Проблема курильских островов в отношениях россии и японии. Что япония предлагает россии за два острова Восстановление суверенитета японии и проблема курильских островов

Территориальные споры есть и в современном мире. Только Азиатско-Тихоокеанский регион имеет несколько таких. Самый серьезный из них - территориальная дискуссия за Курильские острова. Россия и Япония являются главными ее участниками. Ситуация на остовах, которые считаются своего рода между этими государствами, имеет вид дремлющего вулкана. Никому не известно, когда же он начнет свое "извержение".

Открытие Курильских островов

Архипелаг, расположенный на границе между и Тихим океаном, является Курильскими островами. Он тянется от о. Хоккайдо до Территория Курильских островов состоит из 30 больших участков суши, окруженных со всех сторон водами моря и океана, и большого количества маленьких.

Первая экспедиция из Европы, которая оказалась возле берегов Курил и Сахалина - это голландские мореплаватели под руководством М. Г. Фриза. Данное событие произошло в 1634 году. Они не только совершили открытие этих земель, но и провозгласили их как голландскую территорию.

Землепроходцы Русской империи также изучали Сахалин и Курильские острова:

  • 1646 - открытие северо-западного сахалинского берега экспедицией В. Д. Пояркова;
  • 1697 - В. В. Атласову становится известно о существовании островов.

В то же время на южные острова архипелага начинают приплывать японские мореплаватели. К концу 18 века здесь наблюдается появление их факторий и рыбалок, а несколько позже - научных экспедиций. Особая роль в исследования принадлежит М. Токунай и М. Риндзо. Приблизительно тогда же на Курильских островах появляется экспедиция из Франции и Англии.

Проблема открытия островов

История Курильских островов до сих пор сохранила дискуссии по поводу вопроса об их открытии. Японцы утверждают, что именно они первыми нашли эти земли в 1644 году. Национальный музей японской истории бережно хранит карту того времени, на которой нанесены соответствующие обозначения. Согласно их мнению, русские люди появились там несколько позже, в 1711 году. К тому же русская карта этой местности, датированная 1721 годом, обозначает ее как «Острова японские». То есть первооткрывателем этих земель была Япония.

Курильские острова в русской истории впервые упоминаются в отчетном документе Н. И. Колобова царю Алексею от 1646 года об особенностях странствий Также данные хроник и карт средневековой Голландии, Скандинавии и Германии свидетельствуют о коренных русских селениях.

К концу 18 века состоялось официальное присоединение их к русским землям, а население Курильских островов приобрело российское подданство. В то же время здесь начали взиматься государственные подати. Но ни тогда, ни несколько позже не было подписано никакого двустороннего русско-японского договора или международного соглашения, которые бы закрепляли права России на эти острова. К тому же их южная часть не находилась под властью и контролем русских.

Курильские острова и отношения между Россией и Японией

История Курильских островов начала 1840 годов характеризуется активизацией деятельности английских, американских и французских экспедиций на северо-западе Тихого океана. Этим обусловлен новый всплеск заинтересованности России в установлении отношений с японской стороной, имеющих дипломатический и торговый характер. Вице-адмирал Е. В. Путятин в 1843 году стал инициатором идеи о снаряжении новой экспедиции на японскую и китайскую территории. Но она была отклонена Николаем I.

Позже, в 1844 году, его поддержал И. Ф. Крузенштерн. Но и это не получило поддержки императора.

В это период российско-американской компанией предпринимались активные действия для установления хороших отношений с соседней страной.

Первый договор между Японией и Россией

Проблема Курильских островов решилась в 1855 году, когда Япония и Россия подписали первый договор. Перед этим состоялся достаточно длительный переговорный процесс. Он начался с прибытия Путятина в Симоду в конце осени 1854 года. Но вскоре переговоры были прерваны интенсивным землетрясением. Достаточно серьезным осложнением была и поддержка, которую предоставили французские и английские правители туркам.

Главные положения договора:

  • установление дипломатических связей между этими странами;
  • предохранение и покровительство, а также обеспечение неприкосновенности имущества подданных одной державы на территории другой;
  • проведение границы между государствами, расположенной возле островов Уруп и Итуруп Курильского архипелага (сохранение неделимой);
  • открытие некоторых портов для русских мореплавателей, разрешение проведения здесь торговли под присмотром местных чиновников;
  • назначение консула России в одном из этих портов;
  • предоставление права экстерриториальности;
  • получение Россией статуса самого большого благоприятствования.

Япония также получила со стороны России разрешение торговать в порте Корсаков, размещенном на территории Сахалина, на протяжении 10 лет. Здесь было учреждено консульство страны. При этом исключались какие-либо торговые и таможенные пошлины.

Отношение стран к Договору

Новый этап, который включает история Курильских островов - это подписание русско-японского договора 1875 года. Он вызвал неоднозначные отзывы со стороны представителей этих стран. Граждане Японии считали, что правительство страны поступило неправильно, променяв Сахалин на «незначительную гряду камешков» (так они называли Курилы).

Другие же просто выдвигали заявления об обмене одной территории страны на другую. Большинство из них склонялось к мысли о том, что рано или поздно наступит такой день, когда война все же придет на Курильские острова. Спор между Россией и Японией перерастет в военные действия, и начнутся сражения между этими двумя странами.

Аналогичным образом оценивала ситуацию и русская сторона. Большинство представителей этого государства считали, что вся территория принадлежит им как первооткрывателям. Поэтому договор 1875 года не стал тем актом, который раз и навсегда определил размежевание между странами. Он также не смог быть средством предотвращения дальнейших конфликтов между ними.

Русско-японская война

История Курильских островов продолжается, а следующим толчком к осложнению русско-японских отношений стала война. Она состоялась, несмотря на наличие договоров, заключенных между этими государствами. В 1904 году состоялось вероломное нападение Японии на территорию России. Это произошло до того, как было официально объявлено о начале боевых действий.

Японский флот напал на русские корабли, которые находились на внешнем рейде Порт-Артуа. Таким образом, была выведена из строя часть мощнейших кораблей, принадлежащих русской эскадрилье.

Самые существенные события 1905 года:

  • самая большая сухопутная Мукденская битва в истории человечества на то время, состоявшаяся 5-24 февраля и закончившаяся отходом армии России;
  • Цусимское сражение в конце мая, завершившееся уничтожением русской Балтийской эскадры.

Несмотря на то что ход событий в этой войне как нельзя лучше складывался в пользу Японии, она была вынуждена пойти на мирные переговоры. Это было связано с тем, что экономика страны была очень истощена военными событиями. 9 августа в Портсмуте началась мирная конференция между участниками войны.

Причины поражения России в войне

Несмотря на то что заключение мирного договора определило в некоторой степени то, в каком положении находились Курильские острова, спор между Россией и Японией не прекратился. Это вызвало значительное количество протестов в Токио, но последствия войны были очень ощутимыми для страны.

В ходе этого конфликта состоялось практическое полное уничтожение Тихоокеанского флота России, было убито более 100 тысяч ее солдат. Также произошла остановка экспансии русского государства на Восток. Результаты войны были неоспоримым свидетельством того, настолько слабой являлась царская политика.

Это было одной из главных оснований революционных действий в 1905-1907 гг.

Важнейшие причины поражения России в войне 1904-1905 гг.

  1. Наличие дипломатической изолированности Российской империи.
  2. Абсолютная неготовность войска страны к проведению боевых актов в непростых обстановках.
  3. Бесстыдная измена отечественных заинтересованных субъектов и бесталанность большинства русских генералов.
  4. Высокий уровень развития и подготовленности военной и экономической сферы Японии.

