Генеральное соглашение по тарифам и торговле (гатт). Генеральное соглашение по тарифам и торговле Раунды торговых переговоров в рамках гатт

) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

ГАТТ - соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

Историю ГАТТ принято упрощенно делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность , услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

ГАТТ 1947 в США

ГАТТ 1949

ГАТТ 1951

ГАТТ 1955-1956

ГАТТ «Диллон» 1960-1962

ГАТТ «Кеннеди» 1964-1967

`Раунд Кеннеди` по уменьшению тарифов - шестой раунд многосторонних торговых переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ, - начался в мае 1964 г. и завершился 30 июня 1967 г. Эти всеобъемлющие переговоры были названы именем президента США Дж. Кеннеди, к-рый содействовал принятию в 1962 г. Закона о расширении торговли, позволившего США впервые участвовать в процессе полномасштабного снижения тарифов. Переговоры привели к соглашению о тарифных уступках в мировой торговле, общий объем к-рых составлял примерно 40 млрд дол., включая уступки США по импорту в размере 8,5 млрд дол. и уступки др. участвующих в переговорах стран по экспорту США на ту же сумму. Принцип снижения тарифов на 50% был применен ко многим готовым изделиям, в отношении многих др. товаров тарифы также были значительно снижены, хотя и в меньшем размере. Средневзвешенное значение снижения тарифов на готовые изделия для четырех крупнейших участников - США, членов Европейского экон. сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. Снижение тарифов со стороны США должно было происходить пятью равными ежегодными долями, причем первое снижение должно было произойти 1 января 1968 г. Совет экон. консультантов (при президенте США) в своем докладе за 1968 г. следующим образом сформулировал преимущества достигнутого в ходе раунда Кеннеди снижения тарифов: 1. Объем существующей торговли, охваченной тарифными сокращениями, не отражал потенциальных возможностей расширения торговли, что рассматривалось как `один из ключевых положительных итогов` снижения тарифов. 2. Для США могут быть созданы новые экспортные возможности. 3. Амер. производители смогут иметь более низкие издержки производства в результате снижения тарифов на многие ввозимые материалы. 4. В результате снижения цен на местные и импортные товары сможет увеличиться благосостояние амер. потребителей.

ГАТТ 1973-1979

Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем и впервые затронул нетарифные барьеры в торговле. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д. Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали еще более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики. Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углубленное исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объема (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов , которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

Уругвайский раунд 1986-1993

ГАТТ и Всемирная торговая организация

Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века - около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.

Конгрессом)

  • Токийский раунд (1973-1979): 99 стран. Снижение нетарифных торговых барьеров. Снижение тарифов на промышленные товары. Расширение системы ГАТТ.
  • Уругвайский раунд (1986-94): 125 стран. Создание ВТО как замену ГАТТ, см.
  • Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле . Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения.

    ГАТТ - соглашение, а не организация. Изначально ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Всемирный банк или Мировая торговая организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы Всемирной торговой организации , основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х.

    Историю ГАТТ принято упрощённо делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалась на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 года, включала три раунда (снижение тарифов, вопросы по нетарифному регулированию внешней торговли) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 года (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность , услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Международное экономическое право (автаркия)

    Субтитры

    ГАТТ 1947

    ГАТТ 1947 в США

    ГАТТ 1949

    ГАТТ 1951

    ГАТТ 1955-1956

    ГАТТ «Диллон» 1960-1961

    ГАТТ «Кеннеди» 1964-1967

    Шестой раунд переговоров в рамках ГАТТ, названный в честь президента США Дж. Кеннеди , проходил с мая 1964 по 30 июня 1967 года.

    В результате переговоров были сделаны тарифные уступки объемом примерно 40 млрд долларов США, в том числе уступки США по импорту в размере 8,5 млрд долларов и ответные уступки других стран по экспорту в США на ту же сумму.

    Среднее снижение тарифов на готовые изделия для четырёх крупнейших участников - США, членов Европейского экономического сообщества (Общий рынок), Великобритании и Японии - составляло примерно 35%. США снижали тарифы в течение пяти лет с 1968 года.

    ГАТТ 1973-1979

    Токийский раунд, который проходил с 1973 по 1979 г., коснулся не только проблем тарифов, но также сельскохозяйственных проблем. Число товаров, находящихся под защитой высоких таможенных пошлин, было значительно сокращено. Таможенные пошлины были отменены в области гражданской авиации. Кроме того, главные промышленно развитые страны согласились на общее сокращение своих таможенных пошлин на 25-30 %. Оно осуществлялось с 1980 по 1988 г. поэтапно. Внешний европейский тариф снизился в среднем с 9,8 до 7,5 %, японский тариф сократился с 7,9 до 5,5 %, американский тариф снизился с 7,9 до 5,6 %. Сокращение тарифов было отложено для секторов, находящихся в состоянии кризиса и т. д.

