Красный крест м. Что такое международный красный крест и красный по

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является крупнейшим в мире гуманитарным объединением. Задача Движения – облегчать страдания людей, защищать жизнь и здоровье человека и обеспечивать уважение к человеческой личности, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций.
Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца представлено в 190 странах и пользуется поддержкой миллионов добровольцев. Ими движет сила гуманности.

Структура Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца

В состав Движения входят: Международный Комитет Красного Креста, национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца и Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В августе 1864 года Комитет убедил правительства принять Первую Женевскую конвенцию. Этот договор обязывал армии обеспечить заботу о раненых солдатах, вне зависимости от того, к какой стороне они принадлежали, и ввести единую защитную эмблему медицинской службы: Красный Крест на белом фоне.

В последующие годы национальные комитеты движения были образованы почти во всех европейских странах. Перед Первой мировой войной, через 50 лет после основания Красного Креста и принятия первой Женевской конвенции, в мире насчитывалось 45 национальных обществ помощи раненым. Движение вышло за пределы Европы и получило всеобщее признание.

ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОТОКОЛЫ

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним являются международными соглашениями, которые включают в себя наиболее важные правовые нормы, ограничивающие проявления жестокости на войне. Они обеспечивают защиту тех, кто не принимает участия в боевых действиях (гражданских лиц, медицинского персонала и сотрудников гуманитарных организаций), а также тех, кто прекратил принимать в них участие (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение и военнопленных).

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним являются частью международного гуманитарного права – целой системы правовых положений, которые регламентируют средства и методы ведения военных действий и обеспечивает защиту физических лиц.

Особая защита предоставляется тем, кто не принимает участия в боевых действиях (гражданским лицам, медицинскому персоналу, служителям культа и сотрудникам гуманитарных организаций), а также тем, кто прекратил принимать в них участие (раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение и военнопленным).

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним призывают к мерам по предотвращению (или искоренению) так называемых "серьезных нарушений". Те, кто несут ответственность за подобные нарушения, должны понести наказание.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств, то есть почти все страны мира.

Россия является участником Женевских конвенций с 1954 года, и Дополнительных протоколов с 1990 года.

Четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола к ним 1977 года являются главными юридическими документами международного гуманитарного права:

Женевские конвенции также регулируют правила использования эмблемы Красного Креста и словосочетания "Красный Крест".

Международный комитет Красного Креста (МККК), который был основан в 1863 году, работает по всему миру, оказывая помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяя знания о законах, защищающих жертв войны.

Являясь независимой и нейтральной организацией, МККК обладает мандатом, предусмотренным, главным образом, Женевскими конвенциями 1949 года. МККК находится в Женеве, Швейцария, его сотрудниками являются примерно 16 тысяч человек более чем в 80 странах мира. Финансируется он, в основном, за счет добровольных пожертвований правительств и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

В своей работе МККК основывается на Женевских конвенциях 1949 года, Дополнительных протоколах к ним, на своем Уставе, на Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также на резолюциях Международных конференций Красного Креста и Красного Полумесяца. МККК - независимая нейтральная организация, обеспечивающая гуманитарную защиту и помощь жертвам войны и вооруженного насилия. Он действует в чрезвычайных ситуациях и содействует соблюдению международного гуманитарного права и его имплементации на национальном уровне.

Цели и задачи МККК

Международный Комитет Красного Креста является беспристрастной, нейтральной и независимой организацией, чьи цели и задачи носят исключительно гуманитарный характер и заключаются в том, чтобы защищать жизни и достоинство людей, пострадавших от вооруженных конфликтов и насилия, и предоставлять им помощь.

Пропагандируя и укрепляя гуманитарное право и универсальные гуманитарные принципы, МККК прилагает все усилия к тому, чтобы предотвратить страдания людей.

Структура МККК

МККК иногда называют неправительственной организацией, или НПО. На самом деле, она таковой не является, как не является и международной или межправительственной организацией. Каков же ее статус? На этот вопрос помог ответить Габор Рона из Юридического отдела МККК.

Прежде всего, следует уточнить особенности классификации международных организаций.

Неправительственные организации - это частные организации (ассоциации, федерации, союзы, институты, и другие объединения), не учрежденные правительством или межправительственным соглашением. В силу своей деятельности они могут играть определенную международную роль, но не всегда обладают официальным статусом, а их существование и деятельность не определяются мандатом.

