Ценностные ориентации российской и европейской молодежи. Модели государственной молодежной политики за рубежом (американские и европейские подходы) Структура и содержание европейской молодежной политики

1

В статье проведен сравнительный анализ основных элементов и направлений молодежной политики в России и зарубежных (в первую очередь западных) странах, направлений реализации целевых программ, способствующих совершенствованию различных сфер деятельности молодежи в данных странах. Кроме того, дана оценка эффективности используемых зарубежными государствами методов работы с молодежью и вовлечения ее в общественно-политические процессы этих стран, рассмотрена возможность использования данных методов в условиях современной России. Отдельным блоком в статье рассмотрена законодательная база молодежной политики в различных государствах. Сравнительный анализ молодежной политики России и зарубежных стран позволяет сделать вывод о возможности использования зарубежного опыта в российской практике, при условии адаптации его к нашим реалиям.

социальное неравенство

закон о молодежи

зарубежный опыт

молодежная политика

1. Европейская молодежная кампания «Все различны – все равны». – М.: Национальный Совет молодежных и детских объединений России, 2006. Вып. 1, 2.

2. Ильинский И. М. Молодежь в стратегии будущего России // Вузовский вестник. – 2007. – № 3.

3. Молодежная политика: зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2007. – № 4 (321).

4. Неуютная Россия // Электронное периодическое издание «Ведомости». http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/261903/neuyutnaya_rossiya.

5. Самсонов А. Молодежь деградирует нацию // http://pandoraopen.ru/2011-08-11/molodyozh-degradiruet-naciyu/.

6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2006.

Молодежная политика (МП) - это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни самой молодежи, которая в перспективе станет экономически активным населением страны.

Данная категория населения представляет собой социальный слой населения крайне важный для государства, поскольку молодежь - это те люди, которые придут на смену действующему в данный момент поколению. В этой связи потенциал подрастающего поколения, а также степень его соответствия потребностям страны и сложившимся условиям обуславливаются эффективностью молодежной политики.

Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического, воспитательного и т.д. Реализация указанных мер создает условия для достижения главной цели молодежной политики - создание благоприятных условий для наиболее результативного развития потенциала молодого поколения и дальнейшего направления появившихся возможностей на благо страны.

По мнению многих экспертов, ряд западных стран достигли в данной области хороших результатов. В связи с этим для России может быть полезным изучение их опыта в формировании и реализации молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).

Принципы и направления молодежной политики в западных странах зарождались в 50-60-е годы прошлого столетия на основе благотворительности и добровольности, а также государственной помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).

В 80-е годы XX века Европейские государства совершили прорыв в сфере образования молодежи, ориентируя, кроме того, молодых людей, на активный труд и профессиональный рост. При этом в основу молодежной политики европейских государств были положены следующие направления: во-первых, увеличение занятости молодежи и активная борьба с безработицей, во-вторых, образовательная политика и профессиональная подготовка молодых людей. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста. Осуществление политики разворачивалась под лозунгом «Молодежь - это Мы!».

Цель современной МП европейских стран - бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.

Анализируя деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить четыре страны, в которых она осуществляется наиболее эффективно, - Германия, Франция, Великобритания и Швеция.

Итак, в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики является ее направленность на молодежь, а не только на ее «проблемную» часть. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.

Государственная молодежная политика России имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом.

МП в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена в отдельную сферу деятельности, поскольку вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего, посредством воспитания).

В период перестройки 90-х годов XX века сложившаяся система оказалась полностью разрушенной. В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского Союза и завершением реформирования политической системы новой России.

В соответствии со «Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации» ее цель - развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что положительно сказывается на состоянии страны . Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности в обществе, предоставление молодежи возможности проявить себя.

Основными инструментами реализации молодежной политики современной России является информирование молодых людей об имеющихся возможностях развития.

Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100 % молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть - наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.

Согласно принятым в России законам молодежь - это люди от 14 до 30 лет. Тем не менее, по мнению общественных экспертов, в России до 1 миллиона беспризорных и безнадзорных детей, которые не посещают школы и пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков. Средний возраст молодых пьяниц опустился с 14-15 лет (данные 1960-х годов) до 11 лет. На учете в наркодиспансерах состоят 580 тысяч детей. За последние 5 лет число 15-17-летних больных алкоголизмом подростков выросло в два раза. В стране, по данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, 6 млн наркоманов, причем большинство из них молодые люди .

