История создания эмблем. Устав международного движения красного креста и красного полумесяца

красный крест кыргызстан

Международное гуманитарное право является отраслью международного права и основывает свою деятельность опираясь на общепринятые, императивные (т.е. повелительные) нормы и принципы (jus cogens) международных отношений.

Принципы и нормы поведения существовали всегда, значительна их роль и на современном этапе развития человечества.

Современные принципы международных отношении получили свое развитие после принятия Устава ООН в 1945 г., который оказал определенное влияние и на развитие специфических отраслевых принципов международного права, в том числе и на международное гуманитарное право.

Основные принципы этого права являются обязательными в отношениях между субъектами международного права. Это означает, что «государство должно не только строго их соблюдать в своей внешней политике, в отношениях с другими субъектами международного права, но и непременно сообразовывать с ними свое внутреннее законодательство» Тузмухамедов Р.А. Международное право. Алма-Ата, 1993, с.12.

Современные международные отношения немыслимы без основных принципов, поскольку на их базе развивается современное международное право, совершенствуются и формируются его отраслевые нормы и принципы этого права.

Д.Коломбос также выделяет три основных принципа права вооруженных конфликтов: гуманизм, рыцарство, военную необходимость. Следует заметить, что принцип рыцарства при всей его привлекательности, по нашему мнению, не вписывается в современные принципы международного права, но тем не менее заслуживает внимания и изучения.

И.Н.Арцибасов, С.А.Егоров также подразделяют принципы права вооруженных конфликтов на три группы: общие принципы; принципы, регулирующие средства и методы вооруженной борьбы; принципы защиты участников вооруженной борьбы и гражданского населения.

В.В.Пустогаров классифицирует принципы международного гуманитарного права на три группы: основополагающие, общие и принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий.

Известный исследователь исламской концепции гуманитарного права М.А.Буазар предлагает свою концепцию основополагающих принципов:

  • -- воспрещение применения крайних мер, эксцессов вероломства и неоправданной жестокости;
  • -- воспрещение причинения противнику дополни-

дипломатия.

" неоправданных разрушений,

" использования отравленного оружия не ограниченного, разрушения; различий между комбатантами и чинить насилие над ранеными и гражданским население

Исходя из краткого сопоставления представленных мнений, остановимся подробнее на классификации Ж.Пикте. Итак, согласно Ж.Пикте -- это:

  • 1. Принципы права гуманности, означающие «право вооруженных конфликтов и права человека, которые должны обеспечить по крайней мере минимум гарантии и гуманизма каждому человеку, будь то в военное или в мирное время»1.
  • 2. Принципы международного гуманитарного права, относящиеся к жертвам конфликтов или так называемое Женевское право, которое включает в себя принципы нейтральности (ст.З, ст.27 первой Конвенции 1949 г. О нейтральной помощи, параграф 1, ст.64 Протокола I Об организациях гражданской обороны нейтральных стран и др.) нормальности (см. Ill Конвенцию 1949г. Об обращении с военопленными, ст.44 Дополнительного протокола I, 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов) и защиты (см. ст.1 Женевской конвенции Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, II Женевской конвенции Об улучшении, участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, IV Женевской конвенции О защите гражданского населения во время войны, раздел II-III, Дополнительный протокол I, 1977 г., ч.II, гл.2-3, 6, раздел III, гл. 1-3 и Дополнительный протокол II, 1977 г., 4.III-IV).
  • 3. Принципы международного гуманитарного права, относящиеся к праву войны, или так называемое Гаагское право, состоящее из совокупности международных предписаний по ведению военных действий и защите жертв таких действий. Основной целью «Гаагского права» является наиболее возможное ослабление страданий, приносимых в результате боевых действий. Поэтому «Гаагское право» основывается на принципе ограничений, означающем, что «воюющие стороны не польз".--;* неограниченным правом в выборе средств нанесена вреда неприятелю» (IV Конвенция О законах сухопутной войны 1907 г. с прилагаемым Положением сг.22). Этот принцип распространяется на военные действия, поведение комбатантов в бою, поведение гражданского населения, жертв войны на оккупируемых территориях.

Таким образом можно сказать, что основные принципы являются общепризнанной нормой для выполнения международных прав и обязанностей субъектами международного права.

По мнению Ханса-Петера Гассера международное гуманитарное право заждется на нескольких основополагающих принципах, являющихся частью базиса международного права. Однако эти принципы не имеют приоритета перед действующим правом и не заменяют его; они скорее, указывают на основные направления и делают право более понятным1. Конечно, если присутствует право, принципы, как было отмечено выше, становятся дополнительным компонентом соглашения, так как государства строят свои отношения на базе принципов.

В то же время в международном гуманитарном праве имеются различные взгляды на классификацию системы принципов. Разнообразие взглядов, стремление быть замеченным в настоящее время привело к тому, что в международном гуманитарном праве до сих пор не приведены в надлежащий порядок, т.е. не систематизированы принципы. Как верно считает В.В.Пустогаров, -- систематизация принципов -- задача юристов, одна жизнь ее не решит. Но трудности систематизации кроются не столько в слабости усилий ученых, сколько в нашей сложной реальности2.

В то же время есть и скептики, которые недооценивают роли основных принципов в международном праве. Они объясняют это тем, что международные договоры снижают необходимость в общих принципах, как средстве заполнения брешей в международной правой системе.

С этим трудно не согласиться, так как на самом деле общие принципы используются для заполнения пробелов, особенно при решении процедурных вопросов и проблем международного судебного администрирования. Но как источник права, они давно играют довольно несущественную роль3. Надо сказать, что аналогичных взглядов придерживаются немногие. Международная практика показывает, что в нашем быстро меняющемся мире, все же появляются новые принципу, которые находят свое подтверждение путем заключения как многосторонних, так и двусторонних сообшений (например, документы Заключительного акта безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), более поздняя Парижская хартия для новой Европы 1990 года, кстати оба важнейших международного документа современности Узбекистан подписал и принял в качестве обязательства для выполнять.

Приверженность нашего государства основным принципам и нормам международного права находит отражение при заключении двусторонних договоров, а также в заявлениях и в международно-договорных инициативах нашей страны.

Принцип замены, или так называемая «оговорка Мартенса» была принята на I Гаагской конференции мира в 1899 г. и первоначально формулировка Мартенса выглядела следующим образом: «В случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями, население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания» (IV Гаагская конвенция, 1899 г.).

В настоящее время «оговорка Мартенса», или так называемый принцип замены, в новой редакции отражен в п.2, ст.1 Дополнительного протокола I, касающегося защиты жертв международных военных конфликтов (принят на Женевской дипломатической конференции 8 июня 1977 г.). «Оговорка Мартенса» гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские липа и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания».

Право войны осуждает такие действия как взятие заложников, вероломство, запрещение применения оружия и действий, которые могут причинить излишние страдания и повреждения. При этом, согласно праву войны, конфликтующие стороны в своих действиях должны исходить из принципа военной необходимости и соразмерности (ч.Ill Дополнительного протокола I, 1977 г.), например, стоит ли причинять дополнительный ущерб и страдания противнику, если исход боя уже разрешен, или действия сторон должны исходить из общепринятых международного договорного и обычного права.

Известный исследователь в области международного гуманитарного права Ф.Кальсховен отмечает, что военная необходимость является составной частью такого явления как вооруженный конфликт и едва ли может быть иначе. При этом Ф.Кальсховен отмечает, что доводе «военной необходимости» есть не что иное, как заявление о том, что в ходе вооруженного конфликта некоторые действия якобы позволительны только потому, что они продиктованы жесткой логикой войны.

Противоположное утверждение состоит в том. что даже в ходе вооруженного конфликта некоторые действия недопустимы, потому что они являются вопиющим нарушением законов гуманности. И нет сомнений в том. насколько трудно уравновесить эти два противоположных требования", что и было подтверждено в ходе прошедших международных конференции (1974-1977 гг.. 1979-1980 гг. и последующие годы). Современное международное право осуждает любые войны и предлагает разрешение конфликтов только мирными способами.

