Какие сигареты курит алиса фрейндлих. Алису фрейндлих старушки ругают за курение

Алиса Фрейндлих уже давно отказывается от интервью. Некогда из-за статьи "Театр одной актрисы" она рассталась с супругом - режиссером Игорем Владимировым, в театре которого - имени Ленсовета, - работала.

Не каждый мужчина может спокойно пережить успех жены, - с горечью говорит Фрейндлих. - У меня был прекрасный муж, соратник и союзник. Но эта публикация превратила его в моего критика.

Расставшись, они еще пять лет работали вместе. Затем Алиса перешла в БДТ, к режиссеру Георгию Товстоногову.

Фрейндлих родилась в Ленинграде. Маленькой пережила блокаду. От голодной смерти ее спасла немецкая пунктуальность бабушки, выдававшей детям крошечную пайку хлеба по часам, а остальные - прятала под ключ.

Отец Алисы - Бруно Фрейндлих -из немцев, которых Петр І привез в Россию начинать стеклодувное дело. Мать, Ксения Федорова, познакомилась с ним на драматических курсах. Алисой ее назвал папа, маме больше нравилось имя Наталия. Но вмешалась бабушка.

Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих, - снизала плечами.

Перед войной родители Алисы разошлись. Бруно с театром эвакуировался в Ташкент, а оттуда вернулся с новой семьей - женой и дочерью Ириной. Мать разрешала Алисе встречаться с ним, но новая жена Бруно была против. Виделись они тайком. Ирина долго не знала, что у нее есть сводная сестра. Через 10 лет они познакомилась и стали подругами.

Бруно Фрейндлих говорил об Алисе:

У нее только один недостаток: курит много, бесовая душа!

Фрейндлих начала курить в 35 лет, когда умерла ее мать. С тех пор выкуривает пачку в день:

Зато курю легкие сигареты через мундштук, и с сильным фильтром, - вздыхает.

Она никогда не сомневалась, что станет актрисой. Только не могла определиться, какой - музыкальной или драматической. У Фрейндлих было редкое меццо-сопрано, ей рекомендовали поступать в консерваторию. Но отец считал, что она потеряется на оперной сцене:

Ты же крошечная, а там фактура нужна.

В 1953 году Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт. Вскоре вышла замуж за однокурсника, но брак быстро распался. С Игорем Владимировым актриса познакомилась в конце 50-х. Он был старше ее на 15 лет. Забрал Алису из театра имени Комиссаржевской в - имени Ленсовета, которым руководил. Поженились они в 1964-ом. Через три года на свет появилась дочь Варвара.

Я поздно родила, - признается Фрейндлих. - В молодости не было времени думать о детях. Затем восемь лет лечилась. А потом вдруг появилась Варвара! Очевидно, судьба меня простила.

Актриса до сих пор жалеет, что имеет лишь одного ребенка.

В кино Фрейндлих везло меньше, чем в театре. Картины с ее участием не замечали. Всенародную популярность ей принес фильм "Служебный роман", в котором сыграла директрису Калугину. Актриса сама выбрала внешность своей героини. Нашла на "Мосфильми" кримпленовый костюм 52 размера. Отработала походку.

Теток-начальниц,ходивших подобным образом тогда было пруд пруди, - вспоминает.

В начале 80-х в Алису влюбился актер Ленсовета Юрий Соловей, моложе ее на 15 лет. Они поженились. Но в театре ей предлагали роли, а ему - нет. Юрий начал комплексовать и вымещал злость на жене. Несколько лет спустя они рассталась.

Кому понравится, когда о тебе говорят: "Познакомьтесь, это - муж Алисы Бруновны", - объясняет она.

Но своих мужей вспоминает с теплотой: "Они были талантливы и очень интересные".

В молодости Фрейндлих много влюблялась. Но это уже прошло.

Для романов поздно, - смеется. - У меня же здоровое чувство юмора: старушка,выходящая замуж, - это смешно. А романтичные отношения в моем возрасте - еще смешнее. Для такой нужен "горшочник", чтобы вместе выращивать герань. Ну, еще, чтобы мог старый торшер починить.

Теперь у Фрейндлихдругая страсть - грибы. Говорит о себе: "Сумашедший грибник сродни запойному пьянице".

Я мало умею готовить, но грибы у меня получаются непревзойденные, - хвастается.

Дочь Варвара вышла замуж за Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга. Имеют двоих детей. Теперь Фрейндлих любимым называет лишь внука Никиту.

Я его обожаю. Он, правда, однажды назвал меня "гнусной кастрюлей", потому что разбудила несвоевременно. Грубо, зато в образности ему не откажешь.

1934, 8 декабря - родилась в Ленинграде
1955 - первая роль в фильме "Неоконченная повесть"
1961 - актриса лениградского театра имени Ленсовета
1964 - зарегистрировала брак с режиссером Игорем Владимировым
1967 - родилась дочь Варвара
1976 - снялась в фильме "Служебный роман"
1981 - народная артистка СССР
1981 - развод
1983 - вышла замуж за актера Юрия Соловья
1985 - развод
Живет в Санкт-Петербурге, имеет внуков Никиту и Анну.

Алиса Фрейндлих - продолжательница знаменитой актерской династии, родоначальником которой был ее отец Бруно Фрейндлих. Она дебютировала более полувека назад на сцене Театра имени Комиссаржевской в спектакле "Время любить".

В 60-70-е годы Фрейндлих работала в Театре имени Ленсовета. Здесь она сыграла в спектаклях "Таня", "Дульсинея Тобосская", "Малыш и Карлсон" (она исполнила роль Малыша). В 1983 году по приглашению Георгия Товстоногова актриса перешла в труппу Большого драматического, где создала целую галерею ярких женских характеров, напоминает ИТАР-ТАСС.

Зрителям полюбились роли Алисы Фрейндлих в фильмах "Служебный роман", "Д`Артаньян и три мушкетера", "Соломенная шляпка", "Подмосковные вечера", "Сталкер".

