Состав российской империи. Российская империя Значение образования российской империи

С 1700 по 1721 года длилась Северная война, в результате которой была разгромлена большая и отвоеваны русские земли, которые Швеция захватила еще в конце XVI - начале XVII века. Возле Невы строится большой город Санкт-Петербург, который в 1712 году станет столицей России. По окончании войны становится большой Российской империей во главе с императором Петром I. Что произошло в 1721 году и как это было?

Провозглашение Российской империи

10 сентября 1721 года, уже по окончании Швеция и Россия заключили в результате которого последняя присоединила к себе Эстляндию, Ливонию, частично Карелию и Ингрию. Остальные земли, которые Петр I успел захватить, он возвращал обратно Швеции. Как вы видите, история России (18 век - не исключение) очень насыщенна и интересна. Также обе стороны договорились отпустить всех пленных. В результате всего этого Россия стала европейской державой. Петра I Сенат провозгласил «Великим» и дал ему титулы «Императора Всероссийского» и «Отца Отечества». Россия стала процветающей империей. Однако образование последней повлекло за собой целый ряд реформ.

Церковные и военные реформы

Нельзя не отметить, что 1721 год в истории России славится большим количеством реформ. Так, были созданы 12 коллегий, которые имели определённую сферу деятельности. Были проведены большие церковные и военные реформы. Наиболее знаменательные события - это принятие в 1721 году Духовного регламента, который делал церковь зависимой от власти. Помимо этого, был создан так как патриаршество было полностью ликвидировано. Довольно часто 1721 год в истории России отмечается как время, когда имущество церкви отнималось на нужды государства, а конкретнее, императора.

Что касается военных реформ, то тут были введены единые для всей России. Также в этом году был создан мощный флот. Известно, что собственными руками Пётр I создал армию, численность которой составляла более 200 000 человек. Русские войска одерживали много побед, это создало благоприятные условия для дальнейшего развития военной техники. Военно-Морской флот разделяется на эскадры, а сухопутная пехота - на полки и подразделения. Такая классификация позволила внести некую дисциплину и повысить боевой дух солдат, а также действовать более слаженно во время боевых действий.

Изменение экономики и нововведения в культуру

В финансовой сфере было введено множество налогов, включая косвенные. Копейка стала основной монетой. Нельзя не сказать, что 1721 год в истории России известен также как время, когда народ был как никогда нищим. Дело в том, что казна пополнялась за счёт увеличения налогов. Даже несмотря на это, государственные деньги умудрялись воровать в больших количествах. Но в то же время не было голода или дефицита товаров первой необходимости.

Известен тем, что ввёл запрет на бороду. Таким образом он боролся с устаревшим образом жизни. Нельзя не отметить, что начинают появляться светские учебные заведения. Начало этих нововведений приходится как раз на 1721 год. Событие в России такого рода вызвало бурю эмоций у простого населения.

Но это еще далеко не всё: выпускается первая газета, а иностранные книги переводятся на русский язык. Также стоит обратить внимание на то, что в 1721 году создаются медицинские, инженерные и артиллерийские школы. В это же время появляется сеть духовных школ. Основное их назначение - это подготовка священников. Для обучения детей военнослужащих было построено несколько гарнизонных школ.

Заключение

В качестве завершения хотелось бы сказать, что 1721 год в истории России изменил многое, и всё благодаря мудрому правителю. В это время была отменена выдача девушек замуж по принуждению. Благодаря этому шагу царя полюбили люди, несмотря на высокие налоги. Можно сказать, что Пётр Первый активно обучал художников. Причём своих он отправлял учиться за границу, а иностранных приглашал к себе. Это - времена становления абсолютной монархии, вершиной которой был император. Развивается промышленность, появляется высшее образование у среднего класса населения.

Теперь при виде царя не нужно было падать на колени, а возле его дома в зимнее время можно было не снимать шапку. Всё это способствовало тому, что Петра Первого люди любили и уважали. Большая часть его реформ была вполне оправдана и шла на благо государства. Он также утвердил указ о создании Академии наук, которая была открыта уже после его смерти.

1.Образование Российской империи. Реформы Петра I

(конец XVII -первая четверть XVIII в.)

На рубеже XVII-XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразо­ваний. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привести к различным результатам. В выборе форм развития огромную роль сыграла личность реформатора. А. С. Пушкин по этому поводу красиво заметил: «Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра».

Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страны, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считали, что Россия была подготовлена к преобразованиям всем предшествующим ходом исторического развития. «Народ собирался в дорогу... Ждали вождя и вождь явился», - писал Соловьев.

Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной и имел мало шансов на то, что ему, когда либо, посчастливится занять престол. России повезло в том, что у царя Алексея Михайловича от первой супруги – Марии Милославской сыновья росли хилыми и болезненными. При жизни царя три его сына скончались в раннем возрасте, старший сын Федор не мог передвигать опухшие ноги, а другой сын Иван был «скуден умом» и подслеповат.

Приходу к власти Петра предшество­вала острая борьба придворных группировок, в кото­рой активное участие приняли стрельцы. В 10 лет он становится царем Петром I , соправителем Ивана V . Только со смертью царя Ивана (1696) установилось единодержавие Петра.

В молодые годы царевичи мало вникали в государственные дела. Больной Иван не принимал никакого участия в государственных делах за исключением официальных церемоний, а Петр предавался «марсовым по­техам». Только после смерти матери в 1694 г. Петр принимается за управление государством.

Истоки и сущность преобразований Петра I . В конце XVII столетия наметилась тенденция европеизации России, обозначились предпосылки будущих Петровских преобразований. Однако, несмотря на обозначившуюся тенденцию, страна значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная системы Российского государства не позволяли добиваться во внешней и внутренней политике ощутимых результатов.

В окружении молодого царя оказались способные, энергичные и талантливые специалисты из числа иностранцев (Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон, талантливый инженер Я. Брюс и др), которые смогли оказать влияние на мировоззрение Петра, вызвать интерес к достижениям западной цивилизации, стать на начальном этапе мудрыми советчиками. Кроме того, на формирование реформаторских взглядов Петра оказа­ли влияние:

необычность образа жизни, быта и культуры жителей Немецкой слободы в Москве, которые поразили Петра и стали идеалом;

– поездка в Архангельск (1693-1694 гг.), которая стала крупным событием в жизни молодого царя, определившим его отношение к флоту и показавшим значение морей для России;

– первый военный опыт – Азовские походы (1695-1696 гг.);

– участие Петра в Великом посольстве 1697-1698 гг. Посещая Пруссию, Голландию, Англию и Австрию, он упорно изучал иност­ранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада

В истории Петровских реформ исследователи выделяют два этапа: до и после 1715 г. На первом этапе реформы носили в основном хаотичный характер и были вызваны в первую очередь военными нуждами государства, связанными с ве­дением Северной войны. Проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

На втором этапе, когда военные действия уже были перенесены на терри­торию противника, преобразования стали более планомерными. Шло даль­нейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

Целью реформ стало обретение Россией роли одной из ве­дущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в во­енном и экономическом отношении. Ре­формы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропей­ской цивилизации.

Главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие.

Темпы преобразований зависели от срочности решения той или иной задачи, стоящей перед государством. Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений.

