реагировать на них.
  • Для эффективного общения и адаптации нужно уметь поставить себя на место партнера и осознать собственный образ в глазах другого человека. И здесь снова важно учитывать особенности воспитания, родительской семьи партнера.

Индивидуальные черты

Свою лепту в семейную адаптацию вносят индивидуальные адаптационные способности супругов. В парах с высокими у обоих супругов выше соответствие притязаний и ожиданий от социальных ролей. Такие пары оказываются в числе сбалансированных, то есть разъединенных.

Эмоционально-психотерапевтическая ценность тем выше, чем больше человек способен к адаптации, имеет развитое самовосприятие и эмоциональный комфорт. Чем больше человек ощущает контроль над своей жизнью и несет ответственность за нее, тем больше он готов к родительству.

Официальный и неофициальный брак: есть ли разница

Одно из существенных семейных изменений – популярность неофициальных браков. Их пик сегодня приходится на 20-30 лет. К слову, это не гражданский брак, как принято называть его, а фактический. Гражданский брак – регистрация в муниципальном учреждении, без участия церкви, то есть официальный брак.

Отношение общественности к неофициальному союзу двойственное: с одной стороны, опрошенные признают, что это форма встречается часто, с другой – считают такой брак недолговечным, несерьезным, ненадежным.

На психологическом уровне официальный и неофициальный брак имеет большую разницу. Мужчинам проще вступать в такой брак. Притом женщины в 65 % в таких условиях считают себя замужними, а мужчин – свободными, холостыми.

В психологии существует мнение, что желание вступить в фактический брак вызвано неосознанными мотивами «брать», а не «отдавать», то есть незрелостью личности, неумением выстраивать длительные отношения.

На стабильность и прочность фактического брака влияют те же факторы, что и на официальный брак: определенность ролей, психологическая совместимость (единство взглядов, эмоций, убеждений, оценки жизненных ситуаций), адекватность отношений. На психологическую совместимость влияет характер, способность к адаптации, принятию другого человека.

В официальном и неофициальном браке значительно отличаются ценности. Для женщин в неофициальном браке иерархия такая (в порядке убывания значимости):

  • эмоции и психотерапия в отношениях;
  • внешняя социальная активность (карьера);
  • родительство;
  • хозяйство и быт;
  • интим и секс.

Для женщин в официальном браке (в порядке убывания):

  • хозяйство и быт;
  • родительство;
  • эмоции и психотерапия;
  • социальная активность;
  • интим и секс.

Для мужчин в неофициальном браке важнее внешняя привлекательность женщины, для мужчин из официального брака – хозяйственность.

Рассогласованность ожиданий встречается в обоих типах брака. Но в неофициальном она касается только одной сферы: внешней привлекательности. В официальном браке рассогласованность встречается во всех сферах: эмоционально-психотерапевтической, хозяйственно-бытовой, интимно-сексуальной, в вопросах внешней привлекательности.

Неофициальные браки чаще имеют характер товарищеских или партнерских. При переводе неофициального брака в официальный наблюдается значительное изменение иерархии женских ценностей, мужская система почти не меняется. Вместе с этим женщины стремятся перевести брак в традиционный или партнерский.

Что касается сплоченности и гибкости фактического и гражданского брака, то неофициальные относятся к сбалансированным.

  • Сожители ухитряются найти баланс между личным пространством, временем, интересами и совместным, то есть эмоциональная близость умеренна. Роли и правила в неофициальных семьях распределены четко, но при необходимости легко меняются.
  • В официальном браке ситуация на момент адаптации прямо противоположная. Для женщин официальный брак чаще оказывается хаотичным, неясным в плане ролей и лидерства, эмоционально отчужденным. Выше и сексуальная неудовлетворенность в официальном браке.

Возможно, такая разница обусловлена тем, что неофициальный брак выпадает на первую стадию отношений, когда партнеры показывают себя с лучшей стороны, а друг друга видят в искаженной форме. Не исключено, что человек даже сам себя может убедить в единстве взглядов и ожиданий. А позже, когда начинается официальный брак и новая стадия, возникают разногласия. Ведь по статистике, неофициальные браки действительно менее крепки и продолжительны, хотя и более сбалансированы.

Что говорят сами приверженцы одного (официальный брак) и другого мнения (неофициальный брак)? Узнайте из видео.

Послесловие

Интересный факт: чем больше возраст семьи, тем ниже уровень адаптации ее членов и выше подверженность влиянию внешних стрессовых факторов.

