Как животные готовятся к зиме (картинки). Как готовятся звери к зиме Подготовка животных к зиме

Мне всегда было интересно, как живут животные в то или иное время года. Понятно, что они вынуждены всю жизнь приспосабливаться под погодные условия. Пришлось прочесть немало книг, прежде чем я узнала, как звери готовятся к зиме.

Как звери готовятся к зиме

Чтобы не голодать в зимнее время года, многие звери начинают запасать себе еду. Подготовка начинается ещё осенью. Некоторые животные прячут продукты питания, начиная с лета. Раньше всех делают «заначки»:

  • мыши;
  • бурундуки;
  • бабаки.

Эти грызуны начинают заранее прятать в норки орехи и семечки , которые они ищут в лесу. Это позволит им не выходить из своих жилищ зимой. Когда становится очень холодно, то зверюшки начинают спать. Они прерывают свой сон только на небольшой перекус.

Белки не впадают в спячку , но всё равно тщательно готовятся к морозам, запасая:

  • жёлуди;
  • грибы;
  • орехи;
  • семечки.

Большую часть зимы они проводят в дуплах, которые находятся высоко на дереве. Белки обязательно утепляют своё жилище при помощи мха, ведь они очень плохо переносят морозные дни.

Бобёр имеет непромокаемую шубку, поэтом он проводит зиму в воде . Он заранее готовит себе жильё, которое будет находиться на уровне воды или немного ниже. Их убежища весьма крепкие.

Барсуки очень плохо переносят морозы , поэтому обязательно готовят тёплую нору, чтобы выжить. Они начинают делать запасы еды ещё с осени, чтобы не голодать.


Как готовятся к зиме более крупные звери

У лисы начинает замедляться метаболизм потому, что ей становится очень сложно найти себе пропитание. Именно подкожный жир начинает питать и согревать организм животного. Лисьи лапки покрываются густой шерстью , которая защищает от лютых морозов.

Волку не требуются какие-либо особенные условия для того, чтобы пережить зиму. Он без проблем передвигается по снегу, продолжая вести охоту. Зимой они живут в стаях, чтобы было легче выживать.


Медведи ищут укромное место, чтобы соорудить себе берлогу , которая будет служить им домом во время холодов. Они готовятся к зиме заранее, утепляя не только жилище, но и запасая подкожный жирок .

Зима является сложным периодом в жизни всего животного мира. Готовятся к зиме все по-разному. Заботятся о еде и жилье животные заранее.

Особенно усердно готовятся к зиме — делают запасы, мышки полевки.

Многие из них вырывают себе зимние норы прямо в стогах, под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.

Но, многие звери никаких кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы. Жир ведь тоже запас пищи. Да еще и греет: он холода не пропускает. К ним относится и медведь.

Медведи запасают к зиме побольше жира. Он начинает жиреть, когда поспевает ягода. У него есть еще время, чтобы набрать вес перед зимней спячкой. Медведи очень тщательно выбирают место берлоги, утепляют ее мхом, ветками.

Барсуки, тоже запасают к зиме жир. Им проще всего построить нору — они искусно с этим справляются — и к зиме могут подготовиться за один день. Так как норы у них зачастую получаются большие, они могут «пригласить» зимовать соседа — енота. И два зверька проводят зиму вместе.

В норе, в которой барсук устраивается на зимнюю спячку, поддерживается образцовая чистота.

Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают их в кучу около своего жилья.

Как ёжик готовится к зиме? Обычно ежи подыскивают глубокие норы, которые расположены на расстоянии около полутора метров от поверхностного слоя земли. Они, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком.

Тощий, худой ежик до весны не доживет. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться.

Кормиться еж ночью. А что же ест еж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Если повстречается еж со змеей, то непременно ее одолеет. Лягушки, жабы, змеи, ящерицы тоже впадают в спячку. Некоторые лягушки зимуют на дне водоемов и дышат при этом кожей.

