Что будет с дальним востоком. Правда ли, что на Дальнем Востоке китайцев скоро будет больше, чем всех остальных

Новая, Дальневосточная «кормушка» или спасательная операция для Шойгу

Теперь, после президентских выборов, состав федерального правительства претерпит существенные изменения. Одним из кандидатов на уход называют главу МЧС Сергея Шойгу. Не потому, что не справляется, а потому что «засиделся». К тому же появилась возможность нового трудоустройства: разные источники «сватают» министра по ЧС в руководители госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Аналог Ост-Индской компании

Идею этой структуры сам Шойгу и предложил 21 января на встрече с Владимиром Путиным. По его мнению, это наиболее подходящий вариант решения экономических и инфраструктурных проблем восточных провинций страны. Министр полагает, что корпорация сможет значительно увеличить транспортные потоки, создать новые добывающие предприятия и около 5 миллионов рабочих мест.

Основные проблемы Восточной Сибири и Дальнего Востока хорошо известны: сокращение и без того не избыточного населения, не самый лучший инвестиционный климат, непроходящее ощущение оторванности от центральной части страны. Население Магаданской области, например, за двадцать постсоветских лет сократилось в 2,4 раза, Чукотки – в 3,2 раза, Сахалинской области – на 31 процент. Можно ли развернуть демографические тенденции в обратную сторону? Какие изменения должны произойти в жизни людей, находящихся в экстремальных природных условиях?

Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» правительство приняло в 2007 году, напоминает «Советский Сахалин» . Спустя три года действие программы продлили до 2018 года. На её реализацию в 2008 году федеральный бюджет выделил 30 миллиардов рублей, в 2009 – 88 миллиардов, в 2010 – ещё 97 и в прошлом году – 106 миллиардов рублей. Определенная отдача от ФЦП уже получена. На 40%, по официальным данным, снизилась безработица, выросли инвестиции в основной капитал. Благодаря субсидированию авиаперевозок активизировался пассажиропоток. Но, как отмечают многие специалисты, этого недостаточно для нормального развития региона. К тому же у программы есть очевидный перекос в сторону Приморского края – в связи с подготовкой саммита АТЭС туда было направлено около половины всех средств.

И вот теперь заговорили о корпорации, которая может своим влиянием охватить полстраны – от Камчатки, Курильской гряды и Сахалина до западных границ Красноярского края. Из пояснительной записки Шойгу следует, что корпорация рассматривается как своеобразный аналог Ост-Индской компании. Предлагаемая базовая модель для развития Восточного региона – «распечатывание кладовой» природных ресурсов и проведение эффективного «индустриального маневра» за счёт частных и государственных инвестиций, направленных на рост внутреннего потребления и поставки продукции на быстрорастущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Корпорацию «целесообразно уполномочить управлять недрами из нераспределенного фонда, землями, водными, лесными, рыбными ресурсами (с возможностью создания совместных предприятий с инвесторами), а также формировать условия обременения для инвесторов и концессионеров в отношении приватизируемого государственного имущества…». Предлагаемые механизмы для инвесторов – «налоговые льготы, снижение барьеров допуска иностранных инвесторов в проекты, а также создание специализированных институтов развития». Для запуска модели «индустриального маневра» предполагается особый режим развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, оформленный специальным федеральным законом, который может быть принят уже в 2012 году.

Сомнений вагон и маленькая тележка

Какой же толчок может дать новая бюрократическая структура развитию восточных территорий? Будет ли вообще от этого прок? Не станет ли госкорпорация очередной кормушкой для чиновников?

По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич , за новую идею министр выдает советские территориально-производственные комплексы. Зубаревич, как пишет газета «Ведомости», полагает, что государству стоит ограничиться созданием инфраструктуры и благоприятных условий для ведения бизнеса в отдалённых регионах, а не заниматься строительством рудников и предприятий, о чём заявил Шойгу.

Другой эксперт, директор центра региональной и инновационной политики, основатель Дальневосточного центра экономического развития Ирина Бойко , считает, что в очередной раз могут быть выделены значительные финансовые ресурсы для крупного инвестиционного проекта, результатами которого станут неэффективное расходование бюджетных средств и ещё большая стагнация важного со стратегической точки зрения региона.

– Вливанием бюджетных средств в… госкорпорацию проблему Дальнего Востока, как и любого другого региона, не решить, – отметила Бойко в интервью изданию «Свободная пресса». – В этом убеждает зарубежный опыт. Там нет госкорпораций, деятельность которых была бы направлена на долговременное развитие регионов… Вот если бы была чёткая стратегическая задача постепенной реструктуризации экономики региона в направлении от сырьевой специализации к производству наукоёмкой продукции (а такие возможности на Дальнем Востоке имеются) и планировались бы конкретные её этапы (например, создание перерабатывающих мощностей, продвижение готовой продукции на азиатские и иные рынки), тогда можно было бы ставить вопрос о создании определенной структуры. Скажем, во Франции региональное инновационное развитие продвигала профессиональная структура AHBAP (Французское инновационное агентство). В Канаде инновационное развитие – средство развития депрессивных (отсталых) регионов. Но главное в ином. Не с денег начинается процесс. А с понимания, для чего они необходимы.

Негативно оценили идею создания Восточной корпорации и учёные Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ДВО РАН).

– Насторожила фраза «распечатывание кладовой» и ставка на методы Ост-Индской компании, которые не что иное, как чистая эксплуатация ресурсов колониальных народов, – отмечает директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока ДВО РАН Виктор Ларин , чье мнение приводит РИА «Восток-Медиа». – Это демонстрирует место, которое отводится региону. Возникло впечатление, что корпорация – это попытка группы предприимчивых людей воспользоваться ресурсами государства для «прихватизации» ресурсов региона. Об этом свидетельствует присутствие в документе (речь идёт о письме Шойгу. – Прим. авт.) Банка развития Востока России, инфраструктурного фонда развития и центра стратегических разработок «Восток». Люди, которые сделали этот документ, и пытаются монополизировать контроль над ним.