Таким образом, реформы Петра I – это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявших­ся без четко выработанной долгосрочной програм­мы и обусловленных как насущными, сиюминут­ными потребностями госу­дарства, так и личными пристрастиями самодержца. Реформы были продиктованы, с одной стороны, теми про­цессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII века, с другой - неуда­чами России в первый период ее войны со шведами, с третьей привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни.

Реформы первой четверти XVIII в. Изучение реформаторской деятельности следует начинать с военной реформы, ибо, как отмечал В.О. Ключевский, «война была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – ее начальным моментом». Необходимость реформирования армии Петр осознал уже в первом самостоятельном военном походе. Для того, чтобы открыть беспрепятственный выход торговых кораблей в Черное море молодой русский царь решил захватить у турок г. Азов. Кампания 1695 г. закончилась плачевно - беспорядочное отступление от Азова походило на бегство. В 1696 г. 70-тысячная армия при поддержке оказанной ей импровизированным флотом, лишь после двухмесячной осады смогла овладеть крепостью, которую защищали менее 5 тыс. турок.

Новая военная система создавалась по западноевропейскому образцу. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота , комплектуемых на основе рек­рутской повинности . Реформа включала:

1. Армия и флот становились профессиональными:

– ранее существовавшие войска постепенно упразднялись, а их личный состав использовался для новых формирований;

– рекруты призывались на пожизненную службу;

– армия и флот стали содержались за счет государства (жалование и обеспечение).

2. Создается полевая действующая армия, состоящая из пехоты, кавалерии, артиллерии и инженерных войск новой (западноевропейской) организации. Численность войск полевой действующей армии в 1724 г. достигала 112 тыс. человек. Помимо полевой действующей армии, имелись войска гарнизонные, ландмилиция и иррегулярные. Таким образом, общая численность войск к 1725 году (год смерти Петра) достигла 250 тыс. чел., а к концу века общая численность вооруженных сил России увеличилась до 500 тыс. человек.

3. Для управления вооруженными силами взамен приказов учреждены:

– военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия;

введена должность главнокомандующего (на военное время).

4. Была установлена единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерные школы). Для подготовки офицерских кадров служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых специальных школ и Морская академия.

5. В войсках и на флоте была установлена суровая дисциплина , для поддержания которой широко применялись телесные наказания. Артикул воинский (1715) определял военно-уголовный процесс и систему уголовных наказаний.

6. В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий (табель о рангах).

7. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе Морском (1720) и др.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусло­вивших успехи русской армии и флота в Северной войне. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией и вторым в мире военным флотом (более 1000 кораблей).

Реформы в экономике. Сельское хозяйство при Петре I развивалось медленно, в основном экстен­сивным путем. Феодальные отношения господствовали. Однако и здесь были попытки реформ:

– Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы, а также при уборке – грабли;

– вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовые де­ревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота – молоч­ные коровы и овцы-мериносы;

– предприняты первые попытки государственной охраны лесов.

Наибольшие сдвиги произошли в области промышленности . Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. За первую четверть XVIII в. было созда­но около 100 мануфактур. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. К середине XVIII в. 61 завод из 75 действовал на Урале. В 1719 г. была опубликована Берг-привилегия (указ Петра). Она позволяла всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых и с разрешения Берг-коллегии основывать заводы, т.е. "провозглашала горную свободу". В результате, если в 1700 г. выплавка чугуна составляла 150 тыс. пудов, то в 1725 г. – 800 тыс. Из страны, ввозившей металл из-за границы, с 20-х гг. XVIII в. Россия пре­вратилась в поставщика для Западной Европы перво­сортного железа. В центре страны наибольшее развитие получила текстильная промышленность, которая работала в основном на армию.

В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства : судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве).

Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства, способство­вали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовление полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремеслен­ники во главе с избранным старостой были расписаны в зависимости от спе­циальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учени­ками. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.

Рост промышленного производства сопро­вождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением при­нудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных, куплен­ных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошно­го) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощ­рения развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение «полезных и нужных» с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска «ненужных» товаров. Так, согласно таможенному тарифу 1724 г., огромная – 75 % – пошлина налагалась на ту европейскую продукцию, спрос на которую мог быть удовлетворен домашними средствами.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государ­ственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пень­ка, меха, сало, икра, хлеб и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых свя­зей с заграницей. Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей – главного в это время вида транспорта. Велось активное строи­тельство каналов: Волго-Донского, Вышневолжского, Ладожского, были на­чаты работы по сооружению канала Москва-Волга.

Финансовая политика государства в годы правления Петра I характеризо­валась небывалым налоговым гнетом. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики, достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов:

– поиски новых источников доходов вели к коренной реформе всей налоговой системы

– введению подушной подати , заменившей подворное обложение. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола». Все население, исключая дворянство и духовенство, обязано было платить налог государству. В 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись всего мужского населения. Все мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог – подушную подать. Результаты переписи позволяют сказать, что население России насчитывало тогда примерно 15 млн. человек. Холопы и все «вольные и гулящие люди» были обязаны платить налог наряду с крепостными крестьянами, частью которых они стали. Для зависимых крестьян налог составил 74 копейки, а государственных (черносошные, ясашные, однодворцы) на 40 коп. больше.Жители города, составлявшие 3% населения страны, также были прикреплены к месту уплаты подушной подати. В результате удвоилась сумма налоговых поступлений с крестьян.

– специальными «прибыльщиками» во главе с А. Курбатовым выискивались все новые источники доходов: вводились банная, рыбная, медовая, конская и другие подати, вплоть до налога на бороды и дубовые гробы. Всего косвенных сборов 1724 г. насчитывалось до 40 видов;

– наряду с указанными поборами вводились и прямые налоги: рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы»;

– немалые доходы приносили и чеканка монеты меньшего веса и понижение содержания в ней серебра;

Реорганизация государственного управления. Укрепление абсолютной монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации, всей системы государственного управления, его высших, центральных и мест­ных органов.

Во главе государства стоит царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. «Император всероссийский, – записано в Воинском регламенте, – есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Еще в 1704 г. был создан Каби­нет личная царская канцелярия.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей ее с 1701 г. Консилии (Совета) министров был учрежден Сенат. В него вошли девять ближайших Петру I сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было в 1722 г. поручено генерал-прокурору, которого Петр I называл «оком государевым». Сенаторы впервые были приведены к присяге, текст которой написал Петр I .

В 1718-1721 гг. вместо приказов было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Камер-коллегия сбором доходов, Штатс-коллегия расходами государства, Вотчинная дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии суще­ствовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, дей­ствовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.

Наряду с укреплением центрального аппарата управления еще раньше на­чалась реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации 1708-1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Си­бирскую. Во главе их стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому, в свою очередь, делилась на провинции. Их было 50 (во главе сто­ял воевода). Провинции, в свою очередь, делились на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны централизованная ад­министративно-бюрократическая система управления, решающую роль в ко­торой играл монарх, опиравшийся на дворянство. Значительно выросло чис­ло чиновников. Выросли и расходы на содержание управленческого аппара­та. Генеральный регламент 1720 г. ввел единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Указ о престолонаследии. В 1722 г. Петр I издал «Устав о наследовании престола», по которому император сам мог назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Более того, император мог отменить решение, если наследник не оправдает надежд. Сопротивление указу каралось смертной казнью, т.е. приравнивалось к государственной измене. Издание указа было связано с личной трагедией Петра - конфликтом с сыном от первого брака Алексеем и стремлением царя-реформатора неуклонно идти путем преобразований.