Накапливают жир и летучие мыши, комары. В холода они впадают в состояние сна, при котором температура тела опускается до температуры окружающей среды. Зимой они могут замерзнуть до состояния сосулек.

А в теле у обыкновенных чёрных муравьёв, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество - глицерин - жидкость, не замерзающая даже в самые лютые холода.

Осенью многие звери свои летние шубки меняют на другие.

Это очень важно для них. Зимой они будут незаметны на снегу.

Зайцы, которые не делают запасов, просто меняют шубку на белую, чтобы не попасться из-за своего серого одеяния на глаза волку и лисе. Это про него говорят: «Летом серый, а зимой белый».

Лисы и волки, которые тоже в спячку зимой не впадают и активно ищут еду, у них тоже происходит линька — полностью или частично сменяется волосяной покров, но цвет шубки не меняют.

Белка тоже в спячку не впадает, но всю осень собирает грибы и орехи, чтобы зимой не быть голодной и обустраивает свое дупло, чтобы было тепло. У в кладовой сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того белка собрала грибы. Их она насаживает на обломанные сучки сосен и сушит впрок. Зимой зверёк будет бродить по ветвям деревьев, и подкрепляться сушеными грибами.

И ещё. Белка летнюю рыжую шубку меняет на зимнюю серую.

Мех горностая летом красно-бурый, а зимой чисто белый, лишь кончик хвоста остается черным.

Глухарь бродит вдоль обочин дорог, ему необходимо поглотать мелких камешков, чтобы зимой ими перетирать грубую пищу.

Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.

Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима. Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник. А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима.

Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия. Да и как иначе? Впрочем, если зима ожидается теплой, пчелы вовсе не его не закрывают.

Некоторые птицы улетают в теплые края, чтобы вернуться обратно только весной.

А вот судьба городских птиц, в зимнее время, во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия человека. С приходом холодов воробьи сбиваются в крикливые многочисленные стайки и стараются держаться поближе к человеческому жилью.

Особенно тяжело птицам приходится, когда выпадет белый пушистый снег, покрывая всю землю нарядным покрывалом. Именно в это нелегкое время пернатым певцам необходима наша помощь.

Помогите птицам зимой, тогда летом они посвятят вам свои лучшие песни, съедят на ваших огородах всех вредителей и позаботятся, чтобы комаров и мух в следующем сезоне было как можно меньше!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: Как звери готовятся к зиме.

Подготовила воспитатель

Саклакова Лариса Владимировна

Кумертау

Программное содержание : Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия: дикие животные, травоядные животные, хищные животные; где живут дикие животные, чем питаются, как готовятся к зиме; развивать умение составлять рассказы на тему «Как животные готовятся к зиме», воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям, составление экологической пирамиды.

Предварительная работа: беседы с детьми о лесе,

сравнение диких и домашних животных,

сравнение травоядных животных и хищных животных,

беседа о том, как дикие звери готовятся к зиме,

рассматривание иллюстраций диких животных,

отгадывание загадок о диких животных, чтение рассказов о животных

Материал: Предметные картинки (дикие животные), сюжетные картинки (как животные готовятся к зиме), цветные карандаши, бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Дети стоят полукругом)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня, дети, я решила прочитать вам отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят …

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Ответы детей (Об осени)

Назовите осенние месяцы.

Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Как вы понимаете, выражение «листья сыплются дождем»?

Ответы детей . Идет листопад.

А какие признаки осени вы знаете?

Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А каких диких животных Башкортостана вы знаете?

Ответы детей: Лиса, медведь, еж, белка, волк, лось, заяц, кабан, рысь.

Воспитатель: А почему этих животных называем дикими?

Ответы детей: Потому что они живут в лесу, и человек о них не заботиться. Потому что они сами о себе заботятся и живут в дикой природе.

Воспитатель: дети, я предлагаю вспомнить, где дикие животные живут в лесу. (Проводиться дидактическая игра «Кто, где живет»).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Где живет белка? (белка живет в дупле).

Где живет медведь? (медведь живет в берлоге).