Авторы идеи предложили ряд послаблений для будущих переселенцев: льготное ипотечное и автокредитование с возможностью списания задолженности за кредит на приобретение жилья (автомобиля) после 10 (5) лет работы на приоритетных проектах; безвозмездное предоставление в пользование земельных участков для участников фермерских хозяйств (до 50 га) с возможностью перехода в собственность после 10 лет общественно-полезной деятельности. Предусмотрены «подъёмные» переселенцам при устройстве на работу в районы формирования новых промышленных центров (100 тысяч рублей), ежегодный бесплатный перелёт в любую точку России и обратно. Но эти меры эксперты назвали недостаточными, заметив, что в документе не говорится о преференциях для живущего здесь населения, в большинстве своем (70%) готового уехать из региона.

– Разработчиков не волнует, что будет с Дальним Востоком через 15 – 20 лет, – поддержал коллег председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин Сергиенко . – Что стало с подобными проектами с привлечением иностранного капитала в развитие сырьевой базы, можно посмотреть на примере Чукотки и Магадана, а главное, кто получил прибыли – канадские компании. А нам это надо?

– Радует только то, что понимание необходимости сохранить Сибирь и Дальний Восток есть у некоторых власть предержащих людей. Но нет чёткого понимания и стратегии, как развивать страну, существует бухгалтерский подход, – говорит гендиректор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Ярослав Семенихин . – Для развития региона необходим общенациональный, мобилизующий проект, создающий условия для реализации личностей живущих здесь людей. Пока же Дальний Восток смотрится как площадка для вахтовиков.

Эксперт признается, что за этим документом ощущает приближение «чего-то интересного», но не исключает, что он может вылиться «в обогащение отдельных людей».

– С 26 декабря нераспределённую землю можно отдавать в продажу, концессию. Мне бы хотелось, чтобы Дальний Восток остался истинно русским, – говорит Семенихин.

Негативной оценки придерживается и экс-губернатор Приморья, директор Школы региональных и международных исследований Дальневосточного Федерального университета Владимир Кузнецов :

– Интерес региона здесь ни при чем. Проекты разрабатываются кулуарно, без учёта мнения экспертов, населения, тем самым демонстрируется пренебрежение к общественному мнению, – говорит Кузнецов.

Эксперты разошлись лишь в оценке перспективы воплощения задуманного. Одни полагают, что, учитывая социально-политическую ситуацию в стране, эта идея – лишь игра, которая так и останется в виде закинутого пробного шара. Другие уверены, что документ носит директивный характер, а скорость его утверждения зависит от интересов «определённой группы лиц и личных контактов тех, кто его подписывает». Но если победят вторые, то решено заблаговременно задуматься, в чём выгода региона из «распечатывания кладовой» и каким способом её извлечь.

Если корпорация станет реальностью, то региональная власть останется в стороне от бюджетных денег и потеряет возможность их освоения через проведение конкурсов на освоение госзаказа.

Чиновники поддерживают и одобряют

Тем временем работа по созданию Восточной корпорации кипит. Как сообщила в номере за 29 февраля газета «Известия», инициативу главы МЧС по разработке особого режима хозяйственной деятельности для Дальнего Востока и Восточной Сибири поддержали практически все ведомства, кроме минфина.

В минрегионе , который отвечает за сбор отзывов, полностью поддерживают идею Шойгу и полагают, что потребуется принять для этого отдельный федеральный закон, в котором были бы прописаны, в частности, налоговые, таможенные и тарифные льготы. Министерство поддерживает и образование специального института развития. Это может быть, в частности, госкорпорация или акционерное общество с участием государства. Предположительно средства на эти цели могут быть направлены из фонда национального благосостояния. По словам собеседника «Известий», одновременно с госсредствами необходимо будет привлекать инвестиции из других источников, использовать механизмы государственно-частного партнёрства.

Предложения Шойгу наделить возможную будущую корпорацию полномочиями по управлению недрами и создать отдельный инфраструктурный фонд Востока пока однозначной реакции не вызвали. Глава МЧС предлагает создавать совместные предприятия по разработке природных ресурсов, передавать им права на использование леса, земли или воды, а деньги за пользование СП будут перечислять корпорации. Зачем тогда для этого инфраструктурный фонд, неясно, говорит чиновник минрегиона. В минприроды пояснили, что предложенные Шойгу меры потребуют серьёзного изменения законодательства, хотя в целом они разделяют позицию руководителя МЧС.

В минэкономразвития инициативу по ускорению развития Дальнего Востока тоже в целом поддерживают.

– Необходимо взять указанные инициативы за основу при определении государственной политики в регионе, в том числе направленной на развитие общеэкономической и социальной инфраструктуры, сферы инноваций, повышение эффективности использования природных ресурсов, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, на поддержку малого и среднего предпринимательства, – говорят в министерстве.

Помимо образования отдельной структуры, минэкономразвития предлагает создавать в регионе особые экономические зоны. «Кроме того, при разработке госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» следует включить в неё меры по качественному улучшению жизни в крупных городах, – уточнили в ведомстве. – Без этого невозможен переезд высококвалифицированных специалистов».

Схожие предложения высказывают и в минпромторге .

– Минпромторг выступил с предложением дополнить программу следующими мерами: субсидирование доставки товаров из Дальнего Востока в другие регионы; создание особых экономических зон промышленно-производственного типа; предоставление субсидий работодателям на переезд персонала на производственные площадки, расположенные на Дальнем Востоке, – сообщили в ведомстве.

Свой кластер хотят и в Росрыболовстве . Агентство высказало идею создания «рыбной» зоны под Иркутском для развития предприятий на всех реках Восточной Сибири. Причём ведомство настаивает на том, что помимо промышленности неплохо было бы развивать и досуговую индустрию для местных жителей.

В минтрансе также говорят, что поддерживают инициативу Шойгу. Однако предложение предоставить переселенцам и их семьям бесплатный проезд потребует стопроцентной компенсации недополученных доходов авиаперевозчикам. Как пояснили в министерстве, это может обойтись государству в 1,5 триллиона рублей – из расчёта 5 миллионов человек работающих плюс 5 миллионов членов их семей. Минздрав со своей стороны поддержал выплату переселенцам по 100 тысяч рублей подъёмных.

