Что такое идеализация в философии. Идеализация как метод перехода от объектов эмпирического познания к объектам научно-теоретического познания

Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. Идеализация - это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть: "точка" (объект, который не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины); "прямая линия", "окружность", "точечный электрический заряд", "абсолютно черное тело" и др.

Введение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов, нужных для более глубокого проникновения в закономерности их протекания.

Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Таким образом, идеализированные предметы не являются чистыми фикциями, не имеющими отношения к реальной действительности, а представляют собой результат весьма сложного и опосредованного ее отражения. Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. Он представляет собой упрощенный и схематизированный образ реального предмета. Теоретические утверждения, как правило, непосредственно относятся не к реальным объектам, а к идеализированным объектам, познавательная деятельность с которыми позволяет устанавливать существенные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений. Идеализированные объекты - результат различных мыслительных экспериментов, которые направлены на реализацию некоторого нереализуемого в действительности случая. В развитых научных теориях обычно рассматриваются не отдельные идеализированные объекты и их свойства, а целостные системы идеализированных объектов и их структуры.

Специфика объектов научно - теоретического познания. Взаимоотношения объектов научно - теоретического познания, объектов эмпирического познания, чувственно- воспринимаемых вещей и вещей в себе.

Взаимоотношения объектов научно - теоретического познания, объектов эмпирического познания

Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Реальные объекты представлены в эмпирическом познании в образе идеальных объектов, обладающих фиксированным и ограниченным набором признаков.

В теоретическом исследовании объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Напр. материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товар, идеализированная популяция.

Идеализированные объекты, в отличие от эмпирических, наделены признаками, которых нет ни у одного реального объекта.

Эмпирический и теоретический типы познания различаются и по методам. На эмпирическом уровне применяются эксперимент и наблюдение. В теоретическом исследовании применяются: метод построения идеализированного объекта; мысленный эксперимент с ними; методы логического и исторического исследования и др.

Эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона и фиксирует это в форме эмпирических зависимостей. Эмпирическая зависимость - результат индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон - всегда знание достоверное. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.

Взаимоотношения чувственно- воспринимаемых вещей и вещей в себе.

Любой предмет обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Возьмем, например, кусок сахара: он твердый, белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое - кусок сахара. Следовательно, объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.

Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых разнообразных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы.

Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела (такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя). Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, «идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов. Последнее, в сущности, и удостоверяет плодотворность идеализации, отличает ее от бесплодной фантазии».

Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в «очищенном» виде, что облегчает его изучение.



В-третьих, применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль.

Следует отметить, что характер идеализации может быть весьма различным, если существуют разные теоретические подходы к изучению какого-то явления. В качестве примера можно указать на три разных понятия «идеального газа», сформировавшихся под влиянием различных теоретико- физических представлений: Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака. Однако полученные при этом все три варианта идеализации оказались плодотворными при изучении газовых состояний различной природы: идеальный газ Максвелла-Больцмана стал основой исследований обычных молекулярных разреженных газов, находящихся при достаточно высоких температурах; идеальный газ Бозе-Эйнштейна был применен для изучения фотонного газа, а идеальный газ Ферми-Дирака помог решить ряд проблем электронного газа.

Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью). Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент (его также называют умственным, субъективным, воображаемым, идеализированным).

Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента.

Вместе с тем мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке. При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него.

В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент.

Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к открытию закона инерции. «...Закон инерции, - писали А. Эйнштейн и Л. Инфельд, - нельзя вывести непосредственно из эксперимента, его можно вывести умозрительно - мышлением, связанным с наблюдением. Этот эксперимент никогда нельзя выполнить в действительности, хотя он ведет к глубокому пониманию действительных экспериментов».

Мысленный эксперимент может иметь большую эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтверждается многими примерами из истории науки.

Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотворным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем. Это, хорошо видно хотя бы на примере вышеуказанной идеализации «абсолютно черное тело».

Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.

Формализация.

Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних. Вывод одних формул из других по строгим правилам логики и математики представляет формальное исследование основных характеристик структуры различных, порой весьма далеких по своей природе явлений.

Ярким примером формализации являются широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений, основывающиеся на соответствующих содержательных теориях. При этом используемая математическая символика не только помогает закрепить уже имеющиеся знания об исследуемых объектах, явлениях, но и выступает своего рода инструментом в процессе дальнейшего их познания.

Для построения любой формальной системы необходимо: а) задание алфавита, т. е. определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова», «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам (так называемые правила вывода).

В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка. Важным достоинством этой системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту.

Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

Разумеется, формализованные искусственные языки не обладают гибкостью и богатством языка естественного. Зато в них отсутствует многозначность терминов (полисемия), свойственная естественным языкам. Они характеризуются точно построенным синтаксисом (устанавливающим правила связи между знаками безотносительно их содержания) и однозначной семантикой (семантические правила формализованного языка вполне однозначно определяют соотнесенность знаковой системы с определенной предметной областью). Таким образом, формализованный язык обладает свойством моносемичности.