8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих, одной из самых любимых актрис в истории отечественного кино. Талантливый человек талантлив во всем. Это утверждение Фрейндлих доказала на примере собственной жизни: педагоги прочили ей будущее незаурядной камерной певицы, сама она мечтала о карьере балерины, а в итоге стала актрисой, которой под силы сыграть любую роль - от ребенка до старухи.

От пышного празднования своего 75-летия известная актриса и почетная жительница Санкт-Петербурга отказалась. Накануне юбилея ее постигло несчастье - в катастрофе "Невского экспресса" погиб бывший зять Алисы Бруновны - экс-сенатор и глава Росавтодора Сергей Тарасов.

В свой день рождения актриса будет играть в спектакле "Дядюшкин сон" на сцене БДТ. А 10 декабря Фрейндлих сыграет в постановке пьесы Рональда Харвуда "Квартет". Официальные торжества назначены на январь, однако коллеги и поклонники Алисы Бруновны не могут сегодня сдержать слов восхищения и любви к актрисе. "Я кланяюсь Вам, я Вас люблю, я Вас поздравляю. И уверен, что нас еще ждет масса потрясающих ролей", - приводит НТВ слова режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича.

К этим пожеланиям присоединяется Эльдар Рязанов: "Я душевно с Вами, потому что я люблю Вас, люблю всегда!"

С днем рождения Алису Фрейндлих поздравил и президент России Дмитрий Медведев: "Редкий драматический талант и преданность избранной профессии помогли Вам создать десятки ярких, неповторимых образов. Ваши героини пользуются поистине всенародной любовью. Не оставляют равнодушными ни критиков, ни коллег по цеху. Работать с Вами всегда считали за честь известные актеры и режиссеры. И Ваш творческий путь - служит достойным примером для молодого поколения артистов".

Фамилия - Фрейндлих

У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа был знаменитым актером Александринского театра, мама училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером. В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков, которые были и царскими провизорами, и садоводами.

Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву. "Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением - в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить", - приводит слова Фрейндлих официальный сайт актрисы.

Между балетом и консерваторией

Уже в раннем детстве она очень любила играть в театр. Тайком от мамы наряжалась в ее платья, надевала ее туфли на каблуках и изображала фей и принцесс. В школе будущей актрисе посчастливилось попасть в театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, известная любому ленинградцу-театралу.

Закончив школу, Алиса Фрейндлих начала обучение в Ленинградском Театральном институте им. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон. Однажды он подарил своей талантливой ученице фотографию с надписью: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы".

Выбрать какое-то одно из увлечений было достаточно непросто. Фрейндлих даже подумывала пойти в балет. "А когда подросла, подумывала скорее о консерватории. Голос у меня был в порядке, да и слух был абсолютным".

Еще будучи студенткой, Фрейндлих сыграла в кино небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники". Тогда же она вышла замуж за своего однокурсника. Однако вскоре после окончания института они расстались.

Первая леди театра

Стартовой площадкой для Фрейндлих стал Театр имени Комиссаржевской. Ее роли были в основном из амплуа травести. Однако вскоре ей была доверена главная роль в спектакле "Время любить". С этого и началась новая, мелодраматическая, линия в творчестве актрисы.

В начале 60-х руководитель театра имени Ленсовета Игорь Владимиров уговорил Фрейндлих перейти в его труппу. Именно он уловил специфику таланта актрисы и восстановил для нее пьесу Арбузова "Таня". Фрейндлих блистала и в постановке бессмертного произведения Шекспира "Ромео и Джульетта". Ее героиня, по словам критиков, была решительна, насмешлива и погружена в размышления.

О том необычайном эффекте, который Фрейндлих производит на зрителей, однажды рассказал актер Артур Соломонов: "Ее фантастическое обаяние достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным."

В театре имени Ленсовета Фрейндлих довольно скоро стала первой леди театра, что давалось ей ценой немыслимых перегрузок. Ее творческий союз с Владимировым перерос семейный. Они сыграли свадьбу. Вот как об этом рассказывает сама актриса в интервью "Новым известиям": "Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно - я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться".

В этом браке у актрисы родилась дочь Варвара, которая тоже стала актрисой.

"Служебный роман"

В кино Фрейндлих долгое время не везло. Ей предлагали, в основном, небольшие роли. Лишь в 1974 году она сыграла свою первую большую роль - в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор".

По-настоящему открыть талант Фрейндлих для мира кино смог режиссер Эльдар Рязанов, пригласивший актрису на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму "Служебный роман". Алису Бруновну тогда заинтересовала метаморфоза, которая происходит с ее героиней: из строгой некрасивой начальницы она превращается в очаровательную жизнерадостную женщину.

Образ своей героини Фрейндлих создавала по крупицам. Ей пришлось излазить всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. А походку Людмилы Прокофьевны она позаимствовала у "начальственных теток".

В "Служебном романе" актриса смогла проявить не только актерские данные, но и свою исключительную музыкальность. Теплая, лиричная манера исполнения Фрейндлих мгновенно сделала песни из фильма - "У природы нет плохой погоды" и "Моей душе покоя нет" - настоящими хитами. В последующие годы они часто исполнялись по радио и на телевидении.

Кстати, песню "У природы нет плохой погоды" написал Рязанов, однако композитору Андрею Петрову он передал ее как "стихотворение английского поэта Уильяма Блейка".

Актриса до сих пор считает эту роль одной из своих самых любимых. После выхода фильма ей стали приходить множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок".

Личная жизнь

1979-й год принес актрисе одну из лучших ролей в ее биографии - королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д"Артаньян и три мушкетера".

"Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло - ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так описывала свою героиню актриса.

Долгое время Алиса Фрейндлих и ее муж Игорь Владимиров были неразлучны и дома, и на работе. Вместе они много работали над своим театром, однако со временем Игорь Петрович начал ревновать жену к кино.

После почти 20 лет совместной жизни они решили расстаться. "С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период", - вспоминает Алиса Бруновна.