Положительно отозвался об инициативе Шойгу и сахалинский губернатор Александр Хорошавин . 10 февраля на встрече с руководителями местных СМИ он назвал её «серьёзным подтверждением внимания к развитию Дальнего Востока и Забайкалья». По словам губернатора, речь идёт о крупных инфраструктурных проектах, в том числе о строительстве моста между Сахалином и материком.

Единственным противником образования новых корпораций и госкомпаний выступил минфи н. По словам источника в правительстве, ведомство считает, что эффект для бюджета от всех этих предложений определить невозможно – нечётко указаны источники финансирования. Создавать новую организацию при этом нецелесообразно: во-первых, уже есть «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», созданный Внешэкономбанком, а во-вторых, для создания и содержания новой структуры потребуются дополнительные средства. При этом с 2013 года распределение госсредств должно вестись строго по отдельным целевым программам, а не через корпорации.

Первый зампред правительства Игорь Шувалов ранее сообщал, что правительство планирует создать корпорацию для развития Дальнего Востока ещё в конце января. Тогда прозвучала и необходимая сумма – более 1 триллиона рублей до 2025 года.

– Чтобы на Дальний Восток ехали масштабно, нужны триллионы, – уверен главный экономист «Финам» Александр Осин. – Подъёмные в 100 тысяч рублей могут сработать только точечно, да и то скорее на соседей из стран Азии.

Где продолжит работу Шойгу и появится ли в стране новая госкорпорация, станет ясно скорее всего уже в ближайшие два месяца.

10 сентября на Госсовете в Приморском крае Путин сказал, что этот регион за 2017 год потерял 17 тысяч человек. То есть уехало на 17 тысяч больше, чем приехало. И это данные не одного года - народ оттуда уезжает систематически. Причем как раз те люди, у которых есть деньги.

При этом понятно, что даже в терминах Владимира Путина дальневосточная территория обладает очень высокой ценой - военной. Там Тихий океан, Китай, Япония, Соединенные Штаты через Берингов пролив.

Дальний Восток надо обязательно удерживать под контролем, держать там население, военных, технику, инфраструктуру, чтобы иметь возможность подтянуть войска, - пишет Дмитрий Орешкин.

Это предмет непритворной заботы Кремля. И все равно эта территория провальная, потому что не хватает денег, чтобы туда вкладывать.

Понятно, что Кремль очень переживает по поводу Китая, резко усиливающего геополитическую влиятельность. Япония в военном отношении не так устрашающа, как Китай, зато у нее много денег.

И было бы очень хорошо, если бы она инвестировала в Дальний Восток свои капиталы.

Для этого есть одно препятствие: Япония считает, что четыре острова Курильской гряды у нее отняли незаконно. Эти острова были японскими всегда: там жили японские люди, там были японские земли. И это очень болезненно воспринимается в Японии.

Соответственно, если отдать эти четыре острова, можно будет получать японское финансирование на развитие территорий. Получается понятный конфликт: с одной стороны, советское население, воспитанное в традиции "врагу не отдадим ни пяди", а с другой, интересы регионального развития, причем болезненные, потому что Дальний Восток довольно быстро опускается в черную яму. И как ее спасать?

Происходящее предсказуемо. Рано или поздно Курильские острова придется отдать, потому что денег для развития Дальнего Востока нет и не будет. А они нужны не для развития, а чтобы регион по крайней мере не деградировал.

Крым оттяпали, и народ в восторге, но ведь туда нужно вкладывать - и вкладывают - каждый год примерно 100 млрд рублей, которые изымаются из других статей бюджета, из других регионов.

В частности, из того же Дальнего Востока. Когда начали строить Крымский мост, перестали строить мост через реку Лена, что резко сказалось на торможении качества территориальной освоенности Якутии.

Пока что Путин смотрит на общественное мнение, посылает сигналы японцам… А японцы уже лет двадцать разминают тему Курильских островов. Каждый японский премьер мечтает вернуть их Японии, но не получается.

А у России эти четыре острова как у собаки на сене:люди там живут, как ссыльные. Попасть на эти острова никому не хочется - в основном там военные городки.

А в смысле преобладающей идеологической установки - это наша святая нетленная земля. Значит, будете наблюдать, как они деградируют под вашим контролем.

Становится понятно, что Россия утрачивает контроль над Дальним Востоком. Соответственно, у Путина простой вариант: отрезать кусочек Дальнего Востока - эти четыре проклятых острова, отдать их японцам и получить от Японии очень хорошую компенсацию, которую потратить на освоение того же Дальнего Востока.

То, что Путин посылает эти сигналы, свидетельствует о том, что он не совсем сумасшедший.

Но страна реагирует, как сумасшедшая: требует, чтобы он не предавал, не сливал, своей земли не отдавал ни пяди. А только наоборот - завоевывал чужую.

Понятно, что рано или поздно Путин или тот, кто его сменит, будет вынужден отдать Курильские острова.Чем раньше это будет сделано, тем лучше сможет продвинуться континентальная территория Дальнего Востока. Потому что вкладывать нужно не только деньги, но и время.

Вполне может быть, что Москва будет требовать взамен не только инвестиции, но и признания Японией аннексии Крыма. Поскольку для Путина очень важна пропагандистская составляющая, было бы логично, если бы он поступил именно так.

Таким образом он напомнил бы общественному мнению, что Крым - наш, потому что эта тема уже не вызывает былых восторгов.

Скажет: "Да, мы отдали эти острова потому-то и потому-то. Но сравните, какой Крым замечательный и какие это маленькие японские островки".

Президент России Владимир Путин в очередной раз поставил задачу решить демографическую проблему на Дальнем Востоке и добиться в ближайшие три года устойчивого демографического прироста.

Как следует из его выступления на Восточном экономическом форуме, «главный, консолидированный, самый ценный показатель происходящих на Дальнем Востоке изменений - формирующаяся позитивная демографическая динамика».

