Монтескье шарль луи биография. Монтескье краткая биография

МОНТЕСКЬЁ ШАРЛЬ ЛУИ ДЕ СЕКОНДА - французский пи-са-тель, фи-ло-соф, один из круп-ней-ших пред-ста-ви-те-лей французского Про-све-ще-ния, член Французской ака-де-мии (1728 год).

Вы-хо-дец из гас-кон-ско-го ари-сто-кра-тического ро-да. По-лу-чил клас-сическое об-ра-зо-ва-ние в кол-ле-же ора-то-ри-ан-цев (окон-чил в 1705 году), изу-чал пра-во в Бор-до и Па-ри-же . В 1716 года по-сле смер-ти дя-ди унас-ле-довал долж-ность ви-це-пре-зи-ден-та пар-ла-мен-та Бор-до, а так-же ти-тул ба-ро-на де Мон-тес-кьё. Бы-ст-ро раз-оча-ро-вав-шись в госудрственной служ-бе, Ш.Л. де С. Монтескьё по-свя-тил се-бя за-ня-ти-ям ис-то-ри-ей, пра-вом и ес-те-ст-во-зна-ни-ем.

Де-бю-ти-ро-вал в ли-те-ра-ту-ре эпи-сто-ляр-ным ро-ма-ном «Пер-сид-ские пись-ма» («Lettres persanes», 1721 год; русский перевод 1789 год), став-шим од-ной из вер-шин французской фи-лосовской и са-ти-рической про-зы XVIII века. От-да-вая дань гос-под-ство-вав-шей мо-де на восточный эк-зо-тизм, Ш.Л. де С Монтескьё изо-бра-зил в ка-че-ст-ве главных дей-ст-вую-щих лиц пер-сов Уз-бе-ка и Ри-ку, ко-то-рые в сво-их пись-мах с по-зи-ции близ-ко-го к при-ро-де «ес-те-ст-вен-но-го» соз-на-ния кри-ти-че-ски оце-ни-ва-ют французскую ре-аль-ность по-след-них лет цар-ст-во-ва-ния Лю-до-ви-ка XIV с при-су-щи-ми ей па-де-ни-ем нра-вов, уси-ле-ни-ем дес-по-тиз-ма и хан-же-ст-ва.

В 1726 году Ш.Л. де С. Монтескьё пе-ре-ехал в Па-риж, где не-на-дол-го по-пал в во-до-во-рот са-лон-ной жиз-ни. Твор-че-ст-во Ш.Л. де С. Монтескьё «свет-ско-го» пе-рио-да зна-ме-ну-ет-ся ин-те-ре-сом к иг-ри-вым эро-ти-ко-ми-фо-ло-гическим сю-же-там и в це-лом раз-ви-ва-ет-ся в рус-ле ро-ко-ко: про-за-ической пас-то-ра-ли «Книд-ский храм» («Le temple de Gnide», 1724 год; руский перевод 1770 год), «Пу-те-ше-ст-вие на Па-фос» («Voyage а̀ Paphos», 1727 год).

В 1728 году, про-дав долж-ность в пар-ла-мен-те Бор-до, Ш.Л. де С. Монтескьё от-пра-вил-ся в пу-те-ше-ст-вие по Ев-ро-пе, с октября 1728 года по апрель 1731 гоа жил в Анг-лии, где ув-лёк-ся фи-ло-со-фи-ей Дж. Лок-ка и изу-че-ни-ем английской по-ли-тической сис-те-мы. Кри-ти-ка ни-чем не ог-ра-ни-чен-ной еди-но-лич-ной вла-сти со-дер-жит-ся в диа-ло-ге «Сул-ла и Ев-крат» («Sylla et Eucrate», до 1727 года). Ав-тор трак-та-та «Опыт о вку-се» («Essai sur le goût...», изд. в «Эн-цик-ло-пе-дии» Д. Дид-ро в 1757 году), в ко-то-ром вы-сту-пил сто-рон-ни-ком клас-си-циз-ма. Дол-гое вре-мя Ш.Л. де С. Монтескье вёл днев-ник, его мак-си-мы, афо-риз-мы, за-мет-ки по-смерт-но опуб-ли-ко-ва-ны в сборике «Мыс-ли» («Penseées», издан в 1899 году).

