Основные статьи экспорта и импорта японии. Внешнеэкономические связи японии

3.1 Товарная стру ктура импорта и экспорта Японии

Товарная структура внешней торговли Японии тесно связана со структурой народного хозяйства и формируется под влиянием ряда факторов, таких как: обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, исторически сложившимися экономическими связями и др. Она отражает уровень развития национальной экономики и характер ее участия в системе международного разделения труда.

Таблица 10. Товарная структура импорта Японии в 2002 и 2010 годах

Разделы СМТК

Среднегодовые темпы роста (%)

Стоимость (млн. долл. США)

Стоимость (млн. долл. США)

Всего, в т.ч.

Продовольственные товары и живые животные

Напитки и табак

Химические продукты

Из таблицы мы видим, что основными статьями импорта Японии в 2002 году являлись минеральное топливо, смазки и подобные им материалы, а также машины, оборудование и транспортные средства, причем последние занимали лидирующую позицию - доля в импорте страны составляла 27,90%. В 2010 году на первое место выходит минеральное сырье, его доля вырастает более чем в полтора раза, а среднегодовые темпы роста составляют 116,77%, что позволяет нам говорить об этой статье импорта, как о наиболее динамично развивающейся. На мой взгляд, это связано с тем, что Япония имеет скудные природные запасы топлива и сырья, поэтому она вынуждена импортировать их из-за рубежа, к тому же развитие машиностроения и высокотехнологичных отраслей ведет к увеличению потребления минерального топлива, сырья и химических продуктов (эти статьи импорта также имеют хорошие показатели динамики развития). Это в определенной мере объясняет и снижение доли машин и оборудования в импорте страны (к 2010 году этот показатель снизился более чем на четверть).

Более наглядно структура импорта Японии в 2010 году представлена на рисунке.

(1 - Продовольственные товары и живые животные; 2 - Напитки и табак; 3 - Сырье непродовольственное (кроме топлива); 4 - Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы; 5 - Химические продукты; 6 - Обработанные изделия, классифицированные по материалам; 7 - Машины, оборудование и транспортные средства; 8 - Разные обработанные (готовые) изделия; 9 - Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК)

Теперь рассмотрим товарную структуру экспорта Японии за 2002 и 2010 годы.

Таблица 10. Товарная структура экспорта Японии в 2002 и 2010 годах

Разделы СМТК

Среднегодовые темпы роста (%)

Стоимость (млн. долл. США)

Стоимость (млн. долл. США)

Всего, в т.ч.

Сырье непродовольственное (кроме топлива)

Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы

Химические продукты

Обработанные изделия, классифицированные по материалам

Машины, оборудование и транспортные средства

Разные обработанные (готовые) изделия

Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК

Основной статьей экспорта Японии являются машины, оборудование и транспортные средства. Однако, несмотря на то, что ее доля на 2010 год составляет более шестидесяти процентов всего экспорта страны, можно увидеть, что этот показатель снизился по сравнению с 2002 годом. Более того, среднегодовые темпы роста этой статьи экспорта невелики (104,98%) и уступают большинству статей экспорта Японии. Это связано прежде всего с мировым экономический кризисом, который ознаменовал падение спроса на товары длительного пользования, в частности на автомобили. В периоды экономического подъема население начинает активнее покупать такую продукцию. В то же время именно на ней люди экономят, когда ситуация на рынке ухудшается, что мы и наблюдаем на данном этапе.

Судя по показателям среднегодового темпа роста, наиболее динамично развивающимися статьями экспорта являются непродовольственное сырье (кроме топлива) и товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК, хотя их доля в общем экспорте Японии остается сравнительно невысокой.

Более наглядно товарная структура экспорта Японии показана на рисунке.

(1 - Сырье непродовольственное (кроме топлива); 2 - Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы; 3 - Химические продукты; 4 - Обработанные изделия, классифицированные по материалам; 5 - Машины, оборудование и транспортные средства; 6 - Разные обработанные (готовые) изделия; 7 - Товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК)

внешний торговля экспорт япония

Япония в мировой экономике занимает пятое место. Опережают ее такие признанные лидеры, как Сингапур, США и КНР. Но по уровню благосостояния она значительно обгоняет азиатские страны и приближается к европейским державам. Буквально за последние пятьдесят лет Страна восходящего солнца сумела создать одну из самых гибких и устойчивых экономик мира, не последнюю роль в которой играет международная торговля. Что послужило причиной экономического успеха государства? Каков экспорт и импорт Японии? Этому посвящена наша статья.