Как показывают события, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади, сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, уничтожению материальных ценностей и даже гибели людей. Согласно проведенным соцопросам в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76 % молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций, лозунги которых имеют националистический характер («Россия для русских», «Москва для москвичей» и т.д.).

В то же время опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создавать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере, ее подавляющего большинства).

Для охвата всего молодого поколения необходимо вовлечение непосредственно молодежи в обсуждение ее актуальных проблем, а также активное сотрудничество органов исполнительной власти и неправительственных молодежных организаций в вопросах создания благоприятных условий для адаптации молодежи к социальной действительности.

Так в западных странах уже многие годы активно создаются молодежные парламенты, различные советы при органах власти, где молодые люди учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения и доносить ее до органов власти.

В Германии проводится регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы в программы.

К сожалению, в России, по мнению многих ученых, действительную ситуацию в молодежной среде сегодня не знает никто: в стране нет серьезной структуры, отвечающей за изучение и оценки этой ситуации, за выработку мер, направленных на ее улучшение .

Самостоятельно молодежь не может найти свое место в обществе, поскольку не приспособлена выживать в сложившихся условиях (в первую очередь, с психологической стороны). Это приводит к тому, что в нашей стране молодые люди устраивают всякого рода массовые демонстрации, акции, протестные митинги, причем далеко не всегда мирного характера, а иногда и националистического. Популярным веянием последних лет стали флешмобы, которые зачастую носят абсурдных характер и никак не способствуют решению молодежных проблем и тем более развитию страны. И это вместо того, чтобы принимать участие в различных молодежных движениях, конференциях, форумах, семинарах, набираясь соответствующего опыта.

Одновременно с этим следует отметить, что важную роль западные страны отводят подготовке и реализации программ, направленных на искоренение расизма, антисемитизма, ксенофобии и иной социальной нетерпимости. Так в 2006 году была возрождена Европейская молодежная кампания «Все различны - все равны», которая проводилась Советом Европы, при поддержке Европейского Союза. Цель кампании состояла в мобилизации молодежи под единым девизом - с тем, чтобы все и всюду имели право быть самими собой, рассчитывать на равноправное и справедливое отношение к себе. Кампания служит продвижению ценностей, которые Совет Европы отстаивает уже 55 лет: каждый европеец имеет право на демократический выбор, права человека должны быть принципом жизни, в социальная справедливость - сердцевиной современного общества .

Практику организации подобных кампаний можно использовать и в российских условиях. Проведение кампаний такого рода важно именно сейчас, поскольку события последних лет показали, что молодежь нуждается не только в трудоустройстве и интеграции в общество, но и в защите своих интересов. Для молодежи также важно участие в жизни общества - города, школы, трудового коллектива.

Не менее важным при формировании государственной молодежной политики является ее законодательно-правовой аспект.

В западных странах действует «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 г., получившую название: «Молодежь - инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации. Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство. К примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.

В Германии молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи»; а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи - социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях») .

Следует отметить комплексный подход ряда европейских стран к реализации молодежной политики. Так, в частности, в Германии образовательные программы сочетаются с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Кроме того, отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.

Таким образом, молодежная политика зарубежных стран - это сложный, организованный и эффективный механизм, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении путей развития молодежной сферы в России.

В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.

Первым документом о молодежи был Закон СССР «Об основных началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 году. По мнению многих западных исследователей, это был один из самых лучших законодательных документов в данной области. Однако после событий декабря того же года закон утратил силу.

В дальнейшем с начала 90-х годов XX века было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей.

В декабре 2006 года была утверждена уже упомянутая выше «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектах, о чем уже говорилось выше. Однако и она не принесла должного результата, поскольку не было разработано реальных механизмов ее воплощения в жизнь. Современная обстановка в России, а также существующее положение молодых людей в обществе показывают, что МП в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки. По данным социологического опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 % до 21 %. Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39 %), высокообразованных респондентов (29 %), а также активных пользователей интернета (33 %) .