Возможность представить те или иные теоретические положения науки в виде формализованной знаковой системы имеет большое значение для познания. Но при этом следует иметь в виду, что формализация той или иной теории возможна только при учете ее содержательной стороны. «Голое математическое уравнение еще не представляет физической теории, чтобы получить физическую теорию, необходимо придать математическим символам конкретное эмпирическое содержание».

Расширяющееся использование формализации как метода теоретического познания связано не только с развитием математики. В химии, например, соответствующая химическая символика, вместе с правилами оперирования ею явилась одним из вариантов формализованного искусственного языка. Все более важное место метод формализации занимал в логике по мере ее развития. Труды Лейбница положили начало созданию метода логических исчислений. Последний привел к формированию в середине XIX в. математической логики, которая во второй половине нашего столетия сыграла важную роль в развитии кибернетики, в появлении электронных вычислительных машин, в решении задач автоматизации производства и т. д.

Язык современной науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальных терминов, выражений, в нем широко используются средства формализации, среди которых центральное место принадлежит математической формализации. Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач. Все множество созданных и создаваемых искусственных формализованных языков входит в язык науки, образуя мощное средство научного познания.

Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет: собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров.

Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг Солнца.

Изменения объекта, достигаемые в процессе идеализации, могут производиться также и путем наделения его какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела. Такое тело наделяется несуществующим в природе свойством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражал и ничего не пропуская сквозь себя. Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, ибо на него не оказывает влияния природа вещества излучателя или состояние его поверхности. А если можно теоретически описать спектральное распределение плотности энергии излучения для идеального случая, то можно кое- что узнать и о процессе излучения вообще.

Указанная идеализация сыграла важную роль в прогрессе научного познания в области физики, ибо помогла выявить ошибочность некоторых существовавших во второй половине ХIХ в. представлений. Эти представления, приложенные к исследованию абсолютно черного тела, приводили к парадоксальной ситуации.

Физики занялись проблемой излучения абсолютного черно го тела в самом конце прошлого столетия. Начав с предположений, основанных на законах классической термодинамики и оптики, они пытались вывести формулу энергетического спектра излучения. Эти попытки потерпели неудачу, так как привели к выводу, который стал известен как «ультрафиолетовая катастрофа»... Из теории следовало, что абсолютно черное тело, нагретое до высоких температур, должно испускать бесконечно большое количество энергии в области высоких частот, т. е. в ультрафиолетовой области спектра и за ее пределами... В случае абсолютно черного тела... теория предсказывала катастрофу, которая в действительности не имеет места».


Проблемой расчета количества излучения, испускаемого идеальным излучателем – абсолютно черным телом, серьезно занялся Макс Планк, который работал над ней долгих четыре года. Наконец, в 1990 г. ему удалось найти решение в виде фор мулы, которая правильно описывала спектральное распределение энергии излучения абсолютно черного тела. Так работа с идеализированным объектом помогла заложить основы квантовой теории, ознаменовавшей радикальный переворот в науке.

Целесообразность использования идеализации определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых , идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, построить и развить теорию, в определенных условиях и целях эффективную, для описания свойств и поведения этих реальных объектов. Последнее, в сущности, и удостоверяет плодотворность идеализации, отличает ее от бесплодной фантазии.

Во-вторых , идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи исследуемого объекта, без которых он существовать не может, но которые затемняют существо протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется как бы в очищенном виде, что облегчает его изучение.

На эту гносеологическую возможность идеализации обратил внимание Ф. Энгельс, который показал ее на примере исследования, проведенного Сади Карно: «Он изучил паровую машину, проанализировал ее, нашел, что в ней основной процесс не выступает в чистом виде, а заслонен всякого рода побочными процессами, устранил эти безразличные для главного процесса побочные обстоятельства и сконструировал идеальную паровую машину (или газовую машину), которую, правда, так же нельзя осуществить, как нельзя, например, осуществить геометрическую линию или геометрическую плоскость, но которая оказывает, по-своему, такие же услуги, как эти математические абстракции: она представляет рассматриваемый процесс в чистом, независимом, неискаженном виде.

В-третьих , применение идеализации целесообразно тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного исследования на его сущность. Выше уже упоминалось, например, о том, что абстракция материальной точки позволяет в некоторых случаях представлять самые различные объекты - от молекул или атомов и до гигантских космических объектов. При этом правильный выбор допустимости подобной идеализации играет очень большую роль. Если в ряде случаев возможно и целесообразно рассматривать атомы в виде материальных точек, то такая идеализация становится недопустимой при изучении структуры атома. Точно также можно считать материальной точкой нашу планету при рассмотрении ее вращения вокруг Солнца, но отнюдь не в случае рассмотрения ее собственного суточного вращения.