Ши-ро-кую из-вест-ность по-лу-чи-ли «Рас-су-ж-де-ния о при-чи-нах ве-ли-че-ст-ва рим-ско-го на-ро-да и его упад-ка» («Con-si-dé-rations sur les cau-ses de la grandeur de Romains et de leur dе́cadence», 1734 год; рус. пер. 1769 год) и «Дух за-ко-нов» («L’es-prit des lois», опубл. ано-ним-но в Же-не-ве в 1748 году; рус. пер., ч. 1-4, 1809-1814 годы).

Ш.Л. де С. Монтескьё вы-де-лял три основные фор-мы прав-ле-ния: рес-пуб-ли-ку, мо-нар-хию, дес-по-тию. При рес-пуб-ли-кан-ском прав-ле-нии вер-хов-ная власть на-хо-дит-ся в ру-ках все-го на-ро-да или его час-ти, пред-по-сыл-кой его яв-ля-ют-ся гражданские доб-ро-де-те-ли (по-че-му рес-пуб-ли-ки и ред-ки). Мо-нар-хия, управ-ляе-мая од-ним ли-цом, не мо-жет су-ще-ст-во-вать без «прин-ци-па чес-ти». Дес-по-тизм же, ис-поль-зую-щий власть по сво-ему про-из-во-лу, ну-ж-да-ет-ся в по-сто-ян-ном стра-хе под-дан-ных пе-ред на-ка-за-ния-ми.

По-ли-тический иде-ал Ш.Л. де С. Монтескьё - кон-сти-туционная мо-нар-хия (по об-раз-цу анг-лий-ской). Вслед за Дж. Лок-ком Ш.Л. де С. Монтескьё от-стаи-вал прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей в го-су-дар-ст-ве - за-ко-но-да-тель-ной, ис-пол-ни-тель-ной и су-деб-ной (сме-ше-ние их ве-дёт к дес-по-тиз-му).

Фор-мы прав-ле-ния Ш.Л. де С. Монтескьё ста-вил в пря-мую за-ви-си-мость от гео-гра-фической сре-ды - кли-ма-та, поч-вы и рель-е-фа ме-ст-но-сти. Хо-лод-ный (сред-не-ев-ропейский) кли-мат он счи-тал бла-го-при-ят-ным для ус-та-нов-ле-ния по-ли-тической сво-бо-ды, в то вре-мя как жар-кий - спо-соб-ст-вую-щим «ду-ху раб-ст-ва». Ана-ло-гич-но в «бес-плод-ной» поч-ве Ш.Л. де С. Монтескьё ви-дел пред-по-сыл-ку вос-пи-та-ния у лю-дей изо-бре-та-тель-но-сти, му-же-ст-ва, воз-дер-жан-но-сти и, как след-ст-вие, ус-та-нов-ле-ния рес-пуб-ли-кан-ской фор-мы прав-ле-ния. Рель-еф ме-ст-но-сти оп-ре-де-ля-ет ве-ли-чи-ну тер-ри-то-рии го-су-дар-ст-ва: на об-шир-ных рав-ни-нах воз-ни-ка-ют го-су-дар-ст-ва боль-шой про-тя-жён-но-сти, а на пе-ре-се-чён-ной ме-ст-но-сти - го-су-дар-ст-ва ма-лых и сред-них раз-ме-ров, при этом об-шир-ные го-су-дар-ст-ва мо-гут управ-лять-ся толь-ко дес-по-тической вла-стью, в ма-лых же стра-нах за-ко-но-мер-но воз-ни-ка-ют рес-пуб-ли-ки. «Мно-гие ве-щи управ-ля-ют людь-ми: кли-мат, ре-ли-гия, за-ко-ны, прин-ци-пы прав-ле-ния, при-ме-ры про-ш-ло-го, нра-вы, обы-чаи; как ре-зуль-тат все-го это-го об-ра-зу-ет-ся об-щий дух на-ро-да» («О ду-хе за-ко-нов», кн. 19, гл. 4), ха-рак-те-ри-зую-щий у Ш.Л. де Монтескьё об-раз жиз-ни, дей-ст-вий, по-ве-де-ния оп-ре-де-лён-ной ис-то-рической общ-но-сти лю-дей.