После развода они еще пять лет работали вместе, а в 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького. Ее третьим мужем стал актер Юрий Соловей. До того как попасть в театр, он нигде до этого не учился, но, по словам актрисы, был очень талантливым артистом и художником.

Их отношения продлились недолго. Вот как объясняет причину развода Алиса Бруновна: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись..."

В постсоветское время Алиса Фрейндлих стала реже появляться в кино. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении "Мушкетеров", но фильм " Мушкетеры двадцать лет спустя" не имел столь шумного успеха, как первая картина. Большой творческой удачей Фрейндлих стала роль писательницы в фильме "Подмосковные вечера" Валерия Тодоровского.

В театре Фрейндлих воплотила свою давнюю мечту - сыграла роль Леди Макбет в трагедии Шекспира. После этого актриса заявила о том, что покидает БДТ и начинает работать по приглашениям в разных театрах. Одной из лучших работ актрисы в последнее время стала работа в фильме "На Верхней Масловке".

Подруга и кнопочка

Дочь Алисы Фрейндлих, Варвара Владимирова, тоже посвятила свою жизнь театру. После школы она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного театра музыки и кинематографии. А позже мать и дочь вместе появились в спектакле "Уроки танго и любви".

По словам Варвары, заносчивость, гордыня, звездность полностью отсутствуют в Алисе Фрейндлих. "Ну, например, ей предлагают маленький гонорар, и она соглашается. Ни за что не станет торговаться! Мама не знает, что такое "райдер", и, когда едет на гастроли, ничего для себя не просит".

Один из самых больших поклонников актрисы - ее внук Никита. Однажды он даже помогал бабушке работать над ролью мальчика Оскара в спектакле Ленсовета.

На вопрос, какой он видит бабушку, Никита отвечает: "Умная, проницательная, добрая, скромная, тактичная. Этикет знает, наверное, даже лучше того, кто его придумал! Сумасшедший трудоголик, но при этом успевает следить за собой и потрясающе готовит. Очень заботливый человек".

Алису Бруновну внук ласково называет "кнопочкой" или "гномиком": "Ведь у нее рост всего 1 м 53 см, а у меня - 1 м 97. Когда мы стоим рядом, то выглядим очень забавно!"

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Невозможно успеть все, что пожелаешь, за обычную, такую коротенькую творческую жизнь. Нельзя быть такой обжорой и жалеть обо всех несыгранных ролях». Алиса Фрейндлих Фото: Валерий Плотников

- Но здоровье Георгия Александ­ровича было уже подорвано, и в 1989 году его не стало...

Последняя его работа - «На дне». Когда он ее начал, уже сильно болел. Если читать пьесу, у Горького там все молодые - не больше тридцати лет. А Товстоногов собрал команду актеров, которые были значительно старше персонажей. Ив­ченко - Cатин, Басилашвили - Барон, Стржельчик - Актер, Лебедев - Лука, Крючкова - Василиса. Мне досталась Настя, хотя мне тоже был полтинник. Мы начали репетировать замечательно. Товстоногов, как обычно, попросил нас написать биографии героев, придумать, у кого за плечами какая жизнь. А потом мы расстались на лето, чтобы осенью продолжить работу. Летом Товстоногова пригласили в Америку - поставить, по-моему, «Дядю Ваню», он поехал. Он уже был болен и воспользовался там консультацией врача, который смотрел его сердце, сосуды. Тот ему прописал лечение и сказал: «Если не бросите курить, года не проживете». Товстоногов вернулся в Ленинград страшно напуганный. И стал бросать курить. В театр привезли из Ялты знаменитого иглоукалывателя, кажется, по фамилии Бройко, у которого 97 процентов удачи и только три - неудачи. И это как раз оказались мы...

К иглотерапевту на сеансы собирались группой: Гога, его сестра Нателла, я. Еще из Москвы приехала злостная курильщица Ляля Ко­това, завлит «Современника». Вол­чек по каким-то причинам не добралась до Ленинграда… И вот мы сели, нам всем в ухо всякие иголки повставляли. Забавно это выглядело… Георгий Александрович приходил на репетиции, оставив сигареты… Все думали, что бросил. Но вот он начинал репетировать, потом увядал, увядал, и мы видели, что он даже не смотрит на сцену. Потом делал маленький перерыв, уходил, а когда приходил - начинал бодро и интересно репетировать. Потом мы выяснили, что Гога бегал в сортире выкурить сигаретку. Курить Товстоногов так и не бросил. И действительно, вскоре наступило ухудшение. А тут у нас режиссер Воробьев ставит «Визит старой дамы», идут последние генеральные репетиции. Георгий Александрович, который стал уже совсем плохо ходить, но каждый день выбирался в театр, в этот день сел в ложу посмотреть, что творится на сцене, и попал, как нарочно, на сцену похорон. Валентина Ковель и Олег Басилашвили играли главные роли. Помощница Товстоногова Ирочка рассказывала потом, что Гога вошел в кабинет и сказал: «Ну все, я поеду домой. Выкатите-ка мне мою машину, я давно не сидел за рулем…» Все испугались немножко.

“НР” помог звезде БДТ исполнить заветное желание

Алиса Бруновна все пять дней гастролей была занята. Нам никак не удавалось договориться о встрече. Перед спектаклем взять интервью было невозможно (“Я никогда не общаюсь с журналистами перед выходом на сцену”), после - тоже (“Я ужасно устала. Поймите меня, деточка, так хочется отдохнуть»). В конце концов актриса “попалась” нам после “Калифорнийской сюиты”. Костюмер Юля втащила в комнату охапку букетов. “Сколько уже времени?” - поинтересовалась актриса голосом Людмилы Прокофьевны из “Служебного романа”. “Чуть больше половины одиннадцатого”, - ответил кто-то. Дверь распахнулась и на пороге появилась Алиса Бруновна с цветами в руках. Журналисты “НР” тут же протянули ей скромную веточку сирени.

