Перспективы российско-казахстанских отношений. Современные казахстанско-российские отношения: историография вопроса

После распада СССР отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года и все это время российско-казахстанские отношения развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства.

31 января 2002 года состоялось официальное открытие посольства России в новой столице РК - г. Астане. В апреле 2002 года начало функционировать консульство России в г.Уральске. С 2004 года посольство России работает в Астане (в Алма-Ате - консульский отдел посольства). Функционирует генконсульство Казахстана в Санкт-Петербурге и консульство Казахстана в г.Астрахани.

Казахстан был первым государством СНГ, с которым Россия заключила 25 мая 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Согласно Договору, стороны признают нерушимость существующих между ними границ и договариваются осуществлять равноправное и выгодное экономическое и научно-техническое сотрудничество. Договором предусматривается создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов.

Другим основополагающим двусторонним документом является подписанная в июле 1998 года во время рабочего визита Н. Назарбаева в Москву Декларация "О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в ХХI столетие" (аналогичного договора ни у России, ни у Казахстана нет ни с одной другой страной).

За прошедшие годы между двумя странами было подписано более 270 договоров и соглашений о сотрудничестве. Среди них: Декларация о расширении и углублении российско-казахстанского сотрудничества (1995), Договор о правовом статусе граждан обеих республик (1995), Соглашение об упрощенном порядке приобретения ими гражданства (1995), Соглашение о таможенном союзе (1995), Соглашение о российском участии в освоении Каспийского шельфа и газового месторождения в Карачагалаке (1995), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе (2005) и другие.

Активно продвигается сотрудничество и на парламентском уровне. 1 апреля 2003 года в Астане спикер Совета Федерации РФ С. Миронов и председатель сената парламента Казахстана О. Абдыкаримов подписали протокол о развитии сотрудничества.

Поддерживаются политические контакты, прежде всего на высшем уровне:

В июне 2000 года состоялся официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в РФ, по итогам переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным было подписано совместное заявление, а также Меморандум о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования комплекса Байконур.

18-19 декабря 2002 года в ходе рабочего визита Н. Назарбаева в Россию, во время встречи с Президентом РФ В. Путиным было обсуждено развитие торгово-экономических отношений между двумя странами.

В феврале 2003 года состоялся рабочий визит президента Казахстана в Россию, в ходе которого состоялась встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным, на которой были обсуждены состояние и перспективы развития экономических отношений.

9-10 января 2004 г. состоялся официальный визит Президента Российской Федерации в Астану. На переговорах В.В.Путина с Н.А.Назарбаевым были рассмотрены ключевые вопросы двусторонних отношений, взаимодействия в интеграционных структурах, сотрудничества на международной арене.

25-26 мая 2004 г. в Москве с рабочим визитом находился премьер-министр Республики Казахстан Д.К.Ахметов.

12 января 2005 года состоялся краткий однодневный рабочий визит Президента РФ в Казахстан. Стороны обсудили вопросы энергетического сотрудничества и делимитации границы, а также ряд международных проблем.

17-18 января 2005 года состоялся официальный визит Президента Казахстана Н.Назарбаева в РФ. Президенты подписали "Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о государственной границе".

В присутствии президентов были подписаны межправительственные соглашения о создании казахстанского спутника связи и вещания "Казсат", а также о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.

16 ноября 2005 года Госдума РФ ратифицировала внесенный президентом РФ Договор о российско-казахстанской государственной границе. Документ направлен на завершение международно-правового оформления государственной границы между двумя странами и повышение уровня пограничной безопасности на самом протяженном участке госграницы РФ, которая составляет 7,5 тысяч километров и проходит по территории 11 субъектов Федерации.

Торгово-экономическое сотрудничество.

Во внешнеэкономических связях РФ со странами СНГ Казахстан занимает третье место (после Республики Беларусь и Украины). В общем товарообороте РФ со странами СНГ доля РК составляет 15%. Удельный вес РФ в товарообменных операциях РК - 24,7%.

Торговый оборот между РК и РФ превысил 8 млрд. долларов, достигнув рекордного за последние 10 лет уровня. По мнению президента РФ Владимира Путина, выраженному им на встрече с президентов РК Нурсултаном Назарбаевым в мае 2005 года, "по итогам текущего года есть шанс выйти на 10 млрд. долларов", но в 2006 году за полгода он уже достиг 6 миллиардов. В результате подписанного в августе 2006 года соглашения по совместному транзиту грузов через территорию Казахстана и российских грузов через Казахстан в Среднюю Азию, в Китай грузооборот между Казахстаном и Россией вырастет на 30 процентов.

В структуре российского экспорта в РК ведущее место занимает продукция топливно-энергетического комплекса и машиностроения, в импорте из РК в РA - сырьевые товары, включая энергоносители и черные металлы, сельхозпродукция.

Осуществляется инвестиционное сотрудничество РФ и РК, представленное в основном деятельностью в республике предприятий с участием российского капитала. В 2004 г. их число увеличилось до 1,2 тыс.

На уровне правительств РК и РФ подписаны соглашения о торговом сотрудничестве казахстанской стороны с гг. Москвой и Санкт-Петербургом, Астраханской, Свердловской, Омской и Челябинской областями, Республикой Татарстан и рядом других российских регионов.

Поддерживаются межрегиональные и приграничные связи. На их долю приходится до 70% внешнеторгового оборота. Импульс развитию приграничного и межрегионального сотрудничества придал состоявшийся в апреле 2003 г. в г. Омске с участием президентов двух стран Форум приграничных областей РФ и РК.

Из 27 субъектов РФ, расположенных по границе с государствами СНГ, 12 граничат с РК. Это придает особую актуальность расширению и углублению приграничного сотрудничества между ними. Наиболее активные торгово-экономические связи с регионами РК поддерживают Москва, Челябинская, Свердловская, Оренбургская, Тюменская, Астраханская, Омская, Иркутская, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Курганская и Самарская области, а также Алтайский и Красноярский края, республики Башкортостан и Хакасия. На эти регионы приходится свыше 70% товарооборота России и Казахстана, на приграничное сотрудничество - более 60%.

Экономическое сотрудничество регионов РФ и РК осуществляется на основе трансграничных экономических схем по поставкам из республики экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири с отправкой в обратном направлении электроэнергии; минерального сырья на предприятия горной металлургии Южного Урала в обмен на их готовую продукцию; нефти и газового конденсата на перерабатывающие предприятия Самары, Оренбургской области и Башкирии под встречные поступления нефтепродуктов и газа.
Вопросы приграничного сотрудничества регулируются Договором и Программой об экономическом сотрудничестве на 1998-2007 гг. от 12 октября 1998 г., межправительственным Соглашением и Программой приграничного сотрудничества регионов РФ и РК на 1999-2007 гг. от 24 сентября 1999 г.

В феврале 2003 г. президентами РК, РФ, а также Республики Беларусь и Украины была достигнута договоренность о создании единого экономического пространства (ЕЭП) для ускорения экономического роста в странах "четверки". В сентябре 2003 г. ими же было утверждены соглашение и концепция создания ЕЭП, согласно которым на территории союза должна быть обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и людей.

В августе 2005 года в Казахстане запущено российско-казахстанское СП "КАМАЗ-инжиниринг". Проект создания "КАМАЗ-Инжиниринг" является одним из первых крупных и самых успешных совместных российско-казахстанских проектов в сфере производства автотехники. Учредителями "КАМАЗ-Инжиниринг" с казахстанской стороны является национальная компания "Казахстан инжиниринг", с российской - ОАО "КАМАЗ". Проектная мощность предприятия составит 2350 единиц автотехники в год. С 2006 года на предприятии начнутся работы по организации производства самосвальных установок для автомобильной и прицепной техники "КАМАЗ", а с 2007 года планируется организовать производство автобусных автосалонов.

Военно-техническое сотрудничество.