Если деятельность и состав сотрудников организации ограничиваются пределами одного государства, она считается национальной НПО. Если организация действует за пределами государства, то она становится международной НПО. Среди наиболее известных международных НПО - "Врачи без границ", "Международная амнистия", "Хьюман Райтс Уотч", "Оксфам" и др.

Термин "международная организация" или "межправительственная организация" обозначает ассоциацию, учрежденную государствами на основе договора, преследующую общие цели и имеющую специальные органы для выполнения определенных функций. Помимо норм, устанавливающих структуру организации, имеются положения, определяющие ее цель, а также права и обязанности ее членов.

В зависимости от сферы деятельности международные организации могут быть универсальными (ООН, Международная организация по миграции) и региональными (Организация американских государств, Организация африканского единства, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). В отличие от НПО, межправительственные организации, по определению, имеют мандат на существование и деятельность, предоставляемый им государствами, и пользуются определенными условиями работы, которые называются на дипломатическом языке "привилегиями и иммунитетами".

Тогда к какому же типу организации относить МККК? МККК - организация смешанного типа. Государства не давали мандата на существование МККК - частной ассоциации, сформированной на основе швейцарского Гражданского кодекса. Однако функции и деятельность МККК - предоставление защиты и оказание помощи жертвам конфликтов - закреплены мандатом международного сообщества государств. Эти функции и деятельность установлены также нормами международного права, а именно - Женевскими конвенциями, которые являются одними из наиболее широко ратифицированных международных договоров.

В силу этого считается, что МККК, как и любая межправительственная организация, обладает международной правосубъектностью, или особым статусом. Условия его работы (привилегии и иммунитеты) сравнимы с условиями работы ООН, подведомственных ей организаций и других межправительственных организаций. Эти условия включают освобождение от налогов и таможенных сборов, неприкосновенность помещений и документов и иммунитет от судебного вмешательства. Таким образом, МККК может выполнять свои функции по предоставлению защиты и оказанию помощи жертвам конфликтов только при условии уважения принципов, на которых основана его работа - беспристрастности, независимости и нейтральности. Признавая привилегии и иммунитеты МККК, государства и международные организации подтверждают уважение этих принципов. Так, в соответствии международным правовым мандатом МККК, его привилегии и иммунитеты широко признаны правительствами, Организацией Объединенных Наций и другими организациями. Это означает, что в силу той работы, которую выполняет МККК в рамках своего международного мандата, к нему относятся не как к частной организации или неправительственной организации, а как к межправительственной организации.

Юридические основания для основных привилегий и иммунитетов МККК признаются по-разному, в том числе в виде:

1) соглашений о статусе МККК, заключаемых между организацией и государствами, или национальное законодательство (МККК осуществляет значительную деятельность почти в 80 странах, и его международная правосубъектность, юридическая неприкосновенность и свидетельский иммунитет (право на отказ от дачи свидетельских показаний) закреплены либо в договорах, либо в законодательстве государств);

2) судебных решений Недавно Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МУТЮ) провел различие между МККК и НПО, сославшись на его международный правовой мандат и статус, в том числе на право на отказ от дачи свидетельских показаний. Правила процедуры и доказывания недавно созданного Международного уголовного суда, отражающие позицию более чем ста государств, разработавших этот документ, также закрепляют свидетельский иммунитет МККК. (несколько национальных и международных судов приняли решение о юридической неприкосновенности и свидетельском иммунитете МККК);

3) решений Организации Объединенных Наций и других международных организаций (МККК предоставлен статус наблюдателя на Генеральной Ассамблее ООН, ему также предоставлен аналогичный статус другими международными и межправительственными организациями).

§2. Руководящие органы Международного Красного Креста и их компетенция См. Приложение 1

Органами управления МККК являются Ассамблея, Совет Ассамблеи, Директорат и Контрольный орган.

В соответствии с Уставом МККК (ст. 9), высшим органом МККК является Ассамблея. Будучи главным руководящим органом Международного Комитета, она формулирует его политику, определяет основные задачи и стратегические планы, принимает бюджет и финансовые отчеты. Некоторые из своих полномочий Ассамблея передает Совету Ассамблеи. В ее состав входят члены МККК. Все вопросы решаются на ее заседаниях коллегиально. Президентом В настоящее время президентом Ассамблеи является Якоб Келленбергер, доктор филологических наук Цюрихского университета, бывший министр иностранных дел Швейцарии (1999 г.). и вице-президентами Ассамблеи являются президент и вице-президенты МККК.