«Впервые за четверть века в Хабаровском крае, на Сахалине, в Якутии, на Чукотке начала расти численность населения», - констатировал Путин.

Впрочем, президент умолчал, что в целом по ДФО прироста нет, наоборот, население в большинстве регионов, особенно в Магаданской области, на Камчатке продолжает сокращаться.

По словам президента, всё меньше жителей уезжает с Дальнего Востока. «Отток ещё, к сожалению, есть, но в целом по Дальневосточному федеральном округу за первое полугодие он сократился в три-пять раз», - указал глава государства.

Между тем, министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что власти будут модернизировать программу мобильности населения. «Будем модернизировать программу мобильности населения», - сказал Топилин. Речь идет о выплатах для переезжающих работать на Дальний Восток. По словам главы Минтруда, вся программа на повышение мобильности составляет - внимание! - 300 миллионов рублей.

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, свыше 52% населения России готовы переехать и работать на Дальнем Востоке при условии, что будет жилье и зарплата свыше 50 тысяч рублей. Однако если на 70 миллионов готовых переехать разделить упомянутые 300 миллионов рублей…

Уже второе десятилетие говорится о необходимости развивать Дальний Восток, реализуются масштабные и сверхзатратные проекты, вроде строительства университета на острове Русский. Однако население и экономический потенциал ДФО от этого мало выигрывают.

Есть ли шанс, что теперь ситуация с развитием Дальнего Востока будет действительно переломлена или эта задача так и будет оставаться во многом предметом пиара для руководства России?

Развитие Дальнего Востока - это даже не то, что хотелось бы, это то, без чего нельзя говорить о развитии страны в целом, - говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв - Центральная Россия сегодня не может дать Российской Федерации больших драйверов для развития, поскольку из этой территории столько много выкачивалось за последние сто лет. Нельзя корову много лет недокармливать, а потом ждать от неё много молока и телят. Поэтому никуда нам не деться от развития Арктики, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Конечно, повторяю, если мы не собираемся и дальше стагнировать и деградировать экономически и не только.

Решить эту задачу неимоверно тяжело, поскольку вложения нужны очень большие. А ещё важнее понять, для чего делаются эти вложения. Если мы строим новые заводы на своём Дальнем Востоке, сразу встаёт вопрос, куда пойдёт их продукция. Нужны рынки сбыта, причём не только в своей стране, но и в соседних. В 15 веке было достаточно, чтобы город кормил сам себя. Но сегодня при узкой специализации труда на большинстве производств, не один регион не может жить, если он что-то не экспортирует. А есть ли у нас понимание, куда мы будем поставлять свою продукцию (если не брать в расчёт углеводороды и необработанную древесину, которую мы и так поставляем десятки лет и большой занятости населения это не даёт)?

Идея вывоза наших товаров с высокой добавленной стоимостью в Китай мне нравится, но есть сомнения в том, что она будет реализована. Нельзя сказать, что это невыполнимая задача. Но она потребует усилий не меньших, чем в своё время были потрачены на освоение Космоса. Если же нет понимания, где и для чего мы строим, то может получиться как с космодромом «Восточный» - давали, давали деньги, а строительство всё что-то стопорилось. И пока лично президент России не прилетел, всё так и шло, ни шатко, ни валко, обогащая отдельно взятых чиновников. У нас до сих пор государство в основном рассматривается как донор госпрограмм. В то время как оно должно быть ещё и контролёром.

Если не современные станки, то хотя бы древесину какой-то степени переработки мы можем поставлять в тот же Китай?

Можно сделать и гораздо больше, но, повторяю, вопрос в том, готово ли руководство страны к тому, чтобы всерьёз и надолго идти по этому пути. Собственно, Восточный экономический форум имеет целью как раз призвать иностранцев, чтобы они с выгодой для себя помогли нам реализовать эту задачу. Мы как бы признаём: у нас в одиночку не получается, давайте вместе. Опять же не уверен, что многим жителям Дальнего Востока нравится подобный подход. Жители Читы, наверняка не хотят, чтобы у них стало ещё больше китайских или иных иностранных бизнесменов. У них и так там скоро русские станут национальным меньшинством. И когда чиновники говорят о том, что рождаемость в ДФО увеличивается, хотелось бы знать, за счёт кого.

Тем более что в самых проблемных с демографической и социально-экономической точек зрения областях, таких как Камчатский край и Магаданская область, например, согласно статистике, численность населения постоянно снижается за последние 20 лет.

В целом у нас по Дальнему Востоку за последний год рождаемость ниже смертности. И даже миграция не способна обеспечить рост численности населения во многих регионах.

Между тем, за громкими словами стоят, в частности, 300 миллионов рублей, которые были выделены на то, чтобы стимулировать мобильность населения России, переезд в ДФО.

Я бы сказал даже больше. Несколько лет тому назад, когда ещё представителем президента в ДФО был Виктор Ишаев, состоялось заседание правительства. Выступал и сам Ишаев, и другие министры, все говорили о том, как хорошо бы было бы реализовать разные проекты на Дальнем Востоке. В итоге встал министр финансов и сказал что-то вроде: денег я не дам. На том всё и закончилось. У нас в стране парадоксальная ситуация, когда Минфин - едва ли не главнее всего правительства РФ и способен кардинально влиять на стратегические проекты.

Может быть, на самом деле в руководстве России особенно не верят, что смогут поднять наш Дальний Восток, сделать его одним из развитых регионов не только России, но и всего мира? И поэтому больше имитируют деятельность, чем реально делают?

Я думаю, что лично Владимир Путин и его ближайшее окружение хотели бы сделать ДФО одним из передовых в России. Хотя бы потому, что о периоде их правления будут судить именно по тому, сумели ли они сделать что-то для будущих поколений или просто дали разворовать огромные деньги, выделенные на развитие Дальнего Востока. А что касается среднего чиновничьего звена, то там особого желания сворачивать горы не наблюдаются. Они живут по принципу: я не отвечаю за всю жизнь, я отвечаю за каждый квартал в отдельности.