Где живет лиса? (Лиса живет в норе).

Где живет волк? (Волк живет в логове).

Где живет еж? (еж живет в гнезде из листьев).

Где живет лось? (Лось живет в лесной чаще).

ВОСПИТАТЕЛЬ : Молодцы, дети, не забыли, как дикие животные приспособились без помощи человека жить в лесу. А какое время года следует за осенью?

Ответы детей: (за осенью придет зима)

Воспитатель: Правильно, за осенью наступает зима. Зима - это очень трудное, холодное время года. Зимой диким животным очень трудно в лесу: холодно, мало пищи. Поэтому дикие животные готовятся к зиме. Но сначала проведем разминку, нам, дети тоже нужно готовиться к школе. Проводится пальчиковая гимнастика: «Животные, которых мы можем показать».

Дети подходят к доске, на которой находятся картины диких животных.

Ой, слышите, кто то к нам стучится. Тихо. Сейчас я посмотрю. Дети, это Незнайка к нам пришел. Он говорит, что тоже хочет знать о том, как звери готовятся к зиме. Расскажем Незнайке? Усаживайся, Незнайка, удобнее и слушай.

Дети, я даю вам волшебный клубок, который может записать наш разговор. Потом мы его подарим Незнайке, вдруг он что-то забудет, поднесет к уху и услышит ваши рассказы еще раз. Передавайте клубок осторожно, не спеша. Как услышите слово стоп, начинайте рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель держит клубок и рассказывает, как зимуют лоси: лоси уходят далеко в чащу леса, где много кустарника и валежника, где холодный ветер утихает и легче переносить холод, куда трудно пробраться хищным животным. Плотный мех мешает хищникам продвигаться в густом валежнике и лоси в безопасности зимуют.

Воспитатель передает клубок детям.

ДЕТИ: Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы. Лесные кладовые она устраивает в старом дупле, которое оставил трудолюбивый дятел. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки.

Заяц меняет серую шубку на белую, более теплую. Он это делает, чтобы зимой было тепло и чтобы быть незаметным на снегу. Ведь у зайчишки очень много врагов. Это и лиса, и волк, и сова, и куница. Если летом зайчишка вволю щипал травку, а осенью лакомился сочной капустой и морковкой, то зимой туго ему приходиться, остается только кора деревьев и ветки кустарников, торчащие из-под снега.

Еж осенью сытно питается, чтобы накопить под своей колючей шубкой очень много жира, потому что зимой он впадает в спячку и ему нужно спокойно спать всю зиму. Ежик выбирает для себя удобную ямку, или небольшую ложбинку, где-нибудь под раскидистым деревом, заворачивается в листья и засыпает, ожидая, когда его засыплет снегом.

МЕДВЕДЮ тоже надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму преспокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухим валежником. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а лиса и волк к зиме не готовятся, почему эти животные не готовятся к зиме? (они хищники и поэтому все время ищут себе еду).

Да, нелегко приходиться диким животным зимой в лесу. Ну вот, Незнайка, получай волшебный клубочек и беги, рассказывай то, что узнал. Дети, Незнайка вас поблагодарил, попрощайтесь с Незнайкой.

Нам пора поиграть.

Физкультминутка:

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают -

Не идет ли волк?

Раз - согнулся, разогнулся,

Два — нагнулся, потянулся,

Головою три кивка, встали, в сторону прыжок. Постояли, посмотрели и присели.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Подходите к столам. Дети, дикие животные приготовили вам гостинцы грибочки. Угощение - дикие животные разрешили подарить к чаю тому, кто назовет слова - определения для животных. (Дети говорят -какая, какой, выбирая на доске картинки с диким животным, убирая картинки после ответа).

ВОСПИТАТЕЛЬ вызывает детей. Дети дают слова-определения:

Белочка - заботливая, трудолюбивая, хлопотливая, шустрая, ловкая.