В сложившихся условиях России нужен новый закон о молодежи, которых будет отвечать современным реалиям. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере. В-третьих, закон должен заложить основы создания реального социального лифта вселяющего уверенность в молодом поколении, что при определенных условиях каждый может добиться своего, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены. Результат неработающего социального лифта - безразличие к выборам, появление радикальных группировок (скинхеды, нацболы), обострение межнациональных отношений, апатия молодежи, озлобленности против богатых и недоверие к властям. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса. Эта симптоматика весьма характерна для современной России. Программа лечения - запуск механизма социального лифта в кратчайшие сроки.

Таким образом, формирование адекватной ситуации и нацеленной на перспективу молодежной политики важнейшая и насущная проблема российской власти, данные требования актуализируются усиливающимся влиянием молодежных акций и движений на процессы стабилизации и дестабилизации государства и политической системы.

Очевидно, учитывая успешный опыт западных стран в формировании и реализации молодежной политики, нам не стоит в поисках решения молодежных проблем в России ограничиваться пределами своего опыта. В условиях развития многогранных интеграционных процессов вполне допустим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и традиций.

Рецензенты:

Скалепов А. Н., д.ф.н., доцент, профессор кафедры «Общественные науки» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), г. Москва.

Чаевич А. В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой международных отношений МАБИУ, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Зеленкова М.М. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7305 (дата обращения: 27.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Совет Европы провел обзоры молодежной политики в 14 странах: Испании, Кипре, Латвии, Литве, Люксембурге, Мальте, Нидерландах, Норвегии, Румынии, Словакии, Финляндии, Швеции, Эстонии. В отчете «Поддержка молодых людей в Европе: принципы, политика и практика» 13 сделана попытка проанализировать первые 7 обзоров Совета Европы, а также выделить общие тенденции и существенные различия.

С 1998 г. Совет Европы проводит тренинг курсы с целью развития компетенций молодых людей и содействия сотрудничеству государственных и негосударственных структур, занимающихся вопросами молодежи. Тренинг курсы проводятся на базе молодежных центров в г. Страсбурге и г. Будапеште.

    Миссии по консультированию в области молодежной политики

С 2002 г. Совет Европы консультирует по разработке и совершенствованию молодежной политики. Такие миссии были проведены в Словении, Венгрии, Хорватии, Сербии, Черногории и других странах.

    Европейский Центр знаний по молодежной политике

Центр является виртуальным и представляет собой информационный ресурс для молодежных работников.

Структуры Совета Европы, занимающиеся развитием молодежной политики:

    Директорат по молодежи и спорту;

    Совместный Совет по делам молодежи;

    Европейские молодежные центры в г. Страсбурге (Франция) и г. Будапеште (Венгрия);

    Европейский Молодежный Фонд;

    Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере.

Реализует молодежную политику Совета Европы Директорат молодежи и спорта, расположенный в Европейском молодежном центре в г. Страсбурге. Важнейшим методом работы Директората молодежи и спорта является соуправление, которое реализуется Совместным Советом по делам молодежи.

Совместный комитет состоит из двух частей – Европейского руководящего комитета по делам молодежи (CDEJ) и Консультативного Совета по делам молодежи (AC). Руководящий комитет состоит из представителей стран-членов Совета Европы и представителей государств, подписавших Европейскую Конвенцию по Культуре (Белоруссия и Священный престол). На сегодняшний день 49 представителей министерств, ответственных за реализацию молодежной политики, участвуют два раза в год в заседаниях Руководящего комитета. Консультативный Совет состоит из 30 представителей молодежных организаций Европы. Заседания комитетов проходят в 2 этапа: сначала отдельно, а потом вместе на Совместном Совете, где принимаются решения о деятельности совета Европы в молодежной сфере.

Совместный Совет отвечает за реализацию молодежной политики Совета Европы, определяет направления деятельности в области молодежи. Совет формулирует свою собственную позицию по приоритетным направлениям развитиям молодежной политики Директората, определяет основные приоритеты, задачи и бюджет для развития молодежного сектора. Его задача – обеспечение сотрудничества в молодежной сфере, формулирование задач и предложений по вопросам молодежной политики, разработка программ, охватывающих весь сектор.

Через совместное управление решаются основные вопросы и ставятся основные задачи в работе Европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда, определяются стратегические планы развития этих организаций.