Экономика Японии: послевоенные годы

Во второй половине двадцатого века Япония попала под тотальный контроль США, которые навязывали ей путь экономического развития, но взамен предоставили свои технологии. Можно сказать, что это послужило толчком к японскому могуществу в международной торговле. Буквально за двадцать лет Страна восходящего солнца сумела создать собственную технологическую базу и превратилась в крупного экспортера товаров.

В конце двадцатого века государство занимало уже третье место по размерам экспорта. Япония уступала только США и Германии. Ежегодно страна наращивает темпы экспорта, аналитики утверждают, что за последние пятьдесят лет он увеличился в семьдесят раз. И несмотря на то, что в новом веке наметился некоторый спад экономического роста, государство умело подстраивается под изменившиеся условия.


Характеристика экспорта и импорта Японии во второй половине прошлого века

Стоит отметить, что Страна восходящего солнца активно импортирует и экспортирует товары. Этот процесс сформировался еще в пятидесятые годы прошлого века и трансформировался в устойчивую, но гибкую систему.

Импорт Японии в первую очередь был ориентирован на топливо. Дело в том, что страна имеет довольно скудные залежи полезных ископаемых и вынуждена постоянно импортировать их из-за границы. Это ослабляет ее позиции на мировой арене и делает зависимой от давления других крупных держав. Структура импорта Японии до шестидесятых годов прошлого века состояла в основном из каменного угля, на котором работали промышленные предприятия. Случившаяся энергетическая революция привела к тому, что структура импорта существенно изменилась. В список попали нефть и сжиженный природный газ, на который были переведены многие предприятия.

Импорт Японии также включал в себя технологии и знания. Благодаря такой политике страна довольно быстро сумела приступить к производству высококачественных автомобилей, высокоточных приборов и сделала первые шаги в робототехнике. Это стало основой дальнейшего экономического роста, при котором экспорт и импорт Японии существенно видоизменился.

Краткая характеристика экономики Японии

Международная торговля играет очень важную роль в экономическом развитии Страны восходящего солнца. В его основе лежит высокая конкурентоспособность японских товаров - они отличаются крайне высоким качеством, что увеличивает спрос на их производство. Аналитики связывают это с хорошей научно-исследовательской базой, а также дешевой рабочей силой. До сих пор в Японии временной промежуток, затраченный на разработку и выпуск нового товара, является самым коротким в мире. К тому же дешевое производство при высоком качестве позволяет делать любые товары конкурентоспособными еще и по стоимости, что очень важно в условиях сегодняшнего экономического кризиса.

Импорт Японией сырья до сих пор занимает значимое место в экономике страны. Сейчас в основном он состоит из нефти, природного газа, простейших микросхем и текстиля. Несмотря на то, что страна активно переходит на ядерную энергетику и около десяти процентов потребляемой энергии вырабатывается атомными станциями, Япония не может полностью отказаться от импорта сырья. Эта проблема не сможет решиться и в ближайшее время.

Экспортирует Страна восходящего солнца в основном товары машиностроительной и химической промышленности, автомобили, сталь и сложные микросхемы, использующиеся в высокоточных приборах. По последним данным, объем экспорта и импорта Японии составляет около полутора триллионов американских долларов. К тому же в последние годы в японской экономике наметилась тенденция к экспорту капитала, что превратило страну в значимого и важного игрока на мировой арене.


Импорт сырья: особенности и нюансы

Мы уже упоминали, что импорт топлива в Японию позволяет стране поддерживать определенный уровень промышленного роста. На данный момент Страна восходящего солнца в основном импортирует:

  • нефть;
  • природный газ;
  • уголь.

В качестве сырьевой базы для машиностроения Япония активно ввозит металлы и простые микросхемы, которые используются в производстве. Для экономики страны крайне невыгодно заниматься простейшими технологиями, поэтому данная категория товаров и стала импортироваться.