После распада СССР на территории Казахстана оказались самые крупные в ближнем зарубежье военные базы России. Это мощный полигонный комплекс, имеющий важнейшее значение для обороноспособности России: ядерные полигоны в Семипалатинске, в Азгире, полигон "Сары-Шаган" /испытания стратегических систем противовоздушной и противоракетной обороны/ и полигон "Эмба" /системы войсковой ПВО/. Кроме того, на территории Казахстана находятся так называемые "боевые поля" - районы, где падают отработанные ступени ракет, запущенных с полигонов "Капустин Яр" и "Владимировка" /4-й и 929-й полигоны/. В начале 90-х годов Казахстан объявил все советские военные объекты своей собственностью. Начались российско-казахстанские переговоры об их использовании.

28 марта 1994 года Россия и Казахстан подписали "Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур ", согласно которому комплекс был передан РФ в аренду на срок до 20 лет с последующим пролонгированием на срок 10 лет и ежегодной стоимостью аренды в 115 млн. долларов (25 мая 2005 г. ГД ФС РФ было ратифицировано соглашение между РК и РФ о развитии сотрудничества по эффективному использованию "Байконура", предусматривающее продление срока его аренды до 2050 г.).
С 1994 года в рамках межправительственного Договора о военном сотрудничестве Казахстана с Россией от 28 марта 1994 года подписано более 50 двусторонних документов, охватывающих широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности. В их числе Договор Соглашение о сотрудничестве и взаимных расчетах при утилизации ядерных боеприпасов, Соглашение о сотрудничестве в процессе сокращения стратегических наступательных вооружений, расположенных на территории республики Казахстан, Соглашение о компенсации за технику и вооружение, выведенные на территорию России с территории Казахстана, Соглашение между оборонными ведомствами о совместном планировании оперативных мероприятий подготовки Вооруженных сил двух государств, Соглашение о гарантиях военным России, служащим в казахстанской армии по контракту, Соглашение о статусе российских воинских формирований, временно находящихся на территории Казахстана.

С 1996 года Россия и Казахстан несут совместное боевое дежурство в рамках объединенной системы ПВО СНГ. Стороны регулярно взаимодействуют в плане согласования оборонных доктрин, военно-экономической кооперации, а также охраны внешних границ СНГ. С января 2001 года функционирует двусторонняя комиссия по военно-техническому сотрудничеству.

В феврале 2000 года Государственная компания "Росвооружение" подписала генеральное соглашение с государственным предприятием "Казспецэкспорт", которым определены основные направления военно-технического сотрудничества, в том числе экспорт в Республику Казахстан российской продукции военного назначения в счет частичного погашения долга России за аренду космодрома Байконур.

В ходе встреч президентов России и Казахстана Н. Назарбаева и В. Путина в конце 2002 и начале 2003 года была достигнута договоренность о реализации проекта по созданию на Байконуре нового ракетного космического комплекса, а 22 декабря 2004 г. было подписано Соглашение о создании на космодроме Байконур космического ракетного комплекса "Байтерек". Окончание работ по сооружению комплекса запланировано на 2007-2008 гг.

В ходе официального визита в Казахстан Президента РФ В.Путина 9-10 января 2004 года было подписано 11 документов, в числе которых: договор о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам, соглашение о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса "Байконур", а также о дальнейшем развитии сотрудничества по вопросам обеспечения функционирования данного комплекса. Подписан также договор о взаимодействии при экспорте продукции военного назначения в третьи страны.

Казахстан и Россия являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе договора о коллективной безопасности. Согласно достигнутым договоренностям, военно-технические поставки из России для Казахстана в рамках ОДКБ будут осуществляться по внутренним российским ценам (соглашение о льготных условиях продажи вступило в силу с 1 января 2004 года).

Очень важным блоком военно-технического сотрудничества в Казахстане считают подготовку в России казахстанских офицеров. В 2002 году стороны договорились, чтобы это обучение проводилось по единым программам, на современных военно-доктринальных разработках. В 2003 году из Казахстана в Россию было направлено 254 курсанта для обучения в российских военно-образовательных учреждениях. Важное значение в Казахстане придают и сотрудничеству в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
16 января 2004 г. в г. Москве министрами обороны РК и РФ Мухтаром Алтынбаевым и Сергеем Ивановым соответственно было подписано Соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Документ был подготовлен в развитие положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.

Сотрудничество в сфере культуры.

Пиком сотрудничества РК и РФ в сфере культуры стали проведение в 2003 г. года Казахстана в России и в 2004 г. - Года России в Казахстане.

Основные мероприятия в рамках Года Казахстана в России.

18 февраля в г. Москве в Большом театре состоялось торжественное открытие Года Казахстана в России. В рамках праздничных мероприятий 17-20 февраля 2003 г. в Кремле прошли выставки "Золотой воин: Сокровища сакских курганов", Неделя казахстанского кино, концерты мастеров искусств РК и др. Состоялись гала-концерт мастеров искусств РК и книжная выставка "Признанный миром Казахстан".
14 марта в Московском государственном лингвистическом университете началось преподавание казахского языка на переводческом факультете по специальности "Лингвистика и международная коммуникация". Помимо этого, на базе университета был создан Центр казахского языка и культуры, призванный стать координатором межвузовских связей РК и РФ по сотрудничеству в области обмена студентами и преподавателями и их совместной научной и учебно-методической деятельности.

31 марта в г. Астане состоялось открытие представительства Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РA (Росзарубежцентра). В поле деятельности представительства - широкий спектр российско-казахстанского и международного сотрудничества в гуманитарной, научной и деловой сферах. Начало работы представительства является первым этапом создания в республике Российского дома науки и культуры.

30 июня в г. Санкт-Петербурге открылся фестиваль искусств "Из Алматы с любовью", который посетили Алибек Днишев и Роза Рымбаева, фольклорно-этнографический ансамбль "Сазген сазы", театр-студия "Самрук", симфонический оркестр Оперного театра им. Абая и другие деятели искусства. Также в Русском музее начала работу выставка коллекции русского авангарда 1920-х - 1930-х гг. из г. Алматы
С 22 июля по 1 августа в Академическом театре оперы и балета Екатеринбурга прошли гастроли Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая. На сцене были показаны "Бахчисарайский фонтан", оперы "Травиата" и "Фауст", балеты "Жизель" и "Лебединое озеро".

30 сентября в г. Санкт-Петербурге открылась международная научно-практическая конференция "Казахстан: История. Культура. Язык", организованная Межпарламентской ассамблея ЕврАзЭС и СПбГУ. В ходе работы форума представители национальных парламентов государств ЕвразЭС, ученые, преподаватели вузов, деятели культуры РК и РФ рассмотрели вопросы межрегионального и приграничного сотрудничества, обеспечения экономической и информационной безопасности.

Основные мероприятия в рамках Года России в Казахстане.

5 апреля по приглашению Министерства культуры РК и при содействии фонда "Алтын Адам" г. Астану посетил российский кинорежиссер Егор Михалков-Кончаловский, показавший свой последний (на тот момент) фильм "Антикиллер-2" - наиболее успешный коммерческий проект последнего десятилетия в СНГ.

17-18 мая в г. Павлодаре прошел II Республиканский фестиваль студенческой молодежи Казахстанско-Российского университета (КРУ), программа которого включала конкурс эстрадной песни и современного танца, конкурс красоты, спортивные соревнования, пленарные и секционные заседания студенческой научно-теоретической конференции, дебаты, выступление команд КВН.

23 июля в г. Оренбурге стартовала историко-культурная экологическая экспедиция "Жайык-Урал", участники которой - ученые, журналисты, студенты и школьники - за 16 дней проплыли по р. Уралу почти 400 км до г. Уральска. Во время экспедиции обсуждались вопросы экологического здоровья.