Кроме того, существует Программный комитет по вопросам молодежи, главной задачей которого является экспертная оценка заявок молодежных организаций в Европейский молодежный фонд. Программный комитет состоит из 8 членов Руководящего комитета по делам молодежи и 8 членов Консультативного Совета.

Осуществление принципа совместного управления Совета Европы является самим по себе актуальным и ярким примером настоящего участия молодежи в принятии решений на общеевропейском уровне. Все решения и вся политика по вопросам молодежи будут иметь большее воздействие, большее признание и более высокое качество, если молодежь, молодежные работники и молодежные лидеры, а также молодежные организации будут привлекаться в процесс оценки, определения приоритетов и нахождения решений. Наконец, молодежь является экспертом, если речь идет о ее собственных жизненных условиях и ситуации. Поэтому принцип соуправления так актуален и значим.

Важнейшую роль в реализации образовательных программ играют Европейские молодежные центры Совета Европы.

Первый Европейский молодежный центр был открыт Советом Европы в Страсбурге в 1972 год. Будапештский молодежный центр был представлен в 1995 году. Центры распространяют основную философию Совета Европы в отношении молодежной политики. Через участие в разнообразных молодежных программах по развитию партнерских взаимоотношений между молодежными организациями и молодежными сетями Совет Европы вовлекает молодежь в процесс обсуждения и создания молодежной политики. Европейские молодежные центры ежегодно разрабатывают программу, которая включает в себя 40-50 мероприятий совместно с международными молодежными организациями и другими ассоциациями. Для этих мероприятий молодежные организации сами выбирают интересующую их тему, которая затем одобряется Программным Комитетом. Центр привлекает команду специалистов (эксперты, проводящие международные образовательные программы) для подготовки и проведения всех учебных сессий.

В добавление к учебным сессиям Европейские молодежные центры проводят симпозиумы и конференции раз или два в год, приглашая представителей разных общественных организаций, государственных структур, специалистов и исследователей в области молодежи со всей Европы, для которых создается возможность встретиться и обсудить основные темы и проблемы. Еще одним важным элементом программ реализации молодежной политики Директората молодежи и спорта в рамках Европейских молодежных центров являются четырехнедельные языковые курсы, проводимые специальными тренерами. Проводятся курсы английского, арабского, испанского, итальянского, немецкого, русского и французского языков. Курсы специально предназначены для работников молодежных негосударственных организаций, которые затем смогут применять полученные знания на местном уровне в работе организаций.

Европейский молодежный фонд, основанный в 1972 году, является подразделением Совета Европы. Его целью является усиление сотрудничества между молодыми людьми в Европе благодаря финансовой поддержке европейских молодежных программ, таких, которые будут развивать мир, взаимопонимание и сотрудничество в соответствии с основными ценностями Совета Европы: прав человека, демократии, толерантности и солидарности.

Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, проводимых негосударственными молодежными организациями и сетями, по основным приоритетам молодежной политики Совета Европы. Европейский молодежный фонд обеспечивает финансовое сопровождение обучающим программам и выпуску информации для молодежи, включающим видео-, аудиопродукцию, выставки, веб-сайты и другие материалы. Европейский молодежный фонд предоставляет ежегодные гранты для покрытия основных административных расходов по управлению и содержанию международных негосударственных молодежных организаций.

Партнерство между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере

Деятельность Совета Европы и Европейского Союза в сфере молодежной политики при всей схожести задач существенно различается по способам их осуществления. Если Европейский Союз, имея в своем распоряжении большие финансовые ресурсы, избрал основным способом работы реализацию централизованной программы, то Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами – членами. Эти различия определили возможности для сотрудничества с целью взаимодополнения.

Первая фаза сотрудничества в рамках программы Партнерства между Европейской Комиссией и Советом Европы в молодежной сфере начавшаяся в 1998 году, характеризовалась соглашениями, которые касались определенных сфер деятельности, тренинг молодежных работников, позже также исследования молодежи и сотрудничество с регионом Средиземного моря. 14 .

В настоящее время четыре основные цели партнерства:

Гражданственность, участие, воспитание в области прав человека, межкультурный диалог;

Социальная сплоченность, включенность, равенство возможностей;

Качество, признание и наглядность работы с молодежью и тренинга;

Больше познаний о молодежи и развитие молодежной политики.