С момента своего создания Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца объем работы, выполняемой Движением постоянно возрастал, и теперь его деятельность очень разнообразна. Некоторые виды этой деятельности возникли в результате долголетнего опыта, другие же появляются непосредственно во время работы в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

В первые годы существования Движения единство идеи поддерживалось в основном единством общего усилия. Не будучи изложенными в каком-либо письменном соглашении, конкретные гуманитарные ценности быстро проявились как составные элементы Движения. Еще в 1875 году Густав Муанье говорил о четырех основных рабочих принципах, которые должны соблюдаться обществами Движения: предвидении, означающем, что подготовка должна проводиться заранее в мирное время с целью представления помощи в случае начала войны; солидарности, означающей, что общества берут на себя обязательства по установлению взаимных связей и оказанию помощи друг другу; централизации, предполагающей существование в каждой стране только одного общества, деятельность которого распространяется на всю ее территорию; взаимности, означающей, что помощь предоставляется всем раненым и больным независимо от их национальной принадлежности.

Лишь в 1921 году Основные принципы: беспристрастность, независимость, универсальность и равенство членов Движения - были официально представлены в письменной форме. Именно тогда они были включены в пересмотренный Устав Международного Комитета Красного Креста, учредительного органа Движения.

После второй мировой войны на XIX сессии Совета правителей Лиги (Оксфорд, 1946 г.) была принята Декларация, подтверждающая четыре принципа 1921 года, которые были дополнены еще тринадцатью принципами и шестью правилами применения. Однако эти принципы не стали предметом систематического описания вплоть до 1955 г., когда Жан Пикте в своей книге о принципах Красного Креста охарактеризовал и проанализировал все те ценности, которые определяют работу Движения. Он перечислил семнадцать принципов, разбитых на две категории следующий образом: с одной стороны, Основные принципы, которые выражают саму идею существования Движения, вдохновляют его деятельность и воздействуют на него, и с другой стороны, конституциональные принципы, которые относятся к структуре Движения и механизму его работы.

На основе этого глубокого исследования семь Основных принципов Движения в их сегодняшнем виде были единодушно приняты в 1965 году. Тогда же было решено, что эти принципы будут торжественно зачитываться на открытии каждой международной конференции.

XXV Международная Конференция Красного Креста (Женева, 1986 г.) вновь подтвердила значение Принципов, включив в Преамбулу Устава Движения.

Основные принципы означают именно то, что деятельность Движения построена на принципах, однако, прежде всего эти принципы выражают глубокую заботу о человеке.

Гуманность Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или предпочтения, старается при любых обстоятельствах, как на международном, так и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Движение призвано защищать жизнь и здоровье людей и обеспечивать уважение к человеческой личности. Оно способствует достижению взаимопонимания, дружбы, сотрудничества и прочного мира между народами.* * Пикте Ж. Развитие и принципы Международного гуманитарного права. - М.: МККК, 1993 г. - 130 с.

Универсальность Красного Креста и Красного Полумесяца своими корнями связана с универсальностью человеческих страданий, и именно таким образом следует принцип гуманности. Действительно у Движения нет ни какой-либо догмы, ни особой философии; оно сосредоточено на участии к человеческому горю. Застигнутые войной или стихийными бедствиями, борясь зачастую просто за выживание, бессчетное число людей от бесчеловечного отношения человека к человеку.

Принцип гуманности предполагает, что не следует пренебрегать никакой работой во имя блага страдающего человека; он также служит напоминанием того насколько важно использовать всякую возможность для гуманитарной деятельности, насколько важен дух инициативы Красного Креста и Красного Полумесяца.

Принцип гуманности - лишь первый в декларации, состоящей из семи принципов, которые нужно воспринимать как единое целое.

Красный Крест и Красный Полумесяц стремятся предотвратить и облегчить человеческие страдания. На протяжении своего существования Движение постепенно расширяло масштабы своей деятельности с тем, чтобы охватить новые категории жертв как во время войны, так и в мирное время. Однако, составные части Движения не ставят перед собой задачи сделать все, принимаясь за любой вид деятельности. Их первоочередная задача состоит в том, чтобы действовать в тех случаях, где кроме них никто не может и не хочет действовать. Своими действиями они дополняют деятельность органов власти, не подменяя их, а внося без какой-либо предвзятости свой особый вклад в тех ситуациях, которые часто являются абсолютно непредвиденными.

В принципе гуманности воплощается одна особенно важная мысль защищать. В значении слова заключена идея укрытия от сил стихии. Понятие защиты предполагает некую преграду или щит между человеком или предметом и той опасностью, которая им угрожает.

В мирное время защита жизни и здоровья людей заключается в том, чтобы предупреждать болезни, катастрофы и несчастные случаи, или в том, чтобы свести к минимуму их последствия, спасая жизни людей, как это делает, например, член национального общества, оказывающий первую помощь раненым, спасая их от неминуемой смерти и осуществляя при этом основную форму защиты.

Задачей международного гуманитарного права является защита жертв вооруженных конфликтов и обеспечение им по возможности нормальной жизни при сложившихся обстоятельствах. Однако нормы международного гуманитарного права применяются не всегда, поэтому в задачи МКК, в частности, входит: добиваться применения этих норм, оказывать помощь лицам которые находятся под их покровительством, а также следить за тем, чтобы они не умирали от голода, не страдали от жестокого обращения, не пропадали без вести и не подвергались нападению.

Защита тесно связана с предотвращением и облегчением страданий. Беспристрастность Движение не проводит никакой дискриминации по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается.

В то время как Основные принципы образуют единое целое, в котором каждый принцип трактуется в свете остальные, каждый из них в отдельности по разному характеризует задачу Движения. В связи с этим принцип беспристрастности отражает саму суть идеи Красного Креста и Красного Полумесяца.

Идея отсутствия дискриминации была с самого начала воплощена в Женевских конвенциях. Согласно первоначальной Конвенции 1864 г. любого солдата, неспособного более участвовать в боевых действиях из-за ранения или болезней, надлежало подобрать и оказать помощь независимо от его национальной принадлежности. В той конвенции, которая была пересмотрена в 1906 г. и 1929 г. четкий запрет был наложен на дискриминацию по признаку национальности, в то время как в Женевских Конвенциях 1949 г. указывается, что запрещаются неблагоприятные различия по признаку «пола, расы, национальности, религии, политических убеждений или по сходным критериям». Последние слова показывают, что запрещаются все виды дискриминации, а те которые перечисляются даются только как примеры. Основной запрет содержится также в Дополнительных протоколах 1977 г. с более подробным, хотя и не исчерпывающим перечнем критериев, по которым запрещается дискриминация.

Будучи одним из принципов международного гуманитарного права, запрещение дискриминации является прежде всего обязательным правилом, которым руководствуется Движение в своей деятельности, направленной на то, чтобы оказать помощь всем нуждающимся не принимая во внимание никакие соображения, кроме гуманитарных.

Теоретическое отсутствие дискриминации означает отказ от различий неблагоприятного характера по отношению к людям, только на том основании, что они относятся к какой-то категории. В рамках гуманитарной этики отсутствие дискриминации предполагает, что любые объективные различия между людьми не должны приниматься во внимание при предоставлении помощи, с тем, чтобы преодолеть самую злую враждебность. Это значит, что о время вооруженного конфликта или внутренних беспорядках и друг другу и врагу будет одинаковым образом оказана помощь, то есть все нуждающиеся получают ее при всех обстоятельствах кем бы они не были.

На практике это значит, что все составные части Движения должны строго избегать любой формы дискриминации, оказывая материальную или медицинскую помощь. Например, отказ принять раненого противника в госпиталь, находящейся в ведомстве национального общества Красного Креста, по причине того, что можно было бы принять большее число соотечественников, не совместим с принципом отсутствия дискриминации. Тоже самое относится и к такой ситуации, когда национальное общество Красного Креста в стране, раздираемой внутренними противоречиями оказывала бы продовольственную помощь жертвам только одной стороны и не пыталась бы помочь тем, чьи идеи Общество не разделяет.

Посещая лиц, арестованных в результате конфликт или внутренних беспорядков, Международный Комитет Красного Креста также должен вести борьбу с дискриминацией. Комитет обращается к властям с просьбой обеспечить таким лицам одинаковой гуманное обращение и следить за тем, чтобы они не были поставлены в наименее благоприятные обстоятельства из-за и национальности или политических убеждений. Однако различия по гуманитарным соображениям или просто по соображениям здравого смысла не совместимы с принципом отсутствия дискриминации: например, это может относиться к просьбе о предоставлении дополнительных одеял тем, кто хуже переносит холод из-за своего происхождения возраста или состояния здоровья.