Не существует общепринятого срока адаптации к браку. Но в среднем на это уходит 3 года. Притом в первые год-два формируются стереотипы взаимодействия, происходит согласование ценностей и мотивов, выработка единой поведенческой концепции. Третий год уходит на закрепление результата.

Луценкова Наталья Сергеевна

студент 3 курса, кафедра психолого-педагогических и социально-правовых дисциплин ГОБУ СПО ВО «ВГПГК», РФ, г. Воронеж

Шевлякова Вера Ивановна

научный руководитель, преподаватель кафедры психолого-педагогических и социально-правовых дисциплин ГОБУ СПО ВО «ВГПГК», РФ, г. Воронеж

Современные представления о семье все больше приближаются к образу семьи, как малой социальной группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Сегодня судьба семьи в полной мере определяется личностным выбором каждого из супругов. Если «любовь прошла», семейные узы разрываются даже при наличии детей, следствием этого является рост числа неполных семей. В противовес браку в современных условиях активизируются более свободные формы партнерских отношений. С ростом образовательного уровня женщин растут их материальные и духовные потребности, повышаются требования к брачному партнеру, вступление в брак и рождение ребенка часто откладывается на более поздний срок. Отмечается также раннее начало половой жизни, частая смена сексуальных партнеров, высокий уровень абортов и заболеваний, передаваемых половым путем среди молодежи, и, как следствие, ухудшение репродуктивного здоровья молодых людей . Данные тенденции указывают на необходимость совершенствования полового воспитания подрастающего поколения, формирования готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям, так как, по данным многочисленных научных исследований, готовность к браку супругов является одним из важнейших условий успешного становления семьи как социальной общности.

В процессе жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Но при современном темпе жизни естественный механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать специальной подготовке подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям в родительской семье, образовательных учреждениях, центрах планирования семьи и репродукции, центрах социальной помощи семье и детям и других учреждениях.

Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии в работах Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе и др., а затем было перенесено в сферу психолого-педагогических исследований. В настоящее время существуют следующие два подхода к трактовке феномена «готовность». С точки зрения функционального подхода готовность - это определённое функциональное состояние, психологическая и социальная установка, характеризующая поведение личности (Д.Н. Узнадзе и др.). При личностном подходе выявляются процессуальные качества, непосредственно значимые для деятельности и выражающие направленность на соответствующую деятельность (В.Н. Дружинин и др.) .

Что же включает в себя содержательная и структурная стороны готовности к брачно-семейным отношениям? По мнению Л.Б. Шнейдер, готовность к браку - это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества и одновременно это интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям;

2. подготовленность молодых людей к межличностному общению и сотрудничеству;

3. способность к самоотверженности по отношению к партнеру, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации;

4. в связи с возрастанием роли психотерапевтической функции брака супруги должны обладать достаточным уровнем развития эмпатии - способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера;

5. высокая эстетическая и нравственная культура чувств и поведения личности;

6. умение разрешать межличностные конфликты конструктивными способами, использование их для развития межличностных отношений, способность к саморегуляции эмоций и поведения . На наш взгляд, данное понимание готовности к браку отражает ее психологический компонент.

В.С. Торохтий вводит понятие «способности к браку», включающее в себя следующие составляющие:

1. способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро;

2. способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком;

3. способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

4. высокая этическая и психологическая культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми недостатками, преодолевать собственный эгоизм .

Мы видим, что подходы Л.Б. Шнейдер и В.С. Торохтия к определению структуры готовности к браку не только не противоречат друг другу, но и являются взаимодополняющими. Торохтий выходит за рамки психологической готовности, указывая на необходимость овладения молодыми людьми, вступающими в брак, умениями и навыками планирования бюджета семьи и ведения домашнего хозяйства.

Конечно, семейные отношения, как правило, основываются на полном взаимном доверии супругов, взаимной привязанности, чувствах любви и глубокого уважения. Поэтому большинство супружеских отношений регулируются не правом, а нормами морали. Вместе с тем правовая подготовка - необходимый элемент подготовки молодежи к семейной жизни. Следует помнить, что брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, причем супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Не менее важным компонентом подготовки молодежи к семейной жизни является воспитание культуры половых отношений, формирование установки на сохранение супружеской верности в браке, сексуальное просвещение молодежи с целью формирования безопасного и ответственного сексуального поведения, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья молодых людей.