Боже, это сирень! - восхитилась актриса. - Я все ждала, когда же кто-нибудь из зрителей подарит мне сирень! Спасибо, дорогие! Как это замечательно! Ой, смотрите - я сразу же пятилепестковый цветок нашла! Сейчас съем и загадаю желание!

- Если не секрет, какое?

Не скажу. Заветное.

“Вы можете поговорить в другом помещении, - подошли к нам сотрудники ТЮЗа. - Нужно пройти в фойе”.

Идя по полутемным комнатам, мы поинтересовались у актрисы, как показался ей ТЮЗ. “В общем-то нормально, - сказала Алиса Бруновна. - Но театр очень старенький. Сцена, конечно, ужасная. Вернее, пол очень неважный”.

Вспомнилось, как на репетиции перед первым спектаклем “Коварство и любовь” она, запахивая на себе зеленый халатик, сердито говорила: “Ну как играть на таком полу?! Это кошмар какой-то!”

“У вас ровно пять минут, - предупредили нас организаторы гастролей БДТ. - Ей нужно отдохнуть, а время уже движется к двенадцати часам ночи”. Пришлось, посматривая на часы, общаться в “темпе вальса”.

Алиса Бруновна, как вы относитесь к тому, что собираются снимать римейк фильма “Служебный роман” с участием Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева и других звезд эстрады?

Я не знаю, что это такое. То есть, я знаю, что римейк - это повторение, но…

- Ну вы, наверное, видели “За двумя зайцами”, показанный в новогодние праздники.

Я не в курсе дела. Меня об этом даже спрашивать не надо, потому что я очень сильно возражаю против всех этих глупостей. - Тут Фрейндлих вынимает мундштук, вставляет туда сигарету “KENT” и говорит: “Давайте-ка я пока покурю”.

- Как вам удается так хорошо выглядеть?

Это вам впотьмах так кажется. На самом деле я выгляжу плохо и очень собою недовольна. Так что, к сожаление, даже не знаю, что вам сказать.

Алиса Бруновна кривила душой. Конечно же, выглядела она потрясающе: ухоженое лицо, подтянутая фигура. Зайдя на неофициальный сайт, мы были поражены - оказывается 8 декабря звезде исполнится 70 лет!

Наверное, просто какие-то природные задержки произошли и организм чуть-чуть отстал от изменений, которые должны были быть в моем возрасте. Но должна вам сказать, что некоторые усилия я все-таки прилагаю. Например, чтобы поддержать лицо, которое много страдает от грима. И еще стараюсь не толстеть, держать какую-то форму.

- На сцене вы выкладываетесь на все сто. Как держите организм в тонусе?

Когда много трудишься, сама работа не только вынуждает, но и способствует тому, чтобы держаться в тонусе. У меня бывают такие моменты, когда вдруг случайно возникают непредсказуемые паузы в работе. И вот тут я моментально начинаю рыхлеть. Другими словами, чем больше двигаешься, тем лучше.

- Трудоголикам, видимо, нельзя отдыхать
.

Нет, нельзя. Я же говорю, организм сразу начинает рыхлеть с непривычки.

- Говорят, именно вам принадлежит фраза: “Чем больше нервничаешь, тем лучше сохраняешь фигуру” .

Да. Нервы действительно здорово сжигают калории.

Фрейндлих глубоко затягивается сигаретой.

- Вы столько раз пробовали бросать курить. Почему вам так и не удалось это сделать?

Откуда я знаю? Потому что я дрянь безвольная! Вы знаете, сила воли - вещь избирательная. На что-то ее хватает, на что-то - нет. И если она в большом количестве требуется в твоей профессии, то на другое ее уже не хватает.

- Может, курение тоже в какой-то мере помогает держаться в тонусе?

Вероятно, да. Может быть, если бы я бросила курить, то сразу растолстела бы (смеется).

- С Нижним Новгородом вас что-то связывает? Родственники, друзья...

Нет. Ни родственников, ни друзей. Зато есть знакомые из артистической среды вашего города.

- Вы так обрадовались сирени. Это ваш любимой цветок?

Да. Мы сегодня днем гуляли в крепости (в Кремле - Авт.), там сирень уже вовсю расцвела. И я все носом в эту сирень ныряла-ныряла, нюхала-нюхала. Я очень люблю сирень. Самые весенние, вкусные и душистые цветы.

Услышав это, сотрудники ТЮЗа тут же вытащили из вазы огромный сиреневый букет и протянули его Фрейндлих. “Ой, ну зачем же? - расстерялась актриса. - Мне вот подарили веточку, этого достаточно”. Но те настояли - в результате Алиса Бруновна уехала в гостиницу, зарывшись лицом в благоухающуюю охапку. На прощанье пообещала журнналистам “НР”: “Я еще приеду в ваш город. Зритель мне здесь очень нравится”.

rolety dzień i noc w kasecie cena Lublin, kontakt в москве . munca in India https://job.gastrobaiter.com/ro/locuri-de-munca-noi/jsjobs/jobseeker/listnewestjobs/in/1.html pentru lucratorii migranti

В ДЕКАБРЕ у Алисы Фрейндлих - одной из самых любимых и самых крупных актрис века двадцатого и века двадцать первого - юбилей. И хотя сама Алиса Бруновна, как и всякая женщина, о возрасте говорить не любит, цифры в ее интервью иногда мелькают. «Курить я начала лет в 35, после смерти мамы. И вот уже 35 лет выкуриваю в день по пачке сигарет», - «неосторожно» откровенничает Фрейндлих…

СЫГРАВ десятки ролей (и зачастую каких!) в театре и кино, для большинства зрителей Алиса Бруновна - прежде всего Мымра из «Служебного романа» Эльдара Рязанова. Однако, несмотря на сумасшедший успех картины, удостоенной Государственной премии, Фрейндлих была единственной, кто эту самую премию не получил. Спрашиваю юбиляршу:

Было обидно, что лауреатами стали все, кроме вас?

Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно.