Требования отсутствия дискриминации особенно касается национальных обществ и на деле является одним из условий их признания. Они должны быть открыты всем людям, желающим стать их членами, независимо от того, к каким общественным, политическим и религиозным группам они относятся. Такая представительность служит гарантией способности обществ заниматься исключительно гуманитарной деятельностью и противостоять всем предвзятым соображениям.

Международное гуманитарное право предусматривает, что при оказании помощи предпочтение должно отдаваться особо уязвимым категориям покровительствуемых лиц, таким как дети и престарелые люди. Оно требует совершенно равного обращения с больными и ранеными в том, что касается ухода и защиты, и приоритет в порядке их предоставления может быть оправдан только срочными медицинскими показаниями. В связи с тем когда медицинский персонал имеет дело с притоком раненых, то в соответствии с принципом соразмерности необходимо прежде всего уделить внимание тем, чье состояние требует срочной медицинской помощи.

Тоже самое относится ко всем составным частям Движения: они должны следить за тем, чтобы распределение продуктов питания или лекарств соответствовало самой настоятельной необходимости. Другими словами, одинаковая помощь должна оказываться людям, находящемся в одинаково бедственном положении, если же их положение различно, помощь будет соразмерна его тяжести.

Отсутствие дискриминации означает, что не принимаются во внимание объективные различия между людьми. Беспристрастность в ее точном смысле требует также не учитывать и субъективные различия.

Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца реагирует на бедствие предоставлением помощи без каких-либо различий с участием относясь к человеческим страданиям Движение создало этическую основу воплощенную в Основных принципах, и руководствуется ими в своей деятельности, направленной на помощь жертвам, находящимся в гуще конфликтов и катастроф. Каждый из компонентов Движения в своей собственной области и каждый из миллионов его членов обязан овеществлять эти Основные принципы и пропагандировать их в своей работе, так чтобы идеалы человеческой солидарности и любви, поддерживаемые Движением, не были просто пустыми словами.

Конечной целью принципа нейтралитета является действие. Часто именно благодаря нейтралитету для делегатов Международного Комитета Красного Креста открываются двери тюрем, конвой с материальной помощью, несущие одну из эмблем Движения, получает возможность входить в зону конфликтов, а добровольцы национального общества в стране, раздираемой внутренними беспорядками избегают нападения.

Принцип нейтралитета гласит следующее: «чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и выступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера». В связи с этим рассматривается две стороны нейтралитета.

Военный нейтралитет. В случае конфликта или беспорядка нейтралитет предполагает отказ от деятельности, которая каким-либо образом могла бы способствовать ведению военных действий от любой из воюющих сторон. Так в международном вооруженном конфликте добровольцы национального общества, работающие вместе с официальными военными или гражданскими медицинскими службами не должны никоим образом оказывать поддержку военным операциям или препятствовать им. Такой нейтралитет является неотъемлемой частью уважения, проявляемого к медицинскому персоналу, медицинским формированиям и учреждениям противника. Можно привести немало примеров нарушения такого нейтралитета: случаи, когда военный объект окружают медицинскими формированиями чтобы он не стал мишенью для обстрела, когда в госпитале прячут оружие, когда здоровых комбатантов перевозят в машине скорой помощи, когда в разведывательных целях исследуют самолет с эмблемой. Другими словами они сильно ослабляют систему защиты, воплощенную в международном гуманитарном праве; они отвлекают людей и объекты со знаком Красного Креста и Красного Полумесяца от выполнения их гуманитарной миссии; развивая недоверие, они ставят под угрозу человеческие жизни.

Идеологический нейтралитет. Нейтралитет всегда предполагает дистанцирование от политических, религиозных или каких-либо других противоречий, в результате которых Красный Крест и Красный Полумесяц, займи они какую-то позицию, потеряли бы доверие одной части населения и вследствие этого были бы неспособны продолжать свою деятельность. Если отделение национального общества выразить свои симпатии какому то движению, делу или политическому деятелю позволив, например, последнему воспользоваться своим членством в Красном Кресте или Красном Полумесяце для целей избирательной компании, многие добровольцы могут выйти из состава общества. Если в стране, где отмечается напряженности между верующими различных конфессий, в какое-нибудь подведомственной национальному обществу амбулатории отмечается определенное религиозное пристрасти, многие больные не пожелают или не посмеют больше обратиться туда за лечением.

Другими словами, нейтралитет это состояние ума и некоторая позиция которые должны определять каждый шаг составных частей Движения.

Нейтралитет тесно связан с другими основными принципами. Например, национальное общество которое в некоторых видах своей деятельности ограничивается помощью конкретной этнической или какой-либо другой группе и нарушает тем самым принцип беспристрастности, будет вскоре восприниматься как общество, где отсуствует нейтралитет.

Лишь блыгодря последовательному прменению принципа нейтралитета, невзирая на все связанные с этим трудности Движение Красного Креста и Красного Полумесяца будет и впредь пользоваться широким доверием. В коннфликтных ситуацих, когда все относятся друг к другу с подозрением, нежелание участвовать в решении спорных вопросов с тое, чтобы иметь возможность осеществлять деятельность по оказанию помощи, является нелегкой задачей. Она нелегче и в мирнее время в тех странах, где свобода мнений и общая безопасность дают возможность каждому защищать свои идеи и даже оказывать давление на национальное общество, призывая его использовать весь вес на своего морального авторитета в поддержку определенного общественного течения. Положение еще более усложняется, когда представители благотворительных организаций без колебаний занимают активную позицию или публично осуждают лиц, ответственных за несправедливость или негуманные действия. Что касается МККК он редко отказывается от своей политики сдержанности, прибегая к открытым заявлениям лишь в тем случае, когда наблюдаются серьезные и неоднократные нарушения международного гуманитарного права, когда наблюдаются серезьные и неоднократные нарушения международного гуманитарного права, когда его заявления конфиденциального характера оказываются тщетными и когда единственным средством помощи жертвам он считает обращение за поддержкой к международному сообществу. Иногда такое обращение принимается в виде призыва к государством, подписавшим Женевские конвенции и обязанным уважать международное гуманитарное право и обеспечивать его соблюдение. Однако такие действия являются скорее исключением, чем правилом.

У Движения Красного Креста и Красного Полумесяца есть только одно дело - служить людям, которые страдают сегодня или будут страдать завтра, и Движение располагает только одним средством его защиты - убеждением. Руководители Красного Креста и Красного Полумесяца должны быть готовы к переговорам даже с коррумпированными должностными лицами, ответственными за нарушение прав человека и международного гуманитарного права. Они не могут публично осуждать их, но должны говорить с ними от имени тех, кто лишен права высказаться и кому некуда больше обратиться. Часто это бывает сопряжено с значительным риском для --них собственной безопасности, и их слова могут быть не услышаны. Однако, если такая политика воздержанности от открытого осуждения дает возможность облегчить страдания хотя бы одного мужчины, оной женщины или ребенка, это уже является щедрым вознаграждением.

Независимость Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста.

Принцип независимости в своем самом широком смысле означает, что учреждения Красного Креста и Красного Полумесяца должны оказывать противодействие любому вмешательству, будь то политическое, идеологическое или экономическое, которое могло бы увести их в сторону от того курса деятельности, который был заложен на основании требований гуманности, беспристрастности и нейтралитета. Например, ни одно общество Красного Креста или Красного Полумесяца не смогло бы принять финансовые вклады из любого источник, если есть оговорка о том, что они должны быть использованы только дл определенной категории лиц, выбранной по политическим, этническим или религиозным критериям, при этом любые другие группы людей, которые могут испытывать более настоятельную необходимость в помощи не имеют права на эти средства. Кроме того, чтобы все могли доверять учреждениям Красного Креста и Красного Полумесяца, а они, в свою очередь, использовать это доверие для выполнения своей миссии, они ни в коем случае не должны превращаться в инструмент правительственной политики.

Кроме оказания противодействия давлению политического или экономического характера Движение должно также проявлять свою независимость и по отношению к общественному мнению. В мире, где все большее влияние приобретают средства массовой информации и где постепенно обостряется соревнование между благотворительными организациями, быстрота действий и дальновидность Красного Креста и Красного Полумесяца могут оказать поистине огромное воздействие не только на образ Движения и доверие к нему, но проявиться еще и в денежном выражении. Тем не менее Движению необходимо знать, каким образом не поддаваться давлению прессы, поскольку объем или долговременность потребностей не измеряются только количеством газетных статей или реакцией общества.