Следует отметить, что характер идеализации может быть весьма различным, если существуют разные теоретические под ходы к изучению какого-то явления. В качестве примера можно указать на три разных понятия «идеального газа», сформировавшихся под влиянием различных теоретико-физических представлений: Максвелла-Больцмана, Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака. Однако полученные при атом все три варианта идеализации оказались плодотворными при изучении газовых со стояний различной природы: идеальный газ Максвелла-Больцмана стал основой исследований обычных молекулярных разреженных газов, находящихся при достаточно высоких темпера турах; идеальный газ Бозе-Эйнштейна был применен для изучения фотонного газа, а идеальный газ Ферми-Дирака помог решить ряд проблем электронного газа.

Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация до пускает элемент чувственной наглядности (обычный процесс абстрагирования ведет к образованию мысленных абстракций, не обладающих никакой наглядностью). Эта особенность идеализации очень важна для реализации такого специфического метода теоретического познания, каковым является мысленный эксперимент (его также называют умственным, субъективным, воображаемым, идеализированным).

Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие- то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство мысленного (идеализированного) эксперимента с реальным. Более того, всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала «проигрывается» исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в роли предварительного идеального плана реального эксперимента. Вместе с тем мысленный эксперимент играет и самостоятельную роль в науке. При этом, сохраняя сходство с реальным экспериментом, он в то же время существенно отличается от него. Эти отличия заключаются в следующем. Реальный эксперимент - это метод, связанный с практическим, предметно-манипулятивным, «орудийным» познанием окружающего мира. В мысленном же эксперименте исследователь оперирует не материальными объектами, а их идеализированными образами и само оперирование производится в его сознании, т. е. чисто умозрительно.

Возможность постановки реального эксперимента определяется наличием соответствующего материально-технического (а иногда и финансового обеспечения). Мысленный эксперимент такого обеспечения не требует.

В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физическими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случаев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный эксперимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мысленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных факторов, проведи его в идеализированном, «чистом» виде.

В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент.

Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложивших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История развития физики богата фактами использования мысленных экспериментов. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к открытию закона инерции.

Реальные эксперименты, в которых невозможно устранить фактор трения, казалось бы, подтверждали господствовавшую в течение тысячелетий концепцию Аристотеля, утверждавшую, что движущееся тело останавливается, если толкающая его сила прекращает свое действие. Такое утверждение основывалось на простой констатации фактов, наблюдаемых в реальных экспериментах (шар или тележка, получившие силовое воздействие, а затем катящиеся уже без него по горизонтальной поверхности, неизбежно замедляли свое движение и, в конце концов, останавливались). В этих экспериментах наблюдать равномерное непрекращающееся движение по инерции было невозможно.

Галилей, проделав мысленно указанные эксперименты с по этапным идеализированием трущихся поверхностей и доведением до полного исключения из взаимодействия трения, опроверг аристотелевскую точку зрения и сделал единственно правильный вывод. Этот вывод мог быть получен только с помощью мысленного эксперимента, обеспечившего возможность открытия фундаментального закона механики движения. »...Закон инерции, – писали А. Эйнштейн и Л. Инфельд, – нельзя вывести непосредственно из эксперимента, его можно вывести умозрительно – мышлением, связанным с наблюдением. Этот эксперимент никогда нельзя выполнить в действительности, хотя он ведет к глубокому пониманию действительных экспериментов».

Результаты мысленных экспериментов могут ставить иногда серьезные проблемы перед наукой, разрешить которые бывает не так-то легко. Интересным примером в этом плане является мысленный эксперимент Максвелла , вызвавший сенсацию в начале 70-х годов ХIХ столетия. Этот мысленный эксперимент, описанный в его работе «Теория теплоты», ставил под сомнение второе начало термодинамики. В своем мысленном эксперименте Максвелл допустил наличие особого существа – «демона», ...способности которого настолько изощрены, что оно может следить за каждой молекулой на ее пути и в состоянии делать то, что в настоящее время для нас невозможно». «Предположим, – писал Максвелл, – что имеется сосуд, разделенный на две части А и В перегородкой с небольшим отверстием, и что существо, которое может видеть отдельные молекулы, открывает в закрывает это отверстие так, чтобы дать возможность только более быстрым молекулам перейти из В в А. Это существо, таким образом, без затраты работы повысит температуру в В и понизит в А вопреки второму началу термодинамики».

Сражение с «демоном» Максвелла заняло длительный пери од времени. Только в ХХ столетии американские физики Сцилард и Гейбор доказали, что втрое начало термодинамики остается незыблемым и что никакого «вечного двигателя», даже с помощью «демона», построить нельзя. Они сумели спроектировать и рассчитать машину-демона, и убедились, что такая машина работать будет, но требует питания внешней энергией. Причем затраты энергии на ее работу окажутся больше, чем выход энергии в результате ее деятельности. Поиск ответа на проблемы, поставленную мысленным экспериментом Максвелла, был, несомненно, полезен и способствовал приращению научных знаний.