До нашего времени неразрешенность Курильского вопроса представляет собой большую опасность. После Второй мировой войны так и не был подписан мирный договор по ее итогам. От этого спора русские люди, как и население Курильских островов, не имеют абсолютно никакой пользы. Более того, такое состояние дел способствует порождению неприязни между странами. Именно скорейшее решение такого дипломатического вопроса, как проблема Курильских островов, является залогом добрых соседских отношений между Россией и Японией.

Отношения России и Японии активизировались настолько, как ещё не было за все 60 лет со времён восстановления дипломатических связей между странами. Лидеры обеих стран постоянно встречаются, что-то обсуждая. Что именно?

Публично заявляется, что предметом обсуждения являются совместные экономические проекты, однако ряд экспертов полагает иначе: истинный повод для встреч – территориальный спор из-за Курильских островов, решением которого и заняты президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. А тут ещё газета Nikkei опубликовала информацию о том, что Москва и Токио вроде бы планируют ввести совместное управление северными территориями. Так что же – Курилы готовят передать Японии?

Потепление в отношениях стало особенно заметно полгода назад, во время майского визита Синдзо Абэ в Сочи. Тогда японский премьер назвал российского президента на «ты», пояснив, что так в Японии обращаются только к другу. Ещё одним знаком дружбы стал отказ Токио от присоединения к экономическим санкциям против России.

Абэ предложил Путину план экономического сотрудничества из восьми пунктов по самым разным направлениям – промышленность, энергетика, газовый сектор, торговое партнёрство. Кроме того, Япония готова инвестировать в российское здравоохранение и транспортную инфраструктуру. В общем, мечта, а не план! А что же взамен? Да, болезненная тема Курильских островов тоже была затронута. Стороны согласились, что решение территориального спора – важный шаг на пути подписания мирного договора между странами. То есть никаких намёков о передаче островов не прозвучало. Тем не менее первый камень в развитие щекотливой темы был заложен.

Опасность разозлить дракона

С тех пор лидеры России и Японии встречались на полях международных саммитов.

В сентябре во время Экономического форума во Владивостоке Абэ снова пообещал экономическое сотрудничество, однако на этот раз прямо обратился к Путину с призывом совместными усилиями решить проблему северных территорий, которая вот уже несколько десятилетий омрачает российско-японские отношения.

Тем временем газета Nikkei сообщила, что Токио рассчитывает установить совместный контроль над островами Кунашир и Итуруп, надеясь при этом в перспективе получить Хабомаи и Шикотан полностью. Издание пишет, что Синдзо Абэ должен обсудить этот вопрос с Владимиром Путиным в ходе их встречи, назначенной на 15 декабря.

О том же написала и «Нихон кэдзай»: японское правительство обсуждает проект совместного с Россией управления в качестве меры, которая поможет сдвинуть территориальную проблему с мёртвой точки. Издание даже сообщает: есть информация о том, что Москва начала процесс постановки задач.

А тут подоспели результаты соц­опроса. Оказывается, уже более половины японцев «готовы проявить гибкость при решении вопроса Курильских островов». То есть они согласны, чтобы Россия передала не четыре спорных острова, а только два – Шикотан и Хабомаи.

Сейчас японская пресса пишет о передаче островов как о вопросе практически решённом. Вряд ли информация по столь важной теме высасывается из пальца. Остаётся главный вопрос: действительно ли Москва готова поступиться территориями в обмен на экономическое сотрудничество с Японией и её помощь в борьбе с санкциями?

Очевидно, что при всей благостности общения Путина с Абэ трудно поверить, что президент РФ, после присоединения Крыма снискавший себе славу «собирателя земель русских», согласится пусть на мягкую и поэтапную, но всё же потерю территорий. Тем более на носу президентские выборы 2018 года. Но что будет после них?

Всероссийский центр изучения общественного мнения в последний раз проводил опрос по вопросу передачи Курильских островов в 2010 году. Тогда подавляющее большинство россиян – 79% – высказались за то, чтобы оставить острова за Россией и перестать обсуждать этот вопрос. Вряд ли за прошедшие шесть лет общественные настроения сильно изменились. Если Путин действительно хочет войти в историю, вряд ли ему будет приятно ассоциироваться с непопулярными политиками, которые уже предпринимали попытки передачи островов.

Впрочем, передавали же земли Китаю, и ничего – общественность промолчала.

С другой стороны, Курилы являются символом, потому они и на слуху. Но при желании объяснения найти можно чему угодно. Тем более что аргументы для массового потребления найдутся. Так, токийский корреспондент ТАСС Василий Головнин пишет: в качестве компенсации за передачу Южных Курил Япония обещает наладить в России работу почты и больниц, за свой счёт оснастив клиники оборудованием для ранней диагностики заболеваний. Кроме того, японцы намерены предложить свои разработки в сфере экологически чистой энергетики, строительства жилья, а также круглогодичного выращивания овощей. Так что оправдать передачу пары островов будет чем.

Дружба Москвы с Токио настораживает Пекин

Впрочем, есть у этого вопроса и другая сторона. Дело в том, что Япония имеет территориальные претензии не только к России, но и к Китаю и Южной Корее. В частности, между Токио и Пекином есть давний спор по поводу статуса необитаемого клочка земли под названием Окинотори. По японской версии, это остров, но Китай считает его скалами, а значит, не признаёт международного права Токио на учреждение вокруг него 200-мильной исключительной экономической зоны. Предмет другого территориального спора – архипелаг Сенкаку в Восточно-Китайском море в 170 километрах к северо-востоку от Тайваня. С Южной Кореей Япония спорит по поводу принадлежности островов Лианкур, расположенных в западной части Японского моря.

Поэтому, если Россия удовлетворит территориальные претензии Японии, возникнет прецедент. И дальше Токио начнёт добиваться аналогичных действий от других своих соседей. Логично предположить, что передачу Курильских островов эти соседи расценят как «подставу». Стоит ли нам ссориться с Китаем, нашим главным стратегическим партнёром в Азии? Особенно сейчас, когда начато строительство второй ветки российского газопровода в КНР, когда китайцы инвестируют в наши газовые компании. Конечно, диверсификация политики в Азии – вещь полезная, но требующая от Кремля большой осторожности.

Как Курилы пытались вернуть Японии

Никита Хрущёв в бытность первым секретарём ЦК КПСС предлагал вернуть Японии два острова, лежащие ближе всего к её границам. Японская сторона ратифицировала договор, но Москва передумала из-за возросшего в Японии военного присутствия США.

Следующую попытку предпринял первый президент России Борис Ельцин. Тогдашний министр иностранных дел Андрей Козырев уже готовил документы к визиту главы государства в Японию, в ходе которого предполагалось оформить передачу островов. Что же помешало планам Ельцина? На этот счёт есть разные версии. Генерал-майор ФСО в запасе Борис Ратников, который с 1991 по 1994 год работал первым заместителем начальника Главного управления охраны РФ, рассказал в одном из интервью, как его ведомство расстроило визит Ельцина в Японию якобы по соображениям безопасности. По другой версии, Ельцина отговорил Анатолий Чубайс, фактически воплотив сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где вор Милославский кидается в ноги к лжецарю со словами: «Не вели казнить, вели слово молвить».


Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории и мировой культуры
Курсовая работа
Проблема принадлежности южных
курильских островов
Студента 24 гр.
К.Н. Лебедева
Научный руководитель:
старший преподаватель
Е.В. Гапионок

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА 5
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ. 10
ГЛАВА 3 ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в. БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН. 15
ГЛАВА 4 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНЫХ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ. СОТРУДНИЧЕСТВО С ЯПОНИЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ
ОСТРОВОВ. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

ВВЕДЕНИЕ

Мировой кризис начала XXI века обострил нерешённые проблемы в международных отношениях, одной из которых и является вопрос о «спорных территориях» между Россией и Японией. Эта проблема существует не один десяток лет и конкретно касается принадлежности южных Курильских островов. Нерешённый вопрос территориального размежевания сдерживает развитие двусторонних отношений по всему спектру сотрудничества, начиная с экономики и заканчивая вопросами культурных связей, что проявляется и во взаимоотношениях в рамках «Большой восьмёрки» – одной из авторитетнейших организаций современности, участниками которой являются оба государства. До недавнего времени дипломатический конфликт рисковал перейти в более острую фазу и этим привлекал к себе внимание всего мирового сообщества, так как Российская Федерация и Япония являются ключевыми государствами не только в Азии, но и в мире. Трагические события марта 2011 года, связанные с сильнейшими за всю историю Японии землетрясением и цунами, а также последовавшей за этим аварией на АЭС Фукусима-1, приостановили нарастание напряжённости между государствами, однако и сделали актуальность «территориального вопроса» как никогда высокой.
За период своего существования данная проблема прошла следующие этапы: 1) первооткрытие, первоосвоение, первопринадлежность свободных территорий (с конца XVII века и до середины XIX); 2) поиск взаимоприемлемых решений через переговорный процесс с заключением соглашений без прямого использования военной силы (1855 год – начало ХХ века); 3) решение территориальных споров с помощью военной силы (1904-1945 гг.); 4) поиски компромисса по вопросу территориального размежевания.
Курильские острова - острова в Тихом океане от юга Камчатки до о. Хоккайдо (Япония). Большая Курильская гряда это около
30 островов, в т. ч. наиболее крупные Парамушир, Онекотан, Симушир, Уруп, Итуруп, Кунашир. Малая Курильская гряда лежит юго-восточнее о. Кунашир. В ее составе о. Шикотан и группа малых островов - Осколки, Маячный, Полонского, Зеленый, Анциферова и др. - называемая японцами общим словом Хабомаи. В административном отношении Курильские о-ва - часть Сахалинской обл. РФ. До прихода русских и японцев острова были населены айнами. Считается, что именование архипелага пошло от их самоназвания «куру» («человек»). По другой версии, название восходит к русскому «куриться», т. е. дымиться - на островах около 160 вулканов, в т. ч. 39 действующих. На сегодняшний день «спорными» являются четыре южных острова: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи. В японской интерпритации – «северные территории».
Целью работы является рассмотрение истории проблемы принадлежности южных Курильских островов, основанное на данных источников и взглядах на их значение в исследованиях историков.
Для реализации выдвинутой цели перед работой поставлены следующие задачи:
    Рассмотреть предысторию возникновения территориального спора. Сюда относится период с XVII – п.п. ХХ вв., включающий историю освоения и последующего раздела островов между Японией и Россией (в ХХ в. – СССР).
    Изучить динамику проблемы территориального размежевания в период сер. 1950-х – 2000 гг.; проследить изменения в позициях сторон и факторы, влиявшие на эти изменения.
    Изучить положение вопроса о спорных территориях, сложившееся в ХХІ в. Показать базовые позиции сторон по данной проблеме.
    Рассмотреть социально-экономическое и военно-стратегическое развитие южных Курильских островов. Показать проблемы сотрудничества с Японией в вопросах освоения и использования экономического потенциала островов.
При написании работы использовались преимущественно документальные источники . Кроме того широко использовались материалы информационных ресурсов государственных органов Российской Федерации и Японии: сайт Министерства иностранных дел РФ, сайт Посольства Японии в России, сайт Президента РФ, а также сайт Министерства иностранных дел Японии . Также для описания вопроса были взяты материалы периодических изданий и монографические исследования российских и японских авторов .

ГЛАВА 1
ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА

Описание истории конфликта следует начать с первых упоминаний об островах. Японцы в ходе экспедиции на Хоккайдо в 1635 году получили сведения о Курилах, заселённых айнами, однако до самих островов они не добрались. В 1643 году Курильские острова были обследованы голландской экспедицией Маартена Герритсена де Фриса, который и составил первую подробную карту Малой гряды. Не найдя здесь «Золотых земель», Фрис продал карту Японской Империи . На основе данных голландских исследователей была составлена карта, где острова были обозначены под собирательным названием «Тысяча островов». В 1644 году в Японской Имперрии была издана карта с топонимами «Кунасири», «Эторофу», подтверждающая, что японцы ступили на землю Курил именно в этот год, карта хранится в Национальном музее японской истории.

Карта Японии эпохи Сехо 1644 г. Курильские острова изображены не как гряда, а соединены между собой в одно целое .
В Россию первые сведения об островах принёс Иван Юрьевич Москвитин, землепроходец, первым из европейцев достигший берегов Охотского моря, атаман пеших казаков. В своих записках он упоминал об «бородатых» айнах, населявших эти территории. Походы Москвитина открыли дорогу на Дальний Восток последующим русским исследователям . Одним из выдающихся первопроходцев является Атласов Владимир Владимирович (ок. 1652 - 1711). В его «Скасках» также можно найти сведения о Курилах. Он обследовал острова вплоть до Симушира на юге . Дальнейшие экспедиции (И. Козыревского в 1711 г., И. Евреинова и Ф. Лужина в 1719 г., М. Шпанберга в 1738–39 гг.) способствовали планомерному освоению территории.
К 1779 г. значительная часть коренного населения Курил, а также о. Мацумай (ныне Хоккайдо) приняли российское подданство и указом Екатерины II были освобождены от всех податей. В «Пространном землеописании Российского государства…» 1787 г. в список принадлежащих России территорий были включены Курильские о-ва вплоть до о. Хоккайдо, статус которого не был определен, т. к. Япония имела город в южной его части. Однако реального контроля над этими территориями у российского правительства не было, японцы активно развивали своё присутствие на островах.
Из наставления Адмиралтейств- коллегии начальнику первой российской кругосветной экспедиции капитану 1-го ранга Г.И. Муловскому о ее задачах. (апрель 1787 г.)
«12. При отделении старшаго по себе капитана по вышеписанному для описания Курильских островов в наставлении ему следующее предписать имеете:
1) Обойти плаванием и описать все малые и большие Курильские острова от Японии до Камчатской Лопатки, положить их наивернее на карту и от Матмая до той Лопатки все причислить формально ко владению Российскаго государства, поставя или укрепя гербы и зарыв медали в пристойных местах с надписью на российском и латинском языках, означающею ево путешествие или приобретение…» .
В 1799 г. четыре острова (Шикотан, Хабомаи, Итуруп и Кунашир) перешли под протекторат Японии. «…Затем княжество Намбу основало заставы в Нэмуро, на Кунашире и на Итурупе, а княжество Цугару - в Савара и в Фуруибэцу на Итурупе, и оба они несли охрану упомянутых территорий. В апреле 1-го года эпохи Бунка (1804 г.) двум княжествам было приказано нести в этих местах охрану постоянно…». Тем самым военным методом был закреплён статус этих земель в составе Японской Империи. .
26 января (7 февраля) 1855 г. Япония и Россия подписали первый русско-японский договор - Симодский трактат о торговле и границах. Он устанавливал границу стран между о-вами Итуруп и Уруп: Японии отходили все Южные Курилы (о-ва Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). «Что касается острова Крафто [Сахалина], - говорилось в документе, - то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени» . Договор имел особо важное значение для Российской империи, учитывая сложное положение в международных отношениях, связанное с началом Крымской войны, а также агрессивной политикой США, Англии, Франции и Голландии в отношениях с Японией.
7 мая 1875 г. был подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на 18 Курильских о-вов в обмен на отказ японской стороны от Сахалина . В 1895 г. Петербургский договор был подтверждён, но т.к. оба договора (1855 и 1875 годов) обязывали страны развивать мирные, добрососедские отношения, то они утратили силу после того, как Япония в 1904 году напала на Россию.
История взаимоотношений между Россией и Японией в ХХ в. – это, прежде всего, история конфликтов. Первая половина прошлого столетия – это годы политической вражды: русско-японская война (1904-1905 гг.), интервенция Японии в Сибирь на Дальний Восток (1918-1922 гг.), вооружённые столкновения, военные конфликты и локальные войны в районе озера Хасан (1938 г.), реки Халхин-Гол (1939 г.), множество пограничных конфликтов и, наконец, советско-японская война (1945 г.) .
В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор. Из Мирного договора между Россией и Японией от 23 августа (5 сентября) 1905 г.:
«Статья IХ
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалин и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имументы, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории» .
То есть устанавливалась новая граница, по которой южная часть о. Сахалин, а также все Курильские острова признавались территориями Японии.