Я думаю, если бы первые лица страны всерьёз надавили на средних чиновников, то процесс бы пошёл, по крайней мере, активнее, как, например, в Крыму.

В Крыму особая ситуация. Там она не только экономическая, но и политическая. Кроме того, имеет место человеческий фактор: для Владимира Путина Крым - это не экономическая задача, а личные эмоции, он воспринимает всё, что происходит с полуостровом последние три года как свой вклад в историю. К тому же, Крым всё-таки нельзя сравнивать по территории с Дальним Востоком.

Понятно, что отток населения из ДФО не будет остановлен, пока для молодых людей там не появятся перспективы хорошего заработка и карьерного роста, - говорит генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед - На мой взгляд, многое делается. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, но крупные проекты понемногу запускаются. ДФО занимает сейчас первое место в стране по количеству прорывных проектов, которые здесь реализуются. С жильём несколько хуже. Есть проблемы и с мобильностью. Периодически сокращается количество внутренних авиарейсов. Сейчас ввели систему дотаций, позволяющую некоторым слоям населения покупать дешёвые авиабилеты. Но надо распространять эти дотации на всё население, чтобы люди знали, что раз или два в году они могут слетать в Центральную Россию, в Европу или Китай. Пока же для многих такие полёты - из области фантастики.

08:57 — REGNUM Развитию Дальневосточного федерального округа уделяется большое внимание — программа развития территории стала стратегической для страны. По итогам визита на Дальний Восток президент РФ Владимир Путин дал целый ряд поручений правительству, министерствам и ведомствам. Об успехах реализации внедренных проектов территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток практически в ежедневном режиме отчитывается Министерство по развитию Дальнего Востока. На прошедшем в сентябре во Владивостоке III Восточном экономическом форуме было подписано 217 соглашений на сумму в 2,5 трлн рублей. Инвесторы идут на территорию, «как мухи на мёд». И все мечтают о светлом будущем процветающего Дальнего Востока.

Простые же жители Дальнего Востока продолжают мечтать о более приземлённых вещах. Как бы бравурно это не звучало, но чиновникам Минвостокразвития, которые сегодня рапортуют об успешном развитии территории, видимо, не понять простого дальневосточного мужика, который мечтает не бегать в лютый мороз — 40 о С в туалет на улицу. Мечтает получать нормальную заработную плату, и это не 200 тысяч рублей в месяц, а в районе хотя бы 50—60, и главное, чтобы без задержек. Мечтает он о том, чтобы найти достойную работу в своем регионе, а не ехать за тридевять земель, оставляя семью на 2 или 3, а то и 6 месяцев. А даже если он моряк по профессии и призванию, то чтобы работать на судне под российским флагом, со всеми соцгарантиями, а не на старом корыте под иностранным флагом, которое в один прекрасный момент может на месяцы застрять в каком-нибудь зарубежном порту без денег и провизии, а что ещё хуже, затонуть.

А среднестатистическая дальневосточная женщина тоже мечтает о своём: как бы прийти в магазин и закупить в нём все необходимые продукты. Ведь зачастую в отдаленных территориях, когда срываются сроки Северного завоза, ощущается острая нехватка элементарных продуктов питания — люди выстраиваются в огромные очереди за сахаром, куриными яйцами, маслом. Мечтает она о том, чтобы ребёнок ходил в благоустроенный детский сад и школу, а не в приспособленное под это старое деревянное здание. И чтобы в школе хватало педагогов, а в больнице можно было попасть на приём к узким специалистам, например, к невропатологу, не ожидая своей очереди в лучшем случае месяц.

Скриншот страницы sunhome.ru

А все вместе они мечтают меньше платить за коммунальные услуги, а не отдавать за свет и тепло в зимние месяцы треть своего дохода. Мечтают передвигаться по нормальным асфальтированным дорогам, пусть и не на дорогом, но своём, не взятом в кредит, автомобиле. Мечтают жить в благоустроенной квартире, пусть взятой в ипотеку при долевом строительстве жилья, но главное, чтобы дом достроили. Мечтают поднакопить год-другой и рвануть в отпуск если не в Сочи и Крым, то хотя бы на Москву посмотреть.

А о чём мечтают люди, отвечающие за развитие Дальнего Востока? Оказывается, что совсем о другом. Они даже не мечтают, а уверены в том, что этот самый замечтавшийся дальневосточный мужик возьмёт гектар земли и займётся бизнесом, а дороги к наделам строить не надо, так как люди будут передвигаться на семейных квадрокоптерах. Педагогов не надо будет привлекать на территорию зарплатой в 150 (именно 150!) тысяч рублей, так как образовывать детей можно будет онлайн.

О развитии Дальнего Востока, таком, каким его видят в Москве, в интервью ИА REGNUM с председателем Общественного Совета Министерства по развитию Дальнего Востока Сергеем Габестро .

: В рамках Восточного экономического форума много всего хорошего сказано о развитии Дальнего Востока, о перспективах и так далее. Давайте сегодня поговорим всё-таки о проблемах. На ваш взгляд, какая самая главная проблема, которая тормозит развитие Дальнего Востока?

В отдельных отраслях есть какая-то главная краеугольная проблема. Если мы берём, к примеру, отрасль аквакультуры и рыбоводных участков, то проблема браконьерства — она тормозит. Потому что все остальные проблемы — они производные в этой отрасли, например, отсутствие страхования, отсутствие нормальной логистики — потому что есть браконьерство. Когда государство осознает, что первое, что оно должно решить — это проблема браконьерства в аквакультуре, аквакультура «взрастёт» как на дрожжах.