Ш.Л. де С. Монтескьё ока-зал влия-ние на К.А. Гель-ве-ция, Ж.Ж. Рус-со, Т. Джеф-фер-со-на , А. Фер-гю-со-на, а так-же на пред-ста-ви-те-лей гео-гра-фической шко-лы в со-цио-ло-гии. Обос-но-ван-ный Ш.Л. де С. Монтескьё прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей был ис-поль-зо-ван со-ста-ви-те-ля-ми американской кон-сти-ту-ции (1787 года).

Сочинения:

Из-бран-ные про-из-ве-де-ния. М., 1955;

Œuv-res complètes. Oxf., 1988-2009-. Vol. 1-18-;

Œuvres complètes. P., 1990. Vol. 1-2;

Пер-сид-ские пись-ма // Фран-цуз-ский фри-воль-ный ро-ман. М., 2007.

Дополнительная литература:

Бас-кин М.П. Мон-тес-кье. 2-е изд. М., 1975;

Quoniam T. Montesquieu: son huma-ni-sme, son civisme. P., 1977;

Baum J.A. Mon-tes-quieu and social theory. Oxf., 1979;

Benre-kas-sa G. Montesquieu. P., 1987;

Desgraves L. Répertoire des ouvrages et des articles sur Montesquieu. Gen., 1988;

Starobinski J. Montesquieu. P., 1994;

Chiappe J.-F. Mon-tes-quieu: l’homme et l’héritage. Monaco; P., 1998.

) (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu ; 18 января - 10 февраля ) - французский писатель, правовед и философ , автор романа «Персидские письма », статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел », труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей .

Биография

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо , доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред , верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли .

Значение

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита .

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии (см. Представительная демократия). Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти , которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Политическое учение

  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии - честь, а для деспотии - страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Краткий обзор произведения «О духе законов»

Законы

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу - отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу - отсюда война между отдельными лицами. Цель войны - победа; цель победы - завоевание; цель завоевания - сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в любом обществе объективные общие причины морального и физического порядка, определяющие «дух народа» и соответствующие формы и нормы его государственной и правовой жизни.

Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа. Важно избегать всего, что может изменить общий дух нации; законодатель должен сообразоваться с народным духом, поскольку этот дух не противен принципам правления, так как лучше всего мы делаем то, что делаем свободно и в согласии с нашим природным гением; Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней - политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.

О трёх различных образах правления

Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомлённые люди. «Республиканское правление - это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия); монархическое, - при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

  • Республика - добродетель,
  • Монархия - честь,
  • Деспотия - страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. В общем виде Монтескьё отмечает, что естественно и должно определять, по его мнению, главное направление аристократического законодательства в целом.

В монархии основные законы определяют «существование посредствующих каналов, по которым движется власть». Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, - отделение государства от гражданского общества и разделение властей.

«Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они - всё, во втором - потому, что они ничто. Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие; главное - это безопасность гражданина».

Политический либерализм - убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм - общественное движение:

Провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества;

Поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции;

Поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Работы

  • «Персидские письма », 1721.
  • «Книдский храм » (фр. Le Temple de Gnide ), 1725
  • «Опыт о вкусе», 1753

Издания и переводчики на русский язык

  • Антиох Кантемир (перевод не сохр.)
  • Е. Корнеев
  • П. Николаев
  • С. Башилов
  • Егор Чиляев
  • А. Воейкова

Напишите отзыв о статье "Монтескьё, Шарль-Луи де Секонда"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Альбина Л. Л. Екатерина II - читатель ""О духе законов" Монтескье // Книга в меняющемся мире: 7-я научн. конф. по проблемам книговедения. Секция библиофильства. Тез. докладов. М., 1992. С. 3-4.
  • Плавинская Н.Ю.
  • Ш. Монтескьё. Избранные произведения. - М., 1955.