В соответствии с принципом независимости признается специфический характер национальных обществ, которые являются одновременно и неправительственными организациями и органами государственной службы.

Будучи официально признанными своими правительствами в качестве вспомогательных органов государственной власти в области гуманитарных мер, особенно в случае вооруженных конфликтов См: ст. 26, Первая Женевская Конвенция 1949 г., национальные общества тем не менее должны пользоваться известной автономией, которое позволит им всегда соблюдать Основные принципы. Требование правительственного признания также является одним из десяти условий, которые должны выполнять все национальные общества для того, чтобы быть принятыми в Движение и оставаться его частью на законных основаниях. См: ст. 4, параграф 3 Устава Движения.

Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца должны играть роль вспомогательных органов государственной власти, не отказываясь никоим образом от свободы принятия решений, что уже само по себе дает возможность сохранять верность идеалам гуманизма, беспристрастности и нейтралитета. Степень автономии национальных обществ нельзя определить абсолютно одинаково для всех, поскольку она частично зависит от политических, экономических и социальных условий в стране. Например, во время гражданской войны национальному общество очень важно не превратиться в инструмент правительства, т.к. оно не сможет осуществлять все свои обязанности, не пользуясь доверием всех сторон. В мирное время возникает требование другого рода, согласно которому самое важное для национального общества - иметь свободу решения в выборе сферы и формы его деятельности. Таким образом, национальное общество должно быть в определенной мере готово оказать поддержку государственной власти, при этом государство не может заставить его принять мандат, который общество может расценить как несоответствующий действительным потребностям или несовместимый с Основными принципами.

Существует тесная связь между развитием общества и уважением Основных принципов. Ведь национальное общество со слабо развитой административной и финансовой структурой хуже приспособлено для защиты своей независимости перед властями, чем общество с надежной структурой, которое способно сплотить вокруг себя хорошо подготовленных и убежденных добровольцев. Поэтому важно, чтобы солидарность в рамках Движения выражалась путем укрепления наиболее слабых национальных обществ. Это способствует расширению знаний об Основных принципах и уважению к ним в национальном обществе.

Добровольность В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды.

Добровольность в Движении означает способность одного человека бескорыстно и в большинстве случаев анонимно выполнять работу на благо другого человека в духе братства между людьми. Делается ли она бесплатно или даже за скромное вознаграждение, или поощряется благодарностью главное заключается в том, она продиктована не желанием получить материальную выгоду, а личной преданностью гуманитарной цели, свободно выбираемой или воспринимающейся как часть помощи, которую Красный Крест и Красный Полумесяц оказывает обществу. Суть добровольности заключается в оказании бесплатных услуг людям, что является самым непосредственным выражением гуманности - первого принципа Движения.

Первые добровольцы Красного Креста и Красного Полумесяца работали на поле боя или поблизости. Сегодня мы встречаем их также в районах стихийных бедствий, а в повседневной жизни они осуществляют разнообразные виды медицинской и социальной деятельности.

Именно благодаря многим добровольцам, предложившим свою помощь, Движение оказалось способным взять на себя задачу, которая определена в принципе гуманности, как стремление при любых обстоятельствах предотвратить или облегчить человеческие страдания.

Добровольность также служит как залог и свидетельство независимости национальных обществ. Что может лучше обезопасить национальные общества от многочисленных форм давления, которым они подвергаются, чем то, что они являются неправительственными учреждениями, основанными на добровольности без стремления извлечь выгоду. Независимость национального общества представляется особенно важной в случае гражданской войны, внутренних беспорядков и напряженности, когда страна оказывается поделенной между соперничающими группировками. Национальное общество не смогло бы завоевать доверие всех сторон, необходимое для получения доступа ко всем жертвам, если бы у него не было свободы действия в соответствии с принятыми им принципами и если бы оно не получало поддержку со стороны добровольцев из всех сфер политической, религиозной и социальной жизни.

Добровольность как источник экономии. Как много страданий осталось бы без внимания из-за отсутствия средств, если бы за всю ту работу, которую выполняют добровольцы, пришлось бы платить. Достаточно иногда иметь небольшой, но преданный делу персонал и необходимый минимум финансовых средств, чтобы дать возможность добровольцам оказывать населению помощь, расходы на которую были бы не под силу ни штату национального общества, ни государству.

Добровольцы Красного Креста и Красного Полумесяца могут действовать как вспомогательные органы официальных военных и гражданских медицинских служб. Многие отдали свою жизнь, мужественно эвакуируя больных, перевязывая раненых, ухаживая за ранеными, собирая останки погибших там, где больше никто не отважится пройти.

В некоторых странах все больше усиливается соперничество между гуманитарными, спортивными, культурными и политическими организациями за привлечение добровольцев. Для подкрепления мотивации добровольцев национальное общество должно стараться поручать им задания в соответствии с их способностями, убеждаясь с самого начала в том, что они понимают свои права и обязанности, которые в некоторых обществах включены в рабочее соглашение, а также создавать им удовлетворительные условия труда.

Многие люди полны желания оказать помощь окружающим. Где бы то ни было: в семье, внутри клана, в деревне, в местном клубе или в национальном обществе - страдания всегда облегчаются бескорыстными поступками; дух гуманности торжествует над нищетой, болезнями, насилием или силами природы. Где бы в мире ни совершался такой поступок в рамках Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, он является еще одним выражением всеобщей солидарности, скрепляющей Движение.

Единство В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открыто для всех и осуществлять гуманитарную деятельность на всей территории страны.

Принцип единства конкретно связан с установленной структурой национальных обществ. Действительно, три элемента, из которых состоит этот принцип, соответствует трем условиям, которым должны удовлетворять национальные общества для их признания: общество должно быть единственным учреждением с таким статусом; в нем не должно быть дискриминации при наборе членов; оно должно охватывать своей деятельностью территорию всей страны.

Правительственный указ о признании государством национального общества обычно предусматривает существование только одного национального общества Красного Креста или Красного Полумесяца, которое может осуществлять свою деятельность на территории страны. Существование только одного национального общества является также одним из условий его признания МККК согласно параграфу 2 статьи 4 Устава Движения. С точки зрения авторитета общества важно, чтобы в одной стране не было нескольких конкурирующих организаций, претендующих на принадлежность к одному и тому же обществу, преследующих одинаковые цели и осуществляющих одни и те же виды деятельности независимо друг от друга. Существует немалый риск того, что каждое из этих объединений начнет представлять различные общины, имеющиеся в стране, не говоря уже о том, что это может вызвать путаницу в умах людей.

Наличие только одного общества обязательно предполагает единство руководства. С точки зрения внутренних отношений, только центральный орган общества может полностью контролировать ситуацию, обеспечивать координацию имеющихся в наличии людских и материальных ресурсов и определять приоритетные виды деятельности. Что касается внешних связей, то если национальное общество намерено принимать участие в международных конференциях и совещаниях оно обязательно должно иметь центральный орган, уполномоченный представлять его среди других членов Движения.

Национальное общество будет сильным, если в нем будут представлены широкие слои населения. Вот почему так важно, чтобы общество было открыто для всех. Для того, чтобы национальное общество пользовалось всеобщей поддержкой, без которой эффективное осуществление его миссии невозможно, оно должно опираться на широкие слои населения и обеспечивать представительность всех этнических, социальных и других групп. Национальное общество должно осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны, особенно путем создания местных филиалов, которые будут проводить в жизнь его мероприятия в соответствии с основными направлениями, выработанными центральными органами.

Основные принципы, вместе взятые, определяют лицо Движения и его специфический характер. Они не все имеют одинаковое значение, но логически связаны между собой, и каждый проливает свет на все остальные.

В связи с этим следует подчеркнуть, что принцип единства тесно связан с принципами универсальности, беспристрастности и независимости. Он находит свое отражение принципе универсальности, потому что благодаря деятельности общества на всей территории страны пример, поданный на национальном уровне, имеет во много раз больший эффект на международном уровне. Он непосредственной связан с беспристрастностью, поскольку национальное общество не может отказать никому в приеме в его члены по причине принадлежности к какой-то определенной расе, социальной группе, религии или политической партии. Он предполагает независимость потому что именно благодаря своей широкой представительности, национальное общество лучше всего может завоевать уважение всего населения страны к своей целостности и чисто гуманитарной цели.