Церковь и ликвидация патриаршества. Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая к концу XVII в. все еще сохраняла некоторую по­литическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолю­тизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Адриан, Петр I решил не назначать но­вого патриарха. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский, при этом не облеченный патриаршими полномочиями.

В 1721 г. Петр утвердил Духовный регламент, разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем . Согласно новому закону была проведена коренная церковная реформа:

– патриаршество в России было упразднено;

– для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод из 12 высших церковных иерархов, назначаемых царем, которому они при­носили присягу;

– в 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И. В. Болдина), которому подчинялись синоидальная канцелярия и церковные фискалы - «инквизито­ры»;

– все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду.

Таким образом, произошла ликвидация автономии церкви и полное подчинение ее государству.

Социальная политика. В 1714 г. был издан Указ о единонаследии, по кото­рому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Указ именовал окончательное слияние двух сословий феодалов в единый класс. С этого времени светских феодалов стали называть дворянами (помещиками шляхтой на польский манер). Указ о единонаследии предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти. За отказ служить владения дворян конфисковались. Если на Западе служба была привилегией, то в России – обязанностью.

В 1722 г. последовало издание «Табели о рангах», разделившей военную, гражданскую и придворную службы. Все должности (и гражданские, и военные) подразделялись на 14 рангов. Занять каждый следующий ранг можно было, только пройдя все предыдущие. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. Офицер или чиновник, получая первый чин (прапорщик - коллежский регистратор) автоматически производились в дворянство, достигшие же восьмого класса (майор) получали потомственное дворянство (до середины XIX в.). Так господствующий класс укреплялся за счет включения в свой состав наиболее талантливых представителей других сословий.

Идея Петра I о том, что человек будет получать чин, соответствующий его знаниям и усердию, а по чину – и должность, не сработала с самого начала. Служащих, полу­чив­ших одинаковые чины, было гораздо больше, чем должностей, на которые они претендовали. Вместо старого, боярского, стало процветать новое, чиновничье местничество, выражавшееся в производстве в новый чин по старшинству, то есть в зависимости от того, кто раньше был произведен в класс предыдущий. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Своеобразная «бюро­кратическая революция» главный итог наложения европейской идеи рацио­нализма на российскую почву.

Податная реформа стала важ­ным этапом развития крепостного права в России, распространила его и на те слои на­селения, которые ранее были свободными («вольные и гулящие люди») либо могли об­рести свободу после смерти господина (кабальные холопы). В 1724 г. была учреждена паспортная система . Без паспорта с указанием срока возвращения крестьянам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст.

Все ремесленники были обязаны жить в городах и записаться в цехи. Городских жителей разделили на две категории : регулярных и нерегулярных граждан. В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными или "подлыми" считались горожане, "обретающиеся в наймах и черных работах". Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Горожане, хотя и подразделялись на отдельные категории, оставались сословными группами феодального общества.

В 1724 г. была проведена попытка в один день искоренить нищенство в России. Всех больных и увечных велено было переписать и направить в богадель­ни, устроенные при монастырях, а трудоспособных вернуть на прежнее место.

Так, при Петре I сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживается принцип регулирования государственным законодательством.

Реформы в области образования и культуры. Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования :

приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого);

отправки русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княже­ским фамилиям;

появились школы (Навигацкая и Артиллерийская школы, Инженерная школа, Медицинское училище, в про­винциальных городах стали работать 42 цифирные школы для дворян);

богословские предметы в школе уступали место естественно­научным и техническим: математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу;

для упрощения процесса обучения сложный церковно-славянский шрифт был изменен на более простой современный;

получило развитие издательское дело, созданы типографии в Москве, Петербурге и других городах.

Заложены основы развития русской науки . В 1725 г. в Петербурге была создана Академия наук. Развернулось изучение природных богатств стра­ны, специалисты составляли карты морей, Сибири, Кам­чатки. Для сохранения и демонстрации исторических и природных «раритетов» (редкостных вещей) была пост­роена Кунсткамера – первый русский музей. В Петер­бурге основали астрономическую обсерваторию, библио­теку, Ботанический сад. В Мос­кве и Петербурге появились первые общедоступные те­атры.

С 1 января 1700 г, в России было введено новое летоисчисление по юлиан­скому календарю. До этого страна жила в другом времени. Летоисчисление велось от сотворения мира (григорианский календарь). В соответствии с ним в России уже шло восьмое тысячелетие, а Европа вела счет от рождества Хрис­това и жила во втором тысячелетии. В результате реформы календаря Россия стала жить в одном времени с Европой.

Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о быто­вом укладе жизни российского общества. Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника – велел принести ножницы и самочинно обре­зал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак – своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифферен­цированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) – огромные по тому времени деньги.

В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтана), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь – сапоги и башмаки. Это было со­зна­тельное противопоставление нового, современного, удобного – старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддер­живать новые моды и нравы. Не раз публиковались указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Пособием для дворянина стало так называемое «Юности честное зерцало» (1717 г.). Это сочинение неизвестного автора формирует новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, придерживающегося европейских светских манер. Основная мораль данного произведения: молодость – подготовка к службе, а счастье – следствие прилежной службы. Дворянскую честь следует беречь, но защищать ее не шпагой, а жалобой в судебные инстанции, ибо дворянин должен проливать кровь только, защищая Отечество.

Перемены в быте и нравах высших кругов проявлялись в возникновении новых форм развлечений. Специальным указом 1718 г. были введены «ассамблеи», которые становились обязательными для дворян в городах и сочетали в себе отдых и деловое общение.

Устанавливалось празднование Нового года, которое должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев – ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.

Для новой культуры были характерны светскость и «государствен­ный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство - не грех, а признак избранности Богом. Проис­хо­дит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.

Внешняя политика Петра I . Основным направлением внешней политики России в эпоху Петра Великого стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы Петровского правления Северная война со Швецией (1700-1721).

В результате диплома­тических усилий Петру I удалось привлечь к предстоящей войне с северным соседом в качестве союзников Речь Посполитую, Саксонию и Данию (Север­ный союз был оформлен в 1699 г.).

Для развертывания военных действий против Швеции требовалось добиться мира с Турцией, дабы избежать войны на два фронта. С этой целью в Константинополь на русском 46-пушечном фрегате было направлено по­сольство дьяка Е. И. Украинцева, который заключил перемирие с султаном на 30 лет, причем отстоял для России устье Дона с крепостью Азов и добился отмены выплаты унизительной дани крымскому хану.

Лишь только сообщение о перемирии достигло Москвы (8 августа 1700 г.), Петр объявил войну Швеции. Течение Северной войны можно условно разделить на четыре периода. Первый период 1700-1706 гг. Неудачная осада Нарвы и сокрушительное поражение под Нарвой в ноябре 1700 г. Первые военные успехи – в 1702 г. пала шведская крепость Нотебург (бывший русский Орешек), переименованная Петром в Шлиссельбург, а весной 1703 г. была взята крепость Ниеншанц у устья Невы, на основе которой был создан в 1703 г. Санкт-Петербурга. Овладение Нарвой и Дерптом в 1704 г. В ре­зультате этих побед Россия прочно закрепилась в Прибалтике, получила доступ к морю и предложила мир Швеции, на что получила отказ. Польский король Август II в 1706 г. терпит поражение от шведского короля Карла XII , заключает с ним сепаратный мир, отказывается от польской короны и союза с Россией.