10 сентября в г. Астане в Евразийском национальном университете им. Льва Гумилева прошло республиканское совещание, посвященное подведению итогов Года России в Казахстане в области образования. В нем приняли участие представители Министерства образования и науки РК, посольства РФ в республике, директора республиканских учреждений образования, представители общественных организаций.
В 2006 году в Москве был открыт памятник выдающемуся казахстанскому мыслителю Абаю. 2006-й год в России объявлен годом Абая Кунанбаева. А в Казахстане он проходит под знаком поэзии Пушкина.

Организации, в которых взаимодействуют Россия и Казахстан

Россия и Казахстан взаимодействуют в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, в Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество", в процессе формирования Единого экономического пространства.

Действует учрежденная в 1997 году российско-казахстанская Межправительственная комиссия по сотрудничеству (МПК). В рамках МПК функционируют подкомиссии по комплексу "Байконур", приграничному сотрудничеству, транспорту, инвестициям и военно-техническому сотрудничеству.


Введение

Экономическое и политическое сотрудничество

Российско-казахские отношения и внутренняя политика Казахстана

Перспективы экономического и политического сотрудничества

Заключение

Литература

Экономическое и политическое сотрудничество

История и география объективно предопределили особый характер российско-казахстанских отношений. Оба государства по площади входят в десятку крупнейших стран планеты. Граница между двумя странами составляет свыше 6 000 км и является одной из самых протяженных в мире. И Россия, и Казахстан - кладовые природных ресурсов (нефти, газа, металлов). Наконец, в Казахстане, даже несмотря на значительный отток русскоязычного населения в 90-е годы прошлого века, проживает одна из самых многочисленных русских диаспор (до трети населения республики).

Не случайно, в 1992 году, приступая к выработке внешнеполитической стратегии только что ставшего независимым казахстанского государства, президент Н.Назарбаев отметил то обстоятельство, что "вследствие географических, политических, этнических и других исторических факторов отношения с Россией являются для нас самым важным вопросом". На протяжении 1990-х годов именно российско-казахстанские отношения отличались наибольшей интенсивностью и в общем-то развивались без особых потрясений. Правда, в 90-е годы острым вопросом российско-казахских отношений оставалось положение русскоязычного населения. Тем не менее, обе страны входят во все интеграционные образования, созданные на обломках СССР, а, например, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) вообще было создано по инициативе Н.Назарбаева.

Стремление интегрироваться с Россией отвечает насущным потребностям молодой казахстанской республики. Ведь Казахстан не имеет выхода к морю и находится в стороне от мировых транспортных коридоров. Обладая большими запасами нефти и газа, страна не имеет развитой трубопроводной системы. В этом плане Россия в силу своего выгодного географического положения представляет интерес для южного соседа, поскольку по сравнительно небольшим ценам может транспортировать казахстанские энергоносители, что она и делает (примерно треть добываемой в Казахстане нефти идет на экспорт через российскую территорию).

Снятие всех таможенных барьеров и препятствий при торговле (одно из главных условий соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП)) отвечает экономическим интересам двух стран. Россия традиционно покупает казахстанское зерно. На территории Казахстана действуют около 300 крупных совместных российско-казахстанских предприятий. Количество небольших совместных предприятий превышает 1 тысячу. Двусторонний товарооборот в прошлом году составил примерно 5,5 миллиардов долларов. И это не предел. На открытии Года России в Казахстане в январе с.г. президенты обоих государств пообещали его удвоить.

Экономические системы России и Казахстана во многом сходны. Разница в объемах ВВП на душу населения незначительна. Почти одинакова степень изношенности основных промышленных фондов. В экспорте ведущую роль играет сырьевой сектор, что обуславливает высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на нефть и металлы, а также от курса национальной валюты по отношению к американскому доллару. Так что, именно российско-казахстанская экономическая интеграция сейчас наиболее реальна и актуальна.

Без российской помощи Казахстану трудно рассчитывать на успешное решение задач в сфере безопасности и укрепления своей обороноспособности. В свою очередь, Россия заинтересована в надежном союзнике для обеспечения стабильной обстановки у себя в "подбрюшье". Эти вопросы были в центре внимания во время недавнего визита в Астану секретаря Совета безопасности России В.Рушайло. После внесения ряда поправок был утвержден план сотрудничества правоохранительных органов России и Казахстана на 2004 год в области борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией и незаконным оборотом наркотиков. Ранее министр обороны Казахстана М.Алтынбаев договорился в Москве о том, что республика будет покупать оружие по внутрироссийским ценам. В начале февраля с.г. парламент Казахстана ратифицировал соглашение о порядке взаимного предоставления военных полигонов для проведения боевых стрельб соединениями и воинскими частями сил воздушной обороны двух стран. Кроме того, Россия на безвозмездной основе осуществляет подготовку казахстанских военных кадров. В настоящее время в российских военных вузах обучаются 786 курсантов из Казахстана.

Т.е. Россия укрепляет и интеллектуальный потенциал Казахстана. Уровень российского образования, несмотря ни на что, был и остается высоким. Тысячи казахстанских студентов и аспирантов обучаются в российских вузах. Согласно двусторонним договоренностям обучение некоторых из них ведется бесплатно, чего нет даже в Казахстане. Дипломы московских и петербургских вузов котируются в республике не ниже, чем дипломы западных учебных заведений, образование в которых могут позволить себе единицы.

Несмотря на сокращение поступления в годы независимости в республику российских печатных изданий, читательские вкусы ее жителей практически не изменились. Как сообщает агентство "Казинформ", в Казахстане сегодня читают более четырех тысяч российских газет и журналов. В пятерку самых популярных российских печатных СМИ входят "Здоровый образ жизни", "Аргументы и факты", "За рулем", "Известия" и "Комсомолка". Большой популярностью пользуются в Казахстане российские телепрограммы, сериалы и ток-шоу, а также российские музыкальные радиостанции.

В то же время на пути интеграции имеются весьма существенные препятствия, создаваемые преимущественно извне. Наметившееся в последние два года сближение России и Казахстана вызывает неудовольствие некоторых политических кругов на Западе, не заинтересованных в объединительных процессах на постсоветском пространстве. Политическое давление на казахстанское руководство заметно усилилось.

Еще в конце 2001 года во время встречи с Н.Назарбаевым президент США Джордж Буш в резкой форме высказал нелицеприятную критику в отношении ситуации в республике. Спустя год официальный представитель Госдепартамента США Фил Рикер и группа американских конгрессменов обвинили президента Казахстана в том, что все ведущие посты в стране занимают его родственники, а деньги, поступающие от продажи нефти и газа, якобы оседают на счетах подконтрольного ему "Фонда будущих поколений". На сессиях Европарламента периодически поднимается вопрос о нарушениях прав человека и преследовании инакомыслящих в республике.

Оппозиционные казахстанские электронные СМИ, существующие на деньги заокеанских спонсоров, активно занимаются разоблачениями "преступного режима" и выступают за интенсивное сближение с США в противовес России.

Однако подобные "атаки" виртуальны и не представляют большой опасности для правящей элиты. Залогом стабильности ситуации в Казахстане является союз с Россией. Более того, курс на интеграцию с северным соседом поддерживает и население. Согласно результатам опроса среди жителей Казахстана, проведенного агентством "Комкон-2 Евразия" в апреле прошлого года, 84% респондентов считают, что республике следует объединиться с Россией. Только 3,6% опрошенных выступили за объединение с США, 2% высказались за союз с Китаем, 0,4% - с Украиной. 0,4% опрошенных вообще не поддерживают идею союза с какой-либо страной. В большинстве своем казахстанцы не желают объединяться и со своими соседями - государствами Центральной Азии.

Таким образом, выбор Казахстаном России в качестве основного стратегического партнера предопределен историческими, географическими, политическими и экономическими предпосылками. Союз России и Казахстана - двух крупнейших государств на постсоветском пространстве - отвечает жизненно важным интересам обеих стран и их народов. Успех же дальнейшей интеграции зависит от действий руководства России и Казахстана.