Сахалин и Курильские острова на карте 1912 года .
20 января 1925 года правительствами СССР и Японии был заключён Пекинский договор. Между странами устанавливались дипломатические отношения. «Союз Советских Социалистических Республик соглашается, что договор, заключенный в Портсмуте 5 сентября 1905 года, остается в полной силе», однако отказывается признать «политическую ответственность» за этот договор .
13 апреля 1941 года был подписан Пакт о нейтралитете между СССР и Японией. 22 июня 1945 г. Германия напала на Советский Союз, однако не смотря на союзнические отношения между Рейхом и Японской Империей, последняя не отказалась от Пакта о нейтралитете и не объявила войну СССР .
11 февраля 1945 г. на Ялтинской конференции руководители СССР, США и Великобритании пришли к соглашению, что после капитуляции Германии и окончания войны в Европе СССР вступит в войну против Японии на стороне союзников, в том числе при таких условиях как:
«2. Восстановление принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии, в 1904 г., а именно: а) возвращение Советскому Союзу южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов… 3. Передача Советскому Союзу Курильских островов» . 5 апреля 1945 года Правительство СССР выступило с Заявлением о денонсации Пакта о нейтралитете, заключённого 13 апреля 1941 года. Причиной денонсации называлось следующее: «Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза.» .
26 июля 1945 г. в рамках Потсдамской конференции руководители США, Великобритании и Китая приняли Потсдамскую декларацию, которая требовала безоговорочной капитуляции Японии и определяла, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые укажут союзники». 8 августа к Декларации присоединился СССР и объявил Японии войну.
Южные Курилы были заняты советскими войсками в августе-сентябре в ходе Курильской десантной операции, которая была окончательно завершена 5 сентября 1945 года, уже после подписания Акта о капитуляции Японии 2 сентября. Этот факт сегодня даёт японцам возможность говорить о «незаконной оккупации» территорий советскими войсками, однако только на неофициальном уровне.
29 января 1946 года был издан Меморандум главнокомандующего союзных держав японскому императорскому правительству № 677, который предполагал отторгнуть от Японии, кроме прочего, «Курильские (Тисима) о-ва, Группу о-вов Хабомаи (Хабомадзе), включая о-ва Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку), а также о-в Сикотан» .
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года было решено «образовать на территории Южного Сахалина и Курильских островов Южно-Сахалинскую область с центром в городе Тойохара с включением ее в состав Хабаровского края РСФСР» . Однако не было сделано главное – официально (на международном уровне) не были оформлены территориальные взаимоотношения с Японией.
В сентябре 1951 г. состоялась Сан-Францисская конференция, на которой США и Великобританией был предложен проект мирного договора с Японией. Выступив 5 сентября на конференции, глава советской делегации замминистра иностранных дел СССР А. Громыко заявил, что СССР считает проект мирного договора несправедливым по отношению к Советскому Союзу, поскольку он ограничивается лишь упоминанием об отказе Японии от прав, правооснований и претензий на территории южного Сахалина и Курильских о-вов, «умалчивая об исторической принадлежности этих территорий и о бесспорной обязанности Японии признать суверенитет Советского Союза на эти территории СССР». Таким образом, Громыко указывал, что США и Великобритания фактически отказались от выполнения обязательств, принятых на себя по Ялтинскому соглашению .
Поскольку встречные советские предложения были заблокированы голосами многочисленных американских союзников, СССР отказался подписать 8 сентября мирный договор с Японией на предложенных условиях. Япония же, приняв эти условия, своей подписью официально зафиксировала отказ от Курильских о-вов.
Таким образом, можно заметить ряд фактов, которые сделали возможным возникновение конфликта и которые на сегодняшний день могут трактоваться спорящими сторонами по-разному. Особое внимание следует уделить соглашению 1855 года (Симодский трактат), на положениях которого основана базовая позиция Японии в споре. С ругой стороны важное место занимает Сан-Францисский мирный договор 1951 года. Во взглядах на эти документы стороны кардинально расходятся, ставя во главу угла один из них и в то же время признавая неполноценным второй.

ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗМЕЖЕВАНИЯ В ПЕРИОД СЕР. 1950-Х – 2000 ГГ.

Сан-Францисский мирный договор фиксировал отказ Японии от суверенитета на Курильские острова, однако не определял над ними новую национальную принадлежность. Кроме того в нём не приводился перечень островов, отторгаемых от Японии. Эти факторы, а также факт не подписания договора Советским Союзом создали почву для возникновения территориального спора между Японией и СССР.
Формально оба государства продолжали находиться в состоянии войны. Стремясь урегулировать сложившуюся ситуацию, СССР и Япония провели отдельные переговоры, которые проходили с трудностями, прерываясь и возобновляясь, и заняли около полутора лет – с июня 1955 г. по октябрь 1956 г., - но так и не привели к заключению мирного договора. Стороны остановились на промежуточном варианте – Совместной декларации, которая отчасти решала проблему судьбы двух островов. Из Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября
1956 г.:
«9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора.
При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.» .
Одновременно с этим С. Мацумото с японской стороны и заместитель министра иностранных дел А. Громыко со стороны СССР обменялись письмами, в которых выражалось согласие сторон после восстановления дипломатических отношений продолжить переговоры о заключении мирного договора, включая и территориальный вопрос .
Однако вскоре в отношения между Москвой и Токио вмешался Вашингтон, не заинтересованный в их нормализации. Госсекретарь США А. Даллес заявил своему японскому коллеге, что если Япония откажется от притязаний на Кунашир и Итуруп, то США не освободят Окинаву и весь архипелаг Рюкю, оккупированные в результате Второй мировой войны. Это привело к тому, что Япония стала открыто требовать передачи ей всех четырёх островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и островов Хабомаи.
19 января 1960 года Япония подписала «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности» с США, который регулировал пребывание войск США на территории Японии. В ответ Советское правительство заявило, что «… не может содействовать тому, чтобы передачей указанных островов Японии была бы расширена территория, используемая иностранными войсками. <…> (И) только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии». Японская сторона ответила на это заявление, что японо-американский договор не может влиять на установленные в 1956 году договорённости между СССР и Японией, так как в то время на территории Японии уже находились иностранные войска .
Несмотря на жёсткие позиции, стороны не прекратили поиски путей к урегулированию проблемы, что нашло своё отражение в совместном японо-советском заявлении 1973 г., в котором выражались намерения «продолжить переговоры о заключении мирного договора» .
Начало 80-х гг. отметилось резким ухудшением отношений между СССР и Японией – близким союзником США, что было связано с новым витком «холодной войны» и вводом советских войск в Афганистан. Одновременно активизировалась кампания «за возвращение северных территорий», в рамках которой в 1981 году был учреждён «День северных территорий – 7 февраля» (день подписания Симодского договора 1855 г.). Участились поездки для осмотра «северных территорий» членами кабинета министров и даже премьер-министром Японии. 16 февраля 1981 года в заявлении МИД СССР обращалось внимание правительства Японии на то, что кампания территориальных притязаний к Советскому Союзу «в последнее время приобретает граничащий с враждебностью характер» и что такие шаги японского правительства «могут квалифицироваться лишь как сознательно направленные на ухудшение советско-японских отношений» .
Позиция СССР в это время состояла в том, что в советско-японских отношениях отсутствует какая-либо «нерешённая территориальная проблема». Задачей-минимум Токио являлось побудить советское руководство признать существование территориального вопроса и пойти на его обсуждение. С этой целью в Японии был объявлен принцип «нераздельности политики и экономики», согласно которому развитие японо-советских экономических отношений ставилось в прямую зависимость от разрешения территориального вопроса. Это привело к застою в экономическом сотрудничестве между государствами .
Для снижения уровня напряжённости на Дальнем Востоке в Москве решили возобновить прямой диалог с Японией. В 1986 г. новый министр иностранных дел Э. Шеварднадзе посетил Токио с официальным визитом. Однако в то время японское направление в политике М. Горбачёва ещё не отошло от принципов предыдущих лет. Так, принимая японскую делегацию, Шеварднадзе заявил: «Что касается так называемого « территориального вопроса», то советская сторона считает этот вопрос решённым на соответствующей исторической и международно-правовой базе.» .
Но уже в 1989-1990 гг., когда экономическое положение СССР резко ухудшилось, в правительственных кругах распространилась идея получения от Японии материального возмещения за передачу островов. Однако она сразу же встретила жёсткое сопротивление среди депутатов Верховного Совета СССР. Горбачёв «открестился» от идеи продажи островов, но в то же время выражал готовность обсуждать весь спектр вопросов, включая мирный договор и в его контексте вопрос о границе .