Второй период 1707-1709 гг. Летом 1708 г. Карл XII предпринял поход на Россию. Роковым для шведских войск стал разгром 28 сентября 1708 г. у деревни Лесной 16-тысячного корпуса Левенгаупта, осуществленным 12-тысячным летучим отрядом под командованием Петра I . Шведы потеряли в этом бою более 9 тыс. убитыми и ранеными, но главное – русскими бы захвачен огромный обоз. Разгром под Лесной оставил Карла без резервов, боеприпасов и значительно ослабил его силы. Шведы (под командованием Любекера) потерпели поражение под Петербургом. Адмирал Апраксин, руководивший обороной города, успешно разгромил нападавших.

Главное собы­тие периода – генеральное сражение под Полтавой (27 июня 1709 г.). Русские войска под руководством Петра в 3-часовой битве полностью разгромили доселе непобедимую армию Карла XII : из 30-тысячного войска враг потерял убитыми и пленными 27 тыс.

Полтавская битва, в результате которой были уничтожены сухопутные поиска шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет Рос­сии, на сторону которой вновь перешли Польша и Дания, а также Пруссия и Ганновер.

Третий период 1710-1718 гг. Военные действия осложнились вмешательством в войну Турции, которая при подстрекательстве европейских держав, прежде всего Франции и Швеции, объявила войну России и на реке Прут окружила русские войска. Только вернув Турции Азов и разрушив Таганрог, Россия добилась перемирия. Дальнейшие события: победа русского флота при мысе Гангут (1714); строительство флота в Воронеже и на других верфях; овладение русскими частью Прибалтики и вытеснение шведов из Финляндии; начало мирных переговоров в 1718 г. (которым помешала слу­чайная гибель Карла XII ).

Четвертый период 1719-1721 гг. Победа русского флота над шведским у острова Гренгам (1720) и в Эзельском бою. Подписание в 1721 г. Ништадского мира. Территориальные приобретения России: Латвия, Эстония, побе­режье Финского залива, часть Карелии, ряд островов на Балтийском море. За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. рублей. Финляндия возвра­щалась в состав Швеции.

В результате войны Россия, кроме приобретенных территорий, получила выход к Балтийскому морю и стала великой европейской державой.

Не меньшее значение для России имело и другое – восточное направление внешней политики. В 1714 г. экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и другие крепости. В 1716-1717 гг. Петром был направлен в Среднюю Азию через Каспий 6-тысячный отряд князя А. Бесковича-Черкасского с целью склонить хивинского хана к подданству и разведать путь в Индию. Однако и сам князь, и его отряд, располо­жившийся в городе Хивы, были уничтожены по приказу хана.

Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Иране, Россия активи­зировала внешнюю политику в Закавказье. Летом 1722 г. Петр I лично возглавил персидский поход русского войска в связи с обращением к нему за помощью сына персидского шаха Тохмас-Мирзы. Этот поход получил название Каспийского, или Персидского (1722-1723).

В результате похода на Кавказ и Иран Россия получила западный берег Каспий­ского моря с городами Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможно из-за вступления в войну Турции.

Каспийский поход сыграл положительную роль в деле укрепления дружест­венных связей и сотрудничества между народами России и Закавказья в борьбе против турецкой агрессии. В 1724 г. султан заключил Константино­польский (Стамбульский) мир. Турция признала все территориаль­ные приобретения России в Прикаспии и отказывалась от притязаний на Персию. Россия со своей стороны признала права Турции на западное Закав­казье. Таким образом, безопасность юго-восточных границ России была укреплена, а международный ее престиж еще более вырос.

Значение и цена Петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи. Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европей­ского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и социальные слои населения были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения.

Оценивая Петровские реформы и их значение для дальнейшего развития Российской империи, необходимо принять во внимание следующие основные тенденции :

– за минимальный исторический промежуток времени Петр I вывел Россию на качественно более высокий уровень, превратив ее в могущественную державу;

– по своему масштабу и стремительности проведения реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и, по меньшей мере, в европейской истории;

– реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии на крепостническо-дворянской основе в от­личие от классической западной;

– созданная Петром I вертикаль власти не только существенно повыси­ло эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны;

несмотря на противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству.

Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное госу­дарство», модель, подобная кораблю, где капитан царь, его подданные офицеры и матросы, действующие по морскому уставу. Только такое государ­ство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых – превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и поэтому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты?

– Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Различные социальные выступления – бунт стрельцов в Астрахани, восстание казачества на Дону (Кондратия Булавина), на Украине и в Поволжье были направлены не столько против преобразований, сколько лично против Петра I , против его методов и средств. Только в бега ушли около 20% насильно привлекаемых промышленных рабочих.

– Проводя реформу государственного управления, Петр I руководство­вался принципами камерализма т. е. введением бюрократического начала. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием.

– Желание догнать Европу в экономическом развитии Петр I пытался реа­лизовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации», за счет мобилизации государственных средств и использования труда кре­постных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конку­ренции, но лишало свободной экономической инициативы. Результатом стало создание в России основ государ­ственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризо­ванной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-поли­цейское государство с огосударствленной монополизированной крепостни­ческой экономикой.

Главная психологическая опора русского государства православная цер­ковь в конце XVII в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое значение начиная с 1700 г. и до революции 1917 г. Церковная реформа начала XVIII в. означала для россиян потерю духовной альтернативы государствен­ной идеологии. В то время, как в Европе, церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, становилась по­слушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.

– Произошло обострение политических и социальных проблем. Упраздне­ние Земских соборов и отмена самоуправления создали политические затруднения. Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты, прежде всего, правящими классами обще­ства. Возник раскол между верхушкой и низом общества, между интеллектуалами и народом. Проводя реформы, правительство вынуждено было поступать жестоко, как и делал Петр Великий. А позже концепция за­претов стала привычной. Итогом насильственной политики стало сокращение населения за годы правления Петра на 25%.

В результате, славянофилы в 40-е гг. XIX века приш­ли к выводу, что Петр, «свернув» Россию с естественного пути разви­тия, нанес рус­ско­му народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобра­зия и задушив последние ростки свободы.

Таким образом, в Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России, определивших ее дальней­шее развитие почти на два столетия. Однако необходимо отметить, что цена преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными тради­циями, ни с памятью предков.

Тогдашней средние общеобразовательные школы в России назывались, в сельских местностях — начальными училищами, в городах — Высшими начальными училищами (обучение там было более лучшим). Большая часть из них подчинялась государству (его министерствам), меньшая часть — церкви. Государство уклонялось от финансирования школ, их финансирование шло из самых разных источников, серьёзное финансирование Государством произошло с 3 мая 1908. Количество классов в школе было чаще всего 4, но было и 6. Длительность обучения была 4 года, в городской школе больше. Возраст обучения в школах начинался с 7 лет. Обучаться могли все, не зависимо от их званий и вероисповеданий. Число учеников в классе было по 50. Изначально, основной целью обучения было религиозное просвещение. Предметами были: религия, чтение и письмо, русский язык, арифметика, геометрия, география, история России, физика, черчение, рисование, церковное пение, гимнастика.