Мысленный эксперимент может иметь большую эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтверждается многими примерами из истории науки. Одним из них является мысленный эксперимент В.Гейзенберга, направленный на разъяснение соотношения неопределенности. «В этом мысленном эксперименте соотношение неопределенности было найдено благодаря абстрагированию, разделившему целостную структуру электрона на две противоположности: волну и корпускулу. Тем самым совпадение результата мысленного эксперимента с результатом, достигнутым математическим путем, означало доказательство объективно существующей противоречивости электрона как цельного материального образования и дало возможность понять это классически».

Однако незнание некоторыми учеными материалистической диалектики помешало правильно понять этот вывод. В результате возникли многочисленные дискуссии по данному вопросу, которые особенно бурно развернулись на Сольвеевских конгрессах 1927 и 1930 гг. В этих дискуссиях, по свидетельству их участников, огромную роль играли идеализированные воображаемые эксперименты. В них, писал Гейзенберг, «подобные парадоксы (противоречия между волновыми и корпускулярными представлениями. – Авт.) проступали особенно резко, и мы старались разгадать, какой ответ на такие эксперименты, воз можно, дала бы природа». Эти мысленные эксперименты способствовали пониманию новых научных положений, помогали объяснить причины отказа от старых представлений.

Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотворным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставляет иногда отказываться от принятых ранее идеализированных представлений. Так произошло, например, при создании Эйнштейном специальной теории относительности, из которой были исключены ньютоновские идеализации «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Кроме того, любая идеализация ограничена конкретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем. Это, хорошо видно хотя бы на примере выше указанной идеализации «абсолютно черное тело».

Сама по себе идеализация, хотя и может быть плодотворной и даже подводить к научному открытию, еще недостаточна для того, чтобы сделать это открытие. Здесь определяющую роль играют теоретические установки, из которых исходит исследователь. Рассмотренная выше идеализация паровой машины, удачно осуществленная Сади Карно, подвела его к открытию механического эквивалента теплоты, которого, однако, ...он не мог открыть и увидеть лишь потому, – отмечает Ф. Энгельс, – что верил в теплород. Это является также доказательством вреда ложных теорий».

Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.

Идеализация представляет собой сверхценные идеи, установки и представления, наделенные избыточным потенциалом, вовлекающим человека в борьбу с самим собой и окружающими людьми. Идеализация отношений, ребенка, талантов порождает страдания.

Что означает идеализация?

Идеализация – понятие, включающее в себя умозаключения, представления человека о том, как должно быть в реальности, при этом существующие объекты, люди наделяются свойствами, качествами, чертами более совершенными, чем есть. В науке метод идеализации обозначает вид теоретического познания с элементами абстрагирования, для изучения закономерностей. Идеализация в философии рассматривалась мыслителями как естественный для человеческого мышления процесс, где активная роль принадлежит идеальному началу, наделенному творческой искрой.

Идеализация в психологии

Идеализация и обесценивание феномены, идущие рука об руку в психологии. расценивает идеализацию как защитный механизм, при котором происходит представление других как более идеальных и совершенных. Механизм запускается еще в детстве, когда дети воспринимают своих родителей как гигантов, сверхлюдей. Во взрослом возрасте идеализирующий людей человек впадает в зависимость от отношений, чужих мнений. Идеализация может возникнуть в любой из сфер жизни, от этого никто не застрахован.

Идеализация в социологии

Идеализация определение ее в социологии опирается на факт того, что мышление человека стремится к сознательной, осмысленной деятельности и это отличает его от животного. Умение представить как объект или предмет будут выглядеть в идеальном варианте обозначается социологами как идеализм. Любая практическая деятельность предваряется представлением о том, какой хочется получить результат. Благодаря великим мыслителям, первооткрывателям, ученым, общество эволюционирует и развивается – этого бы не происходило, если бы люди не стремились к идеалу.


Идеализация в искусстве

Разные виды идеализации в искусстве выполняют очень важную функцию: способствуют приподнятию человека над обыденностью жизни. Художественный образ будь то в литературе или изобразительном искусстве отражает некий идеал, который характерен для той или иной эпохи и опирается на следующие категории:

  • возвышенное – низменное;
  • прекрасное – уродливое;
  • благородство – бесчестие и подлость;
  • эстетика – вульгарность.

В литературе и искусстве идеализация помогает фантазиям прорываться в реальность и быть частью этой реальности. Идеалистическое искусство обладает чувственностью, оно уникально, потому что те образы, что приходят из бессознательного и выплескиваются в виде картины или литературного произведения обогащают этот мир. Но стоит различать фальшиво приукрашенное искусство от идеалистического, первое отталкивает на интуитивном уровне, второе завораживает.

Идеализация в науке

Представление чего-либо в совершенном виде, нежели это есть в реальности характерно и для науки. Абстрагирование и идеализация являются методами теоретического познания в любой науке. Например, в математике создается гипотетическая математическая модель для исследования, которая максимально упрощена: геометрическая плоскость в идеале представляется ровной, без искривлений поверхностью. Физика и другие естественные науки также используют идеализацию, что позволяет изучать закономерности, характерные для объекта.