Менеджмент программы Партнерства обеспечивается секретариатом, который финансируется, как и вся рабочая программа, - кроме финансируемых Комиссией мероприятий Кампании - поровну Европейской Комиссией и Советом Европы, несмотря на то, что секретариат располагается непосредственно в Директорате по молодежи и спорту Совета Европы.

Партнеры договорились совместно реализовывать такие программы как: Европейская молодежная кампания в интересах многообразия, прав человека и участия «Все различны – все равны»; проводить курсы для молодежных работников на тему Европейской гражданственности в рамках программы «Молодежь»; проводить программы в кооперации с уполномоченным ресурсным центром «SALTO»; сотрудничать в рамках кооперации с регионом Средиземноморья; образовательные программы для молодежных работников на звание магистра в области Европейских молодежных знаний на базе девяти европейских университетов; ряд программ, ориентированных на развитие молодежной политики в Российской Федерации, с Восточной Европой и Кавказским регионом, Юго-Восточной Европой.

Важным элементом сотрудничества является проведение «Продвинутых Тренингов для Тренеров в Европе», длительность которых около двух лет, где идет полный процесс погружения в учебный процесс. Создан единый пул молодежных тренеров.

В рамках партнерства действует Виртуальный Европейский центр знаний по молодежной политике, скорее известный под его английским названием «European Knowledge Center for Youth Policy». 15 Центр обеспечивает развитие знаний и распространение информации о реальном состоянии молодежной сферы в странах членах и странах-партнерах Совета Европы и Европейского Союза. Центр знаний создан в рамках Партнерства Совета Европы и Европейской Комиссии по вопросам исследований в области развития молодежной сферы и представляет собой сеть взаимодействующих экспертов из стран- членов и стран- партнеров данных международных институтов. Центр знаний является основным инструментом реализации Белой книги Европейской Комиссии «Новые стимулы для молодежи Европы» и призван содействовать процессам принятия решений в европейской молодежной политике. Основой работы Центра выступает деятельность по созданию аналитической базы и базы результатов научных исследований для усиления информационного обмена и конструктивного диалога по вопросам развития молодежной сферы в Европе.

Партнерство уделяет большое внимание изданию обучающих материалов. Издаются обучающие пособия T-Kits, Журнал Coyote, регулярно выходит бюллетень о предстоящих мероприятиях Совета Европы и Европейской комиссии в области молодежной работы, издается журнал «Forum 21», где можно найти информацию по реализации молодежной политики. Выпускается большое количество методических материалов, разной учебной литературы, информационных бюллетеней.

ЕВРОПЕЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Аннотация

В статье рассматривается реализации ключевых проектов европейской молодежной политики с 2008 года, ознаменованного мировым экономическим кризисом. Автор уделяет внимание ключевым целям, лежащим в основе данного направления. В статье затрагивается вопрос безработицы среди молодого населения Европейского Союза. В тексте приводятся статистические данные. Отмечается проблема группы населения, именуемой NEETs и степень ее влияния на европейскую экономику. Делается вывод о том, что в условиях нынешних реалий формирование и имплементация инициатив по молодежной политике заслуживает повышенного внимания.

Ключевые слова: молодежная политика, NEETs, Европейский Союз, Европа 2020.

Dudieva M.N.

Postgraduate student,

St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

EUROPEAN YOUTH POLICY IN THE POST-CRISIS PERIOD

Abstract

This paper presents the implementation of key projects in the European youth policy since 2008, marked by the global economic crisis. The author pays attention to the key goals underlying this direction. The article also considers the issue of unemployment among the young population of the European Union. This text contains statistical data. The problem of the population group called NEETs, and the degree of its influence on the European economy is noted. It is concluded that in the current situation, the formation and implementation of youth policy initiatives deserve increased attention.

Keywords: youth policy, NEETs, the European Union, Europe 2020.

В свете последствий экономического кризиса 2008г., оказавшего негативное влияние на жизнедеятельность большинства стран-членов ЕС, развитие и поддержка молодежной политики на общеевропейском уровне рассматривается как одно из перспективных направлений. Речь идет не только о демографической стороне вопроса, но и об обеспечении высокой конкурентоспособности ЕС на мировом рынке во многом благодаря высококвалифицированным специалистам, представляющих разные области знания.