Виды начальных школ/училищ.

Начальные училища делились на следующие типы: в основном: сельские, городские и церковно-приходские; затем на менее распространённые: министерские, фабричные, железнодорожные.

Начальные училища / земские школы / сельские школы / начальные школы — открывались земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. Земства строили специальные школьные здания, в которых имелась квартира для учителя; в двухкомплектной школе соответственно две квартиры для учителей.

Высшие начальные училища — открывались в городах. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала они назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища. Городские училища заняли важное место в системе народного просвещения и образования Российской Империи в 70—90е гг. XIX — начале XX вв. Значимость этих учебных заведений в том, они давали более углубленные теоретические знания, были менее религиозными в сравнении с церковно-приходскими и уездными училищами, и к тому же обучали практическим навыкам.

Школы были раздроблены в своём подчинении.

Начальные школы подчинялись Государству, а церковно-приходские подчинялись синоду, церкви. Кроме того, государственные школы подчинялись разным министерствам: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Министерству государственных имуществ. Были и такие школы которые подчинялись частным лицам. К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: — 80 801 ведомства МНП, — 40 530 ведомства православного исповедания — 2 414 других ведомств.

От какого социального статуса были обучающиеся

Школа была предназначена для детей всех сословий. В Положении не указывались ни возраст учащихся, ни продолжительность обучения, но фактически в средней и высшей школе преобладали дети дворян и чиновников. Так, проанализировав социальный состав учащихся Орловского четырехклассного городского училища, то очевидно, что в нем обучались преимущественно дети городских слоев населения. Так, в 1898 году обучалось детей дворян и чиновников — 24, купцов и мещан — 210, крестьян — 105. Обучались в училище ученики в возрасте от 10 до 18 лет. Число учащихся было около 300—350 человек [ГАОО, ф. 479, оп. 1, д. 4, л. 21]. Допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. Кроме того, имелись еще и особые сословные учебные заведения: институты благородных девиц, кадетские корпуса, несколько «дворянских институтов», Пажеский корпус, Училище правоведения, куда принимали только детей дворян; имелась особая система школ для детей духовенства (духовные училища, епархиальные училища, духовные семинарии).

Среди всех школ начальной ступени образования особо выделялись министерские училища, как по своему статусу — их часто называли «образцовые», так и по положению в системе обучения — они давали законченные знания начального уровня. К ним относились уездные и приходские училища.

Например, Орловская губерния включала в себя 12 у.е.здов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский, Трубчевский [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 45]. До реализации образовательной реформы 1864 года в каждом уездном городе губернии было по одному уездному и приходскому училищу, за исключением Орловского, где действовало три приходских училища, и Ливенского, в котором образовательную деятельность осуществляли два приходских училища [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 47].

Количество классов

Городские училища разделялись на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. По ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц, содержащиеся на их средства городские училища могли быть учреждаемы также в составе пяти или шести классов [Высочайше., 1872, с. 729].

Продолжительность обучения (число лет)

Начальные сельские школы имели обычно 3−4-летний курс обучения (4-летний курс имели около ¼ всего числа школ) и назывались одноклассными, начальными училищами. Уездные школы, Сроки в них осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 у.е.здах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 у.е.здах (13%) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет

Со-скольки лет идут в школу

В городские училища могли поступать дети не моложе семилетнего возраста, всех званий, состояний и вероисповеданий, без всякого приемного испытания.

Обязанность религиозных знаний

Дети же старшего возраста, от 10 до 14 лет включительно, должны были знать молитву Господню, важнейшие события из священной истории Ветхого и Нового завета, уметь читать и писать по-русски и считать.

Классный руководитель

Положение 31 мая 1872 года устанавливало классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов (кроме закона Божия, пения и гимнастики).

Предметы обучения

Учебный курс городских училищ состоял из следующих предметов: 1) закон Божий; 2) чтение и письмо; 3) русский язык и церков-но-славянское чтение с переводом на русский язык; 4) арифметика, 5) практическая геометрия; 6) география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии; 7) сведения из естественной истории и физики; 8) черчение и рисование; 9) пение; 10) гимнастика [Высочайше., 1872, с. 730]. Обучение пению велось в церковном хоре. Из дополнительных предметов в городском училище преподавались бухгалтерия в объеме учебника Прокофьева, ручной труд и популярная медицина.

Социальный состав учеников «школы» Орловской губернии.

До 1890-х гг. объем курса, методика преподавания, расписание учебных занятий были предоставлены на личное усмотрение учителей.

Учебный год. На выбор этого влияло потребность в занятии сельским хозяйством.

В большинстве уездов Орловской губернии занятия в училищах начинались со второй половины октября. Однако встречались и отклонения на август — сентябрь в одну и ноябрь — в другую стороны. Завершались учебные занятия в первой половине мая или не позднее июня в некоторых уездах. Подвижные сроки учебного года объясняются прежде всего экономическими причинами. В силу того, что сельское хозяйство являлось основой жизни губернии, с началом полевых работ образовательный процесс прерывался.

Упорядочивание Центральной властью учебного года по всей стране.

В 1890-е гг. время начала и окончания работы училищ, примерное расписание стали определяться Министерством народного просвещения. Учебный год удлинился: занятия в училищах начинались раньше, в сентябре, а завершались так же в мае — июне. В городских начальных школах продолжительность учебных занятий была больше, чем в сельских. При этом в церковно-приходских школах сохранялся самый короткий учебный год.

Кто оплачивал занятия

Отличительной чертой финансирования начальной школы дореволюционной России было привлечение средств из самых разнообразных источников, причем в совокупности их объем превышал государственные. Источники средств на содержание начальных учебных заведений Орловской губернии, согласно отчетам губернской управы, можно разделить на семь групп: средства из государственного казначейства, пожертвования благотворительных обществ и частных лиц, от земств, от городских обществ, от сельских обществ, проценты с капиталов или «экономические деньги», плата за учение.

Сколько и какие материальные средства вкладывали в школы

Из статьи «Нового энциклопедического словаря» 1916 г. (стр.144): «В течение 1908−1915гг кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался следующим образом: в 1908 — на 6 900 000 р., в 1909 — на 6 000 000 р., в 1910 — на 10 000 000 р., в 1911 — на 7 000 000р., в 1912 — на 9 000 000 р., в 1913 — на 10 000 000 р., в 1914 — на 3 000 000 р., в 1915 — на 3 000 000 р.» Следует отметить, что в статистических отчетах фиксировались только денежные средства. Все, что поступало в натуральном виде, в основном от сельских обществ, лишь упоминалось; например, дрова для отопления, свечи для освещения школ и т. д. в 1903 г. размер средств содержания начальных школ составлял около 59 млн руб., из которых: 30,1 млн руб. приходилось на счет земств, сельских и городских обществ; 15,8 млн руб. казенное ассигнование; 13 млн пожертвования, средства от платы за обучение и из других источников. Всего в 1903 г. имелось 87 973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5 088 029. Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2—3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей. С 3 мая 1908 Государством резко увеличивается финансирование всеобщего начального обучения. В 1914 году, по оценке Питирима Сорокина, общие расходы всех государственных ведомств на образование составляли почти 300 миллионов золотых рублей (в том числе 161 миллион по ведомству Министерства народного просвещения), расходы земств и городов по «образовательным» статьям в том же году составляли около 360 миллионов рублей. То есть «консолидированный бюджет» казначейства, земств и городов составлял до 660 миллионов золотых рублей. Один золотой рубль 1914 года по покупательной способности можно оценить примерно в 1000 рублей при уровне цен 2008 года. По оценке Андрея Илларионова, доля всех расходов на образование была в 8−9% от бюджета Российской Империи и в 15−17% от консолидированного бюджета, имевшие место накануне Первой мировой войны.
Сравнение финансирования с странами Европы. По данным Николая Ерофеева расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции — 2 р. 11 к., в Германии — 1 р. 89 к., а в России — 21 копейку. Однако данная оценка (21 копейка на душу населения в 1914 году) представляется явно заниженной. Согласно данным приведенным Питиримом Сорокиным (Сорокин П.А. Социология революции. М., 2008. с.285−286) бюджет Министерства народного просвещения в 1914 году составлял 142 736 000 рублей, общий расход всех министерств на образование составлял 280−300 миллионов рублей, а расход городов и земств приближался к 360 миллионам рублей. Таким образом общий расход на образование составлял около 640 миллионов рублей. Таким образом расходы на образование на душу населения в Российской Империи в 1914 году были не меньше, чем 3 рубля 70 копеек.