Примеры идеализации из жизни

Придание избыточной значимости характерно для людей вообще. Ошибочные убеждения по поводу секса, денег, отношений, талантов и других ценностей приводят человека к страданиям и ощущению неудачно складывающейся жизни, нереализованности. Примеры идеализации:

  • человек должен быть порядочным, чистоплотным;
  • секс не должен быть аморальным;
  • только стройное тело прекрасно;
  • близкие люди друзья должны доверять друг другу;
  • «моя» религия самая правильная.

Идеализация способностей

Метод идеализации предполагает мысленное построение объектов, ситуаций и они проще и легче вписываются в наше представление о том, как все должно быть устроено. Идеализация способностей проявляется в гиперуверенности человека в достижении им успеха без чьей либо помощи, он строит грандиозные планы, не прислушивается к адекватным мнениям и советам, высокомерно относится к людям, которые уже чего-то добились в этом направлении, но еще в процессе. Жизнь разрушает эти идеализации: срываются грандиозные планы, успехи не признаются.

Сверхценные идеи при идеализации способностей:

  • «Я давно бы уже добился успеха, если бы мне не совали палки в колеса, весь мир как будто против меня!»;
  • «Все или ничего! На меньшее, я не согласен!»;
  • «Я рожден для великих дел!»;
  • «Я лучше знаю!»;
  • «Лучше меня этого никто не сделает!».

Идеализация отношений

Идеализация человеческих отношений играет плохую службу, как для женщины, так и для мужчины. Образ некоего идеала, придуманный, взятый из прочтения романтических книг не дает возможности реальным отношениям случиться, или даже если это случается, реальный человек будет проигрывать идеальным мужчине или женщине, что в итоге приведет к . Как проявляется идеализация отношений:

  • есть сверхценные идеи о том, как должен поступать партнер в той или иной ситуации;
  • в браке не должно быть измен, обмана;
  • мужчина должен догадываться с первого раза, почему у его женщины плохое настроение, чего она хочет, на что обиделась;
  • женщина должна встречать мужа при полном параде каждый день, быть ласковой, даже если у нее проблемы;
  • в гармоничной семье не кричат, не ругаются и не бьют посуду.

Идеализация материнства

Причины идеализации материнства могут крыться в прошлом женщины и говорить о том, что детство не было безоблачным, сравнивая свою мать с другими матерями, например подруг, девочка может решить, что другая мать более чуткая и доброжелательная, чем ее собственная, а мнение складывается из тех поверхностных моментов, когда девочка находится в гостях и видит лишь отрывочные ситуации, придумывая у себя в голове образ идеальной матери, до которого образ реальной мамы не дотягивает, и тогда девочка принимает решение стать такой матерью для своих будущих детей.

Идеализация материнства многоаспектна и может включать в себя такую сверхценную идею: женщина не состоится полностью без реализации себя в материнстве, самое важное, что должно случиться с женщиной – стать матерью. Это легко проследить, когда женщина всяческими способами пытается забеременеть вплоть до ЭКО, но у нее не получается, как только она смиряется с тем, что ей не суждено стать матерью, беременность с ней случается. Но есть и такое, что не все женщины рождаются, чтобы стать матерями, отбросив эту идеализацию можно увидеть свою ценность в чем-то другом.

Идеализация прошлого

Идеализация мира и тех процессов, в которых он находился в прошлом оценивается чаще пожилыми людьми как нечто более лучшее, чистое и благородное, а современная жизнь как полная интриг, разврата и нечестивых на руку людей. Идеализация прошедших времен существовала всегда. Почему возникает этот феномен? Люди часто живут воспоминаниями, и большинство приятных воспоминаний часто приходится на уже ушедшее время. Даже если ситуации были тяжелыми и трудными, человеку спустя какое-то время приятно вспоминать, как он выбрался из этого, встретился с хорошими людьми, любимыми.


Как избавиться от идеализации?

Избавиться от таких значимых и дорогих сердцу установок, идей очень сложно и болезненно. Жизнь чаще показывает, что идеалы недостижимы, здесь важно понять, что реальные вещи бывают куда красочнее и интереснее, чем надуманные – потому что сама жизнь не укладывается в какие-то рамки и стандарты. Живые люди с их недостатками куда привлекательнее, чем созданный в голове идеальный образ.

