Место время и условия возникновения христианства. Ислам.Причина, время и место возникновения

Христианство принадлежит к одной из трех крупнейших мировых религий. По численности приверженцев и территории распространения христианство в несколько раз превосходит ислам и буддизм. Основа религии – это признание Иисуса из Назарета мессией, вера в его воскрешение и следование его учениям. До момента своего становления христианство прошло долгий период.

Место и время зарождения Христианства

Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время (I век н. э.), находилась под властью Римской империи. В первые годы своего существования Христианство смогло значительно расшириться на ряд других стран и этнических групп. Уже в 301 году христианство приобрело статус официальной государственной религии Великой Армении.

Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына- мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов. Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос, прямой потомок Давида, что также было указано в Писании. Возникновение Христианства в какой-то мере осуществило раскол в Иудаизме: первыми новообращенными христианами стали евреи. Но значительная часть евреев не смогла признать Иисуса мессией и таким образом сохранила Иудаизм как самостоятельную религию.

Согласно Евангелии (учению Нового Завета), после вознесения Иисуса Христа на небеса, его верные ученики, путем схождения священного пламени, приобрели возможность разговаривать на разных языках, и отправились распространять Христианство по разным странам мира. Так до наших времен сохранились письменные памятки о деятельности апостола Петра, Павла и Андрея Первозванного, который проповедовал Христианство на территории будущей Киевской Руси.

Отличие Христианства от язычества

Говоря о зарождении Христианства, следует отметить, что первые последователи Иисуса были подвержены ужасающим гонениям. Первоначально деятельность христианских проповедников была принята в штыки со стороны еврейского духовенства, которое не приняло учения Иисуса. Позже, после падания Иерусалима, начались преследования римских язычников.

Христианское учение представляло собой полный антипод язычеству, оно осуждало роскошь, многоженство, рабовладение – все то, что было свойственно языческому обществу. Но главным его отличием была вера в одного Бога, монотеизм. Естественно, такое положение вещей не подходило римлянам.

Они приняли строгие меры, чтоб остановить деятельность христианских проповедников: к ним применялись кощунственные казни. Так было вплоть до 313 года, когда к всеобщему удивлению римский император Константин не только остановил гонения на христиан, но и сделал Христианство государственной религией.

В Христианстве, как и в каждой религии, есть свои плюсы и минусы. Но его появление, бесспорно, подняло мир на более возвышенный духовный уровень. Христианство проповедует принципы милосердия, добра и любви к окружающему миру, что немаловажно для высокого ментального развития человека.

Среди простых обывателей, особенно в последнее время , распространено убеждение, что якобы эволюционная теория Дарвина не нашла подтверждения наукой, потому что мол вероятность возникновения жизни ничтожно мала. Она дескать не... мнению, спроектировал и создал вселенную, снабдив её необходимыми законами. Они же иногда приводят в виде аргумента невозможности самопроизвольного возникновения жизни энтропию, как стремление материи к хаосу. Хотя, по сути, энтропия – это стремление материи к равновесию. ...

https://www..html

От былого материка Атлантов Атлантиды. Естественно, что Вход в Шамбалу был на самых задворках Атлантиды и в самом труднодоступном месте , чтобы случайные люди не смогли найти его. НИКТО, кроме Учителей НЕ должен был обнаружить этот Вход. По обыкновению, ... будущей 5 расы, но и те из людей, кто пошёл вместе с ними в Легендарную Шамбалу. Или, скорее всего, в то время - Время Атлантов у неё было другое название - Гиперборея. Но, как и сейчас, эта Страна Учителей и богов была страной мифов и сказок, ...

https://www.сайт/religion/19095

Настроения, появление каких либо неожиданных мыслей, образов, навязчивых состояний, желание петь, плясать или наоборот, необъяснимая тревога или печаль. Во все времена люди совершали паломничества к Местам Силы, в том числе и для обретения физического и душевного здоровья, избавления от бед и неудач в жизни, получения дополнительной энергии для решения важных...

https://www.сайт/journal/140214

Пищи, но и получая её непосредственно из пространства на “местах силы”. Вторая группа положительных “мест силы” - те, которые активируют какую-либо энергоструктуру организма (чакру... Места силы” есть везде. Я их встречал и в Москве, и в Петербурге, и в Варшаве, и в Праге, и в городах, и в лесах, и в болотах, и в горах. У вас, естественно, уже возник вопрос: а как самим находить их? Первое, что для этого нужно, - это выйти сознанием из головы: ум должен замолчать. Второе - мы должны в это время ...

https://www..html

Чувствах. Хотя за внешнюю основу мы всегда принимаем обстоятельства и поступки других. Явная, сразу заметная основа мести , то, почему я хочу мстить- это нанесенный мне ущерб, который вызывает ранящее чувство небезопасности. Предательство, ... . В моем мире от этих смыслов теплее и устойчивее не становится - это важно. Вместо того, чтобы тратить силы и время на восстановление собственных границ, своего дома - я трачу последнее на другого. Тяжелый путь - окунуться, прочувствовать и наконец отпустить...

https://www.сайт/psychology/111562

Вспомним хотя-бы замкнутые касты средневековых ремесленников. А что-же говорить о раннем средневековье, к которому относились и времена рунические или времена саг. Не даром предпочтение воинами скандинавами смерти- ведь жизнь в чертогах Одина вечна, там всегда есть... причём индивидуумом может быть либой проявленный обьект бытия, а в общем смысле, даже планета вся целиком. И его места в пространстве- времени. Тут термин человек не совсем приемлем.,ибо говорит лишь об одной плоскости бытия, И об...

https://www.сайт/journal/18888

Время же не ждет случайно встречи,
Время и не дышит мне в лицо,
Время не садится мне на плечи,
Не пытайся чувствовать его.

Время не поплачет с тобой вместе,
Время не подарит счастья миг,
Время не жалеет горькой мести,
Будет слышен только...

Время - одно из основных понятий философии и физики. Его считают сравнительной мерой движения энергии, оно является одной из четырех координат нашего континуума. Это необратимое течение из прошлого в будущее, внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами

В течение последних, как минимум, трех тысяч лет человек ищет ответ на вопрос - что такое время? Как и почему оно возникло, что собой представляет его поток, чем объяснить необратимость его течения. Вопросы остаются, а ответов пока нет. Множество теорий укладываются в четыре основных концепции: субстанциальная, статическая, динамическая и реляционная.

Время, как субстанция

Субстанциальная концепция полагает, что время - один из атрибутов мироздания, некая нематериальная субстанция, ни от чего не зависящая, но на все влияющая. Это изначально накладывает ограничения, делая невозможным познание этой таинственной сущности. Творец Мира выступает и создателем, и носителем Времени. Ведь до Сотворения мира времени не было, до создания Солнца и отделения Тьмы от Света. Создается Пространство, Вещество и Время. Пространство становится вместилищем Вещества, а Вещество - вместилищем Времени ибо Время есть суть движения частиц. Таким образом, с неизбежностью следует вывод о существовании мира без Времени, о некой начальной точке его запуска.