Не обижает, что в первую очередь вспоминается Мымра из «Служебного романа»?

Несмотря на десятки киноролей, для большинства зрителей Фрейндлих - это Мымра из «Служебного романа» Рязанова. Кадр из фильма: с Мягковым - Новосельцевым

Немножечко. Но ведь это действительно так. Хотя успех этого фильма у молодого зрителя для меня - загадка. Кстати, Эльдар Александрович приглашал меня на роль Шурочки Азаровой в «Гусарскую балладу» (ее потом сыграла Лариса Голубкина). Но не сложилось. А вот в «Служебном романе» действительно получилась неплохая работа.

«Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной, - вспоминает Эльдар Рязанов. - Недаром в качестве одного из вариантов названия картины долго обсуждалось такое - «Сказка о руководящей Золушке». И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу. Во время съемок мы подружились. Не попасть под очарование Алисы Бруновны - женское, человеческое, актерское - было невозможно».

Прав Эльдар Александрович, прав на все сто. Невозможно не только не попасть под обаяние Актрисы, невозможно не влюбиться в нее. Моя первая встреча с Алисой Бруновной состоялась в какой-то комнате (то ли в театре, то ли на киностудии), в которой из всей обстановки были старый письменный стол, разваливающийся стул и непонятно каким образом и с какой целью туда попавший большой резиновый шар. «Значит, так, Игорь, - попыталась распорядиться Фрейндлих. - Вы садитесь на стул. А я… А я вот на шар сяду. Ничего, мне удобно будет».

Разумеется, никто не позволил ей изображать из себя спортсменку, отдыхающую на своем спортивном снаряде. Мы отправились в кафе и мило там побеседовали. Но отсутствие звездного пафоса, искренность и простота Фрейндлих меня покорили.

Получается, в своей шкале ценностей вы у себя не на первом месте? Вы для себя не самый близкий человек?

- (Смеется. ) Не-ет. Во всяком случае, в моей жизни достаточно компромиссов.

Откуда взялся миф о вашем несносном характере?

Вы это серьезно? Неужели такое обо мне говорят? Интересно, с чего бы это.

Но вы можете, если нужно, поставить зарвавшегося человека на место?

Иногда нахожу в себе какие-то силы и аргументы, чтобы это сделать. Но иногда теряюсь. И только задним числом, когда становлюсь такой умной, думаю, почему же я это не сказала.

Многие журналисты боятся даже звонить вам.

Я очень часто отказываюсь от интервью. Мне каждый день звонят по 5 человек. Со всеми разговариваю лично. Потому что, поставь я автоответчик, буду вынуждена выслушивать разных дур, которые звонят и молчат. Или их монологи.

Обидно, когда о вас говорят неправду?

Ну а как же? Как у всех Стрельцов, у меня обостренное чувство справедливости.

Меццо-сопрано с крепким темечком

«У меня было редкое меццо-сопрано, и меня прочили в консерваторию»

Родители Фрейндлих - Бруно Артурович и Ксения Федоровна - познакомились в театральной студии. Правда, после рождения дочери их пути разошлись. Бруно Фрейндлих, отправившись с театром во время войны в эвакуацию, вернулся в Ленинград с новой семьей. А Ксения Федоровна во время войны работала на военном заводе, а затем - старшим контролером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.

Алиса Бруновна, почему родители вас назвали Алисой? Тогда это ведь было достаточно редкое имя?

Да. Тогда даже книжка Кэрролла «Алиса в стране чудес» не была переведена. Это папа придумал. Не знаю, что пришло ему в голову. У мамы были совсем другие намерения - она хотела назвать меня Наташей. На что бабушка и папа сказали: «Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих». В результате меня и назвали Алисой.

Детство часто вспоминаете? Какие у вас самые яркие воспоминания?

Они, конечно, фрагментарные. Помню, болела скарлатиной и была вынуждена сидеть дома. Бабушка обычно брала меня с собой в булочную и покупала мне пирожное. А тут я проснулась утром - бабушка уже ушла. Я поставила табуретку к двери, открыла задвижку и прямо в ночной рубашке побежала за бабушкой. А надо было перейти 3–4 дороги. Когда я бабушку нашла, мне сильно попало. Тогда были такие времена - пока меня не было дома, дверь была нараспашку и никто не зашел.

А еще помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днем поспать. Для него дневной сон был как «Отче наш», для того чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилег и оставил меня совершенно одну - бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, будто это было вчера.

Есть ностальгия по тому времени?

Я не помню настолько то время, чтобы судить о нем с тех позиций, с которых я сужу сегодня. Это же было до войны.

Когда вы росли, кто был велик для вас?

В самой юности я была в упоении от Марии Бабановой. Причем в первую очередь от элегичности ее голоса. В нем для меня была какая-то музыка, предмет для подражания. Я меньше видела ее на сцене, чем слышала по радио. Рисовала себе ее облик и представляла, что она в это время делает на сцене. Когда появилась картина «Дорога» в 60-х годах, я влюбилась в Джульетту Мазину.

В том, что она станет актрисой, сама Фрейндлих не сомневалась никогда. Вот только поначалу не могла определиться, какой актрисой становиться - музыкальной или драматической. «У меня был хороший голос, - говорит Алиса Бруновна. - Высокое меццо-сопрано, довольно редкое, и меня прочили в консерваторию».

Решающим оказался голос отца, с которым, несмотря на категорические возражения его второй жены, Алиса встречалась. Бруно Артурович прямо сказал дочери, что на оперной сцене она потеряется («Ты же кроха, а там фактура нужна»), а вот на драматической сцене она сможет и голос использовать, и внешность ее не будет помехой.

Сравнений со знаменитым отцом актрисе избежать не удалось. Однако они ее нисколько не раздражали. А дочь Фрейндлих Варвара из-за таких разговоров ушла из актерской профессии

Разумеется, избежать разговоров о том, что вот, мол, известный артист пытается пристроить свою дочь, не удалось. Однако Алису кривотолки нисколько не раздражали. «Видимо, у меня оказалось крепкое темечко - я просто не впустила их в себя. К тому же любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что я и сама по себе кое-что значу. Увы, Варя, моя дочка, в этом смысле не в меня и ушла из профессии именно из-за бесконечных пересудов за спиной: похожа или не похожа, отдыхает природа или не отдыхает».