Есть ли какие-то конкретные советы как перестать идеализировать человека? Таких советов нет, и что работает у одного, у другого вызывает протест, и все же есть общие рекомендации, помогающие избавлению от идеализаций:

  1. Дневник самонаблюдения . Начать записывать все свои переживания по значимым вопросам. Можно разделить страницы на две колонки, в одной описать переживание, во второй ответить как должно быть, чтобы этого переживания не было. Спустя некоторое время можно проанализировать дневник и увидеть свои любимые сверхценные идеи.
  2. Позитивный настрой и чувство юмора . «Вся жизнь – театр, и люди в нем актеры». Знакомая фраза, не потерявшая своей актуальности за многовековую историю человечества. Можно жизнь и цирковой площадкой назвать. Кто-то страдает с большим пафосом, и ему нужны зрители, кто-то в роли неудачника. Здесь важно попробовать идентифицировать себя со своей ролью: «Кто я клоун, трагик, ловелас?» Увидеть и посмеяться: «Какой я прекрасный актер!». Жизнь настолько многогранна, и придерживаясь только каких-то одних постоянных идей или ценностей нельзя рассчитывать на перемены и достижение целей.
  3. Благодарность . Признать и дать место, поблагодарить за бесценный опыт и отпустить идеализации. Можно даже ритуал сделать, чтоб в подсознании закрепилось, например шарики в небо выпустить, позволить воображению придумать свой вариант отпускания, каким абсурдным бы он не казался.

Идеализировать — значит придавать избыточное значение какому-то важному для вас аспекту жизни. А избыточность проявляется в том, что вы испытываете длительные негативные переживания, когда реальная жизнь не совпадает с вашими ожиданиями.

Например, идеализация возникает тогда, когда у вас в голове существует некоторая идеальная модель того, как должен вести себя муж (или жена), ребенок, знакомый, начальник, представитель власти и т.д. Вы знаете, как он должен себя вести. А он ведет себя немного (или совсем) не так. То есть он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем воображении. Его поведение или поступки не соответствуют вашим ожиданиям. Поэтому вы становитесь агрессивным и пытаетесь заставить его поступать так, как вы считаете нужным. Либо вы впадаете в грусть или отчаяние от того, что он ведет себя неправильно. В обоих случаях вы не принимаете этого человека (а через него и весь мир) таким, как он есть в реальности, поскольку он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем уме.

Идеализировать можно не только отдельных людей, но и ситуации окружающего мира в целом. Например, правительство ведет себя неправильно и ведет страну в тупик. Политики думают только о себе и не заботятся о народе. И подобных идеализаций, которые так отравляют нашу жизнь, существует огромное количество. Дальше мы будем рассматривать их более подробно.

Идеализации явные и скрытые

Но перед этим предлагаем выделить две разновидности идеализаций: проявленную и скрытую.

Проявленная идеализация имеет место тогда, когда что-то в этой жизни вызывает ваше длительное раздражение (или другое негативное чувство). Это может быть все, что угодно: работа, квартира, телепередача, правительство, начальник или сотрудник на работе, теща, жена (муж), автомобиль и т.д. и т.п. Если у вас есть объект, вызывающий постоянное раздражение, то это означает, что вы идеализируете этот объект (земную ценность). Т.е. вы знаете, каким он должен быть. А он не такой, поэтому вы им недовольны.

Вторая форма идеализации — скрытая. Она имеет место, когда у вас нет постоянного недовольства по отношению к какой-то ценности. Иногда вы даже не подозреваете о том, что для вас очень значима какая-то идея относительно себя или других людей. Но вот если эту идею как-то нарушить, то у вас в душе обязательно возникает вспышка недовольства, агрессивности или вы ощутите полную бессмысленность своего существования. Например, вы можете выяснить, что не представляете себе жизни без любимой работы или семьи.

Чтобы выявить скрытую идеализацию, можно представлять себе жизнь, последовательно убирая из нее различные ценности — какие конкретно, мы подробно будем рассматривать чуть позже. Если отсутствие этой ценности не вызовет никакой реакции, вы за нее не «зацеплены». Если вы не представляете себе жизнь без этой ценности (работы, семьи, секса, денег, власти и т.д.), то вы наверняка цените ее избыточно высоко.

Термин «избыточно» означает то, что вы цените свою модель устройства мира (например, что люди должны быть честными, дети должны заботиться о родителях, люди не должны оскорблять друг друга и т.п.) чересчур высоко и считаете, что Жизнь не может существовать по иному, в другом варианте. Вы знаете, как должен быть устроен мир, и не представляете себе, что он может быть иным.

Значит, рано или поздно эта ценность должна быть разрушена или отобрана у вас, чтобы вы не забывали, что все дает и все забирает у нас только Бог. А заберет он у вас эту ценность потому, что вы недовольны чем-то в этом мире. А ведь этот мир создал Бог. Значит, вы им недовольны, то есть впадаете в грех. Но подробнее об этом чуть позже.

Итак, если человек что-то идеализирует, то он попадает под кармическое «воспитание». Это «воспитание» срабатывает путем принудительного разрушения идеализируемой им земной ценности.

Например, если вы чересчур страстно влюблены и идеализируете своего партнера, скорее всего, он вскоре бросит вас (или полюбит другую). Если вы идеализируете какие-то аспекты семейной жизни, то наверняка ваш супруг (супруга) не будет разделять именно эти ваши взгляды на семейную жизнь. И так по любому другому вопросу.