Мир без времени вообразим человеческим разумом. Скажем, на фотографии мы имеем присутствие вида пространства, вида вещества, но там отсутствует течение времени. Все временные отрезки расположены в зависимости друг от друга, относительно предыдущих причинных отрезков, тотально увязаны с некой точкой начала всех процессов, образуя хроноцепь. Сторонниками данной теории времени являлись Аристотель (385 - 322 г.г. до н. э), Демокрит Абдерский (460 - 370 г.г.), Исаак Ньютон (1642 - 1722 г.г.).

Статическая концепция трактует все события настоящего, прошлого и будущего, как реально существующие одновременно. А наше ощущение времени реальных событий некая иллюзия наших чувств. Выразителем взглядов данного течения являлся древнегреческий поэт и философ Ксенофан (VI - V в.в. до н.э). Он учил неизменности мира, неизменности состояния однородной Вселенной. Однако, большинство современных ученых полагают, что различие между прошлым и будущим является принципиальным. Информация переносится из прошлого в будущее. Второе начало термодинамики указывает на накопление в будущем энтропии.

Динамическая концепция предполагает, что существуют события только настоящего времени - прошлого уже нет, будущего еще нет. Представителем этой теории считают древнегреческого философа Гераклита Эфесского (VI - V в.в. до н.э)

Реляционная теория времени

Реляционная теория полагает, что время как- то связано с материальным миром. Более того, само происхождение времени ставится в зависимость от реальных физических процессов. Так, греческий философ Платон (428/427 - 348/347 г.г. до н.э) считал, что происхождение времени и его количество зависит от движения небесных тел. Датский ученый, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года Альберт Эйнштейн (1879 - 1955 г.г.), стремясь постичь природу и происхождение времени, обнаруживает зависимость течения времени от физических процессов, например, от скорости движения тел, гравитации.

Собственное время любого материального субъекта определяется, в частности, его состоянием, а именно, внутренней энергией протекающих в нем процессов. Реальность этой зависимости есть факт, однако, причина не установлена. Как и Ньютон, Эйнштейн допускает возможность существования времени без материи - пространство-время это вместилище всего сущего. Вселенная начинает свое развитие из состояния, обладающего большой упорядоченностью. И с тех пор становится все более неупорядоченной. Необратимость этого процесса во времени, асимметрия времени, символизируется стрелой, направленной из прошлого в будущее. Это одна из загадок наблюдаемой Вселенной, которая дает основание догадываться о существовании гораздо большего пространства- времени, пока недоступного наблюдению. Есть повод подумать о Мультивселенной, чья динамика позволила бы разобраться в необычных свойствах нашей локальной области.

Отдельно хочется упомянуть о работах по изучению феномена времени советского астрофизика, доктора физико- математических наук Николая Александровича Козырева (1908 - 1983 г.г.). Он обнаруживает связь времени с энергией. Изучая энергию излучения звезд, Козырев приходит к выводу, что величину выделяемой энергии невозможно объяснить термоядерными реакциями. Согласно его теории, звезды и планеты являются машинами, вырабатывающими энергию, сырьем для которых служит время. Оно, в силу особых физических свойств, способно продлить активность и жизнеспособность объекта. Течение времени представляет собой физический процесс, обеспечивающий продолжение жизни во Вселенной, так как чем дольше существуют объекты, тем больше обретают способность к продолжению существования. В своей работе "Причинная механика", (впрочем, критикуемой ортодоксальной наукой) Козырев отмечает, что "...зеркала с алюминиевым покрытием оказались способны отражать и фокусировать "потоки времени". При зеркальном отображении, ход времени, как псевдоскаляр, меняет знак. Поэтому Мир с обратным течением времени должен быть равноценен нашему Миру, отраженному в зеркале. ...опыты показывают, что отражаться зеркалами может только действие излучающих время процессов..."

Колесо времени

Наиболее ранние из дошедших до нас представлений о времени сохранились в мифах и легендах древних цивилизаций . И в них особое место занимает ведическая литература. Древнеиндийские философы считали, что время имеет энергетическую (!) природу. Кроме времени, которое правит в материальном мире (Карья-Кала), они признавали существование вечного времени (Ананда-Кала). Оно является инструментом верховного Бога Кришны. В представлениях первобытных и древних культур время часто принимает антропоморфный облик. В мифологии Древней Греции верховный Бог Зевс, как известно, был сыном Хроноса, Бога Времени.

В преданиях часто упоминается цикличность течения времени. Оно не является "временной стрелой", идущей от прошлого через настоящее к будущему. Оно представляется колесом, циклы движения которого и связанные с этим события бесконечно повторяются. Общеславянская форма слова "время" - верме, в древнерусском языке - веремя. А первоначальное санскритское - vartman - путь, колея, след колеса. Как видим, и здесь всплывает древняя идея колеса, круга, вечного вращения, возвращения, характерная для многих древних цивилизаций. Христианская и новоевропейские идеи линейности или относительности времени противоречат смысловому содержанию термина.

Справедливости ради отметим, что несмотря на то, что некоторые свойства времени удалось открыть, понять его сущность и установить причину его возникновения так и не удается. Оно по-прежнему сохраняет легкую вуаль таинственности и непостижимой привлекательности. Как и старинные часы дедушки...

Друзья! Мы потратили много сил на создание проекта. При копировании материала, пожалуйста, ставьте ссылку на оригинал!

Появление ислама стало событием мировой истории. Из трех мировых религий эта религия является самой «молодой». За многие столетия ислам стал частью бытия миллионов людей в разных странах мира. Для них эта религия является образом мышления и действия, надеждой на справедливость в жизни земной и упование на награду в жизни иной. В данной книге повествуется история возникновения одной из трех величайших мировых религий – ислама, показана роль ислама в развитии социально-экономической и политической структуры восточных обществ и культуры. Рассказана история возникновения и становления этой величайшей религии.

Из серии: Ислам

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История ислама (А. А. Ханников, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Время и место зарождения ислама

Появление ислама стало событием мировой истории. Из трех мировых религий эта религия является самой «молодой».


Если буддизм и христианство возникли в эпоху, которую относят к древности, то ислам появился в раннем средневековье. Основным источником для исследования и описания первоначального ислама является Коран.

Возник ислам в среде арабов, коренных жителей Аравии. Что представлял собой аравийский полуостров в те времена?

Вокруг Аравийского полуострова находятся Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Мертвое море, а также реки Ефрат и Иордан.


Вдоль всего западного, южного и восточного побережья Аравии высятся горные хребты, которые замыкают полуостров со стороны моря и отделяют цветущие прибрежные страны от внутренней Аравии.


Середину внутренней Аравии занимает обширное плоскогорье. На север и юг от плоскогорья расстилаются бесплодные песчаные пустыни, которые занимают треть обширного полуострова.


На этом песчаном море местами разбросаны зеленые, цветущие острова – оазисы.

Иногда благодатным дождем проливаются на землю дождевые облака, задержанные аравийскими горами, но этих дождей очень мало.