    Особое внимание было уделено текстильной промышленности. Этот сектор издавна является источником сложностей в международных отношениях: исчезновение старых отраслей в развитых странах поставило бы массу сложных социальных проблем, так как для развивающихся стран это практически единственная конкурентоспособная на мировом рынке отрасль. Соглашения по торговле текстилем несколько нарушили общий дух ГАТТ и стали квотировать импорт, а затем стали ещё более ограничительными по причине углубления кризиса текстильной промышленности в промышленно развитых странах, связанного с замедлением развития мировой экономики.

    Токийский раунд не позволил значительно продвинуться в сторону либерализации торговли сельскохозяйственными товарами. Именно тогда между Европейским сообществом и Соединенными Штатами завязался диалог по этому трудному вопросу, по сей день являющемуся одним из острейших. Было проведено углублённое исследование нетарифных препятствий торговле и разработаны пять кодексов добросовестной конкуренции. Они касаются методов оценки на таможне, информации о лицензиях на импорт, унификации технических норм, государственных закупок, субсидий и ответных мер. В области экспортных кредитов промышленно развитые страны пришли к соглашению в 70-х гг. Экспортные кредиты стали чрезвычайно популярны в 60-х гг. Льготный процент превращал их в орудие прямой помощи экспорту. Договор определил точные пределы как объёма (85 % цены), так и продолжительности (10 лет) экспортных кредитов , которые могут быть предоставлены в случае заказа. Он устанавливает нижнюю границу процентных ставок, одинаковую для всех стран-экспортеров, зависящую от уровня развития страны-клиента и от продолжительности кредита. В целом токийский раунд подтвердил общую тенденцию либерализации международной торговли. Однако снижения тарифов было невелико в абсолютном выражении, а в кодексах по нетарифным ограничениям зафиксированы лишь общие довольно расплывчатые правила.

    Уругвайский раунд 1986-1994

    Уругвайский раунд переговоров начался 15 сентября 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и длился восемь лет. В результате Уругвайского раунда были приняты "Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО)" и приложения к этому документу, в том числе соглашения, договорённости и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Созданный единый пакет договорённостей должен быть принят в полном объёме любой страной, которая намерена стать членом Всемирной торговой организации.

    «Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации» определило таможенную стоимость как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при их продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учётом установленных, дополнительных начислений к этой цене. В тексте ГАТТ (ч.2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках ». В этой же статье (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация на практике которых позволяет «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей ».

    ГАТТ и Всемирная торговая организация

    Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.

    СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.

    Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.

    В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40 % к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4 % в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами.

    И в настоящее время Генеральное соглашение по тарифам и торговле по-прежнему остается основным регулирующим правовым механизмом торговли товарами в системе ГАТТ/ВТО. В пакете соглашений ВТО, обязательном для всех стран -- членов организации присутствует Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. ГАТТ-94 «включает в себя положения ГАТТ-47, исключая Протокол о временном применении, с уточнениями, поправками, изменениями, внесенными до даты вступления в силу Соглашения по ВТО» (ст. 1 ГАТТ-94)1. В ГАТТ-94 входят также списки тарифных уступок стран-участниц, достигнутых ранее. При внешней схожести ГАТТ-94 и ГАТТ-47 данные документы следует считать автономными, юридически обособленными друг от друга (п. 4 ст. II Соглашения об учреждении ВТО).

    Необходимо представлять, что ГАТТ с 1947 по 1994 г. претерпевало изменения, которые были вызваны определенной конъюнктурой, возникавшей в международных торговых отношениях в этот период. Здесь важную роль играли периодически проводимые конференции, так называемые раунды. В истории ГАТТ их состоялось восемь. Сначала они представлялись как исключительно тарифные переговоры, начавшиеся с Женевского раунда 1947 г.; далее следовал раунд в Аннеси (1949), затем -- в Торки (1950) и снова в Женеве (1955--1956).

    Как отмечают Д. Карро и П. Жюйар, переговоры затронули примерно 50 тыс. наименований товаров, которые составили половину мирового торгового оборота. При этом уровень таможенных пошлин снизился на 25 %. В дальнейшем уровень пошлин также продолжал снижаться. Это стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенные годы: за период 1950--1975 гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.