Универсальность Движение является всемирным. Все национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу.* * См: Устав Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, принятого XXV Международной Конференцией Красного Креста В Женеве в октябре 1986 г.

Универсальность для Красного Креста и Красного Полумесяца является и реальностью и требованием. В процессе своей международной деятельности Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и МККК также демонстрируют приверженность Движения служению людям, оказавшимся в бедственном положении, на всех континентах.

Красный Крест и Красный Полумесяц возникли как следствие ужасов войны, мук и разрушительного действия землетрясений, и это всего лишь несколько примеров тех несчастий, которые обрушились на человечество. Ответной реакцией на универсальность страданий является универсальность гуманитарной деятельности. Следует упомянуть еще один аспект универсальности, а именно международное гуманитарное право и особенно четыре Женевских конвенций 1949 г. Эти правовые нормы вырабатывались одновременно с созданием Красного Креста и вдохновлялись им. проникнутые той же самой гуманитарной идеей, как и Красный Крест и Красный Полумесяц, Женевские конвенции направлены на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Их подписали практически все государства, они универсальны по своему масштабу и должны применяться независимо от национальных особенностей и идеологических разногласий. По этой причине национальным обществам и особенно МККК которым гуманитарным правом четко даются определенные обязанности, необходимо оказывать содействие государствам в распространении знаний о всех этих важных инструментах защиты жертв войны и уважения к ним.

Следующая причина универсальности Движения с самого начала возникновения этого Движения заключается, несомненно, в простоте его идеи, суть которой передается принципом гуманности. Эта простота дает возможность учреждениями Движения быть воспринятыми в контекстах различных культур, предпринимать действия в разгар конфликтов и способствовать распространению гуманитарных взглядов среди тех политических и военных руководителей, чьи идеологические убеждения часто имеют совсем иной характер.

Способность действовать, таким образом, проистекает из принципов нейтралитета и беспристрастности, с которыми тесно связан принцип универсальности и которые дают возможность Красному Кресту и Красному Полумесяцу сохранять свою свободу для оказания помощи людям, кем бы они не были и где бы ни находились.

Само по себе Движение должно быть универсальным. Если бы национальные общества имелись только в нескольких странах, то тогда предложенная Анри Дюнаном деятельность, которая основана на солидарности, взаимодействии и международном сотрудничестве, имела бы мало смысла. Отсюда следует, что Движение не может да и не должно оставаться пассивными перед лицом страданий, бездействовать в случае бедствий и преследовать лишь индивидуальные и национальные интересы. Своим динамичным откликом, действенной и бескорыстной преданностью делу оно должно демонстрировать свою постоянную готовность в зримой и практической форме прийти на помощь людям, оказавшимся в бедственном положении, будь то эпидемия, недоедание, нищета, стихийное бедствие или авария.

Своей действенной и бескорыстной преданностью делу Движение должно демонстрировать свою готовность в зримой и практической форме приходить на помощь людям, оказавшимся в бедственном положении.

Движение, призванное облегчать человеческие страдания, не может оставаться безучастным к трудностям, которые испытывает одна из его составных частей. В связи с этим принцип универсальности содержит призыв к коллективной ответственности в рамках Движения, благополучие и сила которого заключается как раз в его многообразии. И в этом отношении Движение также демонстрирует свою уникальность, независимость и солидарность.

Солидарность Красного Креста и Красного Полумесяца становится особенно очевидной в момент внезапных крупных катастроф или во время войны. В еще большей степени солидарность следует проявлять при сотрудничестве ради развития. Та бездна, которая пролегла между большими группами населения во многих странах, это не просто различия в уровне жизни, а пропасть между изобилием и нищетой. Эта пропасть должна быть если и не полностью преодолена, то хотя бы сужена, и не только из гуманитарных соображений, но и во имя справедливости и мира.

Основные принципы Красного Креста и Красного Полумесяца образует единое целое, и хотя сфера деятельности каждого из них должна быть определена, необходимо прочитывать и уважать их как нечто целое, поскольку именно отсюда и берет свое начало уникальность Движения. Рожденное инициативой одного человека, Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца в настоящее время охватило своей деятельностью миллионы людей во всем мире. В этом смысле принцип универсальности является продолжением принципа гуманности: глубокий смысл гуманитарной мотивации выражается в выполнении труднейшей миссии, преодолевающей национальные границы.

Принцип универсальности указывает на то, что каждая из составных частей Движения несет ответственность за другие, то есть что упущения и промахи одной из них затрагивают все Движение в целом. Сама целостность Красного креста и Красного Полумесяца и их преданность идеалам и целям Движения ставятся на карту. Такой универсальности нелегко достичь и ее нелегко поддерживать. Она требует целеустремленности, мужества и бдительности от всех составных частей Движения и каждой из них в отдельности.

Общества Красного Креста существуют уже более 130 лет. У большинства людей они ассоциируются с гуманной помощью попавшим в беду - пострадавшим при вооруженных конфликтах, стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.

Основная цель Международного Красного Креста заключается в следующем: способствовать предотвращению и облегчению страданий людей, защите жизни, здоровья и достоинства человека, особенно во время стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций, содействовать повышению социального благополучия, добровольному объединению индивидуальных и общественных усилий на оказание милосердной, благотворительной и иной гуманной помощи всем, кто в ней нуждается.

В достижение этой цели следует руководствоваться определенными принципами.

Основополагающие принципы существования Международного Красного Креста. Провозглашаются следующие принципы: гуманность (оказание одинаковой помощи всем раненым на поле боя, защита жизни и здоровья человека, обеспечение уважения личности. Движение содействует развитию взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, укреплению мира между народами); беспристрастность (нет национальных, расовых, классовых, религиозных и политических различий между людьми). Международный Красный Крест стремится облегчать страдания людей, руководствуясь только их нуждами и оказывая помощь в первую очередь тем, кому она наиболее необходима; нейтральность (всеобщее доверие, нейтральность во время вооруженных конфликтов, в спорах политического, религиозного, расового или идеологического характера); независимость (национальные общества, помогая своим правительствам в их гуманитарной деятельности и соблюдая законы своих стран, должны всегда сохранять самостоятельность, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с основополагающими принципами); добровольность (Международный Красный Крест в своей деятельности по оказанию помощи ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению материальной выгоды); единство (в каждой стране может быть только одно национальное общество Красного Креста или Красного Полумесяца. Оно должно быть открытым для всех граждан и осуществлять свою гуманитарную деятельность на всей территории страны); универсальность (деятельность Международного Красного Креста имеет всемирный характер. Все общества, входящие в него, равны и несут равные обязанности по оказанию помощи друг другу).

Эти принципы были приняты в 1965 г. на XX Международной конференции Красного Креста в Вене. Они явились результатом длительного и сложного процесса исторического развития Международного Красного Креста, оставаясь по сути неизменными, хотя их содержание и изменялось в зависимости от общественных потребностей.

Краткий исторический очерк развития обществ Красного Креста. В середине XIX в. почти одновременно в разных странах возникают организации, состоящие в основном из военных медиков, ставившие своей целью оказание помощи раненым и больным воинам. Членами этих организаций были выдающийся русский хирург и общественный деятель Н. И. Пирогов, возглавивший в начале 50-х гг. XIX в. деятельность сестер милосердия Крестовоздвиженской общины в ходе военных действий в Крыму, французский медицинский инспектор Люсьен Воден, неаполитанский хирург Фердинандо Паласчиано и др. Они настойчиво указывали на необходимость реорганизации помощи раненым на поле боя, высказывались за распространение на раненых до их излечения принципа нейтралитета воюющих сторон, за установление специального отличительного знака для персонала, оказывающего помощь раненым.

Создание общества Красного Креста связано с именем швейцарского врача Анри Дюнана. 25 июня 1859 г. вблизи селения Сольферино в Ломбардии (Северная Италия) произошло кровопролитное франко-итало-австрийское сражение, в результате которого погибло 6 тыс. чел. и было ранено 42 тыс. чел., оставленных без всякой помощи. На одного врача в этом сражении приходилось до 500 раненых. А.Дюнан стал свидетелем гибели тысяч людей, оставленных без медицинской помощи, пищи и воды. Вместе с добровольцами из окрестных сел А.Дюнан пришел на помощь раненым, не обращая внимание на их национальность. Потрясенный увиденным, А.Дюнан написал книгу «Воспоминание о Сольферино», которая была издана в 1862 г. в Женеве. В этой

книге А. Дюнан высказал мысль о необходимости создания во всех европейских странах обществ по оказанию помощи раненым в военное время, причем эти общества должны действовать на добровольных началах, обеспечивая уход за ранеными независимо от их национальности.