Жители Аравии ждут их иногда месяцами. Радостное событие – дождь приветствуют песнями и криками. Вода наполняет овраги и русла высохших рек и бурными потоками стремится по склонам гор к морю и внутрь Аравии в пустыню, но не достигает ни моря, ни пустыни.


Аравийский зной беспощаден. В летнее время в некоторых местах он доходит до 50 градусов, потоки и реки испаряются, или уходят в землю и текут по подземным руслам.


В пустыне эти подземные реки, выбиваясь наружу журчащими ручейками, орошают безжизненные пески, появляется растительность – так образуются оазисы. Плохо орошаемая Аравия бедна растительностью, не богата и животными.

Впоследствии наукой были усвоены географические названия, употреблявшиеся жителями северо-западной части полуострова, где возник ислам.


Для них Сирия была левой стороной (Шам), Йемен – правой (таково значение этих слов); на свою собственную страну они смотрели как на барьер (Хиджаз)) между знойной, низменной прибрежной полосой (Тихамой) и высоким плоскогорьем (Недждом), где сравнительно благоприятные условия орошения позволяли заниматься скотоводством и даже земледелием. В Йемене, Хиджасе, Омане, Неджде – растительность богатая.


Здесь растут кукуруза, ячмень, просо, виноград, финиковые пальмы, в Йемене – сахарный тростник и вечно цветущее кофейное дерево.


Всегда в цветах, плодах, кофейные деревья ласкают взор разнообразием красок. Прохладный морской ветерок колеблет их темно-зеленые листья, среди которых ярко блестят белые, как снег, цветы и алые, как коралл, ягоды. Воздух напоен ароматом, спеют прекрасные плоды на гранатовых и смоковичных деревьях.


Недаром эту страну издавна называют «счастливой Аравией».

Прекрасным климатом отличается и Неджд или Высокая страна. Здесь жара не так сильна, высокие гранитные и песчаниковые хребты открыты всем ветрам, воздух всегда чистый, без особой влажности.


Возвышенности Неджда покрыты прекрасными пастбищами, здесь часто встречаются целые группы деревьев – сидр с его широко раскидывающимися, подобно дубовым, ветвями и колючий тальх.


Все плоскогорье изборождено множеством долин – широких, узких, длинных, извилистых. Долины всегда окаймляют крутые, обрывистые края.

От этих плодородных стран резко отличаются аравийские пустыни. К северу от Неджда тянется огромное пространство, покрытое красноватым песком, который после дождя и грозы принимает малиновый цвет.


От этого бесконечного красного цвета режет глаза, и кажется, что вокруг простирается огромное море, красные волны которого плещут, вздымаются и наполняют пространство своим ярким блеском. Синим шатром над этим красным морем опрокинулось безоблачное небо – ни звука, ни движенья, все пусто и мертво кругом.


Удушливый зной наполняет воздух, печет солнце, жжет раскалившийся песок… Но если показалось черное облако, которое быстро закрывает синеву неба, расползается, растет и движется по пустыне, то горе и одинокому путнику и целому каравану. Это надвигается бич пустыни, удушливый ветер – самум, который повергает в прах на своем пути все живое.


Для мореплавателей страшны морские водовороты, попадая в которые в щепы разлетаются корабли; не менее страшны для людей, находящихся в песчаном море северной Аравийской пустыни воронкообразные пропасти большой глубины, никто не может пока объяснить когда и как они возникают.


Однако еще больше опасностей представляет Красная пустыня, которая расстилается на юг от Неджда. Здесь желтоватый песок прерывается белыми пространствами, которые блестят на солнце. Если ступит сюда нога человека – он погиб. Белые пятна, резко выделяющиеся на желтом фоне пустыни – это зыбучие пески.


Они затягивают человека в свои пучины и обрекают его на неизбежную смерть. Среди этих гибельных топей особенно печальной и грозной известностью пользуется в южной пустыне «море Сафи» (Бахр аль Сафи). Арабы рассказывают, что когда-то царь Сафи, грозивший своим завоеванием арабским племенам, со всем своим войском погиб в этом песчаном море с каменистыми берегами.


До наших дней на дне его лежат груды несметных сокровищ, которых охраняют духи. Но никого не прельщают эти сокровища, суеверный ужас сильнее жажды богатства.

Переход через «Красную пустыню» очень сложен и труден, и нет здесь ни малейшей тропинки, только волну за волной можно увидеть на необъятном море песков.


Ежедневно ветер собирает эти пески в высокие холмы, которые постоянно меняют свою форму. Невыносимый зной, яркий свет, отсутствие воды и растительности лишают сил человека в этих местах. Вокруг него поднимаются высокие хребты, охватывая его со всех сторон своими белыми, прозрачными очертаниями, под ногами его раскаленный песок, кругом ни звука, нет ни птиц, ни зверей в этой безжизненной равнине.


Целые караваны исчезали без следа в Красной пустыне. Но порой перед утомленным взором путников во всей красе появляется оазис. Высоко поднимают свои верхушки финиковые пальмы и манят под свою тень, изумрудно зеленым ковром покрыт соседний с ними холм, сверкает и искриться на солнце ручеек.


Еще нестерпимее становится зной пустыни, еще мучительнее томит жажда, но опытные сыны пустыни не подгоняют своих верблюдов, они знают, что не достигнуть им зеленого холма, не утолит их жажду кристальный ручеек, оазиса нет, это только обман утомленных ярким солнцем глаз – это мираж – довольно обыкновенное явление для пустыни.

Нередко перед глазами путников появляются целые озера. Бесшумно плещут волны по их поверхности, видна легкая рябь у берегов, но… и это мираж, воды нет. Подойдя ближе, путники находят лишь дно давно высохшего озера. Как будто желая увековечить память о себе, озеро, испарившись, оставило свой образ. Так страшно шутит над человеком могучая песчаная аравийская пустыня.

В таких краях очень трудно создать единое могущественное государство. Всюду природа создала естественные границы, положила начало разобщению и разрозненной жизни Аравийского полуострова.


Побережья отделены от внутренней части страны грядою гор, Неджд окружен необозримым песчаным морем, горы и пустыни отделяют его от богатых прибрежных стран. Отдельные части побережья отделены в свою очередь друг от друга огромными скалами. Согласно с природным разделением страны, население Аравии жило в разных условиях и различными способами отыскивало себе средства к жизни.


Древними обитателями Аравийской земли были кочевники, земледельцы, скотоводы. Издавна существовало строгое различие между жителями побережья и жителями пустыни. Арабы, заселявшие прибрежные плодоносные долины, разбросанные между горами, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и торговлей.


С незапамятных времен многие арабские племена кочевали по аравийским пустыням. Для оседлых арабов местом жительства служили город и дом, для кочевых – пустыня и оазис.

Аравия граничила с Египтом, Вавилоном, Палестиной, рядом находились Персия и древнегреческие государства. Известные с глубокой древности Хиджас и Йемен, вели обширную караванную торговлю с Египтом, Сирией и другими соседними и отдаленными странами. Богатая Индия, например, присылала на кораблях свои сокровища: золото, пряности, редких животных, обезьян в Оманскую страну.