Заяц - трусливый, боязливый, пугливый, белый, серый,

Медведь - неуклюжий, косолапый, неповоротливый

Еж - колючий, храбрый, отважный, смелый.

Рысь - ловкая, быстрая, смелая, чуткая.

Лось - большой, сильный, быстрый, травоядный

Волк быстрый, злой, серый, зубастый.

Лиса - красивая, пушистая, осторожная, хитрая, быстрая.

Воспитатель: Дети, назовите травоядных диких животных Башкортостана. (Заяц, лось, белка).

Каких диких хищных животных Башкортостана вы знаете? (волк, лиса, рысь, еж).

А как вы думаете, хищных животных должно быть меньше, чем травоядных или больше?

Ответы детей : Хищных животных должно быть меньше.

Воспитатель: Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются - «экологические пирамиды».

Для того, чтобы травоядные наелись, травинок должно быть больше, чем травоядных животных. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с травоядными животными, а травоядных меньше, чем травы. Ну, а травоядных животных не прочь отведать на обед хищники. Они больше и сильнее им нужно съедать много травоядных животных. Поэтому в лесу

травоядных животных должно быть больше, чем хищников, чтобы всем хватило еды. Вот и получается пирамида. Подводится итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем травоядных животных, а травоядных животных - больше, чем хищных диких животных. (На доске выкладывается экологическая пирамидка).

Тема: Как звери к зиме готовятся.

Цель:

Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.

Задачи:

Образовательная:

Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; закрепить технику аппликации из шерстяной нити.

Развивающая:

Умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательная:

Прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Наблюдение за изменениями в природе осенью (прогулка);

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Четыре художника».

Тематические физ.минутки.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ознакомление с природой), художественное творчество (аппликация из бросового материала).

Материалы к занятию:

Картина «Времена года»;

Картинки с изображением диких животных;

Карточки-модели;

Дидактическая игра «Когда это бывает»;

Музыкальное сопровождение;

На каждого ребенка шаблон гриба, нитки (для аппликации);

Клей.

Ход занятия.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю совершить путешествие по временам года (картина «Времена года»)

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

Красное - лето пришло - все цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Желтая осень раскрасит наш сад

Красивые листья по ветру летят.

Зима засыпает снегами поля

И синего цвета дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

Игра "Когда это бывает".

У детей цветные карточки. Синие карточки обозначают - зиму, зеленые - весну, красные - лето, желтые – осень.

Воспитатель – Я вам буду загадывать загадки, а отгадки вы мне будете показывать.

Снег на полях,

Лёд на водах,
Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой

Тает снежок

Ожил лужок.
День прибывает.

Когда это бывает?

Ответ: Весной

Солнце печёт,

Липа цветёт.
Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Ответ: Летом

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?

Ответ: Осенью

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель - Какое сейчас время года? Какие признаки осени вы знаете?

(Небо серое и хмурое; солнышко реже светит, не такое теплое; часто идут дожди; листья желтеют и опадают; люди тепло одеваются; птицы улетают в теплые края).

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок).

Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель - Да вы правильно назвали все признаки осени, мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам. Давайте разберемся.

Воспитатель, загадывает загадки по мере отгадывания, выкладывает изображение животных (картинки).

1.Загадка:

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

Ответ: Ёж

Воспитатель - Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова побежал.

А чем же еж питается? (ответы детей)

Охотятся ежи по ночам, осенью они усиленно питаются и толстеют - к зиме готовятся. Чтобы залечь в норку и проспать до весны. Еж зимой спит.

2. Загадка

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Воспитатель - Медведя еще называют косолапым, это так и есть, это видно, если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей)

Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

Вот и приходится медведю, как ежу, наедаться и нагуливать жир на всю холодную зиму.

Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

Оздоровительная минутка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел

Видно меду не нашел.

дети выполняют движения согласно тексту

Мишка в улей влез и вот

изображают походку медведя

Лижет с лапы сладкий мед

имитация текста

А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка: Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее…

Ответ: Лиса

Воспитатель - Идет лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было. Ходит лиса как в валенках.