Таким образом, анализ различных подходов к определению функций семьи и структуры готовности к браку позволил нам выделить психологический, правовой, социально-медицинский и хозяйственно-экономический компоненты готовности.

Психологическая готовность - это характеристики личности, определяющие эффективность деятельности, в которой они проявляются. Психологическая готовность определяется наличием определённых свойств и качеств личности, которые формируются на основе внешних и внутренних условий. Под внутренними условиями понимаются установки, мотивы, знания умения, навыки и качества личности, необходимые для осуществления конструктивных отношений, под внешними - те условия, в которых они формируются. В связи с этим психологическая готовность к браку рассматривается не только как особое психическое состояние и относительно устойчивая характеристика личности, но и как результат психологической подготовки и специального формирования.

На наш взгляд, психологическая готовность к браку включает в себя установку личности на вступление в брак, рождение детей и ответственное родительство; готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к членам своей семьи: супругу и будущим детям, способность проявлять заботу о них; подготовленность молодых людей к межличностному общению и сотрудничеству, достаточный уровень развития эмпатии и личностной толерантности, способность к саморегуляции эмоций и поведения, умение предупреждать и разрешать межличностные конфликты конструктивными способами, высокая нравственная культура поведения личности.

Для формирования установок на рождение детей и ответственное родительство молодым людям необходимо разъяснять преимущества, которые дают родителям дети: они делают супругов биологическими родственниками; дети дают родителям возможность переживать и открыто проявлять чувство любви; стимулируют родителей повышать свой культурно-образовательный уровень, управлять своими эмоциями и поведением; дети позволяют взрослым как бы повторно пережить собственное детство; они обеспечивают сотрудничество в семье; являются опорой и поддержкой родителям в старости.

Правовая подготовка к браку включает в себя знакомство молодых людей с основами законодательства о браке и семье, с основными положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям и к обществу.

Хозяйственно-экономический компонент готовности к браку включает в себя внутреннюю готовность и умение молодых людей вести домашнее хозяйство, планировать семейный бюджет, справедливо распределять обязанности между супругами, материально обеспечивать семью.

Медико-социальный компонент готовности молодых людей к браку, на наш взгляд, включает в себя установку на сохранение супружеской верности в браке, сформированность безопасного и ответственного сексуального поведения, обеспечивающего сохранение и укрепление репродуктивного здоровья молодых людей, рождение желанных и здоровых детей.

Цель нашего эмпирического исследования, которое проводилось в мае 2014 года в рамках производственной практики студентов специальности «Социальная работа», состояла в изучении готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям. Для ее достижения использовались составленная нами анкета «Готовность к семейной жизни», тест «Эмпатические способности» В.В. Бойко, а также тест «Насколько вы терпимы» Т.В. Кузьминой. База исследования - Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области «Воронежский центр охраны здоровья семьи и репродукции». В эмпирическом исследовании приняли участие пришедшие на консультацию в центр 30 студентов второго курса экономического факультета Воронежской государственной лесотехнической академии в возрасте от 19 до 21 года, из них 20 девушек и 10 юношей.

Анализ данных анкетирования показал следующее. Большинство обследованных молодых людей считают оптимальным возрастом вступления в брак для девушек - 24-25 лет (66 %); для юношей - также 24-25 лет (48 %), вместе с тем 30 % испытуемых указали на оптимальный возраст вступления в брак для юношей - 26-35 лет. Таким образом, подтверждается тенденция современных молодых людей откладывать вступление в брак на более поздний возраст.

И юноши, и девушки считают оптимальным возрастом для рождения ребенка - 18-23 года (30 % испытуемых), 24-25 лет (30 %), 26-35 лет (40%). Таким образом, мы также обнаруживаем эмпирическое подтверждение тенденции значительной части современных молодых людей откладывать момент рождения ребенка на более поздний возраст.

Основными плюсами супружества молодые люди считают, любовь, поддержку, помощь, уважение, доверие, наличие детей и счастье; основными минусами ‒ возможную измену, скуку, однообразие, ограничение свободы, брак не по любви, а также наличие одного партнера.

Большинство испытуемых указывают на достаточный уровень развития у них личностных качеств, необходимых для успешной семейной жизни. Данные диагностики с помощью теста «Эмпатические способности» В.В. Бойко, а также теста «Насколько вы терпимы» Кузьминой Т.В. соответствует данным анкетирования: у большинства испытуемых в достаточной степени выражены эмпатические способности и способность терпимо относиться к особенностям другого человека. Вместе с тем значительная часть молодых людей нуждается в развитии психологического компонента готовности к брачно-семейным отношениям: умения управлять своими эмоциями и поведением, самоотверженности по отношению к близким людям, умения предупреждать и конструктивно разрешать конфликты.