Что касается других отраслей, например, горнодобывающей, там на самом деле основная проблема — это логистика, отсутствие, то есть регион очень большой, самый большой макрорегион России, в этом и достоинство, и проблема для отрасли. Эту проблему тоже и Министерство развития Дальнего Востока вместе с правительством и президентом решают, создавая ту или иную инфраструктуру. Поэтому говорить в целом о проблемах Дальнего Востока, вы знаете, сегодняшняя проблема может через 5—10 лет стать большим преимуществом. Например, сегодня проблема — на Дальнем Востоке живёт 6 миллионов человек, потому что рядом живут полтора миллиарда китайцев, да, с одной стороны, это проблема, но в условиях роботизации экономики и цифровизации мира это не проблема, а преимущество, потому что если мы эти 6 млн обучим обслуживать эти роботизированные производства, у нас нет проблемы, потому что проблема будет там через 5—7 лет.

С моей точки зрения, Дальний Восток — это перспективнейшая территория, безусловно, будет ближайшие год-два-три, если мы продолжим делать то, что мы делаем в рамках правительства, президента, и мы понимаем, что для нас это приоритетное развитие, для всей страны. Это становится по сути локомотивом всей страны. Все новации, которые были приняты за последние три года, большинство новаций, в том числе в госуправлении, они здесь. Например, что такое закон о дальневосточном гектаре, о котором все много говорят. Есть хорошее и плохое, на самом деле это уникальный продукт с точки зрения госуправления выделением земли, ведь мы по сути взяли и у недобросовестных госслужащих, которые ранее выделяли землю, вырвали активы, сейчас они не могут ничего самопроизвольно распределять, они вынуждены работать в жестких условиях в информационной системе. Такого не было в госуправлении РФ, чтобы в электронном виде ты мог по сути выделять землю, будучи в любой точке, если ты гражданин РФ. Ты берешь и получаешь 1 гектар земли абсолютно бесплатно для собственно развития.

: Ну, вот конкретно этот проект вы не считаете мёртворожденным, что, может быть, из тысячи гектаров будут освоены только сотни?

Первое — уже 100 тысяч заявок получено.

100 тыс. заявок получено федеральной информационной системой, 30 тысяч выделенных участков. Посмотрите в Центральном округе — до 20% россиян заинтересованы в получении и осваивании этой земли. А я вам могу сказать, что министерство, правительство заинтересованы создать такие условия освоения земли, чтоб они были подъёмными. Если ты хочешь посадить сад — пожалуйста, это освоение земли. В этом смысле тот регламент, что находится сейчас в обсуждении, это будет очень легкий регламент для того, чтобы вы освоили эту землю. И дальше вы получаете право собственности на неё. У нас уже сейчас большое число поселений, которые возникают самопроизвольно — по 500 человек люди объединяются и создают свой муниципалитет, своё поселение, это города нового типа, по сути. Им сейчас тоже помогают министерства по развитию человеческого капитала, развитию Дальнего Востока, потому что нужны компетенции, нужно обучать создавать город, ведь мы утратили эти компетенции, это только СССР мог создавать города, сейчас мы их восстанавливаем.

Иван Шилов © REGNUM

: Сегодня мы теряем города, закрываем те, которые у нас есть.

А на Дальнем Востоке создаём.

: На Дальнем Востоке же и теряем, социальная инфраструктура — она же не развита совсем. А мы новое создаём.

Это люди создают. В этом смысле очень хороший пример — люди, создающие свой город, им же государство поможет, и они создадут свою социальную инфраструктуру. Это будут города нового типа, с моей точки зрения. Может, и не надо создавать там, где мы теряем, потому что в силу экономических обстоятельств сложилось так, что там этот населенный пункт не нужен. Дальше что: мы под один гектар сейчас разрабатываем, точнее, люди разрабатывают, а мы им помогаем это популяризировать — экономический базис. На ВЭФ, на сессии по одному гектару один из выступающих предложил введение системы подряда — она даёт, по сути, возможность людям зарабатывать там до двух-трёх миллионов рублей в год. Молодёжь из любого города Центральной России неужели не поедет для такой возможности? Не получит этот гектар и не будет его развивать? Я думаю, что поедет и будет работать. Там много разных кейсов, уже десятки кейсов, можете зайти в программу гектара и посмотреть, что уже люди получили, и они на самом деле счастливы. Для многих этот закон стал акселератором для их собственных начинаний. Один из парней не мог сделать свою гостиницу, был удалён от моря, как только дали возможность получения гектара, первое, что он сделал — получил 5 соток и начал строить у моря, вкладывать, развивать. Это уникальный закон в своём роде, когда такое количество процессов госуправления были сведены в электронном виде. Он антикоррупционный с точки зрения выделения земли. Он честный по отношению к людям, и, конечно же, прогрессивный, потому что завтра по всей территории РФ будут в электронном виде выделять землю.

Что нужно сделать для того, чтобы было выделено не 100 тысяч участков, а миллион? Работать. Если будет у любого человека понятная возможность зарабатывать деньги, все переедут на свой гектар, а дороги, кстати, если мы опять же посмотрим через 10 лет, насколько важна инфраструктура, то она становится всё менее важной. Посмотрите, проекты там Элона Маска. Там не нужны ни электросети, ни очистные. Там новые технологии — солнечные батареи, тепло земли, лишь бы вода была. Есть вода и участок — и ты можешь быть полностью обеспечен всем необходимым для жизни. А передвижение — загляните в будущее на секунду, есть ли через 10 лет проблема передвижения без дорог?

Иван Шилов © ИА REGNUM

: На Дальнем Востоке есть.

Я говорю про квадрокоптеры, индивидуальные семейные. Маленькие самолёты, малая авиация.

: У нас есть территории, где мы и малой авиацией не можем дотянуться…

Есть. Мы бежим по кругу. Наши страны технологически развитые, мировые лидеры, они бегут впереди нас. Если мы будем бежать за ними, никогда их не догоним. А если побежим поперек, то окажемся там, где они ещё не были. Поэтому у меня логика такая, и Дальний Восток именно для этого — чтобы бежать поперек.

: Ключевым фактором, сдерживающим развитие портовых, и не только, регионов Дальнего Востока, является недостаточная пропускная способность железнодорожных путей. Президент поручил выделить 150 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба. Как вы считаете, достаточно ли этой суммы? Режим порто-франко будет введён в Советской Гавани Хабаровского края, где практически нет железной дороги, но есть проект по строительству терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов. В чём смысл, когда рядом Ванино, где уже сегодня между стивидорными компаниями сложилась жёсткая конкуренция за объёмы на железной дороге? Каковы шансы у компаний, которые решат инвестировать в Советскую Гавань?