Здесь товары перегружались на верблюдов и сухим путем перевозились в южную часть Аравии, откуда, получив местные товары, а также очень чтимый древним миром ладан, караваны направлялись к Йемену, затем шли вдоль западного побережья через города Мекку, Медину и некоторые другие, направляясь в Сирию и к берегам Средиземного моря, а далее в Западную Азию и Юго-Восточную Европу.


Города Мекка и Медина, где первоначально возник ислам, являлись важными промежуточными пунктами караванного пути, который имел для них важное значение: их население обслуживало караваны и участвовало в транзитной торговле.

Однако в дальнейшем направление торгового пути изменилось и корабли поплыли из Индии прямо мимо южных и западных берегов Аравии к египетской гавани. С этих пор торговое торговое процветание стало приходить в упадок.


Правда, живой обмен местных товаров с продуктами Сирии все еще продолжался по старинному караванному пути через Мекку, но караванов стало меньше, и торговля уже не была столь обширна, как в прежние времена, когда богатая Индия снабжала Аравию своими сокровищами. Во многих странах побывали арабы в качестве купцов или воинов-наемников.

В давние времена, когда Северная Аравия жила своей первобытной кочевой жизнью, в южной части Аравийского полуострова находились богатые царства с цветущей культурой – Минейское, с городом Магином, затем Сабейское с городом Саба (Магриб). Сабейское царство было феодальным, и одним из сильных княжеств было Химьярское.


Сабейскому царю в сложной междоусобной борьбе удалось сломить Химьярское княжество и включить его в свою область. С этих пор Сабейское царство стало называться Химьярским.


К началу III века в правой области нижнего Евфрата было выдвинуто особое, полуоседлое, арабское государство Хирское с династией Лахмидов, а для противовеса ему, в конце III века со стороны Римской империи было создано такое же полуоседлое царство Гассанское со столицей Дамаском.


Около середины V века началось образование в центре Аравии – Неджде, третьего, наиболее мощного северно-арабского царства – Киндийского, которое сильно потеснило хирских Лахмидов, но в начале VI века Лахмидам удалось его сломить и оно распалось.

Центральная часть полуострова, где и возник ислам, в своем развитии отставала от северного и южных регионов. В основном здесь занимались кочевым скотоводством, виноградарством и садоводством.


Однако лишь незначительная часть арабов занималась земледелием и торговлей, большинство арабских племен кочевали по пустыне, которая сделала кочевника-бедуина неприхотливым и воздержанным.


Жилищем для него являлся простой шатер, раскинутый во время стоянки, одеждой – плащ и шерстяная рубашка, все имущество его привязано к спине верблюда. С детства он привык спать на жесткой постели, переносить нестерпимый полуденный зной, довольствоваться незначительным количеством пищи.


Финиковая пальма – единственная кормилица бедуина, которая, словно нарочно, создана для жизни в бесплодной знойной пустыне. Она не любит дождя, ей необходимо знойное, безоблачное небо, но зато ее корни нуждаются в обильной влаге.


Пальма дает бедуину все необходимое – доски, бревна, веревки, а главное – плоды, которые по несколько порой месяцев являются единственной пищей. Главным богатством для бедуина являются лошадь и верблюд.


Только верблюд делает возможным переход через зыбучие пески. Это неприхотливое животное, которое называют «кораблем пустыни», терпеливо переносит голод и жажду и в продолжение нескольких дней может обходиться без воды.


Молоко и мясо верблюда идут в пищу, из шерсти делают одежду и шатры, а навозом топят. Не будь верблюда, погиб бы бедуин в каменистых и песчаных пространствах Аравии, поэтому сын пустыни платит ему глубокой признательностью.


В своих песнях он прославляет его добродетели, новорожденного верблюжонка араб носит на руках, за ним ухаживает так же заботливо, как за родным сыном. Никогда араб не ударит своего верблюда, на ходу он подбодряет его только пением, разговаривает с ним, как с товарищем, рассказывает ему длинные истории и сказки.


Как на личную обиду он смотрит на любое неласковое слово, сказанное его любимому животному.

Лошадь араба, как и верблюд, никогда не видит от него ничего, кроме ласки. Бедуин любит ее больше всего на свете. Для него легче потерять жену и детей, нежели коня. Козы, овцы, бараны составляют стада бедуинов.


Арабу-кочевнику хорошо известны дороги и направление оазисов в пустыне. Если по пустыне продвигается целое племя, то на далекое пространство тянутся стада его овец и верблюдов. Подойдя к оазису, кочевники раскидывают шатры. Если их немного, они располагаются в виде круга, если очень много, то в виде длинного ряда, который тянется обыкновенно по берегу ручья.


Летом кочевые арабы редко остаются на одном месте дольше трех, четырех дней. Как только скот съел траву вокруг ручья, они передвигаются дальне по пустыне, а вновь отрастающая трава кормит скот следующего племени. Так с незапамятных времен переходили с места на место бедуины, разделенные на множество мелких племен.

Внутри арабских племен выделялась племенная знать, обогащались наиболее удачливые участники караванной торговли, приобретавшие, владельцы крупных стад и участков обработанных плодородных земель.


Для арабов близкие родственники были всегда уважаемыми прочными союзниками, а степень родства определяла наследование имущества. Важным считалось происхождение, к которому арабы относились почтительно, уважительно и серьезно. Они хорошо знали историю многих поколений своих родственников.

В доисламский период арабы веровали во множество богов и каждое племя поклонялось своему богу.


Почитали камни, особенное метеоритного происхождения, поклонялись идолам, изображавших тех или иных богов или демонов. К святилищу, где находилось изображение идола, его почитатели совершали регулярные паломничества, а кроме них, к нему собирались и люди других племен, которые стремились использовать скопление паломников для торговли.


Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога своего племени, лично пообщаться с ним и таким образом впитать в себе часть его силы. Идолам приносили жертвы, обычно скотом.


Если племя имело своего идола, то в его составе должен был находиться жрец (кахин), в обязанности которого входило обслуживание идола и руководство ритуалом жертвоприношения. Так как молитвенный ритуал еще не был разработан арабами, роль молитв могли играть стихи разных местных поэтов, которые обычно жили при вожде племени.


Дар стихотворчества рассматривался как результат благожелательного отношения к его обладателю со стороны джиннов – особых существ, по представлению арабов, состоявших из воздуха и огня.

Считалось, что у поэта (шаира) имеются личные связи в мире сверхъестественных существ, и его произведения могут оказывать влияние на отношение джиннов к людям.


Шаиры воспевали силу, гордость, мужественность, храбрость арабов, битвы и войны, женскую красоту и любовные отношения, философские проблемы жизни, пейзажи и красоты природы. Порой святилища, где поклонялись божествам – покровителям отдельных племен и родов, приобретали важное значение как торговые пункты, где велась торговля между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, которая в силу географического, экономического и религиозного положения пользовалась особым статусом торгового и религиозного центра.

Считается, на первоначальный характер новой религии – ислама, созданной Пророком Мухаммадом, оказали существенное влияние доисламские древние верования и культы, а также иудаизм, маздеизм и христианство.