Спорные острова с российскими и японскими названиями .
М. Горбачёв первым за послевоенную историю признал существование «территориального вопроса» с Японией и выразил готовность обсуждать его на официальных переговорах. В совместное заявление по итогам его визита в Японию был включён пункт о том, что стороны «провели обстоятельные и углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и острова Итуруп.». Как достижение было воспринято в Токио обещание президента СССР установить безвизовый режим посещения четырёх южнокурильских островов японскими гражданами, а также сократить численность советского военного контингента, размещённого на этих островах .
Одной из причин, по которым Горбачёв не смог совершить сделку «Курилы за кредиты», была позиция Б. Ельцина. Последний стремился перехватить инициативу в переговорах с японским правительством. В целом замыслы Ельцина и его команды и замыслы команды Горбачёва сводились к одному – превратить Южные Курилы в предмет торга с Японией. Различие состояло лишь в том, что Горбачёв стремился получить японскую помощи как можно скорее для спасения «перестройки», а Ельцин уговаривал японцев, оказывая финансовую поддержку России, подождать с получением островов. Именно на это был направлен так называемый «пятиэтапный план Ельцина», согласно которому территориальный спор должен был найти своё разрешение в пользу Японии по прошествии 15-20 лет .
Смысл плана Ельцина сводился к следующему. На первом этапе предполагалось отойти от занятой СССР позиции и признать существование спора между странами. Это должно было способствовать утверждению в СССР соответствующего общественного мнения. Затем – через 3-5 лет (второй этап) предполагалось объявить острова свободными для японского предпринимательства. Третий этап – демилитаризация островов через 5-7 лет. На четвёртом этапе стороны должны подписать мирный договор. При этом предлагались следующие варианты разрешения территориального спора: 1. Острова будут находиться под общим протекторатом двух стран; 2. Островам даётся статус свободных территорий; 3. Передача островов Японии .
После распада СССР российское правительство стало склоняться к скорейшему заключению мирного договора с целью получения материальной помощи. Однако развернувшееся в это время в России протестное движение против передачи островов заставило Ельцина поменять план действий. Поэтому его визит в Японию осенью 1993 года не принёс радикальных решений по вопросу о Южных Курилах. В «Токийской декларации» говорилось лишь о признании российским правительством факта существования «территориальной проблемы» и заявлялось о намерении сторон искать пути к её решению. Несмотря на настояния японской стороны, в текст документа не было включено подтверждение действительности пункта Советско-японской совместной декларации, в котором говорилось о возможности передачи Японии двух островов после подписания мирного договора. Таким образом, позиция российского правительства на японском направлении отличалась непоследовательностью .
В ноябре 1997 года в Красноярске была проведена встреча на высшем уровне между Премьер-министром Японии Р. Хасимото и Президентом РФ Б.Н. Ельциным. Была достигнута договоренность о том, чтобы, «основываясь на Токийской декларации, приложить все усилия для заключения мирного договора до 2000 года» (Красноярская договоренность). На встрече на высшем уровне в г. Кавана (апрель 1998 года) Премьер-министр Японии Р. Хасимото выдвинул так называемое «Каванское предложение», направленное на решение вопроса о принадлежности четырех островов, ответом на которое стало «Московское предложение», выдвинутое российской стороной во время визита в Россию Премьер-министра К. Обути (ноябрь 1998 года). Однако позиции сторон не совпадали, что не позволило реализовать Красноярскую договорённостью о заключении мирного договора до 2000 года .
В сентябре 1999 года вступило в силу принятое ранее решение о максимально облегченном режиме посещения островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи японскими гражданами из числа их бывших жителей и членов их семей .
Таким образом, рассмотрев динамику советско-японских (позже – российско-японских) отношений во второй половине ХХ века, можно заключить следующее. Отсутствие чётких, последовательных и согласованных позиций сторон по вопросу территориального размежевания, зависимость политики правительств от общественных настроений в столь чувствительном вопросе, а также вмешательство в двусторонние отношения третьих стран привели к затягиванию решения по проблеме и углублению противоречий между сторонами. Однако, несмотря на многочисленные проблемы, можно отметить и положительные сдвиги в вопросе урегулирования конфликта. Такие как официальное признание российским руководством факта существования «территориального спора», принятие совместных деклараций, оговаривающих намерения сторон вести переговоры для решения вопроса, установление безвизового режима посещения островов бывшими жителями, а также членами их семей.

ГЛАВА 3
ВОПРОС О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ В XXI в.
БАЗОВЫЕ ПОЗИЦИИ СТОРОН.

Новые надежды на быстрое решение «территориального вопроса» появились в Японии после прихода нового президента России В. Путина. По итогам рабочей встречи В.В.Путина с Премьер-министром Японии Ё.Мори в Иркутске 25 марта 2001 года было подписано Иркутское заявление Президента России и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора, в котором выражено обоюдное намерение активизировать переговорный процесс на основе принятых до настоящего времени документов, включая Совместную декларацию СССР и Японии 1956 г. .
Новый вариант «компромисса» предложил премьер-министр Иосиро Мори в Иркутске. Он также разбил весь процесс передачи островов на два периода, но по несколько иному принципу, нежели в «плане Ельцина». Сначала – заключение соглашения о передаче Шикотана и Хабомаи и подписание мирного договора между Японией и Россией, а затем – переговоры о двух других островах. Это бы означало фактическое признание Россией японского суверенитета над всеми островами, что сразу же вызвало споры в СМИ. В Японии этот вариант также многих не устраивал, так как не предполагал одновременной передачи всех четырёх островов. Кроме того не было ясно, приняла ли предложение российская сторона. Но вскоре ситуацию прояснило жёсткое высказывание нового премьер-министра Японии Дзюнъитиро Коидзуми, который потребовал у России передачи всех четырёх «спорных островов», причём ещё до заключения мирного договора .
14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнёры». ремьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов .
В 2009-2010 годах в правительстве Японии неоднократно звучали резкие высказывания по поводу вопроса о «северных территориях», что впоследствии привело к обострению отношений между государствами. Так 21 мая 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное». 11 июня 2009 года. Нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему», в которых содержится положение о принадлежности четырех островов Южнокурильской гряды Японии. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми. 24 июня 2009 года было опублик
и т.д.................