Примечания

Научные и академические посты
Предшественник:
Луи де Саси
Кресло 2
Французская академия

-
Преемник:
Вивьен де Шатобрен, Жан Батист

Отрывок, характеризующий Монтескьё, Шарль-Луи де Секонда

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
– C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.

Шарль-Луи де Секонда (барон Ла Бред и де Монтескье) родился 18 января 1689 г. недалеко от французского города Бордо в фамильном замке Ландберд. О семье Шарля Монтескье известно очень мало. Отец – Жак де Секонда, барон де Ла Бред был младшим сыном в семье и поэтому не унаследовал родовых земель. Жак женился на представительнице английской фамилии Пенель. В приданое за женой супруг получил замок Ла Бред, в котором и родился Шарль.

Шарль лишился матери, когда ему исполнилось семь лет. Для получения образования Шарль был отдан отцом в духовное училище. Здесь Монтескье знакомится с античной философией и литературой.

В 1713 г. умер отец Шарля, и его опекуном стал дядя. Он определил племянника на службу в парламент. Необходимо заметить, что парламент тех времен отличался от современного законодательного органа. В те времена это была высшая судебная инстанция по гражданским и уголовным делам.

В 1715 г. Шарль женился на Жанне де Латирг, невесте, которую ему в свое время выбрал дядя.

В 1716 г. дядя Шарля Монтескье умер. Он завещал племяннику своё имя, титул и состояние, а также должность президента парламента в Бордо. Так Монтескье в возрасте 27 лет стал президентом парламента Бордо и активно взялся за исполнение новых обязанностей.

Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. Изучение права занимало у Шарля много времени. Бордо в те времена был одним из интеллектуальных центров Франции. Члены магистратуры и многие адвокаты интересовались литературой, наукой и искусством. Они организовали небольшой кружок, который впоследствии перерос в Бордоскую академию, открытую в 1713 г.

В 1716 г. Монтескье был избран членом академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук – «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах».

Определенную известность Монтескье принесли успехи на литературном поприще. В 1721 г. вышел в свет его роман «Персидские письма». Роман был выпущен под вымышленной фамилией. Книга была признана запрещенной, но, тем не менее, за границей ее регулярно переиздавали, а автор стал популярен. Запрет романа цензурой лишь способствовал росту его популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов того времени.

В 1726 г. Шарль Монтескье продает свою должность в парламенте Бордо, что вполне соответствовало принятым в те времена обычаям, и переезжает в Париж. Вскоре после его переезда появляется поэма в прозе «Путешествие в Париж», напоминающая «Персидские письма». Он продолжает писать на тему политики и права, и уже тогда задумывает обширный труд, посвященный непосредственно праву.

В 1728 г. Монтескье стал членом Французской академии, а позднее был избран в лондонскую и берлинскую академии. В это время появляются некоторые его сочинения на политико-правовые темы, например, «Размышления о богатствах Испании», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и др.

С 1728 по 1731 год Монтескье предпринял путешествие по странам Европы – Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, а также темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Здесь он посещал сессии Палаты общин. Его заинтересовала открытая критика правительственной политики, которая была разрешена оппозиционным партиям в парламенте и газетах. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление.

Жизнь Монтескье почти целиком была посвящена чтению, размышлениям, работе над своими сочинениями. В библиотеке в Лабреде он изо дня в день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю. Монтескье обладал замкнутым характером и позволял себе открытость лишь среди друзей. Он лишь иногда появлялся в парижских салонах, но при этом стоял в стороне и наблюдал за разнообразием человеческих типов.

В конце 1748 г. в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О духе законов», впоследствии ставшей одной из наиболее известных, если не самой известной работой Шарля Луи Монтескье. Книга попала в список запрещенных, но в самое короткое время разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий – не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье,– 22 переиздания. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин – сын и наследник Людовика XV – проявил к ней интерес.