Перечень идеализаций земных ценностей

Избыточная привязанность человека к:

  • Своему телу и физическому здоровью. Это означает, что вы чрезмерно беспокоитесь в случае возникновения недомоганий или при нарушении физического совершенства. Либо Бог дал вам здоровье и физическую силу, и на основании этого вы стали презирать других, более слабых людей.
  • Красоте и внешней привлекательности. Подобная идеализация имеет место, когда вас постоянно беспокоит, достаточно ли вы красивы, хорошо ли вы одеты и причесаны и т.п. И наоборот, если вас наградили красотой и на основании этого вы начали презирать остальных, «некрасивых» людей, это тоже очень нехорошо.
  • Сексу в его самых разных проявлениях. Секс является частью нашей жизни, и никто не может запретить наслаждаться им. Но если вы недовольны своим сексуальным партнером (осуждаете его за несовершенство) или осуждаете себя за недостаточные сексуальные возможности (которые, как вам кажется, должны быть более выдающимися), то это уже грех.
  • Деньгам и иным материальным ценностям. Почти всем не хватает денег и материальных благ, сколько бы их у вас не было. Но идеализация возникает лишь тогда, когда вы считаете свою жизнь неудавшейся, если у вас не хватает денег, нет автомобиля или загородного дома. Либо когда у вас есть много денег, и на основании этого вы начинаете презирать других людей, не имеющих денег в таком количестве.
  • Работе. Многие люди большую часть жизни отдают работе и не представляют себе жизнь без любимого дела, без осуществления своих планов и идей, роста карьеры или достижения высокого уровня материального благополучия. Поэтому периодически они получают «щелчки» в виде неудач в делах, сбоев в карьере или потери денег.
  • Семье, детям. Каждый человек с юности составляет себе модель будущей семейной жизни, придавая особое значение ее некоторым аспектам (верность, любовь к порядку, внешний вид, ровные взаимоотношения и т.д.). Поэтому для разрушения идеалов ему дается партнер, имеющий противоположную систему ценностей.
  • Нормам морали, общественному мнению. Подобная идеализация характерна преимущественно для пожилых людей, получивших воспитание в соответствии с нормами коммунистической морали. Соответственно, у них вызывает большое раздражение «аморальное» поведение молодежи, изменение системы жизненных ценностей и т.п. Для военных и чиновников часто очень значимо мнение соседей и знакомых, поэтому их детям иногда приходится разрушать эту идеализацию.
  • Совершенству. Человек может превозносить собственное или чужое совершенство и презирать «несовершенных» людей. Причем модель «совершенного» человека у каждого обычно своя собственная. Например, национализм и фашизм появляются в результате превознесения совершенства одних людей и унижения остальных.
  • Развитию, образованию, интеллекту. Идеализация этих качеств характерна для научных работников, людей искусства, интеллигенции. Она порождает презрительное отношение к необразованным или неразвитым людям. Или они не представляют своего ребенка без карьеры в науке. Соответственно, в порядке разрушения идеалов родителей их ребенку наука будет совершенно безразлична.
  • Творчество, созидание. Идеализация творческих способностей характерна для артистов, музыкантов, художников, писателей и других людей, занятых созиданием чего-то нового. Получив способности для творчества при рождении, они часто забывают, кто дал им эти способности, кто организует «вдохновение» и т.д. Собственные успехи порождают презрение к остальным, нетворческим человеческим особям. Или к тем, кто неразвит и не понимает вашего творческого самопроявления.
  • Вера во что-то, доверие. Масса людей отдала свои жизни, пытаясь реализовать придуманные кем-то идеи - коммунизма, светлого будущего, хорошего правителя и пр. Множество живущих людей верят в подобные идеалы и раздражаются, когда реальная жизнь развивается совсем по другим законам. Сюда же относится избыточное доверие к другим людям - они вынуждены будут разрушать ваш идеал. «Доверяй, но проверяй», чтобы потом не обижаться, особенно в финансовых делах, учит нас народный опыт.
  • Способности. Это идеализация достижения успехов на любом поприще в этом мире. Если успех не достигнут, то люди с подобными «зацепками» считают, что жизнь прошла зря. И наоборот, если люди достигли большого успеха благодаря своим способностям, они могут начать презирать других людей, что является грехом и наказывается.
  • Карьера, будущее. Подобные идеализации характерны для тех людей, кто планирует свои будущие успехи и впадает в агрессивность или уныние, когда их планы нарушаются.
  • Цель. Каждый человек ставит в жизни какие-то цели и стремится их достичь, что совсем неплохо. Но когда цель не достигается, человек может впасть в уныние, депрессию, раздражение или гнев. Вот это уже наказывается. Человек может стремиться и достигать любых земных целей, но он не должен делать их целью своей жизни. Земные цели достижимы в позиции игрока, стремящегося к выигрышу, но допускающего возможность проигрыша на очередном этапе.
  • Известность, слава, почет, поклонение. Эти человеческие радости одинаково любят как мужчины, так и женщины. Известность дело неплохое, но когда известные люди начинают презирать остальную «серую» массу людей, то это наказывается. Подобная идеализация известна как «звездная болезнь». Она привела к краху карьеры многих известных личностей.
  • Власть. Власть любят многие, но не у всех есть возможность ее попробовать. Мужчины пробуют получить власть в обществе или на работе, женщины применяют ее в семейной жизни. Сама власть не вредна, наказывается жажда власти и наслаждение от ее применения в случае унижения других людей, или попытки заставить весь окружающий мир быть таким, как вам представляется.
  • Отношения между людьми. Подобная идеализация имеет место например, у людей, получивших воспитание в семье с хорошими взаимоотношениями. Попав в обстановку, где люди ведут себя грубее, человек начинает раздражаться или впадать в агрессивность, пытаясь навязать свою модель чутких или деликатных взаимоотношений.
  • Духовность, религиозность. Сама по себе духовность является благим делом. Но если человек кичится тем, что он духовен или всегда исполняет религиозные обряды, и презирает других, «бездуховных» людей, то это уже наказывается. Идеализация духовности часто порождает внутреннее презрение к миру материальному, в итоге такие люди остаются без денег и других благ.