Половина испытуемых считает, что семейные обязанности должны быть поровну разделены между супругами. 30 % считают, что большую часть семейных обязанностей должен взять на себя муж и 20 % - жена. Только 30 % обследованных молодых людей считают, что будущий супруг должен обладать способностями к воспитанию детей, остальные 70 % считают необязательным наличие педагогической компетентности у родителей. Без сомнения неконструктивные установки молодых людей подлежат коррекции. Развитие педагогической компетентности будущих родителей включает в себя формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

73 % обследованных молодых людей умеют планировать свой бюджет и 27 % - не умеют. На вопрос, умеете ли вы вести домашнее хозяйство, 33 % студентов ответили - умею готовить и стирать, 14 % ‒ умею делать по уборку и ремонт, 6% - умею чинить одежду. Таким образом, значительная часть молодых людей нуждается в развитии хозяйственно-бытового компонента готовности к браку.

Задача формирования хозяйственно-экономической готовности к браку может быть успешно решена с помощью школьного курса «Технология», кроме этого молодым людям в образовательных учреждениях могут быть предложены дополнительные образовательные курсы: например, для девушек - по приготовлению пищи и рукоделию, для юношей - по осуществлению мелкого ремонта в квартире и др. В семейном воспитании этой проблеме должно быть уделено должное внимание.

Диагностика показала также необходимость совершенствования правовой подготовки молодых людей к брачно-семейным отношениям, которая может быть реализована как в рамках специальных учебных курсов в образовательных учреждениях (например, «Семейное право»), так и в процессе тематических классных (кураторских) часов, в том числе с приглашением юристов и т. д.

На вопрос, какие способы предохранения от нежелательной беременности вы знаете, 86 % опрошенных студентов ответили - презерватив, 14 % - хирургическое вмешательство (аборт). Таким образом, молодые люди не владеют современными методами контрацепции и нуждаются в консультировании по вопросам рационального контрацептивного поведения.

На вопрос, какие условия способствуют сохранению репродуктивного здоровья, 33 % обследованных молодых людей ответили - здоровый образ жизни и спорт, 14 % - не употреблять алкоголь и не курить, 6 % - правильное питание. Набор обозначенных условий явно недостаточен. Таким образом, молодые люди нуждаются в консультировании по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, формировании безопасного и ответственного сексуального поведения как одного из важнейших условий сохранения здоровья репродуктивной системы человека.

Таким образом, эмпирическое исследование подтвердило актуальность проблемы формирования готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям. Значительная часть обследованных студентов нуждается в создании специальных условий для развития психологического, правового, хозяйственно-экономического и медико-социального компонентов готовности к браку.

На основе анализа теоретического и эмпирического исследований нами были составлены рекомендации по формированию готовности молодежи к брачно-семейным отношениям, которые охватывают все компоненты готовности к браку и семейной жизни.

Работа по формированию готовности молодежи к брачно-семейным отношениям может быть осуществлена в форме специальных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях или центрах планирования семьи и репродукции, в других учреждениях, а также в форме отдельных психологических тренингов, консультирования, тематических классных часов и т. д. При этом целесообразно использование таких методов, как групповая дискуссия, «мозговой штурм», анализ проблемных ситуаций, психологическая ролевая игра, тренинговые упражнения, моделирование эффективного социального поведения и др.

Таким образом, семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему множество требований. Среди основных факторов, определяющих стабильность и благополучие семьи, выделяют готовность супругов к брачно-семейным отношениям. Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни является неотъемлемой частью общей системы воспитания подрастающего поколения. Совершенствование полового воспитания, формирование готовности молодых людей к брачно-семейным отношениям в условиях образовательных учреждений, центров планирования семьи и других организаций обеспечат в будущем успешность брачно-семейной адаптации супругов, и, соответственно, стабильность семьи и общества в целом.

Список литературы:

  1. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Н.Ф. Басов. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 328 с.
  2. Реан А.А. Семья: психология, педагогика, социальная работа / А.А. Реан. М.: АСТ, 2010. - 576 с.
  3. Холостова Е.И. Семейноевоспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 292 с.
  4. Шнейдер Л.Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер, Е.М. Соломатина. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. - 496 с.
  5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие для вузов. изд. 4-е. М.: Академический проект; Трикста, 2008. - 736 с.