Российско-казахские отношения и внутренняя политика Казахстана

Залог стабильного развития Казахстана, в том числе, в политическом аспекте, лежит только в сфере продолжения евразийской политики президента Назарбаева по сближению с Россией, в сфере усилий, которые Нурсултан Абишевич предпринимает по новой интеграции евразийского пространства и по приданию СНГ совершенно нового значения. Именно сближение Казахстана с Россией есть гарантия того, что не такая уж сложная, но, становящаяся постепенно несколько напряжённой политическая ситуация в Казахстане, разрешится гармонично и позитивно.

Здесь очень важно то, что и личные отношения Путина с Назарбаевым складываются, пожалуй, оптимальным образом по сравнению с другими главами стран СНГ. Проблемы, которые сегодня стоят перед нашими странами, принадлежат к общему "семейству вызовов". И Россия, и Казахстан строят демократию, но этот процесс вписан в конкретный географический, исторический и культурный контекст. Демократия и в России, и в Казахстане находится в процессе становления, поэтому периодически возникает опасность искажения этого процесса как в сторону рецидива авторитарных тенденций, так и, наоборот, - в сторону впадения в хаос и неуправляемость. И у Путина, и у Назарбаева, в каком-то смысле, сходная ситуация: и Путин, и Назарбаев - популярные у себя на родине демократические правители, которые озабочены приоритетно долгосрочной стабильностью в своих странах, а также сближением между всеми государствами постсоветского пространства.

Иными словами, всё больше и больше становится очевидным, что и Путин, и Назарбаев стоят на евразийских позициях и следуют евразийским курсом. Этим курсом невозможно следовать в одиночку, поскольку речь идёт о сближении между собой разных стран, народов, культур, экономик, социальных систем. Эти процессы у нас с Казахстаном идут по-разному, с разной скоростью, но общий ритм и общий характер их очень схож.

2004 год проходил как "год России в Казахстане", а 2003 как "год Казахстана в России". За эти два года был совершен необратимый прорыв в сближении между нашими государствами и в приближении того момента, когда можно будет говорить о реальном создании "Евразийского Союза". Нет сомнений в том, что интеграция постсоветского пространства отныне пойдёт более интенсивно, успешно, позитивно и созидательно. Это скажется в первую очередь на сближении между Москвой и Астаной, ведь ключ к интеграции всего постсоветского пространства лежит именно в оси Москва-Астана, а также в успешности привлечения к этому процессу Киева.

Сейчас российско-казахские отношения, и отношения между нашими Президентами на личном уровне, а также их единомыслие в вопросах реструктуризации постсоветского пространства, являются залогом политической стабильности всех стран СНГ и, конечно, в первую очередь, России и Казахстана. Россия обладает тем экономическим, политическим, стратегическим, дипломатическим, социальным и культурным потенциалом, который способен поддержать самого президента Назарбаева во внутриполитическом плане. Сближение Казахстана с Россией превращает фактор русского населения, который в других обстоятельствах мог бы быть даже и дестабилизирующей силой, учитывая его значение, объём в Казахстане, в фактор, который будет служить укреплению позиции Назарбаева во внутриполитической сфере. Кроме того, если будут реализованы общие экономические проекты России, если Россия до конца и полностью, как она сейчас это делает, осознает необходимость стратегического партнерства с Казахстаном даже ценой некоторых уступок по тарифной политике, по таможенным вопросам, о чём все чаще говорят руководители Правительств наших стран, то Россия приобретёт в лице Казахстана такого надежного стратегического партнера, равных которому на постсоветском пространстве нет.

Это, безусловно, укрепит и социально-политические позиции Назарбаева, который еще в одной сфере сможет продемонстрировать своему народу все преимущества интеграции и все позитивные, экономические в том числе, тарифные и таможенные выгоды евразийства, особенно в вопросах доставки энергоресурсов. Россия просто обречена на альянс с Казахстаном, а политическое будущее президента Казахстана и президента России на протяжении довольно ограниченного периода времени будет связано именно с успехом реализации политической интеграции между нашими государствами.

Многое, если не всё, будет зависеть от создания того "Евразийского Союза", о котором пророчески заявил Нурсултан Назарбаев ещё в 1994-м году. Следует заметить, что к счастью, эта идея всё больше и больше становится популярной в российском руководстве. То, что 2004 год начался с визита нашего президента в Казахстан, является символическим аккордом евразийского курса, под знаком которого будут проходить четыре года последующего правления Президента. После переизбрания в марте 2004 г. курс правления Путина будет еще более евразийским - весомость и значение евразийства будет несравнимо больше, нежели в предшествующие четыре года. Следовательно, визит в евразийскую столицу, к евразийцу Назарбаеву, в страну, где евразийство фактически является правящей идеологией, со стороны нашего президента Владимира Владимировича Путина является символическим жестом, который надо именно таким образом и оценивать. А для Нурсултана Назарбаева это колоссальная политическая поддержка. И как только народ, граждане Казахстана увидят, что наконец-то евразийские инициативы их Президента находят понимание у России, главного партнера по интеграции, политический, национальный рейтинг Назарбаева, его международное влияние резко возрастут. Обладая такой политической мудростью и такой деятельной инициативой, Президент Назарбаев на наших глазах становится важнейшей фигурой в европейской и даже мировой политике.

У Назарбаева во внутренней политике есть три основных вызова:

1) Первый - это вызов со стороны проамериканской, антиназарбаевской, ультралиберальной элиты, спонсируемой Кажегельдиным и воплощенной в крайней оппозиции "либерально-демократического" толка, которая критикует Назарбаева за "авторитарные" черты его правления, за его евразийство, за позитивное отношение к России. Это очень маленькая, но очень активная и базирующаяся на трансатлантической поддержке группировка. В общедемократическом контексте она едва ли сможет представлять какую-то опасность или угрозу для Назарбаева, но, тем не менее, это довольно агрессивная сила.

2) Второй вызов - это казахские националисты, которые по-разному оценивают Назарбаева, отчасти его поддерживают, отчасти нет, или даже критикуют его за лояльность к русскому населению и так далее. Но их проект является альтернативой евразийству и, по сути, запасным вариантом атлантизма; если не пройдет ультра-западнический, экстремистски-либеральный сценарий, ставка будет сделана на "казахский национализм", чтобы не допустить интеграционных процессов в Евразии.

3) Третий вызов - русские в Казахстане. Это значительная часть, 40% или даже больше, населения Казахстана, которые до определённой степени недовольны самим форматом существования национального казахского государства, в котором, безусловно, они оказываются в меньшинстве и испытывают определённое психологическое ущемление, которое есть не в административном плане, но по меньшей мере в их сознании.

Вот эти три фактора могут создать определённую политическую проблему для президента Назарбаева. И поэтому Россия, действуя в евразийском ключе, может оказать Назарбаеву существенную поддержку. Сближение Казахстана с Россией заведомо обеспечивает Назарбаеву поддержку всего русского населения. Выводя за счет евразийской ориентации из "полуоппозиционного" состояния огромный пласт казахстанских избирателей, Назарбаев уже одним этим обеспечивает значительное укрепление своих позиций, при том, что они и так достаточно прочны. У значительной части националистов успехи евразийского проекта Назарбаева по сближению с Россией скорее всего так же вызовет одобрение, потому что евразийство многими казахами воспринимается как триумф и пик своей собственной национальной идеи. Таким образом, общий фланг, и так уже миноритарной политической оппозиции, фактически разбит, и Назарбаев в сталкивается только с одной чисто атлантической, ультралиберальной, прозападнической и антироссийской оппозицией, которая никак не влияет на широкие пласты населения и справиться с которой в изолированном варианте не составляет никакого труда. Она имеет право на существование, но в таком урезанном варианте, с выведением оттуда и националистического, и русского сектора, которые могут, напротив, объединиться вокруг центристской евразийской платформы, она никогда впредь не будет сильным противником.