Импортирование каменного угля

Уголь активно используется на тепловых электростанциях, они составляют почти двадцать два процента в энергетической отрасли страны. Стоит отметить, что уголь в стране не добывается, более пятнадцати лет назад в Японии были законсервированы последние угольные шахты. Сейчас этот вид топлива полностью импортируется из Индонезии, КНР и Австралии, которая является основным партнером Страны восходящего солнца. Китай поставляет в Японию не более тринадцати процентов от общего количества каменного угля.

Нефть и нефтепродукты в экономике страны

Японская экономика крайне зависима от импорта нефтепродуктов. Аналитики утверждают, что страна импортирует до девяноста девяти процентов нефти, причем в энергобалансе государства она составляет почти пятьдесят процентов. Нефтяные кризисы очень заметно сказываются на японской экономике, поэтому страна предпринимает попытки перейти на альтернативные виды топлива. Хотя пока ситуация не претерпела серьезных изменений. Самым крупным импортером нефти являются страны Ближнего Востока, они давнишние партнеры Японии в этом сегменте рынка.

Сжиженный газ: импорт из-за рубежа

Страна восходящего солнца является крупнейшим потребителем сжиженного природного газа, который составляет тринадцать процентов от всего энергобаланса Японии. Так как природный газ относится к экологически чистым видам топлива, его доля в энергетической системе растет. Сейчас на нем работают некоторые виды автомобильных двигателей и тепловые электростанции. К тому же данный вид топлива позволяет стране немного ослабить хватку Ближнего Востока, диктующего цены на нефть и ставящего японскую экономику под удар.

Самым крупным поставщиком сжиженного газа являлась Индонезия, но в последние годы ее заменила Малайзия и Австралия. Также в качестве партнеров выступают Бруней и Катар, их общая доля поставок не превышает двадцати процентов от общего количества.


Ввоз металлов в Японию

Несмотря на то, что основа импорта Японии - топливо, металлы тоже занимают в этой структуре значимую роль. Дело в том, что страна крайне бедна залежами металлов, поэтому ей приходится ввозить их на свою территорию. До ста процентов импорта составляют железная, никелевая и медная руда, а также сплавы алюминия. Чуть меньший процент составляют свинцовая и цинковая руда. Страна стремится к снижению этого вида импорта и планомерно выполняет принятую программу смены ориентации в международной торговле.

Серьезными партнерами Японии в области поставки металлов являются следующие страны:

  • Австралия;
  • Индонезия:
  • Бразилия;
  • Индия.

Интересен тот факт, что на территории страны находятся залежи самого чистого золота в мире. Золотоносные жилы немногочисленны, но активно разрабатываются японцами.

Импорт двадцать первого века: изменения в структуре

Буквально несколько десятков лет назад Япония существенно изменила структуру импорта. Экономисты связывают это с тем, что страна активно размещала свои заводы в азиатском регионе. С ростом благосостояния жителей Страны восходящего солнца стало все труднее находить дешевую рабочую силу, поэтому часть предприятий постепенно перекочевала за границы Японии. На этих фабриках в основном производят текстиль и электроприборы. Они соответствуют высоким требованиям качества и имеют довольно низкую стоимость. Поэтому импорт Японии двадцать первого века изменил свое "лицо".

Также страна начала импортировать оборудование и технику из Европы и США. Это связывают с перепрофилированием некоторых крупных японских предприятий. Известно, что особенно возрос данный вид импорта после аварии на Фукусиме на фоне значительного снижения экспорта. После 2011 года Япония стремится к широкомасштабным преобразованиям в экономике, которые связывают с перераспределением доли экспорта и импорта.


Капитал: особенности экспортирования и импортирования

Уже с восьмидесятых годов прошлого века Япония начала постепенно формировать систему экспорта капитала. С этого периода сумма вложений в зарубежные компании и промышленные объекты возросла в шесть раз. По последним данным, ежегодно японцы инвестируют в производство за пределами своей страны более двадцати миллиардов американских долларов. Здесь они уступают только США.

Экспорт капитала имеет определенные приоритетные направления. К таким странам относятся:

  • Северная Америка;
  • Западная Европа;
  • Азия.