Выше мы привели самые распространенные виды земных ценностей, значение которых люди склонны преувеличивать. Возможны и другие виды идеализации земных ценностей, но они встречаются несколько реже.

Ошибочные убеждения

К наиболее распространенным убеждениям можно отнести:

  • Гордыню, тщеславие, завышенную самооценку. Подобное отношение к миру имеет место тогда, когда человек считает, что весь мир вращается вокруг его пупка. И что бы в мире ни происходило, все направлено либо против, либо за него. Соответственно, человек считается только со своим мнением, потребностями и интересами, и презирает всех остальных. Либо человек очень властен и внутренне уверен, что для него достижимы любые цели. Эта идеализация приводит к полному разрушению всех планов и дел в целом сильного и уверенного в себе человека.
  • Попытку поставить под свой контроль окружающий мир, властность. Подобное отношение к жизни характерно для людей, занимающих любые руководящие должности. По роду своей работы они планируют, как должны развиваться события и раздражаются, когда их планы рушатся. Такая же идеализация часто имеет место в семьях с властными женами. Для разрушения идеализации им даются слабые мужья, не умеющие зарабатывать деньги, пьющие или больные.
  • Ревность. Это чувство возникает, когда один человек относится к другому, как к своей собственности. А моя собственность должна принадлежать только мне, и никто не смеет до нее дотрагиваться (или смотреть на нее). В порядке воспитания ревнивцу обычно достается свободолюбивая и внутренне независимая половина.
  • Осуждение и презрение людей. Подобное отношение к людям возникает у тех, кто достиг реальных успехов в нашем мире - добился денег, славы или власти. Либо у человека имеются какие-то способности, позволяющие ему свысока поглядывать на остальных людей. Но не меньшим грехом является осуждение самого себя, например, своих слабых способностей, неумения достигать целей, прошлых поступков и т.д..
  • Обида на жизнь. Такое отношение к жизни может сложиться у любого человека, независимо от уровня его способностей, благосостояния или успехов. Человек считает, что его жизнь не удалась. Или что он не получает того, что вроде бы должен. Или избыточно получает наказания ни за что. На самом деле его состояние является следствием его отношения к жизни.
  • Недовольство собой или судьбой. Подобные убеждения обычно создаются в результате избыточной идеализации своих способностей. Расхождение реальности с собственными убеждениями вызывает раздражение, агрессивность, обиду или осуждение.

Перечень ошибочных убеждений можно многократно расширить, включая политические, национальные, религиозные и иные взгляды. Примерами ошибочных убеждений являются внутренние настройки типа «жизнь не удалась», «я самый несчастный», «меня никто не любит», «я никогда не выйду замуж» и подобные. Людей с подобными убеждениями часто не интересуют ни деньги, ни слава, ни другие материальные или духовные ценности. Им просто нравится ощущать себя в подобном несчастном состоянии, часто они находят в этом определенное удовольствие. Точнее говоря, это состояние максимально комфортно для их неконтролируемой «словомешалки», которая таким образом оттягивает на себя все жизненные силы человека и вводит его в состояние депрессии или постоянных сомнений.

Люди, обладающие ошибочными убеждениями, обычно находятся не в ладу с окружающим миром и являются любимыми клиентами эгрегора «несчастной жизни».

Если рассматривать более глубоко, то ошибочные убеждения чаще всего являются результатом идеализации какой-то земной ценности. Но объекты идеализации иногда определить довольно трудно, а ошибочные убеждения обычно лежат на поверхности и декларируются самим человеком. Именно поэтому мы выделили их в отдельный источник жидкости, заполняющей «сосуд кармы».

Александр Свияш


Top