Алиса Бруновна, а вообще вам тяжело жить?

Бывает и так и так. В общем, непросто. Я сегодня все чаще и чаще - может, это связано с возрастом, когда оценки не такие легкомысленные, - вспоминаю, что Раневская попросила написать на своем надгробном камне: «Умерла от омерзения». Люди теряют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становится за внуков. Они же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. Что из них получится, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего.

Вам, может быть, свойственно себя «накручивать»? Все на самом деле не так уж плохо, а вы себе внушаете, что все ужасно.

К сожалению, я склонна преувеличивать всякие негативные мысли. Потом пытаюсь это подавить в себе. Понимаю, что мысль энергетична. Но первый импульс - страх. Это плохое качество. Но оно есть. Я очень многого боюсь.

Того, что что-то случится с моими близкими. Что повернется не так, как мне хотелось. До сих пор боюсь сцены, особенно если долго не было спектакля или какая-то новая непривычная обстановка - город, страна, зал. Это постоянные страхи. Другое дело, что я пытаюсь их чем-то гасить. Знаю, что страх не приводит к хорошим результатам. Это и есть предмет какой-то внутренней борьбы.

Внуки быстро выросли?

Вот тут как раз нет. Они ведь на моих глазах растут. Иногда даже думаю: что же они так медленно взрослеют, я же не успею увидеть их большими. А мне этого очень хочется.

Мама, теща, бабушка

Вторым мужем актрисы стал главный режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. Их дочь Варвара носит фамилию отца

Личная жизнь актрисы… Впрочем, на то она и личная, чтобы о ней знала лишь сама Фрейндлих. А мы знаем лишь имена ее двух мужей - журналиста Владимира Карасева и знаменитого театрального режиссера Игоря Владимирова, в браке с которым у нее родилась дочь Варя.

Чем занимается Варя?

Она самокритичный человек. К счастью. Ее энтузиазм в свое время погасили тем, что все время сравнивали со мной. И она сказала, что не хочет этого шепотка за спиной. Занялась тем, что нарожала детей. Они потребовали от нее времени. В театре она вообще ничего не успела. А в кино чуть-чуть - в двух картинах снялась. Она не успела себя реализовать. Отец ее звал в театр, пока еще был жив, я звала в театр, но она сказала: «Нет, нет, не хочу. Если только в кино». Потому что кино - это как бы не моя область. Она не попадала со мной в одно русло. В киношке у нее есть два или три опыта…

Кстати, сама Варя на сцену не очень-то и стремилась. «Мои родители страстно мечтали, чтобы я пошла по их стопам, - рассказывает она. - Помню, мама наигрывала на рояле и пела какую-то детскую песенку, провоцировала меня, чтобы я за ней повторяла, хотела понять, есть ли у ребенка слух. Вот она поет, а я молчу. Она: «Ну, Варенька, я сейчас спою, ты за мной повтори, а потом мы вместе споем». Я молчу. Долго смотрю на нее тяжелым взглядом, а потом говорю: «Поешь? И пой!»

Актрисой я быть не собиралась, но хотела что-нибудь близкое к театру. Все-таки выросла я за кулисами. Решила пойти на театроведческий факультет. Но мне там было скучно. Через год пошла-таки на актерский. Подумала: даже если ничего потом не получится, я хоть время весело проведу. А когда «потом» наступило, я струсила. Не пошла работать в театр, не почувствовала в себе уверенности. Тут мама такая, тут папа такой… Ну что я? И пошла на телевидение. Работала там ассистентом режиссера».

Несколько лет назад Варвара вернулась в профессию и сыграла в спектакле «Калифорнийская сюита», где ее партнерами стали Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Впрочем, называть этот спектакль «возвращением» не совсем корректно, потому как вся роль Владимировой - девочки по вызову - заключалась в молчаливом возлежании в постели горе-мужа, которого играл Басилашвили. Правда, безмолвно возлежать ей приходилось на протяжении целого акта.

Главная же работа Вари - быть матерью двоих очаровательных детей и женой Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Варвара Владимирова с детьми Никитой и Аней и мужем Сергеем Тарасовым. При первых встречах Алиса Бруновна стеснялась делать замечания зятю. Слушая его, она записывала неправильно произнесенные слова и незаметно подкладывала эту бумажку Сергею

Отношения Фрейндлих-тещи и Тарасова-зятя - отдельная история, заслуживающая восхищения и достойная подражания. В одном из интервью Сергей так рассказывал о своей встрече с Варварой и будущей тещей: «К этому времени мне было уже за тридцать. С начала девяностых годов беспрерывно занимался разным бизнесом. Тогда это все внове было, для мужиков самый кайф. В бизнес я пришел с хорошей жизненной школой. И в милиции работал, и грузчиком, и токарем. Некоторые остаточные явления той жизни наблюдаются до сих пор. Есть, например, небольшие проблемы с русским языком. Могу честно признаться, что слова «прецедент» и «инцидент» я освоил, уже будучи женатым, с помощью Алисы».

Земная жизнь богини

КАК ВЫ думаете, человек сам делает жизнь или все предписано свыше?

Верю, что что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги - одна туда приведет, а другая туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно.

У вас хорошая интуиция?

Бывает, что попадаю впросак. Но понимаете, какая штука… Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл - и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела.

Вам вообще свойственно сожаление?

Да. Эти размышления - урок на будущее.

Что вам сегодня нужно для счастья?

Во-первых, чтобы мои дети и внуки были здоровы и в безопасности. Поскольку момент опасности в нашей жизни сегодня очень значителен. Или если бы вчерашние аплодисменты после спектакля достались моей дочери Варе, а я бы в это время сидела в зрительном зале.