На, что шли вкладываемые деньги

Главными статьями расходов училищ являлись затраты на жалование учителям и покупка учебных принадлежностей.

Учебники

Со второй половины 1890-х гг. школы — в первую очередь министерские и земские — начинают снабжаться наглядными пособиями. Стоимость минимального набора в Орловской губернии колебалась от 15 до 20 рублей [Звягинцев, 1917, с. 64]. Наглядные пособия представляли собой картины из священной истории, разрезную азбуку, картины по русской и естественной истории, зоологический атлас, глобус, географические карты, арифметические счеты, весы и пр.

Кого брали в учителя

Начальные народные училища становились прибежищем для самых разных людей, зачастую не имеющих специальной подготовки, но обладающие элементарными знаниями. Свое применение в школе пытались найти недоучившиеся гимназисты или выпускники уездных, городских училищ из числа разночинцев. Для обучения грамоте крестьян привлекали любого мало-мальски грамотного человека. Широко было распространено мнение, что в деле обучения нет ничего особенного и с ним может справиться любой грамотный человек, особой подготовки для этого не нужно. Учительство начальных народных училищ ведомства Министерства народного просвещения состояло из учителей и учительниц, их помощников и помощниц, а также законоучителей (священников). Порядок назначения, перемещения и увольнения народных учителей был представлен в нормативном документе «Положение о начальных народных училищах» от 25 мая 1874 г. До первой половины 1870-х гг. не существовало экзамена на звание учителя. После 1874 года от учителей стали требовать получения «права на преподавание». Это право могло быть получено после экзамена (в объеме курса городского приходского училища) при средних учебных заведениях [Проект., с. 838]. И хотя требования на экзамене были невысокими, эта мера повышала общий уровень учительского труда по сравнению с дореформенным периодом. Кандидаты на учительские должности избирались прежде всего учреждениями и лицами, содержащими училище.

Как учили?

Методы обучения в начальных школах были те же, что и сейчас: беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В некоторых школах устраивались экскурсии учащихся в интересные в историческом отношении города, в музеи ближайших городов и т. п. Во многих земских, железнодорожных и фабричных училищах вводился ручной труд. Обучение грамоте велось по звуковому методу (чаще аналитико-синтетическому). Широко практиковалось рассказывание по картинкам. Большая часть времени, отведенного на русский язык, уделялась усвоению грамматики и орфографии. На выпускных экзаменах (особенно при 4-летнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать этимологический разбор простого предложения. В программы по русскому языку и словесности (литературе) были внесены существенные изменения: по прежним программам по русской литературе изучались только произведения писателей первой половины XIX века (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Крылов, Кольцов и Лермонтов), а теперь в программы были включены и писатели второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Л. Н. Толстой, Достоевский и другие).

Результаты обучения.

Программа была построена слишком формально, и перегрузка занятий по русскому языку грамматикой отрицательно сказывалась на чтении, изложении, на умении учащихся письменно излагать свои мысли. Неплохие грамматические знания и орфографические навыки оказывались, однако, непрочными. Проверка знаний у окончивших начальную школу, произведенная в некоторых уездах, обнаружила понижение их через 2−3 года (по окончании школы) почти на 50%.

Зарплата учителей.

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год. Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600−700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м — около 3000−4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15−60 копеек за килограмм, картошка 1−2 копейки за килограмм, лошадь — 70−80 рублей, корова дойная 50−60 рублей. То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.

Число учеников на одного учителя (Орловская губерния)

В докладе комиссии по народному образованию за 1910 год указывалось, что в 433 начальных училищах на одного учителя приходится свыше 50 учащихся, а в 120 из данных школ на одного преподавателя приходилось свыше 70 человек учеников.

Дополнительный заработок учителей

К дополнительным заботам учительского персонала следует отнести обязанности по заведованию ночлежными приютами и общежитиями при начальных школах, которые редко оплачивались [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 68]. Помимо этого, на- родным учителям приходилось преподавать дополнительные предметы (рукоделие, пение, гимнастику и др.) без вознаграждения. Еще чаще имела место необходимость вести занятия по Закону Божию вместо законоучителя, так как у священнослужителей просто не хватало времени заниматься преподавательской деятельностью.

Гендерный учительский процентный сдвиг

Одной из тенденций развития начального образования в Российской империи на рубеже XIX—XX вв. еков была его постепенная феминизация. Это объяснялось не веяниями общественного прогресса, а сугубо прагматическими соображениями: труд женщин был дешевле. На примере начальных школ ведомства Министерства народного просвещения можно проследить, как менялось соотношение учителей и учительниц в Орловской губернии. Если в 1880 году учителя составляли 77% преподавательского состава начальных народных школ, то в 1899 — уже 50%, а в 1910 — 29,4%. В свою очередь, учительницы составляли в том же 1880 году 23%, в 1899 году — 50% и в 1910 году — 70,6% соответственно [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 70]. В целом же Орловская губерния отражала процессы, характерные для всей России.

Изменение качества преподавания

Количественный рост начальных училищ сопровождался, с одной стороны, увеличением численности преподавателей, с другой — снижением образовательного уровня народных учителей. Специалисты с высоким образовательным цензом надолго не задерживались в народной школе.

Число грамотных по стране.