Совет Ассамблеи является вспомогательным органом Ассамблеи, которому она передает некоторые из своих полномочий. Он готовит повестку дня для заседаний Ассамблеи, выносит решения по вопросам, входящим в его компетенцию, в частности, по вопросам стратегического характера, касающимся общей политики финансирования, кадровой и информационной политики, а также обеспечивает связь между Директоратом и Ассамблеей, которую он систематически информирует о своей деятельности. В его состав входят пять членов, избираемых Ассамблеей. Возглавляет Совет Ассамблеи Президент МККК.

Директорат является исполнительным органом МККК, он несет ответственность за выполнение и обеспечение выполнения поставленных Ассамблеей или Советом Ассамблеи общих задач и осуществление стратегии организации. Он также отвечает за нормальное функционирование подразделений МККК и эффективность работы всех сотрудников Международного Комитета.

Примечательно, что в 2002 году Ассамблеей было принято решение об изменении структуры Директората для более эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией До 25.04.2002 года Директорат состоял из генерального директора и трех директоров. Теперь же обновленный состав Директората назначается Ассамблеей на четырехлетний срок.. Так, генеральным директором был назначен Анжело Гнедингер, а директорами соответствующих Управлений Пьер Кренбюль, Жак Струн, Дорис Пфистер, Ив Даккор, Франсуа Бюньон.

Особое место в структуре руководящих органов МККК занимает Контрольный орган (Контрольная комиссия) Комиссия независима от Директората и подотчетна непосредственно Ассамблее. На него, в соответствии со ст.14 Устава МККК, возложены функции внутреннего аудиторского контроля оперативной и финансовой деятельности. Эта деятельность направлена на осуществление независимой оценки работы организации и выявление соответствия используемых средств ее политике. В финансовой области комиссия играет вспомогательную роль по отношению к внешним ревизорским службам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.

Кроме того, МККК имеет два типа делегаций в различных странах мира:

1) оперативные делегации, действующие в одной стране (их внимание сосредоточено на ответных действиях и коррективных действиях. Они занимаются, в основном, предоставлением защиты и помощи, а также превентивной деятельностью в интересах жертв - гражданского населения, лиц, лишенных свободы, раненых и больных - в ситуациях насилия или когда есть угроза возникновения такой ситуации);

2) региональные делегации, осуществляющие деятельность в нескольких странах (термин "региональная" в этом смысле отражает целый ряд реальных ситуаций в зависимости от конкретных обстоятельств).

В целом региональные делегации МККК можно разделить на две категории:

1) те, что осуществляют деятельность, которая ведется постоянно и в ходе которой внимание, прежде всего, сосредоточено на работе превентивного характера, сотрудничестве с национальными обществами, координации гуманитарной деятельности и гуманитарной дипломатии;

2) те, что осуществляют как постоянную, так и оперативную деятельность. Обе категории выступают в качестве важных систем "раннего предупреждения" в том, что касается политического насилия или назревающего вооруженного конфликта и их возможных последствий в гуманитарном плане. Конечная цель такой организации работы заключается в том, чтобы дать возможность МККК начать действовать заблаговременно, эффективно и правильно, если в стране складывается ситуация внутреннего насилия или начинается вооруженный конфликт.

На самом деле, в соответствии с развитием конкретной ситуации в стране, традиционно региональные делегации могут переориентироваться и превратиться в оперативные, как это было, например, в Кувейте, Абиджане и Ташкенте. И наоборот, традиционно оперативные делегации сейчас все чаще осуществляют некоторые виды деятельности для всего региона - Каирская - в области распространения знаний и информации, Амманская - в логистике, а делегация в Коломбо - в плане организации подготовки и обучения. Подобная гибкость и способность к эволюции дает МККК огромные преимущества в том, что касается оперативных возможностей.

Присутствие МККК может осуществляться также в форме офисов и других представительств в зависимости от конкретных обстоятельств или функций, которыми наделен персонал МККК на местах.

Содержание статьи

КРАСНЫЙ КРЕСТ – 1) Движение Международного Красного Креста, основная цель – предотвращать и облегчать страдания людей. Состоит из трех частей: Международного Комитета Красного Креста (МККК), Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (в прошлом – Лига обществ Красного Креста). Все они являются независимыми организациями, имеют свой устав и ни одна из них не подчиняется другим. Раз в два года они собираются на заседание Совета Делегатов. Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах:

– человечность;
– беспристрастие;
– нейтралитет;
– независимость;
– добровольность службы;
– единство цели;
– универсальность.