Здесь размещается большая часть капиталов страны. В Северной Америке Япония нацелена на ликвидацию отставания в области компьютерных технологий и вычислительной техники. Хотя изначально страна инвестировала трудоемкие отрасли промышленности, образовывая новые компании по добыче и переработке природных ресурсов.

Стоит отметить, что в последние годы приоритеты Японии планомерно смещаются в сторону Восточной и Юго-Восточной Азии, где ранее лидировали США. Сейчас здесь формируется успешная производственная база, составляющая уже более сорока процентов экспорта Японии. К 2020 году в планах Страны восходящего солнца стоит получение статуса самого крупного экспортера капитала.

Что импортирует Япония кроме сырья и товаров? Вы будет удивлены - капитал. Хотя страна не является притяжением валютных инвестиций, но активно пользуется импортом в виде займов и кредитов. Сейчас в планах правительства - довести долю иностранных инвестиций в экономику страны до пяти процентов от ВВП, сейчас эта цифра плавно подходит к четырем процентам. Стоит отметить, что импорт Японии (капитала) свидетельствует о том, насколько сильно смещены приоритеты мировой экономики в сторону стран Азии.

Экономические трудности Страны восходящего солнца

Сейчас аналитики оценивают экономику Японии как зашедшую в тупик. С одной стороны, она крайне устойчива, а с другой - не намечается рост ВВП. К тому же в последние годы импорт значительно превышает экспорт за счет падения спроса на товары японского производства.

Аналитики прогнозируют постепенное увядание экономики Японии, если в мире не случится очередного технологического прорыва. Особую роль в увядании экономики играет стареющее население и увеличение его финансового благосостояния, что не дает возможности удешевить себестоимость товаров за счет рабочей силы. Многие экономисты утверждают, что сейчас в Японии не ожидается экономических всплесков, так же как и резких падений.


Заключение

Япония - довольно противоречивая страна. Ведь она уже долгие годы занимает стабильные позиции на мировой арене. Это позволяет ей развиваться и выстраивать новые модели производства. Но с другой стороны, она уже достигла пика своего развития и сейчас находится в стадии застоя.

Внешнеторговый оборот Японии в 2000 г. составил 858,7 млрд долл. (третье место в мире после США и ФРГ). По размерам положительного сальдо внешнеторгового баланса (99,7 млрд долл.) она занимает лидирующие позиции среди других развитых стран. Объем экспорта в 2000 г. составил 479,2 млрд долл. (7,5% мирового экспорта), импорта 379,5 млрд долл. (5,7% мирового импорта).

В конце 60-х гг. прошлого века доля сырья и топлива в общем объеме импорта достигла 3/4. К началу 90-х в связи с новыми концепциями развития японской экономики и переориентации ее на наукоемкие производства доля сырья заметно снизилась, но тем не менее и теперь превышает 1/2 объема экспорта. В импорте Японии ведущее место продолжает занимать минеральное топливо и сырье. На первом месте находится нефть.

По объему экспорта Япония занимает третье место в мире после США и ФРГ. В его структуре промышленные товары занимают 98%, в том числе машины и оборудование – 75%. Главной статьей японского экспорта еще в 80-х гг. ХХ в. стали автомобили, выручка от продажи которых на мировом рынке покрывает весь импорт продовольствия и нефти. В 1990-е гг. экспорт автомобилей из Японии достиг 6 млн. Главным их рынком были и остаются США, где ежегодно продается примерно 2,5 млн японских автомобилей, остальная часть экспорта направляется преимущественно в Западную Европу.

Очень большое значение имеет также вывоз потребительских товаров длительного пользования. Япония, как и прежде, остается крупным экспортером металлов, химикатов, текстильных товаров, но доля их в общем экспорте постепенно снижается.

В географической структуре внешней торговли Японии в последние десятилетия произошли изменения. Значительно расширились торговые связи с Южной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива.

Первое место в японском импорте занимают страны Юго-Восточной Азии (28%), и в особенности страны – члены АСЕАН. Из стран этого региона Япония ввозит нефть, древесину, сжиженный природный газ, руды черных и цветных металлов, разнообразную продукцию тропического земледелия.