В 1912 г в Московской губернии 95% мальчиков 12−15 лет были грамотны и 75% девочек -Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009 (с.708−709). В 1914 году начальных школ было 101 917 (около 1/3 являлись церковноприходскими), а учащихся в них — 7 030 257. После 1864 года наблюдается количественный рост числа городских приходских училищ. Так, в 1869 году их стало 14 мужских и 9 женских. Женские и мужские приходские училища открылись в губернии в промежутке с 1862 по 1865 гг. в таких уездных городах, как Севск, Трубчевск, Мценск, Елец, Дмитровск, Болхов, Брянск. В 1869 году во всех женских приходских училищах губернии обучалось 665 девочек (преимущественно городских сословий), в то время как в мужских приходских обучалось 1509 человек [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 30 об.]. Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи (без Финляндии — 164 млн.). Число начальных школ в этих губерниях (без школ грамоты) — 59 907, составляло 61% всего установленного переписью количества таких же школ (98 204). По данным обследования проведенного в 1894 г. Комитетом Грамотности, начальных училищ и школ грамотности в то время было — 60 592 с 2 970 066 учащимися. Охват населения системой образования был очень низкий. Перепись 1897 года выявила 21% грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9%. Самый высокий процент грамотных, 70−80%, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55%, Московская — 40%. 42% грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36% в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30% умеющих читать. Историк Б. Н. Миронов отмечал, что по состоянию на 1889 и 1913 годы доля грамотного населения составляла: Грамотность мужчин/женщин в возрасте старше 9—20 лет на 1889 и 1913 годы Для Российской империи грамотность — умение читать, для других стран — читать и писать. Российская империя Великобритания Германия США Австрия Япония Франция 31/13 91/89 97/95 88/85 74/60 97/— 89/81 54/26 99/99 99/99 93/93 81/75 98/— 95/94 Учащихся в этих заведениях министерства народного просвещения было в 1913 году: в мужских — 219 906 (из них 2/3 в гимназиях и прогимназиях и 1/3 в реальных училищах); в женских — 303 690.. Большее число женских учебных заведений и учащихся в них по сравнению с мужскими объясняется тем, что значительное число мальчиков училось в коммерческих училищах, средних технических училищах и других учебных заведениях, не подведомственных министерству народного просвещения. «Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г. Этой переписью зарегистрировано 100 295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98% действительного количества таких школ. В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85%. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9% всего населения, то оказывается, что лишь около 43% всех детей посещало в 1911 г. начальную школу»… Охват начальной школой детей в возрасте от 8 до 11 лет к 1914 г составлял в целом по Российской империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности—28,3%).
По данным Военно-статистического ежегодника за 1912 год среди рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось 302 тысячи «малограмотных» («неграмотные» не числились). БСЭ (2-е издание) дает следующие данные по динамике уменьшения неграмотности новобранцев в РИ (процент неграмотных среди новобранцев):
Процент неграмотных призывников в России:
Годы 1896 1900 1905 1913
% неграмотных 60% 51% 42% 27%

Обязанность всеобщего образования в странах Европы

Так законы о всеобщем обучении приняты: в Пруссии в 1717 и 1763, в Австрии в 1774, в Дании в 1814, в Швеции в 1842, в Норвегии в 1848, в США в 1852—1900 гг., в Японии в 1872, в Италии в 1877, в Великобритании в 1880, во Франции в 1882. Наша страна отставала от них. Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» С. 187−188 СПб., 1912 К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек. Однако, хотя формально Законы о всеобщем образовании были введены в этих странах раньше России, но их принятие сопровождалось длительной полемикой и борьбой. Например, в Англии полный пакет соответствующих законодательных актов был введен в действие между 1870 и 1907 годами. — то есть в течение 37 лет. В России после обсуждений в Гос. думе в 1908\1912 гг реформу планировали завершить примерно в половине губерний России (в европейской части) до 1918 г, а в полном объёме, по всей империи — к концу 1920-х годов. Фактически к 1917 году практически полный охват начальным образованием был обеспечен в европейской части РИ среди мальчиков, но среди девочек — только на 50%. После революции 1905—1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906—1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выносится законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая 1908 г., согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование.

Развитие женского образования

С самого начала царствования Николая II ускоренными темпами начало развиваться и женское образование. «На докладе тульского губернатора о желательности более широкого привлечения девочек в народные школы, Он поставил пометку: „Совершенно согласен с этим. Вопрос этот чрезвычайной важности“. Было утверждено положение о Женском Медицинском Институте (в начале царствования Императора Александра III женские медицинские курсы были закрыты за царивший на них революционный дух). Кредиты на церковно-приходские школы были значительно увеличены (почти вдвое)».На 1915 в Европейской России в школах обучалось не более 50% девочек в начальных школах.

Физическое здоровье учеников. Школьные парты.


В 1870 швейцарский врач-офтальмолог живший в России Фёдор Эрисман создал первую в мире школьную парту, слитную парту под наклоном с стулом. Сидя за такой партой сутулиться стало невозможным. Император Александр II уздал указ об оснащении такими партами всех школ России. Пётр Коротков усовершенствовал эту парту, сделав её двухместной.

Вместе с распадом Российской империи большинство населения предпочло создать самостоятельные национальные государства. Многим из них так и не было суждено остаться суверенными, и они вошли в состав СССР. Другие были включены в состав советского государства позднее. А какой же была Российская империя в начале XX века?

К концу XIX века территория Российской империи - 22,4 млн км 2 . Согласно переписи 1897 года, население составляло 128,2 млн человек, в том числе население Европейской России - 93,4 млн человек; Царства Польского - 9,5 млн, - 2,6 млн, Кавказского края - 9,3 млн, Сибири - 5,8 млн, Средней Азии - 7,7 млн человек. Проживало свыше 100 народов; 57 % населения составляли нерусские народы. Территория Российской империи в 1914 году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское).

К 1914 году протяженность территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 версты (4675,9 км) и с востока на запад - 10 060 верст (10 732,3 км). Общая длина сухопутных и морских границ - 64 909,5 версты (69 245 км), из которых на долю сухопутных границ приходилось 18 639,5 версты (19 941,5 км), а на долю морских - около 46 270 верст (49 360,4 км).

Все население считалось подданными Российской империи, мужское население (от 20 лет) присягало на верность императору. Подданные Российской империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное «состояние» (инородцы). Гербом Российской империи являлся двуглавый орел с царскими регалиями; государственным флагом - полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами; государственным гимном - «Боже, царя храни». Государственный язык - русский.

В административном отношении Российская империя к 1914 году делилась на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов и в Финляндии - на 51 приход. Уезды, округа и приходы, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки (всего 2523), а также 274 ленсманства в Финляндии.

Важные в военно-политическом плане территории (столичные и приграничные) были объединены в наместничества и генерал-губернаторства. Некоторые города были выделены в особые административные единицы - градоначальства.

Еще до преобразования Великого княжества Московского в Русское царство в 1547 году, в начале XVI века, российская экспансия начала выходить за пределы своей этнической территории и начала вбирать в себя следующие территории (в таблице не указаны земли, утраченные до начала XIX века):

Территория

Дата (год) присоединения к Российской империи

Факты

Западная Армения (Малая Азия)

Территорию уступили в 1917-1918 годах

Восточная Галиция, Буковина (Восточная Европа)

В 1915 году уступлена, в 1916-м частично отвоевана, в 1917 году потеряна

Урянхайский край (Южная Сибирь)

В настоящий момент в составе Республики Тывы

Земля Франца-Иосифа, Земля Императора Николая II, Новосибирские острова (Арктика)

Архипелаги Северного Ледовитого океана, закреплены как территория России нотой МИД

Северный Иран (Средний Восток)

Потерян в результате революционных событий и Гражданской войны в России. В настоящее время принадлежит государству Иран

Концессия в Тяньцзине

Потеряна в 1920 году. В настоящее время город центрального подчинения КНР

Квантунский полуостров (Дальний Восток)

Потерян в результате поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В настоящее время провинция Ляонин, КНР

Бадахшан (Средняя Азия)

В настоящее время Горно-Бадахшанская АО Таджикистана

Концессия в Ханькоу (Ухань, Восточная Азия)