Густав Муанье, председатель Женевского общества народной пользы, предложил А.Дюнану обсудить его предложения на собрании этого общества, которое состоялось 9 февраля 1863 г. На этом заседании идеи А. Дюнана были поддержаны еще тремя членами общества: Луи Аппиа, Теодором Монуаром и Гийомом-Анри Дюфура. Было решено учредить комитет из этих пяти членов («Комитет пяти») для подготовки соответствующих предложений. Первое заседание комитета состоялось 17 февраля 1863 г.

В октябре 1863 г. в Женеве состоялась международная конференция, в которой приняли участие 19 делегатов стран Европы (Австрии, Великобритании, Швеции, Франции и др.). Представители России участвовали в этой конференции в качестве частных лиц. В итоге были приняты решения, выраженные в десяти статьях, определивших основные принципы организации национальных комитетов помощи раненым и больным воинам во время войны. Такие комитеты предполагалось создать в каждой стране, их обязанность - содействие в военное время военно-медицинским службам армий. Все контакты между комитетами разных стран должны осуществляться через Женевский комитет, который стал называться Международным комитетом Красного Креста (МККК). Одним из главных решений Женевской конференции было провозглашение политической нейтральности (неприкосновенности) санитарных отрядов и военных госпиталей, а для отличия медицинской службы приняты единый отличительный знак и единый флаг для всех полевых лазаретов и госпиталей. Эмблемой медицинской службы принят красный крест (характер ее рассматривался как нейтральный, не связанный ни с религией, ни с политикой). Флагом медицинской службы принят белый флаг с красным крестом.

22 августа 1864 г. представители правительств Бельгии, Бадена, Дании, Испании, Франции, Италии, Нидерландов, Португалии, Пруссии, Швейцарии, Вюртемберга подписали Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Впервые в истории человечества провозглашена обязательность оказания помощи всем раненым и больным независимо от принадлежности к какой-либо из сторон, а также неприкосновенность госпиталей и лазаретов и санитарного персонала. Россия присоединилась к Женевской конвенции в период реформ Александра II в 1867 г. В том же году создано Российское Общество попечения о раненых и больных воинах, «Комитет пяти» преобразован в Международный комитет Красного Креста. В европейских странах созданы общества Красного Креста, а в мусульманских странах - общества Красного Полумесяца.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца является самым крупным гуманитарным сообществом мира. Его цель состоит в облегчении человеческих страданий, защите жизни и здоровья людей и отстаивании человеческого достоинства, особенно во время вооруженных конфликтов и других чрезвычайных ситуаций. Движение действует во всех странах мира и его поддерживают миллионы добровольцев.

Тремя составными частями Международного Движения являются:

Международный Комитет Красного Креста (МККК)

189 Национальных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC).

Наше Движение видит свою миссию в том, чтобы предотвратить или уменьшить страдания человека, где бы он не находится. Наши Основополагающие Принципы являются проводником нам в этой миссии.

Международный Комитет Красного Креста

МККК - беспристрастная, нейтральная и независимая организация, чья исключительно гуманитарная миссия состоит в защите жизни и достоинства жертв вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия, и предоставляет им помощь. МККК содействует развитию международного гуманитарного права, а также обращает внимание на универсальные гуманитарные принципы. В качестве депозитария Женевских Конвенций, МККК имеет постоянный мандат в соответствии с международным правом посещать места лишения свободы, организовать спасательные операции, воссоединить разделенные семьи и осуществлять иную гуманитарную деятельность во время вооруженных конфликтов.


Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Международного Комитета Красного Креста >>>

Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

Федерация - это Глобальная гуманитарная организация, которая координирует и направляет международную помощь пострадавшим в результате природных и техногенных катастроф в неконфликтных ситуациях. Федерация обеспечивает поддержку 189 Национальных Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, которые являются членами Международного Движения. Ее операции по оказанию помощи в сочетании с вопросами развития, в том числе программ готовности к стихийным бедствиям, здравоохранения и лечебных мероприятий, продвижение гуманитарных ценностей. В частности, он поддерживает программы по снижению рисков и борьбы с распространением заболеваний, таких как ВИЧ, туберкулез, птичий грипп и малярия. Организация также работает по борьбе с дискриминацией и насилием, и организует помощь для мигрантов.

Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца >>>

Постоянная комиссия Красного Креста и Красного Полумесяца

Сегодня в России много внимания уделяется формированию правовой культуры растущего поколения в различных сферах общественной жизни. Все это происходит на фоне становления правового государства. Создание демократического государства неразрывно связано с процессом формирования правовой культуры общества.

Правовая культура обеспечивает свободы и безопасности личности в государстве, гарантирует правовую защиту человека и формирует гражданскую активность.

Одной из особенностей правового общества является существование четкой системы правового регулирования. Основа этой системы – высокий уровень правовой культуры членов данного общества. Для построения в нашей стране демократического государства, нужно воспитывать активных молодых людей с выработанным знанием права.

Молодые люди должны ясно знать свои права и обязанности, понимать, зачем им нужны правовые знания не только в бытовых, но и в нестандартных ситуациях, а порой даже в международных конфликтах. Задача учителей – объяснить ребенку всю важность и значимость правовой культуры посредством урочной и внеурочной деятельности.

Одним из приоритетных направлений в преподавании социально-гуманитарных дисциплин является гражданско-правовое воспитание школьников, в реализации которого необходима целенаправленная работа по программе « Распространение знаний о МГП». МГП как отрасль международного права изучается в курсе обществознания интегрировано. Цель занятий по проблематики МГП – способствовать пониманию школьниками необходимости соблюдения правовых норм, защищающих жертв вооруженных конфликтов и регулирующих поведение участников военных действий; содействовать воспитанию таких качеств личности как милосердие, сострадание к беззащитному.

Предлагаю разработку урока по курсу « Обществознание» 9 класс по теме « международное движение Красного Креста»


« Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца».

Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ « Ковардицкая СОШ» Муромского района

Евсеева Татьяна Леонидовна.
Цель: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:


- способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженных конфликтов с помощью норм международного гуманитарного права;

Анализировать источники и документы, сопоставлять факты, делать соответствующие выводы;

Формировать у учащихся сострадание и уважение к человеческому достоинству.

Ход урока:

1. Из истории возникновения организации МККК.

2. Основные принципы, роль и направление деятельности МККК.

3. Ответственность за нарушение норм МГП.
« Теперь, когда мы умеем

летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы,

нам осталось одно научиться

жить на земле, как люди».

Б.Шоу.

Кажется всеми признано, что человек имеет право на жизнь и она священна. Но до сих пор идут войны, случаются вооруженные конфликты, в результате которых гибнут сотни и тысячи людей. Посмотрите на статистические данные(график изображен на доске) и проанализируйте их..

Вывод: Вовсе времена вооруженные конфликты приносили людям глубокие страдания, приводили к тяжелым последствиям, к людским и материальным потерям. Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.

Может ли закон какой-либо страны или международное право защитить жизнь человека во время войны? Таких законов нет. Но трагические последствия военных действий смягчит можно. Как это сделать?

Практически ответ на этот вопрос дал молодой швейцарский гражданин Анри Дюнан в 1859 г.

Выступление ученика о становлении МГП.

« Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего. Принцип « горе побежденным» был основополагающим во взаимоотношениях с потерпевшими поражение. Война чаще всего носила тотальный характер. Не существовало различия между воинами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками. Многих из них казнили, продавали в рабство. Захваченные города отдавались воинам на разграбление.

Перелом в отношении к войне наступил во второй половине XIX в. Время убедительно продемонстрировало гибельность беззакония. Люди были поставлены перед необходимостью утвердить правопорядок. До появления современного гуманитарного права было зафиксировано более 500 кодексов поведения, соглашений и других документов, имевших целью регламентировать ведение боевых действий. Прежде всего это Кодекс Либера, вступивший в действие в 1863 г. Он явился первой попыткой кодификации существовавших тогда законов и обычаев войны. Но он предназначался только для армии северян, участвующих в гражданской войне в США. Первым многосторонним письменным договором, заложившим основу МГП, стала Женевская конвенция 1864 г., подписанию которой предшествовали следующие события.