Пророк Мухаммад родился летом 570 года в Мекке в доме, который располагался близи храма Каабы. Его матерью была Амина, которая горячо заботилась о нем, оберегая его от бед и несчастий.


Отцу Мухаммада Абдаллаху не довелось увидеть своего своего сына, он умер на пути из Сирии в Мекку вскоре после рождения сына, которому предсказывали великое будущее.


Когда Мухаммаду исполнилось шесть месяцев, на воспитание его взяла Халима из племени кочевников Бану Саад. У нее он рос четыре года.


Став взрослым, Мухаммад всегда с теплотой вспоминал свою воспитательницу и ее нежную заботу о нем. Мусульманское предание сообщает о множестве знамений, окружавших Мухаммада с детства и указывавших на его пророческое избранничество.


Так, в любую жару Мухаммада осеняло небесное облако, а ветви деревьев преклонялись перед ним. Несмотря на трудности с кормом скот Халимы всегда давал молоко.


А однажды, когда Мухаммад за шатрами бедуинов пас ягнят, двое в белых одеждах подошли к мальчику извлекли из его сердца черный сгусток крови, затем сердце омыли и очистили внутренности мальчика снегом из золотого таза.

Все это видел молочный брат Мухаммада, который и рассказал об увиденном своим родителям. После рассказа, перепуганные родители выбежали из шатра, опасаясь за жизнь Мухаммада, Однако Мухаммад был жив и невредим.


Об этом событии несколько раз упоминал и сам Мухаммад, считавший, что ангелы по указанию Бога очистили его от пороков, греха и скверны на всю жизнь.

Приблизительно в шесть лет Мухаммад остался полным сиротой. Со своей матерью Аминой он ездил в Медину, вскоре после поездки она умерла. Воспитанием Мухаммада занялся Абд аль-Муталлиб – дед Мухаммада, мудрый и почитаемый человек, вождь одного из кланов.


Однако через два года дед умер. Опекой Мухаммада по завещанию деда занялся его старший сын Абу Талиб, ставший главой клана хашимитов. Он был хорошим купцом, возглавлял купеческие караваны и пользовался высоким авторитетом среди богатых и влиятельных жителей Мекки. Мухаммад был любимым племянником дяди Абу Талиба, которому очень нравился не по годам сообразительный и расторопный мальчик, быстро вникавший в премудрости торговли, умевший прекрасно обращаться с главными животными пустыни – верблюдами.

Мухаммад порой приходил на ярмарки, базары, знакомился с жизнью иноземцев, прибывшими с караванами в Мекку для торговли, слушал различные рассказы о путешествиях и приключениях.


В десять лет Мухаммаду доверяли пасти стада овец и верблюдов, что было очень непростой и почетной обязанностью.

С 12 лет Абу Талиб стал брать своего племенника в торговые путешествия. Во время одной из войн, когда Мухаммаду исполнилось 15 лет, он был был оруженосцем у своих родственников.


Долгие годы Мухаммад постигал искусство вождения караванов, ведения купеческих дел, заключения сделок, и к 20 годам достиг в этих делах совершенства, став примерным специалистом, честным, добросовестным, умным, деловым, справедливым, с прекрасным характером и репутацией. Многие соплеменники называли его Правдивым и Честным.

К 25 годам Мухаммад отличался благородством, благочестием и умением вести торговые дела. Работал он у зажиточных купцов, но к богатству не стремился. Все больше его стали увлекать проблемы религии. Многие ханифы-богоискатели предсказывали Мухаммаду, что скоро явится миру новый пророк, через которого Бог-Аллах пошлет людям истинное знание и веру тем людям, что заблудились и не знают, ради чего живут на земле, какому богу следует поклонятся, что их теперешние языческие боги не смогут им обеспечить счастье на земле и вечную, блаженную жизнь на небесах.

Вскоре Мухаммад поступил на службу к богатой вдове Хадидже и весьма успешно вел ее торговые дела, что способствовало его активному общению с представителями разных народов и религий. Однажды Хадиджа попросили Мухаммада доставить ее товары в Сирию, по возможности выгодно продать, закупить новые товары из Персии, Греции и Сирии и привезти их для продажи.


Это была очень трудная и сложная торговая операция, которая потребовала от Мухаммада проявления незаурядного торгового мастерства. Мухаммад блестяще справился с ней. После ее успешного завершения богатая вдова стала получать Мухаммаду проводить самые крупные торговые дела.

Через некоторое время Мухаммад женился на Хадидже и, несмотря разницу лет (вдова была на 15 лет старше), брак их был счастливым.


Мухаммад был отличным коммерсантом, однако из-за большой конкуренции получать большие доходы на торговле было очень сложно. Любовь Мухаммада и Хадиджы крепла, приносила им много радости, счастья и компенсировала некоторые торговые неудачи. За 20 лет совместной жизни Хадиджа родила нескольких детей: два мальчика и четыре девочки. Мальчики прожили недолго и умерли, а самая младшая из дочерей – Фатима осталась жить вместе с Мухаммадом и Хадиджей. Она была любимой дочерью отца, пережила его и оставила потомство.

После смерти Хадиджи у Пророка были еще жены, но ни одна из них, насколько известно, не оставила ему наследников.

Заключительный этап сапиентации занял широкий хронологический интервал: от 0,35-0,25 до 0,04-0,03 млн лет назад. Пока точно неизвестно, происходил ли этот процесс путем кладогенеза, т. е. ветвления линий, способом филогенетической дифференцировки или же путем анагенеза-постепенным изменением одного таксона в другой при общем подъеме уровня организации, хотя, как упоминалось выше, более вероятной представляется вторая гипотеза. Высказывается и предположение, что могло иметь место сочетание обоих этих способов эволюционного развития, и ветвление в пределах целостных полиморфных групп дополнялось “прямым” развитием отдельных ветвей (В. В. Бунак).

В науке обсуждаются несколько возможных уровней выделения линии сапиенса: от эоплейстоцена до вюрма. В качестве примера гипотез ранней дивергенции можно назвать концепцию фамногенеза (от греч. “фамнос”-куст) В. В. Бунака (1980), который признает исключительную древность филогенетических корней сапиенса, выделяя его “ветвь” в эоплейстоцене от австралопитекоидного (или даже от еще более раннего) предка. Эта схема обосновывается главным образом находками ранних прогрессивных гоминид в Восточной Африке, как, например, уже упоминавшейся выше “челюсти ЕR 730” из Кении. Она близка к взглядам Г. Хеберера (1944 г. и далее), отраженным в его “гипотезе развертывания”: дивергенция линий сапиенса без сплошного надглазничного торуса (“апроскопины”) и линий архантропов и палеоантропов с сильным рельефом черепа (“проскопины)” от австралопитекоидного предка с умеренно развитым торусом (“олигопроскопины”). В данном случае в основу филогенетической реконструкции положен сложный и достаточно изменчивый признак неясного генезиса - рельеф лобной кости, значение которого тем самым неоправданно преувеличено. Кроме того, если судить по высокому, т. е. типичному для регрессивных структур скелета, уровню изменчивости выступания надглазничного” рельефа у современного человека, в числе его ближайших предков вряд ли были гоминиды с очень слабым развитием или даже отсутствием торуса, как считал Хеберер. В целом гипотезы ранней дивергенции, исключающие из эволюции сапиенса не только неандертальцев, но и эректусов, пока мало обоснованы.