Европейская молодежная политика объединяет в себе целый спектр вопросов, затрагивающих главные аспекты жизни молодых людей (образование, культурное обогащение, гражданская активность, трудоустройство и пр.). Основываясь на принципе эффективных инвестиций и повышения конкурентоспособности экономики, обозначенном в новой стратегии «Европа 2020», молодежная политика аккумулирует в себе многоплановую программу инициатив, мер и законодательных актов, регламентирующих данный процесс на каждом этапе .

На уровне ЕС реализацией и координацией молодежной политики занимается Генеральный Директорат по Образованию и Культуре. В его ведении находятся вопросы в области культуры, образования, молодежи, языков и спорта. В силу сложности и широты рассматриваемого вопроса в реализации ряда проектов принимают участие другие подразделения Европейской Комиссии, например, Директорат по занятости, социальным вопросам и включению. Примером такого сотрудничества выступает совместный проект под названием «The European Alliance for Apprenticeship» («Европейский Альянс для профессионального обучения»), представляющий часть программы «The Youth Guarantee» («Гарантии для молодежи»), заточенной на оперативное трудоустройство молодых людей в возрасте до 25 лет. Совместный проект призван облегчить взаимодействие ключевых звеньев для продвижения инициатив и учебных программ на всей территории ЕС. В систему деловых отношений включены ключевые фигуры, среди которых Европейский Социальный Фонд, Европейский Центральный Банк. Также выступают представители бизнеса, среди которых крупные корпорации Repsol, Siemens, молодежные организации, например AIESIC и другие, что позволяет устанавливать прямую коммуникацию между работодателями, образовательными учреждениями и службой занятости .

В 2001г. Европейская Комиссия приняла Белую Книгу «Новый стимул для европейской молодежи». Данный документ указывал главные идеи: активизацию гражданской позиции молодежи, поощрение ее участия в процессе принятия решений, и наконец, помощь молодежи в обретении независимости путем модернизации той части политики, которая напрямую касается удовлетворения ежедневных потребностей, таких как транспортная доступность, жилищные условия, гарантии соблюдении гражданских прав и уважение европейских ценностей. Принято считать, что именно Белая Книга дала старт международному сотрудничеству по вопросам молодежи благодаря примененному открытому методу координации, ставшему инструментом Лиссабонской Стратегии в рамках Европейской стратегии занятости. Суть метода заключается во взаимном оценивании под надзором Европейской Комиссии государствами-членами ЕС сделанных достижений без привлечения Европейского Парламента и Суда ЕС , .

В настоящее время главным документом проводимой политики, ориентированным на поддержку и адаптацию молодежи, является EU Youth Strategy 2010-2018 («Европейская Молодежная Стратегия 2010-2018»). Ключевые цели, заявленные в документе, имеют два вектора. Во-первых, обеспечение равных возможностей для молодых людей в получении образования и трудоустройстве, во-вторых, создание условий для привлечения молодых граждан к активному участию в общественной жизни. Как видно, обозначенные приоритеты затрагивают важные области жизнедеятельности. Именно в рамках данной стратегии проводится работа одновременно по восьми направлениям, среди которых особого внимания заслуживают блок «Занятость и предпринимательство», охватывающий формирование универсальных трудовых навыков, предоставление возможности прохождения практики и стажировки для студентов и выпускников, помощь в поиске работы. Блок «Образование» ориентирован на предоставление альтернативы людям, не получившим образование, проведение профориентаций, а блок «Социальная включенность» работает над предотвращением социальной изоляции той части населения, которая столкнулась с ощутимыми трудностями, например, с долгосрочной безработицей .

Проблемы, связанные со скорым трудоустройством в посткризисный период, возникли у населения разного возраста. Однако пристальное внимание остается обращенным на молодое поколение, в основной массе, пребывающее в состоянии перехода от получения образования к началу трудовой деятельности и на личном опыте переживающее понятие безработицы. Экономисты утверждают, что вследствие экономического кризиса 2008г. у молодежи в среднем в 2,5 раз больше шансов оказаться безработными, чем у старшего поколения. Наблюдаемое явление объясняется отчасти высокой конкуренцией на рынке, несоответствием имеющихся знаний и навыков соискателей запросам работодателей, отчасти широко распространенной системой применения временных трудовых контрактов, направленных в большей мере на защиту интересов компаний, что ставит под удар наемных работников .