Летом 1859 г. Пьемонт в союзе с Францией предпринял попытку отобрать у Австрии часть Италии, которая еще находилась под властью Габсбургов. 24 июня армии сошлись при Сольферино. После битвы вечером того же дня на поле боя без ухода и помощи осталось около 40 тысяч раненных. Хотя армейские санитарные службы делали всё, что могли, при соотношении один врач на 500 раненых они были крайне перегружены, и многие раненые погибли. Это зрелище потрясло молодого швейцарского коммерсанта Анри Дюнена, случайно оказавшегося на поле битвы. Собрав несколькожителей, он на месте организовал помощь раненым, не обращая внимание на их принадлежность к разным воюющим сторонам. Через три года он написал книгу « Воспоминание о битве при Сольферино», где не только отразил увиденное, но и предложил создать национальные общества для ухода за больными и раненым независимо от их расы, национальности и религии. Государствам Дюнан предложил признавать работу таких организаций, помогать им.

Книга Дюнана обошла всю Европу. Переведенная на несколько языков, она произвела настоящий переворот в умах. В 1863 г. Гюстав Манье, председатель женевского общества поощрения общественного блага, предложил государствам всего мира прислать своих представителей в Женеву.

В 1864 г. в Женеве делегаты 16 европейских государств приняли Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых воинов в действующих армиях.»

Так возник Международный комитет Красного Креста. Идеи Дюнона получили широкий отклик. Во многих странах создавались национальные общества помощи раненым.

Одной из первых стран была Россия. Наша страна уже в 1867 г. решила создать Общество Красного Креста. Императрица Мария Александровна взялась изходатайствовать у Александра II разрешение открыть общество и приняла его под свое покровительство. 3 мая 1867 г. Устав Общества был внесен в Государственный Совет и получил высочайшее утверждение.

Деятельность русского Общества ярко проявилась во время русско-турецкой войны 1877-1878 г.г., русско-японской войны, первой мировой войны. Во время первой мировой войны 118 медицинских учреждений и почти 2,5 тысячи врачей Красного Креста были способны принять до 26 тысяч раненых, в Петрограде действовало Справочное бюро по делам военнопленных, на железнодорожных станциях работали специальные пункты, где нуждающиеся могли получить горячую пищу, медикаменты, одежду и денежные пособия


С 1864 г. возникла эмблема МККК – красный крест на белом поле является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооруженных сил. Эта эмблема образована путем обратного расположения цветов швейцарского флага. Позже некоторые исламские страны стали использовать знак красного полумесяца, а Иран – знак красного льва и солнца. В 1929 г. эти две новые эмблемы были официально признаны. Ряд государств предложил принять в дополнение к существующим и другие эмблемы, но это предложение было не принято, т.к. большинство стран осознало, что множественность знаков неизбежно снизит их защитную ценность. В 1980г. Иран отказался использовать эмблему красного льва и солнце. В настоящее время допускается использование только двух эмблем - красного креста и красного полумесяца.

Эмблема употребляется как защитный знак и как отличительный знак. Во время вооруженных конфликтов эмблема используется прежде всего в качестве защитного знака для обозначения персонала, учреждений, имущества и транспортных средств медицинской службы вооруженных сил. Она должна быть большого размера, чтобы её можно было распознать с большого расстояния. Как отличительный знак эмблема может использоваться для обозначения персонала, транспортных средств и ли имущества, имеющих отношение к МККК и КП, а также для обозначения машин скорой помощи и пунктов оказания ПМП (бесплатно). Здесь размеры эмблемы уже не такие большие.

Государства признали медицинский персонал и военные госпитали нейтральными, и с тех пор медиков нельзя брать в плен во время войны, нельзя обстреливать госпитали и все виды транспорта с эмблемой КК и КП. Такие действия считаются антигуманными. Этот документ вошел в систему международных отношений как Женевская конвенция.

В 1949 г. государства приняли- участники Женевской конвенции приняли на себя обязательства предпринимать меры для того, чтобы не допускать и пресекать злоупотребление эмблемой КК и КП как в мирное, так и в военное время.

Вероломное использование эмблемы для получения военного преимущества, если оно послужило гибели людей, квалифицируется как военное преступление.

А теперь Вы самостоятельно, используя дополнительный материал установите принципы, роль и направление деятельности МККК. полученные данные зафиксируете в тетради в виде таблицы и записей.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

1. Основополагающие принципы:

Гуманность;

Беспристрастность;

Нейтральность;

Независимость;

Добровольность;

Единство;

Универсальность.

Вопрос учащимся: Перечислите записанные принципы и дайте краткое объяснение.

2. Роль МККК:

Отстаивать и распространять принципы;

Выполнять задачи Женевской конвенции, соблюдать МГП;

В качестве нейтрального учреждения обеспечивать защиту и помощь жертвам;

Разъяснять и распространять нормы МГП.

Вопрос учащимся: Перечислите в чем заключается роль МККК и дайте объяснение.

3. Направление деятельности. Заполняется таблица. Чтение выдержек из документов (деятельность МКК в Чечне и Южной Осетии). Обсуждение.


Направление деятельность

Осуществление деятельности.

1. Соблюдение прав жертв вооруженных конфликтов и ситуации насилия внутри страны.

Представители МККК посещают жертвы с целью предотвратить негуманное к ним отношение, улучшение условий содержания. Осуществляют розыск лиц, прооравших безвести, содействуют воссоединению семей.

2. Оказание помощи жертвам войны и ситуаций насилия внутри страны.

Продовольственная и др. материальная помощь, помощь в области здравоохранений.

3. Содействие развитию МГП и распространение знаний о нем.

Предупреждение нарушений норм МГП и обеспечение его эффективного соблюдения.

Вопросы на раздаточном материале для закрепления:

1. В одном из фильмов на экране неоднократно возникает эмблема красного креста: то авторы фильма помещают её на борту вертолета, осуществляющего похищения главного героя, то она изображена рядом с надписью « медицинские материалы», нанесенные на мешки, в которых на самом деле находится опиум. Как Вы считаете, имеет ли здесь место злоупотребление эмблемой? Если да, то какие последствия может иметь её использование? Снимают ли с себя всякую ответственность создатели фильма, заявляя, что сюжет фильма вымышлен?

Учитель: Конечно, ребята, ни в коем случае нельзя использовать эмблему как прикрытие своих нечистых делишек. За любое нарушение прав должно следовать наказание. Такое наказание есть и за нарушение норм МГП как на международном, так и на национальном уровнях.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят Устав постоянного Международного уголовного суда, где предусмотрены четыре категории военных преступлений. Это прежде всего нарушение Женевских конвенций. Но есть еще и ответственность на национальном уровне. Так и нас в России такая ответственность прописана в Конституции и УКРФ. Страшные войны прошли уже в конце 20- начале 21 века. Война в Югославии, Чеченская война, военное столкновение Грузии и Южной Осетии. Везде страшные жертвы, несправедливость, но везде оказывала помощь организация МКК.

Вооруженные конфликты - жестокая реальность XX и XXIв.в. Казалось бы, двадцатый век должен был привести политиков к главному выводу: силой, насилием не решается не одна проблема. Война не решает, а лишь создает новые экономические, социальные и политические проблемы. И если не удаётся военные конфликты предупредить, то по меньшей мере необходимо защитить людей перед лицом реальности войны, попытаться уменьшить её разрушительные последствия.

Этой цели служат:

1) все международные договоры, запрещающие или ограничивающие применение отдельных видов оружия;

2) деятельность международных организаций, в частности МККК, оказывающих помощь жертвам войны.

Все эти документы, декларации и конвенции, относящиеся к защите жертыв войны, объединяются одним названием – МГП.

Между тем, какие бы замечательные договоры не существовали, главное – это воля государства и всех участников конфликтов к применению этих соглашений, признание и уважение права человека на жизнь.

Домашнее задание: найти в интернете данные о Российском МКК и его контакты, какую помощь оказали жертвам наводнения в Краснодарском крае.

Приложение.

Устав Международного комитета Красного Креста.

Принят 24 июня 1998 г. (извлечение).
Статья 1. Международный комитет Красного Креста.

МККК, основанный в Женеве в 1863 г. и официально признанный в Женевских конвенциях и международных конференциях Красного Креста, является независимой гуманитарной организацией, обладающей особым статусом.

Статья 4. Роль МККК.