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оглавление

Существует и диаметрально противоположная точка зрения относительно роли США во внешней политики России и Японии. Известный американский учёный Реймонд Л.Гартхофф утверждал, что американское руководство было не достаточно проинформировано о тонкостях географических границ Южных Курил, поэтому границы Советской оккупации были проведены так, что острова Шикотан и Хабомаи оказались присоединенными к Южным Курилам, а не к Хоккайдо, как это должно было быть". Автор считает, что США никогда не занимала какую-либо определённую позицию в отношениях России и Японии. Для неё важно лишь полное урегулирование отношений между ними.

Первая в советской исторической науке работа, в которой освещается все аспекты советско-японских отношений с 1917г. до наших дней, это коллективная монография под редакцией доктора исторических наук И.А. Латышёва .

Заметной вехой в историографии проблемы стали труды доктора исторических наук, профессора А.А.Кошкина . Большое внимание он уделяет анализу соглашений, подписанных союзническими державами в 1943-1945 годах, показывая, что нынешняя политика Японии в отношении России – это политика, основанная на милитаристском прошлом нашего дальневосточного соседа.

Сегодня в отношениях между России и Японии существует ряд достаточно сложных проблем.

Во-первых – это отсутствие мирного договора, из-за нерешенности территориального вопроса.

Однако на страницах печати можно встретить мнение, относительно того, что подобный договор России не нужен. Доктор юридических наук А.Н.Николаев в своей статье отмечает, что «Вполне возможно обойтись без мирного договора с Японией, ведь мы обошлись без подобного договора с Германией. Главное уже сделано: еще в 1956 году Советский союз и Япония сделали совместное заявление о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений»

Большинство исследователей полагают, что проблема существует и её необходимо решать.. По существу все рецепты решения вопроса сводятся либо к отказу России от Курильской гряды, либо за сохранения прав на них. Доводы сторонников возвращения островов Японии можно свести к следующему:

Нормы международного права и образ России как цивилизованного государства диктуют необходимость возвращения островов в качестве исправления допущенной исторической ошибки, причем безвозмездно, ибо торги по этому вопросу унизили бы два великих народа. Логика истории требует завершения начатого в Европе демонтажа. Ялтинской системы, к тому же Россия заявила на официальном уровне, что не рассматривает более свои отношения с Японией, как отношения победителя и побежденного.

Возвращение островов позволит кардинально улучшить торгово-экономические отношения с Японией. Это будет способствовать успеху реформ и откроет для России новые возможности интеграции в экономические структуры АТР и тем самым для повышения жизненного уровня населения, что является основной и долговременной целью любой страны

Противники решения территориального вопроса в пользу Японии полагают, что:

Возвращение островов создает прецедент для многих других территориальных притязаний, что существенно осложнит её геополитическое положение.

Экономический ущерб от возвращения островов превысит возможные выгоды от сотрудничества с Японией, которая уже не заинтересована в России как источнике сырья и энергоносителей или потенциальном рынке для своих Высокотехнологических товаров .

Исследователи находят весьма весомые аргументы в защиту своих интересов.

Выделив основные моменты, связанные с судьбами этих островов, оказывающие определённое влияние на национальную безопасность России и её оборонительный потенциал, Макеев отмечает, что утраты этих островов образует серьёзную брешь в единой системе обороны Российского Приморья, снижает безопасность сил Тихоокеанского флота и возможности их развертывания в Тихий океан.

Требования Японии отдать ей Курильские острова, по мнению Гамазкова , продиктовано экономическими интересами. Он отмечает, что в Курильском проливе наблюдается сильная магнитная аномалия, предполагая, что здесь на не большой глубине располагаются залежи железной руды.

Япония стремится к расширению своей территории, считает Медведев , отсюда территориальные требования.

Основы источниковедческого фундамента исследования послужили: Совместные соглашения, периодическая печать, тексты Ялтинского соглашения США, СССР и Великобритании по вопросам Дальнего Востока.

Комплексный подход в исследование источников, их критический анализ, сравнения и обобщения полученных результатов позволили изучить характер взаимоотношений России и Японии.

Методологическую основу работы определяют принципы историзма, научной объективности. В качестве практических средств исследования выступают методы анализа, синтеза,обобщения.

Целью нашего исследования является изучение истоков и причин территориальной проблемы во взаимоотношениях России и Японии.

Исходя, из этого ставятся следующие задачи :

    Выяснить когда и кем совершилось открытие Курильских островов их освоение;

    Определить значение Курильских островов в отношении России и Японии в XIX веке;

    Выявить принадлежность рассматриваемых нами территорий в результате русско-японской войны (1904-1905);

    Проанализировать передачу Курильской гряды России в результате Второй Мировой войны (1939-1945)4

    Осветить Курильскую проблему в 50-е годы XX века.

    Рассмотреть как складываются взаимоотношения России и Японии сегодня;

    Рассмотреть существующие позиции по территориальному вопросу.

Первой европейской экспедицией, оказавшейся у Курильских и сахалинских берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза в 1643 году. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без каких-либо последствий. Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и российские землепроходцы.

Сначала - в 1646 г. - экспедиция В. Д. Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д.Я.Анциферова, И.П.Козыревского, И.М.Евреинова, Ф.Ф.Лужина, М.П.Шпанберга, В.Вальтона, Д.Я.Шабалина, Г.И.Шелихова и многих других российских исследователей - землепроходцев. Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начинают проникать японцы. Уже во второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. - начинают работать научные экспедиции. Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо. В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона.

О первых русских поселениях на Курилах того времени сообщают голландские, скандинавские и германские средневековые хроники и карты. Первые сообщения о Курильских землях и об их жителях дошли до русских ещё в середине XVII века.

В 1697 году в ходе экспедиции Владимира Атласова на Камчатку появились новые сведения об островах, русские исследовали острова до Симушира (остров средней группы Большой гряды Курильских островов).

Указы 1779, 1786 и 1799г. - подтверждали вхождение Курильских островов, включая южные в состав Российской Империи.

Наибольшее значение имеет Указ 1786г. Он был издан на основе памятной записке подготовленной президентом коммерц-коллегии А.Воронцовым и членом коллегии иностранных дел А. Безбородко, и закреплял за Россией обширные владения в Азии, в том числе Курильские острова.

В указе, в частности, говорилось: " Как по общепринятому правилу на неизвестные земли имеет право те народы, которые первое открытие оных учинили, как то в прежние времена....... обычно делалось, что какой-либо европейский народ, нашедший неизвестную землю, ставили на оной свой знак...., в чём и всё доказательство права к завладению заключалось, то вследствие сего неоспоримо должны принадлежать России: ...Гряда Курильских островов" . Положения Указа 1786г. были подтверждены в 1799г.

Таким образом, в соответствии с официальными русскими документами в конце 18 столетия вся Курильская Гряда рассматривалась как часть территории России.

Из разработанных Г.Витоном 3-х главных условий, наличие которых давало государству "правовой титул", в активе у России в конце 18 столетия были почти все их элементы. Это соблюдение положения о "Первооткрытии", неоднократные описание и картографирования, включая официальные издания карт, установка знаков-крестов с надписями, оповещение других государств (Указ 1786г.). Проведение исследований, включая геологоразведку и хозяйственное освоение Курил путем введения там промысла рыбы и зверя, опытов с земледелием, основания поселений и зимовий, полностью отвечает положению о "первоосвоении - первоккупации".