Заключительные годы жизни Шарля Луи Монтескье были посвящены переработке трудов, главным образом, «О духе законов» и «Персидских писем». Самым последним его сочинением стал «Опыт о вкусе», который был опубликован уже посмертно, в 1757 г., в одном из томов «Энциклопедии», составлением которой руководил Д. Дидро.

Истощенный многолетними исследованиями и сочинительством, почти слепой от катаракты, однако, завоевавший славу и закончивший свой великий труд, Монтескье умер в Париже 10 февраля 1755 г. и был похоронен в соборе св. Сюльпиция.

Французский мыслитель, философ эпохи Просвещения, правовед – Монтескье Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред родился 18 января 1689 г., замок Ла Бред близ Бордо.

Отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль был вторым из шестерых детей.

Образ жизни семьи был простым, мальчик много общался со сверстниками-крестьянами. В детстве в нем сформировалась привычка одеваться и вести себя просто, любовь к деревенской жизни и острому народному словцу.

Шарлю едва исполнилось 7 лет, когда неожиданно умерла его мать. Все заботы о воспитании шестерых детей легли на плечи отца. В 10 лет Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи в Бордо, где он учился с 1700 по 1705 гг. получив образование, по большей части, светское.

В 1705 г. Монтескье вернулся в замок отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию. Планировалось, что он станет наследником бездетного дядюшки, от которого ему достанется место в Бордоском парламенте, поэтому Монтескье активно штудировал право и в 1708 г. стал адвокатом.

В 1713 г. умер отец Монтескье. После смерти отца, Монтескье на правах старшего сына стал владельцем родового замка Ла-Бред. Дядя, ставший его опекуном, постарался как можно скорее женить племянника на девушке с хорошим приданым и определить его на службу в парламент. Дядя остановил свой выбор на Жанне Лартиг. Это была некрасивая, хромая девушка, но обладавшая солидным приданым.

Брак Монтескье едва не расстроился, так как невеста была ревностной кальвинисткой, сам факт принадлежности к запрещенной религии рассматривался как уголовное преступление. Об обращении невесты в католичество не могло быть и речи. Пришлось обойти закон, что удалось сделать без труда, так как католическому священнику, венчавшему Монтескье, не пришло и в голову осведомиться о вероисповедании невесты. Бракосочетание состоялось в 1715 г. всего при двух свидетелях, из которых один едва умел расписаться в церковной книге.

Монтескье навсегда запер супругу в стенах дома, не выпуская ни в столицу, ни даже в Бордо. Он относился к ней с уважением, хотя и не считал нужным хранить верность. Жена подарила ему сына и двух дочерей. Младшая была любимицей отца, что, впрочем, не мешало барону обращаться с ней, как со старшими детьми, весьма сурово.

Монтескье любил дамское общество и пользовался успехом у прекрасного пола. Но он, кажется, за всю жизнь ни разу серьезно не любил ни одной женщины. Бывали, конечно, увлечения, но рассудочность и скептицизм брали свое.

В 1716 г. после смерти дяди 27-летний Шарль Луи занял видное положение президента парламента. Эта должность преимущественно была связана с судейскими функциями. Парламентские обязанности занимали его, скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 г. Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук: «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

В 1721 г. Монтескье анонимно опубликовал книгу «Персидские письма», которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. Книгу отнесли к запрещенным, тем не менее, за границей ее регулярно переиздавали, автор стал популярен и преисполнился честолюбивых надежд, связанных с литературой.

В уста героев «Персидских писем» Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов.

Шумная литературная слава повлекла Монтескье в столицу. С трудом сложив с себя судейские обязанности и полномочия президента Академии Бордо, Монтескье в 1726 г. перебрался в Париж, периодически наезжая к семье в Бордо и Ла Бред. Он любил столичные салоны за изысканную светскость. Приложив некоторые усилия, Монтескье в 1728 г. стал членом Французской академии, продолжал писать на тему политики и права в духе изящной словесности.

В 1728-1731 гг. Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы: Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения.

В конце 1748 г. в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя книга попала в список запрещенных, в самое короткое время она разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес.