    Раунд Диллона (1960--1961) привел к новым снижениям таможенных пошлин (в среднем на 6,5 %), однако главным предметом переговоров стали проблемы, связанные с созданием Европейского экономического сообщества (ЕЭС), и совместимость Римского договора 1957 г. об учреждении ЕЭС с положениями Генерального соглашения. Речь в итоге шла об исключениях из режима наибольшего благоприятствования, который является необходимым условием участия в Генеральном соглашении.

    Становилось понятным, что по мере снижения таможенных тарифов (при линейном их понижении и в итоге -- полном устранении) данный метод регулирования международных торговых отношений также станет достоянием истории. Все большее внимание в рамках ГАТТ обращалось на нетарифный метод регулирования международной торговли, к которому стали прибегать страны -- участницы Генерального соглашения. Количество различных нетарифных барьеров в торговле велико и число их только растет. Секретариатом ГАТТ в конце 1980-х гг. насчитывалось более 800 их видов, разделенных на пять категорий. Базу данных по нетарифным мерам ведет также Секретариат ЮНКТАД, который классифицирует их по семи категориям. Первые шаги противодействия нетарифным барьерам в международной торговле были сделаны во время раунда Кеннеди (1964--1967), на котором помимо решения о «линейном» (т. е. общем) снижении таможенного обложения промышленных товаров было принято антидемпинговое соглашение (Антидемпинговый кодекс), касающееся хорошо известного приема нечестной деловой практики. Кодекс 1967 г. ни в чем не изменил правил о демпинге, содержащихся в статье VI ГАТТ; он только уточнил рамки принятия мер по торговой защите, которые должны были осуществляться в форме антидемпинговой пошлины.

    В период с 1973 по 1979 г. состоялся Токийский раунд. Итогом его стало принятие 12 соглашений и договоренностей, охватывающих три группы вопросов: снижение таможенных пошлин, регулирование торговли по трем группам товаров (мясные, молочные продукты, гражданская авиатехника), толкование и применение статей VI (Антидемпинговая и компенсационная пошлина), VII (Оценка товара для таможенных целей), XVI (Субсидии), XXIII (Аннулирование или сокращение выгод) ГАТТ. По мнению Д. Карро, итогом было «установление нового юридического порядка, регулирующего международную торговлю».

    Поддержанная участниками переговоров, тенденция снижения ставок тарифных пошлин продолжалась: к 1985 г. пошлины (только на промышленные товары) вышли на средний адвалорный уровень 6,5 % (процент от стоимости товара). Чтобы преодолеть влияние некоторых, наиболее негативных в международной торговле, нетарифных барьеров, участники Токийского раунда стали заключать обособленные, специальные соглашения (неофициально -- кодексы). Они изначально не были приняты всеми участниками ГАТТ и стали многосторонними позже, когда в некоторые из них были внесены поправки на последующем Уругвайском раунде. Особенностью же этих кодексов было то, что они существовали вне Генерального соглашения и в то же время уточняли и углубляли правила ГАТТ. Вопрос о том, участвовать или не участвовать в соглашении договаривающейся стороне, решался индивидуально. В то же время основой правового режима многосторонней международной торговли оставалось Генеральное соглашение. Но этот правовой режим уже нельзя было свести только к ГАТТ в редакции 1947 г. В конце Токийского раунда ГАТТ превратилось в конгломерат из 200 соглашений (включая протоколы о присоединении), которые применялись между договаривающимися сторонами дифференцированно. Международные соглашения по торговле молочными продуктами и говядиной в конце 1997 г. уже в рамках ВТО были аннулированы. Страны -- участники этих соглашений посчитали, что данный сектор лучше регулируется соглашениями по сельскому хозяйству и санитарным и фитосанитарным мерам.

    Таким образом, принятые в ходе переговоров соглашения привели к появлению «тройного режима» в международной торговле: для стран -- участниц ГАТТ, их подписавших; для стран -- участниц ГАТТ, их не подписавших; для остальных государств. Всего же в многосторонних торговых переговорах Токийского раунда участвовало 102 государства.

    Последний в истории ГАТТ -- Уругвайский раунд переговоров -- привел к созданию ВТО и, соответственно, -- иных правовых конструкций в системе международной торговли.