Первая железная дорога в мире появилась в Америке, она была частная. Может, это повод отказаться всё же от государственного доминирования и монополизма? Если есть проблема — построй железную дорогу. Предприниматель начал строить какие-то объекты или активы. Во всяком случае, привлеки инвестирование, может быть, это будет частно-государственное партнёрство. Начали же мы строить частно-государственные дороги и платные. Время придёт и для железных дорог. Не являюсь специалистом в области цифр, достаточное или недостаточное финансирование. Исхожу из того, что государство может быть эффективным, время пришло и не позволит быть государству неэффективным, иначе его не будет.

: Согласитесь, что помимо железной дороги, у нас ещё и беда с флотом.

Почему я должен соглашаться?

: Это касается как торгового флота, так и промыслового. Достаточно посмотреть на причалы для наших судов, чтобы увидеть, какие старые ржавые суда под флагами разных стран швартуются повсеместно. Не берём во внимание специализированные угольные терминалы. С флотом что делать? Можно ли сказать, что мы потеряли флот? И делается ли что-то для восстановления флота?

Есть Софтфрахт, Пурин Дима, задайте ему эти вопросы. Флот, вот где людям удобно держать, под какими флагами, под теми пусть держат. А флот в огромном количестве строится, в том числе на судостроительной корпорации, которая строит и гражданские суда. Южная Корея строит их огромное количество. Запускаем на Большом Камне новую верфь «Звезда», которая планирует строить, в том числе гражданские суда. Насколько я понимаю, Объединённая судостроительная корпорация загружена заказами. Новые активы, тот же самый «Залив» из Крыма. Они не испытывают проблем. Что вы называете флотом? Если это малые рыболовные суда, тоже нет проблем, можешь разместить где угодно заказ — в Корее, Норвегии и в Турции. Проблема-то в том, чтобы загрузить наши верфи, потому что это важно, это стратегическая государственная задача. Решением может являться квота под киль: если ты хочешь получить квоты для вылова водных ресурсов, ты строй суда на наших верфях. Надо это довести до конца, чтобы заработало.

: В чём вы видите на практике главный плюс режима свободный порт Владивосток, и не поторопились ли с распространением этого режима на остальные территории Дальнего Востока?

Нет. Конечно, это должно быть, потому что как раз создавать монопольную позицию только порту Владивосток, в отличие от других портов, было не очень корректно. В разных портах уже есть существующие бизнесы, люди, готовые инвестировать и открывать новые бизнесы. Подобного рода решение позволило всем находиться в равной степени квотирования и преференций. Поэтому это правильное решение, а развитие уже идёт. Спросите у субъектов свободного порта. Там уже реальная борьба. Созданная ассоциация свободного порта Владивосток пытается очень конструктивно разговаривать с корпорацией по развитию Дальнего Востока, с министерством, защищать интересы своих членов, чтобы не допускать лишних некорректных поведений одного по отношению к другому. Идёт нормальное хорошее развитие. Что касается того, нужен ли свободный порт Владивосток, то наш исторический опыт говорит о том, что мы имеем прекрасный город Одесса, потому что он получил этот вид весь только тогда, когда он был свободным портом. То же самое и во Владивостоке. Всё основное развитие своё он получил тогда, когда был порто-франко. Поэтому мы просто исследуем историю и принимаем в соответствии с ней решения.

: У людей из глубинки часто возникают вопросы: вы развиваете Владивосток, видим, что-то делается с Петропавловском-Камчатским, что-то в Южно-Сахалинске, в Хабаровске, в Якутске. А провинция стала совсем провинцией, и люди спрашивают — мы-то вам совсем не нужны? Вот как вы относитесь к тем разговорам о том, что Дальний Восток хотят отдать китайцам?

Господи помилуй. Вы тут много видели китайцев? Я прилетаю сюда через всю нашу страну, выхожу во Владивостоке и вижу европейский город. Может, так получилось, что я ещё не объездил все маленькие города. Три года назад эту же речёвку произносили Хабаровск, Владивосток, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск. Эту же: что мы никому не нужны, нас бросят. Теперь её произносят маленькие отдалённые муниципалитеты. Но что такое режим ТОРа? Вся деятельность и стратегия Министерства развития Дальнего Востока: нужны точки роста. Это те самые ТОРы, где-то они в городах, где-то рядом с городами. Всех «залить» деньгами не получается, это было понятно ещё три года назад. А вот создать условия, чтобы в этих точках роста была реально хорошая культура, чтобы там рос бизнес, росли социальные условия для людей, это можно. Этим сейчас занимается правительство, и именно эти точки роста создаём. Ведь мы же говорим о дерегулировании в них. Общая система регулирования тяжеловесна, на мой взгляд, неэффективна. Проблемы КНДР видим по телевизору, уже президент отмечает, что реальная проблема связана с контрольно-надзорной деятельностью всех органов. Как это победить? Простыми методами это уже не победить. Но можно сделать выделенные территории ТОР и там своё регулирование. Тогда только позитивными практиками, когда полностью всё работает так, что там инвестклимат позитивный, культура соответствующая для того, чтобы там росли бизнесы, как грибы, тогда можно эту практику распространять на другие территории.

Сейчас нам нужно всем миром поддержать инструменты, введённые здесь, на Дальнем Востоке, чтобы получить эти лучшие практики, иначе победят контролёры, для них выгодно, чтобы эти эксперименты закончились неудачно. А для нас, обычных граждан, очень выгодно, чтобы все эксперименты со свободным портом Владивосток, с ТОРами закончились позитивно, чтобы там выработалась новая практика контрольно-надзорной деятельности, дерегулирование, создалась новая культура для жизни, роста, чтобы там росли наши дети, и они получали современное образование международного уровня. Вот что мы сейчас все делаем.

