Конспект экскурсии в начальной школе. Роль экологических экскурсий в начальной школе

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме . Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

  1. Организационно-мотивационная часть . Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть , в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги . Учитель оценивает работу учащихся, дает : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу , когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут . Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории . Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов .

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков .

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство . Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии .

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку . Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

КОНСПЕКТ УРОКА-ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «КРАСОТА ДОНА ВЕСНОЙ»

Возрастной диапозон : учащиеся 1 класса

Цель : провести наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, формирование представлений учащихся об особенностях реки Дон в весеннее время года, развитие навыков ориентирования на местности.

Задачи : 1.Познакомить с главной рекой казаков - Доном, передать его красоту, величие, познакомить с водными обитателями, рассказать о течении реки (медленное, быстрое, донести, что река – это богатство донского края.
2. Расширять знания детей о значении реки в жизни людей, растений, животных.
3. Воспитывать чувство гордости за свой край, любви к своей малой Родине.

Создать условия для развития УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы,формулировать самому простые правила поведения в природе;

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД : сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.

Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.

Форма урока: урок-экскурсия по набережной города Ростова- на - Дону.

Для проведения урока необходимо: карточки с заданиями, блокноты для фиксирования наблюдений, карандаши, карта – путеводитель Ростовской области.

Место проведения: набережная города Ростова- на – Дону.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы, оценивать воздействие пробуждения природы на человека, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса.

Метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

Хронометраж занятия: 45 минут.

Сценарий урока-экскурсии «Красота Дона весной»

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок-урок-путешествие по набережной города Ростова-на-Дону. А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда наш ученик прочитает стихотворение автора А.Гарнакерьян (ученик читает стихотворение)

От облаков и солнца стала
Волна степной реки светлей.
Еще в ней есть и блеск металла,
И хмурость предвесенних дней.
Последний лед ушел к низовью,
На берег высыпал народ.
И бредят девушки любовью,
Той, что нечаянно придет.
Нет парусника в отдаленье,
Рыбачьих шхун и грузных барж,
Но я своим воображеньем
Дорисовал донской пейзаж.
Шумят на побережье клены,
В привычный рейс идут суда,
И стала сказочно зеленой
На редкость чистая вода.
Любуюсь выдуманным видом,
Мигают бакенов огни,
Ведь мы и будущее видим
Через сегодняшние дни.

О какой реке говориться в стихотворении? (О реке Дон)

А какое время года сейчас у нас наступило? (Весна)

Итак, весна пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, прогуляемся по набережной нашего города,.Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом этого прекрасного времени года, а главное как изменилась река Дон, на береге которой стоит наш город Давайте возьмем с собой блокноты, ручки, для того чтобы записать те ихменения, которые мы с вами увидим.

3.Работа по теме урока.

Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, повторяются правила дорожного движения, правила поведения на природе.)

О чем мы должны помнить,путешествуя по городу? (В лесу не шумят,не ломают ветки деревьев,не мусорят,не срывают цветы,травы)

А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, которые могут быть ядовитыми. Давайте еще вспомним правила пользования компасом и местные природные признаки ориентирования, чтобы попробывать применить их в нашем путешествии.

Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то,что им предстоит на экскурсии)

1.Увидеть изменения,которые произошли в природе по сравнению с зимой.

2.Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой,которая была зимой.

3.Понаблюдать,изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, появились ли на них цветки и листья.

4.Посмотреть,изменился ли внешний вид хвойных деревьев.

5.Обратить внимание,появились ли цветущие травянистые растения.

6.Понаблюдать,как изменился внешний вид реки Дон.

7.Выяснить,прилетели ли какие-нибудь перелетные птицы,послушать их голоса.

8.Обратить внимание,произошли изменения в жизни зимующих птиц и зверей.

Экскурсия

Прибыв на место назначения. Набережную реки Дон.

Ребята, мы пришли «в гости» к Дону-батюшке, давайте несколько минут им полюбуемся и поздороваемся, словами Александра Пушкина:
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

или словами казачьей песни:

Как ты, батюшка, славный, тихий Дон.
Ты кормилец наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая.
Слава добрая, речь хорошая…
Ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон.
Край казачий, край раздольный,
Низкий наш тебе поклон.

- А знаете,почему Дон Ивановичем зовут?
(учитель рассказывает легенду «Почему Дон Ивановичем зовут»?)
Рассказывают, было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, а Дон – меньшой сын – послабее. Жили одной семьей поначалу, дружно жили, да только пришло время расстаться: подросли, сыновья, пора им судьбу свою пытать. Вывел отец их за окошко, велел слушать его во всем и дорогу каждую указал. Только Шат не послушался отца, начал тропки полегче искать, с пути сбился да и заблудился в болотах. А Дон Иванович шел туда, куда отец наказывал, и всю Россию прошел, стал знатен и славен.
Сказка сказкой, а выдумки в ней нет!