    Энциклопедия юриста

    Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)

    ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ТОРГОВЛЕ (ГАТТ) (англ. General Agreement on Tarrifs and Trade ) - крупнейший многосторонний международный торговый договор, на базе которого сложился механизм регулирования внешнеэкономических отношений (с 1994 г. - Всемирная торговая организация - ВТО). Соглашение заключено на Женевской конференции 1947 г. (вступило в силу в 1948 г.) с целью предоставления его участникам режима наибольшего благоприятствования. Секретариат ГАТТ находится в Женеве. Основные задачи, провозглашенные в ГАТТ, - либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов. отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. Центральное место в ГАТТ занимают постановления о применении режима наибольшего благоприятствования. Однако ГАТТ содержит и ряд оговорок, дающих возможность не соблюдать этот принцип. Так, предусматривается исключение для стран-участниц, в которых действуют преференциальные режимы; оговорки используются и при создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Кроме того, объем фактического предоставления режима наибольшего благоприятствования той или иной стране зависит от условий, содержащихся в документе о присоединении этой страны к ГАТТ.

    Основная форма деятельности ГАТТ - проведение тарифных конференций и консультаций по снижению таможенных тарифов и других препятствий в торговле (так называемые раунды переговоров). Всего было проведено 8 раундов. В итоге работы шестой конференции Кеннеди-раунд (1964–1967) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время Токио-раунда (1973–1979) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33 %. Итогом Уругвайского раунда (1986–1993) стало создание новой многосторонней системы международной торговли - ВТО.

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

    Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Как не дать себя обмануть. Книга 1 автора Ошкадеров Олег Валерьевич

    Из книги автора

    Из книги автора

    4. НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Средства нетарифного регулирования – ряд средств внешнеторговой политики, не входящих в группу таможенно-тарифных ограничений, которые в административном порядке или в силу выполняемых ими функций играют роль регуляторов

    Из книги автора

    5. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРСИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Средства форсирования экспорта – торгово-политические методы расширения экспорта – прямые и косвенные субсидии («Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам»). С их помощью обеспечиваются преимущества

    Из книги автора

    22. ГАТТ – ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) подписано в Женеве в октябре 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. Сначала в его составе было 22 государства, впоследствии – 150 стран, из них 92 – полных члена. Всего в

    Из книги автора

    45. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ Экономисты Всемирного банка пророчат развивающимся странам бурные темпы экономического роста в ближайшее десятилетие. По их мнению, краткосрочные перспективы может омрачить лишь наступление рецессии в США. Об этом

    Из книги автора

    Глава 1. Обман в торговле Ученик продавца хозяину: – Клиент купил ботинки, но деньги принесет завтра. – Что? Да он никогда здесь больше никогда не появится! – Как бы ни так! Я положил ему в коробку два левых башмака. Обман в супермаркетах: обман при упаковке товара, продажа

      Австралия

    • Бразилия

      Великобритания

    • Люксембург

      Нидерланды

      Новая Зеландия

      Норвегия

      Пакистан

    • Чехословакия

      Южная Родезия

    Этот первый раунд привел к тому, что было сделано 45 тысяч тарифных уступок на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что коснулось примерно одной пятой мировой торговли. В процессе переговоров также была достигнута договоренность, что цена этих уступок должна обеспечиваться "временным" принятием в отношении торговли товарами правил, которые содержались в главе IV Устава МТО. Эти правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, которое вступило в силу в январе 1948 г.

    Хотя Устав МТО и был окончательно согласован на Конференции ООН по торговле и занятости, которая проходила в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года, ряд стран не смогли обеспечить его ратификацию своими национальными законодательными органами. Когда правительство Соединенных Штатов Америки заявило, что оно не будет стремиться к ратификации Гаванского устава в Конгрессе, стало ясно, что МТО создана не будет. В этих условиях, несмотря на свой предварительный характер, ГАТТ стал единственным многосторонним международным правовым документом, регламентирующим международную торговлю с 1948 г. и вплоть до создания ВТО.

    На протяжении 47 лет в дополнение к основному юридическому тексту ГАТТ были приняты серьезные дополнения (например, новая часть 1У), а также целый ряд многосторонних соглашений, которые расширяли и дополняли его правовую базу. В таком виде ГАТТ существовал до 1994 года и сейчас получил название ГАТТ-1947, в отличие от ГАТТ-1994, который в модифицированном виде вошел в состав правовых документов ВТО.

    Основные требования гатт

    История торговых раундов переговоров в рамках гатт

    Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.

    Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других.

    Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов.

    Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами.

    В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, действуя коллективно, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете". В качестве примера можно привести реформирование торговли сельскохозяйственной продукцией, соответствующее решение о чем было принято в ходе Уругвайского раунда.

    Первые торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд, проходивший в семидесятые годы, характеризовался решительным поворотов в сторону развития и совершенствования международной торговой системы. Эту линию продолжил и Уругвайский раунд.

    
    Top