Второе место в импорте Японии занимают США (26%) и в особенности районы Тихоокеанского побережья, откуда поступают как готовые изделия, так и каменный уголь, хлопок, пшеница, древесина, фосфориты, фармацевтические товары, компьютеры. Довольно велика также доля западной Европы (ок.14%). Возрастает и доля Австралии. На эту страну ныне приходится около 1/2 всего японского импорта каменного угля и железной руды, значительная часть импорта шерсти. В последнее время заметно вырос японский импорт из Китая (св. 50 млрд долл.), включающий текстильные товары, минеральное топливо и сырье, продукты питания. В импорте Японии из России первое место принадлежит древесине, второе – каменному углю и третье – рыбе и другим продуктам морского промысла.

В результате борьбы за новые рынки Японии удалось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Латинской Америки (особенно с Бразилией и Венесуэлой) и странами Африки. Однако на первом месте в японском экспорте (1/3) были и остаются США, куда идет основной экспорт автомобилей, бытовой электроники, металлообрабатывающего и электротехнического оборудования. Второе место принадлежит Юго-Восточной Азии (1/4), а третье – Западной Европе (1/5). Но в целом японский промышленный экспорт охватывает все крупные регионы мира. В первую очередь, это относится к машиностроению.

Еще одной формой внешнеэкономических связей Японии, получившей большое значение, стал экспорт капитала. Эта новая функция имеет прямую связь с ростом золотовалютных резервов Японии, обеспечивающих ей мировое первенство по этому показателю, с концентрацией крупнейших банков мира. Прямые зарубежные инвестиции Японии превысили 600 млрд долл. Характер вложений Японии в экономику развитых и развивающихся стран весьма различен. Например, почти 1/2 всех японских инвестиций в экономику стран Западной Европы приходится на финансово-банковскую сферу и страхование, 1/4 – на обрабатывающую промышленность. Японские капиталовложения в экономику стран региона к началу 80-х годов достигли 45 млрд долл., превысив западноевропейские инвестиции в экономику Японии в 12,5 раза. В развивающихся странах Япония, в основном, вкладывает капиталы в добычу топлива и сырья.

В целом в Японии нет почти никакого сырья, за исключением воды, и более трёх четвертей земли непригодной для жизни и сельского хозяйства. Поэтому японцы очень дорожат тем, что имеют.

В структуре импорта Японии произошли существенные изменения. Наиболее значительными из них являются уменьшение доли сырьевых товаров и увеличение удельного веса готовой продукции. Япония импортирует 99,7 % нефти, 100 % алюминия, железной руды и никеля, более чем 95 % меди и более чем 92 % газа. Поэтому японцев постоянно гнетёт страх лишиться поставок, и они стараются поддерживать хотя бы стодневный запас нефти в нефтехранилищах и в стоящих на приколе супертанкерах, просто на всякий случай.

Промышленность и энергетика Японии в значительной степени обеспечиваются за счёт импортного минерального сырья и топлива. Практическое значение имеют лишь запасы каменного угля, медной и свинцовой руд, а также некоторых видов неметаллических полезных ископаемых. В последнее время, благодаря совершенствованию технологий добычи, обогащения и переработки полезных ископаемых, стала экономически рентабельной разработка небольших месторождений, в частности, цветных и редких металлов, а также использование ресурсов Мирового океана, к примеру, добыча марганцевых соединений с океанского дна, извлечение урана из морской воды.

Как в экспорте, так и в импорте Японии первое место занимает США. Однако в японо - американской торговле существует крупный дисбаланс в пользу Японии. Между Японией ведётся настоящая "торговая война" за рынки сбыта. К примеру, в торговле телекоммуникационным оборудованием образовались огромные диспропорции. Объём продаж японского оборудования в США в одиннадцать раз превышает объём продаж американского оборудования в Японию. Сами американцы покупают японские приборы вместо американских. Это можно объяснить лишь тем, что нельзя продать то, что люди не хотят покупать, это обусловливается японским качеством. Такая же картина наблюдается в машиностроении и во многих других отраслях японской промышленности. Японский товар имеет сравнительно низкую цену при хорошем качестве. Общая философия, свойственная всей промышленности Японии, состоит в том, что каждый сам себе контролёр и что производимую продукцию надо делать без брака на каждом этапе операции. В Америке допускается определённый процент брака. В Японии не позволяет делать этого элементарная экономия, японцы стараются избежать даже единичных случаев брака.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии стало широкое участие её в международной торговле технологией. Достижение Японией высокого научно - технического уровня в ведущих отраслях производства, развёртывание собственных НИОКР и ужесточение в последние годы условий приобретения лицензий на мировом рынке привели к относительному снижению роли импорта технологий для японской экономики. В отраслевой структуре японского экспорта технологии наибольшую долю заняли лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. Набирает темпы экспорт японских технологий в США и европейские страны. С расширением экспорта технологий в Японии связывают решение острых внешнеэкономических и внешнеполитических проблем, стоящих перед страной. Это подталкивает деловые и научные круги Японии на развитие новых форм научно - технического обмена, включая межфирменную кооперацию, координацию программ исследований и т.д.