Чем питается лиса? (ответы детей)

Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат и начинает лапами разгребать.

Воспитатель - Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки?

5.Загадка: Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. Ответ: Заяц

Воспитатель - Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а к зиме?

Интересно он меняет цвет шубки. Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

Как заяц спасается? (ответы детей)

Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

Где заячий дом? (ответы детей)

Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

Какую? (ответы детей)

6. Загадка Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая? (ответы детей)

Она шубку поменяла на более теплую.

А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее.

Скажите, какой у белки хвост? (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

Как называется домик у белки? (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает листьями; в таком дупле обычно один вход, который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

5.Сюрпризный момент (стук в дверь входит Белочка)

Белочка - Здравствуйте, ребятки! Я пришла с вами немного поиграть.

Оздоровительная минутка под музыкальное сопровождение.

«Поиграй со мной, дружок».

Становись скорей в кружок,

Будь внимательным, дружок

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

Спинку мы с тобой прогнем,

Ну и хвостиком вильнем

Ну, давай,

Не зевай

И за мною повторяй.

Заниматься целый день,

Прыгать нам с тобой не лень

Шаг назад,

Шаг вперед

И на месте поворот.

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Белочка, а ты подготовилась к зиме?

Белочка Да, орешек, шишек я запасла много, а вот грибочки не успела…

Воспитатель - Ребята давайте поможем белочки запасти грибочки

Художественное творчество (аппликация из бросового материала)

Пока дети выполняют работу, звучит музыка П.И Чайковского "Золотая осень. Октябрь", из цикла "Времена года"

Белочка - Спасибо вам ребята этих грибов мне хватит на всю зиму. Я хочу вас угостить орехами. (Печенье) Ну а мне пора в лес, до свиданья.

7. Рефлексия.

    Какие признаки осени вы знаете?

    О каких диких животных мы говорили?

    Что нового узнали?

    Вам понравилось занятие?

Это реакция организма на перепады температур, проще говоря, это способ выживания, характеризующийся в снижении температуры тела и сокращении сердечного ритма.


Подготавливаясь ко сну, животные запасаются жиром и подготавливают укрытие, хорошо защищенное от хищников. Во время спячки температура тела животного может понизиться в 10 раз его обыкновенной. Так, например, у сони - полчка (это мелкий грызун) температура снижается с 38 градусов до 3,7. Сердце замедляется до 3 – 5 ударов в минуту, а у калифорнийских сусликов может снизится даже до одного удара. Дыхание уменьшается в 10 раз. В общем, вся деятельность организма сводится к минимуму.

Материалы по теме:

Синицы и люди

Спячка у хладнокровных (змеи, лягушки, ящерицы)


Самая поразительная подготовка к спячке происходит у хладнокровных. При охлаждении тела в их органах образуется лед. Это очень странно, ведь животное может погибнуть от обезвоживания, либо разорваться от пронизывающего их льда. Однако, американская лесная лягушка великолепно с этим справляется: она наполняет свое тело гликогеном, который гарантирует сохранность органов. Весной же лягушка просто оттаивает и расходует глюкозу (которая получается из гликогена) в энергию. Но некоторые земноводные переживают зиму на дне водоемов, зарываясь в или дыша при этом кожей.

Интересный факт : змей, черепах, ящериц и лягушек можно ввести в спячку самостоятельно. Нужно всего лишь снизить температуру и изменить световой режим.

Спячка арктической земляной белки, луговой собачки и медведя


Арктическая зеленная белка

А вот спячку земляной белки, луговой собачки и медведя не считают за спячку. Можно назвать это «дремотой», так как их можно легко разбудить. Да, вся жизнедеятельность их организма также замедляется, но на уровне обыкновенного сна. Понятное дело, что жир и запасы пищи – залог выживания этих зверей во время спячки. Медведь за один день может употребить до 20000 калорий и накопить около 15 см жира за лето. Казалось бы, что может его потревожить зимой?


Top