Наиболее распространено мнение о средне- или ранневерхнеплей стоценовом времени возникновения линии сапиенса. В качестве его вероятных предков в разных вариантах филогенетических схем фигурируют различные гоминиды этой эпохи: Вертешсёллеш, Сванскомб и другие находки. Однако выше уже отмечалось, что пока нет возможности достаточно четко дифференцировать линии “пресапиенса” и “пренеандертальца” в среднем плейстоцене. Это наглядно иллюстрируется судьбой весьма распространенной в прошлом концепции “пресапиенса”, согласно которой в среднем плейстоцене уже произошла дивергенция обеих линий: “пресапиенса”, представленной находками Сванскомб и, далее Фонтешевад, и “пренеандертальца”, в основе которой череп из Штейнгейма (Г. Хеберер, А. Валлуа, А. Тома и др.). Однако в последующем обе находки были отнесены к единому кругу ископаемых гоми-кид. Столь же зыбкими могут оказаться и другие, предложенные позже, варианты этих прототипов. Среди более современных модификаций гипотезы пресапиенса можно привести в качестве примера упоминавшуюся выше схему В. В. Бунака (1980), в которой в роли “пресапиенсов” фигурируют уже Сванскомб и Штейнгейм вместе, а “пренеандертальца-ми” являются Араго и Монтморен, или схему Дж. Хайм (1987), согласно которой от архаических плейстоценовых гоминид (Араго, Мауэр) дивергируют линии собственно “пресапиенса” (Фонтешевад) и “пренеандертальца” (Петралона).

Выше рассмотрены некоторые кладогенетические гипотезы сапиентации. Однако пока нет прямых доказательств, что процесс сапиентации осуществлялся путем кладогенеза. Если же придерживаться концепции анагенеза (ароморфной эволюции), более отвечающей специфике поздних этапов антропогенеза, то общая картина сапиентации предстает как неравномерная мозаичная эволюция различных групп палеоантропов, сопровождавшаяся смешениями, потоками генов между популяциями, замедлявшими их дивергенцию и приводившими к развитию по сетевидному типу. При таком способе эволюционного развития было бы, конечно, крайно сложно выделить конкретных “предков”.

По-видимому, отдельные признаки сапиенса могли появляться очень рано, еще даже в эоплейстоцене. Морфологическая изменчивость гоминид вообще велика, и, вероятно, немаловажную роль играли здесь и повторные мутации. Напомним, что подбородочное возвышение известно уже на нижней челюсти восточноафриканского человека из Кении, жившего около 2 млн лет назад, тогда же отмечено и довольно грацильное строение лба; редукция зубов мудрости отчетлива на челюсти примитивного лантьяньского синантропа. Подобные сапиентные тенденции могли возникать в отдельных группах гоминид давно и неоднократно, и в этом смысле можно сказать, что сапиентация имеет глубокие корни, хотя древнейшие “настоящие сапиенсы”, видимо, пока неизвестны ранее 0,1, максимально-0,2-0,25 млн лет назад. Объединение Н.sapiens и Н. пеапderthalensis в рамках одного вида естественно также может удревнить возраст таксона. Последнее внесло значительные изменения в концепцию так называемой “неандертальской фазы”, впервые предложенной А. Хрдличкой более полувека назад. Речь шла о возможности происхождения сапиенса от классических неандертальцев вюрьма.

Роль поздних неандертальцев в эволюции человека уже длительное время остается предметом дискуссий. Если таксой Н. Erectus обычно рассматривается как облигатное звено филогенеза Н. sapiens, то концепция “неандертальской фазы” не является общепризнанной. Крайняя точка зрения-исключение вюрмских неандертальцев вообще из числа прямых предков неоантропа (гипотеза “пресапиенса”) или допущение такой возможности в ограниченной степени и для внеевропейских территорий (например, в Азии от неандертальцев типа Шанидар и Тешик-Таш). При этом принимается возникновение европейского сапиенса от ранних пресапиенсов Европы либо более поздняя миграция сапиенса африканского происхождения в Европу из Африки и (или) Азии.

Сторонники происхождения Н. Sapiens от местных неандертальцев Европы указывают на существование морфологической преемственности между ними в некоторых районах, как, например, в Центральной Европе. Такова реконструируемая по хронологическому и морфологическому принципам линия: ранние неандертальцы (Крапина, Гановцы, Шубаюк, Охос)-поздние неандертальцы (Виндижа, Шипка, Шаля)-ранние сапиенсы (Ветерница, Пшедмости, Брно, Долни-Вестонице и особенно Младеч). В пользу этого взгляда приводятся и факты из области археологии-преемственность позднемустьерской культуры классических неандертальцев и верхнепалеолитической индустрии сапиенса. Указывается также, что если составить комбинированную популяцию из неандертальцев и сапиенсов Европы и Ближнего Востока, то, по краниологическим данным, она обнаруживает не большее отклонение от нормального распределения, чем каждая из этих двух групп в отдельности. Отсюда заключают, что эволюционная трансформация черепа могла реализоваться без существенного нарушения генетического равновесия.

К этому можно добавить, что “переходные формы” встречаются во многих районах Европы в эту эпоху и позднее (Подкумок, Хвалынск, Сходня); неандерталоидные черты отмечаются у многих мустьерских гоминид Восточной Европы и Крыма. По-видимому, в каких-то случаях нельзя исключить возможность филетической преемственности неандертальцев и сапиенсов, тогда как в других “переходные формы” могли быть результатом их поздних смешений. Так, по имеющимся данным, в Передней Азии не прослеживается филетическая преемственность неандертальцев и неоантропов, так как архаический сапиенс (Кафзех) на несколько десятков тысяч лет древнее неандертальцев (Кебара, Табун 1).

Если признать-в соответствии с изменившимися представлениями о таксономическом положении неандертальского человека-достаточно широкую хронологическую и территориальную репрезентативность таксона Н. пеапderthalensis, то неандертальская фаза становится, очевидно, закономерным этапом на пути сапиентации. Если же придерживаться мнения о более узких рамках этого таксона, то неандертальцы могли являться предками сапиенса наряду с другими ископаемыми гоминидами (поздними прогрессивными эректусами или пресапиенсами). Пока остается открытым вопрос: произошло ли около 40000 лет назад вытеснение неандертальцев сапиенсом (с метисацией или без нее), или их эволюционная трансформация в неоантропов (полная или частичная). Одна из недавно высказанных гипотез трансформации (Василик и др., 1989) связывает ее с процессами акселерации, приведшими к значительному изменению физического типа в ходе сапиентации, возможно, в результате воздействия такого глобального фактора, как напряженность геомагнитного поля Земли. схемой

В науке существуют две основные гипотезы о числе центров сапиентации и их локализации на земном шаре: это гипотезы моно- и полицентризма. Разногласие между ними нередко выступает в форме дискуссии между сторонниками “миграционной” и “эволюционной” теорий (У. Хоуэлл).