В сознании большинства идеальная женщина должна успевать все: и карьеру строить, и бытом заниматься, и детей растить, и отношения строить. Чтобы все это совмещать, совсем не обязательно быть гуру тайм-менеджмента. Достаточно следовать 7 простым правилам.

Ставить достижимые цели

Часто люди планируют слишком много дел на день и предсказуемо ничего не успевают. Невыполненные задачи переносят на следующий день, который уже и так расписан по минутам. Через неделю накапливается снежный ком задач, глядя на который возникает чувство апатии и неудовлетворенности. Поэтому тут применимо правило:

Добрый день. Сегодня от лица всех родителей мне доверили возглавить первый детский утренник и я немного в недоумении… Дело в том, что я не совсем понимаю что именно заказать такого, чтобы дети остались довольными. Воспитательница посоветовала мне сильно не заморачиватся и купить набор конфет под детские утренники. Только где это купить в кратчайшие сроки

Девушки, а на какой по счету интим встрече, на ваш взгляд, уже можно не использовать презервативы? Их я сейчас подразумеваю именно как средство защиты от болезней (ведь от беременности можно и по-другому предохраняться).

Знаю, что многие мужчины (особенно после 45 лет) вообще не желают презервативы одевать, уже на первом интим свидании. Но по-моему, это несусветная опрометчивость

Мы женаты только второй год, но вот вместе в отпуск еще не ездили. Дело в том, что и у меня, и у мужа понятия об отдыхе разные. Он уже второй год подряд ездит к своим родственникам в другую область. У них есть дача в красивом месте и там великолепная рыбалка. Меня совсем не прельщает 2 недели ловить рыбу и жить в простом доме с удобствами на улице. Поэтому я на этот период уезжала к родителям, что мне доставило большое удовольствие. Потом была возможность поехать на море, но муж согласился, чтобы я ехала с сестрой, но сам он туда не хочет. Не любит человек солнце и пляжный отдых. Нас пока все

В последнее время заметила такую тенденцию, что люди справляют свадьбу в более тесном семейном кругу, не устраивают пышных торжеств… У мужа двоюрная сестра замуж вышла, нас не пригласили. Потом они сказали, что отмечали в тесном семейном кругу. Друг женился, тоже были только родители, братья и сёстры родные… Что это, кризис? или людям не хочется заморачиваться со всей этой предсвадебной подготовкой

Встречаюсь с парнем более 5 лет, мой друг его тоже знает хорошо. И тут друг предлагает мне некую интимную вещь, я вообще в шоке, конечно же отказалась, парню ничего не буду рассказывать, такой скандал будет. Я думала, что у меня нормальный и понимающий друг, сам сказал что наши отношения с парнем прекрасные и по-хорошему завидует. Но зачем он мне предложил интим, это что значит что он во мне видит шлюху а не подругу? И на всю дружбу ему плевать? Это было в немного выпившем состоянии. Обидно очень, не поднимала с ним эту тему, и не хочу, стесняюсь

Мой муж страстный любовник и ненасытный экспериментатор в сексе. Почти каждый месяц приобретает различные сексуальные игрушки, которыми мы познаем друг друга. Но в этот раз его фантазия меня просто поразила. Он решил купить сексуальные качели за 500 долларов. Девушки, как думаете, позволить мужу далее реализовывать свои фантазии в жизнь или запретить ему это делать

Мне 26 лет, я мать одиночка.

Моему сыночку 4 годика, его папа отказался от него когда я была на 6 месяце. Сначала он захотел ребенка но потом решил, что не готов. Он просто потерялся, я тоже больше его не беспокоила. Малыша я воспитываю и ставлю на ноги сама. Есть однокомнатная квартира, работою воспитателем в детском садике. Во общем с голоду не умираем, но тяжело. Стараюсь помочь родителям у мамы рак 3 стадии. О личной жизни я даже не думаю, последний мой мужчина это папа сыночка.

Но четыре месяца назад на нашей лестничной клетке появился новый жилец. Это не бедный мужчина

забор между участками - сетка,… так что, то происходит на соседнем участке - все как на ладони. Муж соседки работает не в городе, его часто не бывает. И вот, когда его не бывает, она иногда приезжает с мужчиной. Ночуют, и с утра уезжают. Так было несколько раз.

Понятно, что чужая семья - потемки, и судить я никого не


Top