Административное управление островами с Камчатки, систематичный сбор дани- ясака с местных жителей.

К концу 18 столетия Россия в соответствии с существующими тогда нормами международного права имела достаточно оснований рассматривать всю Курильскую Гряду как собственную территорию. При этом не известно ни одного японского законодательного акта 18- начала 19 веков, в котором бы говорилось о включении в состав Японии южных Курил.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы. Курильские острова были открыты в 1643 году европейской экспедицией, которую возглавлял Мартин Герритезона де Фриз. Но как таковых последствий не было. Огромную роль в изучении их сыграли российские путешественники, мореплаватели.

В 1874 г. с прибытием в Петербург чрезвычайного и полномочного посланника Японии в России Эномото Такэаки снова начались переговоры. Он привез два проекта разрешения главной проблемы переговоров - владение островом Сахалин. Согласно первому, в обмен на Южный Сахалин Россия должна была уступить Японии остров Уруп с прилегающими островками и компенсировать японскую недвижимость на Сахалине. По второму Япония должна была получить все Курильские острова. 7 мая 1875 г. русский канцлер А. М. Горчаков и японский посланник Эномото Такэаки подписали Трактат между Россией и Японией, названный Санкт-Петербургским. В его ст. 1 говорилось: «Его Величество Император Японский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Российскому часть территории острова Сахалин, которой он ныне владеет... Отныне означенный остров Сахалин весь вполне будет принадлежать Российской империи, и пограничная черта между империями Российской и Японской будет проходить в этих водах через пролив Лаперуза». В статье 2 было зафиксировано: «Взамен уступки России прав на остров Сахалин... Его Величество Император Всероссийский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими... Эта группа включает в себя нижеозначенные 18 островов, а именно: 1. Шумшу, 2. Алаид, 3. Парамушир, 4. Маканруши, 5. Онекотан, 6. Харимкотан, 7. Экарма, 8. Шиашкотан, 9. Муссир, 10. Райкоке, 11. Матуа, 12. Растуа, 13. Островки Среднева и Ушисир, 14. Кетой, 15. Симусир, 16. Бротон, 17. Островки Черпой и Брат Черпоев, 18. Уруп, так что пограничная линия между империями Российской и Японской в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу». Согласно другим статьям Санкт-Петербургского договора, всем жителям уступаемых территорий предоставлялось право сохранить прежнее гражданство или вернуться на родину, но при этом они подпадали под юрисдикцию той страны, к которой перешла соответствующая территория. В портах Охотского моря и Камчатки Япония получила для судоходства, торговли и рыбной ловли те же права, что и страны, обладавшие статусом наиболее благоприятствуемой нации. Кроме того, японские суда, заходящие в порт Корсаков, освобождались от портовых сборов и таможенных пошлин сроком на 10 лет. Там же открывалось японское консульство. Российская сторона выплатила Японии за недвижимое имущество на Южном Сахалине свыше 112 тыс. рублей.

Русско-японский договор 1875 г. вызвал в обеих странах неоднозначные отклики. Многие в Японии осуждали его, считая, что японское правительство обменяло имеющий важное политическое и экономическое значение Сахалин на «маленькую гряду камешков», какой им представлялись Курилы. Другие просто заявляли, что Япония обменяла «одну часть своей территории на другую». Известный японский писатель и публицист Симэй Футабатэй (1864-1909) писал: « Общественное мнение бурлило. Чувства, которые таились во мне с раннего детства, чувства человека Реставрации закипели во мне. Публичное негодование по поводу договора и мои чувства слились в единое. В конце концов, я решил, что величайшая опасность для будущего Японии – Россия». С. Футабатэй полагал, что наступит день, когда Япония будет сражаться с Россией.

Подобные оценки раздавались и с русской стороны: многие считали, что обе территории принадлежали России по праву первооткрывателя. Договор 1875 г. не стал бесповоротным актом территориального размежевания между Россией и Японией и не смог предотвратить дальнейшие конфликты между двумя сторонами.

Что касается МИД России русско-японского договора 1875 года, то она была довольная высока, так как российское правительство рассчитывало на улучшение внешнеторговых отношений с Японией после решения Сахалинской проблемы. Уступка Курильских островов не рассматривалась как серьезная, поскольку правительство Российской империи недооценило их стратегическое значение.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что ситуация с Курилами, которая существовала уже много лет приняла официальный характер с принятием Симодского трактата 1855 года. Его итогом стало то, что Сахалин становился не разделенным, а Япония в свою очередь получила права на Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

Что касается Санкт-Петербургского тракта, то тут речь шла речь об обмене Курильских островов на Сахалин, т.е. практическая сдача Курил без всякой компенсации. Следующей точкой в русско-японских отношениях стала русско-японская война.

Навязав России несправедливый, грабительский Портсмутский договор, Япония тем самым перечеркнула предыдущие договоры, заключенные с Россией, и полностью утратила всякое право ссылаться на них. Совершенно несостоятельными, поэтому попытки правящих кругов Японии использовать растоптанный японской военщиной Симодский трактат для оправдания своих территориальных притязаний к Советскому Союзу.

Напоминая о первых русско-японских договорах, в Японии в то же время предпочитают «забывать» о совершенной японским империализмом варварской агрессии против нашей страны - о японской интервенции на советском Дальнем Востоке в 1918-1922 гг. Японские интервенты заняли вначале Владивосток, а затем оккупировали Приморье и Приамурье, Забайкалье и Северный Сахалин (который оставался под японской оккупацией до 1925 г.). Япония сосредоточила на советском Дальнем Востоке 11 пехотных дивизий (из 21 имевшейся у нее в то время) численностью около 175 тыс. человек, а также крупные военные корабли и морскую пехоту.

Японская интервенция нанесла глубокие раны советскому народу и огромные разрушения Советской стране. По подсчетам специальной комиссии, ущерб от хозяйничанья японских интервентов на советском Дальнем Востоке составил коллосальную сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Эта позорная акция сейчас фактически замалчивается в Японии, молодое поколение японцев, которое продолжают пугать «советской угрозой», почти ничего не знает о японской интервенции против Советской России. Упоминания о ней в японских учебниках сводятся к минимуму.

Совершив интервенцию в Советскую Россию, Япония окончательно лишила себя всяких моральных прав ссылаться на договоры 1855 и 1873 гг., которые она сама же аннулировала.

Таким образом, можно сделать вывод, что Япония в результате русско-японской войны получила желанные территории на Дальнем Востоке. Япония добилась грабительского отторжения ряда Курильских островов от России, несмотря на предыдущие мирные договора. Но можно так же заявить, что Портсмутский договор являлся не совсем компетентным, ведь напав на Россию, Япония нарушила пункт первый Симодского трактата 1855 г. – «Отныне да будет постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». Так же договор 1905 года практически прекратил действие договора 1875 года, на который Японцы пытаются ссылаться. Потому что смысл его состоял в том, что Япония отказывается от Сахалина в обмен на Курилы. Тракт 1875 года между Японией и Россией становится, скорее всего историческим памятником, а не документом на который стоит опираться. Следующей стадией в русско-японских отношениях станет Вторая Мировая война.

11 февраля 1945 года руководители СССР, США и Великобритании подписали в Крыму соглашение о том, что через 2-3 месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе, СССР вступит в войну против Японии на стороне союзников при условии: “Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 году, а именно возвращение южной части острова Сахалин и всех прилегающих к ней островов; передачи Курильских островов” Главы правительств СССР, США и Великобритании поставили свои подписи под этим соглашением, в котором заявляли, что претензии СССР должны быть удовлетворены.