В центре внимания книги лежала теория о формах власти. Монтескье отказывал в праве на существование деспотизму и тирании как формам правления. Книга поразила современников своим стилем: Его сочинение приглашало читателя на живописные прогулки по странам и эпохам, которые позволяли увидеть все разнообразие человеческих обычаев и установок.

Последние годы жизни Монтескье провел в своем замке, совершенствуя текст «Духа законов» и «Персидских писем». К концу жизни полемика вокруг них почти угасла. В 1753 г. написал свое последнее произведение «Опыт о вкусе», которое было опубликовано посмертно в 1757 г. в одном из томов «Энциклопедии».

В 1754 г. Монтескье срочно выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступал в защиту автора книги «О духе законов». Профессор был арестован и заключен в Бастилию, как человек политически неблагонадежный. Монтескье стал энергично хлопотать за несчастного профессора и добился при помощи своих влиятельных друзей его освобождения, но в Париже Монтескье простудился и заболел.

Умер Шарль Монтескье 10 февраля 1755 г. в Париже от воспаления легких. Похоронен в церкви Сен-Сюльпис (могила не сохранилась). За его гробом шел лишь Дидро, похоронная церемония была очень скромной.

Вся жизнь Монтескье была посвящена чтению, размышлениям и медленной, скрупулезной работе над своими сочинениями. В огромной библиотеке в Ла Бреде он почти каждый день сидел перед камином, читая или медленно диктуя секретарю.

Монтескье Шарль Луи

Французский просветитель, правовед, философ. Шарль Луи Секонда барон де Ла-Бред и де Монтескье родился 18 января 1689 года в Бреде, возле Бордо, главного города департамента Жиронда, на юго-западе Франции. Его родители принадлежали к знатному феодальному роду.

Фамилию Монтескье, получившую всемирную известность, Шарль Луи Секонда принял в 1716 году от своего бездетного дяди, который завещал ему все свое состояние. В десятилетнем возрасте Шарль был определен в колледж при монастыре в Жюльи, который основали ораторианцы. Образование включало знакомство с античной литературой и философией. В 1705 году, 11 августа, день в день через пять лет после поступления в колледж, Монтескье вернулся в замок своего отца и начал самостоятельно изучать юриспруденцию, поскольку, по всей видимости, в семье было уже решено, что после смерти дяди должность президента парламента в Бордо перейдет к нему.

В 1713 году умер отец Монтескье. Дядя, ставший его опекуном постарался как можно скорее женить племянника на девушке с хорошим приданым и определить его на службу в парламент. Бракосочетание состоялось 30 апреля 1715 года всего при двух свидетелях, из которых один едва умел расписаться в церковной книге.

В своем сочинении "О духе законов" Монтескье высказывает свой взгляд на брак. "Девушки, для которых только с браком открываются удовольствия и свобода, - говорит он, - которые обладают умом, не осмеливающимся думать, сердцем, не смеющим чувствовать, ушами, не смеющими слышать, и глазами, не смеющими видеть, - достаточно расположены к браку; но юношей к нему приходится побуждать. Так как роскошь монархии делает брак дорогим и обременительным, то побуждением к нему должно служить богатство, которое могут принести с собою жены, и надежды на потомство".

В 1716 году после смерти дяди 27-летний Шарль Луи занял видное положение президента парламента. Эта должность преимущественно была связана с судейскими функциями. Тогда же он получил также титул барона и имя Монтескье.

Монтескье любил дамское общество и пользовался успехом у прекрасного пола. Служба мало привлекала его. Но вынужденный опыт судебной практики не пропал даром: освоение запутанной системы французского права оказалось весьма полезным позже, когда Монтескье принялся за свой знаменитый труд "О духе законов".