2) эмблема, которая согласно Женевским конвенциям присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. В большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране – красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.

История Красного Креста.

24 июня 1859 Анри Дюнан, гражданин швейцарского кантона Женева, направлявшийся в Северную Италию для встречи с Наполеоном III , стал свидетелем кровопролитного сражения при Сольферино между франко-сардинскими и австрийскими войсками. Ночь после сражения Дюнан провел в маленькой деревушке Кастильоне, куда привезли более девяти тысяч раненых французов и австрийцев. Он был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были просто не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Швейцарский филантроп провел несколько дней в Кастильоне, оказывая, вместе с местными жителями, помощь раненым. Вернувшись в Женеву, он опубликовал в 1862 свои воспоминания о сражении Память о Сольферино (Le memoire de Solferino ). Описывая франко-австрийскую войну и произошедшее сражение, он задался вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов? Ответом на этот вопрос и стало создание Красного Креста. Развивая эту идею, Дюнан обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность добровольческой неправительственной организации по оказанию помощи раненым и гражданскому населению, пострадавшему во время вооруженных конфликтов. Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в Женевских конвенциях (1949).

Воспоминания Дюнана были переведены практически на все европейские языки и мгновенно стали бестселлером. Эти мемуары являлись настольной книгой многих представителей европейской политической элиты.

Женевское благотворительное общество «La Société genevoise d"utilité publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК). Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863. Тогда же было принято решение о нейтральном статусе Красного Креста, что должно было обеспечить его беспристрастную и эффективную деятельность.

Датско-прусская война 1864 стала первой пробой сил для Красного Креста. МККК принял решение послать двух делегатов для наблюдения за ходом военных действий и оказания помощи раненым. Делегаты, носившие символику МККК (красный крест на белом фоне) работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между датскими и прусскими войсками. Это, несомненно, повысило авторитет МККК как нейтральной и беспристрастной организации.

МККК не оказывал непосредственной помощи раненым и жертвам вооруженного конфликта во время Австро-Прусской войны (1866), что во многом было вызвано нежеланием Австрии подписывать Женевскую конвенцию. Однако, используя свой авторитет, МККК сумел убедить Пруссию и Италию , подписавших конвенцию, соблюдать ее в одностороннем порядке. Первой полномасштабной операцией МККК стала помощь постардавшим в ходе Франко-Прусской войны (1870). В ходе этой военной кампании Красный Крест не только оказывал помощь раненым, но и создал службу по пересылке писем военнопленных их семьям. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

Во время Первой мировой войны Красный Крест прежде всего концентрировал свои усилия на помощи военнопленным, гражданским лицам и репатриации военнопленных и беженцев после подписания перемирия в Компьене. Красный Крест также пытался (правда, безуспешно) заставить конфликтующие стороны отказаться от применения химического оружия.

В период между мировыми войнами деятельность Красного Креста характеризовалась не только отправкой миссий в районы вооруженных конфликтов, помощью раненым и беженцам (так, например, МККК оказывал помощь испанским беженцам во Франции , во время и после окончания Гражданской войны в Испании (1936–1939) , но и сбором помощи для голодающих Советской России в 1920-х.

Деятельность Красного Креста во время Второй мировой войны осложнялась тотальным характером вооруженного конфликта, затронувшего не только военнослужащих, но в огромной степени гражданское население воюющих стран. В то время международное право включало в себя положения о защите военнопленных (Женевская Конвенция, подписанная 27 июля 1929), но помощь гражданскому населению не была закреплена международным правом. Кроме того, нацистский режим вообще не признавал многие международные соглашения. Поэтому МККК оказал существенную поддержку военнопленным, в то время как его миссии по предоставлению помощи гражданским лицам и, в особенности, заключенным концентрационных лагерей, носили ограниченный характер либо вовсе были невозможны. Подписание в 1949 четырех Женевских конвенций и позже двух дополнительных протоколов, значительно расширило сферу деятельности организации. Так, Красный Крест стал оказывать помощь не только гражданским и военным жертвам международных и локальных внутренних конфликтов, но и политическим и неполитическим заключенным. В действительности, деятельность Красного Креста стала глобальной и всеобъемлющей.