В момент вступления в должность Трумэн был проинформирован о секретных работах по созданию атомной бомбы. Трумен не сомневался, что вступление Советского Союза в войну окончательно убедит Японию в неизбежности ее полного разгрома, и тогда атомное оружие не понадобится. Однако мысль о том, чтобы отстранить СССР от послевоенного урегулирования в Восточной Азии, не давала ему покоя. Широко известно заявление Трумэна по этому поводу: “Если бомба взорвется, что, я думаю, произойдет, у меня, конечно, будет дубина для этих парней”

6 и 8 августа 1945 года американцы без всякой к тому военной необходимости сбросили две атомные бомбы на мирные густонаселенные японские города Нагасаки и Хиросиму. Однако это не заставило Японию капитулировать. Японское правительство скрыло от народа сообщение о использовании американцами атомной бомбы и продолжало готовиться к решающему сражению на своей территории. В точном соответствии с обещаниями, данными в Крыму, ровно через три месяца после капитуляции Германии правительство СССР 8 августа объявило Японии войну. 9 августа на экстренном заседании Высшего Совета по руководству войной японский премьер – министр Судзуки заявил: вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным продолжение войны.

2 сентября 1945 года в Токийском заливе, на борту американского линкора “Миссури”, представителями союзных наций, включая советского генерал – лейтенанта К.Н. Деревянко и представителями Японии был подписан исторический пакт о безоговорочной капитуляции Японии.

США в августе 1945 года выпускает два официальных заявления: Генеральный приказ №1 и Первоначальная политика США в Японии после капитуляции. Япония определялась как состоящая из островов Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку и тех мелких отдельных островов, какие определяются согласно Каирской декларации. Своей декларацией о намерениях Вашингтон открыто вносил идеологический элемент в американо-советскую борьбу за влияние на послевоенный мир.

В разработанный США пакет мирного договора с Японией было включено положение о том, что Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору. Но данное положение ставит вопрос о Южном Сахалине и Курильских островах как бы в подвешенном состоянии, так как согласно этому договору Япония отказывается от Южного Сахалина и Курильских островов, но в то же время не признает суверенитета СССР над этими территориями. И это происходило тогда, когда Южный Сахалин и все Курильские острова в соответствии с Ялтинским соглашением уже были официально включены в состав СССР.

Таким образом, США предусмотрели в Сан-францисском договоре отсутствие подлинного мирного урегулирования между Японией и СССР, ибо такое урегулирование должно было включить окончательное разрешение всех проблем, в том числе территориальных. 12 июля 1951 года был опубликован совместный американо-английский проект мирного договора с Японией.

Глава советской делегации А.А. Громыко, выступая 5 сентября, подчеркнул, что американо-английский проект договора не удовлетворяет ни одно государство, которое не на словах, а на деле стоит за установление прочного мира . Так Москва отказалась присоединиться к подписанию мирного договора.

Таким образом, на Ялтинской, Потсдамской конференциях были выработаны соглашения, согласно которым, СССР обязывалось вступить в войну с Японией при условии возвращения ей прав на южную часть острова Сахалин и Курильские острова. Выполняя свой союзнический долг СССР, объявляет войну Японии. После капитуляции Японии США вступает на путь жестокой оппозиции советскому влиянию. Только в 1956 году благодаря политическим и общественным силам Японии были восстановлены дипломатические отношения между США и Японией.

Как отмечают историки, для Советского Союза «курильский вопрос» был закрыт раз и навсегда, о чем неоднократно заявлял глава советского МИДа А.А. Громыко. И только недальновидность и недостаточная компетентность, а возможно, желание переиграть дипломатически японцев последних советских – Горбачева - Шеварнадзе и, особенно, первых руководителей РФ – Ельцина – Козырева, привели к тому, что его снова стали обсуждать на официальном уровне к несказанной радости японцев, американцев и всех явных и скрытых недоброжелателей нашей страны внутри нее и за рубежом.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 50-е годы XX века прошел еще один этап истории Курильских островов. В 1956 году Н.С. Хрущевым была подписана Московская декларация. Отношение к ней двойственное. С одной стороны, было прекращено состояние войны, и состоялась попытка установления дипломатических и консульских отношений с Японией. С другой стороны СССР объявило о согласии передать Японии острова Хамбои и Сикотан, но после заключения мирного договора. Но японцы нарушили условия декларации и заключили договор о военном сотрудничестве с США, который закрепил пребывание американских вооруженных сил на территории Японии. При всей недальновидности заявлений Хрущева речь шла о «передаче», а не «возвращении», то есть готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны. Данная декларация стала «камнем преткновения» в наших отношениях с японцами на сегодняшний день.

В Японии эти территории называют просто "Северными территориями", давая понять, что они принадлежат Японии и нечего тут спорить.

Какие аргументы выдвигает Япония? Позиция Японии основывается, прежде всего, на утверждении, что исторически четыре острова Уруп, Итуруп, Хабомаи и Шикотан являются исконно японской землёй и остаются таковой, несмотря на их оккупацию СССР в 1945г. При этом они ссылаются на Синодский договор 1855 г, согласно которому русско-японская граница в районе Курильских островов устанавливались между островом Уруп и Итуруп, причём Итуруп и острова к югу от него признавались владениями Японии, а Уруп и острова к северу - России.

В международно-правовом отношении позиция Японии основывается на легалистическом аргументе, а именно - эти 4 острова являются не частью Курильских островов, а продолжением Хоккайдо. Следовательно, заявляет Япония, подписывая мирный договор, она не отказывалась от этих островов. Таким образом, Япония основывает свои притязания на утверждение, что острова не являются частью Курил. Если обратимся к истории подписания Сан-францисского договора между Японией и США, мы увидим что американский проект мирного договора оставлял территориальный вопрос открытым, ибо точного определения пределов Курильских островов не было.

Территориальный вопрос был официально озвучен 19 октября 1951г. заведующим договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимурана заседании специального комитета по мирному договору палаты представителей парламента Японии уточнил понятие "Курильские острова" , заявив: "Я считаю, что территориальные пределы Курильских островов, о которых говорится в договоре включают в себя как Северные Курилы, так и южные Курильские острова "

Но и в Японии есть учёные, которые имеют мнение, отличное от официальной точки зрения к примеру, в газете "Хоккайдо Симбун" опубликовали мнение профессоров С. Мурояма и Х.Вада, которые высказывают сомнения в справедливости утверждения МИД Японии о том, что в понятия "Курильские острова", от которых Япония отказалась по Сан-францисскому мирному договору, не входят острова Кунашир и Итуруп, что ссылка МИД Японии на Синодский трактат 1885 г. в целях подтверждения официальной позиции несостоятельна, поскольку, как они считают, в то время во всех дипломатических документах Кунашир и Итуруп включаются в понятия Курильские Острова, а МИД Японии ссылался на Японский текст трактата представляющий собой ошибку переводчика.

Сегодня в средствах массовой информации часто звучат утверждения о том, что СССР допустил насильственный захват принадлежащих Японии островов, и ставится вопрос об их возвращении, и в пользу этого проводятся всевозможные исторические свидетельства, социологические опросы.

Одним из первых выступил с такой оценкой Н.С.Хрущёв в своих мемуарах: «Если бы мы дали ранее правильную оценку сложившейся после разгрома японского милитаризма условий и подписали бы мирный договор, разработанный американской стороной без нашего участия, но с учетом наших интересов, мы бы сразу открыли посольство. Нас пригласили подписать мирный договор с Японией, а мы отказались. Сложилась неясная обстановка, которая тянется до сих пор.

Таким образом, позиция нашего государства, как и Японии, вполне обоснованы, но необходимо помнить, что спорные территории принадлежат нам. И именно от политики нашего государства зависит судьба этих территорий.

http://archive.mid.ru//bl.nsf


Top