Монтескье занимался по очереди почти всеми естественными науками и представил в академию массу рефератов. Он написал "Рассуждения о системе идей", "Исследование о сущности болезней", "О причинах эхо", "О политике римлян в области религии", "О тяжести", "О приливах и отливах", "Замечания о естественной истории", "О прозрачности тел", "О назначении почечных желез" и много других работ. Но вот в 1721 году появилось произведение, которое вызвало настоящую сенсацию. Хотя "Персидские письма" вышли под вымышленной фамилией автора и печатались в Голландии, его подлинное имя скоро стало известно широкой публике. В "Персидских письмах" Монтескье выступает от лица персов Узбека и Рики, путешествующих по Европе. Он вложил в уста своих героев дерзкую критику политической жизни Франции. Критики утверждали, что план этого произведения и замысел вложить свою сатиру в уста персов заимствованы Монтескье. Но подобное заимствование нисколько не лишает роман оригинальности.

Литературный успех поманил автора в Париж. С немалым трудом он сложил с себя полномочия в провинции. В академии Монтескье успел прочесть два новых труда: "Общие рассуждения об обязанностях человека" и "О различии между уважением и известностью".

В 1726 году Монтескье перебирается в столицу.

В Париже Монтескье приложил большие усилия к тому, чтобы стать членом Парижской академии. И Благодаря поддержке влиятельных лиц ему это удалось. В Париже Монтескье принимал активное участие в деятельности клуба "Антресоль. Каждую субботу члены клуба проводили вместе три часа. Они обсуждали политические новости, события дня, свои труды.

Среди основателей клуба был английский политический деятель Болингброк, эмигрировавший во Францию после "Славной революции" 1688 года. Болингброк своими рассказами об Англии и английских политико-правовых установлениях, может быть, впервые вызвал у Монтескье живейший интерес к этой стране.

Монтескье решил отправиться путешествовать, чтобы изучить политико-правовые установления других стран. Он собирал материал для трактата "О духе законов", который стал целью его жизни.

Путешествие длилось три года. Монтескье довольно быстро объехал всю Европу, а в Англии прожил около полутора лет.

В апреле 1731 года Монтескье оставил Англию и вернулся в свой замок Ла-Бред. В 1734 году выходят "Размышления о причинах величия и падения римлян". В них автор пытался доказать на примере римской истории, что только там, где граждане свободны и независимы, где господствуют республиканские нравы, общество в состоянии успешно развиваться. В конце октября 1748 года в Женеве издатель Барийо напечатал первый небольшой тираж двухтомника "О духе законов". О работе Монтескье знали, поэтому тиражи расхватывались мгновенно. В книге читателю предлагались живописные "прогулки" по странам и эпохам, знакомившие с разнообразием народных обычаев и общественных правил. "Я установил общие принципы и увидел, что частные случаи сами собой подчиняются им, - писал автор в предисловии, - что история каждого народа лишь следствие этих принципов и что всякий частный закон или связан с другим, или вытекает из иного, более общего закона". Определив, что форма правления в стране во многом зависит не от воли законодателя, но от своеобразия самого государства: его размеров, населенности, климата, географии, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и вообще в гуманитарное знание ньютоновский метод, отвергавший вмешательство божественного начала в жизнь природы, а теперь и общества.

Важное место в книге занимала теория форм власти, а именно: республики, монархии, деспотизма. Не берясь судить, что лучше, Монтескье лишь объяснял особенности каждого вида правления, приводя занимательные и яркие примеры из далекой или недавней истории.

Последние годы жизни Монтескье провел в своем замке, продолжая свои любимые литературные занятия. Он решил углубить некоторые места "О духе законов", начал писать историю Теодориха Остготского, обрабатывать для печати заметки о путешествии по Европе. Трактат "О духе законов" завоевывал ему все больше почитателей.

В 1754 году Монтескье выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступил в защиту автора "О духе законов". Ла-Бомель по требованию французского правительства был арестован в Пруссии, выдан Франции и заключен в Бастилию как человек политически неблагонадежный. Получив это известие, Монтескье счел своей нравственной обязанностью выручить Ла-Бомеля из беды. Он стал энергично хлопотать за несчастного профессора и добился при помощи своих влиятельных друзей его освобождения.

В Париже Монтескье простудился и заболел воспалением легких. 10 февраля 1755 года он умер и был погребен в склепе собора Св. Сюльпиция.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/


Top