Вы позволяете себе иногда лениться?

Я могу полениться в быту. У меня такие завалы всяческих бумаг дома - сценарии, пьесы, что мне нужен месяц, чтобы во всем этом разобраться и навести порядок. А я думаю: а, ладно. Умру, Варя, дочка, бульдозером все вывезет из дома. Только предупреждаю: «Варька, все подряд не вышвыривай. Потому что среди бумаг может быть автограф Астрид Линдгрен или записки Тарковского».

У вас есть любимые философские высказывания или пословицы?

Если я где-то вычитываю замечательно сформулированную собственную мысль, то с удовольствием пользуюсь ею. Когда я училась в институте, мой педагог постоянно повторял: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Мудрость этой фразы я осознала гораздо позже. Пословица «Маленькая ложь рождает большое недоверие» сослужила мне добрую службу, когда у меня подрастала дочь. У меня было мало времени на ее воспитание, хотя я убеждена, что наставления ничто по сравнению с собственным примером. Однажды Варя не сделала уроки, а мне сказала, что все в порядке. В наказание я заставила ее целую тетрадку исписать этой фразой. И достигла успеха. Слава тебе господи, я больше никогда не словила ее на том, что она сказала неправду, за всю ее 30-летнюю жизнь.

Земную жизнь ведете? Ходите по магазинам?

Да пожалуйста. Теперь ваша задача - развенчать слухи о моем несносном характере. Одна беда - за время нашего разговора я выкурила столько сигарет, ужас! Я всегда так - только звонит телефон, одной рукой беру трубку, а другая сразу тянется за сигаретой. Даже не замечаю этого.

Ну тогда, пока еще тлеет сигарета, последний вопрос. Вы знаете, что вы великая актриса?

Как я могу это понимать? Я иногда слышу такие оценки и думаю: что ж вы так торопитесь? Дайте помереть. А потом уже цените.

ДОСЬЕ «СЗ»

Алиса Бруновна Фрейндлих

Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Народная артистка СССР, лауреат премии «Триумф», лауреат Государственных премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга, лауреат премии «Золотая маска», лауреат премии «Кумир», обладатель «Ники» в номинации «Роль второго плана» (фильм «Подмосковные вечера»). Снималась в картинах «Похождения зубного врача», «Жестокий романс», «Служебный роман», телесериале «Женская логика» и др. Служит в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Живет в г. Санкт-Петербурге.


Игорь ИЗГАРШЕВ
Фото ИТАР-ТАСС, С. ИВАНОВА, А. АНТОНОВА ИД «Родионова»
123

В прокате - драматическая комедия «Карп отмороженный», где одну из главных ролей сыграла Алиса Фрейндлих. Работа была важной для актрисы - продюсировать картину взялся ее внук Никита Владимиров. Накануне премьеры Алиса Бруновна пригласила корреспондента «Известий» к себе домой. Извинившись («знаю, что это непедагогично, но я буду курить»), народная артистка СССР начала разговор с похвалы молодому продюсеру, который скромно сидел рядом.

Он у меня вообще, конечно, молодцом! Взялся за этот фильм, когда у него не было ни одного рубля. Заложил свою квартиру, назанимал у всех наших родственников всевозможные запасы и накопления (смеется). Начал проект с огромной верой в то, что всё непременно должно получиться.

- И ведь получилось.

Да, но с какими сложностями! В октябре (2016 года. - «Известия») нам надо было в очень сжатые сроки отснять всё на натуре. Нужно было буквально дней 10, чтобы схватить уходящую осень. А у Мариночки Нееловой в это самое время была запланирована премьера в театре. Тогда мы очень попросили Галину Борисовну Волчек ради нас немного отодвинуть премьерные спектакли. Она знает Никиту с малолетства, поэтому отнеслась к нашей просьбе очень трепетно и сделала всё, чтобы дать нам возможность отснять материал.

Мы всё успели. Часть фильма была снята на какие-то абсолютно карманные деньги, выжатые из своих собственных возможностей. Потом спустя какое-то время Никитой предпринимались совершенно невероятные усилия, чтобы добыть еще средства и доснять кино. Но ни Фонд кино, ни Союз кинематографистов не откликнулся.

Немалыми трудами и жертвами нашли частного инвестора - человека, возникшего, так сказать, из небытия, который дал финансовую возможность закончить фильм уже в феврале. Можете себе представить: в октябре сняли натуру, потом на какое-то время распустили всю группу и через несколько месяцев снова собрались и досняли павильон.

Парадокс, что на фильм, в котором играют Фрейндлих, Неелова, Пускепалис, Миронов, не дают государственных денег.

Я не знаю, почему это происходит. В этих дающих деньги структурах своя система координат, не хочу, так сказать, кого-то ловить за руку. Наверное, там тоже есть какие-то свои «пружины» или своя очередность… Никита ведь совершенно незнакомый миру кино молодой человек, да и сценаристы у фильма не очень раскрученные (Дмитрий Ланчихин, Оксана Карас, Андрей Таратухин. - «Известия»). И вдруг они захотели этому миру что-то предъявить (улыбается).

Что касается актерского состава, Никите в силу его обаяния, заразительности и ссылок на семейную или творческую дружбу удалось даже на съемки в эпизодах уговорить очень занятых актеров. Это большая доблесть, человеческое обаяние, умение заманить и уговорить (смеется).

- Вы следите за тем, что происходит в современном кино?

- Как только я узнаю, что вышел хороший фильм, мне не жалко пожертвовать немного времени и отправиться в кинематограф. Просто пройтись до нашей питерской «Авроры» и посмотреть. Или, бывает, сериал показали по телевидению и о нем идет очень хорошая молва, хорошие отзывы от людей, которым я доверяю. Тогда дети мне его скачивают целиком, и я во время отпуска или на даче обязательно смотрю. Из общего вороха мне больше всего понравилась «Ликвидация» и еще два-три сериала.