Япония занимает второе место в мире (после США) по экономическому развитию, имея ВВП около 4,5 триллионов долларов и третье место в мире после США и Китая по паритету покупательной способности. По росту ВВП в течение одного рабочего часа эта страна занимала 18 место в мире по данным 2006 года.

Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15% от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог «Синкансэн» и скоростных автомагистралей. Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

Структура импорта: машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, сырье.

Основные секторы народного хозяйства:

  • Сфера услуг 72 %
  • Промышленность 26,5 %
  • Сельское хозяйство 1,4 %

Банковское дело, страхование, недвижимость, розничная торговля, транспортные перевозки и телекоммуникации являются основными отраслями японской экономики. Япония обладает большим производственным потенциалом и является родиной некоторых крупнейших и наиболее продвинутых с технической точки зрения производителей автомобилей, электронного оборудования, станков, стали и цветных металлов, кораблей, химикатов, текстиля и пищи. Строительство долгое время являлось одной из крупнейших отраслей японской промышленности, благодаря многомиллиардным государственным контрактам в частном секторе.

В Японии существует высокая экономическая свобода, тесное сотрудничество правительства с производителями в целях экономического роста, упор на науку и технологии, а также строгая трудовая этика. Все это способствует развитию экономики Японии. Японская экономика характеризуется объединением производителей, поставщиков, дистрибьюторв и банков в тесные группы под названием "кейрецу" и относительно слабой международной конкуренцией на внутренних рынках. Также существует множество скорее социальных, чем производственных договоренностей таких, как гарантия пожизненного трудоустройства в крупных корпорациях. Не так давно японские политики одобрили реформы, позволившие компаниям отойти от некоторых норм в попытке увеличить прибыль.

Япония - страна с преобладанием частного предпринимательства и низкими налогами. Общая сумма налогов ниже, чем в других крупных западных странах, в 2007 году она составила 26,4% от ВВП. Только некоторые японские работодатели платят налоги на прибыль, НДС очень низкий и составляет 5%, в то время как корпоративные налоги высоки.

Статистические показатели Японии
(по состоянию на 2012 год)

В число крупнейших японских компаний входят Toyota Motor («Тойота мотор»), NTT DoCoMo («ЭнТиТи ДоКоМо»), Canon («Кэнон»), Honda («Хонда»), Takeda Pharmaceutical («Такеда фармасьютикл»), Sony («Сони»), Nippon Steel («Ниппон стил»), Tepco («Тепко»), Mitsubishi Estate («Мицубиши эстейт»), и Seven & I Holding («Севен энд Ай холдинг»). Это родина крупнейшего по размерам активов банка в мире - Japan Post Bank («Джэпэн пост бэнк») (3,2 триллиона американских долларов), а также других банков, например, Mitsubishi UFJ Financial Group («Мицубиши ЮФиДжэй файнэншл груп») (1,2 триллиона американских долларов), Mizuho Financial Group («Мизухо файнэншл груп») (1,4 триллиона долларов) и Sumitomo Mitsui Financial Group («Сумитомо Мицуи файнэншл груп») (1,3 триллиона долларов). По состоянию на декабрь 2006 г. Токийская фондовая биржа с рыночной капитализацией более 549,7 триллионов йен является второй по величине в мире.