Ребята, у нас будет пять остановок, каждая из которой имеет свое название. Мы будем фиксировать свои наблюдения и выполнять задания на карточках,которые я подготовила.

Остановка «Неживая природа весной»

Карточка №1.Изменения в неживой природе.

Какая погода сегодня?Сравните ее с зимней погодой.

Чем отличается весеннее небо по цвету и облачности от зимнего?

Как светит солнце? Изменилась ли весной высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

Как изменилась почва и внешний вид реки?

А теперь давайте определим с помощью поза с какой стороны солнце.

Продолжаем путешествие (продолжаем прогулку по набережной Дона)

Остановка. «Деревья и кустарники весной»

Карточка №2. Изменения деревьев и кустарников.

Найдите хвойное дерево и скажите, изменилось ли оно по сравнению с зимой.(Учащиеся находят дерево и зарисовывают его)

Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились они с приходом весны?

Рассмотрите почки на дереве и кустарнике.Как изменились они по сравнению с зимой.Распустились в это время листья на деревьях и кустраниках? Если да, давайте определим,название этих растений. (Дети зарисовывают почки растений).

Рассматривая стволы деревьев, давайте определим стороны горизонта (записи фиксируются в блокнотах)

Остановка «Река Дон »

Карточка №3 Изменения происходящие с рекой весной.

Осмотрите внешний вид реки. Как изменилась он с приходом весны?

Давайте понаблюдаем. .Как тает лёд на реке с приходом весны?

Вспомните, чем может быть опасно сильное пополнение реки, ее выход из берегов. Расскажите как этого избежать.

Остановка «Птицы и животные весной. Обитатели донских глубин»

Карточка №4 Изменения в жизни животных и птиц. Обитатели донских глубин.

Каких птиц вы увидели во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом весны?

Увидели ли вы птиц,которых не наблюдали зимой? Давайте определим их название.

Увидив как рыбаки рыбачат на берегу реки, что вы можете сказать об обитателях донских глубин? Назовите названия рыб, обитающих а реке Дон. Покажите их на картинках (учитель показывает картинки рыб).

Наше путешествие подходит к концу и конечная остановка называется

«Красота Дона весной» (Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания.Ученики отчитываются о своих наблюдениях,делается коллективный вывод).

Давайте поделимся на группы и составим рассказ на тему «Весна в Донском крае» (каждая группа за определенное время должна составить подробный и красочный рассказ о весне. Затем рассказы зачитываются, анализируются, учитель выделяет наиболее удачные фрагменты каждого рассказа).

Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий, своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой природе. А главное увидели много нового и интересного.

4.Подведение итогов урока

(Этот этап проводится в школе.На доске составляется схема «Красота Дона весной, наблюдаемые на экскурсии». На листах А4 обучающиеся иллюстрируют понравившийся момент экскурсии. Затем проводиться викторина на тему «Дон в разные времена года»).

Цель:

    Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

    На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений Яльчикского района.

    Формировать бережное отношение к природе.

    Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

    Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Задачи:

    Познакомить учащихся с различными периодами весны.

    Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

    Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

    Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : биоценоз леса.

Время проведения: конец апреля – май.

Подготовка учителя к экскурсии:

    Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

    Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

    Провести беседу об охране природы.

    Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).

    Организовать пересадку дичков деревьев и кустарников с пришкольного участка в близлежащие рощи и леса и овраги.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

    Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

    Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

    Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

    В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть

    Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

Урок-экскурсия

по окружающему миру

во 2-м классе

Тема урока:

«В гости к осени»

Учитель начальных классов:

Юрасова Светлана Ивановна

МБОУ Погребская СОШ Брасовского района Брянской области

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Задачи урока:

    провести сравнения признаков неживого и живого летом и осенью;

    учить самостоятельно добывать информацию из различных источников, расширить кругозор учащихся;

    конкретизировать понятия “неживая природа” и “живая природа”;

    продолжить формирование навыка узнавания растений опадения листьев, нахождения следов жизнедеятельности животных,

    продолжить развитие эстетического восприятия природы;

    формировать правильное отношение к природным объектам.

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Ход экскурсии

Учитель.

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

В осеннем парке золотом
Вальсирует листва берез…

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У . Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. Соединив все эти “Странички…” вместе, у нас получилась I часть сборника, название которому мы придумали вместе – “Времена года. Осень”. Следующие части сборника появятся с приходом следующего времени года. Впереди у нас новые проекты, а пока продолжим разговор об объектах неживой природы, т.к. приближение нового времени года показывает изменение температуры воздуха.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

Д. Облака.

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

Д. Это ветер.

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

(Ответы детей).

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Заканчивая экскурсию, хочу отметить: вашу заинтересованность в изучении объектов природы, вашу помощь в отыскании ответов на вопросы, которые ставят перед нами растения и животные, и, конечно же, вашу подготовку проектов и их защиту. Молодцы, ребята!

Благодарю за ваш труд по сбору листьев и плодов!


Top