Смотреть сериалы по телевизору мне не удается. Я посмотрю одну серию, а следующую, например, пропускаю из-за работы в театре. Сюжетная нить сразу же теряется. Чтобы смотреть сериалы, надо неделю или больше каждый вечер садиться перед телевизором и следить за хитросплетениями сценария.

Многие актеры вашего поколения тоскуют по идеалам советского кино. Говорят, что современный кинематограф сильно потерял в качестве и в душевности. У вас есть мнение на этот счет?

К сожалению, все современные фильмы и сериалы зациклены на криминале. Может быть, это происходит потому, что криминал стал темой очень большого количества телепрограмм, из которых несложно «надыбать» материал для сценария. В газетах и журналах тоже есть криминальные страницы, из них можно почерпнуть какие-то сюжетные линии…

Поскольку о различного рода преступлениях стали охотнее снимать, из нашего кино куда-то стал исчезать разговор о простых истинах: о дружбе, любви, добре и зле, честности… Да обо всех семи грехах человеческих, которые всегда имели свой альтернативный аспект. Эти простые истины сегодня остаются за пределами человеческого внимания.

Что же касается фильмов советского периода, лучшие его образцы отобраны временем. Трудно себе представить, сколько тогда снималось фильмов - великое множество. Это мелкое зерно уже давно выпало сквозь ситечко, оставив зерно крупное - картины, которые стали классикой. Только их мы сегодня смотрим и ими клянемся, как доблестью своей. Но мы не вдаемся в подробности того, сколько советского барахла было снято, а оно было. Сегодняшние хорошие фильмы, как и советские, со временем отсеются по принципу ситечка.

- « Карп отмороженный » поднимает тему взаимо отношений отцов и детей, демонстрируя также пропасть, которую проложили между ними технологии. Как думаете, интернет сильно повлиял на то, что детям стало сложнее общаться с родителями?

Да это ведь тема для целой диссертации! Я не берусь рассуждать так глубоко. Но если говорить кратко, то технологии ушли далеко вперед, а дети с малолетства хватают все эти айпады и айфоны и мгновенно их осваивают. Наверно, какое-то космическое влияние дает им возможность моментально осваивать эти гаджеты (смеется) . Их ведь даже не нужно специально учить.

Конечно, за счет всего этого возникает расхождение в понимании мира между поколениями, еще больше увеличивая и без того глубокую пропасть. Моим внукам, например, неинтересно обсуждать со мной темы, связанные с интернетом, потому что я в него не врубилась и уже не врублюсь (смеется) . А они не читают книжки, которые продолжаю читать я.

Я, кстати говоря, очень люблю перечитывать книжки. Люблю читать и новые, мне не знакомые, но больше всего мне нравится перечитывать книги, которые когда-то произвели на меня большое впечатление. Я читаю их снова и снова и получаю совсем другой ракурс восприятия, извлекаю совершенно новые для меня вещи. Поэтому мне интересно возвращаться к прочитанному. А они не читают (показывает на Никиту) , бессовестные! (Смеется.)

- К каким книгам вы возвращаетесь?

- «День восьмой» Торнтона Уайлдера и «Взгляни на дом свой, ангел» Томаса Вулфа когда-то произвели на меня сильное впечатление. Я уже не говорю про «Мастера и Маргариту». Смешно сказать, но когда-то «Война и мир» была прочитана мной по принуждению, в рамках школьной программы.

Сейчас же, когда мы в театре ставили спектакль по этому роману, я, конечно же, взяла на себя труд перечитать его. Получила колоссальное удовольствие, потому что теперь уже вдавалась в подробности. Этот разговор с Толстым вдруг показался мне интересным. Хороший получился разговор (улыбается) .

- В одном интервью вы сетовали на то, что л юди нынче теряют нравственность с бешеной скоростью. Куда из современной жизни исчезают ценности: нас этому не учат или они перестают иметь для нас значение?

Мне трудно ответить. И я бы считала большой доблестью, если бы нашла ответ на этот вопрос. Может быть, это происходит из-за каких-то скоростей жизни…

Давным-давно, в одном из журналов я прочитала статью, которая называлась «Футурошок». Уже лет 30 тому назад, а то и больше, этим термином было названо заболевание, связанное с невероятным количеством информации и такими же сумасшедшими скоростями ее поглощения.

В статье говорилось, что болезнь эта вызывает боязнь будущего. Не потому, что его боится новое поколение (оно как раз очень смелое). А потому, что это поколение поглощает те самые простые истины, которые были важны всегда.

Тогда мне казалось, что это происходит из-за потери религиозных ценностей. Ведь был период, когда религия оказалась совершенно заброшена. Это сейчас стали ею клясться и божиться, хотя ведь совершенно необязательно идти в церковь и молиться. Надо просто помнить простые евангельские истины. Их не так много: всего 10 заповедей, которые распространяются абсолютно на все аспекты жизни. Но что-то было безвозвратно утрачено по дороге к сегодняшнему дню. Видимо, все-таки выпал какой-то аспект. Не берусь формулировать, потому что это сложнейшая тема.

- О чем вы чаще всего жалеете, Алиса Бруновна? О сделанном или о несделанном?

Надо переворошить всю свою длинную жизнь, чтобы вспомнить. Если вы имеете в виду недостойный поступок, о нем имеет смысл жалеть всю жизнь - это тема исповеди. Жалеть о том, что не сделано, - бессмысленно, потому что время ушло, что о нем жалеть? Можно, конечно, пожалеть, но только для гимнастики чувств, не более того.

Если я делала что-то недостойное, то всю жизнь себя кляну за это. Если мне не удалось сделать что-то достойное, то виной этому были какие-то обстоятельства.

Справка «Известий»

В 1953 году была принята на курс Бориса Зона в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. Работала в труппе Театра имени Комиссаржевской, в Театре имени Ленсовета и - по сей день - в БДТ имени Товстоногова. Сыграла более 60 ролей в кинофильмах, среди которых «Служебный роман», «12 стульев», «Д"Артаньян и три мушкетера» и другие.


Top