В настоящее время провинция Хубэй, КНР

Закаспийская область (Средняя Азия)

В настоящее время принадлежит Туркмении

Аджарский и Карсско-Чилдырский санджаки (Закавказье)

В 1921 году уступлены Турции. В настоящее время Аджарская АО Грузии; илы Карс и Ардахан в Турции

Баязетский (Догубаязитский) санджак (Закавказье)

В том же, 1878, году уступлен Турции по итогам Берлинского конгресса

Княжество Болгария, Восточная Румелия, Адрианопольский санджак (Балканы)

Упразднены по итогам Берлинского конгресса в 1879 году. В настоящее время Болгария, Мраморноморский регион Турции

Кокандское ханство (Средняя Азия)

В настоящее время Узбекистан, Киргизия, Таджикистан

Хивинское (Хорезмское) ханство (Средняя Азия)

В настоящее время Узбекистан, Туркмения

включая Аландские острова

В настоящее время Финляндия, Республика Карелия, Мурманская, Ленинградская области

Тарнопольский округ Австрии (Восточная Европа)

В настоящее время Тернопольская область Украины

Белостокский округ Пруссии (Восточная Европа)

В настоящее время Подляское воеводство Польши

Гянджинское (1804), Карабахское (1805), Шекинское (1805), Ширванское (1805), Бакинское (1806), Кубинское (1806), Дербентское (1806), северная часть Талышского (1809) ханства (Закавказье)

Вассальные ханства Персии, захват и добровольные вхождения. Закреплены в 1813 году договором с Персией по итогам войны. Ограниченные автономии до 1840-х годов. В настоящее время Азербайджан, Нагорно-Карабахская Республика

Имеретинское царство (1810), Мегрельское (1803) и Гурийское (1804) княжества (Закавказье)

Царство и княжества Западной Грузии (с 1774 года независимые от Турции). Протектораты и добровольные вхождения. Закреплены в 1812 году договором с Турцией и в 1813 году договором с Персией. Самоуправление до конца 1860-х годов. В настоящее время Грузия, края Самегрело-Верхняя Сванетия, Гурия, Имеретия, Самцхе-Джавахетия

Минское, Киевское, Брацлавское, восточные части Виленского, Новогрудского, Берестейского, Волынского и Подольского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

В настоящее время Витебская, Минская, Гомельская области Белоруссии; Ровенская, Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Киевская, Черкасская, Кировоградская области Украины

Крым, Едисан, Джамбайлук, Едишкуль, Малая Ногайская Орда (Кубань, Тамань) (Северное Причерноморье)

Ханство (с 1772 года независимое от Турции) и кочевые ногайские племенные союзы. Аннексия, закреплена в 1792 году по договору в результате войны. В настоящее время Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь; Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская области Украины

Курильские острова (Дальний Восток)

Племенные союзы айнов, приведение в российское подданство, окончательно к 1782 году. По договору 1855 года Южные Курилы в Японии, по договору 1875 года - все острова. В настоящее время Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области

Чукотка (Дальний Восток)

В настоящее время Чукотский автономный округ

Тарковское шамхальство (Северный Кавказ)

В настоящее время Республика Дагестан

Осетия (Кавказ)

В настоящее время Республика Северная Осетия - Алания, Республика Южная Осетия

Большая и Малая Кабарда

Княжества. В 1552-1570 годах военный союз с Русским государством, в дальнейшем вассалы Турции. В 1739-1774 годах по договору - буферное княжество. С 1774 года в российском подданстве. В настоящее время Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика

Инфлянтское, Мстиславское, большие части Полоцкого, Витебского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

В настоящее время Витебская, Могилёвская, Гомельская области Белоруссии, Даугавпилсский край Латвии, Псковская, Смоленская области России

Керчь, Еникале, Кинбурн (Северное Причерноморье)

Крепости, от Крымского ханства по договору. Признаны Турцией в 1774 году по договору в результате войны. Крымское ханство получило независимость от Османской империи под покровительством России. В настоящее время городской округ Керчь Республики Крым России, Очаковский район Hиколаевской области Украины

Ингушетия (Северный Кавказ)

В настоящее время Республика Ингушетия

Алтай (Южная Сибирь)

В настоящее время Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская, Кемеровская, Томская области России, Восточно-Казахстанская область Казахстана

Кюменигордский и Нейшлотский лен - Нейшлот, Вильманстранд и Фридрихсгам (Прибалтика)

Лен, от Швеции по договору в результате войны. С 1809 года в российском Великом княжестве Финляндском. В настоящее время Ленинградская область России, Финляндия (область Южная Карелия)

Младший жуз (Средняя Азия)

В настоящее время Западно-Казахстанская область Казахстана

(Киргизская землица и др.) (Южная Сибирь)

В настоящее время Республика Хакасия

Новая Земля, Таймыр, Камчатка, Командорские острова (Арктика, Дальний Восток)

В настоящее время Архангельская область, Камчатский, Красноярский край

Петр I за четверть века, века XVIII, совсем не столько стремительного, как XIX и уж тем более XX, превратил Россию в великую державу, не уступающую по своей промышленной и военной силе развитым европейским странам того времени. Петр Великий приобщил Россию к прогрессивным достижениям западной культуры, открыл выход к Балтийскому морю, чего желали добиться московские правители начиная с XVI в. Страна не только вступила «на порог» Европы, но и стала ведущей на востоке и севере континента. Большая часть петровских нововведений продемонстрировала удивительную живучесть. Государственные учреждения, созданные Петром I, функционировали весь XVIII в., а некоторые и далее. Рекрутские наборы, введенные при Петре Великом, просуществовали в России до 1874 г., а Сенат, Синод, прокуратура, Табель о рангах, как и сама Российская империя, – до 1917 г.

Российская империя создавалась:

1) при дальнейшем укреплении крепостничества, что приостанавливало формирование капиталистических отношений;

2) при сильнейшем налоговом нажиме на население. 22 октября 1721 г. во время празднования Ништадтского мира (торжества продолжались несколько недель) Сенат вручил Петру I титулы Великого императора всероссийского и «отца отечества». Вместе с принятием Петром I титула императора Россия становится империей. Возросший международный авторитет государства сказался в том, что его признали империей европейские страны: Пруссия, Голландия, Швеция, Дания в 1722–1724 гг., Англия и Австрия в 1742 г., Франция – в 1744 г. И позднее всех Российскую империю признала Польша – в 1764 г.

Реформы Петра I знаменовали оформление абсолютной монархии: 1) царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников; 2) неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте, а именно «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает»; 3) внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий»; 4) произошла бюрократизация аппарата управления и его централизация; 5) реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.

Абсолютизм – это высшая форма феодальной монархии.

Характерные признаки абсолютизма:

1) ее возникновение предполагает определенный уровень денежных отношений и крупной промышленности;

2) денежные отношения создают предпосылки для финансирования разросшейся военной и гражданской бюрократии;

3) возникновение крупной промышленности формировало материальную основу для строительства регулярной армии и флота;

4) абсолютная монархия представляет прежде всего интересы дворянства.

Отличие российского абсолютизма от классического западно-европейского:

1) он не возник под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием;

2) российский абсолютизм сформировался на кре-постническо-дворянской основе;

3) его формированию способствовали:

– традиции самодержавия;

– усиление централизации власти;

– напряженная международная обстановка;

– опыт западно-европейского абсолютизма.


Top