В отечественной антропологии в течение многих лет разрабатывалась гипотеза “широкого моноцентризма” (Я. Я. Рогинский, 1947, 1949, 1969, 1972 и др.), т. е. происхождения Н. sapiens на одной, хотя и достаточно обширной, территории Средиземья (Восточная Африка, Передняя Азия, Южная и Юго-Восточная Европа). Другой вариант моноцентризма, получивший наибольшее распространение в современной зарубежной антропологии,-концепция африканской (афро-европейской) прародины. Происхожденние неоантропов связывается с Африкой, откуда “протокроманьонцы” мигрировали в Европу-непосредственно или-через переднюю Азию (П. Эндрюс, Г. Брейер, Р. Протш, Л. Шотт„ X. Стрингер и др.). Так, Л. Шотт (1985, 1986) считает, что предок, от которого произошли линии Н.sapiens и Н. Sapiens neanderthalensis, обладал мозаикой признаков-архаических и прогрессивных. Заселение Европы происходило из Северной Африки несколькими волнами. Классические неандертальцы в дальнейшем сформировались под влиянием изоляции и генного дрейфа, но более поздние мигранты Н. Sapiens sapiens смешивались с неандертальским населением, являвшимся потомками более ранних переселенцев. В соответствии со схемой П. Эндрюса (1984) только “западные” (африканские) эректусы являлись предками Н. sapiens. Выделяются две миграционные волны из Африки: в результате первой миграции возникли европейские неандертальцы, а второй-палеоантропы типа Схул-Кафзех и современный человек. С точки зрения африканской гипотезы можно было бы объяснить высокорослость и “тропические” пропорции некоторых ранних мустьерских сапиенсов Передней Азии и, по-видимому, Юго-Восточной Европы. Однако справедливость мнения об их экваториальном происхождении следует еще обосновать уточнением датировок средне- и верхнеплейстоценовых находок из Европы, Передней Азии и Африки, которые пока трудно сопоставлять.

В качестве аргументов моноцентризма используются и биомолекулярные данные. Так, на основе анализа генов митохондриальной ДНК у представителей различных современных рас А. Уилсон и др. (1982) выдвигают гипотезу о резком уменьшении численности гоминид в верхнем плейстоцене и возникновении современного человека около 200 000 лет назад в Африке южнее Сахары, откуда примерно 100 000 лет назад началось его расселение с последующей изоляцией и генным дрейфом. Данные современной популяционной генетики показывают высокую генетическую дифференциацию африканских популяций и, следовательно, длительное время их становления. Предполагается, таким образом, что все современное генетическое разнообразие человечества берет начало в восточноафриканском генетическом пуле.

Однако есть и мнение о происхождении сапиенса от “восточного” (азиатского) ствола Н.erectus (Варк, 1983). При этом речь идет о прямой миграции сапиенса из Азии или “обходной”-из Африки через Азию в Европу. Эта концепция обосновывается преимущественно краниологическими материалами.

Основателем гипотезы полицентризма, т. е. нескольких центров происхождения сапиенса, является американский антрополог Ф. Вейденрейх (1938, 1943). Им выделены 4 таких региона формирования человека современного типа и его рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды),Южная Африка (капоиды или негроиды). Восточная Азия (монголоиды) и Передняя Азия (европеоиды). По своим теоретическим воззрениям Вейденрейх был механоламаркистом, признававшим изначальную способность организма к целесообразным реакциям; в основе его полицентризма лежал ортогенетический принцип. Большую глубину расовых различий признает и другой американский антрополог-К. Кун (1963), выделивший пять независимых центров трансформации Н. Erectus в H. sapiens
Среди современных зарубежных полицентристских схем одна из наиболее разработанных-гипотеза А. Тома (1962, 1964, 1973), в соответствии с которой выделяются три основных очага сапиентации: европеоидно-негроидный (западный), монголоидный и веддо-австрало-айно-идный (восточный). Допускается несколько миграционных волн из Африки в Европу в плейстоцене, в периоды обмеления Средиземного моря, соответствующие ледниковым эпохам. Древнейшая из них представлена популяциями типа Сванскомб-Фонтешевад с примитивной культурой отщепов, вторая-типа Штейнгейм с культурой рубил и третья, позднейшая,-типа Неандерталь с культурой мустье. В межледниковые периоды потомки этих переселенцев оставались в изоляции, причем каждая последующая волна оттесняла предыдущую на север и восток. Это приводило к дивергенции, в итоге которой вытесненные неандертальцами потомки популяций “пресапиенсов” (Сванскомб-Фонтешевад) положили начало формированию гетерогенной группы западных неоантропов, происходившему на территории Юго-Восточной Европы (в понто-кавказ-ской области); в дальнейшем эти популяции сапиенсов продвигались на запад-в Переднюю Азию и Европу, где они вытеснили неандертальцев и заняли их место. В Передней Азии эти неоантропы смешались с местными палеоантропами - неандертальцами, что могло приводить к возникновению популяций типа Схул. В этом первичном западном очаге возникали протоевропеоиды и протонегроиды. Протомонголоиды связаны в своем происхождении с западносибирским центром, они Мигрировали в Центральную Азию, где дали начало монголоидной расе; далее они распространялись на восток, где самостоятельно развивалась веддо-австрало-айноидная ветвь неоантропов.

Независимое формирование сапиенса в нескольких (3-4) центрах объясняется кибернетическим механизмом обратной связи между развитием мозга и культуры. Примечательная особенность схемы Тома (в отличие, например, от полицентризма Вейденрейха) в том, что согласно ей эволюция происходит в пределах одного вида-Н. sapiens, к которому он относит не только неоантропов и палеоантропов, но и архантропов (“теория внутривидовой радиации”). Стройность является сильным местом этой схемы, однако следует все же отметить, что по археологическим материалам следы миграции из Передней Азии в Европу в эпоху мустье не установлены.

К числу традиционных полицентристских концепций, предусматривающих происхождение современных больших рас от местных палеоантропов, относится и гипотеза Ф. Смита (1985), согласно которой выделяются 5 центров сапиентации с независимым возникновением Н. Sapiens от местных неандертальцев в Северной Африке, и южнее Сахары, Западной Азии, Восточной Азии, Европе.
В отечественной антропологии превалируют гипотезы “дицентризма” с выделением двух первичных очагов сапиентации: западного (европеоидно-негроидного) и восточного (монголоидного или австрало-монголоидного). В основе полицентристских концепций отечественных антропологов (В.П. Алексеев, А.А. Зубов и др.) и археологов лежит признание мощной центростремительной роли социогенеза на поздних этапах человеческой эволюции. Основные аргументы полицентризма - отдельные краниологические признаки большого таксономического веса, свидетельствующие о хронологической и морфологической преемственности гоминид в ряде локусов Афроевразии, а также археологические материалы, которые не дают достаточных оснований для выделения единого центра возникновения верхнепалеолитической культуры неоантропов. Вообще картина перехода от среднего палеолита к верхнему оказалась довольно сложной. В среднем палеолите существовало множество независимых самобытных культур, различавшихся по происхождению и темпам развития, но отражавших постепенный характер перехода к верхнему палеолиту. Происходило в целом синхронное развитие каменной индустрии среднего палеолита в Африке, Европе и Азии (Ульрих, 1987).