Раньше советских людей волновал вопрос: - Есть ли жизнь на Марсе? Судя по потоку писем и откликов на мои ролики про Сахалин, сегодня есть даже более интригующий вопрос: - Есть ли жизнь на Дальнем Востоке?

Пишут не только с Сахалина, но и из соседних регионов. Тех самых, которые по итогам выборов 18 марта вошли в пятерку и в десятку наименее лояльных вновь избранному президенту. Ну, допустим, на Сахалине это можно было объяснить головотяпством областной администрации. Однако, и Приморье, Хабаровский край, Амурская область, ЕАО и Якутия вошли в топ-лист неблагополучных регионов. Это означает, что есть системная проблема в управлении Дальним Востоком.

При этом, на мой взгляд, полпред президента Трутнев на своем месте. Только такой жесткий, бульдозерного типа лидер имеет шанс свернуть эти горы и расчистить авгиевы конюшни. Однако все реальные успехи Трутнева, как, например, выравнивание энерготарифов, опираются на госкорпорации. А там, где нужно бы опереться на поддержку федерального правительства и его ведомств, происходит сбой за сбоем.

Когда создавали специальное Министерство по развитию Дальнего Востока, думали, что это приблизит внимание правительства к дальневосточным регионам. Хотели как лучше. На деле получилось, как всегда и даже хуже. Внимание остальных ведомств к дальним регионам только ослабло. Мол, есть у вас свое министерство, ну и варитесь в собственном соку. А еще, по всей видимости, сказалось общее отношение премьера, а вслед за ним и аппарата правительства – и к Трутневу, и к министру Галушке. Мол, раз это не свои, то и помогать им не нужно. Что, разумеется, не снимает вопросов к самому министерству, даже не пытавшемуся искать новые формы работы, а просто плывшему по течению затхлой бюрократической заводи.

У меня и раньше были вопросы к премьеру и его якобы помощи президенту. Напомню, что на скандальных думских выборах 2011 года в регион, где шли на выборы или на участках, где голосовали Путин, Шойгу, другие лояльные члены путинской команды – были показаны честные результаты «Единой России». А вот там, где голосовал Медведев или постарались лояльные ему губернаторы, как в Тамбове, были явные проблемы. В результате раскрутки скандала либеральными СМИ все нападки были направлены почему-то на Путина, а не на Медведева. Хотя как раз понятно почему.

Вот и на этих выборах одним из самых скандальных регионов стал именно тот, где ключевым вице-губернатором до самого старта выборов работал личный помощник Медведева – Александр Дерновой. Видимо, он в течение двух лет готовил и обеспечивал спецоперацию по изъятию миллиардов из областного бюджета, строго следя, чтоб ни один проект развития на острове даже не стартовал.

Но еще более скандальным выглядит назначение именно на период выборов преемником Дернового и фактическим руководителем администрации Сахалинской области – бывшего пресс-секретаря губернатора Антона Волошко. Этот молодой человек, не имевший другого опыта работы, кроме журналистского, появился на Сахалине вместе с Дерновым. И похоже именно его тот оставил за себя, продолжая де факто руководить областью и выборами. Но уже не отвечая за их результат.

И что мы увидели по итогам работы этого присланного Медведевым тандема Дерновой-Волошко – опять скандалы и откровенные провокации. Столичный деятель, работавший в канцелярии премьера – должен понимать хоть что-то, как можно работать, а как нельзя, чтобы не подставить под вопрос легитимность выборов президента. Или наоборот, именно этого и добивались? Скандала и возникновения вопросов. Если бы не массовая мобилизация избирателей, которую лично обеспечил сам президент своим посланием, то при меньшей явке все эти скандалы, как на Сахалине, могли бы сыграть негативную роль.

Спрашивается, ну зачем было нужно губернатору Кожемяко за пять дней до выборов посылать свою правую руку, председателя областного правительства Щербину сделать громкое заявление – о том, что сахалинских пенсионеров, если они живут у родственников на Большой земле, нужно лишать северных надбавок к пенсии? Это что за политтехнология?

Нет, я верю в то, что губернатор Кожемяко поверил бывшему журналисту Волошко, что такой самострельный ход обязательно поднимет его личный рейтинг. Сначала такую грязную провокацию устроить, а потом выйдет губернатор весь в белом – и лично дезавуирует, покажет себя защитником народа. Но весь народ знает при этом, что Щербина вслед за Кожемяко по всем многострадальным регионам, как ниточка за иголочкой. Так что черная провокация шита белыми нитками.

А зачем было на одном из южносахалинских участков заведомо под видеокамеры открывать участок для голосования с уже заполненными урнами? Потом оправдывались, что это члены комиссии и охрана заранее проголосовали. Но ведь и это незаконно. Нельзя голосовтаь «заранее» на участке. Должны были голосовать после открытия. А главное – кто должен был сделать четкий инструктаж всем организаторам выборов? Так что можете выбирать в качестве главного провокатора одного из двух – либо вице-губернатора Волошко, либо мэра Южно-Сахалинска. А может быть и обоих сразу, тем более что мэр, по слухам, спит и видит себя на губернаторском посту, а значит мотив для подставы у него тоже был.

Не только в начале дня голосования, но и в самом конце сахалинские власти сделали всё, чтобы посеять сомнения в легитимности выборов или хотя бы подсчетё голосов. Спрашивается, зачем так громко вводить фактическое чрезвычайное положение на острове якобы из-за лавинной опасности. Весь день не было опасности, а в момент подсчета голосов она вдруг появилась. Кроме как созданием скандального информповода для либеральных СМИ объяснить такие провокации областного начальства невозможно.

И это только косяки последней недели выборов на острове невезения. А до этого было много другого, о чем я уже не раз рассказывал. Поэтому не случайно итоговое место Сахалина в пятерке худших регионов, притом что по бюджетному обеспечению регион, наоборот, всегда был в пятерке самых формально благополучных. Как говорится, на конкурсе идиотов сахалинский губернатор возможно мог бы занять второе место. Почему не первое? Потому что даже на это не способен.


Top