Таким образом, через дальнейшую культивацию евразийства во внутренней политике Назарбаев фактически получает подавляющее, тотальное преимущество над любыми вариантами оппозиции, и тем самым полностью легитимный демократический мандат на абсолютную свободу действий. Всё это реализуется путём естественного для Нурсултана Назарбаева и, безусловно, самой России жеста по сближению Астаны с Москвой в рамках "Евразийского Союза".

Мне представляется, что визит президента Путина в Казахстан, открывающий 2004 год российского Президента, и российско-казахские отношения на высшем уровне в целом являются в значительной степени залогом обретения президентом Назарбаевым некоего морального "символического" мандата на осуществление суверенного правления.

Что же касается партии "Асар", то это партия центристская и, вместе с тем, евразийская; не случайно глава этой партии Дарига Нурсултановна Назарбаева возглавляет "Евразийский медиа-форум", с которым наше международное "Евразийское Движение" активно сотрудничает. Партия "Асар" - это обновлённая версия центристского евразийства с демократическим и либеральным уклоном. То есть, по сути дела, это не столько оппозиция, сколько стремление модернизации социально-политического процесса в Казахстане в евразийских рамках. Это влиятельная сила позитивная, созидательная и долгожданная.

Что касается партии "Ак Жол", то она, в целом, занимает сходные позиции, хотя гораздо более уклоняется в фрондирование президенту Назарбаеву, балансирует между конструктивной критикой определённых стагнационных процессов, которые есть в любом обществе, и оппортунистической демагогией. Несмотря на позитивность определённых аспектов своей критики власти, "Ак Жол" периодически становится инструментом игры тех сил в казахстанской политике, которые "конструктивными", "созидательными", "гармоничными" никак не назовешь, а именно, сторонников Кажегельдина и жёсткой, откровенно атлантической, антиназарбаевской, русофобской, ультралиберальной оппозиции. В партии "Ак Жол" существует равновесие между конструктивом и деструктивом, в то время, как партия "Асар", напротив, совершенно позитивная и гармоничная, прогрессивная сила.

Перспективы экономического и политического сотрудничества

Казахстан - самое крупное по территории после России государство на постсоветском пространстве. Его площадь составляет более 2,7 млн кв. км, население, по данным 2003 г., - около 15 млн человек. Несмотря на то, что почти 30% населения республики являются русскими и по-русски говорят 80% граждан Казахстана, по Конституции государственным языком считается только казахский, а русскому языку придан статус "официального". В стране принята "Программа развития языков на период с 2001 по 2010 гг.", в соответствии с которой предлагается перевести всё делопроизводство только на один - государственный - язык.

Люди, приезжающие из Казахстана, русскоязычная пресса, издающаяся там, непременно затрагивают вопрос о скрытной, но, тем не менее, ясно ощутимой, дискриминации русского языка и русских как этноса. С 1 января 2003 г. электронным СМИ официально предложено 80% эфирного времени вещать на казахском языке, в структурах государственной власти не менее 80% рабочих мест занимают представители "коренной" национальности, всё меньше и меньше русских оказываются на руководящих постах. Эта ползучая дискриминация привела в прошлые годы к значительному оттоку русского населения из страны, сейчас миграция сократилась в силу усложнения бюрократических процедур при получении гражданства, да и, будем откровенны, никто в России не ждёт с распростёртыми объятиями своих соотечественников.

Политическое и экономическое сотрудничество между Россией и Казахстаном развивается, тем не менее, вполне благополучно. Идут к своему успешному завершению переговоры о делимитации государственной границы протяжённостью в 7400 км. Мы благополучно решили с нашими казахскими партнёрами вопрос о разграничении дна северной части Каспийского моря (кстати, это первый документ о сотрудничестве на Каспии), что решающим образом повлияло на активизацию переговорного процесса по урегулированию правового статуса Каспия.

Экономические отношения между Россией и Казахстаном развиваются достаточно динамично. Общий объём товарооборота между нашими странами в 2003 г. составил 5,5 млрд долларов, и он превысил уровень предыдущего года на 29%.

Российский частный бизнес, хотя и проявляет признаки активности в Казахстане, всё же не в состоянии серьёзно конкурировать с зарубежными фирмами. К примеру, на территории Казахстана действуют 740 совместных предприятий с участием российского капитала, но по совокупному объёму производимой ими продукции и услуг они занимают только пятое место после США, Нидерландов, Южной Кореи и Великобритании. Из крупных проектов последнего времени можно отметить лишь два-три, из них - решение о совместной разработке двух нефтяных месторождений усилиями "Лукойла" и казахской государственной компании "Казмунайгаз" (перспективные запасы нефти оцениваются в 1 млрд т), приобретение РАО ЕЭС 50% акций Экибастузской ГРЭС-2 и план организации совместной добычи урана на месторождении Заречное.

До конца сентября 2004 г. нефть из Казахстана на Запад перекачивалась только через территорию России. По нашим трубопроводным системам на Запад поставлялось 32 млн т казахской нефти (из общего объёма добычи более 50 млн т.)

28 сентября 2004 г. было торжественно открыто строительство ещё одного альтернативного пути экспорта нефти - нефтепровода из Казахстана в КНР. Сейчас мы поставляем в КНР всего около 4 млн т нефти, в основном через железнодорожные каналы. Астана уже усиленно зовёт нас к сотрудничеству в этом проекте и выражает готовность качать нашу западносибирскую нефть в Китай по своей трубе. К этому её подталкивают, естественно, американские транснациональные нефтяные компании, вложившие многие миллиарды долларов в нефтедобывающие мощности Казахстана. Не забудьте, что с 1994 по 2003 год объём прямых иностранных капиталовложений в экономику Казахстана превысил 25 млрд долларов, из них только за последние два года - 8,9 млрд.

Не менее сложна картина и в военно-техническом сотрудничестве между Россией и Казахстаном. Мы вроде бы являемся союзниками, ибо входим в Договор о коллективной безопасности, что предполагает, что Казахстан может приобретать российское вооружение по внутрироссийским ценам и пользоваться другими союзническими льготами, Но в тоже время Казахстан возражает против того, чтобы партнёрство между членами ОДКБ и другими блоками, например НАТО, строилось на коллективной основе. Астана отстаивает своё право вести с НАТО отдельные двусторонние отношения. Известно, что в 2003 г. НАТО включил Казахстан в зону ответственности своего южно-европейского фланга.

Не нам, россиянам, учить наших соседей демократии. Нам самим надо ещё учиться да учиться, но в порядке справочного материала скажем, что на последних парламентских выборах в Казахстане, состоявшихся 19 сентября и 3 октября (второй тур) 2004 г., все 77 мест в нижней палате (мажилисе) заняли депутаты, поддерживающие президента и правительство. Ни один представитель оппозиции не смог пробиться в парламент!

Завершая обзор политической сцены Казахстана нельзя не сказать о попытках создать партию, которая бы представляла интересы русского населения Казахстана. Инициаторы этого плана пробовали ранее назвать её "Русская партия", они собрали требуемые законом 50 тыс. подписей, подали документы на регистрацию, но им было отказано. В 2003 г. попытка была повторена, название партии было изменено на "Соотечественник". 6 раз подавались прошения о регистрации в министерство юстиции и столько же раз были получены отказы по формальным признакам. Тогда инициативная группа пошла на беспроигрышный казалось бы вариант: она взяла уже ранее утверждённый устав пропрезидентской партии "Отан" и, заменив только название партии "Отан" на "Соотечественник", представила в Минюст. Через некоторое время инициативная группа получила пространный документ с отказом в регистрации из-за 11 "серьёзных" замечаний по тексту Устава. Мы были бы признательны, если бы чиновники из казахского Минюста объяснили нам, как это оказалось возможным.