В то же время было бы, конечно, крайностью утверждать, что число локусов сапиентации равно числу очагов перехода от среднего палеолита к верхнему. Жесткой связи “неандерталец-мустье” или “сапиенс-верхний палеолит” не было: первые сапиенсы появились, как уже говорилось, в мустьерскую эпоху, а неандерталец мог преодолевать верхнепалеолитический рубеж, как это доказывает недавняя находка классического неандертальца в Сен-Сезере (Франция) с ранней верхнепалеолитической культурой шатель-перрон. Разумеется, не все эволюционирующие в направлении сапиенса палеоантропы достигли (в силу разных причин) этого уровня. Темпы сапиентации и конечная судьба эволюционирующей популяции еще во многом зависели от конкретной экологической, социодемографической, эпидемиологической ситуации, от особенностей локальных экониш.

Из предшествующего обзора средне- и верхнеплейстоценовых находок гоминид в Афроевразии следует значительный полиморфизм палеоантропов, который на первый взгляд может использоваться как аргумент в пользу моноцентризма, поскольку изменчивость сапиенса признается более слабой. Следует, впрочем, заметить, что при подобных сравнениях индивидуальная изменчивость формирующихся гоминид обычно сопоставляется с групповой вариабельностью современного человека, которая заведомо ниже. К тому же и полиморфизм ранних неоантропов был достаточно велик. Так, в пределах только европейского континента в верхнем палеолите выделяются до 7 “рас”. Наиболее распространенным вариантом был кроманьонский, возникший около 35000-30000 лет назад. Иногда, впрочем, всех ранних неоантропов верхнего палеолита называют “кроманьонцами”. Однако наряду с собственно кроманьонским типом, получившим это наименование по гроту Кро-Маньон во Франции (1868 г.), и близкими к нему гоминидами из гротов Ментоны (Южная Франция), возможно, Младеч (бывшая Чехоcловакия) и других мест, выделяют и отличные варианты, как Комб-Каппель (Франция), “негроидный” (Гримальди, Франция, или Костенки, бывшая СССР), группу центрально- и восточноевропейских неоантропов (Брно- Пшедмости), тип Шанселад (Франция) и др.
Разумеется, расами их можно называть лишь условно, так как эти находки не обнаруживают связи с определенным ареалом и современными антропологическими типами Европы. Можно думать, что таксономическая ценность разграничительных расовых признаков в верхнем палеолите отличалась от современной.

В. В. Бунак развивал точку зрения о краниологическом (и остеологическом) полиморфизме верхнепалеолитических людей, представлявших смесь вариантов полиморфного вида, еще не распавшегося на расы.
Серия черепов из верхнего палеолита и мезолита Европы, обработанная методом главных компонент, не обнаруживает скоплений сходных вариантов и представляется довольно аморфной (Хенке, 1983).
Моноцентристы, опирающиеся преимущественно на материалы по мономерным маркёрам (митохондриальная ДНК), признают сравнительно позднее происхождение рас как локальных вариантов единой популяции, широко расселившейся впоследствии по всем континентам, за счет миграций, изоляции и генного дрейфа.

В пределах полицентристских концепций возможны разные варианты взаимоотношений процессов сапиентации и расогенеза: параллелизм обоих процессов, большая древность рас по сравнению с сапиенсом или, напротив, большая древность процесса сапиентации. Соответственно наряду с традиционным “глубоким” полицентризмом-концепцией о независимом возникновении больших рас Н. sapiens от локальных групп архантропов или палеоантропов в Африке, Европе и Азии и их изолированном развитии в течение длительного времени (до 1 млн лет)-в последнее время все большее распространение получают гипотезы “умеренного” полицентризма, признающие происхождение рас от единого вида (или подвида) Н.sapiens.

В этом случае принципиальные различия моно- и полицентризма относительно эволюционного уровня выделения больших рас в значительной степени нивелируются, так как речь уже идет о поздней внутривидовой дифференциации единого вида или даже подвида на более или менее обширных территориях. При этом обращает на себя внимание чрезвычайно широкое расселение верхнепалеолитических неоантропов, которые обнаруживаются около 40 000-30 000 лет назад в регионах, весьма удаленных друг от друга (Западная Европа, Северная и Южная Африка, Юго-Восточная и Восточная Азия и др.).

Ныне становится все более очевидным, что формирование основных современных рас человечества - европеоидной, негроидной и монголоидной - совсем необязательно связывать с “собственными” архантропами и даже палеоантропами, как это предусматривалось традиционной полицентристской гипотезой. Современные расы скорее всего возникли в ходе внутривидовой дифференциации уже сложившегося раннего сапиенса, тогда как ископаемые гоминиды предшествовавших эпох антропогенеза внесли сравнительно небольшой вклад в специфические расовые комплексы. В нижнем и среднем палеолите появлялись лишь единичные расовые признаки (например, лопатообразность боковых резцов у монголоидов, выступающий нос у европеоидов и др.), и даже в верхнем палеолите еще не было консолидированных современных расовых комплексов, а только их зачатки. Сами же большие расы современного человечества, видимо, возникли лишь в постпалеолитическое время. Это означает, что сапиенс древнее больших рас, процессы сапиентации и расогенеза совпадали лишь частично.

Так, в расовом отношении верхнепалеолитическое население Европы было еще недостаточно дифференцированным. Европеоидный тип установился с неолита, но некоторые его основные черты, как уже говорилось, прослеживаются ранее. Достоверных свидетельств присутствия монголоидов в Восточной Азии в донеолитическую эпоху фактически нет, хотя в Северной Азии они, возможно, обитали уже в верхнем палеолите, как показывает фрагмент черепа из стоянки Афонтова Гора на Енисее и статуэтки из Мальты и Бурети. В Америку человек проник не позже 30000 лет назад, а может быть, и ранее (до 70000 лет), причем в этот период здесь также еще не было сложившегося монголоидного типа. Австралийский континент и Большая Австралия, очевидно, тоже заселялись “недеференцированными” неоантропами в период от 40 000 до 20 000 лет; древнейшая известная из этого региона находка (Лейк-Мунго) имеет возраст около 26 000 лет Позднеплейстоценовые ископаемые черепа из Юго-Восточной Азии (Вьетнам) занимают в морфологическом отношении промежуточное положение между австаралоидами и монголоидами.

Гипотезы как моно-, так и полицентризма основываются на общепризнанном в антропологии положении моногенизма, т. е. концепции, согласно которой все современные расы человечества представляют собой подразделения единого вида. Н.sapiens.


Top