Роль МККК заключается в следующем:

а) отстаивать и распространять основополагающие принципы движения: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность;

б) выполнять задачи, возложенные на него Женевскими конвенциями, способствовать точному соблюдению положений международного государственного права, применяемого во время вооруженных конфликтов, и принимать любые жалобы относительно предполагаемых нарушений этого права;

в) в качестве нейтрального учреждения, чья гуманная деятельность в основном осуществляется во время международных и других конфликтов, а так же во время внутренних беспорядков и волнений, стараться всегда обеспечивать защиту и помощь жертвам таких событий и их прямых последствий, как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения;

г) разъяснять положения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, и распространять знания о нем, а также подготавливать его развитие.

Основные направления деятельности МККК включают:

1) Обеспечения соблюдения прав жертв вооруженных конфликтов ситуаций насилия внутри страны. Представители (делегаты) МККК посещают лиц, свобода которых была ограничена (например, военнопленных, интернированных гражданских лиц), исключительно с целью предотвратить негуманное обращение с ними и, если необходимо, добиваться улучшения условий их содержания. МККК также осуществляет розыск лиц, пропавших без вести, и содействует воссоединению семей, разлученных в результате конфликта.

2) В целях защиты жизни и здоровья людей оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и ситуаций насилия внутри страны. Такая деятельность включает продовольственную и иную материальную помощь (строительство временного жилья, распределение одежды и т.п.), помощь в области здравоохранения (помощь раненным, предоставление медикаментов и медицинского оборудования, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, подготовку медицинских кадров и др.)

3) Содействие развитию международного гуманитарного права и распространение знаний о нем. Целью данного вида деятельности является предупреждение нарушений международного гуманитарного права и обеспечение его эффективного соблюдения.

Международный Комитет Красного Креста: деятельность в Южной Осетии

МККК осуществляет свою деятельность в Южной Осетии - как в городских, так и в сельских районах - стремясь предоставить помощь и защиту лицам, пострадавшим в результате вооруженного конфликта.Число сотрудников МККК составляло более 70 человек, среди которых - 10 иностранных сотрудников.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ СВЯЗЕЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

Выступая в качестве нейтрального посредника и сотрудничая со всеми сторонами, МККК обращается в соответствующие органы власти в целях установления местонахождения лиц, пропавших без вести.


Кроме этого, МККК помогает воссоединиться родственникам, которые оказались разлученными в результате конфликта. В течение указанного периода он продолжал осуществлять эту деятельность, и общее число воссоединенных в 2009 г. семей достигло 30.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Учитывая ограниченный доступ жителей сельских районов Южной Осетии к первичной медицинской помощи, сотрудники отдела здравоохранения МККК продолжили посещать на дому пожилых людей, нуждающихся в помощи. В августе МККК предоставил новую мебель и медицинское оборудование медицинским пунктам в селах Джер, Мугут и Хетагурово. В пункт скорой помощи в селе Цинагар были поставлены постельные принадлежности и водяной насос.


В мае МККК приступил к организации срочной медицинской эвакуации пациентов из Южной Осетии в больницы Тбилиси и Гори. Три человека получили помощь в проезде на лечение. Один из пациентов, молодой человек, нуждался в срочной хирургической операции. МККК перевез его в военный госпиталь Гори, и после трех недель интенсивной терапии он смог при помощи МККК вернуться домой.

ПРОТИВОМИННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мины и неразорвавшиеся боеприпасы продолжают убивать и калечить гражданское население еще долгие годы после окончания конфликта. Для предотвращения несчастных случаев важно, чтобы население знало об опасности, которую представляют взрывоопасные пережитки войны.


МККК продолжает передавать полученную от населения информацию о местонахождении неразорвавшихся боеприпасов, оставшихся со времени ведения боевых действий, структурам, которые занимаются разминированием, для последующего их обезвреживания. Так, 18 августа местный житель в селе Дампалет сообщил сотрудникам МККК о неопознанном неразорвавшемся боеприпасе, найденном в этом районе. Эта информация была немедленно передана в МЧС Южной Осетии, и подозрительный снаряд был обезврежен на месте 19 августа.

Международный Комитет Красного Креста: деятельность в Чечне

Факты и цифры
Международный комитет Красного Креста (МККК) с начала конфликта развернул обширную программу оказания помощи пострадавшим, обеспечив в первые же месяцы более 250 000 вынужденных переселенцев продуктовыми посылками, одеялами, мылом, теплой одеждой и пластиковыми покрытиями. В феврале 1995 года из оставшихся в Грозном 120 000 жителей 70 000 тысяч полностью зависели от помощи МККК.

В Грозном водопровод и канализация были полностью разрушены, и МККК спешно приступил к организации снабжения города питьевой водой. Летом 1995 года ежедневно около 750 000 литров хлорированной воды в расчете на удовлетворение потребностей более 100 000 жителей доставлялось в автоцистернах в 50 распределительных пунктов по всему Грозному. За следующий, 1996 год было произведено более 230 миллионов литров питьевой воды для жителей Северного Кавказа.

В Грозном и других городах Чечни были открыты бесплатные столовые для самых уязвимых слоев населения, в которых ежедневно горячей пищей обеспечивались 7000 человек. Более 70 000 школьников в Чечне получили от МККК книги и школьно-письменные принадлежности.

За 1995-1996 годы МККК осуществил ряд программ помощи пострадавшим в результате вооруженного конфликта. Его делегаты посетили около 700 человек, задержанных федеральными силами и чеченскими боевиками в 25 местах заключения в самой Чечне и соседних регионах, доставили адресатам более 50 000 писем на бланках послания Красного Креста, которые стали единственной возможностью для разлученных семей наладить контакты друг с другом, так как все виды связи были прерваны. МККК предоставил медикаменты и медицинские материалы 75 госпиталям и медицинским учреждениям в Чечне, Северной Осетии, Ингушетии и Дагестане.

Осенью 1996 года в селении Новые Атаги МККК оборудовал и открыл госпиталь для жертв войны. За три месяца работы госпиталь принял более 320 человек, амбулаторную помощь получили 1700 человек, было произведено почти шестьсот хирургических операций. 17 декабря 1996 года на госпиталь в Новых Атагах было совершено вооруженное нападение, в результате которого погибло шесть его иностранных сотрудников . После этого МККК был вынужден отозвать иностранных сотрудников из Чечни

В апреле 1995 г. американский специалист по гуманитарным операциям Фредерик Кьюни вместе с двумя российскими врачами-сотрудниками Российского общества Красного Креста и переводчиком занимался организацией гуманитарной помощи в Чечне. Кьюни пытался договориться о перемирии, когда он пропал без вести. Имеются основания полагать, что Кьюни и его российские соратники были захвачены чеченскими боевиками и расстреляны

Красный крест - эмблема Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК). МККК - это международная гуманитарная организация, работающая сегодня по всему миру. Она оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяет знания о законах, защищающих жертв войны. Движение Красного Креста считает своей главной целью «Помогать всем страждущим без какого-либо неблагоприятного различия, способствуя тем самым установлению мира на Земле» и объединяет более 100 миллионов добровольцев (волонтёров) по всему миру.

Международное общество Красного Креста основал швейцарский предприниматель и общественный деятель Анри Дюнан в 1863 году в Швейцарии. После битвы при Солферино 24 июня 1859 года, когда в сражении погибли более 40 тысяч солдат, Анри Дюнан был шокирован практически полным отсутствием медицинской помощи на поле боя. Он решил посвятить себя заботе о раненых солдатах.

В 1884 году состоялась первая международная Конференция Международного комитета Красного Креста. На этой конференции была принята эмблема общества - красный крест на белом фоне. Цветовое оформление логотипа организации представляет собой обратную расцветку национального флага Швейцарии из уважения к родине Движения.


Официально название "Международный Красный Крест" было утверждено в 1928 г. на 13-й международной конференции в Гааге. Тогда же был принят устав организации.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя отказалась использовать эту эмблему. Красный крест вызывал у турок негативные ассоциации с крестоносцами. Османская империя заявила о своем намерении использовать в качестве защитной эмблемы красный полумесяц вместо красного креста, сообщив при этом, что будет уважать красный крест, используемый неприятелем. За Османской империей последовали другие страны, где большая часть населения исповедует ислам.

Женевская конвенция 1929 года признала красный полумесяц в качестве второй защитной эмблемы.

На 25-й международной конференции Красного Креста, состоявшейся в октябре 1986 г., было утверждено новое название организации - Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца (МККК).


Кстати...


Top