Ухудшение мировой экономической ситуации спровоцировало по принципу домино общий спад производства, падение покупательской способности населения, массовые увольнения, наряду с ужесточением трудовых регламентов и сокращением социальных выплат. В Испании в 2010г. Правительством были урезаны выплаты по заработной плате для трудящихся госсектора, отменены пособия по рождению ребенка для сокращения дефицита госбюджета. Растущее недовольство населения ЕС, которое несогласно с принимаемыми мерами политики жесткой экономии, в последнее время нередко выливается в акции протеста и уличные демонстрации .

Национальные власти государств Южной Европы, испытывают значительные сложности, связанные в первую очередь с низким уровнем занятости. В этом регионе в статусе «безработного/ой» оказалось более половины молодого населения. Наиболее сложная ситуация была зафиксирована в Греции. Рост молодежной безработицы здесь составил более 30 %, в 2014г. достиг отметки в 52,4%. В Италии, где проблема безработицы также стала серьезным вызовом, рост показателей составил более 20% в период с 2008г. по 2014г., отметив повышение до 42,7% молодых безработных .

Для урегулирования сложной ситуации молодежной безработицы и приближения к ориентиру – установлению уровня 75% занятости экономически активного населения ЕС, обозначенному в Стратегии «Европа 2020», в 2010г. был запущен пакет инициатив под названием The Youth on Move («Молодежь в движении»). Название отражает ключевое направление – улучшение качества образования. Осуществление этой цели предполагается через модернизацию системы европейского высшего образования и расширение академических контактов за счет программ обмена для студентов и преподавателей. Однако одновременно с этими масштабными планами за последнее десятилетие обострилась проблема растущего год от года числа молодых людей, бросивших школу .

Эксперты говорят об определенной категории молодых людей в возрасте 15-29 лет, именуемой NEETs (not in employment, education or training), которые ни трудоустроены, ни учатся. В 2013г. численность этой группы в ЕС составила 13% или 7.3 млн.чел. Острота ситуации заключается в том, что неблагоприятная экономическая обстановка в разы увеличивает шансы некоторых молодых людей оказаться в рядах NEETs. В зоне риска находятся молодые люди, имеющие проблемы со здоровьем, препятствующие осуществлению полноценной трудовой деятельности, мигранты, молодежь, в чьих семьях родители разведены, молодежь с низким уровнем образования и люди с низким доходом. Причиной этого явления считается низкая конкурентоспособность, снижающая шансы на успешное трудоустройство и получение стабильного, достойного заработка. В 2011г. потери для экономики ЕС-26 от бездействия NEETs оценивались в 153 млрд.евро или 1.21 % ВВП .

В настоящее время государства-члены публикуют открытую информацию о том, какие сферы пользуются большей популярностью среди выпускников. Оказывается, что в качестве мест для прохождения практики молодые специалисты чаще всего выбирают сферу услуг (Румыния, Болгария, Франция, Ирландия). Для Италии характерен интерес к стажировкам в сфере туризма. Мальта, Болгария отмечают заинтересованность стажеров в работе промышленного сектора.

При рассмотрении европейской молодежной политики важно отметить успешный опыт реализации международных программ. В частности, широкомасштабную долгосрочную программу TEMPUS, запущенную в 1990г. и направленную на содействие сотрудничеству в области высшего образования между ЕС и странами-партнерами в рамках Лиссабонской стратегии и Болонского процесса. Еще одной успешной программой международной академической мобильности, получившей известность, является программа Erasmus + (2014-2020), функционирующая в настоящее время в рамках концепции непрерывного образования .

Говоря о международных программах академической мобильности, важно подчеркнуть, что данный вид сотрудничества не ограничивается сферой высшего образования. В рамках школьной ступени образования действуют проекты, среди которых программа «A Study Year in Spain/France/Germany» («Учебный год за рубежом»), «Коменский» («Comenius»). Для сферы профессионального обучения в 2014г. была запущена программа «Leonardo da Vinci» («Леонардо да Винчи») .