В 2002 сотрудники МККК посетили свыше 2000 мест заключения и поддерживали индивидуальные контакты примерно со 150 тыс. заключенных. Подсчитано, что они собрали около 500 тыс. и роздали около 450 тыс. «посланий Красного Креста», чтобы помочь в деле воссоединения семей, разделенных вооруженными конфликтами. МККК оказал прямую материальную помощь 1,5 млн. человек, предоставил доступ к питьевой воде и здравоохранению нескольким миллионам человек. Красный Крест трижды получал Нобелевскую премию мира – в 1917, 1945 и 1963.

Бюджет МККК.

Финансирование МККК в основном состоит из взносов государств-участников, подписавших Женевские Конвенции, национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, добровольных пожертвований международных правительственных (например, Евросоюз) и неправительственных общественных организаций, а также частных лиц. В конце каждого календарного года МККК обращается с просьбой о финансовой поддержке двух основных статей своего бюджета (бюджет штаб-квартиры МККК и бюджет миссий МККК). Таким образом, он пытается собрать дополнительные фонды для осуществления ключевых миссий в конфликтных зонах. Красный Крест нередко обращается с подобными просьбами и в течение календарного года. Так, например, в марте 2003 МККК обратился за внеочередной финансовой помощью к странам-участницам, международным организациям и частным лицам для покрытия расходов, связанных с деятельностью миссии МККК в Ираке. Тогда потребовалось собрать 108 миллионов швейцарских франков.

По данным Красного Креста («Le CICR dans le monde, 2002», avril 2003) в 2002 расходы этой организации составили 821,7 млн. швейцарских франков (из них – 146,8 млн. составил бюджет женевской штаб-квартиры, а 674,9 млн. было израсходовано на проведение различных миссий). Общий бюджет на 2003 составил 938,7 млн. франков (для справки – по состоянию на апрель 2003 1 долл. США = 1,351 швейцарских франка).

Значительная часть поступающих средств (примерно 41% бюджета или 307,3 млн. франков) расходуется на поддержание миссий Красного Креста на африканском континенте, затем следуют Азия (159,6 млн. франков или 21,2% бюджета) и Евро-атлантический регион (Европа и Северная Америка) – 120,2 млн. франков или 16% бюджета. В начале 21 в. самыми «дорогостоящими» миссиями Красного Креста являются: Афганистан (бюджет – 89,6 млн. франков), Израиль и Палестинская автономия (71,2 млн. фр.), Российская Федерация (47,5 млн. фр.), Демократическая Республика Конго (46,4 млн. фр.), Судан (46,1 млн. фр.), Колумбия (34,8 млн. фр.) и Руанда (27,4 млн. фр.)

Структура МККК.

Международный Комитет Красного Креста управляется Ассамблеей МККК (высшая инстанция), Советом Ассамблеи (орган Ассамблеи, действующий на постоянной основе от ее имени) и Дирекцией МККК (исполнительный орган организации). Президент МККК Якоб Келленбергер - доктор Цюрихского университета и бывший министр иностранных дел Швейцарии, одновременно возглавляет Совет Ассамблеи и саму Ассамблею МККК.

Ассамблея МККК осуществляет основной контроль за деятельностью Красного Креста, разрабатывает доктрину МККК, его основные цели, организационную стратегию и определяет ключевые направления деятельности этой организации. Ассамблея также принимает бюджет МККК и осуществляет контроль за его исполнением. Ассамблея состоит из членов МККК (Members of the ICRC) и, по сути, представляет из себя коллегиальный орган принятия решений. Президент Ассамблеи и два вице-президента являются, соответственно, президентом и вице-президентами МККК. Иногда Ассамблея делегирует некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.

Совет Ассамблеи МККК состоит из пяти членов, непосредственно избираемых Ассамблеей. Президент МККК также возглавляет и сам Совет Ассамблеи. Совет обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи, разрабатывает основные стратегические направления деятельности МККК: бюджетную, информационную и кадровую политику Красного Креста, связь с общественностью, поддержание контактов между Дирекцией и Ассамблеей.

Дирекция МККК , являющаяся исполнительным органом МККК, несет ответственность за реализацию основных задач и проведению в жизнь организационной стратегии, в том виде как ее определяют Ассамблея и Совет Ассамблеи. Дирекция также отвечает за эффективность работы администрации Красного Креста. Она назначается Ассамблеей и состоит из генерального деректора (Анжело Гнедингер, январь 2004) и пяти директоров (директора по операционной поддержке, проведению миссий, по кадрам, по информации и связи с общественностью, по международному праву и сотрудничеству).