Всеобъемлющий рост реальной экономики с 1960-х по 1980-е годы называли «японским экономическим чудом»: в среднем 10% в год в 1960-е, 5% в 1970-е и 4% в 1980-е. Рост существенно замедлился в 90-е годы, в основном из-за последствий чрезмерных инвестиций в конце 80-х годов и внутренней политики, направленной на вытеснение избыточных спекулятивных капиталов с фондового рынка и рынка недвижимости. Попытки правительства оживить экономический рост увенчались незначительными успехами, а в 2000 и 2001 г.г. были еще сильнее заторможены из-за замедления мировой экономики. Тем не менее, после 2005 г. экономика показала уверенные признаки восстановления. Рост ВВП за этот год составил 2,8%, а за четвертый квартал в годовом исчислении - 5,5%, что превзошло темпы роста США и стран Европейского Союза за тот же период.

Поскольку лишь 15% японских земель пригодно для сельскохозяйственной обработки, применяется система террасного земледелия на небольших площадях. Результатом этого является одна из самых высоких в мире урожайность с единицы площади при больших сельскохозяйственных субсидиях и защитных пошлинах. Япония импортирует около 50% зерна и кормовых культур, кроме риса, а также большую часть потребляемого мяса. В рыболовстве Япония занимает второе место в мире после Китая по тоннажу выловленной рыбы. Япония содержит один из самых больших в мире рыболовных флотов, улов рыбы составляет примерно 15% от мирового. Япония импортирует из других стран почти всю нефть и продукты питания.

Транспортная инфраструктура Японии чрезвычайно хорошо развита. На 2004 год она насчитывала 1 177 278 километров заасфальтированных дорог, 173 аэропорта и 23 577 километров железнодорожных путей. У частных компаний, занимающихся строительством платных дорог, немало конкурентов, а железнодорожные компании борются за популярность на региональных и местных рынках. Среди них особенно выделяются 7 крупных предприятий: JR («Джапан Рейлвей Груп»), Kintetsu Corporation («Кинтетсу Корпорейшн»), Seibu Railway («Сейбу Рейлвей») и Keio Corporation («Кейо Корпорейшн»). В числе крупнейших авиационных компаний можно назвать All Nippon Airways (ANA) и Japan Airlines (JAL), а наибольшими портами страны считаются Йокогама и Нагойя. Энергию в стране вырабатывают из нефти, природных газов и угля. Ядерная энергетика занимает треть всего производства электроэнергии; в планах японцев - удвоить эти показатели в ближайшие десятилетия.

Роль Японии в мировой экономике

Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3% импорта и 8,9% мирового экспорта (1999 г). Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте - топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.).

Япония также занимает первое место в мире по размерам золото -валютных резервов, на её долю приходится 40% мировых банковских активов. Шесть японских банков входят в первую десятку крупнейших банков мира. Объём её прямых зарубежных инвестиций превышает 311 млрд. долл.(1999 г.), что составляет 11,7% мировых инвестиций.

Основными экспортными партнерами Японии являются США - 22,8%, ЕС - 14,5%, Китай - 14,3%, Южная Корея - 7,8%, Тайвань - 6,8% и Гонконг - 5,6% (данные за 2006 год). Главные товары на экспорт - транспортное оборудование, автомобили, электроника, электрооборудование и химикаты. Поскольку природные ресурсы страны ограничены, Япония очень зависит от иностранного сырья и импортирует разнообразные товары из-за границы. Основными партнерами Японии по импорту являются Китай - 20,5%, США - 12%, ЕС - 10,3% Саудовская Аравия - 6,4%, ОАЭ - 5,5%, Австралия - 4,8%, Южная Корея - 4,7%, а также Индонезия - 4,2% (данные 2006 года). Главные импортные товары - техника и оборудование, природное топливо, пищевые продукты (особенно говядина), химикаты, текстиль и промышленное сырье. В целом, основными торговыми партнерами Японии являются Китай и США.

За 2008-2009 годы профицит торгового баланса вырос в 6 раз: в сентябре 2008 года он составлял 90 млрд иен ($1 млрд) в сентябре 2009 года - 529,6 млрд иен ($5,7 млрд). По сравнению с сентябрём 2008 года, в 2009 году профицит в торговле с Россией сменился дефицитом и составил 52,65 млрд иен ($580 млн).


Top