Было бы некорректным не сказать о так называемом "Устькаменогорском деле". Напомню кратко суть его: в ночь с 18 на 19 ноября 1999 г. казахские спецслужбы арестовали в городе Усть-Каменогорске 12 граждан России и 10 граждан Казахстана, которых обвинили в подготовке вооружённого выступления с целью отторжения части территории Казахстана и провозглашения некоего независимого государства под названием "Русский Алтай". При аресте у них было изъято 1 охотничье ружьё, 1 ручная граната, 14 бутылок с горючей смесью и 270 автоматных патронов. Во главе "заговорщиков" стоял некто Владимир Казимирчук, россиянин польского происхождения, нигде не работавший, трижды ранее судимый в России за грабёж, разбой и мошенничество. Под стать ему были и другие участники. С 1993 г. они находились в поле зрения казахских спецслужб, которые давно должны были бы пресечь их "деятельность", но почему-то ограничивались только сбором материалов, выжидая политически выгодного момента для реализации "дела". Такой момент наступил к концу 1999 г., когда Назарбаеву надо было ехать в США с визитом, и потребовалось показать, каким опасностям подвергается демократический Казахстан со стороны русских сепаратистов. И закрутилась судебная машина. Приговоры были суровыми: от 18 до 4 лет тюрьмы, хотя было очевидно, что основанием были не деяния осуждённых, а политический заказ. Сколько наша Генеральная Прокуратура не направляла запросов своим коллегам в Казахстан о передаче заключённых, она неизменно получала отказ.

Во-первых, исходить из чёткого понимания, что Казахстан скорее наш попутчик, чем полновесный союзник. США, страны НАТО нарастающими темпами прибирают к рукам топливно-энергетические ресурсы Казахстана. Их капиталы превращаются в фундамент казахской экономики. А дальше будет как в поговорке: "Кто платит, тот и заказывает музыку".

Во-вторых, надо предельно ясно очертить параметры наших взаимно совпадающих интересов с Казахстаном, и тогда станет понятно, какие средства и ресурсы следует употребить для достижения целей.

В-третьих, пора начинать работу по гармонизации интересов российского частного бизнеса за рубежом с государственными интересами России.

В-четвёртых, ничто не мешает России выступить инициатором создания общих для СНГ информационных полей. Европейцы создали "Евроньюс", а мы чем хуже?

В-пятых, почему бы не подумать об активизации нашего общего с Казахстаном присутствия в Шанхайской организации сотрудничества? ШОС при своем зарождении породила очень много надежд в плане конкретизации идеи многополярного мира, но годы идут, а столь перспективная заявка остаётся в дремлющем состоянии.

Заключение

Значение российско-казахских отношений трудно переоценить, однако, как ни странно, большинство россиян очень мало знают о нашем центральноазиатском соседе. СМИ уделяют мало внимания казахской тематике. А между тем именно Казахстан является на сегодняшний день одним из главных стратегических партнеров России на постсоветском пространстве.

Казахстан реально заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с нашей страной. В первую очередь - в экономической сфере. В немалой степени это определяется принципиальной позицией президента Нурсултана Назарбаева, который открыто сожалел о распаде Советского Союза, а в начале 90-х выступил с идеей создания Евразийского экономического сообщества, своеобразного аналога ЕЭС.

Такая позиция Назарбаева легко объяснима. Распад СССР привел к разрушению многочисленных экономических связей Казахстана и России, разрыву производственных цепочек, краху некогда единых территориально-промышленных комплексов, связывавших регионы Западной Сибири и Урала с областями Северного Казахстана. Пострадали при этом оба государства. Но, несмотря на десятилетие "раздельной жизни", ориентация казахской экономики на Россию сохраняется и сейчас. В определении экономических и политических приоритетов Казахстан в значительной степени детерминирован своим географическим положением. В первую очередь это касается казахского ТЭК, связь которого с северным соседом неизмеримо больше, чем с любой другой страной мира.

Выгодно сотрудничество и нашей стране. Согласно статистике, торгово-экономические связи с Казахстаном поддерживают 72 российских региона. На региональное сотрудничество приходится до 80 процентов, а на приграничное - до 71,5 процента товарооборота России с этой республикой. Последний показатель особенно примечателен - он показывает, что между нашими странами проходит только административный рубеж, а экономическая граница по-прежнему прозрачна. Западная Сибирь и Северный Казахстан в ряде отраслей все еще составляют единый экономический организм.

Логичным выглядит и проведение весной этого года форума приграничных регионов России и Казахстана с участием президентов Путина и Назарбаева. Как известно, состоялся он в Омске - неформальной столице российско-казахского евразийского пространства. Омский регион уже давно является своеобразным локомотивом интеграционных процессов, на деле доказывая огромные возможности сотрудничества двух соседних государств. Подписаны долгосрочные соглашения с руководством шести областей Казахстана. За последние два года официальные делегации омичей пять раз посещали соседнее государство с рабочими визитами. Не так давно в Астане состоялось важное для инвесторов мероприятие - презентация Омской области. Немаловажно, что большинство совместных предприятий в Омске являются российско-казахстанскими.

Из политического и военного форпоста России в Азии (как это было в прошлые столетия) Омск превращается в форпост экономический. И на евразийском поле ему нет альтернативы - только Омский регион с его огромными экономическими, культурными и научными возможностями может стать точкой притяжения экономических процессов в Северной и Центральной Азии. Свою роль, конечно, играет и уникальное месторасположение Омской области на границе двух миров - русского и тюркского, европейского и азиатского. Регион издревле лежал на пересечении важнейших транспортных путей из одной части света в другую.

Литература

1. Владимир Путин поехал выяснять российско-казахские отношения// КоммерсантЪ, 09.01.2004

2. Михеев С. На перекрестке миров. Омск - российские ворота в Азию//Труд, №141, 05.08.2003

3. Леонов Н.С. Россия - Казахстан: Евразийский узел// Дугин А. Путин, и Назарбаев стоят на евразийских позицияхОрганбаев Н. Интеграция России и Казахстана отвечает экономическим и политическим интересам обеих стран//Соотечественники, №1 2005

Подобные документы

    Объективные основания и препятствия российско-иранских связей и сотрудничества в 2000-е годы. Основные направления российско-иранского сотрудничества (в политической, военно-технической, экономической, культурной сферах). Перспективы на ближайшее будущее.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Роль и место военно-технического сотрудничества в российско-индийских отношениях: предпосылки и этапы развития, договоренности и принципы. Ракетно-космическая сфера сотрудничества. Двустороннее сотрудничество в области авиации и в военно-морской сфере.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2012

    Из истории российско-японских отношений, этапы и направления их эволюции, современное состояние. Атомное сотрудничество и его дальнейшие перспективы. Основная проблема сотрудничества и пути ее преодоления. Симотомаи и ВЦИОМ по поводу Курильского вопроса.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2012

    История развития и современное состояние российско-кубинских отношений. Российско-кубинское сотрудничество и Закон "Хелмса-Бертона". Оценка состояния торгово-экономических связей России с Кубой на современном этапе и перспективы их дальнейшего развития.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Исторический аспект российско-канадских отношений и сотрудничества. Внешняя политика Канады после "холодной войны". Современное состояние и договорно-правовая база, проблемы и перспективы политического и экономического взаимодействия России и Канады.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Совместные российско-норвежские цели, задачи, проблемы; пути их решения, перспективные направления сотрудничества. Площадки, в рамках которых реализуется международный диалог России и Норвегии, а также выполняется взаимодействие и сотрудничество.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Политика стратегического партнерства – основа экономических взаимоотношений. Региональное сотрудничество. Демографические диспропорции. Россия - Китай: крупные совместные проекты экономического сотрудничества. Двусторонние отношения.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2003

    История отношений России и Вьетнама. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Перспективы в развитии машиностроения, металлургии, агропромышленного комплекса, транспорта, связи, финансово-банковской сферы, военно-технического сотрудничества.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2013

    Развитие сотрудничества в торговой и инвестиционной сферах. Основные подходы к оценке российско-китайских отношений. Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в регионе. Влияние геополитических интересов России на российско-китайские отношения.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2015

    Российско-германское сотрудничество на уровне государства. Анализ текущего состояния экономических отношений России и Германии, а также всесторонний прогноз возможных перспектив развития торгово-экономических и политических связей между странами.