Таким образом, достижения европейской молодежной политики заслуживают того, чтобы быть рассмотренными в качестве положительного примера для других государств. Однако нельзя отрицать наличие ряда трудностей, препятствующих реализации молодежной политики. Наибольшее затруднение вызывает вопрос контроля процесса реализации проектов и программ на национальном уровне, что обусловлено особенностями политики государств-членов. В то же время важно отметить значительное увеличение финансирования академических программ на уровне ЕС с момента запуска молодежной политики, состоявшегося в 1988г.

В вопросе высшего образования существует серьезная проблема различия в количественном и качественном отношении между странами-членами ЕС. Для сравнения в Германии более половины (58%) молодежи в возрасте 24 лет получает высшее образование. Это значительно выше, показателей по Испании, где студентами высших учебных заведений являются менее половины молодых жителей страны того же возраста. В дальнейшем эти различия будут сказываться на процессе трудоустройства и построения карьеры молодого поколения.

Подводя итог, можно говорить о том, что вызовы современности, которым противостоят молодые жители ЕС, отражены в официальных документам и программах ЕС по европейской молодежной политике. Деятельность, проводимая на общеевропейском уровне, охватывает широкий круг вопросов, требующих значительной финансовой поддержки, времени и внимания со стороны всех участников процесса, заинтересованных в недопущении обесценивания человеческого капитала. На общеевропейском уровне проводится активная политика по расширению сети академических контактов, повышению мобильности молодых выпускников, налаживанию процесса трудоустройства молодежи. Сфера образования определяется как приоритетное направление, доля финансирования которого постепенно увеличивается. Информированность и повышенный интерес молодежи к проводимым мероприятиям разных уровней является показателем успешности проводимой политики и залогом преобразований, направленных на улучшение положения молодых жителей Европейского Союза.

Список литературы / References

  1. European Commission. Europe 2020 Stategy. Brussels, 3.3.2010 URL: // http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN:EN:PDF (дата обращения04.2018)
  2. European Alliance for Apprenticeship. Declaration of the European Social partners, the European Commission and the Lithuanian Presidency of the Council of the European Union // URL:http://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=14331&langId=en (дата обращения 04.2018)
  3. European Commision White Paper. A new impetus for European Youth. Brussels, 21.11.2001 URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52001DC0681&from=EN (дата обращения04.2018)
  4. Pochet P. Open method of Co-ordination. Perspectives on European Politics and Society. – 7 – № 1. 2006 URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15705850600839603?scroll=top&needAccess=true (дата обращения 22.04.2018)
  5. Commission of the European Communities. An EU Strategy for Youth – Investing and Empowering. Brussels, 27.4.2009 URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52009DC0200&from=EN (дата обращения 04.2018)
  6. Youth unemloyment rate – annual average, URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/images/4/42/Youth_unemployment%2C_2013Q4_%28%25%29.png (дата обращения 22.04.2018)
  7. Royal Decree-law 8/2010, 20 of May, adopting extraordinary measures for deficit reduction. BOE URL: https://www.boe.es/boe/dias/2010/05/24/pdfs/BOE-A-2010-8228.pdf (дата доступа04.2018)
  8. Unemployment rate and ratio, 2014-2016 URL: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:Youth_unemployment_rate_and_ratio,_2014-2016_(%25).png (дата обращения 22.04.2018)
  9. Youth on the Move. An initiative to unleash the potential of youth people to achieve smart, sustainable and inclusive growth in the European Union. Brussels, 16.9.2010 URL: http://europa.eu/youthonthemove/docs/communication/youth-on-the-move_EN.pdf (дата обращения 04.2018)
  10. European Foundation for Improvement of Living and Working Conditions. NEETs: Young people not in employment, education or training: Characteristics, costs and policy responses in Europe / Publications Office of the European Union. – Luxemburg. 2012. URL: https://www.eurofound.europa.eu/sites/default/files/ef_publication/field_ef_document/ef1254en.pdf (дата обращения 04.2018)
  11. Erasmus +. Programme Guide URL:https://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/sites/erasmusplus2/files/erasmus-plus-programme-guide2_en.pdf (дата обращения 05.2018)
  12. Informe sobre el estado y la situacion del sistema educativo. Curso 2009/2010. Madrid. Ministerio de educacion, 2010 URL: https://www.mecd.gob.es/dctm/cee/publicaciones/informes/informe-2009-2010.pdf?documentId=0901e72b80d9b2db (дата обращения 05.2018)

Top