Международная конференция Красного Креста – высший совещательный орган Красного Креста. В первый раз прошла в Париже в 1867. С тех пор она проводится регулярно, раз в четыре года. В ее работе участвуют представители национальных организаций Красного Креста, МККК, Международной федерации Красного Креста и Красного полумесяца, а также делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции. Международная федерация национальных обществ Красного Креста, созданных в 178 странах и МККК являются составляющими Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца МККК. МККК и Федерация руководствуются идентичными принципами, являясь одновременно с этим, независимыми организациями. Национальные общества Красного Креста являются автономными организациями. Следует, однако, отметить, что часть их полномочий делегируется правительствами соответствующих стран. В своей деятельности национальные общества руководствуются своими уставами (базирующимися на основных принципах МККК) и национальным законодательством при решении насущных задач, таких как: оказание гуманитарной помощи, разработка и внедрение образовательных программ, помощь в сфере здравоохранения.

Общество Красного Креста в России было основано 15 мая 1867 и официально зарегистрировано как «Российское Общество попечения о раненых и больных воинах». Обществу покровительствовала императрица Мария Александровна, жена императора Александра II. В 1925 оно было переименовано в Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в СССР. После распада СССР организация сменила свое название на «Российский Красный Крест» и в данный момент является частью Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Общество Красного Креста проводило активную гуманитарную политику: в годы гражданской войны у него были свои госпитали и противоэпидемические отряды, в советское время Красный Крест построил на свои деньги пионерский лагерь «Артек». В 1919 национальные общества Красного Креста организовали Лигу обществ Красного Креста (позже – Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) для разработки программы взаимопомощи и развития в мирное время. Помощь новым национальным обществам Красного Креста, расширение сферы деятельности национальных организаций и координация их усилий для преодоления масштабных стихийных бедствий входят в число главных задач Лиги. Постоянный секретариат Лиги находится в Женеве, сама Лига, содержащаяся на добровольные пожертвования, включает свыше 100 национальных обществ с общим количеством членов более 108 миллионов человек. На данный момент объединение МККК, Лиги обществ Красного Креста и национальных обществ обозначается как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Законодательная база.

Женевские конвенции и Статуты Международного Комитета Красного Креста , принятые 24 июня 1998 на Ассамблее МККК являются юридической основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением собственностью, бюджет МККК, вопросы членства в Красном Кресте и взаимоотношения этой организации с правительственными и неправительственными организациями. Статуты также подчеркивают тот факт, что МККК является одним из основных защитников верховенства международного права.

Основная Женевская конвенция об отношении к раненым на поле боя (The Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded in Armies in the Field ) была подписана 22 августа 1864 в Женеве государствами-участниками Красного Креста. Договаривающиеся стороны не остановились на этом и решили расширить действие юрисдикции «права войны». В 1868 была принята так называемая «Санкт-Петербургская декларация», запрещавшая использование определенных типов артиллеристских снарядов. В течении последующих лет к Женевской конвенции был принят ряд значительных поправок и дополнений. В частности, юрисдикция «права войны» стала распространяться не только на сухопутные войска, но и на военно-морские силы, а в 1929 была принята специальная поправка, регламентировавшая отношение к военнопленным во время вооруженных конфликтов.

Ужасы Второй мировой войны и огромные жертвы среди мирного населения заставили участников МККК полностью пересмотреть существовавшее на тот момент гуманитарное право. Результатом многочисленных переговоров стало подписание в 1949 четырех Женевских Конвенций , включающих в себя основные принципы и нормы гуманитарного права и «права войны»:

Первая Конвенция (Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded and Sick in Armed Forces in the Field ) определяла отношение к раненым и больным военнослужащим сухопутных сил на территории театра военных действий; Вторая Конвенция (Convention for the Amelioration of the Condition of Wounded, Sick and Shipwrecked Members of Armed Forces at Sea ), аналогичная первой, относилась к военно-морским силам; Третья Конвенция (Convention relative to the Treatment of Prisoners of War ) регламентировала отношение к военнопленным, а Четвертая

(Convention relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War , of 12 August 1949) определяла юридические нормы, применимые к гражданским лицам во время вооруженных конфликтов.

В 1977 было принято два дополнительных протокола к основным Женевским конвенциям (Протокол о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол о защите жертв внутренних вооруженных конфликтов ). Основная цель этих Протоколов – приспособить существующее международное гуманитарное право к новым реалиям международных и локальных вооруженных конфликтов.

Интернет-ресурсы: официальный сайт МККК- www.icrc.org

Данила Бочкарев



Top