Конфликт России и Казахстана: химера или реальность?

В отношениях России и Казахстана с точки зрения россиян наступил период разочарований и тревог. Ещё одна бывшая союзная республика, с которой русских связывает давняя история тесных взаимоотношений, стала проявлять всё большую неприязнь и готовность так строить свои внешнеполитические связи, что впервые возникает прямая угроза военной безопасности России .

Раньше таким путём в отношении России шла одна Украина . Именно она рассчитывала на то, что станет получать политические и экономические выгоды, предоставив территорию своей страны в распоряжение Запада в виде плацдарма для военного давления на Россию . Теперь такие же подозрения стали возникать в адрес Казахстана - страны, руководство и население которой в России всегда воспринимались как дружественные и не вызывающие опасений.

Для того, чтобы понять, чего России ждать от Казахстана, нужно понять, что Казахстан встал на путь построения своей национальной идентичности. И на этой вновь построенной идентичности элиты Казахстана намерены строить свою государственность. Тюркский национализм - неизбежное следствие такого роста национального самосознания казахов, со всеми издержками этого процесса. Казахстанская государственность была построена в Казахстане выступавшими под знаменем СССР русскими, а не самими казахами, и потому вполне естественно, что, встав после развала СССР на путь независимого существования, казахстанская строящаяся национальная элита намерена взять реванш и устранить загнанный в дальний угол национальной психологии некий комплекс неполноценности .

Однако любая детская болезнь, со временем не вылеченная, крепнет и становится неотъемлемой чертой характера. Столкнувшись с уходом России из государственного пространства Казахстана, новые правящие элиты, получившие в свои руки штурвал управления страной, столкнулись с казахстанскими русскими, эту государственность когда-то создавшими и подпиравшими. Многие важные места в казахстанской экономике и политике занимали русские. В новом Казахстане это становилось неприемлемым и превращалось в угрозу национальной безопасности страны. Как если бы в Польше основные ключевые места занимали русские или немцы, а в Британии - французы.

Оказалось, что с устранением русских вторых секретарей национальных партийных организаций, проблема передачи всей полноты власти в руки местных "национальных кадров" в Казахстане не решается. С уходом Москвы возник дефицит компетентных новых кадров . Со времён СССР осталась ключевая роль русских, занимавших в то время многие важные посты в Казахстане, особенно в сфере сложных наукоёмких производств . Если роль русских в Казахстане в едином государстве с центром в Москве была естественной, то в новых условиях такое положение дел не мог быть терпимым.

В Казахстане процесс приватизации советской госсобственности оказался совмещён с процессом болезненного обретения национального самосознания . Этнический аспект наложился на экономический интерес. Процесс перераспределения власти и собственности начал протекать обостренно в силу клановости и местничества казахстанской власти, сюда ещё добавилась конкуренция казахов с местными русскими. Передел с признаками национального конфликта оказался неизбежным, кроме того - стал затяжным и болезненным.

Первая русская волна эмиграции из Казахстана включила в себя самых высококвалифицированных русских специалистов - тех, кто сразу мог в России найти хорошую работу. Но так как русская диаспора в Казахстане была очень велика, то резкое замещение всех должностей было невозможно без сопутствующего ущерба. В силу желания смягчить этот процесс, казахстанское руководство провозгласило важнейшей составляющей своей политики межэтнический мир между русскими и казахами.

Процесс постепенного вытеснения русских из Казахстана начался, шёл в несколько волн, и необходимо было сделать его по возможности спокойным. Это устраивало Россию, которая не могла сразу принять всех русских переселенцев из республики, и стало важной задачей Казахстана, стремившегося подготовить собственных квалифицированных управленцев и постепенно ввести их в замещение освободившихся от русских должностей. На таком отношении к проблеме русских и возник первый консенсус России и Казахстана как государств, оказавшихся в новой политической реальности.

Русские в Казахстане - лояльные граждане или пятая колонна?

Положение русских в Казахстане напрямую связано с процессами их ассимиляции. Уже замечено, что, несмотря на наличие общей культуры и языковой среды, русские Казахстана по образу мышления и характеру - менталитету, как принято сейчас говорить - отличаются от русских в России. Казахстанские русские из тех, кто остался жить в Казахстане, более аполитичны, чем русские в России.

Также казахстанские русские более терпимы в вопросе межнациональных отношений. Совместное проживание если и не склонило русских к изучению казахского языка, но, тем не менее, привело к проникновению в казахскую культуру . Чувство малой Родины у давно проживающих в Казахстане русских существует. Известны многие факты, когда узбекские или казахские русские, переехав в Россию и пожив в ней несколько лет, не принимали уклада, сложившегося в России, и уезжали обратно. А если возможности вернуться не было, то мечта о таком возвращении оставалась. Прежде всего, такое восприятие характерно для русских, оказавшихся в среднеазиатских республиках в советское время, когда Родина была большой и единой. Молодежь таких чувств уже не знает и либо стремится вписаться в местную версию либерализма, либо ищет способа уехать в Россию.

Как ни болезненно протекает притирка русских и казахов в новой реальности, процесс некоего симбиоза имеет место быть. Современные казахстанские русские - уже наполовину казахи . Они уже неплохо знают язык, многие имеют смешанные семьи. Так же сами казахи продолжают во многом существовать в русскоязычной среде, перенимая мышление, элементы культуры и какие-то обряды. Фактом является некое общее информационное пространство. Это и есть ассимиляция.

Процесс построения капитализма в его казахстанской версии неминуемо приводит к тому, что к столкновению экономических интересов прибавляется национальная окрашенность. Особенно остро этот процесс протекал с середины 90-х по середину нулевых. Вот типичный пример, в котором как в зеркале отразилась вся специфика того времени. В Казахстане, знавшем в своей истории лишь феодальный и социалистический периоды , построение капитализма неминуемо оказалось откатом в архаику неофеодализма. Такое стало характерной чертой на всём пространстве Туркестана, но в Казахстане к социально-экономическим противоречиям добавились ещё и национальные.

Город Павлодар, 2002 год. Некий Геннадий Дмитриевич Осипов возглавляет городское управление коммунальной собственности. На этом посту он стал популярным чиновником, так как восстановил якобы утерянный ранее список очередников, которым было положено государственное жильё. Наладил работу по выявлению бесхозных квартир, создал юридический отдел, проводивший экспертизу всех документов на жильё. Надо подчеркнуть, что в городе Павлодаре в 2002 году всего этого не существовало в сфере местного ЖКХ . Как оказалось - не случайно.

"Мне прямо заявили, что я неправильно себя веду - вспоминает Осипов в интервью местной газете "Время". - Пока был в отпуске, юридический отдел расформировали, очередь распустили, моего зама по жилью уволили, а на его место замакима города Халел Оспанов назначил свою протеже Розу Альжанову, впоследствии осуждённую за квартирные махинации".

За три года работы Осипова увольняли трижды. Дважды его восстанавливали по решению суда, на третий раз пошли белее надёжным путём: финансовая полиция обвинила его в незаконном выделении квартиры и завела уголовное дело. В 2005 году городской суд Павлодара признаёт Осипова виновным в превышение служебных полномочий и запрещает ему четыре года занимать руководящие должности в органах госуправления. Верховный суд отменяет приговор. Областная прокуратура и финполиция начинают новое уголовное дело. Ему вменяют в вину, что он не указал в декларации о доходах наличие автомобиля ГАЗ-6601. На этом основании вменяют коррупцию и нарушение закона о госслужбе. Осипов доходит до Назарбаева и кладёт ему на стол все материалы по коррупции в Павлодаре. После этого областная прокуратура прекращает преследование Осипова и сообщает о праве на возмещение вреда. На дворе 2005 год.

Заброшенный старый купеческий дом

Но это не конец истории. В Павлодаре имеется заброшенный старый купеческий дом. Он находился на балансе города как памятник старины. Когда-то там был детский сад, теперь пустота и разруха. С баланса снят по причине отсутствия денег в городском бюджете. Это дом старой купеческой семьи. Гибнет дом, гибнет история города.

Самое интересно тут в том, что этот старый дом принадлежал когда-то предкам Геннадия Осипова. В 1998 году, когда он ещё не работал в управлении ЖКХ, он обратился с просьбой в Назарбаеву о передаче ему заброшенного семейного родового дома купца Осипова. Назарбаев поручает разобраться, акимат области создаёт комиссию, но замакима области уходит на другую работу и дело глохнет. Через некоторое время здание снимается с охраны как исторический памятник и безвозмездно приватизируется неким Нурпеисовым, родственником акима области Нурпеисова.

Осипов пытается пойти в областные депутаты. Его за это увольняют с работы и вычёркивают его фамилию из избирательного бюллетеня. Он вынужден покинуть Казахстан и с 2015 года проживает в России. Обращался в Российский МИД за помощью, но там ему объяснили, что в его споре с казахстанской прокуратурой наш МИД помочь ничем не может .

Типичная история, каких множество и в которой как в кале воды отразились все основные проблемы нашего времени. Россия полна уехавших из Казахстана русских, которые могут рассказать такие же истории, но у многих они ещё более серьёзны по последствиям - там были угрозы жизни, как в случае отъезда русской женщины-аудитора, раскопавшей нарушения на олимпийском катке Медео.

Лояльность русских, остающихся в Казахстане - главная забота Назарбаева. Однако вовлеченность их в отношения, где есть конфликт интересов, придаёт экономическому конфликту черты конфликта национального . Однако это не так - под маской национального конфликта всегда скрывается конфликт классовый. В Казахстане собственность формируется в результате близости к власти, и потому капитализм, совершенно по теории, строится через срыв в неофеодальные отношения. Так история мстит за попытки перепрыгнуть через непройденные этапы развития и забежать вперёд, когда для этого нет объективных предпосылок.

Казахстан между Россией, Китаем и США

Географическое положение Казахстана придаёт ему ту важность, которую он не имеет в силу своего экономического развития. Центр Евразии, стык Средней Азии, Китая и России . Попадание в центр геополитических интересов сразу трёх центров мировой силы ставит Казахстан в очень сложное положение. Построение национального государства на капиталистической основе в обществе, в котором до этого не было никаких предпосылок к капитализму и существовал родовой строй, требует от Назарбаева формирования лояльности элит с использованием механизмов коррупции. Это с неизбежностью ставит его и его элиту в зависимость от США - места, где местная элита хранит свои капиталы. Арест 22 млрд долларов Нацфонда Казахстана Трампом мгновенно показал Назарбаеву, кто есть, кто в этом мире.

Назарбаев понимает ситуацию так, что Россия слаба в долгосрочном плане, и это позволяет ему пренебрегать военными интересами северного соседа и союзника. Эксперты говорят: Назарбаев разуверился в России. Потому решение о переводе на латиницу, потому разрешение США занять порты на Каспии . Назарбаев ищет противовес давлению Китая и не видит этого противовеса в России. Он стремится сбалансировать влияние Китая влиянием США. Все союзы с Россией он понимает, как ситуативные.

В таком отношении к России Назарбаев един с националистически настроенной частью идущей ему на смену элиты. Все сменщики Назарбаева неизбежно будут относиться к России с ещё большим скепсисом и отдалением. Антиевразийские настроения в Казахстане будут усиливаться, и носителей этих настроений Назарбаев бережёт, как бережёт их Лукашенко и как берёг их Янукович . Интеграционные мотивы на пространстве бывшего СССР имеет только она Россия. Все прочие строят свою идентичность на лозунге антироссии.

Такова не только Украина - таковы все постсоветские республики, опирающиеся на Запад как на реальную силу в построении своей судьбы. Пока Россия экономически слаба и ей нечего предложить республикам в качестве инвестиций, они не будут видеть выгоды от сохранения лояльности к России. Такова циничная реальность нашего времени.

Однако рост активности Антиевразийские слоёв не означает вероятности их доминирования. Скорость, с которой Казахстан готов удалиться от России, серьёзно сдерживается его зависимостью от сохранения экономических связей. При разрушении союза в экономике Россия сразу включает Казахстану другие тарифы на транзит грузов. Для Казахстана это очень важно - 80% экспорта и импорта Казахстана идёт через Россию. То же с авиаперевозками. Из Казахстана идут две линии интернета - одна в Китай, другая в Россию. Отказ от лояльности приведёт к супердорогим тарифам за интернет для Казахстана.

Кроме того, весь ЕАЭС поднимет Казахстану импортные пошлины. Экспорт Казахстана неконкурентоспособен и составляет 4-5 млрд. долларов. Это в основном сырьё. При новых тарифах обвал произойдет в 2-3 раза. Всё машиностроение Казахстана завязано на Россию . Отказ от ориентации на Россию сразу закрывает в Казахстане 2-3 отрасли полностью. Если добавить сюда ещё и ужесточение паспортного контроля, упадёт уровень жизни населения приграничных районов, живущих челночным бизнесом . 80 тысяч казахских студентов обучается в вузах России, многие учатся по российским грантам как иностранцы. В случае разрыва отношений молодёжь потеряет возможность по этому каналу получать образование.

Но и это ещё не все проблемы для Казахстана. Если Россия уйдёт совсем, её место займут США. Ошибка думать, что Казахстан к этому стремится. Доминирование США в Казахстане приведёт к серьёзному обострению отношений с Россией и Китаем , а вот этого Казахстану не нужно совершенно. Учитывая, что в Средней Азии напряжение растёт, Китай расценит это как создание плацдарма против себя - аналогично российскому отношению к Украине. Оказаться между двумя молотами и наковальней Казахстан не хочет категорически. Прежде всего, потому, что Китай немедленно применит к Казахстану экономические санкции. А Китай очень глубоко вошёл в экономику Казахстана и намерен войти ещё больше.

Укоренение США в Казахстане лишит его российской системы ПВО , частью которой Казахстан является. Это однозначно удар по его безопасности, так как построить свою систему Казахстан не может, а вовсе остаться без защиты намного хуже. К тому же казахи понимают, что в таком случае вся медийно-информационная среда в стране будет подмята американцами. В культурном пространстве Казахстан расколется и, по сути, перестанет существовать.

Таким образом, оценивая отношения между Россией и Казахстаном , можно уверенно сказать, что прагматизм казахстанского руководства не позволит ему зайти в отношениях с США слишком далеко, повторив судьбу Украины. Аргументы противников ЕАЭС в Казахстане носят популистский характер и абсолютно несостоятельны. Справедливо подчёркивая, что Казахстан главной проблемой имеет бедность и сырьевой характер экономики, они абсолютно неверно оценивают отношения с ЕАЭС как невыгодные. Новая элита Казахстана декларирует отношения с НАТО как с партнёром, равном ОДКБ, но мы видим, что тут есть полный неучёт фактора Китая и реальной зависимости экономики Казахстана от России.

Учитывая вышесказанное, не стоит переоценивать шансы прозападной части элиты Казахстана на доминирующее положение после ухода Назарбаева. Казахстанские западники, как и в России, являются пешками в политической игре, которых используют для балансировки системы власти и создания видимости наличия прозападных сил, которыми при необходимости могут пугать Россию и Китай в торговых переговорах об условиях максимального благоприятствования. Как показывает пример Украины, если власть в стране не допускает прорыва агентов США к главным рычагам управления, западники остаются маргиналами, не способными на самостоятельное формирование актуальной повестки, способной стать реальной политикой.

А это значит, что при всех тревогах, не стоит преувеличивать степень напряжения в отношениях между Казахстаном и Россией . Вражда между двумя странами остаётся химерой , когда тактические манёвры Казахстана между тремя центрами силы не имеют целью отказа от достигнутого стратегического баланса сил в регионе.

Казахстан хочет дружить с США. Россия делает заявление

Казахстан. Прощай, "русский мир"!

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…


Top